Во сколько говорят дети мама: в каком возрасте и от чего это зависит

Содержание

7 типов родителей, которые вредят себе и детям: а вы узнаете среди них себя?

Родители разные. И все родители допускают ошибки — это нормально, быть идеальным невозможно. А вот следить за своими реакциями и иногда смотреть на себя со стороны — можно. Помочь в этом может статья нашего блогера, психолога Юлии Гусевой.

1. Родитель в слиянии

Понятно, что беременная женщина изначально очень сильно связана с ребенком. Первое шевеление — начало отделения. Новорожденный малыш физически отделяется от матери, но психологически она еще находится в слиянии с ним, да и он сам не ощущает собственных границ. Молодые матери часто говорят «Мы покушали, мы поспали, у нас болит животик, мы идем к врачу». Если речь идет о младенце — это здоровая реакция. И матери, и ребенку нужно время, чтобы отделиться друг от друга.

Примерно к трем годам окончательно происходит отделение ребенка от матери, ребенок ощущает себя отдельным существом. Здесь важно, чтобы и мать начала воспринимать ребенка как отдельную личность и соответствующим образом вести себя.

Теоретически все понятно, а как же на практике выглядит родитель, находящийся в слиянии? Если на приеме у психолога папа десятилетнего мальчика говорит: «У нас страхи», налицо сливающийся родитель. При этом действия папы наглядно иллюстрируют его слова — он снимает с мальчика шарф, куртку, помогает развязать шнурки на ботинках. Или другой пример: сливающаяся мама учит с третьеклассником уроки, буквально инспектируя каждую букву, написанную ребенком. Она собирает его портфель (вдруг он забудет пенал или тетрадь?).

Почему мама так поступает? Потому что, говорит мама, мальчик не самостоятельный, безответственный, всегда все забывает и никогда сам не проявляет инициативы. Действительно, мальчик такой. Но почему он такой? У него нет возможности проявить себя. Как только он заходит домой, мама сразу же открывает его портфель и достает дневник со словами: «Что нам задали?». Она сама организовывает его рабочее место, раскладывает ручки и тетради. Иногда даже выхватывает ручку, чтобы подправить неаккуратно написанную букву. Трудно в этом случае чувствовать себя отдельной личностью, почти невозможно проявить инициативу.

Родитель, находящийся в слиянии с ребенком, перестает жить собственной жизнью. Его «Я» как бы растворяется в ребенке. Такой родитель не дает ребенку и шага ступить самостоятельно. Уже взрослый ребенок находится на «коротком поводке» мобильного телефона — «сливающаяся» мать может требовать от двадцатипятилетнего сына отчитываться о каждом проделанном шаге и регулярно звонит ему, проверяя, где он, все ли с ним в порядке.

Вопросы и рекомендации родителям:
  • Бывает ли, что вы говорите «мы» вместо «я» или «он (а)»? Если да, то в каких ситуациях? Как вы думаете, что вы ходите сказать, сливаясь с ребенком?
  • Попробуйте переформулировать сказанные вами фразы, отказавшись от местоимения «мы» и используя местоимения «я» или «он (а)». Что вы чувствуете? Изменился ли смысл сказанного?

2. Интроецирующий родитель

Интроект — это послание (идея, мысль, убеждение), которое передается от одного человека к другому. Соответственно, интроективная форма взаимодействия родителя и ребенка проявляется в том, что родитель «вкладывает» в ребенка различные послания, не давая ему возможности самостоятельно принять решение.

Интроецирующий родитель существует и действует по жестким правилам. Он точно знает, что можно делать, а что нельзя. Конечно, есть полезные интроективные послания. Например, послания «нельзя переходить дорогу на красный свет», «нужно чистить зубы два раза в день», «перед едой нужно мыть руки», «нельзя брать чужое без разрешения» — полезны. Они показывают ребенку, как нужно действовать в определенных ситуациях. Кстати, эти послания усваиваются ребенком и без проговаривания. Если родитель, придя домой, моет руки, то ребенок, глядя на родителя, делает то же самое.

Но есть и другие послания: «На обед всегда нужно есть суп», «Мальчик не должен плакать», «Женщина должна быть слабой», «Не будешь учиться — станешь дворником», «Нужно обязательно получить высшее образование». Ребенок, который регулярно слышит послание «Обязательно нужно закончить музыкальную школу», не сделал самостоятельного выбора. Он следует за желанием родителей. Родители ведь не объясняют, почему «Мальчик не должен плакать» и что будет ужасного, если мальчик заплачет.

Ребенку интроецирующих родителей сложно научиться самому принимать решения. Нередко он живет «как надо», забывая о своих потребностях и желаниях и возможности их удовлетворения.

Вопросы и рекомендации родителям:
  • Какие послания передавали вам ваши родители? Как они повлияли на вашу жизнь? Что вы чувствуете, вспоминая сейчас об этих посланиях?
  • Составьте список собственных интроективных посланий, которые вы передаете ребенку. Какие из них полезные? Может быть, стоит отказаться от некоторых из них?
  • Попробуйте «примерить» каждое интроективное послание на себя, изменив «ты» на «я». Если вы говорите ребенку: «Ты обязательно должен съедать все, что лежит у тебя на тарелке», скажите себе: «Я обязательно должен съедать все, что лежит у меня на тарелке». Что вы чувствуете? Готовы ли вы следовать этому посланию?

3.

Проецирующий родитель

Человек приписывает свои побуждения, желания, интересы внешнему миру. В нашем случае — родитель приписывает что-то ребенку. Самый простой пример проекции: замерзшая на прогулке мама надевает свитер на ребенка.

Проецирующий родитель всё знает: он в курсе, когда ребенок проголодался, когда загрустил, когда ему трудно, а когда интересно. Но, скорее всего, родитель проецирует на ребенка собственные чувства, желания и потребности.

Например, девочка без особого рвения занимается фигурным катанием. А мама говорит: «Кате так нравится фигурное катание! Она получает удовольствие от льда!». Откуда мама знает, что нравится Кате и от чего она получает удовольствие? Она у неё даже не спрашивала. Маме самой нравится фигурное катание, вот она дочь и мучает.

Или другой пример. Бабушка часто говорит внуку: «Бедный ты мой, так трудно учиться в школе, столько всего задают!». Внуку при этом нормально: он хорошо учится и не страдает. Бабушка говорит о себе — ей, пожилому человеку, без образования кажутся пугающими нагромождения формул в учебнике внука. Ей кажется, что в таком разобраться невозможно. И внук постепенно начинает хуже учиться. Регулярно слушая бабушкины высказывания (проекции), он начинает чувствовать, что учиться, действительно, трудно.

Вопросы и рекомендации родителям:
  • Можете ли вспомнить проективные высказывания ваших родителей, сказанные в ваш адрес? Что вы сейчас думаете об этих высказываниях?
  • Вспомните несколько высказываний в адрес детей, которые делали когда-либо вы? О ком больше эти высказывания: о вас или о ваших детях? Как эти высказывания характеризуют вас? Как они могут повлиять на ваших детей?

4. Ретрофлексирующий родитель

Ретрофлексия — это «поворачивание на себя или к себе». Встречается ретрофлексия в двух вариантах:

  • зеркальная ретрофлексия, при которой человек делает себе то, что хотел бы получить от других.
  • ретрофлексия катарсиса: человек делает себе то, что хотел бы сделать другим.

Ретрофлексирующий родитель очень самодостаточен. Это тот родитель, который все делает сам и никогда не просит помощи ни у супруга, ни, тем более, у ребенка. С первого взгляда такой родитель может вызывать уважение — он же не заставляет, например, делать ребенка домашние дела, не вмешивается в его дела (не спрашивает подростка о друзьях, увлечениях). Но есть и обратная сторона: ребенок часто чувствует себя ненужным и брошенным. Он может даже завидовать детям гиперопекающих родителей.

Отдельного внимания заслуживают родители, для которых типична ретрофлексия катарсиса — они никогда не ругают детей. Со стороны это мягкие, очень добрые родители. Окружающие, глядя на них, иногда начинают испытывать чувство вины, ведь они совсем не такие. Но и здесь есть нюансы: вся энергия этих родителей направлена на самих себя. Даже та, которая изначально предназначалась детям. Ретрофлексирующие родители подавляют в себе раздражение, гнев, злость, которые предназначались ребенку. Вместо того, чтобы сказать ребенку о своем огорчении, родитель до крови кусает губы, грызет ногти или как-то иначе проявляет аутоагрессию.

А что же происходит с ребенком? Он чувствует себя незначимым, ненужным. Ему кажется, что родителям все равно, какой он и что с ним происходит. Ведь родители слабо реагируют даже на его проблемы — двойки или прогулы. Тогда ребенок начинает вести себя так, чтобы его заметили, чтобы на него обратили внимание. Ребенок начинает курить, употреблять алкоголь или наркотики, убегать из дома, воровать. И все это время он ждет реакции родителей.

Вопросы и рекомендации родителям:
  • Не будьте равнодушны. Обязательно говорите с детьми о чувствах, в том числе и о негативных. Не бойтесь искренне сказать, что вы расстроены, возмущены, раздражены или злы.
  • Заботьтесь о себе. Не бойтесь просить помощи. Просьбы — это одно из средств общения. Делайте разные дела вместе с ребенком. Это нужно и ему, и вам.

5. Дефлексирующий родитель

Дефлексия проявляется в том, что человек не направляет энергию на объект, которому она изначально предназначалась, а переадресовывает ее, направляет на что-то другое. Дефлексирующий родитель очень хочет заниматься со своим ребенком развивающими занятиями. Но вместо того, чтобы лепить, рисовать, читать книги или делать что-то еще, дефлексирующий родитель много времени проводит в поисках и чтении методической литературы, общается на специализированных сайтах и форумах. Он, действительно, тратит много энергии на подготовку к занятиям. Но занятия так и не проводит или проводит совсем не так, как планировал. Потому что слишком много энергии израсходовано на подготовку и на ожидание результата.

Дефлексирующий родитель читает очень много статей и книг по педагогике и детской психологии. Правда, еще больше книг он покупает и скачивает в интернете, оставляя их непрочитанными. Ему нередко кажется, что вот-вот сейчас он узнает что-то очень важное и после этого станет идеальным родителем.

Дефлексия — способ избегания контакта. Родитель как будто отгораживается от ребенка чтением книг или нотациями. Книги, пособия, родительские форумы или нотации становятся стеной между родителем и ребенком.

Вопросы и рекомендации родителям:
  • Не старайтесь быть идеальным родителем. Идеал — это недостижимый абсолют. А ребенку нужен обычный любящий и доступный родитель.
  • Не планируйте много грандиозных мероприятий и занятий. Лучше просто поиграйте, порисуйте или погуляйте в парке.
  • Говорите ребенку о себе, о своих чувствах и переживаниях. Это лучше, чем читать нотацию.

6. Эготирующий родитель

Типичный эготик — это чеховский человек в футляре: человек, сознательно отгораживающийся от других и не только не стремящийся к близости, но и старающийся ее избежать. И, действительно, эготирующий родитель отгораживается от ребенка. Эдакая снежная королева — холодная, нечувствительная, неживая. Такая мать стремится к идеалу. И хочет видеть идеального ребенка: воспитанного, всегда чистого и аккуратного, спокойного, нешумного, вежливого. У нее часто завышенные требования к ребенку.

Сказать, что эготирующий родитель совсем не интересуется ребенком, будет неправдой.

Он интересуется. И даже общается. Но выборочно. Эготирующий родитель предпочитает структурированное и опосредованное общение. Так называемую культурную программу. Поход в музей, кино, театр, зоопарк, планетарий — такие развлечения любит родитель-эготик. Он готов читать ребенку, играть в настольные игры, заниматься с ним, обучая математике или чтению.

Опосредованность общения проявляется в том, что между родителем и ребенком стоит что-то, что создает предпосылку общения. Это может быть мероприятие (спектакль), экспонат в музее, книга и развивающее пособие. Не нужно быть спонтанным, не нужно ничего придумывать. Можно посмотреть спектакль и обсудить его. Можно ходить по музею и обсуждать экспозицию.

А вот спонтанные игры, ролевые игры или беседы по душам чужды эготику. В таких играх родителю слишком много нужно вкладывать самого себя, много проявлять инициативы. Это сложно эготирующему родителю, ведь в такого рода играх между родителем и ребенком уже нет объекта, который является поводом для общения и задает тему.

Родитель-эготик неосознанно старается избежать такой формы общения с ребенком.

Вопросы и рекомендации родителям:
  • Попробуйте не отвечать вопросом на вопрос. Ответьте на вопрос ребенка и только потом задайте свой.
  • Слушайте ребенка. Если вам сложно вести длинный диалог (а некоторые дети любят разговаривать бесконечно), то ограничьтесь поддерживающими словами, показывая, что вы случаете ребенка. Достаточно иногда кивать головой и говорить «ага», «угу», «надо же», «вот это да», «забавно». Это первый шаг к диалогическому общению.

7. Обесценивающий родитель

Название говорит само за себя. Это человек, который обесценивает то, что имеет. Здесь есть два типа: первый обесценивает самого себя как родителя, второй обесценивает ребенка.

Родитель, обесценивающий себя

Этот родитель живет по принципу «Я плохая мать» или «Я плохой отец». Ему кажется, что он мало делает для ребенка, что остальные родители стараются гораздо больше. При этом, все эти обвинения в свой адрес обычно не обоснованы. Такой родитель не вредит ребенку, по крайней мере видимо. Но он не дает себе спокойно жить, так как постоянно чувствует себя «плохим», «неполноценным», «хуже всех». Нередко родитель испытывает чувство вины и старается его загладить. И тогда ребенок получает еще больше внимания, любви, игрушек.

Родитель, обесценивающий ребенка

Такой родитель ждет от ребенка небывалых высот и все время недоволен тем, какой ребенок сейчас. У обесценивающего родителя слишком высокие требования по отношению к ребенку. Он не радуется успехам ребенка, а только настраивает его на новые достижения. Вместо похвалы обесценивающий родитель скажет: «Научился читать? Все умеют читать. Ты давай-ка теперь в шахматы учить получше играть». Ребенок учится и даже выигрывает школьный чемпионат. Наверно, вы уже догадываетесь, какой будет реакция родителя: «Ну школьный чемпионат не сложно выиграть, ты давай попробуй городской выиграть!». Получивший золотую медаль выпускник вместо поздравлений слышит напутствия для поступления в вуз.

Обесценивающий родитель скуп на похвалу. Ему кажется, похвалой ребенка можно избаловать. Такой родитель осуждающе смотрит на других родителей, которые, по его мнению, «захваливают» своих детей.

Вопросы и рекомендации родителям, обесценивающим себя:
  • Составьте список того, что вы делаете для ребенка, но могли бы не делать (не обязаны делать). Все ли пункты из этого списка осуществляют другие родители?
  • Почему вы это все делаете?
  • Самое главное, что нужно ребенку — это любовь.
Вопросы и рекомендации родителям, обесценивающим ребенка:
  • Что умеет ваш ребенок? Все ли дети такие?
  • Важно не только обозначать перспективы, но и оценивать достигнутое. Это поможет ребенку проявлять инициативу.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Drawlab19 / Shutterstock / Fotodom

стоит ли волноваться, и что делать маме, если ребёнок не разговаривает

Сейчас стало значительно больше детей с нарушениями развития речи. Я сравниваю с 1990-ми, когда начала работать логопедом и, по моим наблюдениям, ситуация резко ухудшилась в начале 2000-х. Возможно, это связано с появлением в нашей жизни интернета или с другими факторами, которые пока неизвестны.

Детей, которые не заговорили в 2 года и даже в 3, так много, что некоторым молодым педиатрам такая ситуация кажется нормой. Врачи говорят о том, что ребёнок имеет право на индивидуальный темп развития и до 5 лет о речи можно не беспокоиться. Но есть одна проблема: в 6 лет заканчивается сензитивный период развития речи. Если начать развивать речь ребёнка только в 5, то можно не успеть воспользоваться этим «окном возможностей».

Когда начинается речевое развитие ребёнка и как оно происходит

Речевое развитие начинается не в год и не в 2, а ещё до рождения. После 21-й недели внутриутробной жизни слуховая система малыша уже реагирует на звуки. Лучше всего в этот период ребёнок слышит голос мамы. Это создаёт фундамент для восприятия родного языка и обучения ему.

Важно, что в это же время развивается и вестибулярная система. Это происходит благодаря движениям, которые совершает мама. Если беременная женщина постоянно лежит, не разговаривает со своим малышом, не поёт ему песенки — это становится фактором риска для его развития после рождения.

Первым тестом на зрелость нервной системы новорождённого является его способность сосать грудное молоко. Это один из предсказателей развития речи.

Для будущего речевого развития важны также навыки общения. С первых недель жизни малыш общается с мамой и другими членами семьи. Сначала в качестве средства общения он использует только крик, сообщая о том, что голоден или испытывает дискомфорт. На крик приходит мама и исправляет ситуацию — так формируется первый диалог между мамой и малышом.

Позже в это диалог добавляются улыбки и протяжные звуки, которые произносит ребёнок, затем лепет. Постепенно крик перестаёт быть главным средством общения.


Первый диалог мамы и малыша начинается с крика. Ребёнок кричит, чтобы сообщить, что голоден или испачкался, и мама приходит, чтобы накормить его или сменить подгузник

Взрослые обычно с удовольствием повторяют за ребёнком всё, что он произносит, и добавляют к этому ласковые слова, удлиняя диалог. Такая игра может продолжаться до 15 минут. Важным этапом обучения речи является игра в «ку-ку», которая нравится большинству младенцев — когда взрослый прячется за пелёнкой и появляется.

К возрасту 12 месяцев лепет начинает постепенно превращаться в слова. Ребёнок может произносить около 10 узнаваемых слов. Это могут быть облегчённые варианты типа «ба-ба» или «бах».  Ещё одно важное приобретение этого возраста — указательный жест. С его помощью малыш обращает внимание окружающих на какой-то интересный для него объект.

К 12 месяцам ребёнок уже владеет всеми доречевыми навыками ведения диалога. Он общается, используя улыбку, звуки, жесты, взгляд, а потом ещё и слова. С помощью этого арсенала малыш может:

  • начать диалог со взрослым;
  • сменить тему;
  • комментировать происходящие события;
  • закончить диалог.

После того как ребёнок начал уверенно ходить, происходит скачок в его речевом развитии. В возрасте примерно от 1,5 до 2 лет стремительно увеличивается словарный запас, а в 2 года малыш уже использует в общении простые фразы типа «мама дай».


Сначала ребёнок использует звуки, жесты и взгляды, чтобы общаться с родителями, а после начинает произносить простые фразы: «Мама,дай!»

В 3 года дети с нормальным развитием речи общаются длинными фразами, задают вопросы, которые начинаются со слов «зачем» и «почему». Запоминают и декламируют стихи.

В этом возрасте речь ребёнка пока ещё отличается от речи взрослого — и это нормально. Он может искажать некоторые звуки речи (фонемы). Есть фонемы, которые появляются в речи рано — это гласные звуки, а также звуки П, Б, М, В, П и др., которые называют звуками раннего онтогенеза.

Позже ребёнок осваивает произношение звуков, требующих более сложных движений языка — например, шипящих. Самыми последними в речи детей, говорящих на русском языке, обычно появляются звуки Л и Р. Однако есть дети, которые рычат уже в два года. Это не означает, что ребёнок осваивает родной язык с опережением.

К возрасту 6-7 лет ребёнок полностью осваивает речь.

Как определить задержку речевого развития

Желательно начать действовать ещё  до того, как специалисты диагностировали у ребёнка задержку речевого развития.

Нервная система малыша может посылать вам сигналы SOS:

  • Младенец слабо сосёт грудь, часто срыгивает.
  • Новорождённый не спит.
  • Слишком тихий ребёнок — никогда не кричит.
  • Не реагирует на громкие звуки.
  • Не реагирует на голос мамы.
  • 1,5–2 месяца — не улыбается, общаясь с мамой и папой.
  • 2–4 месяца — нет гуления (протяжных звуков).
  • 4–5 месяцев — нет лепета (повторяющихся слогов).
  • 12 месяцев — нет указательного жеста и/или не использует для общения слова.
  • 1–1,5 года — нет динамики в речевом развитии, количество слов не увеличивается.
  • 2 года — нет фразовой речи.

Когда стоит начать волноваться

Если ребёнок в 2 года ничего не говорит, то, скорее всего, вы уже услышали много историй о взрослых людях, которые в детстве тоже поздно заговорили, а потом всё у них в жизни было хорошо. Да, такое действительно бывает.

Но вот о чём важно задуматься. Вдруг ваш ребёнок не заговорит ни в три, ни в четыре? Это сейчас встречается очень часто.

Задержка в развитии любых навыков у ребёнка раннего возраста — это признак дисфункций в работе нервной системы. Иногда мозг справляется сам, но иногда и нуждается в помощи. Лучше перестраховаться и действовать.

Самая неудачная стратегия в случае задержки речевого развития — это подождать.

Нужно срочно обратиться к неврологу, если ребёнок в год:

  • не оборачивается, когда вы его зовёте по имени;
  • не смотрит в глаза;
  • не заинтересован в общении с близкими взрослыми;
  • нет указательного жеста.

Почему двухлетний ребёнок не говорит

Нарушения слуха. Первое, что нужно сделать — пойти к аудиологу и провести комплексное обследование слуха с помощью аппаратуры. Возможно, ребёнок плохо слышит.

Комплексное обследование слуха у аудиолога необходимо пройти каждому ребёнку. Это золотой стандарт во всём мире.

Проблемы с артикуляционным аппаратом или его частью. Менее вероятный вариант — что-то не так с языком, губами или другими частями артикуляционного аппарата. Очень редко, но бывает, что ребёнку мешает короткая подъязычная связка (уздечка).

Совершенно точно это не единственная причина, мешающая ребёнку заговорить. Например, если нарушены движения языка, то причина в дисфункциях мозга.

Неврологические причины. Чаще  всего дело в неврологии, но невролог в поликлинике не располагает ни знаниями, ни аппаратурой, чтобы выявить слабые звенья в работе нервной системы малыша — те точки роста, на которые необходимо воздействовать. Поэтому важно пойти к неврологу, который работает в специализированной клинике, занимающейся диагностикой и реабилитацией детей с нарушениями речевого развития.

Генетические причины. Бывают семьи, в которых нарушения речи встречаются из поколения в поколение. Но это совершенно не означает, что нужно сидеть сложа руки. В этом случае ребёнок тем более нуждается в интенсивной помощи для развития речи — в первую очередь неврологической.

Нарушения развития речи могут быть частью других генетических и приобретённых нарушений развития, таких как синдром Дауна, аутизм и другие. Развитие этих детей требует повышенного внимания. Здесь трудно что-то прогнозировать, но многие дети даже с тяжёлыми нарушениями развития осваивают речь.

Мы обсудили биологические причины задержки речевого развития. Однако ребёнок — не только биологическое, но и социальное существо. Он овладевает речью, общаясь с людьми. В первую очередь с мамой и другими членами семьи. Отсюда вытекает ещё одна возможная причина задержки речевого развития.

Недостаток живого общения и избыток гаджетов в жизни ребёнка. В начале статьи я предположила, что интернет может являться причиной увеличения количества неговорящих детей. Особенно мобильный интернет — планшеты и смартфоны создали условия для ухудшения развития детей.

Родители меньше общаются с детьми. Они сами погружены в гаджеты и считают, что занять ребёнка тем же — это нормально и удобно. Дети меньше двигаются из-за злоупотребления гаджетами, а развитие речи тесно связано с развитием моторики (и не только мелкой).

Ребёнок начинает говорить, когда соблюдены следующие условия:

  • Мозг достиг необходимой функциональной зрелости.
  • Ребёнок хочет что-то сообщить окружающим.
  • Окружающие реагируют на инициативу ребёнка и разговаривают с ним.

К возрасту 12 месяцев ребёнок должен столкнуться с ситуацией, когда ему не хватает средств общения, чтобы поделиться с родителями достаточно сложными смыслами. Вот тут и появляется речь.

Родители всегда влияют на развитие речи ребёнка: или поддерживают, или тормозят. Они должны постоянно подстраиваться под изменяющиеся речевые возможности малыша. Любые крайности здесь — это плохо.

Если родители никогда не реагируют на попытки ребёнка общаться, отмахиваются от него и часто дают ему в руки телефон — будет задержка развития речи. Но если они предвосхищают каждое желание малыша пообщаться, то тоже мешают его развитию.


Чтобы помочь ребёнку заговорить, избегайте крайностей. Дайте ему достаточно живого общения, но не нужно предвосхищать желания малыша в этом вопросе

Как помочь ребёнку заговорить

Общение с малышом нужно начать ещё тогда, когда он находится в утробе. Вы увидите, что это настоящий диалог, потому что ребёнок будет реагировать с помощью движений.

С первых дней жизни необходимо читать ребёнку вслух. Отлично подходят для этой цели ритмичные стихи из детских книжек.

Вводите прикорм в возрасте 4–6 месяцев. Мы едим и говорим с помощью одних и тех же органов. Разнообразная по текстуре и вкусу пища развивает чувствительность и управляемость языка и губ.

Пойте ребёнку с рождения. Маленькие дети очень музыкальны.

До двух лет нельзя оставлять ребёнка один на один с гаджетами. Если он смотрит мультфильм — то пусть делает это только вместе с вами. Комментируйте реакции ребёнка и то, что происходит на экране.

Ограничивайте экранное время. Для дошкольника — максимум 30 минут в день.

Разговаривайте с ребёнком больше. Это не означает, что вам нужно непрерывно говорить. Учитывайте его реакцию, делайте паузы, чтобы он мог поучаствовать в диалоге. Даже если ребёнок пока не говорит, он может использовать жесты или звуки.

Развиваем речь дома: карточки для расширения словарного запаса

Используйте больше жестов, общаясь с ребёнком — дай, пока-пока, воздушный поцелуй, нет, дай пять. У детей, которые используют для общения жесты, лучше прогноз речевого развития.

Развивайте самостоятельность у ребёнка. Создавайте условия для того, чтобы он осваивал навыки самообслуживания. Это тоже важно для речевого развития.


Поощряйте самостоятельность ребёнка. Давайте ему посильные задачи, учите заботиться о себе и окружающей среде, и ему будет проще развиваться гармонично

Почему важно подумать о развитии речи ребёнка до 2-летнего возраста

В клинике «Прогноз» мы работаем с детьми с нарушениями развития. Они приезжают к нам из разных городов России и из других стран. Мы проводим диагностику и реабилитацию.

В 90 % случаев диагностика показывает, что нарушена работа тех частей нервной системы, которые формируются ещё во время внутриутробной жизни. Значит, риск нарушений развития можно было выявить уже в 3-4 месяца. Мы умеем это делать, но пациенты обращаются в клинику, когда ребёнку 3-4 года. Сколько времени упущено!

Природа позаботилась о том, чтобы дети росли здоровыми. Они появляются на свет с запасом нервных клеток в мозге и избытком неактивных связей между ними. Это стратегический запас на случай если мозг пострадает из-за инфекций или гипоксии (недостатка кислорода) во время внутриутробной жизни или родов. Такое случается часто.

Эти клетки и связи оказываются востребованными, когда ребёнок взаимодействует со средой, то есть общается и исследует мир. Если они не используются, то к возрасту двух лет мозг начинает от них избавляться. Поэтому важно как можно раньше начать использовать этот стратегический запас.

Коротко о главном

  1. Если ребёнок в 2 года ничего не говорит, это признак задержки речевого развития.
  2. Если двухлетний ребёнок не говорит, частыми причинами могут быть: нарушения слуха, артикуляционного аппарата, неврологические и генетические проблемы, недостаток живого общения, избыток экранного времени и гаджетов.
  3. Бывает, что ребёнок заговорил только в 3 или 4 и больше не сталкивался с речевыми нарушениями. Но это не повод игнорировать проблему сейчас и ждать, пока она уйдёт сама — ведь к 3-4 годам она может не только не решиться, но и усугубиться.
  4. Позаботиться о речевом развитии ребёнка нужно ещё до 2-летнего возраста. И лучший способ это сделать — создать условия, в которых он сможет достаточно общаться и свободно исследовать мир.
  5. Риск нарушений речевого развития можно выявить, когда малышу всего 3-4 месяца, с помощью диагностики в современных клиниках.

Автор: Виктория Ефимова, психофизиолог, логопед, доктор психологических наук, руководитель клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз» в Санкт-Петербурге

Фото Екатерины Швидченко, Ирины Антоновой и Юлии Воробьёвой

Редактор: Камила Кленовиц

Ещё статьи о развитии речи малышей:

До года

С 1 до 3 лет

Про билингвизм

Техники и приёмы по развитию речи

Когда дети говорят мама? — Wee Talkers

Мама, не ты одна это гуглишь! Один из самых частых вопросов, которые нам задают: «Когда мой ребенок скажет «мама»?!» «Помощь! Ооооо, а можно мне заставить своего малыша говорить «мама»? И потому что мы сами хорошо знаем это отчаяние («Пожалуйста, просто скажи «мама!» Я посвящаю тебе свою жизнь и люблю тебя всем своим существом, почему ты говоришь мяч или гав , а не мама ?!), мы хотим помочь!

Продолжайте читать, чтобы узнать, почему ваш малыш, когда младенец, обычно произносит такие слова, как «мама», почему ваш ребенок может еще не говорить «мама» и как мягко побудить его , наконец, произнести новое имя, которое вы -Так горжусь тем, что есть.

Когда дети обычно говорят «мама»?

Первое, на что следует обратить внимание, это достаточно ли взрослый ребенок и готов ли он в своем развитии сказать «мама». Младенцы обычно произносят такие слова, как «мама» или «папа», к 12 месяцам, поэтому, если они еще не совсем взрослые, возможно, вам просто нужно подождать еще немного.

Как только вашему ребенку исполнится 12 месяцев, постарайтесь проявить к нему терпение и будьте уверены, что как только ваш ребенок сможет говорить, он будет говорить . Младенцы и малыши не держат нас без причины. Но если они еще мало говорят, это может быть связано с их набором звуков речи. Это также может быть связано с тем, что базовые навыки, необходимые для разговора, еще не полностью развиты.

Что делать, если ваш ребенок не говорит «мама»

Первое, что мы просим вас сделать, это поддерживать низкое давление! Мы всегда хотим, чтобы общение было легким и веселым! Если ваш малыш чувствует давление, которое часто исходит из благонамеренного, глубокого желания услышать, как ваш малыш говорит «мама», это обычно имеет противоположный эффект. Им свойственно отключаться.

Попытка воздействовать на «маму» веселыми и игривыми способами, которые мы описали ниже. Они будут более мотивирующими для вашего ребенка! И помните, что маленьким детям нужно много повторений, и что все повторения, которые вы делаете с ними, действительно окупаются. Так что продолжайте в том же духе и избегайте искушения превратить ситуацию в ситуацию высокого давления.


Работа над звуком «М»

Если ваш ребенок еще не говорит «мама», но вы уверены, что он готов, обратите внимание на его лепет и когда он просто играет со своим голос. Вы слышите, как они время от времени издают звук /м/? Если это так, перейдите к шагу № 2.

Если нет, или если оно встречается редко, слово «мама» им будет труднее произносить, пока они его не выучат. Начните играть со звуком /м/ во время еды или с воображаемой едой во время игры, преувеличивая, говоря «Ммммм!» когда вы едите что-то. Помните, что нет давления, просто моделируйте звук и привлекайте внимание к своему рту. Это помогает быть одушевленным, когда вы это делаете!

Вы также можете поработать над звуком /m/, вовлекая ребенка в игру с зеркалом, пока вы моделируете его. Просто помните, что нужно быть глупым, веселиться, не напрягаться.


Создайте возможности, чтобы сказать «мама»

Вот два забавных, ненавязчивых способа потренироваться говорить «мама» с вашим ребенком:

#1 Играйте в прятки . Но вместо «Буу» скажи «Мама!»

#2 Сыграйте в очень простую версию игры в прятки . (Вам понадобится еще один человек, чтобы помочь вашему малышу с этим.) Пока вы прячетесь, попросите другого человека сказать: « Мамаааа! Где ты?! Мааама! ” Моделирование таким певучим голосом полезно для вашего малыша и дает вам массу интересных возможностей для практики.


Сделать фотокнигу

Мы любим практиковать имена (включая маму), создавая фотокнигу людей, которые живут в вашем доме. Мы рекомендуем использовать небольшие фотокниги, которые вы можете купить в долларовом магазине, чтобы упростить задачу, потому что это скорее игрушка, чем подарок на память.

Когда вы «читаете» фотокнигу со своим малышом и попадаете на страницу с вашей фотографией, скажите «Мама» и поднесите фото к лицу. Таким образом, вы привлекаете внимание к своему рту, что позволяет вам подражать и говорить: «Мама! Это Мама!» преувеличенно. А если кто-то еще читает вашему малышу, он может сказать: «Это мама! Привет, мама!»

Если вы будете держать давление на низком уровне и будете моделировать, моделировать, моделировать, вы — и они! — отлично справитесь!

Знакомство с языком жестов

Нам нравится учить младенцев и малышей базовому языку жестов. Представьте знак для мамы и смоделируйте его несколько раз. Вы можете попробовать это с идеями, которые мы упомянули выше, такими как фотокнига. Когда вы указываете на маму, вам нужно использовать как знак, так и произнесенное слово, когда вы говорите «мама!» Подробнее о языке жестов читайте здесь.

Давайте обсудим слова!

Мы создали множество бесплатных ресурсов, которые научат вас, как заставить вашего ребенка говорить и больше общаться дома. Если вы найдете эти советы полезными, мы знаем, что они вам тоже понравятся!


Комплект для новорожденных (0–12 месяцев)

Если у вас есть малыш в возрасте от 0 до 12 месяцев, возьмите комплект для малышей! Просто нажмите на ссылку ниже, оставьте свой адрес электронной почты, и мы вышлем вам рассказы о вехах, наш бесплатный подарок «Все о первых словах» и видео с детской песенкой!


Вехи развития речи малышей (13–30 месяцев)

Если у вас есть малыш в возрасте 13 месяцев и старше, наш контрольный список основных этапов развития речи для малышей предназначен для вас. Это даст вам мгновенное представление о том, какие навыки у вашего малыша уже отработаны, над какими навыками он работает и что будет дальше!

Когда дети говорят «мама» и «папа»?

Ваш драгоценный комочек радости скоро произнесет свои первые слова и позовет вас.

Подтверждено исследованиями

MomJunction считает, что предоставляет вам достоверную информацию, подкрепленную исследованиями. В соответствии с нашими строгими требованиями редакционной политики мы основываем наши статьи о здоровье на ссылках (цитатах), взятых с авторитетных сайтов, международных журналов и научных исследований. Однако, если вы обнаружите какие-либо несоответствия, не стесняйтесь писать нам.

Изображение: Shutterstock

Услышать, как ребенок произносит свое первое слово, — самый радостный момент в жизни родителей. Родители также могут задаться вопросом, когда дети говорят «мама» и «папа». Это веха, которую ожидает большинство родителей.

Обучение разговору — это постепенный процесс, который начинается с базовых навыков общения, таких как бульканье и воркование . Большинство детей могут делать это к трем месяцам (1). Однако каждый ребенок уникален и растет в своем собственном темпе. Таким образом, сроки, когда они произносят «мама» или «папа», могут различаться.

Читайте дальше, чтобы узнать, когда дети говорят «мама» и «папа», и несколько советов, как побудить вашего ребенка произносить эти очаровательные слова.

В каком возрасте дети говорят «мама» и «папа»?

Изображение: IStock

Младенцы обычно говорят «мама» и «папа» в возрасте девяти месяцев (2). Это средний возраст для достижения вехи, и это не означает, что все дети говорят эти слова в девять месяцев. Некоторые младенцы могут сказать это раньше, в то время как некоторым может потребоваться несколько дополнительных месяцев, чтобы произнести эти очаровательные слова.

«Мама» или «папа»: что первично?

 

Не существует фиксированной тенденции или правила относительно того, скажет ли ребенок первым «мама» или «папа», хотя обычно он может сначала сказать «мама». Младенцу обычно легче произносить согласный звук «М», и он может использовать звук «Ммм» во время бульканья в возрасте шести месяцев (1). Они также могут произносить гласные звуки, такие как «Ах» и «Эх».

К девяти месяцам ребенок учится объединять звук «Ммм» с гласным звуком «А», чтобы получилось «Мама». Некоторые младенцы также объединяют гласный звук «А» со звуком «Д», чтобы сказать «Дада».

По мере улучшения речевых навыков и укрепления рото-лицевых мышц они лучше произносят различные согласные звуки . Таким образом, большинство младенцев уже к 12 месяцам могут говорить и «мама», и «папа».

Связанный: 16 важных вех развития в первый год жизни ребенка

Имеют ли дети в виду это, когда говорят «мама» и «папа»?

 

Изображение: Shutterstock

Большинство детей могут понимать значение слов и правильно соотносить слова «мама» и «папа» с нужным родителем в возрасте 12 месяцев (3). Некоторые младенцы младшего возраста могут понимать значение слов, то есть они узнают, что эти слова используются для обозначения основных опекунов — родителей. Тем не менее, дети младшего возраста нередко используют эти слова взаимозаменяемо для обозначения родителя или кого-либо еще.

По мере того как когнитивное развитие ребенка прогрессирует, он лучше понимает существительные и может запоминать имена. Годовалый ребенок может даже указать на нужный предмет или человека, когда его называют (4). Поэтому обычно к 12 месяцам малыши говорят «мама» и «папа» с правильным пониманием их значения (5).

Связанный: Развитие ребенка по месяцам

Советы, как заставить детей говорить «мама» и «папа»

Каждый ребенок индивидуален и может достичь вехи в несколько разном возрасте. Тем не менее, вы можете попробовать различные занятия и упражнения, чтобы помочь ребенку достичь этого этапа развития речи. Ниже приведены некоторые методы улучшения языковых и коммуникативных навыков ребенка, которые помогут ему постепенно говорить «мама» и «папа» (1).

  1. Научите называть предметы и людей: Один из лучших способов научить вашего ребенка именам и другим именам собственным, указывая на предмет и называя его. Играя с малышом, укажите на игрушку и произнесите ее название. Когда ваш питомец проходит мимо, обращайтесь к нему по имени. По мере того, как ребенок становится старше, вы можете использовать слова для обозначения родителя, произнося такие предложения, как «Где папа?» и «Смотри, это мама». Ребенок научится ассоциировать этот звук с этим человеком и постепенно поймет, что он используется для обозначения этого человека.

Быстрый совет

Поставьте ребенка перед зеркалом и посмотрите, как ему нравится говорить, смеяться и болтать. Это вызовет интерес у ребенка и вдохновит его на новые слова.

Изображение: IStock

  1. Почитайте малышу: Сядьте рядом с малышом, положите детскую книжку и читайте ее вслух. Обязательно указывайте на разные картинки и называйте их. В следующий раз, когда вы будете читать ту же книгу, укажите на картинку и попросите ребенка назвать ее. Это занятие помогает ребенку выучить и запомнить названия различных предметов или предметов, закладывая основу для использования таких слов, как «мама» и «папа».
  1. Фотоальбом «Мама» и «Папа»: Сделать альбом с фотографиями мамы и папы. Сядьте рядом с ребенком и скажите «мама» и «папа», указывая на картинки. Вы также можете подбодрить ребенка, спросив: «Кто это?» указывая на картинку.
  1. Игра в прятки: Это одна из лучших игр для улучшения речи и языковых навыков ребенка. Пусть мать сидит с ребенком, пока отец прячется за занавеской. Подскажите ребенку, спросив: «Кто это за занавеской?». Предложите малышу ответить на него. Вы можете задавать вопросы, например, «Это дадаизм?». Пусть отец отдернет занавеску и воскликнет: «Это Дада!». Регулярно играйте в прятки, чтобы постепенно улучшать навыки малыша.

Изображение: Shutterstock

  1. Пойте песенки и потешки: Детские стишки и песенки помогают младенцам и малышам тренировать свои языковые навыки. Музыкальный характер стишков и песен также может облегчить малышу запоминание новых слов и понимание их значения . Вы можете выбрать из множества классических детских песенок или создать свои собственные песни, в тексте которых есть слова «мама» и «папа».

Знаете ли вы?

Привычный для родителей стиль речи, при котором простые слова и преувеличенные звуки используются для того, чтобы зацепить мозг ребенка в социальном плане, известен как парентский (7)

  1. Разговаривать: возрасте шести месяцев. К восьми-девяти месяцам они могут даже реагировать на свое имя (6). Используйте это достижение, чтобы учить слова и существительные посредством разговоров. Задавайте вопросы ребенку и ждите, пока он ответит. Реагируйте на их ответ, даже если он воркует и булькает. Когда ребенок замечает ответы, он с большей вероятностью начнет разговор со своими родителями.
  1. Похвалите достижения: Цените и хвалите своего малыша, когда он научится правильно использовать слова «мама» и «папа». Отвечайте быстро и позитивно каждый раз, когда они называют вас «мама» или когда они называют своего отца «папой». Постоянная похвала словами и объятиями — отличный способ укрепить речевые и языковые навыки у младенцев.

Изображение: IStock

Помните, что каждый ребенок индивидуален, и вполне нормально, что ребенок достигает определенных результатов в другом возрасте, чем его сверстники. По данным Центров США по контролю и профилактике заболеваний, обратитесь к врачу, если ваш ребенок не произносит ни одного слова в возрасте 12 месяцев (1). В зависимости от основной причины задержки речи врач может направить вас к детскому логопеду.

Родители часто недоумевают, когда дети говорят «мама» и «папа». Обычно это варьируется от одного ребенка к другому, поскольку скорость развития каждого ребенка различна. Тем не менее, вы можете ожидать, что они произнесут свои первые слова к тому времени, когда им исполнится около четырех месяцев. Вы должны продолжать разговаривать с ребенком и петь ему песни или стихи, чтобы помочь ему понять слова и мотивировать его говорить. Но если к годовалому возрасту ваш малыш не произносит слов и не издает звуков, рекомендуется обратиться к врачу или логопеду.

Связанные: Вехи, физическое развитие и рост 7-месячного ребенка

Основные указания

  • Младенцы обычно начинают произносить слова к тому времени, когда им исполняется три-четыре месяца.
  • Продолжительность может варьироваться от одного ребенка к другому, в зависимости от их развития.
  • В большинстве случаев дети сначала говорят «мама»!

Ссылки:

Статьи MomJunction написаны на основе анализа исследовательских работ авторов-экспертов и учреждений. Наши ссылки состоят из ресурсов, установленных властями в соответствующих областях. Вы можете узнать больше о достоверности информации, которую мы представляем в нашей редакционной политике.

1. Основные моменты; CDC
2. Важные вехи: Ваш ребенок к девяти месяцам; CDC
3. Речевые и языковые этапы, от рождения до 1 года; University of Michigan
4. Важные вехи: Ваш ребенок до года; CDC
5.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>