в каком возрасте звучат первые слова по норме
Содержание
- 1 В каком возрасте ребенок начинает говорить
- 2 Почему ребенок долго не начинает говорить
- 3 Ответы на часто задаваемые родителями вопросы
- 3.1 Как дети начинают говорить?
- 3.2 Во сколько начинают говорить девочки и мальчики, есть ли разница?
- 3.3 Как понять, что ребенок скоро заговорит?
- 3.4 Если семья двуязычная, как это влияет на то, когда ребенок должен начать говорить?
- 3.5 Какие еще дети начинают говорить позже?
- 3.6 Как можно помочь ребенку быстрее заговорить?
- 4 Общайтесь с душой
Когда дети начинают говорить, впервые произносят осознанно слова, предложения, долгожданные «папа» и «мама» — это, безусловно, надолго откладывается в памяти счастливых родителей. Когда ребенок начинает говорить, когда ему становится понятна речь взрослых, во сколько месяцев звучат его первые слова — об этом наша статья.
В каком возрасте ребенок начинает говорить
Первые годы жизни ребенка — это период ярких событий его стремительного развития.
Посудите сами:
- в 1 — 2 месяца агуканье — первые протяжные и гортанные гласные а, у, о;
- в 2,5 — 5 месяцев гуление — вариации уже освоенных гласных с еще не звучавшими согласными «агу», «гы», «бу», «аву», сопровождающиеся визгом и смехом от того, что у него все получается;
- в 6 месяцев лепет — это уже отдельные слоги «ма», «па», «на», которые ребенок начинает говорить, а еще радость узнавания знакомых лиц;
- в 7 — 8 месяцев количество произносимых звуков значительно увеличивается, он подражает животным, например, «ав», «му», «ме» и начинает понимать, что ему говорят, выполняет просьбы «дай ручку», «возьми мячик»;
- в 9 — 11 месяцев в обороте уже около 10 простых фраз: «дай», «ляля», «баба», «мяу»; а также пока неосознанное произнесение слов «мама», «папа»;
- в 1 – 1,5 года уже в ходу сочетания из простых слов и обращение по «всей форме» к маме, папе, деду, бабе; словарный запас увеличивается до 30 слов и знакомы все зверушки из иллюстрированных книжек, на которых малыш показывает пальцем по просьбе взрослого;
- в 2 — 3 года дети отвечают на несложные вопросы, выполняют просьбы, рассказывают простые стишки;
- в 3 — 4 года можно сказать, что дети начинают разговаривать; потому что это уже хорошо понятное и активное общение со сверстниками и со взрослыми.
Только успевай ловить радостные моменты!
Важно отметить, что эта информация, отвечающая на вопрос «Во сколько дети начинают говорить?» является ориентировочной. Сравнивая, во сколько ваш малыш заговорил и совпало ли это с первыми словами по норме, помните, что каждый ребенок уникален и неповторим, не волнуйтесь понапрасну.
Если ваш малыш не разговаривает, но хорошо понимает, что говорят ему, с интересом слушает вас, эмоционально реагирует на вашу речь, беспокоиться не стоит.
Почему ребенок долго не начинает говорить
Поводом для беспокойства в ожидании того, когда кроха заговорит, могут быть следующие моменты:
- в 4 месяца не гулит, не реагирует на обращение близких, физически пассивен;
- в 9 месяцев не проявляет интереса к ярким музыкальным игрушкам и часто плачет;
- в 1,5 года не говорит простыми словами, не знает, как его зовут, а также как называются окружающие его предметы;
- в 2 года не может ответить на несложный вопрос, не пытается повторить за взрослым легкую фразу;
- в 3 года не разговаривает простыми предложениями.
Это тревожные симптомы, поэтому визит к педиатру, неврологу, отоларингологу откладывать нельзя.
К причинам отклонений речевого развития относятся:
- нарушение слуха;
- нарушение зрения;
- поражение головного мозга вследствие тяжелых заболеваний, травм, падений;
- слабое развитие органов артикуляции.
Причинами также могут быть неблагоприятная атмосфера в семье, где частыми являются ссоры, где малыш обделен вниманием и предоставлен сам себе, где мало положительных эмоций. Установить настоящую причину отсутствия или нарушения речи поможет врач. Работая над проблемой сообща, вы обязательно ее решите и ваш малыш, пусть и с опозданием, обязательно научится говорить!
Много забот у родителей. Особенно, если в семье первенец и еще нет опыта. И вопросов много, самых разных.
Ответы на часто задаваемые родителями вопросы
Как дети начинают говорить?
Сначала неосознанно, когда произносимые звуки — это результат голосовых реакций при случайно возникающих позициях речевых органов. Постепенно различается и копируется интонация речи окружающих людей. Затем — сначала слоги, а потом простые слова скорее звукоподражательного характера.
Ну, и по нарастающей: простые слова, произнесенные пусть и не очень внятно, но уже со смыслом, обращения к близким людям, яркая интонация, рассказывание простых стишков, и, конечно, знаменитые «зачем» и «почему».
Во сколько начинают говорить девочки и мальчики, есть ли разница?
По статистике мальчики начинают разговаривать позже девочек, приблизительно к 2,5-3 годам. Хотя это тоже индивидуально.
Как понять, что ребенок скоро заговорит?
Если вашему малышу уже исполнилось 2 года и он произносит слоги, подражает звукам живой природы, если он активен, жизнерадостен, слышит живую человеческую речь и является участником общения между близкими людьми, то не сомневайтесь — он должен вот-вот заговорить.
Если семья двуязычная, как это влияет на то, когда ребенок должен начать говорить?
Дети очень восприимчивы к языкам. Причем в возрасте до 5 лет изучение второго языка дается совсем легко. Освоение двух сразу, может, и повлечет некоторую задержку речи, но незначительную и неявную.
Какие еще дети начинают говорить позже?
Позже могут начать говорить слишком эмоциональные детки, потому что слова не могут «поспеть» за эмоциями. Слишком спокойные, они же и молчаливые, — больше слушают, размышляют.
Малыши, которых взрослые понимают без слов, выполняя все их желания, тоже не спешат учиться разговаривать. Или те, которые всего добиваются криком.
Как можно помочь ребенку быстрее заговорить?
- Развивать мелкую моторику: всевозможные пальчиковые игры, конструкторы, лепка, пересыпание ручками круп и макарон, поделки с шишками, нанизывание бус, шнуровка и прочее творчество.
- Уменьшить гиперопеку и гиперконтроль. Разрешите малышу самому познавать окружающий мир, не запрещая, а поддерживая его.
- Приглашать к общению: задавайте вопросы, читайте стишки вместе, например, «гуси-гуси, га-га-га», хвалите за успехи.
Общайтесь с душой
Рано начинают говорить дети, которым много читают, поют колыбельные, с которыми постоянно и неустанно разговаривают на языке души. Знаете, это как? С любовью, с теплотой, душевно. На такой посыл трудно отвечать молчанием.
Когда малыш должен начать говорить
Развитие каждого ребенка индивидуально. Тем не менее педиатры выделяют нормы речевого развития применительно к каждому возрасту. Ознакомиться с возрастными нормами речевого развития можно в этой статье, но правильнее всего – показать малыша детскому неврологу. Только специалист с опытом развеет все сомнения и ответит на вопрос: стоит ли еще подождать или впору бить тревогу.
Не упускайте становление речи у малыша из-под контроля! Помните, речь – важнейший навык, влияющий на развитие интеллекта и эмоциональной сферы ребенка.
Записаться на прием
Нормы речевого развития
- К концу 1-го года своей жизни ребенок должен знать название нескольких предметов и произносить до 10 облегченных слов.
Мнение эксперта
Дроганова
Ольга Викторовна
А ЕСТЬ ЛИ ОТСТАВАНИЕ?
Молодые мамы, у которых ребенок по какой-то причине продолжает молчать, в то время как сверстники активно лопочут и даже говорят целыми фразами, попадают в непростую ситуацию. Родня и нередко даже педагоги утешают: не стоит паниковать, у всех свой черед, надо подождать. В это хочется верить, но вдруг все-таки что-то не так? А что если после трех будет действительно поздно? Сердце матери не находит покоя.
Так как же определить границу между отставанием психического, речевого развития и индивидуальными особенностями малыша?
Индивидуальные особенности укладываются в расхождение срока не более чем 2-4 месяца. Если к 2,5 годам малыш не набрал навыков 2-х летнего ребенка, это замедление темпов развития речи, первый тревожный звонок и повод обратиться к профильным специалистам.
Отставание ребенка может быть обусловлено множеством факторов и в некоторых случаях действительно оставаться вариантом нормы.
Рекомендуем обратиться за консультацией к специалистам НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго». В первый год жизни, в период становления нервной системы, визит к неврологу обязателен. При обнаружении тревожных симптомов в поведении малыша визит к неврологу тем более не стоит откладывать.
ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ:
- Поражения органов слуха (слуховые сигналы плохо улавливаются), поражения нервной системы (слуховые сигналы слабо проводятся и обрабатываются мозгом). Глухие и слабослышащие дети не воспринимают совсем или слабо воспринимают информацию на слух. Не слышат голос мамы, звуки окружающего мира и сами не стремятся воспроизводить звуки. Тугоухость и полное отсутствие слуха препятствуют становлению речевых навыков, а вслед за ними и тормозят психическое и интеллектуальное развитие ребенка.
- Систематические занятия со слабослышащими и даже глухими от рождения детьми способны к 5 годам поставить у ребенка фразовую речь.
- Патологии лобных зон головного мозга, отвечающих за речевое развитие. Например, гидроцефалия. Гармоничное становление личности ребенка напрямую зависит от функционального состояния нервной системы. Не выявленные вовремя патологии мозга остаются без лечения и влекут за собой задержку речевого, психического развития, затем и грубое отставание в развитии, умственную отсталость.
- Ранняя диагностика и вовремя начатое лечение способны скорректировать обнаруженные патологии, предупредить грубое отставание в развитии и создать условия для поступления ребенка в общеобразовательную школу.
- Повышенный тонус языка, мышечные спазмы, узелки, которые мешают ребенку овладеть своим речевым аппаратом.
- Проблему легко устранит специалист с помощью логопедического массажа, пальчикового или зондового.
- Стресс, а также СДГВ. Гиперактивный ребенок или ребенок, переживший нервное потрясение, неспособен управлять своим вниманием и эмоциями.
В таком состоянии ему сложно воспринимать, обрабатывать речь, запоминать слова и поддерживать коммуникацию.
- Важно помочь ребенку мягко и эффективно справиться с напряжением и выйти из травмирующей ситуации. Это можно сделать с помощью современных технологий, не прибегая к медикаментам с их вредными побочными эффектами.
- различного генеза. Дети-аутисты избегают контактов с окружающим миром, ведут себя отрешенно.
- Вовремя начатая коррекционная работа способна адаптировать ребенка аутиста к жизни в социуме, сформировать у него коммуникативные навыки.
Важно!
К сожалению, большинство диагнозов ставится слишком поздно, ближе к школьному возрасту. Упускается драгоценное время, ведь чем раньше обнаружена патология, тем проще ее скорректировать. Не повторяйте чужих ошибок!
ДИАГНОСТИКА ЗАДЕРЖКИ РЕЧИ
Цель диагностики ЗРР – ответить на вопрос, почему не говорит конкретный ребенок. На каком этапе у него возникают сложности: плохо слышит речь, плохо ее воспринимает или плохо воспроизводит? Или просто замкнулся? В зависимости от поставленного диагноза и будет подбираться лечение.
В НИИ Дети Индиго представлено уникальное диагностическое оборудование эксперт-класса. Оно позволяет оценить функциональное состояние нервной системы ребенка и сделать прогноз его дальнейшего развития.
Например, диагностика с вызванными слуховыми потенциалами предоставляет врачу расширенный объем данных о развитии глубинных структур мозга, недоступный иным методам обследования, в том числе ЭЭГ. Такая диагностика может проводиться уже в первые месяцы жизни и позволяет получить объективные данные о наличии той ли иной патологии на самой ранней стадии, не требуя активного участия со стороны маленького пациента и не дожидаясь, пока симптомы отставания станут очевидны.
Программа Р-300 – Помогает оценить уровень интеллекта.
Методы лечения
После поставленного диагноза невролог подбирает схему назначений, чтобы скорее «разговорить» малыша. С этой целью в НИИ Дети Индиго применяется ряд современных методик развития и коррекционных программ, а также лечебных процедур, улучшающих работу мозга.
Многие из представленных в НИИ Дети Индиго методик уникальны и на сегодня освоены лишь единичными крупнейшими клинками по всей России.
Читать отзывы
До 4,5 лет сын не разговаривал совсем. Лечили ЗРР у разных врачей, но реального результата достигли лишь после лечения в Дети Индиго! Ребенок стал меняться на глазах. Теперь радуемся каждому новому слову.
Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Основные причины, почему ребенок не начал говорить.
Бесплатные занятия с логопедом
Бесплатный курс ИКТ для детей
Все современные родители хотят, чтобы их дети начали говорить вовремя, и этот важный аспект развития не отставал от нормы. Волнения по этому вопросу начинают нарастать даже на пороге годовалого возраста, если у малыша к этому времени не появляются первые слова.
ЗРР (задержка развития речи) в наши дни – одно из самых распространенных нарушений у детей раннего возраста, преимущественно связанное с развитием стволовых структур мозга. Однако паниковать рано — зачастую решить проблему помогают время и занятия со специалистами: логопедом, логопедом-дефектологом и нейропсихологом. Разберем всё по порядку в этой статье.
По существующим нормам грудничок до 4 месяцев должен начать гулить и реагировать на речь взрослых.
К 1 году должны появиться слога; к 1.5 – слова; к 2-м годам – словосочетания. В 3 года ребенок должен полноценно разговаривать хотя бы простыми предложениями. Далее его словарный запас расширяется и увеличивается, а речь становится более развернутой, в ней появляются более сложные речевые конструкции.
При большом временном отхождении от этих норм, при отсутствии слов в 2 года и полноценной речи после 3-х лет однозначно необходимо обращаться к специалистам! И чем раньше – тем лучше.
Важно знать, что причина ЗРР может крыться как в физиологических нарушениях, связанных непосредственно со здоровьем ребенка, так и в социальных (общество, окружение, общая обстановка, родители).
Возможные причины ЗРР:
• Генетическая предрасположенность. Если родители малыша заговорили позже своих сверстников, то ждать от ребенка раннего речевого развития не стоит. Хотя даже в этом случае всё индивидуально.
• Стрессы и психические расстройства. Если в семье часто ругаются, разговаривают на повышенных тонах или ребенок испытывает систематические стрессы извне, это также тормозит развитие речи и в целом пагубно влияет на психоэмоциональное становление малыша, провоцируя множественные нарушения в развитии. Необходимо изолировать ребенка от стрессового очага и обратиться к детскому или семейному психологу.
• Индивидуальный темп развития. Необходимо понимать, что все дети уникальны и развиваются по-разному, незначительно отходя от существующих норм. Если речевое развитие так или иначе происходит у Вашего малыша, он произносит звуки, отдельные слова, то, возможно, ему нужно еще немного времени, чтобы «разговориться».
• Гиперопека родителей часто порождает нежелание говорить. Действительно, если ребенка понимают с полужеста и выполняют любое его желание, не стимулируя проговорить голосом, то повода напрячься и начать произносить речь, увы, нет. Здесь же работает и обратная система – протест. Если предпринимать излишние попытки разговорить малыша, заставлять или, что еще хуже, принижать – это его начнет отторгать. Во всём нужно знать меру.
• Неправильное поведение общества. С ребенком – с самого рождения – необходимо много говорить. В эпоху смартфонозависимости мы все действительно стали меньше разговаривать, поэтому и речевая функция детей развивается с задержкой. Говорите с ребенком как можно больше и чаще, обязательно умеренным темпом и внятно (избегайте беглой речи). Ребенок должен четко слышать все звуки. Читайте сказки с выражением и разной интонацией. Рассказывайте и описывайте ему происходящее вокруг. Требуйте такого подхода и от общества, с которым Ваш малыш проводит время.
Важно понимать, что гаджеты не заменят людского общения, даже напротив – они дают обратный эффект за счет фоновых звуков и чрезмерно яркой картинки, за которой ребенок не успевает следить, одновременно сопоставляя речь и вникая в неё. Соответственно, это еще одна причина ЗРР.
• Двуязычная семья. У детей-билингвов часто встречается ЗРР, и таким детям, как правило, требуется больше времени, чтобы разобраться в языках и начать говорить. Позже у них часто имеются проблемы в речи в связи с путаницей в языках. Детям-билингвам с раннего возраста лучше всего заниматься с логопедом. И, по возможности, использовать для общения с ребенком раннего возраста один язык.
• Нарушения артикуляционного аппарата. Список причин данного нарушения очень велик – от ослабления мышечной ткани до проблем с уздечкой языка. Причину всегда поможет выявить логопед после диагностики малыша.
•Нарушения слуха. Как правило, данное нарушение можно выявить еще в грудничковом возрасте, если малыш никак не реагирует на звуки, не проявляет интерес к звуковым игрушкам или не улыбается при мамином голосе. При малейших подозрениях на проблемы со слухом необходимо сразу же обратиться к специалистам (отоларингологу и неврологу)!
• Нарушения зрения. Если данная проблема присутствует у ребенка, возможно, ему сложно начать воспроизводить речь, т.к. он не видит или плохо видит картину происходящего вокруг и не понимает, что к чему соотнести. С данным нарушением, разумеется, срочно ко врачу.
• Поражения головного мозга, связанные с родовыми травмами, внутриутробными инфекциями, асфиксией, перенесенными инфекционными заболеваниями в грудничковом возрасте, черепно-мозговыми травмами, нарушениями центральной нервной системы, врожденными патологиями (аутизм, олигофрения, гипотиреоз, все формы ДЦП и т.д.). В этих случаях потребуется комплексная помощь медиков, логопедов-дефектологов и нейропсихологов.
Важно, что с любой причиной задержки развития речи можно и нужно работать! В зависимости от нарушения на помощь приходят врачи и такие специалисты, как нейропсихолог, психолог, логопед и логопед-дефектолог. Чем раньше родители заподозрят ЗРР и обратятся за помощью, тем быстрее и проще начнется развитие речевой функции ребенка и, как следствие, это поможет избежать задержки в развитии и других психических функций ребенка. Например, развитие речи напрямую связано с развитием мышления.
Ребенок не говорит в 1 годЕсли ребенок не говорит в годовалом возрасте, то, вероятнее всего, волноваться еще рано. Если мы подразумеваем непосредственно речь — слова или словосочетания, то в год ребенок и не должен радовать вас широким лексиконом. Конечно, бывают случаи, когда и в годовалом возрасте дети начинают говорить, но это исключение, а не правило.
На что обратить внимание и как выявить нарушения в речевой функции годовалого ребенка?
1) Посмотрите, как реагирует ваш ребенок на речь взрослого. Малыш должен слышать обращения к нему, выполнять какие-либо несложные задания или реагировать на них, например, недовольством или соответствующим качанием головы (да/нет).
2) Обратите внимание и на реакцию на любые звуковые предметы, например, игрушки со звуком. Интересуется ли ими малыш, проявляет ли желание повзаимодействовать, поворачивает ли голову в сторону, откуда издается звук?
3) Вспомните, как малыш развивался в течение первого года: когда началось гуление, лепет, первые слога. По-хорошему «агукать» грудничок должен начать до 3-х месячного возраста, лепет должен появиться к 9-ти месяцам, а в год – какие-никакие слога (ба, да, па, ма и т.д.).
Если в год у ребенка отсутствует лепет и слога, он не реагирует на звуки и обращенную речь — стоит обратиться к специалистам и пройти диагностику.
Ребенок не говорит в 2 годаКак правило, к 2-м годам большинство детей (особенно девочек) «разговариваются». Конечно, они по-прежнему не обладают широким лексиконом, но он постепенно нарастает. Многие детки к этому возрасту говорят словосочетаниями или простыми предложениями, однако бывают и исключения: некоторые дети говорят очень хорошо, включая понятную взрослым речь и сложносочиненные/сложноподчиненные предложения; некоторые же продолжают находиться в режиме «молчуна».
Все дети разные, и развиваются они тоже по-разному. Нет ничего зазорного в том, что Ваш ребенок отстает от сверстников в каком-либо навыке.
Конечно, очень важно заниматься с ребенком: разговаривать, читать сказки, стихотворения, петь детские песенки и особое внимание уделять развитию мелкой моторики. Именно она во многом влияет на запуск речи.
Если ребенок не говорит в 2 года, обратите внимание, на каком этапе развития находится его речевая функция. Как минимум, у малыша должен быть хотя бы небольшой запас слов, которыми он периодически оперирует в диалоге. В противном случае не пренебрегайте посещением специалистов. Начать лучше с логопеда, нейропсихолога и невролога.
Ребенок не говорит в 3 годаКак показывает статистика, к 3-м годам речь осваивают 80% здоровых детей. Именно в этом возрасте стоит уделить особо пристальное внимание, если ребенок все еще не спешит с разговорной речью. Посмотрите, как нарастает лексикон малыша. Если с каждым днем вы видите хотя бы незначительный прогресс, то причин для беспокойства нет — Ваш ребенок вот-вот заговорит. В любом другом случае ждать не рекомендуется – необходимо в срочном порядке провести диагностику, выявить причину ЗРР и начать работу. Как правило, занятия с нейропсихологом и логопедом довольно быстро дают положительные результаты, прогресс будет виден уже через несколько месяцев стабильных занятий.
При отсутствии речи в этом возрасте и позже ребенок уже должен быть под наблюдением специалистов и вести с ними работу над запуском речи. ЗРР в 4 года еще не является грубой патологией, но уже требует систематических занятий с логопедом-дефектологом и нейропсихологом. В работу по развитию речи обычно входит логопедический массаж, логоритмика, упражнения по постановке звуков (артикуляционная гимнастика), активное стимулирование мелкой моторики, элементы сенсорной интеграции и различные игровые методики, запускающие речевую функцию ребенка.
Аналогичные мероприятия проводятся, если ребенок не хочет говорить в 5 и 6 лет соответственно.
Как помочь ребенку?Первое, что нужно понять и принять родителям, — не пренебрегать консультацией специалистов. Обращаться за помощью следует, как только Вы начали замечать конкретные отклонения в речевом развитии ребенка, не дожидаясь определенного возраста. Чем раньше Вы начнете работу с проблемой, тем быстрее и проще Вам удастся ее разрешить, пока она не обросла дополнительными сложностями.
Помимо занятий с логопедом или логопедом-дефектологом необходимо создать все условия для гармоничного развития и, соответственно, скорейшего запуска речи дома.
Во-первых, в семье должна царить спокойная обстановка. Никаких повышенных тонов – только любовь и гармония, ежедневно окутывающая ребенка.
Занимайтесь с малышом каждый день – это должно входить в график обязательных мероприятий. Выделите по 15-20 минут 3-4 раза в день. Рисование, чтение, лепка, занятия с мелкими предметами (например, крупы), развивающие игры – чередуйте всё в течение дня. И обязательно проговаривайте каждое действие.
Говорить с ребенком нужно постоянно. Моете посуду – говорите; гладите вещи – говорите; готовите – говорите. Малыш должен слышать Вашу речь, и важно: речь должна исходить именно от окружающих его людей, телевизор или любой другой гаджет не подойдет, напротив, это будешь лишь тормозить запуск речи. Возьмите за правило: все электронные носители при ребенке (тем более у него) – табу.
Мотивируйте ребенка говорить. Если ребенок что-то хочет, просите проговорить это голосом, не исполняйте желания по малейшему жесту. Помогите составить просьбу, проговорите по слогам несколько раз.
Проводите вместе как можно больше времени: гуляйте на свежем воздухе, рассказывая об окружающей среде, водите в парки, детские комнаты и на площадки, общественные места и, конечно, не пренебрегайте детским садом – ГКП или полного дня. Социализация и нахождение в обществе (особенно с говорящими сверстниками) всегда идет на помощь «молчунам».
Дополнительно: проветривайте помещение, где находится ребенок, создавайте влажность (не менее 45%), температура воздуха в помещении не должна превышать 22-23 С°.
Все эти действия должна делать не только мама, но и все, кто находится и общается с ребенком. Чем больше людей будут проводить данные мероприятия – тем лучше.
Постарайтесь выявить причину ЗРР или обратитесь к специалистам – логопеду или логопеду-дефектологу. Очень важно работать не только с самим нарушением — куда важнее проработать первопричину, потому что зачастую она влечет за собой и другие задержки в развитии ребенка.
Первые слова ребенка – всегда большая радость для родителей. Многие мамы с нетерпением ждут этого важного события, и если их годовалый ребенок не говорит «мама», бьют тревогу и бегут к специалистам, выясняя, во сколько дети начинают говорить первые слова. Врачи и логопеды успокаивают родителей, объясняя, что речь развивается постепенно и первые слова появляются тогда, когда ребенок к этому готов.
Первые слова малыша – важная веха его речевого развития. Время появления первых слов зависит от того, как шло развитие речи на предыдущих этапах.
Как развивается речь
Младенец общается с взрослыми при помощи крика. Таким образом, он может сообщить маме о своих потребностях. К концу первого месяца жизни кроха начинает прислушиваться к окружающим звукам и реагировать на обращенную к нему речь. Малыш издает гласные звуки и их сочетания: а-а, о-о, у-у, я-я, у-а, а-у.
Появляется «комплекс оживления», который выражается в том, что при виде лица мамы, ребенок начинает агукать: а-а-а, а-а-ги, а-га, а-гу, улыбаться и активно двигать ножками и ручками. В этом возрасте звуки, издаваемые малышом, имеют эмоциональную окраску. Мама младенца обычно понимает, что означает каждый звук: я рад тебя видеть, я хочу кушать, пора сменить пеленку, мне скучно.
Младенец активно ищет контакта с взрослыми взглядом, гулением, улыбкой. Гуление – это способность крохи произносить различные звуки и их сочетания в разном порядке: «га», «гу», «аги», «агу». Ребенок овладевает согласными «г», «к», «х», чуть позже «б», «п».
Появляется первый лепет. От гуления он отличается повторением слогов. В хорошем настроении малыш может подолгу тянуть звуки «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «па-па-па». Формируется пассивный словарный запас малыша – он начинает понимать речь взрослых. Если спросить ребенка: где папа? Он повернет голову в его сторону и посмотрит на него.
В 6 месяцев ребенок начинает лепетать. Лепетные слова похожи на настоящие, но являются только звукоподражанием: ма-ма, ба-ба. Осознанные слова в речи ребенка появляются позже.
Младенец откликается на свое имя, научается изменять громкость и тембр своего голоса. Любит протяжно тянуть звуки, чередуя то высокие ноты, то низкие. Лепечет то громко, то тихо.
Активно формируется пассивный запас, начинает формироваться активный словарный запас. Кроха понимает обращенные к нему фразы: возьми кошечку, дай собачку. Пытается подражать звукам. Как собачка говорит? «гав-гав», а кошка «мяу-мяу».
Ребенок осваивает новые звуки, хорошо владеет жестами: кивает головой в знак согласия и машет, если чего-то не хочет. Показывает пальчиком на предмет, который его заинтересовал. Хорошо произносит слоги: «ла-ла-ла», «та-та-та», проговаривает до 10 односложных звукоподражаний: «ляля», «ко-ко», «баба», «гав».
Время, когда ребенок начинает говорить мама, и другие простые лепетные слова: папа, баба, деда. Обычно к концу первого года жизни в активный словарный запас малыша составляет около 10 слов. Он хорошо понимает обращенную к нему речь, может показать части тела и лица, знакомые предметы, животных на картинках.
Активный словарный запас составляет до 15 слов. Расширяется пассивный словарный запас ребенка – способность ребенка понимать обращенную к нему речь. Малыш может выполнить односложную инструкцию: принеси мячик.
1 год 6 месяцев
Полтора года – это время когда ребенок начинает говорить до 20 слов. Обычно первые слова малыша это: мама, папа, баба, названия знакомых игрушек, животных, обозначение знакомых процессов. Кроха уже способен выполнять двусложную инструкцию: возьми куклу и дай ее мне.
В полтора года ребенок активно усваивает новые слова и сознательно произносит их. Знает предметы и явления, способен их систематизировать.
Как научить ребенка говорить мама
Первое слово мама ребенок сказал еще в возрасте 7 месяцев. Однако это слово не было еще осознанным, а было просто звукоподражание. Как же научить ребенка говорить мама осознанно?
Для этого старайтесь проговаривать малышу свои действия:
– мама варит супчик
– сейчас мама оденет Сережу
Играйте с крохой в прятки: прикройте лицо ладонями и спросите малыша:
Затем откройте лицо:
Точно также можно научить ребенка говорить папа:
– Сережа, кто это пришел с работы? Папа!
Сейчас папа с Сережей будут кушать.
– Папа, Сережа, садитесь за стол!
Чтобы научить малыша осознанно говорить “мама” и “папа”, чаще называйте друг друга в третьем лице: папа пришёл! Мама сварила кашу!
Если ребенок начинает говорить мама и папа в контексте, можно отметить, что он овладел осознанной речью.
Первые фразы
Появление первых фраз, как и первое слово малыша, с нетерпением ждут все родители. Появление первых фраз в речи, говорит о том, что речь малыша развивается в правильном направлении.
Итак, когда ребенок начинает говорить предложениями? В норме это происходит в возрасте около полтора лет.
1 год 6 месяцев
Малыш уже может строить фразы из 2 слов: мишка бах (мишка упал). В речи появляются первые глаголы. Правда кроха еще может неправильно пользоваться родами существительных и местоимениями. Для малыша этого возраста вполне нормальным будет такое строение предложений: «Сережа кушает» (вместо: «я кушаю»), «Зайчик серая (вместо: «зайчик серый»).
В возрасте 2 лет ребенок произносит около 50 слов. Малыш понимает речь взрослых, умеет составлять фразы, состоящие из 2-3 слов: я пошел гулять, я хочу играть. Кроха знает короткие стишки, потешки и рассказывает их наизусть.
В 2 года ребенок понимает речь взрослых, умеет говорить простые предложения, выполнять двойную инструкцию взрослых: возьми уточку и дай мне.
Почему ребенок долго не говорит
Для позднего развития речи существует множество причин. Если ребёнок отстает в речевом развитии, чаще всего он подвержен влиянию не одного, а сразу нескольких негативных факторов.
- Медицинские проблемы: аномалии внутриутробного развития, родовые травмы, генетические отклонения, проблемы со слухом, врожденные аномалии развития артикуляционного аппарата.
- Тяжелые речевые расстройства: моторная и сенсорная алалия, дизартрия, афазия.
- Психологические проблемы: сильный стресс, отсутствие эмоционального контакта с родителями.
- Индивидуальные особенности: темперамент и пол. Спокойные флегматичные дети начинают разговаривать позднее, чем эмоциональные и подвижные. Специалисты отмечают, что мальчики начинают говорить немного позже девочек (разница составляет около 2 месяцев).
- Двуязычие окружения: когда ребенок постоянно слышит речь на двух языках.
- Недостаток свежих впечатлений: однообразная окружающая среда.
Когда следует беспокоиться
В рамках норм речевого развития ребенок начинает говорить слова примерно в возрасте 1 года, предложения – в возрасте 1,5 – 2 лет.
Однако, речевые отклонения можно заметить еще на ранних этапах развития. Родителей должны насторожить следующие признаки нарушений:
- Если младенец в первые месяцы жизни не кричит.
- Если у младенца 4-5 месяцев отсутствует гуление, малыш эмоционально не реагирует на появление мамы (улыбкой, оживлением).
- Если малыш не прислушивается к звукам и не пытается найти взглядом предмет, который называет мама.
- Если в 7 месяцев малыш не узнает голоса близких людей.
- Если в 9 месяцев отсутствует лепет, малыш не пытается повторять звуки и слоги.
- Если малыш в 1 год не говорит ни одного слова, не понимает обращенную к нему речь.
- Если ребенок в полтора года не произносит упрощенных слов, не реагирует на просьбы и замечания.
- Если 1 год и 9 месяцев речь совершенно неразличима.
- Если в 2 года ребенок не разговаривает и не может выполнить двусложную инструкцию.
Как помочь ребенку начать говорить
Если есть подозрения, что у малыша есть речевые нарушения, родителям важно своевременно выявить их начать лечение.
- Проверить слух. Для этого малыша нужно показать отоларингологу.
- Проверить, насколько развиты высшие психические функции. Для этого малыша нужно показать детскому неврологу.
- Получить консультацию сурдолога, логопеда и детского психолога.
Если после обследования специалистов не были выявлены какие-то серьезные отклонения, родителям стоит лишь обеспечить нормальную условия для активного развития речи ребенка.
Что в этом может помочь:
- Упражнения и игры на развитие речи
- Чтение и запоминание стишков и детских песенок
- Общий и логопедический массаж
А ваш малыш уже говорит первые слова? Поделитесь в комментариях!
Каждое новое достижение малыша – настоящий праздник для родителей, первая улыбка, первый шаг, первое слово. Молодым родителям, которые с нетерпением ждут, когда их малыш заговорит, нужно знать, что обычно дети начинают разговаривать к 22-24 месяцам. А к двум годам произношение согласных звуков становится четче. Важно помнить, что каждый ребенок индвидуален и имеет свой график развития. А это лишь примерные нормы, в которые далеко не все укладываются.
Когда здоровый ребенок начинает говорить
Согласно общепринятым нормативам речевого развития детей, первые голосовые сообщения ребенок подает уже сразу после рождения. Плач – своего рода послание взрослым, в котором говорится о той или иной потребности малыша, дискомфорте или боли.
Взрослея и развиваясь, малыш к 4-6 месяцам начинает лепетать, пробует издавать новые звуки, сочетать их между собой, повторять наиболее часто слышимые слоги, менять интонацию голоса.
Мальчики развиваются в несколько ином темпе, немного медленнее девочек. Они могут начать говорить чуть позже, чем девочки того же возрата. Это не должно вызывать опасений.
К 12 месяцам ребенок уже может соотносить предметы с определенными звуками, активно пробует вступить в диалог со взрослым на своем языке, который пока не понятен окружающим. Так тренируются речедвигательные функции, произношение. А к 22-24 месяцам ребенок произносит полноценные слова и составляет из них предложения.
Последующее речевое развитие выглядит так:
- 1-1,5 г. – ребенок старается произносить несложные слова, чаще повторяя их за взрослым.
- 1,5-2 г. – в арсенале малыша накапливается до 50 слов, которые имеют четкое отношение к тому или иному предмету, человеку, животному. Появляются первые попытки составления словосочетаний.
- 2-3 г. – словарный запас постоянно пополняется, ребенок строит сложные предложения, понимает инструкцию из нескольких действий.
Эти границы относительны. Ребенок имеет право начать разговаривать как раньше, так и позже срока. В последнем случае главное — не паниковать, не злиться на ребенка, не заставлять его говорить, а проявить терпение и направить все свои силы на занятия по мотивации речи.
Что делать, чтобы ребенок начал разговаривать
Когда малыш с рождения растет в благоприятной обстановке, где все окружающие взрослые нормально общаются с ним и между собой в позитивном ключе, задержки в речевом развитии случаются реже.
Ребенок с рождения должен получать опыт словесной и тактильной коммуникации. Разговаривать с ним нужно постоянно: во время игр, купания, кормления, массажа, сборов на прогулку. Все свои действия мама и другие члены семьи должны сопровождать словами. Только так формируются и развиваются фонематический слух и восприятие – основы правильного звукопроизношения и речи.
Отклонение в речевом развитии на 6 месяцев – допустимая норма, которая не требует коррекционной работы, если нет патологических расстройств.
При общении с ребенком важно:
- говорить простыми, понятными предложениями;
- комментировать все, что происходит вокруг;
- правильно строить фразы, о себе говорить от первого лица, к ребенку обращаться на «ты»;
- в зависимости от ситуации окрашивать речь эмоционально;
- стараться поменьше сюсюкаться, особенно если ребенку уже год и больше.
Сюсюканье провоцирует у ребенка коверканье тех или иных звуков в дальнейшем.
Таким образом у ребенка формируется пассивный запас слов, который в дальнейшем перейдет в активный.
В каком возрасте начинать занятия по развитию артикуляционного аппарата
Примерно к году, как только ребенок будет готов слушать, понимать и выполнять инструкцию, с ним можно начинать логопедические игры. С их помощью маленькие девочки и мальчишки не только укрепят эмоциональную связь со взрослым, но и подготовят речевой аппарат к правильному произношению звуков.
Артикуляционные игры для самых маленьких:
- кривляние перед зеркалом. Помогает изучить себя, свое лицо, свои движения и заставляет работать все мимические мышцы лица;
- движения языком, имитирующие облизывание губ. Они оттачивают навыки обращения с языком для произношения более сложных звуков;
- надувание щек;
- вытягивание языка;
- тренировка речевого выдоха с помощью надувания мыльных пузырей, сдувания легких предметов со стола и пр.
Главное правило при занятиях с детьми – хорошее настроение, одобрение со стороны взрослого.
Занятия для развития речи
В большинстве своем мальчишки и девочки очень любят слушать, как мама читает
Их можно проводить не только тогда, когда ребенок уже должен начать говорить, но и многим ранее. Сюда относятся:
- чтение книг, стихов, потешек ребенку. С их помощью расширяется кругозор, пополняется пассивный словарный запас, демонстрируется правильное произношение. Ритмичность стихотворных текстов, звуковые созвучия положительно влияют на становление речи;
- игры на развитие мелкой моторики. Перебирание круп, пальчиковые бассейны, шнуровки, пуговицы, сенсорные дорожки;
- развитие крупной моторики;
- пальчиковые игры;
- игровые упражнения, направленные на развитие неречевого слуха. Сюда можно отнести распознавание содержимого разных коробочек по характерному звуку, отгадывание музыкальных инструментов по их звучанию, дифференциацию шумов, издаваемых разными предметами.
Сложность занятий подбирается в соответствии с возрастом, опираясь на зону актуального и учитывая зону ближайшего развития ребенка.
Во сколько лет ребенок заговорит, если уже есть небольшая задержка
Отклонение от установленных норм на полгода считается допустимым. Это может быть свидетельством индивидуальных особенностей развития ребенка и не требовать вмешательства специалистов. Кроме того, мальчики могут начать говорить еще позже.
Такая особенность может быть обусловлена:
- генетическим фактором — если один из родителей малыша поздно начал разговаривать;
- особенностями перинатального периода — тяжелая беременность, осложненный анамнез матери, преждевременные роды. В этом случае некоторые отделы нервной системы могут формироваться с задержкой. Но важно исключить наличие серьезных врожденных патологий;
- снижением остроты слуха ребенка — обратитесь к врачу для проверки данного параметра;
- недостаточным общением и отсутствием мотивации.
Если в 12 месяцев ребенок активен, общителен, здоров, слышит, воспринимает, понимает обращенную речь и выполняет просьбы родителей, то волноваться не стоит.
Советы родителям
В каком возрасте заговорит ребенок — во многом зависит от атмосферы в семье
Когда ребенок должен начать говорить, но слов от него еще не слышно, мамам и папам можно провести самостоятельную работу по наблюдению за малышом. На что следует обратить внимание:
- развитие общей моторики. В норме у него должно быть сформировано умение быстро ходить, бегать, подниматься по лестнице, прыгать на одной и двух ногах;
- развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Обратить внимание на умение переливать воду из стакана в стакан, откручивать пробки, рисовать прямую линию по образцу;
- понимание обращенной к нему речи. Насколько хорошо и точно выполняет просьбы, каков пассивный словарный запас;
- развитие фонематического восприятия и слуховых функций.
Хорошо ли слышит шепотную речь, узнает ли контрастность одновременного звучания двух музыкальных игрушек, легко ли определяет локализацию звуков с закрытыми глазами.
На основании этих наблюдений можно сделать выводы о готовности ребенка к речевой коммуникации и понять, на развитие каких навыков следует сделать акцент.
Спокойствие, положительный настрой, благоприятная атмосфера любви и понимания – главное в семье. Если ребенок молчит, а его сверстники рассказывают первые стихи, это еще не говорит о задержке. Каждый малыш развивается в своем собственном темпе, и форсировать события не нужно.
Но если речь задерживается более чем на полгода от общепринятых норм, лучше перестраховаться и обратиться к специалисту, который проведет обследование и исключит возможные проблемы и нарушения в развитии.
Как вы думаете, насколько вы хороший собеседник? Давно ли у вас в беседе возникали неловкие паузы? Несколько советов, описанных в этом материале помогут вам стать лучшим собеседником, а неловкие паузы уйдут в прошлое. Быть хорошим собеседником — это, всего лишь, комбинация различных методов общения. Язык тела, несколько трюков и вы сможете непринужденно вести беседу с любыми людьми.
Начните с вопроса
Вы хотите, чтобы человек вас запомнил? Задайте ему интересный вопрос и внимательно выслушайте его. Это даст вам возможность подружиться.
Узнайте чужое мнение
- Вы не могли бы посоветовать мне хороший коктейль?
- Вы хорошо знаете город? Не подскажете мне хороший ресторан?
- Где вы купили этот телефон/аксессуар/одежду?
- Что вы думаете по поводу этой вечеринки?
Применение экономической концепции к разговору
Представьте себе, что ваш разговор — это банк. Если у вас много вложений — значит дела идут хорошо. Если займы больше чем вложения, то стоит что-то менять. Перенеся эту метафору на общение, мы получим вот что.
Эмоциональные вложения
- Соглашаться с собеседником
- Правильный язык тела
- Использовать имя собеседника
- Шутить
- Поощрять идеи собеседника
- Внимательно слушать
- Спрашивать мнение
Эмоциональные займы
- Не соглашаться с собеседником
- Неправильный язык тела
- Много говорить о себе
- Ложь
- Лесть
- Вульгарные и личные вопросы
Представьте, что ваша беседа начинается с нулевым балансом и делайте все, чтобы его увеличить!
Копирование языка тела
Практика копирования языка тела может очень помочь. Ваш собеседник скрестил ноги? Скрестите свои. Положил руки на стол? Сделайте то же самое. Все очень просто. Также очень важно время. Дождитесь момента:
- Когда собеседник рассказывает что-то интересное
- Когда вам интересно
- Когда собеседник чем-то гордится
И после этого копируйте его. Человек будет считать, что вы сопереживаете ему и будет здорово, если это действительно так.
Как говорить о себе и не быть ужасно скучным
Вы можете быть невероятно харизматичным и интересным человеком. Но, людям просто неинтересно слушать о других, каким бы замечательным вы не были. Если продолжить следовать нашей экономической концепции, то вы должны сделать эмоциональное вложение. Заставьте собеседника испытать эмоции и он будет очень заинтересован в разговоре с вами.
Меняйте глубину разговора
Знаете пословицу: малые умы обсуждают людей, средние — события, а великие — идеи? Используйте это. Начните с малого и подшутите над кем-то, затем узнайте мнение собеседника о каком-либо событии, а затем перейдите к идеям, связанным с этим событием. К примеру:
Вступление: Привет, как прошел Ваш день?
Событие: Вы планируете с Катей что-то на День Святого Валентина?
Идея: Я видел статью в интернете о том, как мы извратили День Святого Валентина в сравнении с его традиционным значением.
Попросите собеседника быть интересным
Каждый человек интересен по-своему, но мало кто раскрывается на самом деле. Так дайте им шанс раскрыться и они будут думать только о вас. Вот простой пример:
Расскажи мне что-нибудь интересное о себе.
Это отличный повод начать беседу, который заставит вас выглядеть более внимательным и в то же время даст возможность узнать о человеке что-то действительно интересное.
Как спрашивать людей чем они занимаются
Как ты проводишь свое время когда не…?
Вместо пустоты в конце должно быть что-то, что вы знаете о человеке. Вот несколько примеров:
Как ты проводишь свое время когда не пишешь свой захватывающий блог?
Как ты проводишь свое время когда не сидишь на Facebook*?
Как ты проводишь свое время когда не ходишь в спортзал?
Будьте хорошим слушателем
Если бы вы попросили меня дать один совет о том, как стать хорошим собеседником, я бы остановился на этом. Это самая важная часть. Слушайте человека. Будьте искренне заинтересованы в том, о чем он говорит. Ведите рассказ собеседника своими вопросами. Интересуйтесь им и он будет интересоваться вами в ответ.
Темп разговора
В основном, быстрый темп разговора — это признак нервозности и волнения, а умеренный темп — признак уверенности. Поэтому старайтесь говорить в умеренном темпе, но если ваш собеседник говорит в быстром темпе, копируйте его и говорите также.
Правильно меняйте тему разговора
Со всеми такое случалось: вы что-то обсуждаете со своим знакомым, но тут в ваш разговор врывается третий человек и обращает весь разговор в свою сторону. Это ужасно раздражает. Но, только если вы делаете это неправильно. Вы должны сделать эмоциональное вложение в конце своего монолога. Это отвлечет внимание и вы не будете выглядеть как идиот, меняя тему. Пример:
Крис: Мой сын очень хороший футболист.
Я: Круто! Ты когда-то говорил о том, где он тренировался. Мой сын недавно заработал черный пояс по Карате и уезжает в Корею по программе обмена студентами. Ведь твой сын тренировался в Корее? Можешь дать мне пару советов?
В этом диалоге эмоциональным вложением был комплимент Крису и его сыну. Я поменял тему разговора на нужную мне, сделав это правильно.
Делайте правильные комплименты
Комплименты — это очень мощный инструмент, если использовать его правильно. Правильный способ использования комплиментов — делать их о том, чем гордится человек. К примеру:
- Если человек в хорошей форме и очевидно, что он проводит много времени в спортзале, сделайте комплимент по поводу его фигуры.
- Если человек успешен в своей карьере, сделайте комплимент его креативности, бизнес-хватке или интеллекту.
Не делайте комплименты качествам людей, если они не добились этого своими силами. Не говорите красивой девушке, что она красива. Она и так это знает.
Объединяйте друзей
Если вы находитесь на вечеринке или общественном мероприятии, то вряд ли будете стоять на одном месте. Скорее всего, вы будете ходить от одной группы знакомых к другой. Если вы видите знакомых людей в разных группах, не бойтесь пригласить их поговорить вместе. Сделайте это с шуткой и без напряжения. И тогда ваши знакомые запомнят вас как очень дружелюбного человека.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Почему современные дети начинают ходить и говорить позже? | Chita.ru
У каждого родителя есть возможность замедлить или нормализовать темп развития ребенка
Фото: Александра Мамонтова / 76.RU
Поделиться
Нынешние малыши всему учатся позже, чем их родители — позже привыкают к горшку, начинают говорить и ходить, долго не могут есть твердую пищу, позже учатся писать и читать, да и молодежь остается детьми чуть ли не до 35-летнего возраста — этот феномен даже получил название «кидалтизм». Совершенно обычной в наши дни считается ситуация, когда взрослый сын живет с родителями и за их счет, потому что еще не определился, чем он хочет заниматься в жизни, рассказывает «Доктор Питер».
Но в то же время известно, что, например, во время блокады в Ленинграде голодные 14-летние подростки работали на заводах у станков и считались взрослыми.
Можно ли утверждать, что благополучная и сытая жизнь приводит к замедлению развития детей?
Виктория Ефимова — психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель детской неврологической клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз», доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А. И. Герцена
— Человек отличается от черепахи или от ящерицы тем, что его мозг способен изменяться в зависимости от задач, которые приходится решать. То есть то, каким будет мозг, зависит от адаптации к условиям жизни. Некоторые животные снабжены только теми возможностями, которые даны им природой при рождении.
Мозг человека другой, он постоянно меняется, создавая и разрушая внутренние связи. Это работает по принципу: пользуйся или потеряешь. Так как мозг — это орган, потребляющий очень много энергии, остаются активными только те внутренние связи, которые действительно используются для адаптации, — поясняет «Доктору Питеру» психофизиолог Виктория Ефимова.
Развитие младенца зависит от генетики, здоровья, а также от того жизненного опыта, который организуют для него родители. Ведь сам малыш не может на это повлиять.
Малыш должен активно использовать все возможности мозга и тела, которые у него появляются по мере развития:
— прислушиваться к человеческой речи: слышать речь мамы — это важно для развития ребенка еще за 3 месяца до рождения, а потом с первых минут жизни;
— рассматривать лица и различные объекты;
— взаимодействовать с любящими взрослыми с помощью криков, улыбок, взглядов, звуков, речи;
— ощущать ласковые прикосновения;
— много двигаться.
Как только появляются какие-то новые возможности, ими тоже нужно пользоваться, отмечает эксперт. Иначе внутренние связи в мозге вовремя не формируются. Поэтому если малыш научился ползать, то ему нужно много ползать, научился открывать рот при виде ложки — нужно учиться есть с ложки, научился ходить — нужно много ходить и падать (падать — необходимая часть процесса обучения).
— Этот список можно продолжить, он касается всех навыков, которые появляются у малыша в первые годы жизни, — говорит психофизиолог. — Эти навыки становятся фундаментом для более сложных, которые ребенок осваивает в процессе организованного взрослыми обучения.
У родителей, которые живут в экономически благополучных условиях, появляется масса возможностей воспользоваться различными приспособлениями, которые облегчают жизнь малышу, а точнее — самим маме и папе.
— Это удобно, но мозг ребенка — очень эффективный орган: если не нужно адаптироваться, то он не будет торопиться создавать внутренние связи, — объясняет эксперт. О каких удобствах идет речь:
— непромокаемые подгузники — дети позже учатся контролировать работу своего тела;
— детское питание из баночек — позже переходят на взрослую твердую пищу;
— манежи, коляски — снижается двигательная активность, дети не могут ходить пешком.
— Проблема в том, что для формирования многих навыков у ребенка есть определенные временнЫе окна, когда всё происходит легко. Эти окна называются сенситивными периодами, — рассказывает Виктория Ефимова. — Если окно «пропущено», у ребенка пропадает желание этому учиться. Но, как вы помните, одни навыки являются фундаментом для других — более сложных.
Например, когда ребенок научился ходить, он совершенно неутомим, ему хочется практиковаться снова и снова. Но его настойчиво запихивают в коляску, потому что так удобнее родителям: он не испачкается и можно быстрее добраться туда, куда хочет мама. В итоге в 4–5 лет ребенок уже отказывается ходить самостоятельно. Он привык к тому, что его возят.
То же самое с едой. Баночка с пюре — это так удобно для мамы, а в рекламе говорят, что еще и полезно для ребенка. Ребенок сначала пытается что-то схватить из тарелки родителей, но его сажают отдельно ото всех и кормят пюре из баночки. Возможно, он даже в какой-то момент вырывает ложку из рук мамы, но мама не хочет, чтобы на кухне было грязно. Ее задача накормить ребенка быстро и не перепачкать всё вокруг. В итоге сейчас многие дети в шесть лет не умеют жевать и самостоятельно есть. Родители продолжают кормить их протертой пищей.
— Больше всего нарушают способность ребенка к адаптации гаджеты, — объясняет психофизиолог. — Когда мама кормит ребенка еще и под мультики, он пропускает много важного для своего развития. Не чувствует текстуру пищи, момент насыщения, не рассматривает еду, так как он полностью поглощен тем, что происходит на экране.
Занимать ребенка смартфоном или планшетом — это удобно для родителей, признает эксперт.
— Многие мамы и папы искренне считают, что именно так они помогают малышу адаптироваться к современному технологичному миру. Особенно если на экране развивающие программы или игры, — рассказывает Виктория Ефимова. — Взрослые в это время заняты своими смартфонами. Но вот в чем проблема: даже дети с тяжелыми нарушениями интеллекта быстро находят в интернете любимые мультфильмы. А вот научиться самостоятельно есть им значительно труднее.
Что плохого, если ребенок пользуется гаджетами несколько часов в день:
— снижается двигательная активность;
— ребенок меньше взаимодействует с другими людьми.
И то, и другое приводит к замедлению функционального созревания мозга.
— Природа устроила так, что первые целенаправленные движения, которые осваивает ребенок — это движения рта (сосание), — рассказывает эксперт. — Сначала эти движения рефлекторные, но, начиная с 3–4 месяцев, ребенок получает возможность ими управлять: он открывает рот, когда видит ложку с едой.
Для еды и для речи мы используем одни и те же мышцы рта. Когда ребенок учится жевать и пить из чашки, он готовит свои мышцы к речи. Видите связь между проблемами с едой и с речью?
— А умение пользоваться столовыми приборами: разве не очевидна связь с тем, как ребенок будет учиться писать? Если он не может донести ложку с супом до рта, как он справится с ручкой и буквами в тетради? — говорит Виктория Ефимова.
Многие педиатры уверены, что нормы развития ребенка, которые использовались во времена СССР, нельзя использовать для оценки развития современных детей. Но психофизиолог не поддерживает эту позицию. По ее мнению, такой заметный регресс не мог произойти всего за несколько десятилетий.
— Биологический вид «человек разумный» не мог мутировать за 30–40 лет настолько, что развитие детей замедлилось на годы. Может быть дело не в детях, а в том, какие условия создают взрослые для их развития? — говорит Виктория Ефимова. — Если об этом задуматься, можно разумно подойти к использованию того, что нам дает цивилизация.
Психофизиолог отмечает, что вовсе не призывает выкинуть из дома все гаджеты. Достаточно проанализировать, сколько времени в день и для чего ребенок их использует.
— Ребенку до 3 лет гаджеты не нужны совсем, — уверена эксперт. — После трехлетия малыша разумно ограничиться 15–30 минутами экранного времени. Желательно, чтобы ребенок в это время не находился один на один с гаджетом. Смотрите мультфильмы вместе, обсуждайте, делитесь впечатлениями.
Важно понимать, что не все современные дети медленнее развиваются, говорит психофизиолог.
— У каждого родителя есть возможность замедлить или нормализовать темп развития ребенка. То, каким будет мозг вашего ребенка, во многом зависит от того, что вы делаете или НЕ делаете. Выбор за вами, — резюмирует Виктория Ефимова.
В каком возрасте ребенок должен начать ясно говорить?
Что вы почувствовали, когда впервые услышали, как ваш ребенок говорит? Это, безусловно, было прекрасное чувство, когда ваш ребенок впервые ясно сказал «папа» или «мама». С другой стороны, что, если ваш трехлетний ребенок едва может произнести два слова вместе или еще не говорит? Не беспокойтесь, в этой статье будет ясно объяснено, в каком возрасте ребенок должен начать ясно говорить. Ключевые моменты здесь дадут вам понять, нормально ли развивается речь вашего ребенка.
В каком возрасте ребенок должен ясно говорить? Речевое развитие детей варьируется от ребенка к ребенку, потому что они достигают каждой вехи речи в разном темпе. Окружающая среда, врожденное состояние здоровья и задержки в развитии могут значительно повлиять на то, насколько рано они смогут ясно выражать свои мысли. Однако у большинства детей речь развивается примерно к трем-четырем годам.
Вы должны дочитать эту статью до конца, чтобы знать, чего ожидать от ребенка на каждом этапе развития речи или языка. Эта статья также поможет вам определить, есть ли у вашего ребенка задержка речевого развития. Отсюда вы сможете создать лучшую среду для своего ребенка, чтобы он приобрел хорошие навыки устной речи.
Стадии развития речиКаждая веха в развитии речи – это волнительное событие для каждого родителя и достижение для ребенка. Есть этапы, которые рассказывают, как дети развивают свои речевые и языковые навыки. Однако, когда дело доходит до того, в каком возрасте дети будут развивать эти навыки, сроки могут сильно различаться.
Вот этапы развития речи, на которых дети развивают ясность в самовыражении:
До 12 месяцев
Младенцы лепечут, когда им около 6 месяцев. Это происходит, когда дети начинают играть со звуками, похожими на 9. 0021 «ма-ма» и «да-да» . Младенцы не произносят свои официальные первые слова в течение года или около того, хотя у них с рождения есть свои способы общения с вами, такие как плач, бульканье и вздохи.
Большинство детей лепечет до своего первого дня рождения. Речевое развитие на этом этапе начинается с воркования. В это время ваш ребенок только начинает учиться общаться помимо плача. Вы услышите, как ваши детские струны звучат вместе, и будете использовать разные вокальные тона в качестве формы общения.
В возрасте до 12 месяцев они должны проявлять интерес и внимание к окружающим их звукам. Они также должны начать узнавать названия обычных предметов вокруг них. Если ваш ребенок не смотрит внимательно или не реагирует на звуки, это может указывать на задержки или проблемы с речью.
В течение первых нескольких дней после рождения младенцев проверяют на слух. Этот тест помогает выявить тех, у кого есть проблемы со слухом, а также выявляет, есть ли у ребенка задержка речи. Раннее обнаружение может помочь вам узнать, что следует делать дальше. Хотя иногда повторяющаяся инфекция уха на этом этапе также может повлиять на слух вашего ребенка, что может привести к задержке речи.
От 12 до 18 месяцев
В этом возрасте дети должны иметь широкий диапазон звуков речи. Они начинают имитировать слова и звуки, которые слышат из окружающей среды. Кроме того, они должны быть в состоянии следовать и понимать простые одношаговые инструкции от окружающих. В течение этих месяцев большинство малышей могут лепетать около 20 слов до восемнадцати месяцев.
К этому времени ваш ребенок уже должен уметь указывать на различные части тела, такие как нос, глаза, уши, рот и другие. Помимо указания, вы можете ожидать, что они также назовут каждую из частей своего тела. Однако реальность состоит в том, что многие дети сначала укажут на что-то задолго до того, как смогут их вербализовать. Обычно существительные, окружающие их, являются первыми словами детей на этом этапе.
От 18 до 24 месяцев
В течение этих месяцев дети могут начинать составлять простые предложения из двух-трех слов. Большинство детей уже могут произнести от 20 до 50 слов еще до достижения ими двухлетнего возраста. Они могут выполнять простые двухэтапные команды и могут идентифицировать обычные объекты вокруг себя и указывать на объекты, когда их об этом просят.
На этом этапе не ожидайте, что ваш ребенок будет правильно грамматически выражать свои мысли, поскольку он просто собирает слова, которые выучил ранее. Кроме того, дети на этом этапе уже могут показывать картинки в книге, могут слушать сборники рассказов с картинками.
От 2 до 3 лет
На этом этапе происходит огромный скачок в развитии речи. Большинство родителей удивляются, когда дети начинают составлять простые предложения. Теперь они могут указывать на объекты, которые им нужны, и произносить свои мысли вслух. В этом возрасте должно формироваться понимание того, что происходит вокруг.
Более того, они уже должны понимать наборы направлений и простые описательные понятия. Однако, если ваш ребенок не произносит первое слово к 2 годам, и кажется, что ребенок не понимает около 50 слов, вам, возможно, придется поговорить со своим врачом. Как говорят эксперты, потенциальные проблемы можно решить, если вовремя их распознать.
Как родитель, вы должны доверять своей интуиции, если считаете, что что-то не так на данном этапе. Лучше как можно скорее запросить мнение эксперта.
От 3 до 4 лет
В возрасте трех лет вы уже должны понимать примерно три четверти того, что говорит ваш ребенок. К четырем годам ваш ребенок должен быть понят теми, кто его знает. К тому же в это время большинство детей, должно быть, уже начали учебу в школе, и необходимо, чтобы их речь уже была относительно ясной. Это также этап, на котором они начинают самокорректироваться, когда слышат правильное произношение слов.
Словарный запас вашего ребенка в это время значительно улучшился. Что касается их речевого и языкового развития, вы не можете ожидать 100% превосходных языковых навыков в возрасте 36 месяцев. Общее руководство для младенцев гласит, что ребенок должен использовать не менее 3-4 слов в предложении, и это развитие происходит в возрасте от 36 до 47 месяцев. Таким образом, вы можете ожидать, что дети в возрасте от 3 до 4 лет начнут ясно выражать свои мысли.
План действий
Как вы собираетесь научить своего ребенка четко говорить? Узнав, что на каждом возрастном уровне есть вехи речи. Для родителей и опекунов каждое взаимодействие с ребенком — это возможность научиться четко говорить. Вот несколько советов, которые помогут вашему ребенку говорить четко.
1. Много разговаривайте с ребенком
. Общение с ребенком может просто оставить чудеса, а то, как вы говорите, может напрямую повлиять на его или ее речевое развитие. Произнесение слов вслух, указывая на объект и называя его имя, может помочь вашему ребенку установить связь с различными объектами вокруг него. Помните, визуальные подсказки помогают в развитии речи.
2. Пойте песни, читайте стихи и смотрите видео, соответствующие их уровню.
Эти занятия могут помочь в развитии речи у детей. Когда вы поете и читаете, дети будут имитировать звуки, которые вы издаете. Эти занятия также позволяют им научиться правильному произношению.
3. Повторите слова.
Как родитель или опекун вы узнаете, когда ребенок будет готов к обучению. Когда ребенок сосредоточится, попробуйте предложить конкретные слова, которые ему интересны. Повторение поможет детям говорить то или иное слово понемногу. Например, если ребенок говорит «баба», указывая на банан, коснитесь банана и произнесите это слово несколько раз, чтобы слово «банан» стало новым словарным запасом.
4. Поощряйте подражание.
Младенцы склонны подражать тому, что они слышат и видят. Всякий раз, когда вы что-то делаете, постарайтесь рассказать об этом. Используйте конкретные и простые слова, чтобы помочь вашему ребенку учиться. Подражание распространено среди детей, поэтому используйте эту возможность, чтобы научить и помочь им научиться многим вещам, особенно в улучшении их коммуникативных навыков.
Похожие вопросы
Что делать, если мой ребенок не говорит? Дети, которые не говорят на соответствующем уровне, должны пройти проверку речи. Логопеды — это специалисты, которые помогают с проблемами общения всех видов, от заикания до понимания речи. Ребенку могут быть назначены различные виды тест-терапии. Прохождение оценки поможет выявить потребности ребенка для нормального речевого развития.
Что такое скрининг развития? Скрининг развития — это набор скрининговых тестов, которые обычно проводятся во время визитов вашего ребенка к врачу. Скрининг — это способ, с помощью которого ваш врач может определить, достигает ли ваш ребенок типичных вех или проявляет ли он признаки задержки речевого развития. Примером этого может служить ситуация, когда ваш годовалый ребенок не поддерживает зрительный контакт или не заинтересован в общении. Если это заметно, это может быть признаком задержки.
сообщить об этом объявлении
Теги
ребенок, Первые слова, речь
Джо
Джо — биолог и писатель-любитель.
Занимайся и учись
Вам также может понравитьсяКогда малыши начинают говорить?
Как правило, к 18 месяцам большинство детей могут общаться, указывая пальцем и говоря.
Ваш 18-месячный малыш не может использовать отдельные слова для общения с вами?
Неспособность использовать отдельные слова в возрасте 18 месяцев может быть первым признаком задержки развития речи у детей. До этого возраста большинство детей учатся произносить отдельные слова, обращаться к правильному человеку/объекту, используя слово, и могут последовательно произносить это слово в разное время и в разных ситуациях. Первые слова, которые говорят дети, обычно служат для привлечения внимания опекуна.
Г-жа Го Сью Ли, старший логопед отделения реабилитации Женской и детской больницы KK (KKH), член группы SingHealth, говорит, что, хотя речевое и языковое развитие варьируется от ребенка к ребенку, как правило, в зависимости от возраста В возрасте 18 месяцев большинство детей могут запросить предмет, указывая и говоря. Она советует родителям обратиться к специалисту, если их 18-месячный ребенок не может этого сделать.
Прочтите для 8 советов, которые помогут вашему ребенку научиться говорить.
Посетите Parent Hub, чтобы получить больше полезных советов и руководств, чтобы дать вашему ребенку здоровый старт.
Загрузите приложение HealthHub на Google Play или Apple Store, чтобы получить доступ к большему количеству советов по здоровью и благополучию у вас под рукой.
Читать далее:
- Развитие языков: удивительное путешествие
- Хорошо ли развивается мой ребенок?
- Дети разговаривают и учатся общаться
Последний раз эта статья рецензировалась на
Вторник, 6 июля 2021 г.
Программы, которые могут вам понравиться
Посмотреть другие программы
Часто задаваемые вопросы по Screen for Life
Screen for Life (SFL) — это национальная программа скрининга Совета по укреплению здоровья (HPB), которая предлагает сингапурцам и постоянным жителям рекомендации по скринингу здоровья в зависимости от возраста и пола.
Программы, которые могут вам понравиться
Просмотреть другие программы
- Часто задаваемые вопросы на Screen for Life
- Оценка риска диабета
ВИД
Повторное использование элемента каталога
Как правило, к 18 месяцам большинство детей могут общаться, указывая и говоря.
Ваш 18-месячный малыш не может использовать отдельные слова для общения с вами?
Неспособность использовать отдельные слова в возрасте 18 месяцев может быть первым признаком речи задержка у детей. До этого возраста большинство детей учатся произносить отдельные слова, обращаться к правильному человеку/объекту, используя слово, и могут последовательно произносить это слово в разное время и в разных ситуациях. Первые слова, которые произносят дети, обычно служат для того, чтобы привлечь внимание опекуна.
Го Сью Ли, старший логопед, Отдел реабилитации в KK Women’s and Children’s Hospital (KKH), член SingHealth сообщает, что, хотя речевое и языковое развитие варьируется от ребенка к ребенок, как правило, к 18 месяцам большинство детей могут попросить объект, указывая и говоря. Она советует родителям проконсультироваться со специалистом, если их 18-месячный ребенок не может этого сделать.
Читать дальше
8 советов, которые помогут вашему ребенку научиться говорить.
Загрузите приложение HealthHub
Google Играть или
Apple Store, чтобы получить доступ к большему количеству советов по здоровью и благополучию.
Читать далее:
babybonus.msf.gov.sg/parentingresources/web/Toddlers/ToddlersDevelopment/ToddlersLanguage_Development/Toddlers_Language_Development» title=»Развитие языка: Удивительное путешествие»>Развитие языка&# 58; Удивительное путешествие
Хорошо ли развивается мой ребенок?
Малыши говорят и учатся Общение
пятница, 21 июля 2017 г.
пятница, 21 июля 2017 г.
Нет
1500
Вторник, 6 июля 2021 г.
/sites/assets/Assets/Logos%20and%20Official/logo-hc-singhealth.png
SingHealth
http://www.singhealth.com.sg/
Когда малыши начинают говорить?
Статьи
2-летний ребенок не разговаривает, когда малыш начинает говорить с задержкой
Если двухлетний ребенок не разговаривает, это считается поздно заговорившим малышом. Поздно говорящие дети в возрасте от 18 месяцев до 3 лет говорят меньше слов и предложений, чем дети того же возраста.
2-летний ребенок может не говорить, но является ли это проблемой раннего развития малыша?
Если 2-летний ребенок не разговаривает, это повод обратиться за консультацией к логопеду или специалисту в области здравоохранения. Существует много вариаций и причин задержки речи у малышей, однако, если они не произносят ни слова в 2 года, это определенный красный флаг для них, подвергающихся риску задержки развития и обучения. Исследования предлагают искать раннее вмешательство, а не использовать подход «подождать и посмотреть».
На самом деле, если ребенок говорит менее 50 слов в возрасте 2 лет И не произносит предложений из 2 слов, он определенно будет считаться отсроченным для своего возраста. Поздний разговор у малышей может быть первым предупреждающим признаком более серьезных проблем (например, аутизма, умственной отсталости, трудностей в обучении). Конечно, они могут поздно расцветать, однако в настоящее время исследования не смогли четко определить, какие поздно говорящие 2-летние дети «вырастут из этого», а у каких будут проблемы в долгосрочной перспективе. Профессиональная оценка речевой патологии с речевым патологом, имеющим опыт работы с очень маленькими детьми, может помочь рассмотреть факторы, позволяющие выявить эти различия
Сколько слов должен сказать 2-летний ребенок
К 24 месяцам у ребенка, как правило, резко увеличивается количество произносимых им слов (словарный взрыв).
РИСК позднего разговора в возрасте 2 лет
= менее 180 произнесенных слов
Все в порядке для своего возраста в 2 года
= 181–499 произнесенных слов
лет
= более 500 произнесенных слов.
Нажмите здесь, чтобы получить дополнительную информацию о том, как узнать, сколько слов использует ВАШ ребенок
5 На что обратить внимание, если 2-летний ребенок не говорит или ребенок начинает говорить с задержкой
Для 2-летнего ребенка, который не говорит или говорит недостаточно слов, необходимо учитывать ряд факторов, влияющих на его речь. К 18 месяцам, когда обычно происходит первый большой всплеск устной речи, a:
ГЛАЗА И УШИ МАЛЫША
МАЛЫШИ ДОЛЖНЫ ХОРОШО СЛЫШАТЬ, ЧТОБЫ ХОРОШО ГОВОРИТЬ, И ДОЛЖНЫ ВИДЕТЬ, О ЧЕМ ГОВОРЯТ:
- ЭТО есть какие-либо проблемы со слухом или ушные инфекции
- Со зрением у них все в порядке?
ПОНИМАНИЕ
Малыши должны показать, что они ПОНИМАЮТ то, что им говорят. ПОНИМАНИЕ БУДЕТ ПРЕЖДЕ ЧЕМ ГОВОРИТЬ – ребенок должен знать, что это за вещь, прежде чем он сможет назвать ее название:
- Может ли малыш найти именную игрушку, когда есть 3 или 4 на выбор?
- Могут ли они указывать на именованные картинки в книгах?
- Будут ли они следовать инструкциям, если вы НЕ используете свои руки и сделаете это очевидным для них (например, попросите «дай это мне», не протягивая руку, чтобы взять предмет). Они могут следовать инструкции «положи напиток в сумку», когда очевидно, что пора выходить, но могут ли они выполнить что-то необычное, например «поставь напиток мне на колено»?
ВНИМАНИЕ НА ГОВОРЕНИЕ
Поворачивается ли малыш, когда его зовут, и кажется ли, что он «слушает вас»?
ИМИТАЦИЯ
Малыш ПОДРАЖАЕТ ВАС? — Дети начинают подражать (говорить то, что говоришь) уже в 10 месяцев
- Если подражание не развивается, речь может задерживаться.
- Early Baby talk будет включать в себя копирование малиновых звуков и восклицательных тонов, например.
О НЕТ! как правило, до того, как они скажут свои первые настоящие слова.
- Если вы устроите игру, подражая каждому их смешному лепету или звуку, поймут ли они, что вы подражаете им?
СОЦИАЛЬНОЕ
ЖЕЛАЕТ ЛИ МАЛЕНЬКИЙ СОЦИАЛЬНО ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ? 2-летние дети, которые не разговаривают, могут не общаться с другими людьми.
- Устанавливает ли малыш зрительный контакт с вами, приносит ли вам игрушку или указывает на что-то, что он видит или слышит.
- Разговор малышей — это обучение использованию слов для взаимодействия с другими людьми. Если дети не заинтересованы в общении, то может последовать задержка разговора малыша.
- Многие дети с ранними признаками аутизма демонстрируют это отсутствие взаимодействия наряду с их ограниченным использованием слов или их полным отсутствием.
Если у вас есть какие-либо опасения, обратитесь к своему лечащему врачу. Вы всегда можете отправить нам электронное письмо по адресу [email protected], и логопед раннего вмешательства ответит вам!
Раннее вмешательство лучше, чем последующее лечение неспособности к обучению!
Способы улучшения речи и языковых навыков для не говорящих двухлетних детей или детей с задержкой развития речи:
Если вы обеспокоены, всегда рекомендуется обратиться к детскому логопеду или медицинскому работнику. Есть ряд вещей, которые следует учитывать, если ребенок поздно заговорил.
Оценка областей, которые, как известно, задерживают или улучшают разговорные навыки раннего малыша, такие как внимание и навыки слушания, навыки имитации, может быть проверена для маленьких детей. Также необходимо учитывать стиль речи вашего родителя или опекуна, чтобы ребенок полностью реализовал свой потенциал и помог ему начать говорить.
Сделайте первый шаг сегодня!
Без надлежащей оценки логопеда может быть трудно понять, все ли эти навыки у ребенка в порядке. Тем не менее доступные ОНЛАЙН-КУРСЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ могут стать отличными первыми шагами к тому, чтобы убедиться, что вы делаете все возможное во время игры и взаимодействия, чтобы создать идеальную среду для общения вашего ребенка.
Например, учебный курс FOCUS ON TODDLER TALK eLearning представляет собой экшн-курс, посвященный тому, как проверить уровни и улучшить навыки, которые, как известно, важны для развития речи и языка посредством игры и повседневного взаимодействия. Курс включает 4 встроенных теста, которые вы можете использовать для наблюдения за развитием вашего малыша. Подобные курсы могут быть полезны для родителей и занятых специалистов (учителей, воспитателей, нянь), так как вы можете скачать его прямо сейчас и сразу начать повышать свои навыки — продолжайте получать доступ к легкому для прослушивания информационному видеосеансу и видео доктора МакМахона. на самом деле взаимодействуя и играя с детьми, чтобы продемонстрировать игровые идеи.
Курс разделен на 3 уровня для говорящих малышей –
- У детей все в порядке для своего возраста, но родители хотят убедиться, что они делают все возможное для своего ребенка,
- детей, демонстрирующих продвинутые навыки (одаренные дети должны быть заняты, чтобы избежать социальных и поведенческих проблем в будущем) и
- идей для детей, РИСКАННЫХ стать поздно говорящими.
Вас также может заинтересовать…
Взгляните на нашу новую замечательную электронную программу!
Программа развития речи и языка, которая помогает освоить
Разговоры и обучение малышей
От первых слов к длинным предложениям Доктор Сандра МакМэхон, доктор философии, видеодемонстрации игр и занятий, снятых с реальных занятий с логопедом. Видео объяснения целей каждого действия и объяснения на трех разных уровнях способностей.
С Toddler Talk Получите ресурсы…. Рабочие листы, печатные формы, информационные распечатки, сценарии, ресурсы………
Toddler Talk доступен для вас, чтобы начать прямо СЕЙЧАС!: Доставлено вам через SpeechNet Портал. Эта образовательная онлайн-программа доступна для вас прямо СЕЙЧАС 24/7!
Работайте по программе, когда вам удобно, никаких назначений не требуется.