Язык жестов психология мимики жестов: Мимика, взгляд, поза и жесты при различных эмоциях

психология в популярном формате — ThePharma.Media

Можно ли научиться читать язык жестов, не оканчивая факультет психологии или школу ФБР? Вполне – говорит нам опыт тысяч людей, использующих такие навыки при формальном и неформальном общении. Потренируемся?

По определению, язык жестов передает скрытые эмоции – те, которые люди не хотят, чтобы о них знали другие. Умение определять эти потаенные чувства улучшит ваши отношения, поможет определить эмоции партнера, потребности друзей, ну и, конечно же, упростит работу с вредными посетителями.

Язык жестов: от психологов – в кино

Западные исследователи приступили к подробному изучению невербальных аспектов человеческого поведения еще с начала 1970-х годов. Тогда же было подсчитано, что только 7% важных (актуальных, правдивых) сообщений состоят из произнесенных слов, а 93% информации передается через невербальные маршруты (38% — через интонации, 55% — через язык жестов \ тела).

Точные цифры сегодня оспариваются, но научность методики уже не подлежит сомнению. Тем не менее, ее успели популяризировать сериалы про ФБР и секретные службы, такие как «Обмани меня» и «Мыслить как преступник». Они и «научили» зрителей понимать эмоции и мотивы людей, внимательно вглядываясь в лицо и отмечая едва уловимые изменения мимики. Оценка объекту «выставляется» на основе анализа наиболее информативных признаков, характеристик внешности, невербального и вербального поведения.

Пожалуй, все уже ознакомились с основными ключами для прочтения собеседников: прикоснулся к носу — обманывает, скрестил руки на груди — пассивно-агрессивен, посмотрел вверх и направо — сочиняет небылицы…

Язык жестов: базовые эмоции

К настоящему времени каталогизировано более десятка тысяч различных выражений лица, хотя любителю просто идентифицировать только семь основных микровыражений. Это еле уловимые жесты, которые позволяют нам читать эмоции на лице любого, даже незнакомого человека.

Злость. Экспрессия гнева в основном сосредоточена в верхней части лица, где мы опускаем брови и хмуримся. При этом мы часто сжимаем рот и делаем его напряженным, слегка стиснув зубы. Еще одно типичное выражение гнева – подбородок, чуть выдвинутый вперед.

Страх. Это микровыражение характеризуется широко открытыми глазами и приоткрытым ртом.

Радость, счастье проявляется через едва прищуренные глаза и морщины у нижних век. Когда человек симулирует счастье, эти морщинки не появятся.

Презрение – очень специфическое выражение, при котором один уголок рта чуть приподымается, а другой остается в форме полуулыбки.

Удивление: брови приподняты, глаза открыты широко, рот едва приоткрыт.

Грусть – это одно из самых сложных микровыражений для имитации: брови сводятся к переносице, уголки рта опускаются.

Отвращение. Это микровыражение является одним из самых простых для распознавания, поскольку вся экспрессия в этом случае сосредоточена во рту и носу. На носу появляются морщины, верхняя губа приподымается, часто обнажая верхние зубы.

Язык жестов: распространенные ошибки «чтения»

Следует учитывать, что наше личное восприятие людей весьма субъективно и наши внутренние стереотипы, так называемый жизненный опыт, могут сыграть злую шутку, отметая полезные контакты и, наоборот, привлекая в свой стан самых натуральных психоэнергетических «вампиров».

Профессиональные психологи-профайлеры постоянно сталкиваются с ложными трактовками и ошибочными выводами «сыщиков», пытающихся читать микромимику собеседников. Язык тела дается не всем, и неофиты, пристально всматриваясь в лицо объекта исследований, упускают из виду важные признаки и совершают ряд типичных ошибок.

  1. Любители рассматривают исключительно мимику, досконально изучая микродвижения лица. Но все напрасно: без контекста любой анализ бесполезен. Оценка должна учитывать жестикуляцию, характеристики голоса, окружение и многое другое. Поэтому усмешка левым уголком губ — не более чем усмешка. Интерпретировать ее в отрыве от других жестов опасно, ведь неверные выводы о человеке, как и излишняя подозрительность, разрушительны и для личных отношений, и для профессиональных.
  2. Чрезмерно пристальное внимание уделяется позе, но при этом игнорируются характеристики голоса. Ведь если лицо собеседника сигнализирует о чем-то важном, это обязательно должно подтверждаться «вокально»: голос и мимика работают вместе. И главное не то, что человек говорит, а как: задумчиво, громко, тихо, высоким голосом или пониженным. Что касается позы, то для определения лжи (или правды) она несущественна. Открытая поза или закрытая, приближение или отдаление, скрещенные руки… Все это показывает отношение одного человека к другому или передает настроение, однако ничего не говорит о «фактаже» в его речи.
  3. Помимо лица и мимики, еще существуют форма бровей, носа и подбородка, высота лба, прическа и цвет волос, стиль и любимый цвет одежды, а также десятки других интересных черт, которые говорят о важных качествах индивидуума. И меняя то, что доступно поменять, мы можем влиять и на человека, и на результаты его отношений с окружающими!

Язык жестов: «закрытые книги»

На самом деле невероятное множество ошибок совершается при попытке «прочтения» людей особого типа, так сказать «нечитаемых» . Прежде всего, к ним относятся люди, обладающие живой (гиперкинетической) мимикой: на таких лицах эмоции переключаются с высочайшей частотой, поэтому не всегда синхронизируются со смыслом речи. Другими словами, зачастую такое лицо показывает то, чего еще нет, а иногда то, что уже произошло. Конечно, при таких обстоятельствах наблюдателю сложно сопоставить вопрос и реакцию. А непрофессионал, скорее всего, порадуется столь яркому лицу, хотя сделает при этом ложные выводы.

Индивидуальный итоговый проект «Язык мимики и жестов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 51» г. Курска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

 

Язык мимики и жестов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Погоняева Софья Евгеньевна,

                                                                                                        обучающаяся 9 класса «Б»

Руководитель:

Корчагина Ольга Валерьевна,

педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

Курск 2022г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Невербальное общение (язык мимики и жестов)..……………………… 5

1.1.  История возникновения мимики и жестов…………………………….…5

1.2.Невербальное общение …………………………….………….……………….. 6

1.3. Способы невербального общения…………………………….…………….7

1.4. Мимика……………………………………………………….……………….. 8

1.5.Жесты и позы.…………………………………………………………..…..10

1.6. Национальные особенности невербального

общения …………………………….………………………………………………. 12

Глава 2. Практическая часть ……………………………………………………14

2.1. Понимание языка мимики и жестов………………………………………14

Заключение……………………………………………………………….….….16

Список литературы………………………………………………………..….. .17

Приложение ……………………………………………….…………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современные ученые полагают, что способность читать чужие мысли по мимике и жестам свойственна всем людям. Совокупность внешних признаков — от выражения лица и направления взгляда до принятой позы — помогает догадаться о чувствах и намерениях других людей. Во время общения, помимо произнесения фраз, человек делает массу заметных или едва заметных жестов, которые также выражают его точку зрения. Его собеседник всегда воспринимает их на подсознательном уровне, однако зачастую сознание не подвергает их рациональному анализу. Между тем изучение этого немого языка поможет читать между строк всю скрытую информацию.

Гипотеза: средства невербального общения играют большую роль в верном понимании получаемой информации от окружающих.

Цель  нашего исследования: изучение понимание языка жестов обучающимися 9«Б» класса.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

·        выяснить значение невербальных средств общения;

·        познакомиться с  различиями невербальных средств общения у разных народов;

·        определить степень умения старшеклассников в понимании языка мимики жестов.

Объект: обучающиеся 9 «Б» класса .

Предмет: осведомленность учащихся о языке мимики и жестов.

Методы исследования:

·        анализ научной литературы;

·        тестирование;

·        анализ, обобщение.

 

Практическая значимость исследования: результаты проекта и продукт исследования могут послужить кратким пособием для педагогов, родителей  и обучающихся в общении друг с другом.

Проектный продукт: буклет «Язык мимики и жестов» с интерпретацией наиболее распространенных жестов.

План работы:

1.     Подготовительный этап: определение темы проекта, постановка проблемы, цели и задач исследования).

2.     Планирование работы: определение источников информации, планирование способов сбора и анализа информации, планирование итогового результата.

3.     Исследовательский этап: сбор информационных данных, тестирование, анализ результатов.

4.     Заключительный этап: структурирование и оформление собранного материала, подготовка презентационного материала, пояснительной записки, создание буклета «Язык мимики и жестов» (январь).

5.     Презентационный этап: презентация и защита проекта.

Объект: обучающиеся 9 «Б» класса .

Предмет: осведомленность учащихся о языке мимики и жестов.

Практическое значение: знания языка мимики и жестов может быть полезным для учителя, работающего в классе, а так же может послужить кратким пособием для родителей и обучающихся в общении друг с другом.

 

 

 

 

 

Глава 1. Невербальное общение (язык мимики и жестов)

1.1. История возникновения мимики и жестов.

Языку тела в истории и культуре всегда уделяли достаточно много внимания. Интерес к ним известен еще с античных времен, когда проблема происхождения языка выдвинула теорию происхождения жестового языка, на базе которого развивался звуковой язык. По всей видимости, человеком, с которого начинается, систематическое изучение движения тела был Джон Каспер Лаватер, пастор из Цюриха, который в 1972 г. опубликовал « Эссе по физиогматики». Он впервые провел подобное наблюдение и описания корреляций между вырождением лица и конфигурациями тела, с одной стороны, и типами личностных характеристик – с другой. А Чарльз Белл анатом, нейрофизиолог был одним из первых кто заинтересовался выражениями эмоций.

Несколько позже появились работы о влиянии биологических признаков на формирование определенного социального человеческого типа, исследования, посвящённые описанию связей между характером человека и типом его телосложения, между эмоциями человека, их жестовыми манифестациями, в частности выражениями лица, и смыслами которые эти невербальные единицы выражают. Позже проблема жестового языка носила прикладной характер в связи с выработкой алфавита глухонемых.

 Разные науки, в частности биологии, психология, социология, стремительно шли к многостороннему тщательному анализа своего объекта — языка тела. Изучение языка в наше время активизировалось благодаря исследованиям семиотики и теории коммуникации.

Создателем науки о языке тела является американский антрополог Рэй Бирдвистел. В ходе работы над каталогом языка жестов и мимики ученые вместе со своими коллегами описал отдельные жесты в разных культурах и у разных народов.

Пэкман и его коллега У. Фризер обнаружили, что существует больше тысячи различных движений лицевых мышц, большая часть которых даже не имеет названий. Это наблюдение вполне соотносится со сделанным ранее открытием психолога С. Томкинса, который установил что для каждой из выражаемых на лице эмоций имеется своя закрепленная за ней группа мышц. Объединив исследовательские усилия, ученые создали оригинальную систему кодирования лицевых движений, которую назвали FAST. Действие системы FAST напоминает составление портрета человека, по характерным чертам лица, только «на вход» здесь подаются фотографии отдельных частей лица, предназначенных для выражения тех или иных эмоций.                           Э. Сепир полагал, что языковая коммуникация, в отличии от жестовой, является в большей степени официальной и социально признанной. Таким образом, во многом не осознанные признаки жестов можно интуитивно интерпретировать в данном контексте как психологически более значимые, чем реально использованные слова.

1.2. Невербальное общение

Невербальным общением [1]называют выразительные движения (мимику и пантомимику), жесты (поклон, поворот к собеседнику или от него и др.), использование предметов (дарение женщине букета цветов,).

В каждой стране существуют выработанные системы специальных знаков-символов. Например, знаки управления движением транспорта, форменная одежда, знаки отличия, награды и т. п. Использование выразительных и лаконичных средств невербальной коммуникации значительно расширяет возможности общения.

Любой коллектив, формальный или условный, стремится найти адекватную символику для обозначения рода своей деятельности, социального статуса, места дислокации и т. п. Часто в неформальных группах принимается собственная символика, понятная только посвященным, например татуировки, особый покрой одежды, прическа.

  По мере взросления, воспитания и обучения, а позже в профессиональном развитии человек овладевает определенной системой невербальной коммуникации, которую он использует в своем общении с окружающими людьми.

Понимание языка мимики и жестов собеседника позволяет «читать» собеседника, видеть, какое впечатление произвело на него услышанное, узнать его позицию еще до того, как он выскажется по этому поводу. Через невербальное общение осуществляется обратная связь, которая определяет отношение людей друг к другу. Понимание невербальных знаков поможет вовремя изменить поведение или сделать что-то еще, чтобы добиться нужного результата в общении с людьми.

  По мнению ведущих специалистов по невербальному общению, с помощью слов передается всего лишь 7% информации, с помощью звуковых средств — 38%, а с помощью мимики, жестов и поз — 55%. Таким образом, не так важно, что именно говорит тот или иной человек, более важным является то, как он это делает.

1. 3.Способы невербального общения

Зная основные способы невербального общения, вы сможете лучше понять другого человека, когда он в общении с вами пытается контролировать свое поведение, ведь невербальные сигналы проявляются бессознательно и ваш собеседник просто не может ими управлять. Классификация невербальных средств общения и примеры их использования помогут вам не только лучше понять себя, но и научат распознавать ложь и манипуляции со стороны других людей.

Существует довольно много каналов невербального общения. И чем сильнее человек вовлечён в разговор, тем активнее он их использует. Чаще всего используются такие каналы как:

 

·        Мимика. Выражение лица – самый информативный канал невербального взаимодействия, позволяющий передать множество эмоций, выразить восхищение или негодование, показать своё согласие или отказ. Одним взглядом мы можем продемонстрировать, что недовольны поведением человека, а можем подмигнуть, показав, что мы с ним заодно.

·        Жесты. Мы с детства привыкаем использовать жесты в общении наравне с речью и мимикой. Некоторые из них являются естественными и выглядят одинаково во всём мире. Другие же культурно зависимы, но мы привыкаем к ним и используем, не задумываясь над их смыслом. Однако в разных культурах одни и те же жесты могут иметь противоположный смысл. Поэтому, собираясь в другую страну, желательно почитать о культурных особенностях. Вполне вероятно, что жест, кажущийся вам безобидным и доброжелательным, окажется там пошлым, грубым или даже враждебным.

1.4.Мимика

Мимика[2]-это выражение лица человека, она является главным элементом отображением эмоций и чувств. Позитивные эмоции, например, любовь или удивление, распознать намного легче, чем негативные, к которым можно отнести отвращение или гнев. Эмоции по-разному отражаются на правой и левой стороне лица, ведь левое и правое полушарие мозга выполняют разные функции: правое совершает управление эмоциональной сферой, а левое отвечает за интеллектуальные функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По мимике говорящего партнеры по общению, особенно в деловых контактах, обычно пытаются «читать лицо», понять не только текст, но и подтекст, угадать за словами скрытый, действительный их смысл.

Умение контролировать мимику, владеть ею для решения стоящей задачи — важное профессиональное умение. Следует вырабатывать у себя привычку уделять внимание своей мимике: продумывать, какой она должна быть, соответствует ли она ситуации, когда ее следует изменить и почему.

Многие люди не задумываются над тем, какое обычно у них выражение лица. Им стоит периодически смотреть в зеркало, чтобы уловить типичное выражение. Кто-то сможет понять, что его лицо преимущественно равнодушное, ленивое, хитрое, угрюмое, недоброжелательное или даже злое.

 

 

 

 

 

 

 


Целесообразно намеренно управлять своей мимикой, придавать то выражение лицу, которое отвечает желательному имиджу и восприятию человеком, с которым ведется разговор. Чаще всего оно должно светиться доброжелательностью, деловым настроем, уверенностью, самообладанием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.5. Жесты и позы

Чувства и установки людей можно определить по манере сидеть или стоять, по набору жестов и отдельных движений. Людям легче и приятней общаться с теми, кто обладает экспрессивной моторикой оживленным расслабленным выражением лица. Яркие жесты отображают позитивные эмоции и располагают к искренности и доверию. При этом чрезмерная жестикуляция, часто повторяющиеся жесты могут говорить о внутреннем напряжении и неуверенности в себе.

Невербальное общение становиться доступным, а уровень взаимопонимания увеличивается, если вы понимаете позы и жесты вашего собеседника.

·        Критичность – одна рука возле подбородка с вытянутым указательным пальцем вдоль щеки, вторая рука поддерживает локоть;

·        Позитивность – корпус тела, голова немного наклонены вперед, рука немного касается щеки;

·        Недоверие – ладонь прикрывает рот, выражая несогласие;

·        Скука – голова подперта рукой, корпус расслаблен и немного согнут;

·        Превосходство – положение сидя, ноги одна над другой, руки за головой, веки немного прикрыты;

·        Неодобрение – неспокойные движения, встряхивание «ворсинок», расправление одежды, одергивание брюк либо юбки;

·        Неуверенность – почесывание либо протирание ушей, обхватывание одной рукой локтя другой руки;

·        Открытость – руки раскинуты в стороны ладонями вверх, плечи расправлены, голова «смотрит» прямо, корпус расслаблен;

В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности, т. е. о совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи.

·              Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно («раскрытые руки» и «расстегивание пиджака»).

·              Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас (потирание лба, висков, подбородка, стремление прикрыть лицо руками).

·          Жесты и позы защиты являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу (руки, скрещенные на груди, сжимание пальцев в кулак).

·           Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы («рука у щеки», «пощипывание переносицы»).

·          Жесты сомнения и неуверенности — почесывание указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи, прикосновение к носу или его легкое потирание.

·           Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и стремлении закончить беседу (опускание век, почесывание уха).

·          Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими («закладывание рук за спину с захватом запястья», «закладывание рук за голову»).

·          Жесты несогласия («собирание ворсинок с пиджака», опускание век).

·          Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу (подача корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула).

1.6. Национальные особенности невербального общения.

Во всем мире основные коммуникационные жесты и мимика лица не очень отличаются друг от друга. Счастливые люди улыбаются, печальные хмурятся, злым также присуща особая мимика. Пожимание плечами является прекрасным примером универсального жеста, используемого повсеместно. Оно означает, что человек не знает или не понимает, о чем идет речь.

В современном мире обязательным элементом любой встречи и прощания является рукопожатие. Оно тоже несет в себе массу информации о чувствах, намерениях и отношениях человека. Эта информация передается, например, через положение рук, а также интенсивность или продолжительность рукопожатия.

Невербальный язык, как и вербальный, может меняться в зависимости от типа культуры, нации, социального слоя и т. п. Так, например, кивание головой во многих странах означает «да» или утверждение, но в Болгарии это жест отрицания или несогласия. В Индии значение «да» передается совсем другим жестом — покачиванием головы в разные стороны, что в России будет означать осуждение, неодобрение.

В основном отличия наблюдаются среди символических жестов. Такие жесты, как правило, связаны с абстракцией, поэтому их содержание может быть понятно только какой-то отдельной нации или группе людей, коллективу. К таким знакам можно отнести приветствие, прощание, призыв к молчанию, предвкушение чего-либо приятного и др. Например, приветствие может быть передано поклоном, протянутой вперед рукой, прикосновением к земле у ног другого человека, прижиманием руки к сердцу или лбу, рукопожатием, складыванием рук в замок и поднятием их над головой и т. д. У студентов или закадычных друзей могут быть свои собственные придуманные формы приветствия.

V-образный жест пальцами в разных странах тоже воспринимается по-разному. В большинстве стран Европы этот жест является знаком победы. В Австралии, Новой Зеландии и Великобритании подобная интерпретация характерна только для жеста, в котором ладонь с двумя разведенными пальцами (указательный и средний) повернута от себя. Но если ладонь повернуть к себе, этот жест приобретает оскорбительное значение вроде «Заткнись!» или «А иди ты подальше!». В некоторых странах этот жест также означает цифру «2».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическая часть

2.1. Понимание языка мимики и жестов.

В ходе исследования нами было проведено анкетирование обучающихся 9 «Б» класса МБОУ«Средняя общеобразовательная школа № 51» г. Курска.

Цель исследования: выяснить насколько обучающиеся понимают язык мимики и жестов.

Основной процедурой сбора данных нашего исследования являлось анкетирование  с использованием опросника «Понимаете ли вы язык мимики и жестов» (Приложение 1).

         Полученные нами результаты отражены в диаграмме (Приложение 2)

0% — обучающиеся у которых отличная интуиция, они обладаете способностью понимать других людей, у них есть наблюдательность и чутье. Но они слишком сильно полагаетесь в своих суждениях на эти качества, слова имеют для них второстепенное значение. Если им улыбнулись, они уже готовы поверить, что им объясняются в любви. Их «приговоры» слишком поспешны, и в этом кроется для них опасность, можно попасть пальцем в небо! Им необходимо делать на это поправку, и у них есть все шансы научиться прекрасно, разбираться в людях.

90% — обучающиеся, которым доставляет определенное удовольствие наблюдать за другими людьми, и они  неплохо интерпретируют их мимику и жесты. Но они еще не совсем умеете использовать эту информацию в реальной жизни, например, для того, чтобы правильно строить свои взаимоотношения с окружающими. Они склонны скорее буквально воспринимать сказанные им слова и руководствоваться ими. Например, кто-то скажет им: «Мне с вами совсем не скучно», сделав при этом кислую мину. Но они поверят словам, а не выражению лица, хотя оно весьма красноречиво. Им необходимо развивать интуицию, больше полагайтесь на ощущения!

10% — обучающиеся, для которых язык мимики и жестов  — китайская грамота. Им  необыкновенно трудно правильно оценивать людей. И дело не в том, что они на это не способны, просто они не придаете этому значения, и очень напрасно! Им необходимо намеренно фиксировать внимание на мелких жестах окружающих их людей, тренировать наблюдательность. Пословица гласит: «Тело — это перчатка для души». Немного понимать душу другого — верное средство самому не попасть в капкан одиночества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Незнание языка жестов приводит к недопониманию или неправильному пониманию других людей, может препятствовать к межкультурному общению.

Можно ли освоить язык жестов? Да, эта задача не из простых. Язык жестов — это именно язык, причем отнюдь не примитивный. А в каждом развитом языке есть своя лексика, свой синтаксис. «Слова» в языке невербальной коммуникации — это жесты, мимика, синтаксис — то, как они объединяются в единую картину, взаимодействует друг с другом.

Язык жестов является одним из видов невербального общения. Знание языка жестов позволяет расширить свои коммуникации, сделать общение более ярким и содержательным.

Результаты нашего исследования показали, что многие используют язык жестов, но не знают его значение.

Тем не менее, стоит ли изучать язык мимики и  жестов? Конечно, да: это изучение дает вам блестящую возможность приглядеться к людям, разовьет вашу наблюдательность и, конечно, даст вам массу необходимых знаний о том, как узнать, о чем думает человек.

Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу о том, средства невербального общения играют большую роль в верном понимании получаемой информации от окружающих.


 

Список литературы

1.     Мельник А.А., «Как читать человека. Жесты. Поза. Мимика», 2005 г.

2.     Майк Каро, «Язык жестов», 1998 г.

3.     Ермолаев В.А., «Как читать человека словно книгу»,1990г., 24с.

Список  Интернет — источников:

1.     Психология мимики и жестов: примеры и факты,

https://mentalsky.ru/psihologiya-mimiki-i-zhestov/

2.     Мимика и жесты — что они могут о Вас рассказать,

https://econet.ru/articles/106916-mimika-i-zhesty-chto-oni-mogut-o-vas-rasskazat

3.     Из истории изучения жестов и мимики (обзор научных исследований), https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-izucheniya-zhestov-i-mimiki-obzor-nauchnyh-issledovaniy

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение 1.

 

Опросник «Понимаете ли вы язык мимики и жестов»

1. Вы считаете, что мимика и жесты — это:

а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент;

б) дополнение к речи;

в) предательское проявление нашего подсознания.

2. Считаете ли вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

3. Как вы здороваетесь с очень хорошими друзьями?

а) радостно кричите: «Привет!»;

б) сердечным рукопожатием;

в) слегка обнимаете друг друга;

г) приветствуете их сдержанным движением руки;

д) целуете друг друга в щеку.

4. Какая мимика, и какие жесты, по вашему мнению, означают во всем мире одно и то же? (Дайте три ответа):

а) качают головой;

б) кивают головой;

в) морщат нос;

г) морщат лоб;

д) подмигивают;

е) улыбаются.

5. Какая часть тела «выразительнее» всего?

а) ступни;

б) ноги;

в) руки;

г) кисти рук;

д) плечи.

6. Какая часть вашего собственного лица наиболее выразительна, по вашему мнению? (Дайте два ответа):

а) лоб;

б) брови;

в) глаза;

г) нос;

д) губы;

е) углы рта.

7. Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше отражение, на что в себе вы обращаете внимание в первую очередь?

а) на то, как на вас сидит одежда;

б) на прическу;

в) на походку;

г) на осанку;

д) ни на что.

8. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в вашем представлении это означает, что:

а) ему есть, что скрывать;

б) у него некрасивые зубы;

в) он чего-то стыдится.

9. На что вы, прежде всего, обращаете внимание у вашего собеседника?

а) на глаза;

б) на рот;

в) на руки;

г) на позу.

 

10. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, это для вас признак:

а) нечестности;

б) неуверенности в себе;

в) собранности.

11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

12. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что:

а) первый шаг всегда делают именно мужчины;

б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней говорили;

в) он достаточно мужествен, чтобы рискнуть «получить от ворот поворот».

13. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем «сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему вы больше поверите?

а) словам;

6) «сигналам»;

в) он вообще вызовет у вас подозрение.

14. Поп-звезды вроде Мадонны или Принца направляют публике «сигналы», имеющие однозначно эротический характер. Что, по-вашему, за этим кроется?

а) просто фиглярство;

б) они «заводят» публику;

в) это выражение их собственного настроения.

15. Вы смотрите в одиночестве страшную детективную киноленту. Что с вами происходит?

а) смотрите совершенно спокойно;

б) реагируете на происходящее каждой клеточкой своего существования;

в) закрываете глаза при особо страшных сценах.

16. Можно ли контролировать свою мимику?

а) да;

б) нет;

в) только отдельные ее элементы.

17. При интенсивном флирте вы «изъясняетесь» преимущественно:

а) глазами;

б) руками;

в) словами.

18. Считаете ли вы, что большинство ваших жестов:

а) «подсмотрены» у кого-то и заучены;

б) передаются из поколения в поколение;

в) заложены от природы.

19. Если у человека борода, для вас это признак:

а) мужественности;

б) того, что человек хочет скрыть черты своего лица;

в) того, что этот тип слишком ленив, чтобы бриться.

20. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим?

а) да;

б) нет;

в) только у пожилых людей.

Приложение 2

 

Результаты опросника

 «Понимаете ли вы язык мимики и жестов»

Сложная система мимики жестового языка | Факультет гуманитарных наук.

Мимика и язык жестов

«В жестовом языке мимика используется для выражения как языковой информации, так и эмоций. Например: поднятие бровей необходимо для обозначения общих вопросов в большинстве жестовых языков. лица, чтобы выразить эмоции — свои собственные или при цитировании кого-то другого. Нам нужно больше знать о том, что происходит, когда грамматика и эмоции должны быть выражены одновременно. Сможет ли компьютерное программное обеспечение уловить правильное значение ?» — спрашивает Вадим Киммельман.

Киммельман — адъюнкт-профессор Бергенского университета, где он работает лингвистом, главным образом над грамматикой жестовых языков, в частности русского жестового языка (RSL) и жестового языка Нидерландов (NGT). В своем последнем исследовании, опубликованном в PLOS ONE, Киммельман изучает, что происходит, когда разные эмоции сочетаются с разными типами предложений, используя программное обеспечение для анализа 2D-видео для отслеживания положения бровей в видеозаписях. Киммельман и его коллеги из Назарбаев Университета в Казахстане исследовали эти вопросы для казахско-русского языка жестов, который является языком жестов, используемым в Казахстане.

Отслеживание черт рук, тела и лица

«В нашем исследовании мы попросили девять носителей языка составить те же предложения, что и утверждения, и задать два типа вопросов (например, Девушка упала – Девушка упала? – Куда упала девочка? ). Знакомый задавал вопросы три раза, добавляя три разных эмоции (нейтральный, злой, удивленный). Основываясь на исследованиях других языков жестов, мы ожидали, что и эмоции, и грамматика будут влиять на положение бровей, и что мы могли бы обнаружить некоторые взаимодействия. «, — объясняет Киммельман.

Главной новинкой в ​​этом исследовании стало использование программного обеспечения OpenPose, которое позволяет автоматически отслеживать черты рук, тела и лица в 2D-видео.

Opphavsrett:

«С помощью этого программного обеспечения мы смогли точно и объективно измерить положение бровей в различных условиях и провести количественный анализ. Исследование, как и ожидалось, показало, что и эмоции, и грамматика влияют на положение бровей в казахско-русском языке. Язык жестов. Например, общие вопросы отмечены поднятыми бровями, удивление отмечено поднятыми бровями, а гнев отмечен опущенными бровями».

Сложные выражения лица

Киммельман также обнаружил, что эмоциональную и грамматическую маркировку можно комбинировать:
 
«Мы обнаружили, что при удивленных общих вопросах брови поднимаются даже выше, чем при нейтральных вопросах. Кроме того, мы обнаружили некоторые сложные взаимодействия между факторами, влияющими на положения бровей, что указывает на необходимость будущих исследований.В будущем мы также исследуем, как движение бровей согласуется с конкретными знаками в предложении, в дополнение к тому, как это влияет на среднее положение бровей, и мы исследуем другие черты лица, а также положение головы и тела. «.

Результаты этого исследования показывают некоторые реальные практические последствия. Эволюция новых технологий явно способствовала улучшению и расширению коммуникативных возможностей людей с нарушениями слуха, говорит Киммельман:

Демонстрация новых возможностей

«Во-первых, студенты, изучающие казахско-русский язык жестов (например, будущие переводчики), должны знать, как и эмоции, и грамматика влияют на выражение лица. Во-вторых, наши выводы повлияют на проекты по автоматическому распознаванию языка жестов, поскольку ясно, что модели распознавания должны учитывать как грамматическую информацию, так и эмоции применительно к выражениям лица».

«И последнее, но не менее важное: наше исследование демонстрирует возможности, которые новые технологии, такие как компьютерное зрение, открывают для научных исследований жестовых языков», — говорит Киммельман.

Почему сурдопереводчики корчат рожи?

Переводчиков жестового языка часто нанимают, когда в стране происходят чрезвычайные ситуации, и все люди должны быть проинформированы о последних новостях о стихийном бедствии, о том, что им следует делать и куда им следует идти. В условиях пандемии COVID-19 вы видите сурдопереводчиков почти во всех телевизионных программах.

Американский язык жестов (ASL) похож на любой другой разговорный язык и является основным языком для людей с нарушениями слуха. Он обладает теми же лингвистическими свойствами, но с другой грамматикой, выраженной движениями рук и лица.

Закон об американцах-инвалидах от 1990 г.

Перевод жестового языка часто требуется по закону в Соединенных Штатах, поскольку он помогает людям с нарушениями слуха общаться. Закон об американцах-инвалидах 1990 года (ADA) ввел несколько мер для предотвращения дискриминационных действий из-за инвалидности. ADA предписывает удовлетворять потребности людей с нарушениями слуха и глухих в общении, что требует, среди прочего, использования переводчика ASL.

ADA конкретно указывает, что не должно быть какой-либо дискриминации по признаку инвалидности при равном и полном пользовании привилегиями, удобствами, услугами, товарами, жилыми помещениями или преимуществами любого общественного места владельцем или оператором указанного общественного помещения.

Более того, ADA считает неспособность отказать в услугах, изолировать или лечить инвалидов из-за отсутствия услуг и вспомогательных средств дискриминацией, которая преследуется по закону.

Почему переводчики ASL шевелят ртом?

Вы можете часто видеть, как переводчики ASL по телевизору шевелят губами, когда они жестикулируют. Рот производит визуальные слоги. Он присутствует не у всех подписывающих и не на всех жестовых языках. Это может быть жизненно важной частью знака, чтобы представить или подчеркнуть отдельное слово, чтобы предотвратить неправильное понимание (например, в словах с несколькими значениями). В других случаях движение рта помогает сделать жест более динамичным и полным. Движения рта также используются в сочетании с движениями рук для обозначения звука. Примером может служить знак ASL для фразы «еще нет», который включает жест рта с приоткрытым ртом и кончиком языка над нижними зубами. Во многих случаях движения рта не соответствуют произносимым словам.

Рот также используется для демонстрации аналогии. Кроме того, ротация необходима в речи , которая представляет собой визуальную систему, используемую слабослышащими, чтобы они могли получить доступ к традиционно разговорным языкам. В речи с репликами используется несколько форм рук или реплик, представляющих согласные, в разных областях возле рта, которые представляют гласные. Система помогает визуально передать разговорный язык.

С практической точки зрения многие переводчики ASL предпочитают говорить ртом, потому что они думают, что это придает больше смысла тому, что они подписывают, помогая зрителям лучше понять информацию, которую они передают.

Однако подписывающие не произносят точное английское слово. Они могут использовать сокращенный английский , произнося , где они используют сокращенную версию слова. Глухие люди, которые читают по губам, видят только слова, показанные внешней частью рта. Например, в слове «конец» читатель по губам может увидеть только слово, напоминающее «рыба».

Подписавшийся может также использовать ASL , произнося движения рта и формы для обозначения наречных или прилагательных слов.

Почему сурдопереводчики носят черное?

Вы также можете быть одним из многих людей, которым любопытно, почему многие сурдопереводчики носят черное. Переводчики ASL объяснили, что их манера одеваться влияет на то, как их воспринимают зрители. Их присутствие может отвлекать и отвлекать внимание зрителей от процесса интерпретации, препятствуя плавному течению общения.

Переводчики языка жестов должны следовать определенным правилам поведения и внешнего вида. Их одежда должна быть ненавязчивой, и во время обучения их учили носить черную одежду или одежду из ткани темного цвета. Более того, одежда темных цветов помогает людям со слабым зрением лучше их видеть.

Они должны носить однотонную одежду, чтобы привлечь внимание зрителей к лицу и груди. Они также должны держать свои волосы в порядке и подальше от лица. Поддержание опрятного внешнего вида позволяет легче и яснее читать выражения их лиц.

Роль сурдопереводчиков в телепередачах

Почти во всех телепрограммах в прямом эфире теперь есть переводчик с АЯЖ. Это понятно, потому что люди хотят получать самую свежую информацию со времен COVID-19.пандемия все еще бушует. Вещательные станции сообщают о последних новостях и последних новостях о том, что происходит снаружи, поскольку почти все люди заперты в своих домах, и только радио и телевидение являются их основными источниками информации.

Переводчики ASL на телевидении позволяют глухим и слабослышащим людям получать доступ к новостям и другим программам. В Соединенных Штатах вещательные станции обязаны предоставлять сурдопереводчиков, чтобы все люди, даже люди с ограниченными возможностями, имели равный доступ к доступному контенту на телевидении. Некоторые шоу снабжены субтитрами, но людям с нарушениями слуха может быть неудобно читать написанные слова, предпочитая получать информацию визуально.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>