В каком возрасте дети начинают говорить: в каком возрасте и от чего это зависит

Содержание

Во сколько дети начинают говорить?

25.11.2019

Почти все родители пытаются узнать, во сколько дети начинают говорить и стараются всячески добиться нормативных показателей или даже опередить их. Мамы с папами любят хвастаться первыми словами малыша, его словарным запасом или способностью собирать слова в предложения.

Почитать профильную литературу, ознакомиться с возрастными таблицами, узнать у своего педиатра, во сколько дети начинают говорить предложениями. Мы облегчим эту задачу и дадим возможность сравнить достижения вашего ребенка с тем, что считается нормой. Узнаете, не отстает ли ваш малыш в развитии, как с ним заниматься и на что обратить внимание.

Необходимо учитывать тот факт, что разные родители считают «началом разговора» разные ситуации. Кто-то полагает, что это первое слово «мама», а кто-то ждет, когда малыш скажет свое первое, осмысленное словосочетание. То есть понятие «говорить» слишком расплывчатое и обобщенное, чтобы называть какое-то однозначное число. Поэтому мы пойдем другим путем, более правильным.

Мы расскажем, в каком возрасте и что должен уметь говорить малыш. То есть с каждым годом нормативы меняются, а вместе с ними и ваши цели с ожиданиями.

Давайте начнем с нормы речевого развития однолетнего и двухлетнего ребенка:
  • появляются первые слова, но произношение хромает;
  • использует слова-корни: их от 5 до 10;
  • произносит такие гласные – а, у, и, о;
  • произносит такие согласные – м, п, б, к, д, п, х. То есть желающие узнать, во сколько дети начинают говорить мама, нашли ответ на свой вопрос.
В возрасте двух-трех лет словарный запас увеличивается, и вот чего можно ожидать от своего малыша:
  • пассивный словарный запас быстро увеличивается;
  • активный словарный запас доходит до 200-300 слов;
  • может произносить слова даже из трех слогов, но часто пропускает или не произносит первый или средний слог. Так что с тем, во сколько дети начинают говорить «мама», «папа» мы уже разобрались.

Двигаемся дальше.

В 3-4 года развитие идет семимильными шагами, и малыш уже:
  • активно использует до 1 500 слов;
  • у него начинает формироваться грамматический строй речи;
  • различает настоящее и прошедшее время, а также формы;
  • произносит твердые согласные – в, с, з;
  • осваивает шипящие;
  • периодически употребляет простые предлоги и союзы.
Четырехлетний и пятилетний ребенок уже должен прекрасно общаться с окружающими:
  • о том, во сколько ребенок начинает говорить первые слова, мы уже писали выше, а вот в 4 года он уже использует простые;
  • распространенные предложения;
  • дифференцирует звуки речи;
  • звукопроизношение пока нарушено. Плохо смягчает звуки и пока не может освоить звонкие;
  • употребляет сложные союзы, наречия и местоимения.
Пятилетний и шестилетний ребёнок может еще больше:
  • оценивает свою речь и речь других людей;
  • в его словаре уже около 2 500 слов;
  • иногда могут проскакивать речевые аграмматизмы и попытки выбросить из речи сложные слова;
  • активно учится читать, готовится к школе, описывает события и предметы.

Надеемся, вы поняли, во сколько месяцев дети начинают говорить, и как развиваются речевые способности ребенка с возрастом. Но мало узнать, во сколько дети начинают говорить «агу» и просто ждать, когда это время наступит. С малышом необходимо постоянно заниматься. Позже, когда малыш подрастет, нужно будет ознакомиться с существующими логопедическими приемами и заниматься со своим чадом уже целенаправленно.

Опубликовано в Дефектология Премиум Клиник

«Развитие замедлилось на годы»: психофизиолог Ефимова о том, почему современные дети начинают ходить и говорить все позже

Здоровье

Фото
Getty Images

Нынешние малыши всему учатся позже, чем их родители — позже привыкают к горшку, начинают говорить и ходить, долго не могут есть твердую пищу, позже учатся писать и читать, да и молодежь остается детьми чуть ли не до 35-летнего возраста — этот феномен даже получил название «кидалтизм». Совершенно обычной в наши дни считается ситуация, когда взрослый сын живет с родителями и за их счет, потому что еще не определился, чем он хочет заниматься в жизни.

Но в тоже время известно, что, например, во время блокады в Ленинграде голодные 14-летние подростки работали на заводах у станков и считались взрослыми.

Можно ли утверждать, что благополучная и сытая жизнь приводит к замедлению развития детей?

психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель детской неврологической клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз», доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И.Герцена

— Человек отличается от черепахи или от ящерицы тем, что его мозг способен изменяться в зависимости от задач, которые приходится решать, — поясняет «Доктору Питеру» психофизиолог Виктория Ефимова. — То есть то, каким будет мозг, зависит от адаптации к условиям жизни. Некоторые животные снабжены только теми возможностями, которые даны им природой при рождении. Мозг человека другой, он постоянно меняется, создавая и разрушая внутренние связи. Это работает по принципу: пользуйся или потеряешь. Так как мозг — это орган, потребляющий очень много энергии, остаются активными только те внутренние связи, которые действительно используются для адаптации.

Развитие младенца зависит от генетики, здоровья, а также от того жизненного опыта, который организуют для него родители. Ведь сам малыш не может на это повлиять.

Что надо ребенку для нормального развития

Малыш должен активно использовать все возможности мозга и тела, которые у него появляются по мере развития:

  • прислушиваться к человеческой речи: слышать речь мамы — это важно для развития ребенка еще за 3 месяца до рождения, а потом с первых минут жизни,

  • рассматривать лица и различные объекты,

  • взаимодействовать с любящими взрослыми с помощью криков, улыбок, взглядов, звуков, речи,

  • ощущать ласковые прикосновения,

  • много двигаться.

Как только появляются какие-то новые возможности, ими тоже нужно пользоваться, отмечает эксперт. Иначе внутренние связи в мозге вовремя не формируются. Поэтому если малыш научился ползать, то ему нужно много ползать, научился открывать рот при виде ложки — нужно учиться есть с ложки, научился ходить — нужно много ходить и падать (падать — необходимая часть процесса обучения).

— Этот список можно продолжить, он касается всех навыков, которые появляются у малыша в первые годы жизни, — говорит психофизиолог. — Эти навыки становятся фундаментом для более сложных, которые ребенок осваивает в процессе организованного взрослыми обучения.

Что удобно для родителя, плохо для ребенка

У родителей, которые живут в экономически благополучных условиях, появляется масса возможностей воспользоваться различными приспособлениями, которые облегчают жизнь малышу, а точнее — самим маме и папе.

— Это удобно, но мозг ребенка — очень эффективный орган: если не нужно адаптироваться, то он не будет торопиться создавать внутренние связи, — объясняет эксперт. О каких удобствах идет речь:

  • непромокаемые подгузники — дети позже учатся контролировать работу своего тела,

  • детское питание из баночек — позже переходят на взрослую твердую пищу,

  • манежи, коляски — снижается двигательная активность, дети не могут ходить пешком.

Фото
Getty Images

Зачем создавать себе трудности

— Проблема в том, что для формирования многих навыков у ребенка есть определенные временнЫе окна, когда все происходит легко. Эти окна называются сенситивными периодами, — рассказывает Виктория Ефимова. — Если окно «пропущено», у ребенка пропадает желание этому учиться. Но, как вы помните, одни навыки являются фундаментом для других — более сложных.

Например, когда ребенок научился ходить, он совершенно неутомим, ему хочется практиковаться снова и снова. Но его настойчиво запихивают в коляску, потому что так удобнее родителям: он не испачкается и можно быстрее добраться туда, куда хочет мама. В итоге в 4-5 лет ребенок уже отказывается ходить самостоятельно. Он привык к тому, что его возят.

То же самое с едой. Баночка с пюре — это так удобно для мамы, а в рекламе говорят, что еще и полезно для ребенка. Ребенок сначала пытается что-то схватить из тарелки родителей, но его сажают отдельно ото всех и кормят пюре из баночки. Возможно он даже в какой-то момент вырывает ложку из рук мамы, но мама не хочет, чтобы на кухне было грязно. Ее задача накормить ребенка быстро и не перепачкать все вокруг. В итоге сейчас многие дети в шесть лет не умеют жевать и самостоятельно есть. Родители продолжают кормить их протертой пищей.

Самое зло — это гаджеты

— Больше всего нарушают способность ребенка к адаптации гаджеты, — объясняет психофизиолог. — Когда мама кормит ребенка еще и под мультики, он пропускает много важного для своего развития. Не чувствует текстуру пищи, момент насыщения, не рассматривает еду, так как он полностью поглощен тем, что происходит на экране.

Занимать ребенка смартфоном или планшетом — это удобно для родителей, признает эксперт.

— Многие мамы и папы искренне считают, что именно так они помогают малышу адаптироваться к современному технологичному миру. Особенно, если на экране развивающие программы или игры, — рассказывает Виктория Ефимова. — Взрослые в это время заняты своими смартфонами. Но вот в чем проблема: даже дети с тяжелыми нарушениями интеллекта быстро находят в Интернете любимые мультфильмы. А вот научиться самостоятельно есть им значительно труднее.

Что плохого, если ребенок пользуется гаджетами несколько часов в день:

И то, и другое приводит к замедлению функционального созревания мозга.

Фото
Prostock-Studio / iStock / Getty Images

А может, это не так важно?

— Природа устроила так, что первые целенаправленные движения, которые осваивает ребенок, — это движения рта (сосание), — рассказывает эксперт.  — Сначала эти движения рефлекторные, но начиная с 3-4 месяцев ребенок получает возможность ими управлять: он открывает рот, когда видит ложку с едой.

Для еды и для речи мы используем одни и те же мышцы рта. Когда ребенок учится жевать и пить из чашки, он готовит свои мышцы к речи. Видите связь между проблемами с едой и с речью?

— А умение пользоваться столовыми приборами: разве не очевидна связь с тем, как ребенок будет учится писать? Если он не может донести ложку с супом до рта, как он справится с ручкой и буквами в тетради? — говорит Виктория Ефимова.

Не все дети развиваются медленнее

Многие педиатры уверены, что нормы развития ребенка, которые использовались во времена СССР, нельзя использовать для оценки развития современных детей. Но психофизиолог не поддерживает эту позицию. По ее мнению, такой заметный регресс не мог произойти всего за несколько десятилетий.

— Биологический вид «человек разумный» не мог мутировать за 30-40 лет настолько, что развитие детей замедлилось на годы. Может быть дело не в детях, а в том, какие условия создают взрослые для их развития? — говорит Виктория Ефимова. — Если об этом задуматься, можно разумно подойти к использованию того, что нам дает цивилизация.

Психофизиолог отмечает, что вовсе не призывает выкинуть из дома все гаджеты. Достаточно проанализировать, сколько времени в день и для чего ребенок их использует.

— Ребенку до 3-х лет гаджеты не нужны совсем, — уверена эксперт. — После трехлетия малыша разумно ограничиться 15-30 минутами экранного времени. Желательно, чтобы ребенок в это время не находился один на один с гаджетом. Смотрите мультфильмы вместе, обсуждайте, делитесь впечатлениями.

Важно понимать, что не все современные дети медленнее развиваются, говорит психофизиолог.

— У каждого родителя есть возможность замедлить или нормализовать темп развития ребенка. То, каким будет мозг вашего ребенка, во многом зависит от того, что вы делаете или НЕ делаете. Выбор за вами, — резюмирует Виктория Ефимова.

Анна Майская


Теги

  • Педиатрия
  • Психология

Учимся говорить — этапы, поддержка вашего ребенка

Учимся говорить — этапы, поддержка вашего ребенка | Беременность Рождение и ребенок начало содержания

6-минутное чтение

Слушать

Научиться говорить — важная часть развития ребенка, хотя многие из нас считают само собой разумеющимся то, как маленький ребенок взаимодействует с другими, используя свой голос. Изучение того, как общаться ясно, используя слова и язык, требует тысяч часов практики и повторения.

Вам, как родителю, может быть полезно понять, как ваш ребенок развивает свои уникальные навыки в обучении разговору.

Как младенцы общаются?

Еще в утробе матери младенцы слышат приглушенные звуки и учатся узнавать голос своей матери. Часто дети реагируют на знакомые голоса, становясь более активными.

Младенцы развиваются в направлении от головы до пят. Первые жизненно важные этапы развития сосредоточены на том, как дети могут эмоционально общаться с теми, кто о них заботится. Установление зрительного контакта, умение улыбаться и ворковать, а также стремление к взаимодействию с близкими взрослыми помогают обеспечить их выживание.

Первый язык вашего ребенка

Плач — это основной способ, с помощью которого маленькие дети сообщают о своих потребностях. Они также общаются с другими с помощью звуков и жестов. То, что в первые месяцы начинается с улыбки, воркования и бормотания, к 12 месяцам становится более отчетливой попыткой сформировать первые слова.

Начиная с 2-месячного возраста

Младенцы начинают ворковать и издавать звуки, из которых формируется речь. Лепесток — это фаза развития речи, и вы услышите звуки «ма ма», «да да» и «бубба». Примерно в этом возрасте они также учатся хлопать в ладоши и махать на прощание.

В первый год жизни младенцы постепенно учатся выражать себя различными способами. Они копируют звуки, которые слышат, дуют «малина», смеются, имитируют кашель и учатся визжать.

После своего первого дня рождения

Малыши теперь могут произносить более четкие слова, такие как «собака» и «мяч», а затем прогрессируют, пока примерно к 2 годам они не смогут произнести до 50 слов и понять гораздо больше.

В возрасте от 3 до 4 лет

Когда они начинают изучать язык, многое из того, что они достигают, будет мотивироваться любопытством. Малыши учатся спрашивать «почему» и повторять слова, которые они слышат. Их речь становится яснее, и они разговаривают сами с собой. Малыши также присоединятся к стишкам и песням и узнают знакомые узоры в книгах.

В возрасте от 4 до 5 лет

К этому времени речь детей становится намного яснее. Фантазия играет большую роль в их игре, и они составляют сложные истории. Некоторые звуки, такие как «т», «р» и «в», могут быть более трудными для произношения. Большинство детей в этой возрастной группе могут разговаривать со взрослыми и говорить ясно.


Развитие языка и речи

Узнайте, как вы можете помочь своему ребенку говорить и развивать его языковые и речевые навыки.

Как побудить ребенка научиться говорить?

Привыкайте разговаривать со своим малышом еще до его рождения. Ранняя эмоциональная связь начинается, даже когда дети находятся в утробе матери.

После рождения вашего ребенка ласково разговаривайте с ним, наблюдайте и слушайте его ответы:

  • Назовите, что вы делаете, и расскажите об этом. Разговаривайте и побуждайте их общаться с вами.
  • Будьте заинтересованы, когда они ответят. Учиться — это тяжелая работа — важно, чтобы вы хвалили их попытки.
  • Встаньте на уровень их глаз, чтобы они могли видеть движения вашего рта, когда вы говорите. Формированию новых слов помогает копирование того, что вы делаете.
  • Стремитесь быть «в гармонии» со своим ребенком и дайте ему время среагировать на ваш голос.
  • Разговаривайте с малышом каждый день, но старайтесь не слишком придираться к тому, когда и как вы это делаете. Важно быть искренним и чутким — ваш ребенок не будет критичен.
  • Используйте имя вашего ребенка, когда вы разговариваете с ним.
  • Читайте ребенку каждый день. Не удивляйтесь, если они каждый раз будут хотеть одну и ту же знакомую книгу.

Когда мне следует беспокоиться?

Проверьте Журнал учета здоровья вашего ребенка, чтобы убедиться, что он прошел проверку слуха при рождении. Иногда рекомендуется «референтный» тест, и в этом случае тест слуха нужно будет повторить через несколько недель.

Потеря слуха по любой причине может привести к задержке в обучении говорить.

Покажите вашего ребенка медицинскому работнику, если:

  • у вас есть опасения по поводу их разработки
  • не реагируют на громкие звуки даже с рождения
  • у них значительная потеря навыков или они не кажутся одинаково сильными с обеих сторон тела
  • они не реагируют на звук или взгляд
  • они заикаются — у большинства детей заикание начинается в возрасте от 2 до 5 лет, и хотя большинство из них прекращается без лечения, некоторые не заикаются
  • они не взаимодействуют с вами или другими людьми.
  • у них ограничен зрительный контакт
  • они кажутся вялыми или жесткими и напряженными

«Красный флаг» стадии речевого развития

Каждый ребенок уникален и развивается в свое время. Многие факторы играют роль в том, как дети учатся говорить. Раннее выявление задержки речи или проблем может иметь большое значение для получения надлежащего уровня поддержки.

«Красные флажки» помогают выявить проблемы на ранних стадиях развития ребенка. Регулярно проверяйте их прогресс.

К 6 месяцам Ваш ребенок должен начать лепетать (например, ааа, ооо).
До 9 месяцев Они должны указывать и использовать свои руки, размахивая и хлопая в ладоши. Бормотание и совместное использование двух звуков (например, мама, папа и бубуб).
До 12 месяцев Они должны издавать звуки, больше похожие на разговор. Реагирование на знакомые слова.
До 18 месяцев Они должны говорить четкие слова и понятные просьбы (например, «Дай мне мяч»).
До 2 лет Они должны учить новые слова и складывать слова.
До 3 лет Их речь должна быть достаточно ясной, чтобы ее мог понять любой, и они используют простые предложения.
До 4 лет Они должны использовать речь, которую можно ясно понять. Может следовать указаниям, состоящим из 2 частей (например, «сядь со своим плюшевым мишкой»).
До 5 лет Они должны быть в состоянии сказать вам, что не так, и просто поговорить.

К кому я могу обратиться за помощью?

Проконсультируйтесь с медсестрой по уходу за детьми, если у вас есть какие-либо опасения по поводу развития вашего ребенка. Ваш лечащий врач также сможет направить вашего ребенка на обследование и лечение, если это необходимо.

Поговорите с медицинской сестрой матери и ребенка

Позвоните в отдел беременности, родов и ребенка, чтобы поговорить с медсестрой по охране здоровья матери и ребенка 1800 882 436 или видеозвонок. Доступно с 7 утра до полуночи (AET), 7 дней в неделю.

Источники:
Сеть «Воспитание детей»
(Подключение и общение детей)
, Сеть «Воспитание детей» (Дети: развитие речи) , HealthyWA (Учимся говорить) , Родительская ссылка (Учимся говорить) , Детская больница и служба здравоохранения Квинсленда (Руководство по ранней идентификации красных флажков) , Сеть детских больниц Сиднея (Заикание)

Узнайте больше о разработке и обеспечении качества контента HealthDirect.

Последнее рассмотрение: май 2021 г.


Наверх

Связанные страницы

  • Речевые проблемы у детей
  • Разговор со своим малышом
  • Разговор с вашим ребенком
  • Разговор с вашим ребенком

Нужна дополнительная информация?

Учимся говорить

Научиться говорить — один из самых важных шагов для вашего ребенка. Разговоры помогают им осмысливать мир, спрашивать о том, что им нужно, и ладить с другими людьми.