Тренируем память и внимание взрослых упражнения: Как развить память взрослым людям. Способы тренировать память.

Как развить память взрослым людям. Способы тренировать память.

Как развить память взрослым людям. Способы тренировать память.

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дата публикации: 17 января, 2022

Память – это базовая способность высшей нервной деятельности, основа для когнитивных функций. Ее развитость напрямую характеризует состояние мозга. Чем проще, быстрее и прочнее запоминает человек информацию, тем выше остальные показатели его интеллекта [1].

С возрастом, память нередко начинает слабеть, давать сбои, что приводит к общему падению продуктивности. Поэтому часто возникают вопросы: как взрослому человеку можно правильно развивать свою память и как надо лучше тренировать внимание? Действительно: от этих двух качеств зависит продуктивность в работе, успех в жизни и отодвигание старости мозга на неопределенный срок.

Содержание статьи:

  • 1 Что мешает лучше запоминать?
  • 2 Методы тренировки памяти
  • 3 Действенные занятия для улучшения памяти
  • 4 Измените образ жизни
  • 5 Список использованной литературы

Что мешает лучше запоминать?

Столкнувшись с проблемой усвоения информации, человек ищет способы, как и чем можно развивать память, пытается узнать, что действительно помогает, что делать, определяет лучшие советы.

Медики рекомендуют начинать с выяснения причины. Нужно искать, почему одна из когнитивных функций развита слабо изначально, или ухудшилась за последние недели, месяцы. От первопричины напрямую зависит подбор результативного метода восстановления и тренировки.

  1. Изначальная слабость запоминания с детства. Этот навык необходимо тренировать и развивать с первых лет жизни. Если в юности и в школьные годы вы не утруждали себя интеллектуальным трудом, то развить когнитивные способности во взрослом возрасте будет сложно.
  1. Неправильный образ жизни.
    Хронический стресс, недосыпы, неправильное питание, злоупотребление алкоголем или сигаретами. Это факторы, которые крайне негативно сказываются на здоровье и работе мозга.
  1. Перенесенные травмы головы, инфекционные заболевания мозга (энцефалит) и его оболочек (менингит) и их последствия.
  1. Регулярные переутомления. Негативно сказывается как психоэмоциональная, так и физическая постоянная усталость.

Разобравшись, что конкретно вам мешает проявлять интеллект во всей его мощи, можно перейти к выбору способа улучшения работы мозга.

Впрочем, существуют и универсальные методики, которые в том или ином варианте помогают укреплять способность к запоминанию.

Методы тренировки памяти

Столкнувшись с проблемой, человек хочет понять, как развивать свою память взрослому, можно ли это сделать, и с чего лучше начать, чтобы запоминать любую информацию правильно.

Ученые задавались этим вопросом на протяжении столетий. Современные технологии и данные нейрофизиологии человеческого мозга расширяют наши знания. И дают возможность разработать способы тренировки когнитивных способностей, благодаря которым получается улучшить интеллектуальные способности даже в зрелом возрасте [3].

Можно использовать методы, подходящие как для того, чтобы натренировать быстро память для запоминания информации, так и для улучшения концентрации внимания:

  • Освежайте события. Заведите дневник и вечером описывайте произошедшее в течение дня. Старайтесь вспоминать мелочи.
  • Постоянно учитесь. Известная проблема взрослого человека – отсутствие притока новой информации, которую необходимо усваивать, из-за этого мозг расслабляется. Изучайте иностранный язык или новый непривычный навык. Старайтесь совершенствоваться в нем, регулярно устраивайте себе проверки внимательности и запоминания.
  • Нарушайте рутину, привычный автоматизм жизни. Меняйте рабочую руку в бытовых делах. Чистите зубы, открывайте двери непривычной рукой. Выбирайте разные дороги на работу, готовьте по новым рецептам даже привычные блюда. Регулярно пробуйте новые вещи, хобби.
  • Развивайте воображение и способность к визуализации. Чем в больших подробностях вы можете представить событие или ситуацию, тем лучше мозг ее запомнит и сможет впоследствии воспроизвести.

Не стоит полагаться на эпизодическое применение перечисленных практик. Без регулярных тренировок они не принесут результата.

Что нужно делать для развития памяти, чтобы легко запоминать даже самую сложную информацию? Конечно, регулярно выполнять упражнения, так же, как и для поддержания физической формы.

Действенные занятия для улучшения памяти

Мы часто в детстве тренируем память, что позволяет лучше учиться в школе, быстрее запоминать стихи или формулы. Но, закончив обучение, забываем об этом необходимом тренировочном процессе.

Без постоянной поддержки, регулярных правильных нагрузок память взрослого человека начинает слабеть [4].

Для ее улучшения разработаны практические методики. Простые, на первый взгляд, упражнения, с постепенно повышающейся сложностью, оказывают заметный эффект и приносят желаемый результат.

Кроме советов по развитию памяти, существуют конкретные способы, подсказывающие, что делать и как упражнять мозг взрослому человеку:

  • Решение арифметических примеров в уме. Производя подсчеты, вы заставляете мозг работать, внимательно анализировать информацию. Введите в повседневную жизнь привычку в уме рассчитывать чаевые или итоговую сумму в чеке за покупки. Или перемножайте цифры в номерах машин на улице.
  • Разгадывайте кроссворды. Необходимость напрягать память, чтобы вспоминать никак не связанные между собой слова и факты, укрепит ее.
  • Описывайте предметы. Посмотрев некоторое время на вещь, закройте глаза и постарайтесь описать ее во всех подробностях. Для выполнения этого упражнения стоит брать предметы с большим количеством деталей. На более сложных уровнях – переключаться на полноценные картины и фотографии.
  • Учите наизусть стихи и песни. Ритм и рифма способствуют запоминанию. Сложнее это упражнение выполнять с прозаическим или техническим текстом, цифровым рядом. Запоминание наизусть номеров телефонов великолепно тренирует память.
  • Выполняйте действия вслепую в знакомой обстановке. Закрыв глаза, вы заставляете мозг в мельчайших подробностях вспомнить расположение вещей в комнате.
  • Делайте мысленные экскурсии. Упражнение направленно на одновременную активацию памяти и концентрацию внимания. Вам нужно в подробностях вспомнить какое-либо посещенное ранее место или дорогу на работу.

Использование различных средств и методик у взрослых – это действенное средство для тренировки и быстрого развития памяти [5], но не стоит забывать и о правилах жизни, позволяющих закрепить достигнутый, и превзойти свой результат.

Измените образ жизни

Прежде чем изучать, что именно хорошо развивает память, стоит обратить внимание на свой образ жизни. Ищите факторы, угнетающе действующие на нервную систему и работоспособность мозга. Пока их не устранить, курсы о том, как быстро научиться тренировать память, не дадут результата.

Если же к упражнениям и методикам добавить и соблюдение профилактических мер, то результаты в скором времени превзойдут все ожидания.

Для того чтобы сохранить внимание и способность запоминать с молодости, рекомендуется:

  • Спорт – элемент отменного самочувствия. Регулярные тренировки помогают мозгу и нервной системе переключиться, разгрузиться.
  • Отслеживать количество стресса. Негативное воздействие на нервную систему крайне отрицательно сказывается на когнитивных функциях.
  • Пересмотреть рацион, включив в него больше продуктов, полезных для мозга, улучшения памяти и внимания. При этом стоит ограничить потребление сладкого, тонизирующих напитков во второй половине дня, жирной пищи.
  • Прогулки на свежем воздухе добавляют кислород для питания и обновления клеток мозга. Также здесь проявляется физическая активность.
  • Отказ от курения никотина и его смесей, ограничение спиртных напитков, крайне пагубно сказывающихся на нервной системе.
  • Прием медицинских препаратов строго по рецепту врача. Самоназначение или изменение рекомендуемой дозы, могут привести к появлению нежелательных ментальных побочных эффектов [6].
  • Регулярный прием диетических комплексов для поддержания необходимого баланса полезных веществ, элементов и витаминов.

Если вы хотите быстро добиться серьезного улучшения, восстановиться после травм или повысить когнитивные способности, то стоит обратиться в специальный медицинский центр.

Изучив особенности вашей проблемы, врачи составят план специальной диеты и курса упражнений. При необходимости – пропишут безопасные препараты, улучшающие питание и работу мозга, а также подберут процедуры, стимулирующие мозговые клетки и развивающие память.

Список использованной литературы

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Ваш e-mail

Согласен (-на)с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных
Please leave this field empty.

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Please leave this field empty.

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Упражнения для тренировки памяти. Правила и «секреты» запоминания.

Благодаря пластичности мозга, мы можем до глубокой старости развивать его когнитивные функции, память и внимание, восприятие и мышление. Сегодня мы остановим внимание на упражнениях для развития памяти у детей и у взрослых, а также раскроем некоторые правила и «секреты» запоминания.

Согласно когнитивной психологии, изучающей познавательные процессы памяти, последняя является аспектом общего процесса обработки информации человеком. При этом информация сначала обрабатывается в периферических видах памяти, а оттуда попадает в кратковременную память. Здесь она предварительно обрабатывается, здесь сохраняется информация о текущих событиях, а затем, после последовательной и детальной обработки данных, происходит долговременное запоминание.

Упражнения для развития памяти у детей

В период с 3 до 7 лет у детей происходит бурное развитие непроизвольной памяти, мозг находится в активной фазе «поиска пищи». В этот период память стремительно развивается, опережая остальные способности. Благодаря развитой непроизвольной памяти, ребёнок легко «схватывает» всё яркое, привлекательное, запоминающееся, необычное, поэтому легко запоминаются сказки, стихи, считалочки. Как только ребёнок сам поставит перед собой задачу на запоминание – начинается работа, а с ней и развитие произвольной памяти. Нужно всячески поощрять желание ребёнка запоминать, потому что это станет залогом успешного развития всех познавательных способностей. В дальнейшем память ребёнка будет усиливаться с помощью специальных приёмов.

Помогайте ребёнку не просто запоминать материал, а правильно запоминать: так Вы поспособствуете ему адаптации к постоянным умственным нагрузкам, которые неизбежны в школе.

Мы предлагаем Вашему вниманию несколько упражнений для развития памяти у детей, рекомендованных для этого важного возраста:

1. Играем в слова.

Задание 1.

— Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты постарайся их запомнить. Начали!

Собака, стол, петух, черепаха, табуретка, кошка, стул, кровать, лиса, волк.

— Повтори, пожалуйста!

Задание 2.

— А как ты думаешь, можно эти слова как-то сгруппировать? Как бы ты это сделал?(Если у ребёнка есть разные варианты – это замечательно, но постарайтесь подвести его к идее создать две группы слов: предметы мебели и животные). Можете просто попросить: попробуй назвать сначала всех животных, а потом – предметы мебели.

Задание 3.

— Пожалуйста, перечисли мне ещё раз все эти слова.

Вы можете на основании полученных достижений проанализировать результаты игры. Запоминание 6-7 слов без деления на группы означает, что у Вашего ребёнка хорошая непосредственная память. Если ребёнок быстро сгруппировал слова и в результате запомнил большее их количество, чем вначале – значит, у него развита опосредованная память.

2. Развиваем осязательную память.

Вырежьте из картона геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, треугольник, круг.

Задание 1.

Сначала обговорите с ребёнком названия фигурок. Не заставляйте его учить новые названия, лучше придумайте их вместе. Исходите из того, на что фигурка похожа: например, одна – на шкаф, другая – на окошко, третья – на домик или палатку, четвёртая – на солнышко. В конце концов следует остановиться на том варианте, который выберет сам ребёнок.

Задание 2.

Пусть ребёнок закроет глаза, ощупает фигурки в определённом порядке и запомнит их. Но и Вы сами сразу определите и запомните этот порядок.

Задание 3.

— Расскажи, но только по порядку, какая фигурка была первой, какая второй, и т.д.

Задание 4.

После того, как ребёнок запомнит последовательность, можно научить его правильным названиям. Постарайтесь назвать и обсудить и такие признаки, как наличие углов, их количество, одинаковую или разную длину сторон.

Развивать осязательную память можно в любое удобное время, для этого не нужно особенной подготовки. Пусть ребёнок закроет глаза, после этого дайте ему какой-нибудь предмет и попросите прикоснуться к нему, ощупать, прислушаться к своим ощущениям, запомнить их. После этого пусть ребёнок ответит на вопрос, что бы это могло быть. Давайте друг другу предметы и угадывайте по очереди, превратите это в забавную игру.

Такие игры развивают как осязательную память, так и эмоциональную.

Упражнения для тренировки памяти у взрослых

В повседневной жизни мы каждый день тренируем память, сами того не осознавая. Например, запоминаем, что нужно купить в магазине, помним дни рождения родственников и друзей, пересказываем содержание недавно прочитанного произведения или просмотренного фильма – все это тоже своего рода упражнения для улучшения памяти. Но для того, чтобы развитие памяти происходило лучше и быстрее, этого недостаточно. Ниже приведены простые в использовании упражнения для тренировки памяти у взрослых:

Упражнение 1.

В течение 30 секунд запомните расположение линий на первом рисунке, затем закройте его и попробуйте соединить точки на втором рисунке таким образом, чтобы он соответствовал первому.

Упражнение 2.

В течение одной минуты запомните следующие слова:

•      жираф;

•      озеро;

•      сад;

•      июль;

•      отдых;

•      жизнь;

•      отель;

•      коньки;

•      листья;

•      бабушка.

Затем закройте листок и постарайтесь написать эти слова в таком же порядке. В дальнейшем Вы можете добавлять все больше и больше слов, усложняя тем самым себе задание.

Упражнение 3.

Внимательно рассматривайте все изображения в течение одной минуты.

Затем, не глядя на рисунок, назовите всех животных. Если легко – попробуйте в алфавитном порядке!

Упражнение 4.

У Вас есть 2 минуты. Постарайтесь за это время запомнить все картинки, приведённые ниже, в подробностях: имена девочек, их одежду и те приметы, которые их отличают друг от друга.

Прикрыв рисунки, проверьте себя и ответьте на следующие вопросы:

•      Вспомните имя девочки, которая пьет чай – Хуана или Мария?

•      Назовите имя девочки в белых носках.

•      Большие синие бантики были на голове у Мерседес или у Бабианы?

•      Синее платье и заплетенные косички были у Марии или у Мерседес?

Затем сравните свои ответы с оригиналом и, если имеются ошибки, исправьте их.

Упражнение 5.

В течение 30 секунд внимательно рассмотрите картинку приведенную ниже, затем закройте её и скажите, какая из четырех картинок ей соответствует.

Уделяя время упражнениям для тренировки памяти, вы сможете значительно её улучшить. В дальнейшем Вы также можете усложнять эти задания, например, сокращая время их выполнения.

Также Вы можете успешно тренировать память с помощью развивающих компьютерных игр онлайн .

Правила и «секреты» запоминания

Чем можно улучшить память? Если учитывать правила, помогающие улучшить запоминание, можно существенно облегчить себе этот процесс и получить при воспроизведении более точный результат. Знание этих приёмов и владение ими пригодится Вам при выполнении упражнений для улучшения памяти, поможет развивать память в повседневной жизни, а также облегчит изучение иностранного языка и усвоение нового материала.

Психологи рекомендуют использовать следующие советы и правила:

1. Что вызывает сильные эмоции или в данный момент действительно актуально – то и лучше запоминается. Отсюда вывод:

  • Стремитесь соединить поступающую для запоминания информацию с существующей системой потребностей.
  • Старайтесь во время запоминания создать для себя положительный эмоциональный фон.

2. Используйте сразу несколько анализаторов, например – зрительный и слуховой. Если подключить к этому процессу и логику, результат будет ощутимо лучшим.

3. Повторяйте материал перед сном, тогда на информацию не будут накладываться новые яркие впечатления, мешающие процессу.

4. Делите объёмный материал на части: так проще его запомнить, ведь большой объём потребует большего числа повторений.

5. Правильно повторяйте: в первый раз – не позже, чем через 1-2 часа, а во второй раз – не позже, чем через сутки-двое после первого запоминания. Просто повторять материал подряд – гораздо менее результативно.

6. Используйте ассоциации: так факты запоминаются легче. Неважно, какого рода ассоциацию Вы выберете – эмоциональную, образную или логическую. Важно, что Вам так удобнее, и что это работает!

Надеемся, что Вам пригодятся наши советы, игры и упражнения для памяти.

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Поделиться

FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte

Ученые обнаружили упражнения для тренировки мозга, которые улучшают память и внимание

Один из двух методов тренировки мозга, которые большинство ученых используют в исследованиях, значительно лучше улучшает память и внимание, обнаружили исследователи из Университета Джона Хопкинса. Это также приводит к более значительным изменениям в активности мозга.

Хотя это упражнение никого не сделало умнее, оно значительно улучшило навыки, необходимые людям для достижения успехов в учебе и на работе. Эти результаты, опубликованные на этой неделе Journal of Cognitive Enhancement предполагают, что можно тренировать мозг, как и другие части тела, — с помощью целенаправленных тренировок.

«Люди говорят, что когнитивная тренировка либо работает, либо не работает. Мы показали, что имеет значение, какое обучение вы проводите», — сказала ведущий автор Кара Дж. Блэкер, бывший постдокторант Университета Джонса Хопкинса в области психологических наук и наук о мозге. «Похоже, что эта задача показывает наиболее стабильные результаты и наибольшее влияние на производительность, и мы должны сосредоточиться на ней, если мы заинтересованы в улучшении познания посредством обучения».

Ученым, пытающимся определить, улучшают ли упражнения для мозга когнитивные способности, не повезло. Исследователи из Университета Джона Хопкинса подозревали, что проблема заключалась не в самой идее тренировки мозга, а в типе упражнений, которые исследователи выбрали для ее проверки. Они решили напрямую сравнить ведущие виды упражнений и измерить активность мозга людей до и после тренировки; по словам Блэкера, ныне исследователя в Фонде развития военной медицины Генри М. Джексона, этого никогда раньше не предпринималось.0003

Сначала команда собрала три группы участников, все молодые люди. Каждый прошел первоначальную серию когнитивных тестов, чтобы определить базовые уровни рабочей памяти, внимания и интеллекта. Всем также сделали электроэнцефалограмму (ЭЭГ) для измерения мозговой активности. Затем всех отправили домой на месяц отрабатывать компьютерную задачу. Одна группа использовала одно ведущее упражнение для мозга, а вторая группа использовала другое. Третья группа тренировалась на контрольном задании.

Учебные программы, которые сравнивал Джон Хопкинс, — это не коммерческие продукты, продаваемые потребителям, а инструменты, на которые полагаются ученые для проверки рабочей памяти мозга.

Каждый тренировался пять дней в неделю по 30 минут, а затем возвращался в лабораторию для еще одного раунда тестов, чтобы увидеть, изменилось ли что-нибудь в их мозге или когнитивных способностях.

Исследователи обнаружили, что группа, которая практиковала упражнение, известное как «двойное n-back», продемонстрировала 30-процентное улучшение своей рабочей памяти. Это было почти в два раза больше, чем у группы, работавшей над другой распространенной задачей, известной как «сложный отрезок». Группа двойного n-back также показала значительные изменения в активности мозга в префронтальной коре, критической области, отвечающей за высшее обучение.

«Двойной n-back» — это тест на последовательность запоминания, в котором люди должны помнить постоянно обновляемую последовательность визуальных и слуховых стимулов. Участники Университета Джона Хопкинса видели, как на сетке мигают квадраты, и слышали буквы. Они должны были вспомнить, были ли квадрат, который они только что видели, и буква, которую они услышали, одинаковыми, как одна круглая спина. По мере усложнения теста им приходилось вспоминать квадраты и буквы на два, три и четыре раунда назад. Это немного похоже на детскую электронную игру «Саймон», но вместо того, чтобы просто вспоминать звуки и цвета, вы должны помнить текущую последовательность и ту, которая была несколько раундов назад.

Другой тест, называемый «сложный диапазон», также включает в себя запоминание элементов в последовательности. Люди отвлекаются между элементами, но им не нужно постоянно обновлять элементы в своем уме.

Результаты показывают, что «двойной n-back» является лучшим режимом для тренировки рабочей памяти, на которую люди полагаются, чтобы временно удерживать в уме такие детали, как номера телефонов и направления. Эти навыки жизненно важны для того, как люди работают в школе и на работе, когда задачи новые, и вы не можете просто полагаться на старые знания и привычки, — говорит соавтор Сьюзен Кортни, нейробиолог из Университета Джона Хопкинса и профессор психологии и наук о мозге.

«Результаты показывают, что эта конкретная задача что-то меняет в мозге», — сказала Кортни. «Есть что-то в последовательности и обновлении, что действительно затрагивает то, что может делать только префронтальная кора, решение задач реального мира».

Следующим шагом, по словам исследователей, является выяснение того, почему «двойной n-back» так хорош для улучшения рабочей памяти, а затем выяснить, как сделать его еще более эффективным, чтобы он мог стать рыночным или даже клинически полезная программа тренировки мозга.

«Самый большой урок здесь состоял в том, что — да — интенсивные тренировки укрепляют познание и мозг, но мы до сих пор не понимаем, почему и как», — сказала Кортни. «Мы не можем просто переключиться на видеоигру и ожидать, что она вылечит все наши когнитивные проблемы. Нам нужны более целенаправленные вмешательства».

Тренировка оперативной памяти

Люди могут помнить почти бесконечное количество фактов, но лишь немногие элементы, хранящиеся в оперативной памяти, могут быть доступны и рассмотрены в любой момент.

Это причина, по которой человек может забыть купить одну или две вещи из мысленного списка покупок или почему большинству людей трудно складывать большие числа. На самом деле рабочая память может быть основой для общего интеллекта и рассуждений: те, кто может удерживать в уме множество элементов, могут быть хорошо подготовлены для одновременного рассмотрения сложной проблемы с разных сторон.

Если бы психологи могли помочь людям расширить объем рабочей памяти или заставить ее работать более эффективно, это было бы полезно для всех, от шахматных мастеров до детей с ограниченными возможностями обучения, говорит Торкель Клингберг, доктор медицинских наук, доцент кафедры когнитивной неврологии Каролинского института. в Швеции. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), например, могут получить особую пользу от тренировки рабочей памяти, говорит Розмари Таннок, доктор философии, психолог и профессор психиатрии в Больнице для больных детей в Торонто.

«Возможно, проблемы с рабочей памятью вызывают наблюдаемые поведенческие симптомы СДВГ: отвлекаемость, а также плохую успеваемость», — говорит она. Дефицит рабочей памяти может также лежать в основе некоторых нарушений чтения, поскольку он контролирует способность вспоминать слова, прочитанные ранее в предложении, говорит Таннок.

Но вопрос о том, как расширить рабочую память с помощью тренировок, и даже если это вообще возможно, остается предметом жарких споров среди психологов. Некоторые утверждают, что рабочая память имеет установленный предел примерно в четыре элемента и что индивидуальные различия в рабочей памяти возникают из-за способности группировать небольшие биты информации в более крупные фрагменты. Тем не менее, новое исследование предполагает, что объем рабочей памяти может расширяться с практикой — открытие, которое может пролить новый свет на эту центральную часть архитектуры мозга, а также потенциально привести к лечению СДВГ или других нарушений обучаемости.

Функциональные ограничения

В одном из таких исследований, проведенном исследователями из Сиракузского университета, была обнаружена потенциальная обучаемость при попытке разрешить дискуссию в литературе о пределах рабочей памяти.

С 1950-х годов психологи обнаружили, что один аспект рабочей памяти, иногда называемый фокусом внимания, имеет серьезные ограничения. Например, Джордж Миллер, доктор философии, основатель когнитивной психологии и профессор психологии в Принстонском университете, установил, что люди обычно не могут вспомнить списки чисел, длина которых превышает семь цифр. Те, кто превышал этот предел, имели тенденцию превращать меньшие группы чисел в более крупные, используя процесс, называемый «дроблением». Например, люди, знакомые со спецслужбами США, увидят группу букв «FBICIA» как две части, а не как шесть букв, и этот набор букв будет занимать в памяти человека только две ячейки, а не шесть.

Однако в последние годы появляется все больше свидетельств того, что ограничение рабочей памяти находится где-то между одним и четырьмя блоками информации. По словам Нельсона Коуэна, доктора философии, профессора психологии в Университете Миссури-Колумбия, пересмотр в сторону понижения является результатом новых методов, позволяющих удерживать людей от дробления информации, что может создать иллюзию большей фундаментальной емкости памяти. В одном распространенном методе предотвращения фрагментации участники повторяют бессмысленные фразы снова и снова, выполняя задачи на рабочую память, такие как запоминание списков чисел.

В недавнем обзоре литературы Коуэна, опубликованном в журнале Behavioral and Brain Sciences (том 24, № 1, страницы 87–185), утверждается, что различные показатели рабочей памяти сходятся к установленному пределу четыре предмета.

Другие исследователи предположили, что объем рабочей памяти ограничен еще больше — всего одним элементом. В исследовании Брайана МакЭлри, доктора философии, профессора психологии Нью-Йоркского университета, участники прошли тест рабочей памяти под названием «n-back». В задании участники читают ряд чисел, представленных по одному на экране компьютера. В самом простом варианте задания компьютер предъявляет новую цифру, а затем предлагает участникам вспомнить, какое число непосредственно предшествовало текущему. В более сложных версиях участникам может быть предложено вспомнить, какое число появилось две, три или четыре цифры назад.

МакЭлри обнаружил, что участники вспоминали непосредственно предшествующие числа за долю времени, которое им требовалось, чтобы вспомнить числа, представленные более чем одно число назад — открытие, опубликованное в Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition (Vol. 27, № 1, страницы 817-835.)

«Есть четкие и убедительные доказательства того, что одна единица находится в фокусе внимания, и нет прямых доказательств более чем одного элемента информации, расширенного с течением времени», — говорит МакЭлри.

Пытаясь примирить две теории, профессор психологии Пол Верхаген, доктор философии, и его коллеги из Сиракузского университета воспроизвели эксперимент МакЭлри, но отслеживали время отклика участников, когда они выполняли задание в течение 10 часов в течение пяти дней. (См. «Ноябрь Monitor », стр. 35.)

«Мы обнаружили, что к концу пятого дня… их рабочая память [объем] увеличилась с одного до четырех элементов, но не до пяти», — говорит Верхаген. «Похоже, что обе теории верны».

Фокус внимания может расширяться по мере того, как другие процессы рабочей памяти становятся автоматизированными, говорит Верхаген. Возможно, практика улучшает процесс привязки позиции к числу, освобождая ум для припоминания до четырех чисел, отмечает он.

Некоторые исследователи полагают, что обнаруженный Верхэгеном эффект практики отражает более эффективное кодирование информации, а не расширение объема рабочей памяти. По словам МакЭлри, измерения времени отклика, использованные Верхэгеном, не дают чистых показателей скорости извлечения данных из памяти, а изменения времени отклика с практикой могут указывать на то, что участники его исследования просто стали более опытными в ярком кодировании чисел, говорит он.

Если результаты Верхэгена удастся воспроизвести с помощью других задач, это может изменить представление ученых об ограничениях рабочей памяти. Вместо того, чтобы быть установленным ограничением, объем рабочей памяти может улучшиться с помощью практики — предполагается, что люди с проблемами с рабочей памятью могут улучшить свои способности с помощью повторения. Однако практика должна происходить от задачи к задаче, говорит Верхаген, и, как он указывает, «сомнительно, чтобы практика на n-back обобщала что-либо в реальной жизни».

Расширение границ

Однако новое исследование детей с СДВГ может показать, что такие задачи, как n-back, могут улучшить рабочую память в целом и могут помочь детям с этим заболеванием.

Люди с СДВГ, как правило, испытывают трудности с рабочей памятью, и этот дефицит может быть причиной их склонности отвлекаться и, как следствие, проблем в школе, говорит Таннок.

Стремясь облегчить эти трудности с помощью своего исследования, Клингберг провел рандомизированное контролируемое исследование 53 детей с СДВГ, в котором половина участников выполняла задания на рабочую память, сложность которых постепенно возрастала. Другая половина выполняла задания, которые не усложнялись по мере того, как дети становились лучше. Обе группы детей в возрасте от 7 до 12 лет выполняли такие задачи, как вспоминание списков чисел, по 40 минут в день в течение пяти недель.

Дети, которые практиковались со все более сложными задачами на память, лучше справлялись с двумя тестами на рабочую память, которые отличались от практических задач, чем контрольная группа, сообщил Клингберг в журнале Американской академии детской и подростковой психиатрии (Том 44, № 2, стр. 177-186.) Кроме того, родители детей с тренировкой памяти сообщили о снижении гиперактивности и невнимательности их детей через три месяца после вмешательства, в то время как родители участников контрольной группы не .

Последующие, еще не опубликованные эксперименты основаны на этих результатах, говорит Клингберг.

«Мы рассмотрели и другие группы: взрослых с инсультом, молодых людей без СДВГ, детей с… черепно-мозговыми травмами», — говорит он. «Общая закономерность [мы обнаружили] заключается в том, что если у вас есть проблемы с рабочей памятью и у вас есть возможность тренироваться, вы можете улучшить свои способности».

Некоторые исследователи предполагают, что тренировка памяти может оказывать большее влияние на мотивацию, чем рабочая память.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>