Идеомоторные упражнения примеры упражнений: Идеомоторные упражнения как реабилитация после инсульта

Идеомоторные упражнения в лечебной физкультуре: примеры тренировок

Современная медицина представляет широкий спектр различных тренировок, которые направлены на реабилитацию больных после тяжелых заболеваний. Например, восстановление движений после инсульта, травм головного или спинного мозга и прочее. Один из наиболее новых и прогрессивных методов — выполнение идеомоторных упражнений. Подробно о сути этой методики, а также примеры тренировок далее в статье.

Коротко о принципах тренировки

Название идеомоторных физических упражнений произошло от слова idea, что в переводе с греческого означает «образ», и motor, которое с латыни переводится как «движение». Суть данных тренировок заключается в том, что когда человек представляет какой-то двигательный акт, в его головном мозге появляются импульсы, подобные тем, которые возникают и при совершении этого акта.

Раньше идеомоторные упражнения широко применялись для развития интеллекта, когнитивных способностей. На современном этапе все большее внимание уделяется образному мышлению для развития двигательных функций.

Ученые, которые разрабатывали идеомоторные тренировки, утверждают, если длительное время представлять какой-либо двигательный акт, можно добиться таких же результатов, как при регулярном повторении физических упражнений. Данный эффект используется не только в лечебной физкультуре для реабилитации больных. Он также применяется для тренировки спортсменов. Усердно представляя на протяжении длительного времени какой-либо двигательный акт, в итоге можно довести его до совершенства.

Опыт с маятником

Чтобы доказать самому себе эффективность идеомоторных упражнений, рекомендуют сделать простой опыт. Для этого на нитку длиной 20 или 30 см нужно подвесить какой-то предмет. Например, ключ или кольцо. Далее следует нарисовать круг на листе бумаги и разделить его на 4 сектора. Конец нитки берут в руку и ставят локоть на стол.

Если на данном этапе представить, как маятник двигается в определенном направлении по отношению к кругу, он действительно начинает перемещаться соответственно вашему образу. Хотя рука в этот момент находится в абсолютно расслабленном состоянии. Например, вы представили движение маятника против часовой стрелки. Он действительно начинает двигаться таким образом.

Конечно, опыт редко получается с первого раза. Некоторым нужно пристально смотреть на груз, у кого-то лучше получается представлять с закрытыми глазами.

Психологические особенности организма

Эффективность идеомоторных упражнений в ЛФК во многом зависит от индивидуальных особенностей человеческой психики. В зависимости от способа ориентации в пространстве люди делятся на два типа:

  • моторные или двигательные;
  • зрительные.

Если для людей первого типа для осуществления двигательного акта более важны ощущения сокращения мышц, чувство силы тяжести, то для зрительного типажа людей большую роль играют визуальные ориентиры. Поэтому первому типу людей рекомендуют представлять сокращение своих мышц, попробовать почувствовать, как сокращение и расслабление мышечных волокон сменяется во время двигательного акта. Второму типажу легче использовать образ воображаемого человечка, который делает определенные движения. Зрительному типу проще развивать когнитивные способности при помощи воображения.

Правила выполнения упражнений

С первого взгляда может показаться, что идеомоторные упражнения очень простые. Лежи и представляй себе, как ходишь, двигаешь руками и так далее. Но таким образом едва ли получиться добиться существенного результата. Необходимо представлять не только двигательный акт, но и все этапы его осуществления. Нужно вспоминать, как сокращаются мышцы во время определенного движения, какие ощущения появляются при этом.

Для максимальной эффективности идеомоторных тренировок нужно следовать нескольким правилам:

  1. Представлять в удобной для себя позе, желательно с закрытыми глазами.
  2. Представлять движение максимально подробно, полностью концентрируя на нем свое внимание.
  3. Представлять движение в замедленном действии.
  4. Если вдруг появляется ощущение подрагивания мышц или судороги, не стоит зажиматься и прекращать выстраивать образ.
  5. Сосредотачиваться на каждой группе мышц в отдельности. Думать, какие мышцы растягиваются при этом. То есть образ должен подкрепляться мышечно-суставным чувством.

При успешном выполнении перечисленных выше правил через какое-то время человек начинает непроизвольно двигаться. Это значит, что устанавливаются прочные связи между программирующей и устанавливающей системами.

Устройтесь как можно более удобно, максимально расслабьтесь. Очистите голову от всех ненужных мыслей. Отгоните тревогу и неуверенность. Нужно быть максимально уверенным в результате и оптимистично настроенным.

Психологи рекомендуют уделять внимание правильному дыханию. Дышать следует глубоко, чередовать глубокие вдохи и выдохи. После нескольких таких циклов дыхания сделайте максимально глубокий вдох. Мысленно втяните верхнюю часть живота и выдохните. В этот момент под грудью появляется ощущение тепла. Чтобы закрепить это приятное ощущение, повторите упражнение.

Пример идеомоторной тренировки: расслабление ног и туловища

Теперь пришло время сосредоточиться на разных участках тела. Начнем с ног. Вообразите, что вы сначала поднимаете ноги вверх, вытягиваете их, а затем расслабляете, опустив пятки вниз. В нижней части ног (икрах, стопах) появляется ощущение тепла. Повторите упражнение несколько раз мысленно, чтобы несколько продлить это ощущение.

Чтобы расслабить противоположную группу мышц, представьте, что тяните носки максимально вверх. Вообразите напряжение стоп, голени и резко расслабьте. Ноги от пяток и колен окутывает приятное тепло.

Теперь пришло время расслабить верхнюю часть ног и туловище. Для этого представьте, что вы подняли ноги высоко-высоко, согнули их в тазобедренном суставе. Вытяните их мысленно вперед, а потом резко расслабьте. Все ноги вплоть до туловища покрываются приятным теплом, будто вы опустились в горячую ванну. Повторите упражнение несколько раз.

Пример идеомоторной тренировки: расслабление рук и шеи

После того, как нижняя часть тела полностью расслаблена, перейдем к примерам идеомоторных упражнений для ощущения легкости в руках.

Сначала посмотрите внутренним взглядом на свои руки: плечи, локти, предплечья, кисти, пальцы. Прочувствуйте, как каждое мышечное волокно расслабляется. Ощутите тепло, которое идет от кончиков пальцев по всему телу. Чтобы повысить это ощущение, представьте, как вы крепко сжимаете руки в кулаки. Подержите их так несколько десятков секунд, а потом резко расслабьте руки. В кистях должно появиться легкое покалывание.

Потом вообразите, что вытягиваете руки максимально вперед. Представьте, как растягиваются все мышечные волокна, и тело подается вслед за руками. После этого резко расслабьте руки. Представьте, как растопыриваются пальца на обеих кистях. Сохраните это ощущение на несколько секунд, затем резко расслабьтесь.

Чтобы сбросить напряжение в верхней части рук и плечевом поясе, вообразите, как напряжены все мышцы наверху. Представьте, как вы стараетесь дотянуться плечами до мочек ушей. Потом быстро опустите плечи, мысленно расслабив каждую мышцу.

Расслабьте шею, сначала представив, как все мышцы на ней максимально напряжены, после чего они внезапно становятся релаксированными.

Идеомоторные тренировки для реабилитации

Методы идеомоторных упражнений для реабилитации после травм или инсультов лучше всего применять после тренировок на расслабление тела, которые представлены выше. Таким образом, все мышцы будут расслаблены. Тело более податливо для тренировки образами.

Выбор вида идеомоторного упражнения зависит от того, функция каких мышц пострадала. Так, при наличии пареза (слабости) в правой руке нужно представлять именно эту мускулатуру. Лучше делать это следующим образом:

  1. Сделать идеомоторные упражнения на расслабление.
  2. Далее начинать представлять движения в руке, начиная с дистальных отелов (кончиков пальцев) до проксимальных (плечевого пояса).
  3. Начинать следует с более простых упражнений: сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в руке.
  4. Постепенно переходят к более сложным образам: письмо, держание ложки и прочее.

Заключение

Рассказывая о том, что это — идеомоторные упражнения, стоит отметить, что они являются скорее дополнением к основной лечебной физкультуре в реабилитации больных. Лучше всего ускоряет восстановление двигательных функций выполнение всего комплекса ЛФК: 14 изотонические, изометрические и идеомоторные упражнения.

Пример идеомоторной тренировки — Психологос

На фото — области применения идеомоторики.

Приведу пример из далекого уже 1971 года. То, что я увидел тогда, буквально ошеломило меня и не перестает удивлять до сих пор. Дело было в Душанбе, на олимпийской базе по прыжкам в воду. На так называемом «сухом» трамплине (с которого прыгают не в воду, а в яму, заполненную поролоном) тренировалась мастер спорта, входившая в пятерку лучших в стране. Спортсменка отрабатывала прыжок «из передней стойки два оборота вперед в группировке с разбега». Её тренер, довольно молодой человек, имевший несколько учеников, входивших в сборную команду СССР, сидел, откинувшись на спинку стула, закинув ногу на ногу, и очень спокойно, даже философски-меланхолично говорил после каждого прыжка одну и ту же фразу: «Надя, выноси руки. ..» Наблюдая со стороны за ходом тренировки, я подсчитал, что это он повторил 22(!) раза, после чего так же очень спокойно произнес: «Надя, пошла к черту…». На этом тренировка закончилась и расстроенная спортсменка, ни сказав ни слова, ушла. Подойдя к тренеру, я назвал себя и между нами произошел короткий разговор:

— Скажите, пожалуйста, почему Надя никак не выполняла Вашего указания?

— Это нужно у нее спросить, — многозначительно усмехнувшись, ответил тренер.

— А можно мне разобраться в чем тут дело?

— Пожалуйста! — как бы одаривая высочайшей милостью, ответил он, за что я ему весьма благодарен, так как в те годы нередко на мое предложение оказать ту или иную помощь спортсменам, их наставники отвечали в том плане, что «не лезьте, уж, в душу с разными там психологиями».

Пригласив Надю к себе в номер, я спросил ее: «Скажите, пожалуйста, что такое «выноси руки»? И эта 16-летняя весьма смышленая и приятная девушка объяснила мне, что в момент отталкивания от трамплина кисти рук нужно поднять над собой («вынести») предельно высоко и лишь после этого начинать «крутку», то есть то вращательное движение вперед, с которого и начинается само сальто.

— А в чем была Ваша ошибка?

— Я поднимала руки лишь до уровня плеч, не выше головы и сразу начинала «крутку».

— Почему же Вы, зная, что нужно делать, не делали этого? — удивился я.

— Не знаю… — растерянно ответила девушка. — Я знаю, что надо делать, но не знаю почему это у меня не получается…

Подобный ответ я слышал потом не раз от многих спортсменов, представлявших самые различные виды спорта — он является весьма характерным при неспособности точно выполнить нужное движение. Итак, запомните эту формулировку — я знаю, что надо делать, но не знаю почему у меня это не получается. А я теперь знаю, почему…

С помощью грузика, подвешенного на нитке к указательному пальцу ведущей руки я проверил у спортсменки качество связей между ее мозгом и мышцами — они оказались вполне удовлетворительными, на хорошую «тройку». Затем объяснил в чем сущность идеомоторных образов и чем они отличаются от зрительных и попросил сделать следующее — стоя с опущенными руками закрыть глаза и идеомоторно представить правильный «вынос» рук, после чего открыть глаза — для меня это будет сигналом, что задание выполнено. Включил секундомер и стал наблюдать за спортсменкой. Прошли три секунды (время, более чем достаточное, чтобы представить правильный «вынос» рук), шесть секунд, десять, а спортсменка все еще не открывала глаз. — В чем дело, Надя? — мягко спросил я. — Не могу представить, — ответила она виновато. Я не поверил, я был поражен! Мне в те годы казалось, что представить можно всё, что угодно, а тем более такое простое движение как «вынос» рук. Опыт повторили. Снова прошло 10 секунд, а глаза по-прежнему оставались закрытыми.

— Простите, — прервал я опыт, — а что Вам видится, что происходит в Вашей голове, когда Вы представляете правильный «вынос» рук?

— Я вижу, что руки поднимаются на уровень плеч, не выше головы, а дальше никак не идут… Но я очень стараюсь их мысленно поднять так, как надо… Не получается… — растерянно ответила девушка.

Так вот где, как говорится, собака зарыта! Многократно (не 22 раза, а по меньшей мере 1222 раза) произведенные неверные движения оставили в памяти спортсменки настолько прочный соответствующий след, что он никак не хотел уступать места правильному мысленному представлению этого элемента спортивной техники.

Чтобы выйти из создавшегося положения, мы поступили следующим образом — с помощью правильно выполняемых «выносов» рук начали «пробивать» путь от мышц в мозг. Для этого Надя 10 раз подряд в слегка замедленном темпе и очень точно физически произвела правильный подъем рук, произнося каждый раз слово «вверх!». Выполнив такое задание три раза подряд с перерывами в одну минуту, Надя снова закрыла глаза и попробовала мысленно представить нужное движение в его идеальном варианте. Теперь ее руки в ее мысленном представлении стали подниматься несколько выше, чему она очень удивилась и обрадовалась. В общем, поработав таким образом около 40 минут, мы добились, что спортсменка наконец-то смогла представить правильный «вынос» рук и начала это мысленно делать столько раз подряд и правильно, сколько требовалось. А на следующее утро во время тренировки ее руки как бы сами по себе начали выполнять нужное движение так, как это полагалось!

— А вы оказывается можете работать тренером, — несколько удивленно сделал вывод наставник Нади.

▷ ПРАКСИАС | Виды и стимулирующие упражнения

Когда мы говорим о праксиях, мы обычно имеем в виду неврологический процесс, который позволяет нам эффективно организовывать, планировать и выполнять движения и навыки всех типов, от более низкой до более высокой сложности, которые выполняются для достижения цели или выполнить что-либо. Обычно это ранее заученные движения или действия, которые выполняются при столкновении с определенным стимулом.

Наверное, будет легче понять, что такое праксия, если мы приведем несколько примеров. Таким образом, некоторые из наиболее распространенных праксий — это движение ключа при входе в замок, движение, которое мы делаем, когда чистим зубы, движение, которое мы делаем, когда берем ложку и подносим ее ко рту, среди многих других.

В результате большинство любых действий, совершаемых людьми, являются праксиями. И, как и ожидалось для произвольных идеомоторных задач, пирамидные тракты (отвечающие за двигательную активность, начатую бессознательно), экстрапирамидная система (отвечающая за контроль и регулирование автоматических и бессознательных движений) и премоторная кора являются основными механизмами, оказывающими влияние.

на праксиях.

Как мы используем праксии?

Как мы объяснили в предыдущем разделе, праксии — это заученные, скоординированные движения, которые позволяют нам достичь определенной цели. Причем эти движения будут выполняться автоматически и, как следствие, выполняются совершенно бессознательно. Очевидно, что праксии очень полезны в нашей повседневной жизни. Использование автоматизированных движений по стимулу или предмету позволяет развиваться более эффективно. И это именно то, что позволяет нам выполнять множество действий быстро, даже не «думая об этом», как некоторые могли бы сказать. Представьте, какой была бы ваша жизнь, ваши ежедневные взаимодействия с остальным миром, если бы каждое ваше движение должно было выполняться полностью осознанно, отслеживая и контролируя каждый шаг этого движения или задачи.

Кроме того, у праксий есть еще одно преимущество. Позволяя нам имитировать действия или движения, они также позволяют нам учиться на действиях или движениях других. И, как многие из вас знают, это один из основных способов, которым люди учатся и развиваются на протяжении всей своей жизни. Подводя итог, можно сказать, что праксии имеют основополагающее значение для того, чтобы мы могли более эффективно взаимодействовать с окружающим миром.

Основные типы Praxias

В целом существует пять основных типов праксий: идеомоторная, идеаторная, конструкционная, лицевая и одевающая праксии. Далее мы более подробно определим каждый из этих типов:

Идеомоторный : этот тип праксии определяет преднамеренное выполнение жеста или простого движения. Обычно эти жесты или движения будут выполняться в ответ на приказ, стимул или для имитации движения, например, сделать испуганное лицо или имитировать использование ключа.

Идеаторный : эти праксии связаны со способностью запускать последовательность жестов для использования объектов реального мира. Например, взять банку и наполнить стакан водой или открутить винт отверткой.

Конструктивный : это способность планировать и выполнять движения, необходимые для копирования рисунка, моделирования объекта, решения головоломки или следования рецепту.

Лицо : они определяют произвольное выполнение движений или жестов с различными частями лица, такими как губы, глаза, язык и т. д.

Одевание «Поскольку она может быть включена в другие идеаторные праксии, ей обычно придается большее значение при работе с неврологическими пациентами. Обычно понимается как знание того, куда идет каждая одежда, и знание того, как одеться самому.

Упражнения для стимуляции праксий

Как мы видели в предыдущих разделах, праксии могут включать как моторные, так и когнитивные функции. Это означает, что мультидисциплинарный подход, опять же, будет очень полезен для тех пациентов, которым необходимо использовать упражнения для стимуляции праксий. Другими словами, совместная работа речевых и языковых патологов, нейропсихологов, эрготерапевтов и физиотерапевтов будет иметь ключевое значение для достижения наилучших возможных результатов.

В результате существует множество способов стимуляции праксий как с физической, так и с когнитивной точек зрения. Когда мы смотрим на физические упражнения, мы видим, что показывать пациентам ложку и предлагать им подносить суп ко рту — хороший способ, например, тренировать идеомоторные праксии. В результате у Rehametrics есть несколько упражнений, в которых используются реальные среды, где пациентам придется использовать различные типы объектов для выполнения движений или жестов. Некоторыми примерами являются упражнения, называемые бимануальной координацией, одновременной координацией или сгибанием локтя. В качестве когнитивных упражнений мы находим различные типы заданий, например, «Кухня» или «В шкафу».

Больные апраксией

Praxias очень тесно сотрудничают с другими когнитивными функциями, поэтому, когда происходит неврологическая травма, они также могут быть затронуты. Если это произойдет, мы столкнемся с апраксией . Апраксии представляют собой трудности или невозможность правильно выполнять движения, которым научились до травмы или неврологического состояния. Вообще говоря, апраксия может возникнуть при повреждении префронтальной коры, первичной или вторичной моторной коры, мозжечка или базальных ганглиев и задней части мозга (образованной височной, теменной и затылочной долями).

Основными клиническими симптомами, связанными с этим состоянием, являются неспособность выполнить движение в ответ на объект, неспособность правильно манипулировать объектом или адекватно имитировать движение. В результате у человека, страдающего апраксией, будут затронуты некоторые из упомянутых выше способностей. Например, человек, страдающий идеомоторной апраксией, не сможет воплотить идею в жизнь. Это может означать, что этот человек сможет завязать шнурки (что является автоматическим действием), но не сможет правильно пользоваться пультом от телевизора (поскольку он или она не будет знать, для чего используется этот предмет).

Идеомоторные движения в лечении боли

Существует множество подходов к практическому лечению, используемых профессионалами мануальной терапии. В остеопатии методы мануальной манипуляции часто широко определяются терминами «прямой» и «косвенный». Прямая техника относится к приложению внешней силы для воздействия на ограничительный барьер и включает мобилизацию импульсной техникой, МЭТ, артикуляцию и массаж мягких тканей. Напротив, непрямые техники, такие как функциональная техника, техника напряжения-противодействия и облегченное позиционное высвобождение, как правило, не связаны с ограничительными тканевыми барьерами и пытаются вызвать изменения посредством рефлекторных соматических реакций.

Некоторые движения обычно являются неотъемлемой частью мануальной терапии для лечения боли. Хотя многие виды мануальной терапии полностью состоят из пассивных движений, все больше данных свидетельствует о том, что чрезмерное увлечение пассивным лечением или стратегиями выживания является сильным предиктором хронизации и повышенного риска инвалидности. Подходы активного ведения и мануальная терапия, включающие активные компоненты, обычно включают предписывающие движения и упражнения, направленные на решение конкретных функциональных задач или на определенные нарушения, которые, как предполагается, имеют отношение к клинической картине.

Американский физиотерапевт Барретт Дорко предложил уникальный подход к непрямой мануальной терапии боли, который привел к разработке метода, описанного как Простой контакт . Хотя в этом подходе используется мануальная обработка, аналогичная другим распространенным непрямым остеопатическим манипулятивным техникам, модель не опирается на гипотетическую патофизиологию или детальную оценку состояния пациента на наличие малозаметных дисфункций, которые трудно обосновать. Цель метода не в том, чтобы привнести в тело пациента пассивные движения или направить активные движения, а в том, чтобы предоставить пациенту среду и возможность исследовать большее выражение спонтанных, самостоятельных движений. Предпосылка Дорко заключается в том, что у людей с механически индуцированной или сохраняющейся болью активные движения, направленные на уменьшение механической деформации вовлеченных тканей, будут проявляться как инстинктивная и не требующая усилий двигательная реакция. Эта присущая активность называется идеомоторным движением, или идеомоторикой.

Описания идеомоции присутствуют в медицинской и психологической литературе с 1852 года, когда лекция Уильяма Карпентера была перепечатана в Трудах Королевского института Великобритании. Карпентер определил идеомоцию как третью категорию бессознательного, инстинктивного поведения, которое также включает экситомоторную активность (например, дыхание и глотание) и сенсомоторную активность (например, моргание и реакции испуга).

Идеомоция может быть описана как инстинктивное, автоматическое выражение, непосредственно связывающее доминирующие ментальные представления с действием без промежуточного волеизъявления. Идеомоторная теория предполагает, что двигательные паттерны могут быть автоматически и тесно связаны с их внутренними и внешними сенсорными эффектами и будут возникать в отсутствие каких-либо других когнитивных репрезентаций или эфферентных моторных команд. Хотя идеомоция обычно ассоциируется с непроизвольными движениями, идеомоторная теория также дает убедительное объяснение генерации целенаправленных произвольных действий.

Идеомоторные движения включают непроизвольные и бессознательные движения, составляющие наше невербальное коммуникативное поведение, такое как выражение лица и изменение позы. Идеомоция способствует решению сложных задач, таких как управление автомобилем, когда мы сосредоточены на дороге, и написание или произнесение начала предложения, пока мы мысленно конструируем его конец. В дополнение к своим выразительным функциям идеомоция также имеет гомеостатические или корректирующие функции, такие как перемещение на стуле или изменение позы для облегчения дискомфорта, зевота и планирование движения вперед для обеспечения комфорта конечной точки. Идеомоция также ответственна за многие иллюзорные восприятия, такие как опыт биолокации, диагностика доски для спиритических сеансов и маятника, наблюдения прикладной кинезиологии и некоторые опыты пальпации в манипулятивной терапии и «энергетической работе».

Наиболее частая ссылка на идеомоторный эффект в отношении обычных непрямых мануальных методов лечения является объяснением потенциальной ошибки при связывании пальпаторного подтверждения гипотетической физиологии с обоснованием теории. Некоторые непрямые мануальные методы лечения предполагают необоснованные физиологические или патофизиологические механизмы и предполагают, что пальпаторное подтверждение может предоставить достаточное доказательство этих механизмов. Однако, в соответствии с идеомоторным принципом, само предвосхищение сенсорного следствия может выступать в качестве раздражителя, прямо и непроизвольно вызывающего мышечные движения, которые его вызовут. Таким образом, выражение желания или ожидания восприятия гипотетических функций тела, таких как ритмы спинномозговой жидкости, «раскручивание» тканей или «энергия», может привести к тому, что практикующий врач подсознательно генерирует внутренние движения и ощущения, которые соответствуют его воображению.

Однако, при отсутствии упреждающих проекций со стороны практикующего врача, мягкая, не провоцирующая пальпация может выявить большое количество тонких, непроизвольных движений внутри пациента. Принимая во внимание тот факт, что выразительные и корректирующие идеомоторные движения, большие и мелкие, могут происходить у людей почти постоянно, если только они не подавляются сознательно, возможно, что идеомоторная активность ответственна за значительную часть тонких изменений тканей, наблюдаемых практикующими врачами, использующими некоторые непрямые техники. Знание наличия и цели идеомоторной активности должно способствовать нашему пониманию и интерпретации таких наблюдений.

Согласно современной нейроматричной теории боли, болевые ощущения и сопутствующие двигательные реакции сосуществуют одновременно как два измерения мультисистемной выходной реакции. Восприятие и локализация болевых ощущений происходят одновременно с генерацией двигательных выходных реакций, предназначенных для устранения предполагаемой угрозы тканям. Патрик Уолл предположил, что разрешение боли, таким образом, требует соответствующей двигательной реакции, и что такая реакция может происходить в результате врожденных механизмов. Если этот инстинктивный процесс прерывается, могут возникнуть настороженность, изменение позы и постоянная боль. Дорко отметил, что идеомоторные движения представляют собой преобладающее выражение инстинктивной двигательной реакции как на внутренние, так и на внешние раздражители у людей во время их повседневной деятельности. Он предполагает, что усиление выраженности идеомоции должно приводить к уменьшению механической боли у пациентов, чьи инстинктивные реакции заторможены или подавлены и, таким образом, у них сохраняются симптомы.

Идеомоторные движения выражены максимально, если только в сознании одновременно не присутствует антагонистическая двигательная репрезентация. В своем тексте 1890 года « Принцип психологии» Уильям Джеймс объясняет, что, если условия не являются простыми, полное идеомоторное выражение часто зависит от мысленного согласия или разрешения. Дорко утверждает, что спонтанное телесное выражение может быть заторможено в контексте культурно приемлемых выражений движения или подавлено предписывающим выражением тела, например, тренировками коррекции осанки. Такие внешние требования могут привести к возникновению одновременных «антагонистических представлений», которые отвлекают от подлинного, спонтанного выражения движения и, таким образом, проявляются в виде изометрического сокращения мышц. Дорко предположил, что такая мышечная активность обычно ошибочно интерпретируется как отсутствие надлежащего расслабления и может затем подвергаться различным формам растяжения, манипуляций или хореографическим упражнениям, а не поощряться к завершению двигательной реакции, для которой она была активирована. Метод, описанный Дорко, пытается просто предоставить контекст «разрешения», чтобы стимулировать большее выражение текущей идеомоторной активности.

Во время идеомоторных движений сенсорные эффекты, такие как кинестетические и интероцептивные ощущения, которые могут сопровождать каждое движение, непосредственно связаны с генерацией самого движения. Таким образом, кинестетическое представление положения, которое может быть связано со снижением болевых ощущений или растяжением затвердевшей ткани, будет автоматически связано с движением, вызывающим представляемое ощущение. Путь от представления сенсорного эффекта к движению может также включать обратную связь от периферического сенсорного аппарата на уровнях ниже внимания, и этот сенсорный ввод может способствовать выработке двигательных паттернов на более высоких уровнях. Изменения двигательной активности во время движения могут быть вызваны продолжающимися репрезентациями сенсорных эффектов и могут находиться под влиянием как сознательной, так и бессознательной периферической сенсорной обратной связи, что приводит к сложным паттернам движения, наблюдаемым во многих выражениях идеомоторного движения. Поскольку различные интероцептивные ощущения могут восприниматься даже при незначительных изменениях двигательной активности (например, при мышечной релаксации), в некоторых случаях движения могут быть невидимы, хотя часто они все еще могут быть ощутимы.

Идеомоция – это соматическое выражение ментальных образов, внимания или мысли; поэтому он всегда присутствует у пациентов в сознании. Цель идеомоторной терапии состоит в том, чтобы просто заставить пациента осознать эту спонтанную внутреннюю активность, а затем позволить ей протекать беспрепятственно. Таким образом, пациенту не предписывается выполнять какое-либо конкретное движение; скорее их поощряют к тому, чтобы они перестали сдерживать любую текущую идеомоторную активность. Ручного контакта практикующего врача должно быть достаточно, чтобы он ощущался и обращал внимание пациента на малейшие признаки идеомоторной активности. Следование за телом пациента с очень легким контактом способствует более выраженному выражению этих движений. Предполагается, что отношение практикующего к идеомоторному движению должно быть отношением спокойного принятия и интереса, поддержанием контакта, но избеганием торможения или руководства каким-либо образом.

Выражение идеомоции во время лечения может быть весьма поразительным, включая очень медленные, аритмичные, широкомасштабные движения туловища, шеи или конечностей. Эта реакция особенно распространена, когда пациент стоит или сидит. В положении лежа движение ограничено во многих направлениях, и реакция не всегда заметна с визуальной точки зрения; однако часто наблюдаются ощутимые движения и изменения дыхания и мышечного напряжения. Одной из доминирующих характеристик идеомоции является чувство диссоциации с осознанной волей, стоящей за движением. Пациенты часто выражают удивление по поводу того, что их тело начало двигаться, и либо предполагают, что практикующий двигает их, либо выражают ощущение, что за это отвечает какой-то внутренний механизм, отдельный от их «воли». Возможно, существенным преимуществом использования непроизвольных движений при лечении боли является то, что подсознательно генерируемые движения могут обходить сознательные связанные со страхом когниции, ответственные за некоторые функциональные двигательные нарушения, возникающие в результате боли.

Barrett Dorko способствует идеомоторной экспрессии посредством мягкого мануального общения

Многие пациенты испытывают быстрое потепление кожи на позвоночнике, лице, верхних конечностях и/или ступнях, сопровождающееся выраженным потоотделением во время лечения. Также можно отметить переход к глубокому дыханию. Эти явления часто начинаются в начале лечения и свидетельствуют о заметном изменении симпатического тонуса. Такие наблюдения считаются типичными для практиков, использующих этот подход. Неподтвержденно было отмечено, что эти явные реакции обычно связаны с благоприятными исходами.

Двигательная активность как характеристика боли обычно служит как для поощрения уклонения, так и для ограничения провокаций в болезненной области. Данные исследований ПЭТ свидетельствуют о том, что корковые и подкорковые моторные механизмы активируются в ожидании движений, направленных на то, чтобы избежать вредной стимуляции. Например, было показано, что премоторная кора значительно активируется во время вредной стимуляции, даже если пациент неподвижен. Однако модуляция ноцицепции происходит на всех уровнях нервной оси, создавая многомерное ощущение боли, включающее сенсорно-дискриминационные, аффективно-мотивационные, когнитивные, вегетативные и двигательные компоненты. В то время как идеомоторные реакции на боль могут в первую очередь служить для уменьшения или устранения вредных механических периферических импульсов, дополнительные центральные механизмы могут быть вовлечены в создание модуляции боли во время терапии.

Ноцицептивные входы могут модулироваться в ЦНС другими сенсорными входами или нисходящими тормозными влияниями. Облегчение механически неагрессивных, новых движений большого диапазона может иметь терапевтический эффект на центральные механизмы боли на основе снижения угрозы. Применение неугрожающих и поддерживающих прикосновений, появление новых паттернов движений или необычное ощущение непроизвольного движения могут способствовать ингибирующей модуляции через сенсорно-дискриминационные пути боли. Ориентированный на пациента подход и безопасный контекст идеомоторной терапии, а также изучение новой техники самоконтроля могут изменить аффективно-мотивационные и когнитивные компоненты. Обычно наблюдаемые клинические изменения, такие как выраженное тепло, потливость, мышечная релаксация и более глубокое дыхание, позволяют предположить, что также задействована вегетативная модуляция. Следует также учитывать неспецифические и плацебо-механизмы.

Поскольку хроническая мышечно-скелетная боль редко возникает в одном месте тела. Карнс и др. (2007) предположили, что при наличии неспецифической боли в нескольких местах оценка и вмешательство, направленные конкретно на один участок боли, могут быть неуместными и могут не оказать существенного влияния на общую боль и инвалидность. Пациенты с болью в нескольких местах могут получить больше пользы от вмешательств, менее специфичных для места. Идеомоторное лечение обычно исключает попытки изолировать лечение одной области тела. Хотя необходимы дальнейшие исследования, идеомоторная физиотерапия может быть более разумной альтернативой более традиционным раздельным мануальным методам лечения сложных проявлений боли в нескольких местах.

Кроме того, очевидно, что передача приобретения и поддержания навыков, необходимых для функциональной независимости, пациентам, а не практикующим врачам, очень полезна. Хотя идеомоторная терапия включает мануальный контакт, возникающие в результате движения полностью активны. Как только пациент знакомится с процессом разрешения спонтанных, непредписывающих движений, руководствуясь собственным кинестетическим и интероцептивным опытом, он может действовать самостоятельно. Следовательно, пациент может добиться таких же эффектов от процесса мануального вмешательства самостоятельно, как и в присутствии терапевта, тем самым усиливая активное преодоление трудностей и самоэффективность.

Загрузите PDF-версию этой статьи.

Ссылки:

1. Ward R (Ed). Фонд остеопатической медицины. 2-е изд. Липпинкотт, Уильямс и Уилкинс, Балтимор. 2003.
2. Дорко Б. Анальгезия движения: идеомоторная активность и мануальная терапия. J Остеопатическая Мед. 6:93-95. 2003.

3. Дорко Б. (н.д.) Без воли: наличие и цель идеомоторного движения. Получено 13 марта 2006 г. с: http://www.barrettdorko.com/articles/ideomotor.html
4. Карпентер В.Б. О влиянии внушения на изменение и управление мышечным движением независимо от воли. Труды Королевского института Великобритании. 1852. 1:147-53.
5. Джеймс В. Принципы психологии. Холт, Нью-Йорк. 1890.
6. Дорланд WAN. Медицинский словарь Дорланда. 30-е изд. У. Б. Сондерс, Филадельфия. 2003.
7. Шпиц Х. Бессознательные движения: от мистических сообщений к облегченному общению. Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс Инк, Нью-Джерси. 1997.
8. Леманн Х.Д. Зевота А. Гомеостатический рефлекс и его психологическое значение. Булл Меннингер Клин. 1979. 43:123-36.
9. Розенбаум Д.А., ван Хейгтен С.М., Колдуэлл Г.Э. От познания к биомеханике и обратно: эффект комфорта конечного состояния и эффект середины быстрее. Acta Psychologica. 1996. 94:59-85.
10. Хайман Р. Озорство идеомоторного действия. Научный работник альтернативной медицины. 1999. 3(2):34-43.
11. Холл Х. Подключенный к кухонной раковине: изучение странных заявлений ради удовольствия и прибыли. Skeptical Inquirer: май 2003 г.
12. Hartman SE, Norton JM. Межэкзаменаторская надежность и краниальная остеопатия. Научный преподобный альтернативный мед. 2002. 6:23-34.
13. Вайгельт М., Кунде В., Принц В. Комфорт конечного состояния при бимануальном манипулировании объектами. Эксперт Псих. 2006. 53:143-8.
14. Келлер П., Вашер Э., Принц В., Васзак Ф., Кох И., Розенбаум Д.А. Различия между действиями, основанными на намерении, и действиями, основанными на стимулах. Ж Психофизиология. 2006. 20:9-20.
15. Кунде В., Элснер К., Кейзел А. Нет предвосхищения — нет действия: роль предвосхищения в действии и восприятии. Процесс познания. 2007. 8:71-78.
16. Запас А, Запас С. Краткая история идейно-моторного действия. Психическое исследование. 2004. 68:176-88.
17. Мелзак Р. Боль и нейроматрица мозга. J Стоматологический Эд. 2001. 65:1378-82.
18. Мозли Г.Л. Подход нейроматрицы боли к пациентам с хронической болью. Мануальная терапия. 2003. 8:130-40.
19. Уолл П., Мелзак Р. (ред.). Учебник боли. 4-е изд. Черчилль Ливингстон, Лондон. 1999. 1305-6.
20. Уолл, П. Боль: наука о страдании. Издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк. 2000. 146-52.
21. Gove PB et al. (ред.). Третий новый международный словарь английского языка Вебстера. Merriam-Webster Inc, Спрингфилд. 2002.
22. Вайман-МакГинти В. Тело в анализе. J Аналитическая психология. 1998. 43:293-60.
23. Стеклер Л.Х. Соматические родственные души. Движение тела и танец в психотерапии. 2006. 1:29-42.
24. Дорко Б. (н. д.) Истоки простого контакта. Получено 13 марта 2006 г. с: http://www.barrettdorko.com/articles/origins.html
25. Батлер Д.С., Мозли Г.Л. Объясни Боль. Аделаида: публикации группы NOI. 2005.
26. Crombez G, Vlaeyen JWS, Heuts PH et al. Страх, связанный с болью, лишает сил больше, чем сама боль. Доказательства роли страха, связанного с болью, в инвалидности при хронической боли в спине. Боль. 1999. 80: 329-40.
27. Кейси К.Л. Механизмы ноцицепции и боли переднего мозга: анализ с помощью визуализации. Proc National Acad Sci (США) 1999. 96:7668-74.
28. Свенссон П., Миношима С., Бейдун А., Морроу Т.Дж., Кейси К.Л. Церебральная обработка острой кожной и мышечной боли у людей. J Нейрофизиол. 1997. 78:450-460.
29. Ридель В., Нек Г. Ноцицепция, боль и антиноцицепция: современные концепции. Z Ревматол. 2001. 60:404-15.
30. Керр С.Э., Вассерман Р.Х., Мур С.И. Кортикальная динамика как терапевтический механизм исцеления прикосновением. J Altern Comp Med. 2007. 13:59-66.
31. Зусман М. Когнитивно-поведенческие компоненты скелетно-мышечной физиотерапии: роль контроля. Физиотерапия. 2005. 10:89-98.
32. Меркадо А.С., Кэрролл Л.Дж., Кэссиди Дж.Д., Кот П. Пассивное преодоление трудностей — фактор риска инвалидизирующей боли в шее или пояснице. Боль. 2005. 117:51-57.
33. Блит Ф.М., Марч Л.М., Николас М.К., Казинс М.Дж. Самоконтроль хронической боли: популяционное исследование. Боль. 2005. 113:285-92.
34. Фурлан А.Д., Броссо Л., Имамура М., Ирвин Э. Массаж при болях в пояснице: систематический обзор в рамках Кокрановской группы по обзору спины. Позвоночник. 2002. 27:1896-910.
35. Гросс А.Р., Ховинг Дж.Л., Хейнс Т.А., Голдсмит Ч.Х., Кей Т., Акер П., Бронфорт Г. Кокрановский обзор манипуляций и мобилизации при механических заболеваниях шеи. Группа обзора шейки матки. Позвоночник. 2004. 29: 1541-48.
36. Кей Т., Гросс А. и соавт. Упражнения при механических заболеваниях шеи. Cochrane Database Syst Rev. 2005. 20:CD004250.
37. Брукс К. Сенсорное осознание: новое открытие опыта. Викинг Пресс, Нью-Йорк. 1974.
38. Fortrat JO, Formet C, Frutoso J, Gharib C. Даже легкие движения нарушают анализ динамики сердечно-сосудистой системы. Am J Физиология. 1999. 277:h361-7.
39. Коул Дж. О связи между сенсорным вводом и действием. J Motor Behav. 2004. 36:243-44.
40. Кноблих Г., Принц В. Связь восприятия и действия: идеомоторный подход. В: Freund HJ, Jeannerod M, Hallett M, Leiguarda R (Eds).

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>