Упражнения для развития и улучшения памяти
Память — странная художница: она подновляет краски жизни
и стирает серые оттенки, сохраняя лишь самые яркие цвета;
и самые выразительные силуэты.
Марк Леви
Содержание
- Зачем развивать память
- Как развивать память, внимание и мышление
- Какие упражнения развивают память
- Как ещё улучшить память
Так сложилось, что люди сегодня почти не пользуются своей памятью: контакты записаны в телефоне, знания — на страницах вебсайтов, встречи — в онлайн-планерах, задачи — в заметках. Но не слишком ли мы полагаемся на внешних помощников? И не слишком ли мало доверяем себе?
Зачем развивать память
Хорошая память — залог успешного будущего, важный ресурс, благодаря которому мы накапливаем знания и опыт, служащие основой для принятия решений. За память отвечают нейроны — нервные клетки мозга.
Чтобы память хорошо работала, нервным клеткам нужно много энергии, которую мозг не всегда хочет давать. Мозг экономит энергию и избавляется от всего, что ему кажется ненужным, поэтому мы довольно быстро забываем много вещей. Это можно исправить: мозг будет тратить меньше энергии на запоминание, если начать тренировать память.
Как развивать память, внимание и мышление
Регулярные тренировки — залог успеха в развитии памяти и внимания, потому что мозг — такая же мышца, которую можно и нужно «качать». Только здесь обычным спортзалом здесь не обойтись.
Стать внимательнее поможет комплекс упражнений. С одной стороны, это специальные игры и задания, которые можно выполнять на школьных уроках. С другой стороны, это банальное наблюдение за всем, что нас окружает.
Объём и точность запоминания помогают тренировать специальные задания, адаптированные по уровню сложности, как, например, на курсе «Развитие памяти и внимания», и регулярная когнитивная нагрузка.
Кроме того, память, внимание и мышление неразрывно связаны, поэтому, чтобы прокачать мозг по полной, нужно развивать каждый из этих навыков отдельно и в комплексе.
Какие упражнения развивают память
Делимся подборкой упражнений, которые сделают вас внимательнее, улучшат память и мышление, а также помогут настроиться на продуктивную работу.
Линия
Возьмите лист бумаги, ручку и засеките 3 минуты. В это время неспешно ведите горизонтальную линию и ни о чём другом не думайте. Как только в голове появляется посторонняя мысль, превратите линию в острый пик, а затем продолжайте вести прямую до тех пор, пока не закончится время либо до новой посторонней мысли.
Если в конце ваша линия напоминает кардиограмму, тренируйтесь чаще. Если, наоборот, задача оказалась слишком простой, засеките 5 минут.
Счетовод
Подготовьте короткие примеры на сложение, вычитание, деление и умножение. Можно воспользоваться любым приложением для устного счёта на смартфоне. Решение примеров в течение хотя бы 3 минут заставит мозг работать быстрее и научит концентрироваться на задаче по вашему желанию.
Амбидекстер
Какой рукой вы пишете? Переложите ручку в другую и напишите несколько слов. Можно попробовать нарисовать простой рисунок нерабочей рукой или двумя руками сразу. Это очень полезно для мозга. Во-первых, мелкая моторика, которая задействуется при письме от руки, благотворно влияет на память, во вторых, это способ активизировать мозг непривычной активностью.
Первопроходец
Придумайте новый маршрут до работы, дома или супермаркета. Пока идёте, постарайтесь запомнить названия улиц, заведений и иные отличительные черты. Перед сном восстановите в памяти созданный маршрут с максимальной точностью. Старайтесь тренироваться ежедневно.
Зоркий глаз
Окиньте взглядом свою комнату или рабочий кабинет. Изучайте пространство в течение минуты. Затем закройте глаза и перечислите все объекты, которые вы запомнили: от самых крупных (дверь, стол, шкаф) до самых мелких (ручки, статуэтки, пятна или царапины).
Портретист
Посмотрите на коллегу или любого человека, который встретился вам, в течение 30–40 секунд. Отвернитесь и как можно подробнее вспомните особенности внешности: одежду, цвет глаз, причёску, веснушки, родинки и т. д.
Все упражнения тренируют внимание и работают с памятью: с каждой новой тренировкой вы будете запоминать всё больше нюансов.
Следующая группа упражнений потребует подготовки. Вам понадобится лист бумаги, ручка и помощник.
Пирамида
Попросите помощника написать на листе бумаги цифры в столбик. Пусть на первой строчке их будет всего три или четыре. На второй — пять, на третьей — шесть. Так столбик цифр будет напоминать пирамидку. Сначала закройте её рукой, а затем на несколько секунд откройте одну из строчек. Повторите последовательность цифр в строке по памяти и сверьте с правильным ответом. Старайтесь сокращать количество ошибок и время просмотра на каждой тренировке.
Цепочка
На листе бумаги помощник пишет для вас десять слов, не связанных друг с другом:
- ключ,
- швейная машинка,
- вертолёт,
- заяц,
- костёр,
- провод,
- комар,
- ведро,
- нос,
- шина.
Прочитайте эти слова и попробуйте не глядя назвать их по памяти в правильной последовательности. Можно составить из них историю. Например: огромным ключом заводим швейную машинку, она сшивает целый вертолёт, на полозьях которого висит бесстрашный заяц… Справились с одной цепочкой? Попросите подготовить для вас новые: подлиннее и потруднее.
Парочки
Здесь требуется подготовить не связанные между собой по смыслу пары слов.
дом |
крокодил |
овца |
спагетти |
гном |
костыли |
нож |
планета |
кеды |
театр |
Чтобы их запомнить, надо представить их в виде ярких образов. Например: огромный крокодил поедает дом, овца ходит в шубе из спагетти, гном передвигается на костылях.
Эти и другие похожие упражнения сложно полноценно выполнять самостоятельно, поэтому эффективность снижается. Здесь обязательно нужен помощник. Кроме того, упражнения нужно делать регулярно. Можно облегчить себе задачу и записаться на курс по развитию памяти и внимания — там вы будете тренировать когнитивные навыки на разнообразных заданиях, вас поддерживают кураторы, есть учёт времени.
Дневник памяти
Перед сном прокрутите «в обратной перемотке» весь прошедший день. Постарайтесь вспомнить мельчайшие подробности: где были, с кем общались, что встретилось по пути, какие чувства испытывали. Далее придётся выделять на это задание больше времени, так как вы будете всё подробнее вспоминать свои активности.
Под копирку
Изучите какое-либо изображение, например 100-рублёвую банкноту, в течение минуты. Затем возьмите лист бумаги и зарисуйте изображение на купюре по памяти. Сверьте свой рисунок с оригиналом. Если вы упустили несколько деталей, запомните, что было пропущено, и сделайте новую зарисовку, чтобы исправить ошибки. Постепенно находите всё более трудные картинки, чтобы был эффект.
Фокусник
Возьмите обычную колоду карт, перемешайте её и постарайтесь запомнить последовательность первых пяти карт из колоды. Пять карт запомнились легко? Как насчёт 10, 15 или всей колоды? Выполняйте упражнение регулярно и вы заметите, как увеличится объём вашей памяти.
Разумеется, чем более трудные и объёмные материалы вы запоминаете, тем лучше работает память.
Полиглот
Начните изучать иностранный язык. Тогда вам потребуется запоминать множество слов и правил, говорить и понимать речь на слух. Эта непростая задача задействует весь мозг и отлично развивает способность запоминать и удерживать информацию. Быструю технологию запоминания слов вы сможете усвоить, посмотрев короткое видео.
Литератор
Возьмите за правило регулярно запоминать стихи или прозу. Это тоже отлично тренирует память, а разнообразие текстов позволит постепенно увеличивать когнитивную нагрузку.
Ходячая энциклопедия
Сделайте подборку статей по интересной теме. Тренируйтесь быстро прочитывать, анализировать и пересказывать статьи — это укрепит память. Ещё один плюс упражнения в том, что приобретёнными знаниями можно воспользоваться в любой момент.
Важно!
При работе с упражнениями на развитие памяти, внимания и мышления необходимо соблюдать несколько принципов:
- Поставьте цель — понимание своей цели мотивирует на успех.
- Двигайтесь от простого к сложному — слишком трудные задачи демотивируют.
- Сосредоточьтесь на качестве, а уже потом — на количестве. Иными словами, сперва делайте правильно и немного и только потом увеличивайте нагрузку.
- Следите за скоростью — чем выше скорость, тем больше пользы.
- Работайте в удовольствие — если занятие нравится, то хочется больше тренировок. Больше тренировок — выше результат.
Как ещё улучшить память
Кроме перечисленных упражнений, есть факторы, которые благотворно скажутся на работе мозга в целом, а, значит, на внимательности, памяти и ясности мысли.
Режим сна и бодрствования
Для активности мозга важно спать 7–8 часов. За это время он успевает укрепить нужные связи между нейронами и разрушить те, которые уже не понадобятся. Постройте режим таким образом, чтобы мозг получил достаточно времени для «наведения порядка».
Прогулки
Старайтесь ежедневно гулять, чтобы обеспечить мозг кислородом. Это очень важно для его работы. С другой стороны, на прогулках вы сможете тренировать внимание, наблюдая за окружающими и прокладывая новые маршруты.
Физические упражнения
Ненавидели физкультуру в школе? Зря! Физическая активность усиливает кровообращение: мозг быстрее получает питание и насыщается кислородом, а, значит, может работать дольше и продуктивнее.
Правильное питание
Правильное питание влияет не только на здоровье в целом, но и на мозг в частности. Жиры и витамины, которые содержатся, например, в орехах, овощах и красной рыбе, помогают мозгу справляться с нагрузками.
Когнитивная нагрузка
Развитию мышления и памяти способствует также разгадывание кроссвордов и головоломок. Попробуйте заняться этим в транспорте или во время обеденного перерыва.
Регулярные тренировки
Вы уже не раз слышали о том, что любые упражнения необходимо выполнять регулярно. Заставляя свою память работать каждый день, вы помогаете мозгу перестроиться и привыкнуть к нагрузке. Без этого изменения не наступят.
Уделяйте внимание своему здоровью, работайте над развитием памяти и мышления и регулярно увеличивайте нагрузку. Если вы уже привыкли к когнитивным тренировкам, то обязательно изучите специальные инструменты развития памяти. Об одном из них вы узнаете из этого видео.
Упражнения для развития памяти: 14 приемов
В детстве наша память работает изумительно: хорошо запоминаются стихи, школьный материал. Со временем количество информации увеличивается, и все чаще звучат шутки о склерозе. Причиной ухудшения памяти являются нагрузки, стрессы, большой объем нефильтрованной информации. Но расстраиваться из-за этого не стоит. Мы подготовили упражнения на развитие памяти, чтобы помочь вам привести мысленные процессы в порядок, улучшить концентрацию и внимательность.
Процессы памяти. Что помогает лучше запоминать?
Что мы знаем о памяти? Это функция мозга, которая характеризуется такими процессами:
- восприятие и запоминание;
- хранение;
- узнавание;
- воспроизведение;
- воспоминание;
- забывание информации.
Факторы, которые положительно влияют на запоминание:
- хороший сон, трезвость мышления, здоровый образ жизни;
- эмоциональность события;
- позитивное мышление;
- внимательность и сосредоточенность;
- стремление запомнить.
Чтобы улучшить память, ученые разрабатывают различные методики, включая упражнения для памяти, тренировки, техники, а также рассказывают секреты работы всего механизма, приемы запоминания.
Пройти тест на полушария мозга
Упражнения для развития памяти.
1. В мире животных.
Для подобной тренировки понадобится картинки с изображением рандомных животных. Нужно внимательно рассмотреть картинки в течение минуты, а после записать названия животных в алфавитном порядке.
2. Запоминание важных дат.
Запоминания незнакомых дат помогут развить память, а в дальнейшем упростить запоминание важных событий. Нужно в течение минуты запомнить даты и события, связанные с ними, а потом воспроизвести. Например:
- Катерина и Максим поженились 24 февраля 1993 года
- Светлана родилась 7 августа 1998 года
- Руслан защитил курсовую работу 20 мая 2015 года
- Мер города установил новый памятник 4 ноября 2004 года
- Родители Елизаветы купили дом 28 декабря 1987 года
- Польский художник Франциск Смуглевич родился 6 октября 1745 года
Подобной методикой можно пользоваться при запоминании имен и дат рождения известных личностей.
- Людвиг Ван Бетховен 1770
- Сальвадор Дали 1904
- Билл Гейтс 1955
- Чарли Чаплин 1889
- Леонардо да Винчи 1452
Для усложнения задания даты, имена можно перемешать, восстанавливая их по памяти.
3. Мастерство дешифровки.
Подобные упражнения для развития памяти у взрослых вызовут трудность, что уж говорить о детях. Задание будет по зубам не каждому, но постоянные тренировки обеспечат успех. Система заключается в запоминании букв и соответствующих символов. После запоминания нужно попробовать расшифровать слова по памяти.
4. Таблица для запоминания.
• | ♂ | ♪ | ♫ | ☼ | ► | ↕ | § | ▬ | « | # | $ | & | ♠ | @ |
А | Б | Г | Е | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | Ф |
5.

► | « | ► | « | & |
• | ♂ | « | ▬ | ♫ | § | ♫ | ▬ | ♠ |
♪ | ☼ | # | ♫ | $ | ♂ | « | ↕ | • |
6. Запоминание слов.
Такие упражнения на развитие памяти выступают не только в роли тренировки, но часто встречаются на проверках в школах или детсадах. Настроены они для наиболее возможного запоминания не связанных между собой слов и в дальнейшем их воспроизведения с памяти.
Например: друг, море, одежда, продукт, каждый, ночник, гриб, куртка, кокос, космос, авария, метеорит, замша, растительность, слон, влага.
7. Запоминание предметов.
Такие упражнения можно делать где угодно, в любое время. Для этого потребуется запомнить один или несколько предметов. Их нужно внимательно рассмотреть, сделав акцент на деталях. Потом попробовать по памяти воспроизвести в мельчайших подробностях. Например, это будет кружка. Задавая себе вопросы нужно точно описывать предмет: Какого она цвета? Размера? Что на ней изображено? Какой формы ручка? Есть ли сколы? Какая поверхность? Постепенно можно выбирать предметы с большим количеством элементов, тем самым усложняя тренировку.
8. Составление карты.
Такой прием крайне интересен и необычен. Для этого нужно выбрать новый для себя маршрут, например, от дома к работе. Пройти его пешком с запоминанием всех выдающихся предметов, вывесок, зданий. По приходу домой стоит нарисовать карту маршрута, отмечая на нем как можно больше деталей.
9. Тест Струпа.
Упражнения на память по методике американского психолога Джона Струпа направлены на концентрацию внимания и усиленную работу мозга. Тест построен на эффекте Струпа, который заключается в противоречии между прочитанной и увиденной информацией. Нужно называть цвета слов, не произнося сами слова. Чем быстрее и правильнее ответ, тем эффективнее работает метод.
КРАСНЫЙ СИНИЙ ЖЕЛТЫЙ ЧЕРНЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЖЕЛТЫЙ СИНИЙ ЧЕРНЫЙ КРАСНЫЙ КОРИЧНЕВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ЖЕЛТЫЙ СИНИЙ
Пройти тест на тип восприятия
Упражнения для тренировки памяти у детей.
Иногда длительные и непонятные тренировки вызывают нежелание их проходить, могут быть сложными, непонятными для детей. Для этого были созданы приемы развития памяти, которые совершаются в игровой форме. Такие игры на память можно встретить почти в любом онлайн тренажере или приложении. Найти каждую из игр будет просто. Для этого нужно ввести название в поисковую строку браузера. Такая техника будет интересна детям и взрослым.
1. Игра «Две карты назад».
Суть игры заключается в запоминании цифр, которые появляются на картах. Через несколько секунд цифры исчезают и появляются новые. Цель – сравнить нынешнюю карту с предыдущей и ответить, совпадают ли те. С повышением уровня, количество карт увеличивается, они начинают исчезать быстрее.
2. Игра «Матрица памяти».

Такая игра может еще называться «Мозаика памяти». Представляет собой квадрат, разделенный на секции. Начальные уровни предлагают квадраты 3*3, 5*5 и подобные. В квадратах рандомно загораются кубики и тут же пропадают. Задание – запомнить и восстановить. Усложненная версия такой тренировки заключается в перемещении квадратов после исчезновения.
3. «Буквенный охват».
Такая методика настроена на внимательность и скорость запоминания. Собой представляет набор букв, который нужно запомнить и восстановить. Буквы пишутся в случайно порядке, для сложности запоминания, например, ЦУКРТЫВ, ЩИКВВЕР, ТРКРЫВНЦ, ЗДБРНУТ и подобные. По такому примеру можно запоминать последовательность фигур или цифр.
4. «Вихрь иконок».
У этой игры множество названий, но концепция одна: на экране появляются иконки с изображением, пропадают и появляются с добавлением одной. Цель задания – указать на новую иконку. С каждым правильным ответом скорость увеличивается.
Подводим итоги.
Исследования ученых утверждают, что процессы памяти могут улучшаться вплоть до 25 лет и держаться на одном уровне до 40 лет, после 50 отличается сосредоточенностью и восприимчивостью. После такого заявления можно сделать вывод, что работа над своей памятью в молодости обеспечит хороший уровень запоминания в дальнейшей жизни. Это однозначно упростит ее и сделает яркой, насыщенной.
Дополнительные ресурсы.
Если тренировки занимают много времени, неудобны или не интересны, есть несколько других способов:
- Курсы. Для тех, кто очень решительно настроен овладеть лучшим техниками апгрейда памяти существует множество интернет-курсов от «Развития памяти и внимания у детей», заканчивая экспресс-курсами «Супер память за 30 дней».
- Вебинары. Многие готовы делиться своими знаниями, иногда даже бесплатно. Для этого они создают целые видео обсуждения в режиме реального времени. Не все знают об онлайн вебинарах, но в них можно услышать много полезного.
- Игры и приложения. В век продвинутых технологий создано большое количество приложений на смартфон, которые направлены на развитие памяти. Упражнения здесь подобраны удачно и расписаны на блоки. Большой плюс таких упражнений в том, что их можно использовать в любом месте, в любое время. Нечто подобное можно найти и на ПК или в онлайн версиях.
Память можно и нужно улучшать. В этом помогут упражнения для развития памяти, методики и игры, описанные в этой статье. Не стоит забывать о правильном питании, здоровом образе жизни, позитивном мышление и регулярных тренировках. Работа над собой – путь к успеху.
Пройти тест на психологический возраст
Память — Развитие — Информация, Дети, Задача и Термин
Традиционно конструкция памяти подразделяется на несколько различных типов, определяемых в основном с точки зрения продолжительности времени, в течение которого информация удерживается или хранится. Например, память делится на очень короткое (порядка миллисекунд) сенсорное хранилище зрительных или акустических свойств стимула; кратковременная или рабочая память, в которой информация может храниться и обрабатываться в течение примерно двадцати секунд; и долговременная память, в которой информация может храниться практически постоянно. Долговременную память можно дополнительно разделить на хранение процедур или навыков, таких как завязывание шнурков, и хранение явных или декларативных воспоминаний, таких как воспоминания о личных событиях или общих знаниях о мире. Изучение развития каждой из этих систем может помочь в понимании когнитивных способностей как детей, так и взрослых. Поскольку рабочая память имеет важное значение для обучения и образования, она находится в центре внимания этой статьи.
Определение и измерение рабочей памяти
В то время как кратковременная память относится к хранению информации с короткими задержками, рабочая память относится к способности сохранять информацию в течение коротких периодов времени и манипулировать ею во время хранения. Известная модель рабочей памяти предполагает, что это многокомпонентный ресурс, состоящий из центрального исполнительного органа или «рабочего пространства» ограниченной емкости, где происходит обработка, и двух компонентов хранения, одного для вербальной информации и одного для пространственной информации. Рабочая память лежит в основе множества сложных когнитивных задач, включая понимание прочитанного и счет в уме. Например, мысленно сложив числа 12 и 49.требует, чтобы оба числа учитывались при выполнении операции сложения. Поскольку сознательное манипулирование информацией зависит от рабочей памяти, необходимо изучить ее развитие, чтобы понять способности детей разного возраста понимать, учиться и запоминать информацию, которую им преподают.
В отличие от объема долговременной памяти, который считается практически неограниченным, объем оперативной памяти ограничен несколькими элементами. Действительно, увеличение количества элементов, которые могут храниться и обрабатываться одновременно (называемое «объемом» рабочей памяти), является основным источником возрастных изменений в рабочей памяти. Более того, в любом возрасте у людей существуют различия в продолжительности рабочей памяти. Таким образом, показатели объема рабочей памяти являются неотъемлемой частью изучения рабочей памяти. Методы оценки рабочей памяти включают задание на объем чтения, задание «А-не-В» и задание на имитацию.
Задача диапазона чтения. Классическим показателем рабочей памяти у взрослых является задание на объем чтения. Объем чтения оценивается, когда взрослые читают серию предложений, а затем вспоминают последнее слово каждого из предложений в том порядке, в котором они их читали. Задача объема чтения требует как хранения информации, так и обработки информации: читатель должен запоминать последнее слово каждого предложения, читая последующие слова и предложения. Также были разработаны меры для оценки рабочей памяти в детстве, и эти меры показывают систематическое увеличение объема рабочей памяти с возрастом.
Задача А-не-Б. Во второй половине первого года жизни рабочую память чаще всего оценивают по задаче А-не-Б. В задаче «А-не-Б» маленькая игрушка спрятана в одном из двух одинаковых колодцев (колодец А) на виду у младенца. После небольшой задержки младенцу разрешается дотянуться до колодца А, чтобы найти игрушку. После нескольких попыток «А» игрушка спрятана во втором колодце (колодец Б). Несмотря на то, что младенцы наблюдают, как игрушка спрятана в колодце Б, они часто снова тянутся к колодцу А, совершая ошибку «А-не-Б». Преодоление ошибки А-не-В и, таким образом, успешный поиск в Колодце Б требует, чтобы младенцы (1) помнили, где они видели спрятанную игрушку (требуется запоминание информации) и (2) подавляли выученную тенденцию дотягиваться до Колодца А. (требующие обработки информации). По мере того, как улучшается рабочая память, младенцы могут выдерживать более длительные задержки, не совершая ошибки «А-не-Б». Задержка, которую младенцы способны переносить, не совершая ошибок, увеличивается примерно на две секунды в месяц в возрасте от семи до двенадцати месяцев.
Имитационная задача. На втором году жизни рабочую память можно оценить с помощью имитации. В стандартном имитационном задании, предназначенном для оценки кратковременной или долговременной памяти, реквизиты используются для воспроизведения последовательности действий (например, создание погремушки путем помещения мяча в гнездовой стаканчик [шаг 1], накрытие его другим стаканчиком). [шаг 2] и встряхивая чашки, чтобы получилась погремушка [шаг 3]). Затем ребенку разрешается имитировать последовательность либо сразу (как показатель кратковременной памяти), либо после задержки (как показатель долговременной памяти). Для оценки рабочей памяти шаги нескольких последовательностей представлены в чередующемся порядке. То есть вместо шагов одного события в последовательности (А-1, А-2, А-3, где буква указывает на последовательность, а число указывает на шаг в последовательности), ребенок видит, например, А-1, В-1, С-1, А-2, В-2, С-2, А-3, В-3, С-3. Затем ребенку поочередно предоставляют материалы для каждой из последовательностей (например, все материалы для последовательности А) и поощряют создавать последовательности. Чередование последовательностей во время презентации требует, чтобы ребенок не только запоминал информацию для каждого отдельного шага, но также обращал внимание на последующие шаги и объединял шаги в соответствующие последовательности. Исследователи использовали задачу имитации с семнадцати- и двадцатимесячными детьми, обнаружив увеличение производительности и, следовательно, рабочей памяти с возрастом.
Задания для оценки детей старшего возраста. Рабочую память можно оценить у детей старшего возраста с помощью адаптации задания на диапазон чтения и аналогичного задания с использованием чисел. Оба задания указывают на увеличение рабочей памяти в возрастном диапазоне от семи до тринадцати лет. Кроме того, дети с нарушениями чтения справляются с обеими задачами на более низком уровне, чем их сверстники нормального возраста, а дети с нарушениями арифметики имеют проблемы с числовым заданием. Таким образом, рабочая память играет важную роль в развитии навыков чтения и счета в среднем детстве. Взрослые уровни выполнения задач на рабочую память достигаются к школьным годам.
Факторы, влияющие на изменения в рабочей памяти, связанные с развитием
Изменения в рабочей памяти, связанные с развитием, могут быть обусловлены несколькими факторами, включая созревание мозга, увеличение скорости обработки информации, расширение знаний, лучшее использование стратегий и более эффективное управление вниманием . Например, процессы, связанные с рабочей памятью, во многом зависят от префронтальной коры головного мозга. Префронтальная кора созревает поздно по сравнению с другими областями мозга, например, участвующими в сенсорных и моторных процессах, и не достигает полной зрелости до подросткового или даже раннего взросления. Таким образом, временные ходы развития функций рабочей памяти и тех областей мозга, которые, как предполагается, обеспечивают их, тесно связаны между собой. Созревание мозга также включает процесс, называемый миелинизацией, при котором жировое вещество окружает нервные клетки и способствует проведению мозговых импульсов. Миелинизация может увеличить скорость обработки, тем самым увеличивая возможности рабочей памяти по мере взросления детей: более быстрая обработка позволяет хранить больше информации до того, как она исчезнет из рабочей памяти.
Другие факторы, которые могут повлиять на развитие рабочей памяти, включают расширение знаний, использование стратегии и управление фокусом внимания. Широта знаний влияет на рабочую память в той мере, в какой новая информация может быть связана с существующими знаниями. Например, легче хранить в долговременной памяти девять букв, образующих три слова (например, p-e-n, d-o-g, ha-t), чем хранить в рабочей памяти список из девяти случайных букв (например, p-o-h-e-d-t-n-g-a). ). Изучение и повышение эффективности использования стратегий также помогает рабочей памяти. Например, когда дети достигают позднего школьного возраста, они начинают спонтанно использовать репетицию (стратегию мысленного повторения информации), когда пытаются запомнить что-то новое. Рабочая память также развивается с возрастом, поскольку дети все больше контролируют фокус своего внимания. Это позволяет им обращать внимание на больше информации, переключать фокус внимания по мере необходимости и подавлять внимание к не относящейся к делу информации. Все эти три фактора — углубление знаний, использование стратегии и управление вниманием — вероятно, играют роль в развитии рабочей памяти в детстве.
Резюме
Рабочая память включает сознательное хранение и обработку информации, которая является неотъемлемой частью выполнения сложных когнитивных задач. Понятно, что рабочая память развивается на протяжении всего детства, поскольку дети способны удерживать все больше информации «в сети», даже если они выполняют большее количество умственных манипуляций с этой информацией. Поскольку рабочая память во многом лежит в основе умственной деятельности, важно понимать ее развитие, а также источники и последствия индивидуальных различий в ней.
B ЭДДЕЛИ , A LAN . 1981. «Концепция рабочей памяти: взгляд на ее текущее состояние и вероятное будущее развитие». Познание 10:17–23.
B ADDELEY , A LAN и H ITCH , G RAHAM . 1974. «Рабочая память». В Психология обучения и мотивации, изд. Гордон А. Бауэр. Нью-Йорк: Академическая пресса.
B AUER , P ATRICIA J. ; В АН А BBEMA , D ANA L.; и DE H AAN , M ICHELLE . 1999. «На короткое время: немедленное и краткосрочное запоминание и забывание двадцатимесячными детьми». Поведение и развитие младенцев 22:321–343.
B AUER , P ATRICIA J.; W ENNER , J ENNIFER A.; D ROPIK , P ATRICIA L.; и W EWERKA , S ANDI S. 2000. «Параметры запоминания и забывания при переходе от младенчества к раннему детству». Монография Общества исследований детского развития 65 (4).
C ASE , R OBBIE D.; К УРЛАНД , М ИДИАН ; и G OLDBERG , J ILL . 1982. «Операционная эффективность и рост кратковременной памяти». Журнал экспериментальной детской психологии 33:386–404.
C ОВАН , N ЭЛЬСОН . 1997. «Развитие рабочей памяти». В «Развитие памяти в детстве», изд. . Нельсон Коуэн. Хоув, Восточный Сассекс, англ.: Psychology Press.
D АНЕМАН , M ЭРЕДИТ и C АРПЕНТЕР , P АТРИЦИЯ . 1980. «Индивидуальные различия в рабочей памяти и чтении». Журнал вербального обучения и вербального поведения 19: 450–466.
D АЙАМОНД , А ДЕЛЕ . 1985. «Развитие способности использовать припоминание для руководства действием, на что указывают результаты младенцев на А, а не на Б». Развитие ребенка 56:868–883.
Г АТЕРКОУЛ , С США . 1998. «Развитие памяти». Журнал детской психологии и психиатрии 39:3–27.
L UCIANA , M ONICA и N ELSON , C HARLES A. 1998. «Функциональное появление префронтально управляемых систем рабочей памяти у детей от четырех до восьми лет». .» Нейропсихология 36: 273–293.
S IEGAL , L INDA S. и R YAN , E LLEN B. 1989. «Развитие рабочей памяти у нормально успевающих и подтипов обучающихся детей с ограниченными возможностями». Развитие ребенка 60:973–980.
S TARR , R EBECCA M.; D E H AAN , M ICHELLE ; и B AUER , P ATRICIA J. 2001. «Собери все воедино: оценка рабочей памяти у довербальных детей». Документ представлен на двухгодичном собрании Общества исследований детского развития, Миннеаполис, Миннесота.
10 Игры и упражнения для улучшения рабочей памяти учащихся
Рабочая память важна для наших учащихся и необходима им для оптимального обучения и развития. Это помогает учащимся улучшить концентрацию внимания и удерживать направление, решать математические задачи, поддерживает обучение чтению и пониманию текста и даже важно в спорте! Объем нашей памяти жизненно важен для нашего обучения и деятельности в повседневной жизни, поэтому важно улучшать наши способности памяти.
Ниже приведены 10 различных идей, которые включают в себя забавные обучающие упражнения для рабочей памяти — от зрительной памяти и базовых упражнений на память до головоломок.
1. Отправка чемоданаЭто игра на развитие памяти для 2-4 игроков разного возраста. Дети должны упаковать каждый чемодан определенными предметами одежды в зависимости от одного из 4 сезонов, но они должны помнить, какие предметы одежды они кладут в каждый чемодан.
Узнайте больше: сайт Jill Kuzma SLP по обмену социальными и эмоциональными навыками
2. Теневые узорыНа этом веб-сайте есть несколько увлекательных интеллектуальных игр, которые заставляют учащихся работать над навыками памяти. Каждое из упражнений на память имеет свою тему, и вы можете выбрать сложность — детский или взрослый режим. Каждая из этих игр помогает развивать рабочую память и легкодоступна.
Узнать больше: Tiny Tap
3.
На этом веб-сайте есть несколько увлекательных интеллектуальных игр, которые заставляют учащихся работать над навыками памяти. Каждое из упражнений на память имеет свою тему, и вы можете выбрать сложность — детский или взрослый режим. Каждая из этих игр помогает развивать рабочую память и легкодоступна.
Подробнее: Neuron Up
4. Советы по улучшению памятиНа этом сайте есть несколько карточных игр, которые можно использовать для улучшения рабочей памяти. Игры различаются по сложности, и вы можете играть в игры на основе цвета, числа, символа и т. д. Все, что вам нужно для участия в этих играх, — это набор игральных карт и правила!
Подробнее: Советы по улучшению памяти
5. Пересказ историй и использование последовательности Это помогает улучшить рабочую память, а также отлично подходит для понимания. Вы можете использовать карточки-рассказы как часть классной игры, чтобы помочь учащимся во время чтения. Они также отлично подходят для учащихся с ограниченными возможностями обучения, так как они хорошо визуализируют.
Узнайте больше: Центр раннего обучения
Сюда входит отличный набор стратегий, помогающих поддерживать развитие памяти. В большинство из этих игр можно быстро поиграть в классе — такие игры, как «Память лиц» и «Что пропало». Он также включает в себя варианты онлайн-игр с краткосрочной памятью.
Узнайте больше: неврология для детей
7. PhysEd FitУ PhysEd Fit есть канал на YouTube, который помогает детям использовать свою память в действии во время упражнений. Эти видеоролики достаточно короткие, чтобы их можно было использовать для быстрой мозговой разминки, чтобы помочь улучшить слабую рабочую память в увлекательной игровой форме!
Узнать больше: Phys Ed Fit
8.