Взаимосвязь глобальных проблем человечества: Взаимосвязь глобальных проблем современности (примеры) 🐒 EDU-EGE

Глобальные проблемы человечества. Энергетические проблемы



1. Продолжите предложения:

Глобальные проблемы человечества — это проблемы, которые затрагивают весь мир, создают реальную угрозу существования человечества.

Характерными чертами отсталости наименее развитых стран являются: крайне низкий доход на душу населения, низкая продолжительность жизни, наличие крупного национального долга, слабый уровень развития образования и здравоохранения, неразвитость обрабатывающей промышленности.

Изучением глобальных проблем занимается глобалистика.

2. С помощью текста учебника приведите доказательства того, что экологическая проблема имеет глобальный характер.

Экологическая проблема проявляется во всех отраслях материального производства, во всех регионах планеты, именно по этому ее можно считать глобальной проблемой.

3. С помощью текста на с. 120—123 учебника составьте схему «Взаимосвязь глобальных проблем».

4. Проанализируйте карты в учебнике «Нефтяная плёнка на поверхности Мирового океана» (рис. 44) и «Морские перевозки нефти». Какой вывод вы можете сделать? Как, по вашему мнению, изменится ситуация с загрязнением нефтью вод Океана в ближайшие десятилетия?

Наиболее сильное загрязнение среди всех океанов имеет Атлантический. Это связанно с развитостью судоходства между Европой и восточной Америкой. В ближайшее время загрязнение нефтью океана может только увеличиваться, ведь кроме судоходства, развивается еще шельфовая нефтедобыча.

5. Любая глобальная проблема имеет региональное проявление. На конкретных примерах покажите это.

Продовольственная проблема считается глобальной, однако наиболее остро она проявляется в африканском государстве Бурунди, около 60 процентов ее жителей считаются голодающими.

В настоящее время глобальной, считается проблема уничтожения лесов, однако есть страны где леса полностью уничтожены. Примером такой страны может считаться Гаити.

6. Раскройте особенности глобальной энергетической проблемы по схеме. Содержание проблемы.

Ограниченность запасов топливных и минерально-сырьевых ресурсов планеты.

Причины, её обусловившие.

Колоссальный рост добычи топлива и сырья.

Как данная проблема затрагивает ваш населённый пункт и лично вас?

В нашем регионе имеется большое количество исчерпанных месторождений, ведется разработка новых, бедных ценными минералами и расположенных в близи городской черты.

Пути её решения.

Необходимо рациональное использование оставшихся природных ресурсов, развитие энерго и материалосберегающих технологий, развитие альтернативных источников энергии.

Оцените проблему по 10-балльной шкале:

1) Важность проблемы для мира: малая — 0—3, средняя — 4—7, большая — 8—10.

Ответ Большая 8-10.

2) Реальность её решения: малая — 0—3, средняя — 4—7, большая — 8—10.

Ответ средняя, 4-7.

3) Тенденция обострения в будущем: снижается — 0, почти без изменений — 1—3, слабо обостряется — 4—6, обостряется — 7—10.

Ответ обостряется 7-10.

7. Осуществите прогноз: какие источники энергии и почему, на ваш взгляд, будут преобладать в топливно-энергетическом балансе мира к середине XXI в.?

Роль нефти и газа продолжит преобладать и в середине 21 века, однако будет увеличиваться доля альтернативных источников энергии, атомной энергии, возможно увеличение доли гидроэнергетики в топливно энергетической сфере.

8. Безработица среди молодёжи — это проблема, поразившая все страны мира. По оценке Международной организации труда, приблизительно 74 млн молодых людей в настоящее время находятся без работы. Какова, на ваш взгляд, должна быть политика в решении этой проблемы: а) слаборазвитых стран; б) высокоразвитых стран?

А)открытие новых видов деятельности, требующих физической силы и ловкости, в которых как раз будет незаменимо молодое поколение. Б)проведение более качественного образовательного процесса в учебных заведениях, позволяющего молодым людям быть конкурентоспособными по отношению к уже работающим коллегам.

9. Выберите верный ответ:

1. Глобальные проблемы наиболее остро встали перед человечеством в начале XX в.

2. Глобальными проблемами называются проблемы, которые затрагивают весь мир в целом, создавая угрозу для настоящего и будущего поколений.

3. Изучением глобальных проблем занимается геоглобалистика.

Ответ 2, 3.

10. В глобальных масштабах энергетическая и сырьевая проблемы впервые проявились:

1) в начале XX в.;

2) в середине XX в.;

3) в 70-х гг. XX в.

Ответ 3.

11. К числу глобальных проблем общественного характера относятся:

1) демографическая;

2) продовольственная;

3) преодоления отсталости слаборазвитых стран.

Ответ 1,2,3.

12. К числу проблем природно-экономического характера относятся:

1) региональных конфликтов;

2) сырьевая;

3) экономическая.

Ответ 2,3.

13. Примером рационального использования топливных и минеральных ресурсов является:

1) наращивание объёмов добычи топлива и сырья;

2) использование вторичного сырья и оборотное использование ресурсов.

Ответ 2.

Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем

Похожие презентации:

Взаимодействие глобальных проблем

Решение одной из глобальных проблем человечества — экологическая проблема

20 глобальных экологических проблем

В поисках решения проблем глобальной безопасности

Классификация глобальных проблем

Глобальные проблемы. Основные группы проблем

Глобальные проблемы человечества. Экологические проблемы

Пути решения глобальных проблем безопасности жизни на Земле. (Лекция 1)

Пути решения глобальных проблем безопасности жизни на Земле

Возникновение экологических проблем в городе

Обществознание 11, профильный уровень
Целостность и
противоречивость
современного
мира
Д.З: § 39, ?? (с.428), задания (с.428-429),
источник (с.429-430)
Урок 94-95

2. Изучение нового материала

1.Глобальные проблемы
современности.
2.Взаимосвязь глобальных
проблем
Вспомните. В каких случаях вы сталкивались с выражением
«глобальные проблемы современности»? В чём, на ваш взгляд,
заключается суть экологической проблемы? О каких ещё
проблемах современного мира вы слышали или читали?

3. Глобальные проблемы современности

4. Глобальные проблемы современности

Глобальные проблемы – это результат объективного процесса развития
общества.
Глобальные (общепланетарные) проблемы современности – это
проблемы, от решения которых зависит дальнейший социальный
прогресс, судьбы цивилизаций.
Признаки:
угрожает всему человечеству;
носит планетарный, общечеловеческий характер;
нуждается в неотложных мерах по их устранению;
решение возможно в рамках всего человечества.

5. Глобальные проблемы современности

В условиях роста контактов между
людьми, взаимовлияния и
взаимозависимости стран и регионов
мира отдельные события,
противоречия, конфликты неизбежно
перерастают локальные рамки и
приобретают действительно
общемировой характер

6.

Взаимосвязь глобальных проблем

7. Демографическая проблема

Теория английского экономиста Т. Мальтуса
Численность населения
земли растет быстрее,
чем возможности
обеспечения его
продовольствием
Влияние роста численности населения на окружающую среду
Увеличение численности
населения
влечет за собой
потребление большого
количества продуктов
питания,
энергии и других
ресурсов
Происходит рост
экономической активности,
что сказывается на
загрязнении окружающей
среды
Естественный прирост населения России
Прогнозы дальнейшего развития
демографических проблем

11. Взаимосвязь глобальных проблем

12. Взаимосвязь глобальных проблем

13. Подводим итог:

Современный мир
характеризуется
многообразием
экономического,
социального и
культурного
развития
Современно
общество все
больше
превращается в
общество
самоорганизующи
хся сетевых
структур
(международный
терроризм)
Глобальные
проблемы
требуют
совместных
усилий
государств,
международных
организаций,
общественности.

14. Контрольные вопросы

1. Чем обусловлен планетарный по охвату
характер глобальных проблем
современности?
2. Какова роль научно-технического прогресса в
развитии современного мира?
3. Чем вызвано возникновение глобального
экологического кризиса?
4. В чём состоит и как проявляется
демографическая проблема?
5. Каковы проявления проблемы
взаимоотношений Север—Юг?
6. В чём состоит взаимосвязь глобальных
проблем современности?

15. Применение на практике знания теории

ЗАДАНИЕ: №1.
К настоящему времени в арсеналах ядерных держав накоплено
50 тыс. ядерных боеприпасов общей мощностью 13 тыс.
мегатонн. По оценкам Всемирной организации
здравоохранения, при глобальном ядерном конфликте
погибнет 2 млрд. человек. 20-25% оставшихся в живых
скончаются от эпидемий, радиации, массовых генетических
болезней. Остаткам человечества выжить, по всей
видимости, не удастся. «Ядерная зима», разрушение
озонового слоя и другие экологические изменения сделают
невозможным существование высших форм жизни на Земле.
Перспективы применения химического и
бактериологического оружия дополняют эту картину.
Достаточно сказать, что в мире имеется около 150 тонн
боевых отравляющих веществ. Этого вполне достаточно,
чтобы несколько раз уничтожить человечество.
— Насколько реальна угроза этой чудовищной войны? Ответ
аргументируйте!

16. Применение на практике знания теории

ЗАДАНИЕ № 2
Воздействие человека на биосферу постоянно растет. Ежегодно из недр
планеты извлекается более 100 млрд. тонн различных веществ, из которых
98,5% превращаются в отходы. В атмосферу выбрасывается ежегодно 20
млрд. тонн окиси углерода, двуокиси серы, 250 млн. тонн пыли и др. В воды
Мирового океана ежегодно выбрасывается 6-10 млн. тонн сырой нефти и
нефтепродуктов, 17,4 млн. тонн твердых веществ. Картину усугубляют
кислотные дожди, вызванные высоким содержанием серы и азота в
атмосфере.
В 102 городах СНГ с населением 50 млн. человек концентрация вредных для
здоровья веществ превышает допустимые медицинские нормы в 10 и более
раз.
Перспективы глобальной экологической катастрофы перестают быть
абстракцией. Уже сегодня 70% человеческих болезней связано с загрязнением
природной среды. По этой причине 20% флоры и фауны Земли находятся в
стадии вымирания. «Парниковый эффект» в ближайшее десятилетие
повысит температуру нижних слоев атмосферы на 5-6 градусов, что
приведет к неблагоприятному изменению климата на Земле.
Исследователь экологических проблем Б.Коммонер вывел следующие законы
экологии:
• все связано со всем;
• все должно куда-то деваться;
• природа «знает» лучше;
• ничто не дается даром.
— Попытайтесь разъяснить и конкретизировать эти положения.

17. Примени на практике знания теории

ЗАДАНИЕ № 3.
На рубеже «до н.э. – н.э.» население Земли составляло около 234 млн
человек. К 1800 г. – 1 млрд. человек, к 1990 г.- 5,5 млрд. человек.
Ежеминутно рождается около 200 человек, а умирает -100-120 человек.
Предельно возможное количество людей для Земли -14 млрд. человек.
Другая сторона этой проблемы: средняя продолжительность жизни – самая
высокая в Японии (мужчины -89 лет, женщины – 91 год), самая низкая – в
Африке (мужчины – 30 лет, женщины – 35 лет). Россия занимает 78 место
по продолжительности жизни (мужчины – 56 лет, женщины – 72 года).
— Какие экономические проблемы влекут за собой социальные?
ЗАДАНИЕ № 4.
По международным опросам, обеспокоены негативным влиянием
ухудшающейся экологической ситуации на здоровье людей 89% россиян,
67% граждан США, 51% канадцев, 27% норвежцев, 21% финнов, 14%
датчан.
— Проанализируйте эти данные. Чем, по вашему мнению, объясняется столь
значительный разброс мнений? Значит ли это, что бремя решения этих
проблем должно быть возложено в первую очередь на те страны, где
число граждан, обеспокоенных состоянием экологии, особенно велико?
ЗАДАНИЕ № 5.
Выступая на научной конференции, ученый-эколог заявил: «Пора осознать,
что человечество идет к своему концу. У нас нет сил и возможностей
спасти себя. Мы обречены».
— Согласны ли вы с этим мнением? Ответ поясните.

18. Применение на практике знания теории

ЗАДАНИЕ №6
Составить развернутый план ответа на вопросы
1. «Проблема
международного
терроризма
как
глобальная проблема современности».
2. «Экологический кризис как глобальная проблема
современности».
Источники
1. Обществознание: 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений:
профил. уровень. / [Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т.
Кинкулькин и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Росс. акад.
наук, Росс. акад. образования, изд-во «Просвещение» .— 8-е изд.
— М.: Просвещение, 2014. – 432 с. – (Академический школьный
учебник) ISBN 978-5-09-032479-3
2. Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для
общеобразоват. учреждений: профильный уровень / Л.Н.
Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др./: под ред. Л.Н.
Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008
3. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 11 класс: к учебнику
«Обществознание. 11 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и др. /
С.В. Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2012
4. Авторская программа «Обществознание», 10 – 11 классы (Л. Н.
Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Л. Ф. Иванова), Издательство
«Просвещение», 2011
5. Сорокина Е.Н. Поурочные планы по обществознанию.
Профильный уровень. 11 класс (к учебнику под ред. Л.Н.
Боголюбова). – М.: ВАКО,2013
6. Ворохобова Н.Е., учитель обществознания, ГОУ СОШ № 612, г.
Санкт-Петербург
7. Зайкова Т.М., учитель истории и обществознания,
http://www.eduprezent.ru/

English     Русский Правила

Trojden | Глобальные проблемы: Гладкий Ю. Н.

Какие проблемы беспокоят человечество в начале XXI в.? Почему их называют глобальными? Как можно систематизировать глобальные проблемы? Как география участвует в изучении глобальных проблем?

Какие проблемы называют глобальными? Классификация глобальных проблем

Ученые с давних пор исследуют оболочки Земли, однако лишь в последние десятилетия они стали изучать и процессы, происходящие в природе и обществе, с точки зрения выживания человечества. Например, сегодня мало исследовать изменения климата за прошедшие тысячелетия — необходимо установить те тревожные климатические тенденции, которые представляют реальную угрозу человечеству. Не стоит только констатировать неконтролируемый рост населения мира — необходимо рассчитать, можно ли в ближайшей перспективе его прокормить, одеть и обеспечить всем необходимым. Пришло время радикально решать проблему энергообеспечения, хотя бы потому, что запасов нефти и газа едва ли хватит до середины нынешнего столетия.

Глобальные проблемы — это проблемы, которые затрагивают весь мир, создают реальную угрозу существованию человечества либо ограничивают его развитие и требуют для своего решения совместных действий всех стран и народов.

Эти и другие проблемы, которые остро встали перед человечеством в последние десятилетия XX в., получили название глобальных.

Изучение глобальных проблем — особая отрасль знаний, которая называется глобалистикой. Ею занимаются представители многих наук: философии, социологии, геологии, астрономии, физики, химии, биологии, экономики, права и, конечно, географии.

Роль географии в изучении глобальных проблем мы рассмотрим ниже.

«Пакет» глобальных проблем человечества чрезвычайно обширен. Их можно разделить на несколько групп. Приведем один из вариантов их классификации:

  • 1) проблемы общественного характера, носящие наиболее универсальный характер, — предотвращения ядерной войны, преодоления отсталости слаборазвитых стран и др.;
  • 2) проблемы преимущественно природно-экономического характера — экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана и др.;
  • 3) проблемы преимущественно социального характера — демографическая, межэтнических конфликтов, дефицита свободы и демократии, кризиса культуры и нравственности, здоровья людей, урбанизации и др.;
  • 4) проблемы смешанного характера, нерешенность которых неизбежно ведет к массовой гибели людей, — природных катастроф, технологических (производственных) аварий, региональных конфликтов, преступности и др.;
  • 5) проблемы, связанные с прогрессом науки, — освоение околоземного и межпланетного пространства, исследование внутреннего строения Земли, долгосрочное прогнозирование климата и др. ;
  • 6) многочисленные так называемые малые проблемы смешанного, преимущественно социального и психологического, характера — бюрократии, эгоцентризма и др.

• ГЛОБАЛЬНЫМИ НАЗЫВАЮТ ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ ЗАТРАГИВАЮТ ВЕСЬ МИР, СОЗДАЮТ УГРОЗУ ДЛЯ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО ПОКОЛЕНИЙ. В ОСНОВЕ ИХ КЛАССИФИКАЦИИ МОГУТ БЫТЬ РАЗНЫЕ КРИТЕРИИ: ОСТРОТА ПРОЯВЛЕНИЯ, ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК И Т. Д.

Глобальные проблемы и география. Взаимосвязь глобальных проблем

В длинном реестре глобальных проблем современности немало таких, которые отличаются теснейшей связью с географией. Речь идет прежде всего об экологической проблеме, проблемах долгосрочного прогнозирования климата Земли, энергетической, сырьевой, рационального освоения ресурсов Океана, стихийных природных явлений — землетрясений, цунами, экстремально холодных зим, засух, извержений вулканов, от которых особенно страдают развивающиеся страны. Можно упомянуть также о таком общепланетарном явлении, как урбанизация, круто меняющем образ жизни и культуру сотен миллионов людей; о распространении трансмиссивных болезней (чума, холера, сонная болезнь и др. ), отличающихся природной очаговостью, и т. д.

Заметим, что многие глобальные проблемы первоначально проявляются вовсе не на мировом, а на региональном и даже на местном уровнях. По этой причине ошибочно считать, что глобальная проблема должна проявляться везде, куда «попадет указка на глобусе». Так, жителям многих процветающих государств неведомы голод и недоедание, но эта проблема все равно остается глобальной, так как глобальность любой проблемы определяется ее значением для судеб всего человечества.

Географический взгляд на глобальные проблемы может быть особенно продуктивным, так как география — особая наука: она и естественная, и общественная, и природная, и социальная. Этот, казалось бы противоречивый, характер географии — ее большое преимущество в эпоху расцвета междисциплинарных исследований. Именно поэтому в географии возникло новое направление, которое получило название геоглобалистика. Наш великий соотечественник В. И. Вернадский еще в начале XX в. говорил, что «мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам».

Иногда говорят, что в мире есть, в сущности, лишь одна глобальная проблема: поддержание условий для дальнейшего развития цивилизации. Эта мысль как нельзя лучше демонстрирует органическое единство всех без исключения острейших проблем человечества. Действительно, высвобождение колоссальных средств, идущих сегодня на гонку вооружений, даст возможность использовать их на защиту окружающей среды, ликвидацию голода, нищеты, многих болезней, на развертывание исследований в области термоядерного синтеза, физиологии человека и т. д. Просматриваются глубокие, многократно перекрещивающиеся связи проблем отсталости, демографической, продовольственной, охраны здоровья, энергетической, сырьевой. Например, от того, сумеет ли население слаборазвитых стран научиться планировать семью, зависят возможности в области снабжения населения этих стран продовольствием, а ликвидация голода и недоедания поможет справиться с нищетой и болезнями. Широкие связи с другими проблемами обнаруживает и освоение Мирового океана. Использование его ресурсов поможет решить (или смягчить) такие проблемы, как сырьевая, энергетическая, продовольственная.

В решении (или «смягчении» последствий) глобальных проблем человечества главную роль призваны сыграть социальные преобразования во всех странах мира, переоценка ранее устоявшихся экономических, политических, а также идеологических ценностей.

• СРЕДИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ НЕМАЛО ТАКИХ, В РЕШЕНИИ КОТОРЫХ МОЖЕТ И ДОЛЖНА ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ ГЕОГРАФИЯ. ГЕОГЛОБАЛИСТИКА — НАПРАВЛЕНИЕ В ГЕОГРАФИИ, ЗАНИМАЮЩЕЕСЯ ИЗУЧЕНИЕМ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ. КАЖДАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ИМЕЕТ СВОЕ КОНКРЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, НО ВМЕСТЕ С ТЕМ ВСЕ ОНИ ТЕСНЕЙШИМ ОБРАЗОМ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ.

Запомните:

Глобальные проблемы. Глобалистика. Геоглобалистика. Взаимосвязь глобальных проблем.

  • 1. Какие утверждения о глобальных проблемах человечества являются верными?

1) Глобальные проблемы касаются всего человечества, поэтому для их решения необходимо международное сотрудничество.

2) Глобальные проблемы стояли перед человечеством всегда.

3) Глобальные проблемы — результат только научно-технического прогресса.

4) Все глобальные проблемы пронизаны идеей единства человечества и его выживания.

  • 2. Как можно классифицировать глобальные проблемы? Какие из них наиболее «географичны» и могут изучаться географами? Почему географический взгляд на глобальные проблемы может быть особенно продуктивным?
  • 3. Как известно, к глобальным проблемам относятся не только те, которые создают угрозу человечеству, но и ограничивающие его развитие. Какие именно?
  • 4. Докажите актуальность следующего тезиса: «В XX столетии человечество вплотную столкнулось с проблемой выживания».
  • 5. Приведите конкретные примеры взаимосвязи глобальных проблем.
  • 6. В Египте на известной пирамиде Хеопса есть иероглифическая надпись: «Люди гибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира». Прокомментируйте ее.
  • 7. Какие конкретные шаги и в каком направлении следует предпринять человечеству немедленно, чтобы повысить шансы на выживание в XXI в. ?



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница