Упражнения развитие память: Упражнения для развития памяти у детей

Содержание

Упражнения на развитие памяти у младших школьников

В младшем школьном возрасте идет интенсивное развитие произвольности всех психических процессов, что является немаловажным для школьника. Именно умение ставить цель и прикладывать волевые усилия при получении школьных знаний дают возможность легко и успешно обучаться. Для младших школьников особенно важно иметь хорошую произвольную память. Многие родители считают, что их детишки обладают отличной памятью, так как быстро запоминают разные предметы, тексты, события. Порой они гордятся способностью своего чада легко воспроизводить длинные сказки, стихи, считая, что в школе ребенок не будет испытывать никаких затруднений при запоминании учебного материала. Однако нередко при переходе в школу восхищение взрослых сменяется недоумением, когда первоклассник не может воспроизвести текст, выучить правило русского языка, повторить содержание задачи, пересказать описание картины. Чтобы этого не происходило, любящие родители должны вовремя позаботиться о развитии у маленького ученика произвольной памяти, являющейся ведущим психическим процессом в начальной школе. Решению этой задачи помогут специальные упражнения, которые каждый родитель сможет дома проводить со своим ребенком.

Что важно помнить родителям при развитии памяти у детей?

Если правильно подобрать и организовать развивающие упражнения для памяти, можно добиться хороших результатов в домашних условиях. Родителям нужно знать, что во время таких занятий необходимо учитывать определенные факторы (причины), которые влияют на обучение и делаюют его интересным для ребятишек. Специалисты советуют обратить внимание на психологические особенности младших школьников, как основные факторы формирования произвольной памяти:

  1. Обязательно поддерживать интерес к домашним занятиям. У маленьких учеников произвольные процессы находятся в стадии развития, поэтому их трудно увлечь монотонными упражнениями. Этого можно достигнуть, если задания будут творческие, увлекательные, постоянно меняющиеся.
  2. Развивать мотив (побуждение) к запоминанию, то есть школьник должен осознавать, для чего нужно запоминать учебный материал, как потом им можно воспользоваться, при помощи каких приемов легко запомнить трудную информацию.
  3. Одним из главных факторов запоминания является хорошо развитое внимание. Специалисты заявляют, что в восьмидесяти процентах запоминание зависит от умения сосредотачиваться и концентрироваться на объекте. Поэтому полезными будут комплексные упражнения на развитие сразу нескольких процессов: памяти, внимания, мышления.
  4. Пока еще у младшего школьника непроизвольность преобладает над умением ставить цель и прилагать волевые усилия, поэтому при домашнем обучении ребенку необходимы яркие впечатления. В этом плане развивающий материал необходимо преподносить школьнику в комфортном для него виде:
    • идти от простых заданий к сложным постепенно;
    • занятия не должны утомлять ребенка;
    • проводить совместную подготовку заданий;
    • вести дневник достижений школьника;
    • использовать поощрения за правильно выполненные упражнения.

Учим приемам запоминания в упражнениях

Младший школьник в отличие от дошкольника уже может самостоятельно пользоваться специальными приемами запоминания (мнемотехникой), если только хорошо научится ими владеть.

Важно: если научить ребенка мнемическим приемам, у него будет активно развиваться произвольное запоминание, которое сделает усвоение учебного материала доступным и быстрым.

Какими средствами родители могут обучить детей приемам запоминания? Универсальное средство, которое используют психологи и педагоги в работе с детьми, – это упражнения для развития памяти у младших школьников. При помощи увлекательных заданий можно не только развивать память, но и обучать ребят мнемотехнике, которая каждому человеку жизненно необходима.

Упражнения на визуализацию

«Вспомни и нарисуй»

Задание направлено на развитие мнемического приема — визуализации (умения припомнить образы мысленно).

Взрослый неторопливо диктует разные слова, предлагая школьнику к названному образу придумать и нарисовать соответствующий рисунок. Если образ связан с конкретным понятием, ребенку довольно легко выполнить задание, если понятие отвлеченное, то нужны соответствующие волевые усилия, например:

  • 1 группа — автомобиль, цветы на лугу, играющий мальчик, веселый праздник, солнечный день;
  • 2 группа — скоростной автомобиль, увядающие цветы, завистливый ребенок, праздник не получился, счастливый день.

Затем, в опоре на подготовленные рисунки, ребенок вспоминает продиктованные слова. Чтобы поддерживать интерес школьника к упражнению, нужно постоянно менять образы. На первых порах взрослый может подсказать, как изобразить отвлеченное понятие, например, при помощи символов (смайликов) показать «не получившийся праздник».

«Рисуем спичками»

Усложненный вариант представленного выше задания заключается в том, что школьнику вместо подготовки рисунков предлагается выложить образ для запоминания из спичек или счетных палочек. Взрослый диктует слова с интервалом в одну минуту, а ребенок создает образ. Затем идет припоминание продиктованных слов в опоре на «спичечное изображение». Кроме этого, в упражнении прекрасно совершенствуется мелкая моторика.

«Нарисуй, что запомнил»

При помощи этого упражнения развивается осознанное воспроизведение предметов и концентрация внимания.

Ребенку предлагается в течение 30 секунд внимательно рассмотреть изображения знакомых предметов. Затем рисунки закрываются, и школьник зарисовывает запомнившиеся предметы. После этого рисунки сравниваются с представленными изображениями. Количество предлагаемых предметов увеличивается постепенно (с 6 до 12). Возможно, в начале обучения этому упражнению первоклашке будет сложно изобразить все запомнившиеся предметы. Родитель должен учитывать это, поощрять за малейший успех, тогда задание быстрее усвоится.

«Представь предмет»

Упражнение помогает развивать слуховую или зрительную память, активизирует словарный запас.

Взрослый предлагает послушать слова и представить предметы, которые они обозначают. Затем ребенок рассказывает о запомнившемся предмете.

Например, лимон — овальной формы, желтый, душистый, кислый на вкус.

Для развития зрительной памяти используются рисунки предметов. Задание можно предлагать школьнику на прогулке, в поездке, так как оно не требует специальной подготовки.

«Запомни и отыщи»

Задание помогает активизировать осознанное воспроизведение. Школьнику предлагается запомнить несколько картинок с изображенными предметами. Затем картинки убираются, ребенок должен отыскать эти предметы на 10-12 сюжетных картинках. Подобное задание взрослый может предлагать для работы с цифрами и буквами, что очень полезно для первоклассника.

Упражнения на ассоциации

Классическим мнемическим приемом давно уже стали ассоциативные цепочки, когда одни объекты вызывают образ других. Психологи активно используют ассоциации при развитии произвольной памяти у детей.

Например, вспомнили с детьми новогодний праздник, в сознании сразу появляются образы Деда Мороза и Снегурочки, подарков.

Упражнения на ассоциации помогают сформировать навыки произвольной памяти. В дальнейшем это пригодится маленькому школьнику при запоминании учебного материала, где понятия логически не связаны, например, при изучении математических терминов, элементов сложения, вычитания, умножения, деления, таблицы умножения.

Ассоциативные цепочки используются на уроках ознакомления с окружающим, когда надо запомнить специальные термины, изучить карту, животный или растительный мир.

Также в начальной школы можно научить ребят приему символизации: выразить цветом настроение произведения, символом обозначить характер героя произведения, показать цветом свое отношение к содержанию текста.

«Какая картинка поможет тебе?»

Взрослый дает ребенку рассмотреть до 20 карточек с нарисованными предметами. Например, помидор, автобус, собака, чашка, шарик, карандаш и прочее. Поочередно называя слова для запоминания, ведущий предлагает выбрать ту картинку, при помощи которой легко запомнить слово. После проделанной работы ребенок в опоре на отложенные картинки воспроизводит запомнившиеся слова. В этом задании важно не торопить школьника, дать ему возможность установить связи между изображением и словом для запоминания. На первых порах взрослый помогает найти соответствующую картинку. Несмотря на сложность задания, упражнение хорошо развивает произвольность запоминания.

Например, для слова «овощи» подбирается картинка «помидор»; слово «пить» — картинка «чашка»; слово «круглый» — картинка «шарик» и т. д.

«Придумай историю»

Сложное упражнение для развития произвольности памяти, требующее определенного опыта, проводится со школьниками второго-третьего класса.

Взрослый предлагает ребенку прослушать несколько слов, которые нужно объединить в одну группу по какому-либо признаку, затем придумать событие, где слова собираются вместе одним сюжетом. Начать обучение лучше со слов, которые логически связаны, а затем, усложняя задание, переходить к словам, которые трудно связать логически. Такое задание помогает развивать не только ассоциативное мышление, память, но и воображение.

Например, предлагаются слова: чашка, цветок, вода, вкусный, радостно. Может получиться следующий сюжет: «На праздник сын подарил маме цветок, который она поставила в воду. Потом мама приготовила ужин, и вся семья пила вкусный чай из красивых чашек. Всем было радостно».

Постепенно ребенок учится сам устанавливать ассоциативные связи и объединять слова, внешне логически не связанные.

Важно: родителям не стоит ограничивать воображение ребенка при составлении рассказа. Детям лучше самим пытаться найти ассоциации, даже если они будут нескладные. Надо дать возможность воображению школьника, тогда он легко овладеет этим приемом запоминания.

Упражнения на запоминание текстов

Среди младших школьников можно выделить группы детей, которые по-разному запоминают учебный материал:

  1. одним достаточно раз прочитать произведение или прослушать объяснение учителя, чтобы запомнить и воспроизвести содержание;
  2. другие быстро заучивают материал, но также легко его забывают; 
  3. к третьей группе относятся дети, которые очень медленно и трудно запоминают, а затем быстро забывают выученный текст.

Родителям приходится приложить немало усилий, чтобы научить своего школьника правильному запоминанию сложного учебного материала.

С этой целью можно предложить приемы, направленные на осмысливание запоминаемого содержания.

«Представляем стихотворение»

Задание помогает научить младшего школьника мыслить образами, соотнося с ними запоминаемый текст. Обычно такой прием помогает при заучивании стихов. Взрослый учит первоклассника, читая текст, мысленно представлять соответствующую картинку, на этом основана техника запоминания. Вот как выглядит алгоритм запоминания:

  1. Прочитать первую строчку стихотворения.
  2. Представить содержание стихотворной строки при помощи образа.
  3. Проделать такую же работу со всеми четверостишиями.
  4. Вспомнить все придуманные образы и попытаться связать их со стихотворными строками.
  5. Повторное чтение стихотворения в опоре на образы.

Например, стихотворение И. Сурикова «Вот моя деревня» для заучивания в первом классе:

Вот моя деревня, (образ деревни, в которой современные дети бывают довольно часто, легко представить)
Вот мой дом родной, (

маленький домик-дача)
Вот качусь на санках
По горе крутой, (предложить ребенку вспомнить, как он катается на санках или снегокате с горки)
Вот свернули санки,
И я на бок — хлоп! (представить упавшего в сугроб ребенка довольно легко для школьника).
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

Для лучшего запоминания можно предложить первоклашке зарисовать такую смешную картинку, тогда запоминание пройдет еще быстрее.

«Склеиваем текст»

Для второклассников и старших школьников актуальными будут специальные упражнения на запоминание учебных текстов. Для этого разработана оригинальная методика: обучение склеиванию текста, разрезанного на части (абзацы, предложения, группы слов). Взрослый подготавливает содержание на отдельном листе бумаги. Текст читается ребенком, обсуждается со взрослым (идея содержания, кто является главным героем, какие события описываются и т. д.). Затем подготовленный текст разрезается на отдельные части. В разрезании может принять участие сам школьник, взрослый лишь показывает, как это лучше сделать. Затем идет сборка разрезанных частей. Так ненавязчиво школьник запоминает сложный по содержанию материал.Обычно такое задание увлекает детей, они самостоятельно могут использовать разрезание и склеивание любых текстов. Главное, родители должны подготовить тексты на отдельных листах бумаги, чтобы второклашка ненароком не изрезал книгу.

Кроме представленных упражнений, которые требуют определенной подготовки, можно порекомендовать родителям на прогулке, во время поездки, за вечерним чаем довольно простые, но интересные задания.

«Парочки»

Ребенку предлагаются парные слова, которые нужно запомнить попарно, а затем по первому слову припомнить второе (тетрадь — ручка, кукла — платье, мяч — нога, собака — кость, море — плавать, уроки — учить, дождь-зонт, лужа – промочить). При освоении упражнения школьник сам может придумывать «парочки». Упражнение можно проводить в семейном кругу.

«Раз словечко, два словечко, три …»

Взрослый предлагает школьнику прослушать 10 слов и запомнить их. Затем вспомнить слова в таком же порядке. За правильный ответ можно приготовить приз или баллы, которые потом суммируются и поощряются. Баллы записываются на отдельном листе бумаги, школьник следит за их накоплением.

«Ребусы, кроссворды, головоломки»

Много подобных заданий можно найти в детских журналах. Они не только приучают первоклашку и второклашку логически мыслить, но и развивают навык запоминания определенных понятий, терминов, алгоритмов решения.

«Считалки, скороговорки, потешки»

Народные потешки помогают активно развивать произвольную память, так как зачастую в их содержание входят логически не связанные между собой понятия, которые надо запомнить.

Помогает рифмованный текст, например:

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем в прятки мы играть.
Небо, звёзды, луг, цветы –
Ты пойди — ка поводи!

Улучшение памяти для студентов: рекомендации

Какой суперсилой хотел бы обладать любой студент? Думаем, гениальная память точно войдёт в топ-3 желаемых способностей. Ведь такая суперсила поможет тратить меньше времени на подготовку к экзаменам и при этом учиться на отлично.

Хорошая новость в том, что развитие памяти студента — вполне реальная задача. А как это сделать, не отрываясь от учёбы, мы расскажем в статье.

Ещё больше полезных материалов из мира образования ищите в нашем Telgram-канале. И не забывайте пользоваться актуальными скидками и акциями — это поможет учиться выгоднее.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Немного теории: как работает наша память

Как улучшить память для учёбы? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберёмся, что из себя представляет память и как она работает.

Благодаря современным исследованиям мы точно знаем, что у памяти нет чёткого места в головном мозге. Это скорее функция нервных клеток, которые создают между собой связи, когда мы изучаем новый материал или обучаемся нестандартным навыкам. Будет ли эта связь прочной или распадётся со временем, зависит от того, насколько упорно человек повторяет информацию или тренирует новоприобретённое умение.

Почему мы так много забываем? Это защитный механизм мозга

Что ещё мы наверняка знаем о памяти? Что она бывает двух типов:

  • краткосрочная;
  • долгосрочная.

Первая обладает ограниченным объёмом и не может удерживать более четырёх-семи (зависит от тренировок) объектов. После мозг обрабатывает новую информацию и переводит её в долгосрочную память, где она может храниться годами. Но что попадёт в это хранилище и осядет там мёртвым грузом, а что интегрируется в повседневную жизнь, мозг решает во время длинной фазы сна.

В младшем возрасте мы очень легко и быстро запоминаем информацию. А взрослых память иногда может подводить. Но это не повод вешать нос и готовиться к Альцгеймеру. Нейропластичность мозга может находиться на очень высоком уровне в любом возрасте. Главное помнить, что мозговую активность можно и нужно развивать.

Рекомендации по развитию памяти студентов

Как же улучшить память и работу мозга студенту? Мы собрали верные способы, которые помогут эффективно справиться с этой задачей. Условно мы разделили их на три большие категории:

  1. Упражнения для развития памяти.
  2. Развитие памяти в учебной деятельности.
  3. Правила жизни, способствующие развитию памяти.

Супергерой, который обладал идеальной памятью — это не марвеловский персонаж, а вполне реальная личность. Этого человека звали Соломон Шерешевский. Он работал в советской журналистике и участвовал в исследованиях учёного Александра Лурии. В чём секрет его гениальности? Он был синестетом, то есть «запоминал» слова и события всеми органами чувств.

Упражнения для развития памяти у студентов

Эффективные упражнения на улучшение памяти для студентов довольно просты, но требуют постоянной тренировки. Поэтому выделите себе хотя бы пять-десять минут в день, чтобы практиковаться.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте — это правильные квадраты, которые в классическом варианте содержат цифры от 1 до 25, разбросанные в случайном порядке. Задача студента — смотреть в центральную точку и искать глазами последовательный ряд чисел.

Эти таблицы используют не только для тренировки памяти, но и для того, чтобы развивать навыки скорочтения. Ведь при такой концентрации на центральной точке активно прокачивается периферическое зрение, а значит, человек может выхватывать больше информации.

​​​​​​​Упражнение «Четыре детали»

В этом упражнении необходимо наблюдать за людьми, зданиями, пейзажами — любыми окружающими объектами, выделять четыре необычные вещи и запоминать их. Например, по дороге в университет смотреть на прохожих и отмечать особенности походки.

Это упражнение не только тренирует память и внимание, но и помогает более увлекательно проводить время.

Важная особенность памяти — мы хорошо запоминаем только то, что входит в сферу наших интересов или непосредственно относится к нашей жизни. Именно поэтому различные тренажёры не работают. Так что, если вы решили практиковать «Четыре детали», обращайте внимание на те моменты, которые интересны с профессиональной или личной точки зрения.

Дворец Памяти

Это упражнение считается одним из самых древних. Его корни уходят в античные времена к самому Сократу. С помощью этой техники можно запоминать большие объёмы информации, сложную терминологию и стихотворения.

Как выполнять: при запоминании большого текста представляйте себя в хорошо знакомом помещении. Запоминая информацию, передвигайтесь в пространстве комнаты и «оставляйте» по пути слова и фразы. Чтобы воспроизвести выученный материал в будущем, вам всего-то нужно будет мысленно пройти по маршруту.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Рассказы из случайных слов

Повышать способности памяти можно и письменно. Для этого можно составлять небольшие рассказы из случайных слов.

Например, у нас есть три слова: танец, кружка и конь. Попробуем составить мини-рассказ:

Конь не знал, чем занять себя после непростого трудового дня. Залез в холодильник, обнаружил банку давно забродившего морса и налил его сгоряча в кружку. Хмель ударил в голову бедной лошадке. Конь расплылся в улыбке и пустился в бешенный пляс.

Этот танец хмельной свободы не остался незамеченным. А конь стал звездой ютуба.

Такое весёлое и несложное упражнение развивает не только память, но воображение и писательский талант.

Запоминание стихотворений

Классическое, но от этого не менее эффективное упражнение — учить наизусть стихи любимых поэтов.

Если вы всерьёз возьметесь за эту технику, то поймёте, что наша память работает не всегда одинаково. Вначале будет довольно просто, потом мозг начнёт буксовать и отказываться. Ведь это очень энергозатратно.

Но если вы преодолеете сложный период, развитая память и хороший багаж стихотворных произведений станут вашей наградой.

Развитие памяти в процессе учебной деятельности

Как улучшить память студенту, не отрываясь от образовательного процесса? Вот несколько полезных рекомендаций, которые позволят совместить приятное с полезным.

Учите новый материал по схемам

Известный факт — мы лучше запоминаем информацию, которая идёт в начале и в конце обучения. Всё, что попадает в среднюю часть, часто остаётся за пределами нашего внимания.

Чтобы снизить этот эффект и повысить объём запоминаемой информации, учите материал небольшими периодами. Например, можно использовать следующую схему: 30 минут учитесь — 5 минут отдыхаете.

Это поможет не устать в процессе обучения и точно запомнить больше и качественнее.

Пишите конспекты на лекциях

Кто не боролся со сном на лекции? Эта сверхзадача часто уводит на второй план вопрос качественного усвоения материала, особенно если лектор не очень увлекательно рассказывает.

Помочь себе можно, если научиться конспектировать с умом. Это приучит мозг выделять главное, обращать внимание на дополнительные примеры, а вам — быстрее повторять материал, готовясь к зачётам и экзаменам.

Читайте вслух

Самый простой способ улучшить память — это читать конспекты и учебные материалы вслух. Удивительно, но произнесённый текст лучше запоминается. А если ещё читать с чувством, толком, расстановкой и прочими артистическими фишками, результат будет в разы выше.

У этого способа есть ещё один плюс, о котором невозможно не сказать. Чтение вслух улучшает дикцию человека, делает речь чёткой и красивой. Конечно, если стараться.

Чтение вслух помогает не только больше запомнить, но и улучшить дикцию

Повторяйте изученный материал

Развитие памяти и учебный процесс невозможно представить без постоянного повторения. Можно, конечно, но результаты будут неутешительными.

Почему же так важно повторять пройденный материал? Наш мозг не только постоянно запоминает, но и забывает информацию. Это эволюционный механизм, который помогает человеку держать в памяти только важное и не сойти с ума от большого количества воспоминаний. А «важным» для мозга может быть совсем не то, что считается в учебной программе.

Чтобы не растерять с трудом полученные знания, повторяйте изученный материал по удобной схеме несколько раз.

Например, можно использовать следующий график повторений:

  • сразу после знакомства с материалом;
  • через 15-20 минут после изучения;
  • через 6-8 часов;
  • через 24 часа.

Если мозг во время чтения нового материала сталкивается с незнакомым словом, он зависает и не может адекватно воспринимать дальнейшую информацию. Ваша история? Не ленитесь, посмотрите значение непонятных слов и выражений в словаре, и только после продолжайте изучение. Так вы сможете качественнее понять и запомнить текст.

Играйте в ассоциации

Наша память обращает внимание на яркие и необычные моменты. Сплошной стандартный текст — это совсем не то, что можно быстро и легко запомнить. Помогите себе — придумывайте ассоциации. Яркие образы сработают как якоря и помогут вспомнить нужный материал и не потерять смысл.

Пересказывайте выученное

Помните старый анекдот о преподавателе, которого не понимали студенты:

— Ну и глупые у меня студенты! Один раз объяснил — не понимают, второй раз объяснил — снова не понимают, третий — сам понял, а они ни в какую!

Это не такой уж и анекдот, а доказанная методика запоминать и понимать новый материал. Ведь когда мы пересказываем другому, мы лучше разбираемся в смыслах и уже точно не забудем информацию.

Правила жизни, способствующие развитию памяти

Мы разобрались, какие упражнения помогают развивать память и как учиться так, чтобы запоминать больше. Однако все эти советы не помогут, если вы ведёте неправильный образ жизни и употребляете продукты, которые мешают мозгу адекватно работать. Поэтому развивая память, не забывайте о рекомендациях, приведённых ниже.

Откажитесь от сахара

Рафинированный сахар — это верный способ ухудшить свою память и когнитивные способности. Ведь уже через десять минут после того, как мы съели что-то сладкое, внимание падает и появляется вялость.

Лучше замените пирожные и торты фруктами и грецкими орехами. Особенно хорошо зарекомендовали себя бананы, черника и голубика.

Питайтесь умеренно

Почему у студентов хорошие способности к учёбе? Потому что они постоянно не доедают.

Это шутка, но в ней есть доля правды. Ведь после плотного обеда организм занят перевариванием пищи, а на обучение сил уже не остаётся. А лёгкий голод наоборот помогает мозгу поддерживать высокий уровень активности и запоминать больше нужной информации.

Занимайтесь спортом

Спорт и физическая активность — очень важные помощники памяти. Упражнения разгоняют кровоток, помогают клеткам насыщаться кислородом и поддерживают высокий уровень энергии.

Где нет энергии — там нет и памяти.

Поэтому даже если вы готовитесь к экзамену, не забывайте уделять повышенное внимание здоровью, выходить на прогулку и посещать спортивный зал. Это полезно не только для тела, но и для мозга.

Ещё один отличный способ развивать память — освоить медитацию. Такая практика успокаивает ум, помогает стать более уравновешенным и лучше запоминать нужное. С чего начать? С внимательного наблюдения за собственным дыханием.

Живите разнообразной жизнью

Чем больше у нас эмоциональных впечатлений, тем лучше общий тонус и память. Так что не забывайте посещать выставки, ходить в кино и театры, встречаться с друзьями и путешествовать.

Открывайте новые места и страны — и ваша память будет в восторге!

Обязательно высыпайтесь

Скажете, что этот совет самый банальный? Возможно. Но он самый важный! Хороший восьмичасовой сон — это не просто полезная рекомендация, это жизненная необходимость любого студента.

А всё потому, что наш мозг сортирует полученную за день информацию и переводит важные события из краткосрочной информации в долгосрочную только в фазе медленного сна. И если вы регулярно не высыпаетесь, то мозг просто не успевает выполнить все необходимые действия. В итоге, мы не помним то, что так усиленно зубрили ночью, и не можем ответить на простые вопросы преподавателя.

Поэтому ложитесь спать в одно и то же время, спите по восемь часов и будет вам хорошая память, высокая успеваемость и счастье в жизни.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Надеемся, теперь у вас есть весь арсенал нужных техник и способов, которые помогут развить память до невероятных высот. Пользуйтесь ими регулярно и учитесь на отлично. А если понадобится помощь в написании рефератов, курсовых или дипломных работ, смело обращайтесь в наш студенческий сервис!

Память, концентрация и здоровье мозга

Пища, которую мы едим, может иметь большое влияние на структуру и здоровье нашего мозга. Соблюдение диеты, стимулирующей работу мозга, может поддерживать как краткосрочную, так и долгосрочную функцию мозга.

Мозг является энергоемким органом, потребляющим около 20 процентов калорий тела, поэтому ему требуется много хорошего топлива для поддержания концентрации в течение дня.

Мозг также нуждается в определенных питательных веществах, чтобы оставаться здоровым. Жирные кислоты омега-3, например, помогают строить и восстанавливать клетки мозга, а антиоксиданты уменьшают клеточный стресс и воспаление, которые связаны со старением мозга и нейродегенеративными расстройствами, такими как болезнь Альцгеймера.

В этой статье исследуются научные данные о 12 лучших продуктах для мозга.

Поделиться на PinterestЖирная рыба содержит омега-3, которые улучшают здоровье мозга.

Жирная рыба является хорошим источником омега-3 жирных кислот. Омега-3 помогают строить мембраны вокруг каждой клетки тела, включая клетки мозга. Таким образом, они могут улучшить структуру клеток мозга, называемых нейронами.

Исследование, проведенное в 2017 году, показало, что у людей с высоким уровнем омега-3 повышен приток крови к мозгу. Исследователи также выявили связь между уровнями омега-3 и лучшими познавательными способностями или способностями к мышлению.

Эти результаты показывают, что употребление в пищу продуктов, богатых омега-3, таких как жирная рыба, может улучшить работу мозга.

Examples of oily fish that contain high levels of omega-3s include:

  • salmon
  • mackerel
  • tuna
  • herring
  • sardines

People can also get omega-3s from soybeans, nuts, flaxseed, and другие семена.

Темный шоколад содержит какао, также известное как какао. Какао содержит флавоноиды, тип антиоксиданта.

Антиоксиданты особенно важны для здоровья мозга, так как мозг очень восприимчив к окислительному стрессу, который способствует возрастному снижению когнитивных функций и заболеваниям головного мозга.

Флавоноиды какао полезны для мозга. Согласно обзору 2013 года, они могут стимулировать рост нейронов и кровеносных сосудов в частях мозга, отвечающих за память и обучение. Они также могут стимулировать кровоток в головном мозге.

Некоторые исследования также показывают, что флавоноидный компонент шоколада может устранить проблемы с памятью у улиток. Ученые еще не проверили это на людях.

Однако исследование, проведенное на людях в 2018 году, также подтверждает положительное влияние темного шоколада на мозг. Исследователи использовали методы визуализации, чтобы посмотреть на активность мозга после того, как участники съели шоколад, содержащий не менее 70 процентов какао.

Исследователи пришли к выводу, что употребление этого типа темного шоколада может улучшить пластичность мозга, что имеет решающее значение для обучения, а также может обеспечить другие преимущества, связанные с мозгом.

Как и темный шоколад, многие ягоды содержат флавоноидные антиоксиданты. Исследования показывают, что они могут сделать ягоды хорошей пищей для мозга.

Антиоксиданты помогают уменьшить воспаление и окислительный стресс. Антиоксиданты в ягодах включают антоцианин, кофейную кислоту, катехин и кверцетин.

В обзоре 2014 года отмечается, что антиоксидантные соединения в ягодах оказывают много положительного воздействия на мозг, в том числе:

  • улучшение связи между клетками мозга
  • уменьшение воспаления по всему телу улучшение обучения и памяти
  • reducing or delaying age-related neurodegenerative diseases and cognitive decline

Antioxidant-rich berries that can boot brain health include:

  • strawberries
  • blackberries
  • blueberries
  • blackcurrants
  • mulberries

Share on PinterestNuts and семена являются растительным источником полезных жиров и белков.

Употребление в пищу большего количества орехов и семян может быть полезным для мозга, так как эти продукты содержат омега-3 жирные кислоты и антиоксиданты.

Исследование, проведенное в 2014 году, показало, что более высокое общее потребление орехов связано с лучшей работой мозга в пожилом возрасте.

Орехи и семена также являются богатыми источниками антиоксиданта витамина Е, который защищает клетки от окислительного стресса, вызванного свободными радикалами.

С возрастом мозг человека может подвергаться этой форме окислительного стресса, поэтому витамин Е может поддерживать здоровье мозга в пожилом возрасте.

Обзор 2014 года показал, что витамин Е может также способствовать улучшению когнитивных функций и снижению риска болезни Альцгеймера.

Орехи и семена с наибольшим содержанием витамина Е включают:

  • семена подсолнечника
  • миндаль
  • фундук

Полное изучение воздействия витамина Е на мозг потребует дальнейших исследований.

Употребление в пищу цельных зерен — еще один способ получить пользу от действия витамина Е, поскольку эти зерна являются хорошим источником витамина.

Цельнозерновые продукты включают:

  • коричневый рис
  • ячмень
  • булгур, пшеница
  • овсянка
  • цельнозерновой хлеб
  • цельнозерновые макароны

Кофе — хорошо известное средство для концентрации внимания — многие пьют его, чтобы не уснуть и сосредоточиться.

Кофеин, содержащийся в кофе, блокирует в мозге вещество под названием аденозин, вызывающее у человека сонливость.

Исследование, проведенное в 2018 году, предполагает, что кофеин не только повышает бдительность, но и повышает способность мозга обрабатывать информацию.

Исследователи обнаружили, что кофеин вызывает увеличение энтропии мозга, что относится к сложной и изменчивой активности мозга. Когда энтропия высока, мозг может обрабатывать больше информации.

Кофе также является источником антиоксидантов, которые могут поддерживать здоровье мозга по мере взросления человека. Одно исследование связывает потребление кофе на протяжении всей жизни со снижением риска:

  • снижения когнитивных функций
  • инсульта
  • болезни Паркинсона
  • болезни Альцгеймера

Однако кофеин может влиять на сон человека, и врачи не рекомендуют его употребление всем.

Источник полезных ненасыщенных жиров, авокадо может поддерживать работу мозга.

Употребление в пищу мононенасыщенных жиров может снизить кровяное давление, а высокое кровяное давление связано со снижением когнитивных функций.

Таким образом, снижая высокое кровяное давление, ненасыщенные жиры в авокадо могут снизить риск ухудшения когнитивных функций.

Другие источники полезных ненасыщенных жиров включают:

  • миндаль, кешью и арахис
  • семена льна и семена чиа
  • рыба

Арахис – это бобовое растение с превосходными питательными свойствами. Они содержат много ненасыщенных жиров и белков, чтобы поддерживать уровень энергии человека в течение дня.

Арахис также содержит основные витамины и минералы для поддержания здоровья мозга, в том числе высокий уровень витамина Е и ресвератрол.

Ресвератрол — природный нефлавоноидный антиоксидант, содержащийся в арахисе, шелковице и ревене. Данные из обзорной статьи свидетельствуют о том, что ресвератрол может оказывать защитное действие, например, помогая предотвратить рак, воспаление и неврологические заболевания, включая болезни Альцгеймера и Паркинсона.

Яйца, которыми многие наслаждаются на завтрак, могут быть эффективной пищей для мозга.

Они являются хорошим источником следующих витаминов группы В:

  • витамин В-6
  • витамин В-12
  • фолиевая кислота

Недавние исследования показывают, что эти витамины могут предотвращать сморщивание мозга и замедлять снижение когнитивных функций.

Поделиться на PinterestБрокколи и другие овощи семейства крестоцветных богаты клетчаткой и питательными веществами.

Будучи низкокалорийным источником пищевых волокон, брокколи может быть полезна для мозга.

Брокколи богата соединениями, называемыми глюкозинолатами. Когда организм расщепляет их, они производят изотиоцианаты.

Изотиоцианаты могут уменьшать окислительный стресс и снижать риск нейродегенеративных заболеваний.

Брокколи также содержит витамин С и флавоноиды, и эти антиоксиданты могут еще больше улучшить здоровье мозга человека.

Другие овощи семейства крестоцветных, содержащие глюкозинолаты, включают:

  • брюссельскую капусту
  • китайскую капусту
  • капуста
  • цветная капуста
  • репа
  • капуста

Листовая зелень, включая капусту, может поддерживать здоровье мозга.

Как и брокколи, капуста содержит глюкозинолаты, а листовая зелень также содержит другие ключевые антиоксиданты, витамины и минералы. Вот почему многие считают капусту суперпродуктом.

Соевые продукты богаты особой группой антиоксидантов, называемых полифенолами.

Исследования связывают полифенолы со снижением риска развития деменции и улучшением когнитивных способностей при обычных процессах старения.

Соевые продукты содержат полифенолы, называемые изофлавонами, включая даидзеин и генистеин. Эти химические вещества действуют как антиоксиданты, обеспечивая целый ряд преимуществ для здоровья во всем организме.

В дополнение к изменениям в питании некоторые люди принимают добавки для улучшения работы мозга. Но действительно ли эти добавки работают?

Прием витаминов B, C или E, бета-каротина или магния может улучшить работу мозга, если у человека наблюдается дефицит любого из них. Если у человека нет дефицита, эти добавки вряд ли улучшат умственную работоспособность.

Исследования показывают, что прием женьшеня может улучшить эту производительность. Однако необходимы дальнейшие исследования, прежде чем врачи смогут рекомендовать женьшень для улучшения работы мозга.

Перечисленные выше продукты могут помочь улучшить память и концентрацию внимания. Некоторые из них могут также снизить риск инсульта и возрастных нейродегенеративных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера и Паркинсона.

Некоторые продукты содержат такие соединения, как полезные жирные кислоты, которые могут помочь улучшить структуру клеток мозга, называемых нейронами. Другие соединения, такие как сахара и насыщенные жиры, могут повредить структуры клеток головного мозга.

Продукты, стимулирующие работу мозга, как правило, содержат один или несколько из следующих элементов:

  • антиоксиданты, такие как флавоноиды или витамин Е
  • витамины группы В
  • полезные жиры
  • омега-жирные кислоты могут оптимизировать работу своего мозга, если:

    • не есть слишком много или слишком мало
    • достаточно спать
    • поддерживать водный баланс
    • регулярно заниматься спортом
    • уменьшать стресс с помощью йоги, осознанности или медитации
    • снижение потребления алкоголя

    Соблюдение диеты, стимулирующей работу мозга, также принесет много пользы всему организму.

    Головоломки и игры для развития когнитивных способностей

    Мы включили продукты, которые мы считаем полезными для наших читателей. Если вы покупаете по ссылкам на этой странице, мы можем получить небольшую комиссию. Вот наш процесс.

    Healthline показывает вам только бренды и продукты, которые мы поддерживаем.

    Наша команда тщательно изучает и оценивает рекомендации, которые мы делаем на нашем сайте. Чтобы установить, что производители продукта соблюдали стандарты безопасности и эффективности, мы:

    • Оцените ингредиенты и состав: Могут ли они причинить вред?
    • Проверьте все утверждения о пользе для здоровья: Соответствуют ли они существующим научным данным?
    • Оцените бренд: Работает ли он добросовестно и соответствует ли он лучшим отраслевым практикам?

    Мы проводим исследования, чтобы вы могли найти надежные продукты для вашего здоровья и хорошего самочувствия.

    Узнайте больше о нашем процессе проверки.

    Очень важно сохранять остроту ума, особенно сейчас. Хотя пандемия (может быть, вроде как) идет на спад, многие из нас все еще не получают ежедневной стимуляции, которую мы когда-то получали от переполненных офисов, счастливых часов и общественных мероприятий с друзьями и семьей.

    Чтобы не попасть в «туман пандемии», эксперты рекомендуют играть в игры дома, чтобы регулярно тренировать свой мозг.

    По словам Ребекки Маркус, LCSW, лицензированного психотерапевта из Нью-Йорка, специализирующегося на осознанности, игры для мозга важны по нескольким причинам:

    • Они могут помочь улучшить внимание, концентрацию и память.
    • Они могут помочь нам больше присутствовать в повседневных делах.
    • Хотя кажется, что игры для мозга не могут предотвратить возрастное снижение когнитивных функций и слабоумие, все больше исследований показывают, что они могут замедлить или отсрочить их.

    «Мы с большей вероятностью почувствуем себя рассеянными, у нас возникнут проблемы с концентрацией внимания или мы почувствуем забывчивость, если не будем заниматься физическими упражнениями и сохранять остроту ума», — говорит Маркус. «Точно так же, как мы не ожидаем, что будем ходить в спортзал в течение 3 месяцев, а затем навсегда иметь мышцы и силу, не продолжая тренироваться, то же самое относится и к тренировке нашего ума».

    По словам Маркуса, важно отметить, что игра, которую вы выбираете, должна постоянно становиться сложнее и разнообразнее. «Если [вы] просто играете одно и то же снова и снова, разум больше не испытывает затруднений и начинает работать на автопилоте», — говорит она.

    Помимо игр для мозга, она говорит, что есть еще один способ бросить вызов своему мозгу, просто меняя свои обычные рутины или задачи. Например, если вы гуляете со своей собакой каждый день по одному и тому же маршруту, попробуйте в один из дней пойти в другом направлении. (Видите? Легко!)

    Вы также захотите бросить вызов обоим полушариям своего мозга.

    Известно, что левое полушарие выполняет задачи, связанные с логикой, такие как естественные науки и математика, тогда как правое полушарие более визуально и интуитивно. Такие игры, как судоку и головоломки, отлично подходят для тренировки левого полушария мозга.

    С другой стороны, чтобы укрепить правое полушарие мозга, вам нужно «поддерживать острый эмоциональный интеллект, участвуя в разговорах, в которых вы пробуждаете эмоции других и настраиваетесь на них», — говорит Сара Шевиц, психолог, психолог. лицензированный психолог в Лос-Анджелесе.

    Вы также можете попробовать новые творческие увлечения, такие как:

    • рисование
    • фотография
    • творческое письмо
    • музыка или обучение игре на музыкальном инструменте

    При составлении списка мы учитывали различные критерии. Некоторые ключевые особенности включают в себя:

    • Мнения экспертов в этой области. Мы поговорили с двумя экспертами по психологии, чтобы узнать, на что обращать внимание при выборе игры.
    • Отзывы пользователей и отзывы клиентов. Мы рассмотрели отзывы пользователей и отзывы клиентов с различных веб-сайтов, продающих продукты.

    1. Эрудит

    Эта классическая словесная игра не только пробуждает соревновательный дух в каждой возрастной группе, но и обогащает ваш словарный запас и тренирует ваш мозг, чтобы сосредоточиться на одной задаче. С целым словарем слов на выбор, каждый раунд отличается, и вы никогда не устанете играть в эту игру. Это было примерно с 1948 ведь.

    Купить прямо сейчас на Amazon

    2. Саграда

    Саграда — это игра с размещением кубиков, которая занимает промежуточное положение между соревновательной настольной игрой и головоломкой. Цель состоит в том, чтобы тщательно построить витраж, размещая кубики в соответствии с цветом и оттенком, соблюдая при этом множество ограничений. Пользователи говорят, что им так понравилось играть в Sagrada, что по ночам им снились стеклянные кости.

    Купить прямо сейчас на Amazon

    3. Rummikub

    Эта простая в освоении и динамичная игра сочетает в себе удачу и стратегию. Игроки по очереди размещают пронумерованные плитки рядами и группами в стиле рамми. По мере изменения доски игроки постоянно корректируют свои плитки, пока все плитки на их стойке не исчезнут. Руммикуб может помочь отточить ваши навыки построения последовательностей, распознавания образов и планирования.

    Купить прямо сейчас на Amazon

    4. Головоломки

    Головоломки хороши тем, что они тренируют одновременно и левое, и правое полушария мозга. Головоломки требуют и логики, и интуиции, и творчества, и легко потеряться, работая над ними часами. Бонус: существует так много новых брендов эстетических головоломок, таких как Ordinary Habit, Piecework и Whiled, которые выделяют новых художников со всего мира.

    Купить прямо сейчас на Amazon

    5. Кубик Рубика

    Кубик Рубика известен как самая продаваемая и самая известная головоломка в мире. Эта портативная игра с более чем 43 квинтиллионами возможных ходов идеально подходит для стимуляции мозга в свободное время. Вместо того, чтобы листать страницы в социальных сетях или смотреть телевизор, сидя в приемной, попробуйте собрать кубик. (Но имейте в виду: это сложнее, чем кажется.)

    Купите сейчас на Amazon

    6. Azul

    Azul — это игра с размещением плиток, в которой игроки соревнуются за наибольшее количество очков, требуя плитки и размещая их на своем поле, чтобы набрать очки. точки. Это отличная стратегическая игра для всей семьи, и в 2018 году она получила желанную награду Spiel des Jahres — гарантия веселья и качества.

    Купить прямо сейчас на Amazon

    7. Судоку

    Судоку — это числовая головоломка, в которой вам нужно заполнить сетку числами от 1 до 9, причем каждое число появляется только один раз в строке, столбце или поле. Эта классическая игра заставляет вас мыслить критически и помогает улучшить навыки концентрации. Несмотря на то, что в настоящее время существует множество мобильных вариантов, нет ничего труднее, чем играть с ручкой и бумагой.

    Купить прямо сейчас на Amazon

    8. Наши моменты для пар: начало разговора для хороших отношений

    «Важно также поддерживать острый эмоциональный интеллект, участвуя в разговорах, в которых вы пробуждаете эмоции других людей и настраиваетесь на них. Выделите время для содержательного разговора с любимым человеком и улучшите свой эмоциональный интеллект, наблюдая и спрашивая, что он чувствует во время разговора», — говорит Шевиц.

    Этот набор карточек наполнен стимулирующими вопросами, такими как «Что вы больше никогда не попробуете?» или «Что вы потеряли с детства, что хотели бы вернуть?»

    Купить прямо сейчас на Amazon

    9. Кроссворды

    Результаты клинических испытаний показывают, что кроссворды помогают отсрочить начало ухудшения памяти у людей с деменцией. Эта мозговая деятельность помогает вам улучшить свои вербальные навыки и заставляет вас глубоко думать.

    Купить прямо сейчас на Amazon

    10. Шахматы

    Если «Королевский гамбит» не был достаточно вдохновляющим, игра в шахматы приводит к улучшению работы мозга, улучшению памяти и когнитивных способностей, стратегическому мышлению и повышению концентрации внимания. В этом 2019обзор исследования, ученые обнаружили, что когнитивные преимущества шахмат могут помочь защитить пожилых людей от деменции.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>