Сколько слов в год должен говорить ребенок
Турганова Елена
Опубликовано: 16.01.2023
Время чтения:
309
Ребенок никому ничего не должен.
Есть ориентировочные нормы. Несоответствие им по какому-то одному параметру, не дают права считать ребенка отстающим в развитии. И наоборот, игнорирование параметра на фоне других, имеющих место быть признаков отставания, недопустимо.
Основные линии развития детей первого года жизни
- Зрительные ориентировочные реакции
- Слуховые ориентировочные реакции
- Эмоции
- Движения общие
- Движения руки и действия с предметами
- Подготовительные этапы активной речи
- Понимание речи
- Навыки и умения в процессах
Оценить их можно следующим образом:
- соответствует возрасту
- отставание (ретардация)
- ускорение (акселерация)
Развитие речи
Речь – это высшая психическая функция, интегрирующая многие функциональные системы.
Формирование идет по мере созревания соответствующих областей головного мозга.
Доречевой период – дословесная система коммуникации
- 0 – 3 мес. – эмоционально-выразительные реакции
- 3 – 6 мес. – голосовые реакции (гуление и лепет)
- 6 – 10 мес. – активный лепет, начало понимания речи
- 10 – 12 мес. – появление первых слов
Возраст | Речевые навыки | Понимание |
---|---|---|
<b>1й мес.</b> | Крик, кряхтение | Реагирует на звуки и речь взрослых |
<b>1-3 мес.</b> | Звуковое и слуховое сосредоточение «комплекс оживления» гуление | * |
<b>3-6 мес. </b> | Активное гуление появление звуков с гласными («ба», «па») переход от гуления к лепету | * |
<b>6 мес.</b> | Произносит отдельные слоги | * |
<b>7 мес.</b> | Лепет. Повторно произносит слоги | На вопрос «где?» находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу |
<b>8 мес.</b> | Громко, четко и повторно произносит слоги. | Находит 2–3 предмета, выполняет разученные ранее действия, например, «ладушки», «дай ручку» |
<b>9 мес.</b> | Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете | Находит предмет, независимо от его местонахождения. Знает свое имя |
<b>10 мес.</b> | Повторяет за взрослыми новые слоги | По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, выполняет разученные действия и движения |
<b>11 мес.</b> | Произносит первые упрощенные слова «кис–кис», «ав–ав» | Первые обобщения: куклы, кубики, мячи |
<b>12 мес.</b> | Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова | Понимает без показа названия нескольких предметов, понимает слово нельзя, выполняет отдельные поручения |
Становление активной речи
- 1 – 2 года – элементарная фразовая речь
- 2 – 3 года – простые грамматические конструкции, словотворчество
Речевой период
- 3 – 7 лет – пересказ, абстрактная речь, развитие навыка слухового контроля
Период письменной речи
- 7 – 17 лет – звуковой анализ и овладение правилами построения речи
Составляющие речи
- Восприятие звуков (речевой гнозис, импрессивная речь)
- Воспроизведение звуков (экспрессивная речь)
Речь – способ общения (коммуникации).
Речь – не только слова, но и их понимание.
Коммуникативное поведение
Это сложный процесс взаимодействия индивида с социумом, реализующийся с помощью не только речи, но и целого арсенала естественных невербальных компонентов общения:
- фиксирование взгляда на лице говорящего
- эмоциональные реакции на речь говорящего
- мимика
- жестикуляция
- вокализация
Итоги первого года
Таким образом, на первом году важно формирование импрессивной речи, развитие понимания речи окружающих взрослых.
На этапе доречевого периода ведущими являются аспекты социально-коммуникативного поведения и компоненты невербального (бессловесного) общения.
К концу первого года важно не только, сколько слов говорит малыш, но и то, как он умеет понимать и коммуницировать.
Основные события доречевого периода:
- реагирует на своё имя
- понимает простые инструкции (5-10): «принеси то-то», «дай что-то», «покажи, где» и пр.
- отвечает мимикой и жестами: кивание, отрицание, пожимание плечами и пр.
- формирует лепетные цепочки: ба-ба-ба, па-па-па и пр.
- различает интонации
- понимает обращенную речь: «нельзя», «стой», «иди» и пр.
- эмоционально реагирует на картинки и речь взрослого
- обращает внимание на лицо говорящего
- узнает знакомые предметы и лица на иллюстрациях и фотографиях
Что влияет на развитие речи
Соматическое здоровье: состояние слухового аппарата и ЦНС. Может быть обусловлено наследственными или внешними причинами. Из факторов питания стоит обратить внимание на важные нутриенты, являющимися основным строительным материалом для клеток головного мозга: докозагескаеновая кислота (омега-3), таурин, фосфолипиды, лецитин, сфингомиелины.
Двигательная активность и моторные навыки. Есть четкая связь между недостатком двигательной активности ребенка и замедлением формирования моторных речевых навыков.
Сенсорный опыт или его отсутствие. Разнообразие зрительных, звуковых, тактильных, обонятельных, вкусовых стимулов расширяет диапазон чувственного восприятия. Чем шире развита нейронная сеть и больше нейронных связей между клетками головного мозга, тем легче формируются различные навыки.
Окружение малыша – ключевой фактор развития. То, насколько малыш погружен в обещание и задействован в коммуникации между членами семьи, формирует и определяет интерес ребенка к речи. С другой стороны важен баланс. Если семья многоязычна, то стимулов для развития слишком много. Это может привести к замешательству и задержке формирования понимания и вербального общения.
Вы – пример для подражания.
Если родители молчаливы, то и ребенок неразговорчив. Малыш – зеркало своей семьи
- Обращайтесь к ребенку эмоционально и словесно как можно чаще.
- Относитесь к малышу как к собеседнику.
- Наблюдайте: что больше нравится, что привлекает внимание, какие цвета предпочитает и т. д.
- Комментируйте всё, что делаете и видите.
- Читайте книги и разные надписи.
- Коммуницируйте с ребенком и вовлекайте в этот процесс других близких взрослых.
- Давайте обратную связь на действия и поступки малыша.
- Вовлекайте ребенка в процесс (умывания, купания, вытирания, одевания и т.п.).
Коммуникация начинается задолго до рождения ребенка. Он начинает слышать и чувствовать, формировать свой первый сенсорный опыт еще внутриутробно. Набор слов и речевое развитие в целом (в год, например) – результат ранее выстроенного общения с Человеком.
Автор статьи
Турганова Елена
Врач-педиатр
Об авторе
Поделиться во Вконтакте Поделиться в Одноклассниках
Содержание статьи
- Основные линии развития детей первого года жизни
- Развитие речи
- Составляющие речи
- Коммуникативное поведение
- Итоги первого года
- Что влияет на развитие речи
Продукты из статьи
Может быть интересно
- Как помочь ребенку заговорить?
- Что должен уметь ребенок в год
- Кризис первого года жизни
Развитие речи к двум годам
Еще вчера Ваш малыш радостно агукал, лежа в кроватке, и хватая себя за большой палец ноги. Сегодня он уже топает за Вами на кухню и, к примеру, просит пить. А как он это делает? Говорит что-то вроде «мама, пи» (мама, пить), «дай моко» (дай молоко) или просто показывает пальцем в нужную сторону и «мычит»? Так или иначе, однажды у любой мамы возникает вопрос «А хорошо ли говорит мой ребенок?» Попробуем разобраться.
До трех лет речевые умения детей проявляются достаточно индивидуально. Вместе с тем, есть определенные закономерности, присущие всем детям. В данной статье собраны основные показатели развития речи к двум годам жизни. Итак, вам не стоит беспокоиться, если:
• малыш понимает, что нарисовано на картинке. Попросите его показать, где едет машина, кто сидит на ветке (только не требуйте точного определения вида/рода/семейства птицы :)), что делает девочка и т.д.
• вышеупомянутые виды/семейства ребенку еще не доступны, но он знает, что любая птица – это птица, кровать – не только та штука, где он спит, но и все остальные похожие на нее предметы и т. д. То есть карапуз – обобщает.
• малыш уже способен облегчать Вам жизнь, выполняя несложные поручения из 2-х частей (типа «солнышко, отнеси чашку на стол и принеси пульт» 🙂 ).
• не менее важно в этом возрасте умение понимать пространственные предлоги (В, НА и др.) Именно это помогает ребенку положить пульт НА стол, а не ПОД него.
• после 1,5 лет дети начинают задавать вопросы «Что это?», «Как это называется?» (пик «возраста почемучек» – к трем годам).
• количество используемых слов разное – от 50 до 500. Причем у девочек это, в основном, существительные, у мальчиков – глаголы. Показательно наличие и у тех, и у других слова «дай».
• Но, сколько бы слов не было, к двум годам ребенок должен говорить фразой, т. е. соединять не менее двух слов. Например, «мама, дай», «би-би бух» (машина упала), «па пи» (папа спит) и т.п.
• глаголы используются в основном в повелительном наклонении (дай, сядь, иди).
• появляется местоимение «Я», а также первое лицо глаголов («я иду», «я сяду» ).
• характерно неправильное произношение большинства звуков родной речи. Причем звук может произноситься то правильно, то неправильно, то совсем пропадать.
• сложные по слоговому составу слова упрощаются (убирается часть слогов, например, «мицаней» вместо «милиционер», «аваим» вместо «аквариум» и т.д.).
• у некоторых малышей может быть слабый и тихий голос.
Итак, самое главное в развитии речи к двум годам жизни – когда ребенок понимает, что говорите ему Вы и использует сам предложения из 2-х или более слов, даже если эти слова – устоявшийся набор звуков.
(Фото Валерия Михалко)
Осядовская Галина
логопед
Обратиться за консультацией к этому специалисту
Статья размещена 4.01.2011
Развитие речи и языка (от 12 до 24 месяцев)
Целью этой страницы является предоставление родителям и опекунам информации и советов, которые помогут развитию речи и языка их ребенка. В брошюре объясняются нормальные этапы раннего развития речи и языка в возрасте от 12 до 24 месяцев. Его цель – помочь вам понять, на каком этапе жизни находится ваш ребенок, и действия, которые вы можете выполнять, чтобы стимулировать и поощрять его дальнейшее развитие.
Мы рекомендуем вам поговорить с логопедом вашего ребенка, если у вас есть какие-либо вопросы или опасения относительно какой-либо из приложенной информации.
Существует ряд этапов, через которые проходят дети по мере развития речи и языковых навыков после первого года обучения. Указанный возраст предназначен только в качестве приблизительного ориентира.
Этап 3 (9-18 месяцев)
Понимание
В дополнение к тому, чтобы слушать первые слова, по-прежнему важно думать о том, как ваш ребенок понимает слова. Например, ребенок начинает понимать некоторые общеупотребительные слова, такие как «мама, папа, мячик, тедди, бисквит», в зависимости от того, какие слова он часто слышит. Имейте в виду, что пониманию языка также поможет слово, встречающееся в контексте. Например, ваш ребенок может проявлять больше понимания, когда язык используется наряду с частыми рутинными действиями, такими как купание.
На этом этапе очень часто ваш ребенок понимает намного больше языка, чем может сказать. По оценкам, в возрасте от одного до двух лет ребенок может понять примерно в пять раз больше слов, чем он может произнести.
Разговор
К концу первого года или началу второго ваш ребенок может начать произносить цепочки звуков, такие как «маба, гана», где второй согласный отличается от первого. Он или она может начать сочетать свой разговор с жестами, такими как указание на то, что он или она хочет, качание головой в знак «нет» или махание рукой «пока-пока».
Он или она может начать пробовать такие слова, как «мама, папа». Вокализации вашего ребенка на этом этапе могут больше походить на настоящий разговор, поскольку звуки более мелодичны и ритмичны и продолжаются дольше. Ваш ребенок также начнет использовать свой голос, чтобы привлечь внимание или предъявить требование.
Возраст, в котором ребенок начинает произносить свои первые слова, сильно различается. Как правило, как только ваш ребенок произносит одно или два слова со значением, он или она может начать использовать эти слова постоянно. Например, изначально собака или любое другое четвероногое животное всегда может быть «гав!».
Этап 4 (начиная с 12 месяцев)
Понимание
Вскоре ваш ребенок сможет понимать ряд отдельных слов и некоторые простые вопросы, сопровождаемые жестами, например, «где папа?», и следовать коротким одношаговым инструкциям, например, «принеси мне своего мишку».
Он или она также разовьет понимание своих повседневных дел и начнет предвосхищать обычные повседневные действия, когда он или она увидит определенные объекты и услышит знакомые слова. Например, время обеда можно узнать по словам «ужин» или «еда, вкуснятина», а также, возможно, по виду ложки, тарелки или бутылки. Ваш ребенок также начнет ассоциировать названия предметов с самим предметом и может принести вам знакомый предмет, например, обувь, из другой комнаты, когда вас об этом попросят.
На этом этапе вашему ребенку будет интересно слушать, как вы называете части тела, например, глаза или живот, и он начнет указывать на них, когда их называют. Он или она, вероятно, будет учить несколько новых слов каждую неделю. Вашему ребенку понравится подпрыгивать, смеяться, пинать, бросать, дергать, отталкивать и показывать пальцем, чтобы сообщить о своих потребностях. Теперь он или она сможет поддерживать интерес к книге или картинкам в течение двух или более минут, если ему поможет взрослый.
Говоря
Теперь у вашего ребенка может быть в среднем три четких слова; например, «мама», «папа» и обычно какое-нибудь знакомое название объекта, например, «машина» или «напиток». Будет полезно, если вы будете повторять слова обратно своему ребенку, чтобы дать четкую модель и форму этим первым словам. Он или она будет использовать лепет и сочетание слов. Вместе с использованием интонации все это помогает передать смысл.
Ваш ребенок также начнет более регулярно повторять знакомые слова. Дети любят копировать! Он или она будет много смеяться и кричать, много шуметь и хрюкать. Ему или ей понравится издавать звуки знакомых животных и предметов.
Этап 5 (начиная с 18 месяцев)
Понимание
Поскольку понимание вашего ребенка продолжает быстро развиваться, он или она сможет следовать инструкциям, содержащим два ключевых слова, например, «дай мне ложку и ключ». Он или она также сможет понять некоторые слова-действия, такие как «садись», «иди сюда».
Ваш ребенок будет указывать и жестикулировать, чтобы привлечь ваше внимание к событию или показать, что он хочет. Он или она также начнет указывать на части тела, например, на глаза, нос, волосы, живот, когда его об этом попросят.
Он или она, вероятно, сможет распознавать и идентифицировать наиболее распространенные предметы и изображения обычных предметов, когда они названы. Он или она сможет понимать некоторые сложные предложения и, кажется, понимает значение более длинных предложений.
Разговор
Начиная с 5-го уровня, ваш ребенок сможет очень четко сказать «нет» и «мое»!! Теперь он или она будет использовать примерно от 10 до 20 слов, включая имена людей. Он или она начнет произносить два слова вместе, например, «все ушли» и «папа, пока». Звуки и слова будут скопированы более точно.
Не волнуйтесь, если на этом этапе слова вашего ребенка непонятны. Ваш ребенок теперь будет знать и произносить названия нескольких предметов. Он или она продолжит болтать, но с более значимыми словами.
Он или она может напевать и петь простые мелодии. Ему или ей понравятся детские стишки и особенно «стишки-действия», например, «Колеса в автобусе»; Голова плечи колени и пальцы ног. В возрасте около двух лет ваш ребенок, вероятно, создаст основной словарный запас примерно из одной-двух сотен слов и научится соединять два слова вместе. Важно помнить, что дети на этом этапе часто нечетко произносят слова, и это совершенно нормально. Если это не проходит, вам следует сообщить об этом врачу вашего ребенка или логопеду.
Второй год: что ты умеешь
Прослушивание звуков
Продолжайте знакомить ребенка с новыми звуками и всегда говорите и показывайте ему или ей, что издает звук, например, «это звонит дверной звонок». Познакомьте ребенка с символическими звуками, то есть звуками со значением, например, «о-о», когда вы что-то уронили, и звуками животных, например, «мяу», когда он или она видит настоящую кошку или ее изображение.
По очереди
Поиграйте в отдачу и получение, когда ваш ребенок начнет понимать ваши просьбы и следовать инструкциям, например, «дай мне машину». Играйте в игры, в которых можно по очереди, например, катать друг другу мяч.
Изучение новых слов
Помогите своему ребенку выучить описательные слова , сказав: «Разве твое мороженое не холодное?». . .» или «Хочешь еще спагетти?» Используйте новый опыт, чтобы познакомить ребенка с новыми словами, например, посещение детской площадки (цветы, песок, качели). Сейчас самое время ввести такие слова, как «вверх», «вниз», например, «Вы спускаетесь с горки!»
Учимся классифицировать слова, которые сочетаются друг с другом
Во время игры, например, назовите и покажите ребенку знакомые игрушки – например, машинку, мяч, плюшевого – и произнесите слово «игрушки». Еще одна хорошая возможность – время приема пищи, когда вы можете познакомить ребенка с категорией «еда».
Дайте вашему ребенку как можно больше возможностей использовать слова, которые он выучил. Например, держите его или ее любимую игрушку вне досягаемости, но там, где он или она может ее видеть, и поощряйте его или ее «попросить» плюшевого мишку, прежде чем вы принесете его. Отвечайте и вознаграждайте усилия вашего ребенка говорить, даже если его или ее речь неясна или если он или она произносит слово неправильно.
Если ваш ребенок смотрит на свою тарелку и говорит «гетти», вы можете сказать: «Хочешь еще спагетти?». Дети второго года часто неразборчиво произносят слова. Однако постоянная проблема может потребовать вмешательства логопеда.
Играть
Дайте ребенку вещи, которые он может ощупать и посмотреть, например, детское зеркальце или мягкие мягкие игрушки, а также предметы, которые можно держать, трясти и стучать, например колокольчики и кубики.
Поощряйте его или ее следить за игрушками глазами — например, пускать пузыри/воздушные шары перед ним или использовать пальчиковые куклы. Вы также можете поиграть с ребенком в игры, в которые нужно прятаться: пусть кусок ткани или платок упадет вам на голову или накроет игрушку и предложите ребенку снять ее. Поиграйте с ребенком в «притворные» игры, например, приготовьте воображаемые чашки чая. Вы также можете развлекаться, кормя плюшевых мишек или кукол и укладывая их спать.
Глядя на книги
Продолжайте поощрять вашего ребенка смотреть на книги. Когда вы просматриваете книгу, назовите и укажите на знакомое изображение предмета в книге, а затем попросите ребенка указать на него или сказать «где мишка?»
Потешки и песенки
Слушайте детские стишки или песенки со своим ребенком или смотрите его или ее любимые видео вместе с ним или с ней. Вы также можете спеть ему или ей любимые детские песенки вашего ребенка. Выполняйте действия, когда поете слова, например: «Колеса в автобусе крутятся и крутятся». Когда песни и слова станут знакомы вашему ребенку, предложите ему или ей вставить звуки, действия или слова, которые идут в конце строки, например, «Голова и плечи, колени и ____»
Самое главное, весело проводите время со своим ребенком!
Составитель:
Департамент речи и языка в сотрудничестве с Информационной группой по делам детей и семьи
Дата последней проверки:
Сентябрь 2016 г.
Ссылка:
2016F0554
Возрастов и стадий
Возраст и этапы- Дом
- Тема для разговора
- Родители
- Возрасты и этапы
Возраст и стадии
Наш путеводитель по типичным стадиям развития речи и языка у младенцев, детей и подростков.
Дети развивают речь и понимание слов с разной скоростью. Однако знание того, что является типичным, может помочь вам выявить речевые и языковые проблемы на ранней стадии. Вы также можете узнать, как помочь ребенку научиться говорить и понимать слова.
0-6 месяцев
Это руководство поможет детям научиться говорить и понимать слова в возрасте от 0 до 6 месяцев.Дети развивают навыки с разной скоростью, но к 6 месяцам дети обычно:
- Повернуться на звук, когда его услышат
- Вздрагивать от громких звуков
- Следите за своим лицом, когда разговариваете с ними
- Узнай свой голос
- Улыбайтесь и смейтесь, когда другие улыбаются и смеются
- Издавать про себя звуки, такие как воркование, бульканье и лепет
- Издавайте звуки, такие как воркование или визг, чтобы привлечь ваше внимание
- Разные крики для разных нужд. Например, один плачет от голода, другой, когда устал.
Как поддержать своего ребенка
На этом этапе вы можете поощрить своего ребенка многими способами:
- Копируйте звуки, которые издает ваш ребенок. Это будет способствовать большему шуму и станет началом очередности и разговоров.
- Держите ребенка возле своего лица, когда разговариваете с ним, чтобы он вас хорошо видел.
- Поговорите со своим ребенком о том, что вы делаете. Это поможет им начать учить слова.
- Разговаривайте с малышом нараспев. Это будет поддерживать их интерес к тому, что вы говорите.
- Каждый день уделяйте своему ребенку особое время, чтобы поиграть с игрушками и книжками с картинками.
На что обратить внимание
Речевые и языковые навыки развиваются с самого раннего возраста. Однако некоторые дети не развивают в раннем возрасте необходимые им навыки.
Их очень трудно заметить с раннего возраста. Вот четыре примера, которые могут вызвать беспокойство в возрасте 6 месяцев:
- Если ребенка не пугают громкие звуки
- Если ребенок не смотрит в глаза при разговоре с ним
- Если ребенок не улыбается в ответ тому, кто улыбается ему
- Если ребенок не смотрит с интересом в лицо говорящего.
6-12 месяцев
Дети развивают навыки с разной скоростью, но к первому году дети обычно:
На этом этапе вы можете поощрить ребенка разными способами:
- Издавайте различные звуки, чтобы заинтересовать вашего ребенка. Это может быть изменение звука вашего голоса или такие вещи, как погремушка или пищащая игрушка.
- Указание на звуки поможет вашему ребенку развить навыки слушания. Это также поможет развить их осведомленность об окружающем мире.
- Поощряйте ребенка смотреть на вас во время занятий. Это может быть одевание, кормление или смена подгузников. Это поможет вашему ребенку улучшить внимание, речь и языковые навыки.
- Говорите о повседневных делах, таких как одевание, прием пищи и купание.
- Подражайте ребенку, когда он болтает. Это очень хороший способ показать, как нужно чередоваться в общении. Это побудит их издавать еще больше звуков.
- Используйте действия со словами. Попробуйте помахать, когда говорите «до свидания», или взять чашку, когда говорите «пей». Это поможет вашему ребенку связать то, что он видит и делает, со словами, которые ему нужны.
- Пойте песни в жанре боевика и играйте в такие игры, как «ку-а-ку», чтобы развивать навыки речи, языка и внимания.
- Каждый день уделяйте своему ребенку особое время, чтобы поиграть с игрушками и книжками с картинками.
На что обратить внимание
Речевые и языковые навыки развиваются с самого раннего возраста. Однако некоторые дети не развивают в раннем возрасте необходимые им навыки.
Это может быть очень трудно заметить с раннего возраста. Тем не менее, вам следует поговорить с врачом общей практики или патронажной медсестрой, если ваш ребенок не:
- Реагирует на шум к 9 месяцам
- Укажите на вещи, которые им интересны, к одному году
Постарайтесь привлечь ваше внимание шумом к одному году. Это может быть через зрительный контакт, выражение лица или протягивание рук.
12-18 месяцев
Дети развивают навыки с разной скоростью, но к 18 месяцам дети, как правило, будут:
- Нравится слушать музыку и петь, а иногда двигать своим телом, чтобы «танцевать» под музыку.
- Наслаждайтесь просмотром простых книжек с картинками вместе со взрослыми.
- Понимают гораздо больше слов, чем могут произнести, включая названия предметов повседневного обихода, таких как мебель, одежда и части тела.
- Поймите некоторые простые вопросы и инструкции, такие как «где мишка?» и «поцелуй маму».
- Скажите до 20 отдельных слов (например, «чашка», «папа», «собака»), чтобы спросить о чем-то или прокомментировать увиденное, даже если они еще не очень понятны.
- Во время игры они много болтают и используют отдельные слова, часто звучащие так, как будто они говорят предложениями, даже если они не всегда произносят настоящие слова.
- Копируют многие действия взрослых, например, приветствие или прощание.
- Наслаждайтесь простой притворной игрой, например, напоите Долли или притворитесь, что разговариваете по телефону.
Как поддержать своего ребенка
На этом этапе вы можете поощрить своего ребенка многими способами:
- Смотрите на своего ребенка, когда разговариваете с ним. Это легче сделать, если вы находитесь на одном уровне, поэтому опуститесь на уровень их глаз или поднимите их к своим.
- Говорите с ребенком короткими простыми предложениями. Это помогает им понять, что вы говорите, а также дает им больше шансов скопировать слово или два, когда они будут готовы.
- Расскажите о том, что ваш ребенок смотрит или делает. Следуйте их примеру, когда играете с ними, и говорите о том, что их интересует.
- Часто повторяйте слова – детям нужно услышать слова много раз, прежде чем они запомнят их и произнесут.
- Чаще разговаривайте с ребенком во время повседневных дел, таких как прием пищи и купание.
- Повторяйте то, что, по вашему мнению, имеет в виду ваш ребенок, когда у него нет слов. Например, если ваш ребенок указывает на коробку из-под печенья и бормочет что-то, вы можете сказать: «Бисквит? Хочешь печенье?».
- Предложите ребенку выбор между двумя вещами, чтобы стимулировать разговор. Например, вместо того, чтобы говорить: «Что ты хочешь выпить?», можно сказать: «Ты хочешь молока или сока?», поставив перед ними оба варианта выбора.
На что обратить внимание
Несмотря на то, что все дети развиваются по-разному, стоит обратиться за советом к специалисту, если ваш ребенок не:
- Болтовня в возрасте 12–15 месяцев
- Произнести свои первые слова к 18 месяцам
- Кажется, что вы понимаете часть того, что вы им говорите, к 18 месяцам
18-24 месяца
Это руководство о том, как дети развивают речь и понимание слов в возрасте от 18 до 24 месяцев.
На этом этапе дети пробуют новое и активнее исследуют окружающий мир. Они часто выбирают свои собственные занятия, и им может не всегда нравиться, когда им говорят, что делать.
Дети развивают навыки с разной скоростью, но к 2 годам дети обычно:
- Дольше концентрируются на деятельности, например, на игре с любимой игрушкой
- Сядьте и послушайте простые истории с картинками
- Понимать от 200 до 500 слов
- Понимать более простые вопросы и инструкции. Например, «где твоя обувь?» и «покажи мне свой нос».
- Много копировать звуки и слова
- Используйте 50 или более отдельных слов. Они также станут более узнаваемыми для других.
- Начните составлять короткие предложения из 2–3 слов, например, «еще сока» или «пока, няня».
- Наслаждайтесь притворной игрой со своими игрушками, такими как тележка для кормления
- Используют в своих словах более ограниченное количество звуков, чем взрослые – часто это звуки р, б, т, д, м и ш. На этом этапе дети также часто пропускают окончания слов. Обычно их можно понять примерно в половине случаев.
Как поддержать своего ребенка
На этом этапе вы можете поощрить детей разными способами:
- Говорите о повседневных делах, например, о том, как убрать покупки. Это помогает детям связать язык с окружающим миром. Не забывайте оставлять небольшие промежутки или паузы, чтобы ваш ребенок мог ответить.
- Используйте предметы и жесты, чтобы помочь им понять инструкции и вопросы. Также полезно дать ребенку два-три варианта, например: «Тебе нужен мишка или машинка?», «Это твой нос или твоя нога?»
- Читайте книги вместе. Смотреть на картинки и описывать их так же хорошо, как и читать историю. Книги «Поднимите клапан» также помогают сконцентрироваться.
- Повторяйте и расширяйте сказанное ребенком. Если ребенок говорит «сок», вы можете сказать «больше сока», «сок, пожалуйста» или «сок закончился». Это покажет вашему ребенку, как из слов можно составить короткие предложения.
- Дети усваивают звуки речи постепенно. Лучше сказать ребенку все слово, чем поправлять его. Им также помогает, если они могут видеть ваше лицо, когда вы разговариваете с ними. Это помогает им наблюдать и копировать движения ваших губ.
- Дети могут расстраиваться, когда взрослые их не понимают. Это может привести к истерикам. Поощряйте ребенка использовать жесты или действия с объектами. Постарайтесь набраться терпения и подождите, пока они закончат то, что говорят или пытаются вам показать.
На что обратить внимание
Для некоторых детей развитие речи и языковых навыков может быть очень трудным процессом. Им может понадобиться дополнительная помощь, чтобы развить свои навыки. Вы должны быть обеспокоены, если к 2 годам они:
- Медленное выполнение простых инструкций
- Не произнес 25 узнаваемых слов.
2-3 года
Это пособие о том, как дети развивают речь и понимание слов в возрасте от 2 до 3 лет.
Дети развивают навыки с разной скоростью, но обычно к 3 годам дети:
- Слушают и запоминают простые истории с картинками
- Понимать более длинные инструкции, такие как «заставь мишку прыгать» или «где маминое пальто?»
- Понимать простые вопросы «кто», «что» и «где»
- Используйте до 300 слов
- Соедините 4 или 5 слов, чтобы составить короткие предложения, например, «хочу еще сока» или «он взял мой мячик»
- Задавайте много вопросов. Они захотят узнать название вещей и выучить новые слова
- Используйте слова-действия, такие как «бег» и «падение», а также слова для названий вещей,
- Начните использовать простое множественное число, добавив «s», например, «обувь» или «автомобиль»
- Используйте более широкий диапазон звуков речи. Однако многие дети будут сокращать более длинные слова, например, говоря «нана» вместо «банан». У них также могут возникнуть трудности, когда в слове встречается много звуков, например: они могут сказать «паук» вместо «паук».
- Часто возникают проблемы с произношением более сложных звуков, таких как ш, ч, т и р. Однако люди, которые их знают, в основном могут их понять.
- Теперь больше играйте с другими детьми и делитесь вещами
- Иногда звучит так, как будто они заикаются или заикаются. Обычно они пытаются поделиться своими идеями до того, как их языковые навыки будут готовы. Это совершенно нормально в этом возрасте, просто покажите, что вы слушаете, и дайте ему достаточно времени. Бесполезно привлекать внимание к их «заиканию», говоря что-то вроде «не торопись». Просто постарайтесь набраться терпения и не прерывать их.
Как поддержать ребенка
Есть много вещей, которые вы можете сделать, чтобы поддержать детей на этом этапе:
- Добавляя слова в предложения детей, вы можете показать им, как слова сочетаются друг с другом. Например, если ребенок говорит «кукольные волосы», вы можете сказать «расчешите кукольные волосы» .
- Часто детям нравится помогать. Совместное использование ежедневных заданий дает возможность говорить об объектах и действиях 90 112
- Используйте куклы и картинки, чтобы помочь детям слушать истории. Не бойтесь рассказывать историю более одного раза. Повторение помогает детям понимать и запоминать слова
- Дайте детям правильный пример звуков и слов. Это помогает, если у них возникают проблемы с произношением определенного слова или звука. Если вы поправите их или заставите повторить это, вы можете вызвать у них тревогу. Просто повторяйте то, что они сказали, используя правильные слова и звуки. Со временем они смогут сделать это сами.
На что обратить внимание
Для некоторых детей развитие навыков общения может быть очень трудным. Важно, чтобы родители обратились за консультацией к логопеду, если:
- Ребенок указывает или показывает, что он хочет, а не говорит.
- Они говорят только отдельные слова вместо того, чтобы соединять слова в короткие предложения.
- Они медленно реагируют на ваши указания.
- Они полагаются на то, что им показывают, что делать, а не говорят.
- Вы не можете понять большую часть того, что они говорят.
3-4 года
Дети в возрасте от 3 до 4 лет обычно активно изучают язык и задают много вопросов.
Дети развивают навыки с разной скоростью, но к 4 годам дети обычно:
- Слушают более длинные рассказы и отвечают на вопросы о только что прочитанном сборнике рассказов
- Понимать и часто использовать слова, связанные с цветом, числом и временем, например, «красная» машина, «три пальца» и «вчера/завтра»
- Начать отвечать на вопросы о том, «почему» что-то произошло, хотя это все еще может быть на довольно базовом уровне
- Используйте более длинные предложения и связывайте предложения вместе
- Опишите события, которые уже произошли, даже если их предложения не совсем такие, как у взрослых, например. ‘мы пошли в парк’
- Наслаждайтесь притворной игрой
- Начинают любить простые шутки, даже если они их не понимают
- Задавайте много вопросов, используя такие слова, как «что», «где» и «почему»
- Все еще делают ошибки с временами, например, говорят «бежал» вместо «бежал» и «плавал» вместо «плавал»
- Испытывают трудности с произношением небольшого количества звуков, например р, ш, л, ф, ч, ш, ч и й
- Начните планировать игры с другими.
Как поддержать вашего ребенка
Вы можете сделать много вещей, чтобы поддержать детей на этом этапе:
- Выделите специальное время, чтобы поговорить о прошедшем дне. Разговор о том, что произошло в тот день, поможет их навыкам памяти. Это также поможет им говорить о вещах, которые они не видят, и о том, что произошло в прошлом, что является важным навыком для обучения в школе.
- Везде, где это возможно, используйте изображения, предметы, куклы, актерское мастерство, жесты и мимику. Это поддержит интерес ребенка.
- Говорите или играйте в игры, включающие противоположности, такие как «включение и выключение» или «большое и маленькое»
- Присоединяйтесь к ребенку в притворной игре. Пусть возьмут на себя инициативу. Это поможет их языку и творчеству. Говорите о том, что они говорят и делают, а не задавайте много вопросов. Ваш комментарий помогает их языковым навыкам и показывает, что вы слушаете и заинтересованы.
- Обмен ролями может стать отличным развлечением для ребенка. Пусть они будут «мамочкой» или «учителем». Это помогает им говорить о новых ситуациях
- Играйте и говорите о последовательности цветных кубиков или фигур, чисел и дней недели.
На что обратить внимание
К 3,5 годам ребенок должен быть понят людьми вне семьи. В противном случае родителям следует обратиться за консультацией к логопеду.
Вы должны быть обеспокоены, если:
- Они изо всех сил пытаются превратить идеи в предложения
- Язык, который они используют, беспорядочный и трудный для понимания
- Они не реагируют или медленно следуют инструкциям.
4-5 лет
Это руководство о том, как дети развивают речь и понимание слов в возрасте от 4 до 5 лет.
На этом этапе им нужно больше слушать, понимать и делиться своими идеями в классе. Они будут использовать свои языковые навыки, чтобы научиться читать.
Дети развивают навыки с разной скоростью, но к 5 годам дети обычно:
- Понимают устные инструкции, не отрываясь от того, что они делают, чтобы посмотреть на говорящего
- Выбирайте себе друзей и товарищей по игре
- Общайтесь по очереди в гораздо более длинных разговорах
- Понимать более сложные слова, такие как «первый», «последний», «может быть», «может быть», «выше» и «между»
- Понимать слова, описывающие такие последовательности, как «сначала мы идем в магазин, затем мы поиграем в парке»
- Используйте правильно построенные предложения. Тем не менее, у них все еще могут быть некоторые трудности с грамматикой. Например, говоря «овцы» вместо «овцы» или «пошли» вместо «пошли»
- Больше думайте о значениях слов, например, описывая значение простых слов или спрашивая, что означает новое слово
- Эффективно используйте большинство звуков. Однако у них могут возникнуть трудности с более сложными словами, такими как «каракули» или «слон».
Как поддержать своего ребенка
Вы можете сделать много вещей, чтобы поддержать своего ребенка на этом этапе:
- Очень важно наладить отношения с дошкольным учреждением или школой вашего ребенка. Узнайте, какие темы или песни они изучают. Это может помочь вам поддержать новые слова и идеи, которые изучает ваш ребенок.
- Настольные игры, в которые нужно играть по очереди, помогают им дольше слушать и концентрироваться.
- Поощряйте детей говорить без вопросов. Это может помочь им рассказать больше о своем опыте. Открытые вопросы типа «С чем ты собираешься играть сегодня?» поощрять детей говорить больше, чем «да» и «нет». Если им трудно ответить на такие открытые вопросы, дайте им выбор, например, «автомобили или животные?»
- Хотя дети могут знать много разных слов, важно знакомить их с новыми словами и фразами. Это помогает им продолжать обучение.
- Развлечение со словами и рифмами может помочь детям освоить навыки, необходимые им для чтения и письма
- Детям может потребоваться время, чтобы подумать, прежде чем отвечать на вопросы и инструкции. Дайте им время, не отвечая за них и не заканчивая предложения.
На что обратить внимание
Для некоторых детей научиться говорить и понимать слова может быть очень трудным процессом, и им может потребоваться дополнительная помощь. К 5 годам вы можете заметить следующее:
- Трудности с абстрактными понятиями, такими как размер или время.
- Трудности со сложными предложениями.
- Не имея нужных слов, чтобы сказать то, что они хотят.
- Трудно упорядочивать идеи.
- Пропущено несколько слов. Например, сказать «играет в мяч» вместо «собака играет с мячом».
- Говорить на разные темы в одной и той же группе предложений.
- Использование неправильных звуков, из-за чего их речь трудно понять.
5-7 лет
Это пособие о том, как дети развивают речь и понимание слов в возрасте от 5 до 7 лет.
Часто к 5 или 6 годам дети уже имеют хорошие речевые и языковые навыки. Они лучше используют язык по-разному, например. обсуждение идей или высказывание мнений.
Дети развивают навыки с разной скоростью, но старше 5 лет, как правило, дети:
- Сосредоточены на одном предмете дольше без напоминаний
- Меньше полагайтесь на картинки и предметы, чтобы выучить новые слова
- Использовать свои языковые навыки для обучения чтению, письму и правописанию
- Узнайте, что одно и то же слово может означать две вещи, например, «апельсин» — фрукт и «апельсин» — цвет
- Узнайте, что разные слова могут означать одно и то же, например, «минус» и «убрать»
- Понимать чувства и описательные слова, такие как «осторожно», «медленно» или «умно»
- Используйте язык для различных целей, таких как задавание вопросов или убеждение
- Делитесь и обсуждайте более сложные идеи
- Используйте язык в различных социальных ситуациях.
Как поддержать вашего ребенка
На этом этапе вы можете поощрить детей разными способами:
- Помогите им выучить новые слова, например слова, связанные с положением, временем и размером.
- Найдите время, чтобы рассказать о своем дне
- Дайте ребенку время поговорить с вами
- Задавайте открытые вопросы, например «расскажите, что вам понравилось сегодня».
На что обратить внимание
У ребенка в этом возрасте должны быть хорошо развиты речевые и языковые навыки. Если им трудно говорить, вы можете заметить, что они:
- Им трудно учить и понимать значения слов
- Вам трудно понять язык о вещах в прошлом или будущем
- Пытаться понять фразы, которые могут означать несколько вещей, например, «подтяни носки»
- Ответ только на часть инструкции, обычно начало или конец
- Используйте короткие предложения, часто с пропущенными словами или в неправильном порядке
- Трудно придумывать истории. Это проявляется в письменной работе, а также в разговоре
- Не учатся в школе, но никто не может объяснить почему
- Пытаются завести и сохранить друзей.
7-11 лет
Это пособие о развитии речи и языка у детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Говорить и понимать слова — это постепенный процесс. Дети развивают навыки с разной скоростью, но старше 8 лет, как правило, дети:
- Используют язык, чтобы предсказывать и делать выводы
- Используйте длинные и сложные предложения
- Понимать другие точки зрения и показывать, что они согласны или не согласны
- Понимать сравнительные слова, например. ‘это было раньше, чем вчера’
- Поддерживайте разговор, приводя причины и объясняя выбор
- Заводить разговоры со взрослыми и детьми, которых они не знают
- Понимать и использовать пассивные предложения, в которых порядок слов может сбивать с толку детей младшего возраста, например. «Вор преследуется полицейским».
Как поддержать вашего ребенка
Хорошая коммуникация двусторонняя и требует умения слушать. Чтобы помочь ребенку, вам нужно самому продемонстрировать хорошие навыки слушания. Убедитесь, что у вас есть на это время в течение дня. Возможно, вам придется объяснять слова, которые ребенок еще не знает.
Словарный запас ребенка будет расти. Помогите им понять новые слова, которые они учат, рассказывая об их значении. Убедитесь, что они не боятся спросить, если они не понимают ни слова. Если вы не знаете точного значения слова, поищите его в удобном для детей словаре, таком как Collins Co-Build.
Просто хорошо разговаривая с детьми, вы поддерживаете их язык. Итак, поговорите с ними. Спросите их, как прошел их день в школе и как поживают их друзья. Надеюсь, им не нужно слишком много поощрения, чтобы поговорить. Старайтесь поощрять разговоры, а не просто говорите сами.
На что обратить внимание
На этом этапе у детей должны быть хорошо развиты навыки разговорной речи и понимания слов. Ребенок, у которого проблемы с пониманием слов, может вести себя следующим образом:
- Ему может быть трудно участвовать в групповых беседах. Это потому, что слишком много языка.
- Им может быть трудно придумывать истории. Это проявится в их письменной работе, а также в разговоре.
- Их истории могут быть запутанными, что затрудняет их понимание.
- Им может быть трудно выучить и понять значения слов.
- Им может быть трудно понять язык о вещах в прошлом или будущем.
- Им может быть трудно делать прогнозы.
- Им может быть трудно понять язык, смысл которого не ясно указан, например. когда разговор затрагивает новые понятия или затрагивает людей или предметы, которые не присутствуют и не видны ребенку.
- Возможно, им трудно учиться в школе. Им может быть трудно понять, что они должны делать, даже если им сказали.
11-17 лет
Это пособие о том, как дети развивают речь и понимание слов в возрасте от 11 до 17 лет.
Развитие речи на данном этапе — постепенный процесс. Изменения все же происходят, но их труднее увидеть. Дети должны научиться самостоятельно развивать отношения и участвовать в общественной деятельности.
Чего ожидать в возрасте от 11 до 14 лет
На этом этапе дети будут:
- Использовать более длинные предложения; обычно 7-12 слов и более
- Постройте свои предложения, используя ряд союзов или присоединительных слов, таких как «тем временем», «однако», «за исключением», чтобы они могли передавать сложные идеи
- Уметь использовать сарказм. Знайте, когда другие саркастически относятся к ним
- Уметь хорошо менять тему в разговоре
- Используйте более тонкий и остроумный юмор
- Продемонстрируйте некоторое понимание идиом, таких как «Делайте свои деньги там, где ваш рот!»
- Знайте, что они разговаривают с друзьями не так, как с учителями, и легко приспосабливайтесь к этому
- Понимать и использовать жаргонные термины с друзьями. Они не отстают от быстро меняющихся «уличных разговоров».
Чего ожидать в возрасте от 14 до 17 лет
По мере взросления молодые люди могут:
- Выполнять сложные инструкции
- Знайте, когда они не понимают. Они попросят, чтобы им сказали еще раз или что-то конкретное объяснили
- Легко переключайтесь между разговором в классе и разговором на перемене
- Рассказывать длинные и очень запутанные истории.
Как поддержать своего ребенка
Есть много вещей, которые вы можете сделать, чтобы поощрить молодых людей на этом этапе:
- Поощряйте возможности говорить, не заставляя их чувствовать давление
- Используйте возможности для общения, например во время еды
- Дайте всем возможность рассказать о своем дне, включая вас
- Помогите, объяснив любые слова или фразы, которые они не понимают
- Покажите, что вы заинтересованы, найдя время, чтобы послушать.
На что обратить внимание
На этом этапе у детей должны быть хорошо развиты речевые и языковые навыки. В этом возрасте у ребенка может быть задержка речи, если он:
- Трудно дать конкретный ответ или объяснение
- Им трудно упорядочить свои идеи в правильном порядке
- Лучше понимают индивидуальные инструкции, чем групповые
- Вам трудно понять язык, в котором смысл не указан четко, например. быть в состоянии сделать вывод, что кто-то хочет закрыть окно или включить отопление, когда он говорит: «Здесь немного холодно!»
- Найдите длинные и сложные инструкции, которые трудно понять
- Проблемы с изучением новых слов
- Потребуется много времени, чтобы организовать то, что они собираются сказать или написать
- Воспринимать вещи слишком буквально. Например, «Я вернусь через минуту»
- Им трудно чередоваться в разговоре
- Точно так же разговаривайте с учителями и друзьями.