Техника чужие рассказы в психологическом консультировании: Техники психологического консультирования и приёмы с подробным описанием

Техники психологического консультирования и приёмы с подробным описанием

Поход к специалисту по «душевным» проблемам для тебя сродни шагу в пропасть или прыжку на тарзанке с моста вниз головой? Не ты первая, не ты последняя. В большинстве своем мы все не привыкли выворачиваться наизнанку перед чужим человеком, пусть он 100 раз профи в своей области и уже «сплел» спасительную соломинку для мамы, сестры, партнера, коллеги.

Image by Gordon Johnson from Pixabay

Они настоятельно советуют попробовать, но червячок сомнений грызет и волнуется. Как же нам иногда необходим мудрый собеседник, который примет нас такими, какие есть, не осудит, не будет бичевать и воспитывать менторским тоном тогда, когда вдруг споткнулся на жизненной дорожке, а как безболезненно подлечить ссадины в сердце, не знаешь.

Представляешь, подружка, а ведь способ вернуть равновесие есть, на этой ниве ныне вовсю старается молодая наука – психологическое консультирование.

Что за незрелый фрукт такой? Твои выводы поспешны, сначала изучи «начинку» вопроса.

В этой статье:

Что есть психологическое консультированиеСвежие методики корректировки личности и ее поведенияНе под одну гребенку

Новости СМИ2

Что есть психологическое консультирование

Психологическое консультирование родилось и разрослось пышным цветом на стыке 2-х материй, когда клинических патологий не наблюдается, но без помощи психолога жизнь в одном, а то и в нескольких направлениях уткнулась носом в тупик. Ты все еще не поймешь, о чем идет речь? Лови примеры:

  • карьера буксует по непонятным причинам, вроде и работаешь гладко, а платят и поощряют не сладко;
  • ты умница, красавица, сама доброта и покладистость или наоборот изящный вихрь страстей, горячая штучка, а постоянного партнера на горизонте так и не наблюдается;
  • гроздь извечных проблем в семье и не думает давать щедрый урожай благодатных всходов под напором усилий, неприятности сыплются как из рога изобилия;

Психологическое консультирование

  • в школе, колледже, университете зачетка пылает оценками «неудовлетворительно», а слабая троечка – уже праздник, ты прилежно корпишь над учебниками и не допускаешь прогулов, а на экзаменах голова звенит от пустоты, ничего в ней не задерживается;
  • ты мнительна, подвержена влиянию, не уважаешь себя как личность и готова уступать кому угодно, всех вокруг считая кумирами, а себя неудачницей;
  • у тебя отсутствует такое качество, как самостоятельность, ты не способна принимать решения, справляться с мало-мальски сложными задачами, тебе не доверяют вплоть до насмешек, считают лузером.  

По мнению ученых мужей Беркса и Стэффлре в такой ситуаций единственный выход – визит к психологу, специализирующемуся на консультациях. Прием должен базироваться на платформе: диалог «личность-личность». Квалифицированный гуру протягивает руку клиенту, сопровождает его во всех начинаниях.

Цель мягкого, добродушного взаимодействия прозрачна – помочь растерявшемуся человеку понять, что в его жизни пошло не так, как с этим бороться. Психологическая основа зиждется на таком «ките» как личный осознанный выбор дальнейшего «променада» по проблемам, а вот какими способами специалисты пользуются – отдельный, довольно интересный вопрос.  

Свежие методики корректировки личности и ее поведения

Техники психологического консультирования интересны и многогранны даже с точки зрения нас, простых обывателей, не сведущих в медицинских штучках. Многими из них мы неосознанно пользуемся, если такая дама как интуиция задумывает давать подсказки. Ну, вот сама посмотри, разве не заметны уже привычные черточки в таких тактиках как:

  • Искусство задавать вопросы и слышать на них ответы, параллельно «читая» между строк, при этом следует помнить, что сами вопросы делятся на 2 категории: закрытые, предполагающие односложные или конкретные ответы и открытые, когда в самом вопросе таится подвох, триггер к тому, чтобы клиент задумался, проанализировал, прочувствовал ответ;
Фото автора Alex Green: Pexels
  • Безусловное одобрение и умиротворяющее успокоение, эти техники особенно любимы людьми, страждущими согреть душу, окунуться в нирвану спокойствия, как в безмятежное детство. Помнишь, как ты была абсолютно законной принцессой на домашнем троне среди преданных вассалов: родителей, дедушек, бабушек, возможно, старших сестер и братьев? Вот и психолог пропоет сладкую «колыбельную» для мыслей, сподвигнет на решительные действия, похвалит планы, наградит за робкие победы «значком триумфа»;
  • Внимательное познание плюс эмоциональное отражение чувств. Та самая волшебная методология, что признана невероятно действующей и вместе с тем такой приятной. Ее суть проста, психолог слушает своего визави, наблюдает за его реакциями, а потом предлагает человеку свой перефразированный вариант услышанного, но уже окрашенный в яркие оттенки чувств. Тот самый «добрый и теплый» взгляд со стороны на проблемы, когда все уже кажется не таким страшным;
  • Умение мудро «молчать вдвоем», наслаждаться звуками тишины, ее контрастами, когда пение птицы за окошком и шелест ветра – уже громкий набат, играющий на кончиках нервных окончаний свою неведомую симфонию. Если данная техника не стала разрывом понимания между клиентом и психологом, возникновением непреодолимой стены и фиаско специалиста, взявшегося врачевать душу, то все остальное на пользу, даже если возникшая пауза в словах несколько затянулась;
  • Моральный «презент» от мастера-целителя в виде важной информации, личного человеческого мнения без прикрас, ответов на поставленные вопросы, ярких зарисовок из практики без названия чужих имен. Все в этой Вселенной когда-то уже случалось в том числе, с сильными мира сего. Другие, казалось бы, очень сильные персоны оказывались в схожих обстоятельствах, терялись, горели в пожаре сомнений, а потом справлялись с коллизиями без потерь и последствий;
  • Загадочная техника интерпретаций, когда ищешь двойное донышко, скрытый подтекст, подробные детали к схематичному рисунку, додумываешь, мысленно развиваешь, нанизываешь на ниточку бусины ожиданий, чувств, характерного поведения и получаешь сложное ожерелье связок между предпосылками и вытекающими из них последствиями;
  • Техника конфронтации, спора, мнимого конфликта, провокаций, заставляющая собеседника показать свое истинное «я». В такой обстановке многое становится на свои места, толкает раскрыться, показать «коготки» и «зубки» или совсем сникнуть под гнетом обвинений, уличений, постороннего мнения и идей;
  • Структуризация процесса, тщательный расклад проблемы по полочкам, поэтапный анализ отдельных фрагментов, формирование ответов и решений в единое целое.
       
Image by John Hain from Pixabay

Согласись, что всеми этими техниками ты и сама мало-помалу владеешь в той или иной мере, используешь в повседневной жизни, даже не зная, что они давно препарированы, изучены, отданы на вооружение такой всеобъемлющей науке как психология.

Не под одну гребенку

Психотерапевты, психологи-консультанты ни в коем случае не оперируют единым подходом к нам всем таким разным, наделенным яркой индивидуальностью. Главное отличие разумных практик заключается в том, что некоторые барышни способны стать откровенными и открытыми только тет-а-тет со специалистами.

Другим важнее публика, группа, соратники, друзья по беде и по духу. К таким личностям лучше искать подход во время командных занятий, где они могут стать и «театром одного актера», и «трибуном», и «оратором», «и тенью отца Гамлета», и «бледной, жадно впитывающей чужие рассказы мышкой», а то и «молью».

Клиенту надо дать то, что ему поможет, с другими участниками процедуры или наедине, среди декораций или в уютно обставленном, располагающем к беседе кабинете.

Французы в таких случаях говорят: à la guerre comme à la guerre — алягер-ком-алягер или «на войне как на войне», когда все средства хороши в борьбе с собой, засасываемой в воронку проблем и со следствием, выражающемся частенько в не совсем адекватном поведении.

Image by Gerd Altmann from Pixabay

Подходы к психологическому «станку» здесь хороши разнообразные:

  • транзактный анализ и его зерно, таящееся в структурных элементах, изучении «сценария» жизни «жертвы обстоятельств», вечно двигающихся не в том направлении, мониторинг типичных семейных моделей, уверенно обреченных на успешное существование, разыгрывание самых настоящих сценок с персонажами;
  • групповые психодраммы, где каждый позиционирует себя, предлагает другим «залезть в его шкуру», выдает эмоциональные монологи, моделирует будущее;
  • гештальподход, сотканный из игровых элементов с диалогами, языковых тренировок, буйных фантазий, «генеральных» репетиций надуманных сценок, экспериментов «от обратного», метафор в адрес обидчиков, обсуждений красочных снов;
  • групповая терапия «идеальное поведение», где все вместе решают проблему одного, одобряют и поддерживают, советуют, какие провести реконструкции в себе и вокруг, рисуют модели, «чертят» инструкции, готовы всегда быть на связи в трудный момент;
  • рационально-эмотивная терапия, базирующаяся на ведении дневника, выполнении «домашних» заданий, «сражениях» с ненужным стыдом и растерянностью, закрепление пройденного и фиксация новых навыков;
Image by Serena Wong from Pixabay
  • психоаналитическая «дорожка», проложенная по ассоциациям, запомнившимся обрывкам сна, внезапным озарениям в формате инсайтов, привлечении забавных, смешливых, добрых альтернатив.

Почти без психологических фишек обходится личностно-центрированная терапия консультирования. Выверенные техники – «на мыло», сплошные экспромты. Никаких домашних «консервов» и тактических заготовок, все на ходу, на лету, «с пылу, с жару» сразу на стол переговоров. Собеседнику – максимальное внимание, слушать, пропитываться его чувствами, объяснять, «держать за руку», вытаскивать из омута.

Техника консультативной беседы. Задания

  1. Обратите внимание на невербальные средства общения (взгляд, поза, жесты, интонация) людей, с которыми вам приятно разговаривать, и людей, общаясь с которыми вы испытываете дискомфорт. Попытайтесь увидеть и проанализировать присущие вам невербальные средства общения.

  2. Общаясь с разными людьми, подумайте, внимательны ли они к вам. Какие особенности их поведения говорят вам о внимательности или невнимательности?

  3. Что для вас означает внимание к другому человеку? Что делаете вы, когда внимательно слушаете собеседника? А что делаете, когда вы к нему невнимательны?

  4. Понаблюдайте, что вы делаете во время пауз, которые время от времени возникают в процессе любого общения?

  5. Что вы делаете, когда человек много говорит и кажется, что его невозможно остановить?

  6. Подберите как можно больше слов, с помощью которых можно описать различные интонационные особенности голоса. Какие интонации обычно присущи вам?

  7. Возьмите листок бумаги и напишите все слова, выражающие эмоциональные состояния, которые вы знаете. Дополните этот список словами из словарей. Понаблюдайте за героями какого-либо фильма и зафиксируйте словами их эмоциональные состояния. Попробуйте понять, почему эти состояния возникли.

  8. Разговаривая, люди иногда задают друг другу вопросы. Понаблюдайте, какие вопросы задаете своим собеседникам вы? Получаете ли вы ответы?

  9. Умение успокоить и поддержать другого человека – важный аспект отношений. Если вам случается поддержать в разговоре другого человека, то как вы это делаете?

  10. Что вы делаете для того, чтобы вашему собеседнику стало ясно, что вы его поняли?

  11. Вспомните, как вы использовали чужие советы. Помогли ли они вам решить возникшую проблему?«Возвращалась» ли эта проблема к вам опять?

Процесс беседы, как говорилось выше, определяется личностными особенностями консультанта и теорией, которой он пользуется.

Но как личностные, так и профессиональные особенности консультанта обнаруживаются в конкретных фактах поведения, среди которых имеются обязательные для эффективного консультирования способы построения отношений с другими людьми, называющиеся коммуникативными навыками или техниками общения. Уже сами термины «навык», «техника» говорят о том, что действия консультанта, о которых идет речь, характеризуются «высокой степенью освоения и отсутствием… сознательной регуляции и контроля» [4, с. 195]. Такие действия являются результатом многократных повторений. Поскольку речь идет о способах построения отношений с другими людьми, то очевидно, что они начинают развиваться и присваиваются очень рано и к моменту, когда человек начинает овладевать профессией психолога, многие из них действительно не осознаются. Часть имеющихся у вас способов коммуникации может соответствовать требованиям, предъявляемым к процессу консультативных отношений, от некоторых форм поведения нужно избавляться, какие-то навыки требуют дальнейшего развития. Рассмотрим наиболее важные техники консультативного взаимодействия, подчеркнув еще раз, что любая техника вне контекста целостного процесса консультирования во всей совокупности его характеристик оказывается бессмысленной. Смысл же отдельного поведенческого акта определяется задачами, которые решаются в процессе консультирования: утешить клиента, выразить понимание и поддержку; исследовать его внутренний мир, помочь осознать собственные трудности, принять решение преодолеть их и пр.

С первых мгновений и на протяжении всего взаимодействия с клиентом консультанту необходимо быть к нему внимательным. Это означает, что содержанием сознания психолога в процессе консультирования является лишь внутренний мир клиента и его поведение. Для этого необходимо создать обстановку, в которой сведена к минимуму возможность появления других лиц, различных шумов и других внешних отвлекающих моментов. Но самым важным является развитие у консультанта способности не отвлекаться на собственные мысли и чувства, не имеющие отношения к ситуации консультирования. Внимательно слушать означает, таким образом, не просто внешнее выражение заинтересованности, а глубочайшую внутреннюю самодисциплину, контроль за содержанием собственного сознания, поглощенность историей клиента, его поведением, его мыслями и чувствами. Эти качества консультанту необходимо постоянно развивать в себе. Понаблюдайте за тем, о чем вы думаете в процессе общения с близкими людьми: только ли о предмете разговора или еще о каких-то незавершенных делах и нерешенных проблемах.

Если консультанта обладает внутренней внимательностью, то клиент заметит это в его позе, движениях, взглядах. Человек всегда смотрит на тот предмет, который привлек его внимание. Предметом деятельности консультанта, безусловно, является его клиент, а также и поступающая от клиента информация и размышления о ней. Поэтому вполне естественно, что взгляд психолога будет периодически направляться то на его визави, то в сторону. В последнем случае – явно не для рассматривания окружающей обстановки, а для того, чтобы лучше сосредоточиться на мыслях о клиенте (расфокусированный взгляд). Становится ясно, что овладение лишь внешним навыком «правильного смотрения» на клиента ничего не добавляет к профессиональному мастерству психолога.

Аналогично можно сказать и о позе консультанта. Известно, что когда человек на чем-то сосредоточен, то его движения сводятся к минимуму, тело стремится быть ближе к объекту внимания, устремлено к нему. Глядя на такого человека со стороны, всегда можно сказать, что он чем-то сильно увлечен. Именно таким и должен консультант предстать перед клиентом. Можно ли имитировать заинтересованность? Конечно, можно. Но тогда это будет уже совершенно другая, не консультативная, деятельность, поскольку имитация означает, что в своем внутреннем мире психолог решает какие-то иные задачи, не соответствующие целям оказания помощи нуждающемуся человеку.

Когда консультант внимателен к своему клиенту, он откликается на движения его души, на возникающие у него чувства печали, горечи, удивления, радости и др. И этот отклик выражается как в его внутреннем состоянии (сопереживание), так и в поведении: консультант может взять клиента за руку в особо трудных ситуациях, выражая тем самым поддержку, откинуться на спинку стула, когда у клиента уменьшается напряжение; всплеснуть радостно руками при разрешении трудного вопроса. Разумеется, невозможно выучить алфавит эмоциональных движений, но нужно проанализировать собственные способы выражения эмоциональных состояний с точки зрения их соответствия типичным для нашей культуры выразительным движениям. Не исключено, что словарь ваших эмоций нуждается в расширении, но все-таки не путем приобретения внешних, мимических и пантомимических, способов их выражения, а через осознание и развитие вашего отношения к разным аспектам жизни, через расширение кругозора, через постижение общечеловеческой культуры.

Активное и внимательное слушание клиента осуществляет две функции: сбор информации о клиенте и его поддержку, ободрение. Раскрывать свои самые интимные, глубоко спрятанные мысли и чувства всегда очень рискованно и поэтому рассказ клиента сопровождается естественным беспокойством, сомнениями. Консультанту необходимо выразить свое понимание и ободрить собеседника, побудить его к более полному раскрытию мыслей и переживаний, поскольку, только будучи открытыми для другого, тяжелые внутренние состояния могут стать предметом совместного анализа и преобразований. Это осуществляется с помощью техники, называемой обратной связью. Кивком головы или словами «да-да», «продолжайте» консультант в процессе монолога клиента поддерживает его. Но поскольку выслушивание клиента осуществляется не только для того, чтобы он высказался и тем самым снял груз переживаний, а также и для того, чтобы разобраться в его ситуации, вполне естественно, что у консультанта возникают вопросы, которые направлены на уточнение тех или иных аспектов существующей проблемы. Чтобы выяснить точность понимания картины проблемы и выразить заинтересованность в помощи клиенту, консультант периодически кратко пересказывает то, о чем говорит клиент (резюме). Все перечисленные техники обнаруживают, что консультант слушает своего клиента, чтобы понять его. Полезно понаблюдать за собой в беседах с друзьями и близкими: что доминирует у вас – стремление понять собеседника или высказать свою точку зрения?

В процессе консультативной беседы для понимания проблемы клиента психолог всегда пользуется какой-либо теоретической моделью, позволяющей объяснить возникновение, развитие и пути преодоления кризисных ситуаций в жизни человека. Сбор информации о клиенте и его проблеме направляется именно этой моделью. Поскольку восприятие клиентом своей ситуации, естественно, отличается от подхода консультанта, то последнему необходимо собрать недостающую информацию. Для этого используются вопросы. Содержание вопросов определяется мировоззренческой и теоретической позицией консультанта, а их форма зависит от общих и индивидуальных особенностей внутреннего мира клиентов. Так, например, нецелесообразно задавать вопросы, требующие ответа «да» или «нет», а также вопросы-альтернативы («или-или»), поскольку они несут большой оттенок формальности и не позволяют клиенту раскрываться. Впрочем, и какую-либо значимую информацию с их помощью вы тоже не получите. Вместо этого нужно учиться задавать открытые вопросы, начинающиеся со слов «что», «как», «какие», «когда», «если» и т.п., побуждающие клиентов размышлять и давать развернутые ответы. Кроме того, открытые вопросы могут помочь человеку увидеть свою проблему в ином ракурсе. Например, вместо вопроса: «Вы по собственному желанию пришли на консультацию?» лучше спросить: «Что побудило вас прийти на консультацию?» или вместо вопроса: «Ваша мама любила вас в детстве или относилась к вам холодно?» спросить: «Как к вам относилась ваша мама в детстве?»

Весьма осторожно следует использовать вопрос «почему?». Он часто вызывает тревогу и беспокойство, потому что клиент обычно не знает причин, о которых его спрашивают, или сомневается в том, что они истинны. В любом из этих случаев он ощущает себя несостоятельным в глазах консультанта и стремится защититься. Если человек не хочет отвечать на какой-либо вопрос, не стоит быть слишком назойливым и любым путем стараться извлечь из него информацию. Нужно признать его право на молчание и сообщить, что в таком случае консультант становится ограниченным в своих возможностях оказать помощь.

Начинающие консультанты часто испытывают затруднения в формулировке вопроса: один и тот же по содержанию вопрос повторяется несколько раз в разных вариантах. Клиент в таких случаях теряется и не знает, на какой вопрос отвечать. Ему приходится догадываться, что же хотел узнать консультант.

Чтобы клиенты понимали вопросы и интерпретации консультанта, важно уметь говорить с ними на одном языке. В процессе беседы нужно стремиться избегать профессиональной лексики, а поиск слов, адекватных психологическим понятиям, является для каждого начинающего консультанта специальной задачей.

В основе трудностей, с которыми обращаются люди к консультанту, как правило, лежит ограниченный взгляд на самого себя, на ситуацию, на отношения с другими людьми. Функцией специалиста в подобных случаях является помощь клиенту в обретении видения и понимания своей проблемы в другой системе координат, в ином контексте. В качестве техники, способствующей изменению позиции клиента, выступает конфронтация, понимаемая как поведение консультанта, направленное на обнаружение противоречий в поведении, мыслях и чувствах клиента или их неадекватности. Например, женщина пришла к консультанту с вопросом о сексуальном воспитании двух своих дочерей. Она дотошно выспрашивает консультанта, как себя вести в тех случаях, когда в фильме, который они смотрят всей семьей, есть откровенные сцены, как разговаривать с девочками о «запретных темах» и т.п. Слишком настойчивый интерес к этой теме при ее, в общем-то, простом решении озадачил консультанта, и он прямо спросил клиентку об интимных отношениях с мужем. О муже, кстати, она отзывалась весьма позитивно. За внешне благополучной картиной семейных отношений обнаружилась серьезная проблема.

Поиск как нового видения, так и новых путей и способов поведения можно осуществлять с помощью информирования. Клиенту может быть предоставлена информация, направленная на расширение и углубление его представлений о человеческих взаимоотношениях в той сфере, где у него возникли проблемы (например, чтение высокопрофессиональной научно-популярной литературы с последующим обсуждением с консультантом или в группе поддержки). Информирование может сочетаться с самораскрытием, когда консультант делится своим опытом преодоления психологически трудных ситуаций. Информирование побуждает клиента к размышлению, решение же о действии в соответствии с новой информацией он принимает сам. Поэтому информирование не следует смешивать с советами. Совет – это прямое указание относительно того, что должен делать клиент. И это весьма неоднозначная техника, которую большинство консультантов использует крайне редко и осторожно. Во-первых, чтобы совет оказался эффективным и соответствующим особенностям личности клиента, то есть чтобы клиент принял его и начал в соответствии с ним действовать, нужно очень хорошо узнать клиента, что за небольшое количество встреч весьма проблематично. Во-вторых, совет консультанта часто воспринимается как чудодейственная пилюля, которая должна автоматически разрешить проблемы, но, попробовав реализовать полученные рекомендации и не получив быстрого эффекта, клиент начинает сомневаться в действенности совета и в возможности консультанта помочь ему. Проследить же, как именно клиент воспользовался советом, весьма трудно. Если совет все-таки дается, то консультант должен быть уверен в его эффективности и осуществлять поддержку и контроль в период, когда клиент реализует этот совет.

Особенно широко используется информирование при проведении различного рода профилактической работы, например при формировании здорового образа жизни у детей и подростков, при проведении различных встреч и семинаров для семейных пар и т.п.

Одной из самых сложных техник консультирования является интерпретация, понимаемая как объяснение того, что означает поведение клиента. В процессе взаимодействия с клиентом консультант собирает различную информацию о нем (мысли, чувства, действия в разных обстоятельствах, жесты, поза, мимика в разные моменты консультирования). Чтобы понять происхождение конкретной проблемы и найти пути ее решения, следует все эти разрозненные на первый взгляд факты рассматривать как проявление единой внутренней сущности человека. Интерпретация и есть способ придания целостности и смысла отдельным фактам поведения клиента путем их соотнесения с мировоззренческими парадигмами и теоретическими конструктами, используемыми консультантом. Предъявление нового видения проблемы открывает перед клиентом новые перспективы и возможности. Например, тридцатипятилетняя женщина жалуется на то, что ее шестидесятилетняя мать, два года назад потерявшая мужа, не работающая, живущая одна, постоянно ее «контролирует и учит, как жить». Консультант, исходя из возрастных особенностей людей этого возраста, рассказал о том, что может чувствовать пожилая женщина, оставшись одна. В процессе этой беседы клиентка представила себя на месте матери, и вместо раздражения и обиды у нее появилось сочувствие к матери, желание ее поддержать, уделять больше внимания.

Завершая краткий обзор консультативных техник, следует еще раз подчеркнуть, что в каждом моменте процесса консультирования и в каждом действии профессионального психолога присутствует его целостная личность. Поэтому любая техника будет эффективна лишь тогда, когда будет осмыслена консультантом, то есть соединена с его личными мотивами, ценностями, жизненными принципами.

Сюжетная терапия; почему это работает и как использовать это с вашими клиентами

Вы можете посмотреть или прослушать эту статью здесь

Истории по своей природе гипнотичны

Правильная история в нужное время может способствовать психологическому и даже физическому исцелению.

Вполне возможно, что древние традиции рассказывания историй, столь богатые и распространенные во всех культурах, могли быть самой ранней формой психотерапии, а также средством передачи образцов мудрости. (1)

Терапия рассказами не нова, но она снова становится все более популярной. Доктор Милтон Эриксон рассказывал своим пациентам истории из своей жизни и жизни других людей, как и покойный великий семейный терапевт Вирджиния Сатир.

Так почему же терапия историями работает?

Истории обходят разрушительный эффект чрезмерного анализа и осознанных рассуждений. Истории по своей сути гипнотичны, поскольку они фиксируют внимание и взывают к воображению. Это делает терапию историями идеальным средством для предоставления свежих образцов надежды, а также более конкретных предложений для изменений.

Истории — идеальное средство для подачи свежих моделей надежды, а также более конкретных предложений по изменению. Твитнуть

Как терапия рассказами избавила мальчика от бородавок

Бессознательное имеет дело с паттернами. Мой отец (тоже терапевт) использовал модель «блокировки снабжения продовольствием вторгшейся армии» в истории, которую он рассказал мальчику с бородавками. Это «отражало» схему «блокировки кровоснабжения бородавок». Ни бородавки, ни кровь в рассказе не упоминались, но бородавки у мальчика начали исчезать вскоре после того, как он услышал эту историю.

Истории не предназначены для сознательного разбора. Вам не нужно точно знать, как действует лекарство, чтобы оно подействовало и исцелило вас изнутри.

И если история не «работает» на кого-то сразу, вреда не будет. Они просто услышали занимательную историю!

Но как вы создаете истории перемен, соответствующие ситуации вашего клиента?

1. Читать, слушать и узнавать истории

Разграбить богатую мировую сокровищницу историй.

Говорят, что сюжетов всего семь, и все различия между историями в деталях. Это относится и к человеческим проблемам. Существует не так уж много различных шаблонов проблем, и многие из очевидных различий являются просто деталями.

Читайте, слушайте и запоминайте истории. Многие из них. Подумайте о различных «паттернах проблем», к которым обращаются разные истории. Практикуйтесь говорить им и сделайте их частью того, кто вы есть. (В лице детей всегда найдется заинтересованная аудитория!) У меня в голове собрана библиотека историй, которые подходят практически ко всем человеческим проблемам, от зависимости и депрессии до развода и горя.

Существует множество отличных книг по рассказам и рассказыванию историй. Среди них я рекомендую «Трансформирующие сказки (1) » терапевта Роба Паркинсона и великолепный сборник традиционных сказок всемирно известного рассказчика Идриса Шаха «Мировые сказки». (2) Тогда есть наш собственный (откровенно фантастический) Storytelling Trainer.

Хорошая история редко имеет только одну «точку» или «изюминку» — она будет содержать много смысловых слоев. Чтение и прослушивание историй развивает творческие способности и является интересным способом улучшить свои терапевтические навыки. В конце концов, что мы, терапевты, делаем, как не имеем дело непосредственно с человеческими «историями»?

2. Изучите структуру истории, а не только ее содержание

Чтобы сопоставить историю с потребностями человека, вы должны смотреть на более широкую картину его жизни и искать историю, которая соответствует этой схеме. Клиенты часто заваливают вас таким количеством деталей, что, если вы не приложите сознательных усилий, вы можете упустить из виду общую картину. Сидя с клиентами, я часто неоднократно спрашиваю себя: «Что здесь происходит на самом деле?»

Многие традиционные «сказки» соответствуют обычным образам жизни, например:

  • Неблагополучное детство
  • Появление доброй помощи извне позже в «истории»
  • Преодоление кажущихся невозможными препятствий
  • Расцвет личных качеств благодаря недостаткам, а не вопреки им.

Для тех, кто пережил жестокое обращение, я могу рассказать сказку, такую ​​​​как «Алгонкинская Золушка» (3) , которая произведёт сильное впечатление.

3. Сделайте свои истории гипнотизирующими

Великий рассказчик — прирожденный гипнотизер. Он или она перенесет вас в другие времена и места, вы забудете о течении времени, ваше окружение мягко исчезнет из сознания, и вы погрузитесь в мир трудностей, предательства, невзгод, приключений, мудрости и надежды. Все то, что пробуждает в людях лучшее, например, мужество, упорство, отвагу и настоящую дружбу в трудную минуту.

Гипнотический язык взаимодействует со всеми органами чувств, поэтому, когда вы рассказываете историю, описывайте звуки, ощущения, запахи, вкусы и образы как можно полнее и живее. Например, сравните «Солнце сияло на озере» и «Яркое золотое солнце сияло в глубоком синем небе, поднимая мерцающую дымку, как экзотическую прозрачную вуаль, из глубоких темных вод озера». Яркие описания полностью вовлекают вашего слушателя и превращают историю в опыт, почти как во сне.

Если вы еще не использовали терапию рассказами в своей практике, поначалу это может показаться немного странным, но вскоре это станет казаться самой естественной вещью в мире. Что это такое!

Фото Фила Вуда http://www.flickr.com/photos/philwoodphoto/

О Марке Тирреле

Моя страсть — психология. Я работаю тренером-психотерапевтом с 1998 года, специализируясь на кратких подходах, ориентированных на решение. Теперь я обучаю практиков по всему миру через наши онлайн-курсы.

Вы можете получить мою книгу БЕСПЛАТНО, если подпишитесь на информационный бюллетень о моих методах терапии. Нажмите здесь, чтобы подписаться бесплатно прямо сейчас.

Вы также можете найти мои статьи на YouTube, найти меня в Instagram, Amazon, Twitter и Facebook.

Впервые опубликовано:

Примечания:

  1. Роб Паркинсон: Истории трансформации: как истории могут изменить людей. Издательство Джессики Кингсли, 2009 г. ISBN-10: 1843109743; ISBN-13: 978-1843109747
  2. Идрис Шах: Мировые сказки. Octagon Press 1991. ISBN-10: 0863040365; ISBN-13: 978-0863040368
  3. Сказки мира. Pg 242

Подробнее Психотерапевтические методы терапевтические техники »

Поиск других терапевтических техник:

Индивидуальная психология: актуальные техники для современного консультанта

Я провел семинар на Ежегодной конференции Американской ассоциации консультирования 2011 года в Новом Орлеане, на котором я продемонстрировал некоторые из основных теоретически обоснованных техник, которые адлерианские консультанты используют с клиентами. Адлерианская психология, или индивидуальная психология, как ее еще называют, относится к теории, разработанной Альфредом Адлером на рубеже 20-го века. Стратегии, которые я рассмотрел на семинаре, включали интерпретацию образа жизни, ранние воспоминания и социальный интерес. Многие участники поделились, что всегда верили в важность личностных качеств, отношений между братьями и сестрами, ранних воспоминаний и использования модели, основанной на сильных сторонах. Что им действительно понравилось, так это пересмотр теории, лежащей в основе этих методов, потому что, по их словам, это напомнило им о том, как концептуализировать своих клиентов с целостной точки зрения. Цель этой статьи, однако, не в том, чтобы дать подробный обзор теории (для этого консультантам следует прочитать Адлерианская терапия: теория и практика Джона Карлсона, Ричарда Уоттса и Майкла Маниаччи, опубликовано в 2005 г.). Вместо этого я хотел бы поделиться некоторыми адлерианскими идеями и стратегиями, которые консультанты могут использовать с клиентами в различных ситуациях.

На мой взгляд, что отличает адлерианских практиков от других консультантов, так это упор на целенаправленность поведения. Это не обязательно настоящая техника, которую нужно репетировать или практиковать, например, научиться собирать ранние воспоминания. Скорее, это философия о корне проблем, с которыми клиенты сталкиваются при консультировании. Мы, как адлерианцы, сосредотачиваемся не на симптомах и поведении, которое испытывает клиент, а скорее на том, какой основной цели служат эти симптомы в жизни этого клиента. Единственный способ для клиента по-настоящему понять проблему и добиться устойчивых изменений — это увидеть более глубокий смысл ситуации. Таким образом, по мере того как клиент рассказывает свою историю, консультант слушает цель, стоящую за симптомом — «выгоду», которую клиент получает от продолжения поведения.

Например, клиент, обсуждая борьбу с тревогой, заявляет: «Я бы хотел пойти на свидание с этим человеком, но каждый раз, когда у меня появляется возможность спросить, меня тошнит и я чувствую, что меня сейчас стошнит. , так что тогда я не спрашиваю. Адлерианский консультант исследует и выслушает причину симптома. В этом случае может случиться так, что чувство тошноты убережет клиента от возможного отказа. В ходе терапевтического сеанса или сеансов консультант может использовать вопросы и другие методы, чтобы помочь клиенту понять цель симптома. Консультант может спросить клиента: «Какую цель преследует тошнота?» или «Если бы ваш желудок мог говорить с вами о свиданиях, что бы он сказал?» (Для получения дополнительной информации о концепции Адлера об органном жаргоне см. книгу 9 2006 г.0109 Чтения по теории индивидуальной психологии , под редакцией Стива Славика и Джона Карлсона.)

После осознания клиентом того, что страх удерживает его или ее от потенциальной возможности, клиент может решить, в сотрудничестве с консультантом, как избавиться от этого страха. Возможно, в основе проблемы лежит то, что клиент считает себя недостойным любви, а тревога является внешним признаком этого основного убеждения. Таким образом, целью консультирования может быть разрушение этого самовосприятия, что позволит клиенту двигаться к любовным отношениям, а не оставаться застрявшим в комплексе неполноценности. Так что смысл в том, чтобы слушать музыку, стоящую за словами, а не сосредотачиваться исключительно на облегчении симптомов. Если консультант и клиент поверхностно облегчают симптом, не обращая внимания на основную цель, то новый симптом займет место старого. В своей книге Понимание человеческой природы Адлер сказал, что мы никогда не должны пренебрегать тем, как клиент использует свои симптомы.

Исходя из этого понимания, консультанты могут рассматривать клиентов как творческих людей, способных решать проблемы, чьи навыки преодоления трудностей больше не работают так, как раньше. Это более обнадеживает клиентов, потому что они начинают видеть себя способными справиться с ситуацией, а не рабами своих симптомов. Эта философия лежит в основе всех техник, которые используют адлерианские консультанты. Индивидуальная психология не о какими чертами, воспоминаниями, опытом, культурным наследием или убеждениями обладает клиент, а как клиент использует эти вещи для выполнения задач повседневной жизни.

Оценка образа жизни

Одним из основных инструментов, которые адлерианские консультанты используют для изучения того, как функционирует клиент, является оценка образа жизни. Образ жизни относится к субъективному взгляду человека на себя, других и мир, который развивается на основе детского опыта и восприятия этого опыта; это не соответствует современному использованию слова образ жизни (например, образ жизни богатых и знаменитых ). Оценки образа жизни могут принимать разные формы: от бумажно-карандашных опросников, таких как BASIS-A Inventory, до серии вопросов, которые больше похожи на беседу, чем на оценку. Целью любой оценки образа жизни является изучение восприятия клиентом его или ее детских переживаний, чтобы обнаружить влияние этих восприятий на текущее функционирование клиента.

Одна очень простая оценка образа жизни включает в себя просьбу клиентов заполнить следующие утверждения: Я ______________. Остальные ______________. Мир ______________. Поэтому, чтобы иметь место, чтобы принадлежать, я _______________________.

Ответы клиента дают некоторое представление о его или ее уникальном отпечатке пальца, о взглядах, которые он или она применяет почти к каждой жизненной ситуации. Например, используя эту конкретную оценку, клиент отвечает: «Я глуп. Другие лучше меня. Мир — страшное место. Поэтому, чтобы иметь место, чтобы принадлежать, я должен попытаться понравиться другим людям».

Как этот клиент может двигаться по жизни? Считаете ли вы, что клиент чувствует себя способным успешно удовлетворять жизненные требования, или лучше предположить, что клиент подходит к жизни с некоторой тревогой, неуверенностью в себе и страхом по поводу того, как приспособиться? Из теории Адлера мы знаем, что образ жизни развивается на основе нашего восприятия детства, поэтому разумным следующим шагом с клиентом (при условии, что мы еще этого не сделали) было бы спросить об отношениях между братьями и сестрами, семейных ценностях и убеждениях и других семейных ценностях. динамика. Более полная картина того, когда, где, как и с кем развились эти убеждения, поможет клиенту глубже понять самого себя.

Хотя мы не можем изменить прошлое клиента, мы можем поддержать и побудить клиента оценить, какие убеждения он или она хочет сохранить и от каких ошибочных выводов о себе он или она хочет отказаться. По мере того, как клиент делает первые шаги к новым мыслям и поведению, роль консультанта по-прежнему заключается в поддержке и поощрении, которые имеют решающее значение для эффективного консультирования по Адлериану.

Ранние воспоминания

Ранние воспоминания являются прекрасным дополнением к оценке образа жизни. На самом деле, многие адлерианцы сказали бы, что без них оценка образа жизни будет неполной. Из всех воспоминаний, которые у нас есть, почему, когда кто-то спрашивает нас о нашем детстве, в голову быстро приходят определенные воспоминания? В свои 19В статье «Значение ранних воспоминаний» Адлер рассуждал о ранних воспоминаниях как о средстве обнаружения «ценных намеков и подсказок в нахождении направления устремления человека. Они помогают выявить ценности, к которым нужно стремиться, и опасности, которых следует избегать. Они помогают нам увидеть, в каком мире, по ощущениям, живет конкретный человек, и какие первые способы обращения с этим миром он обнаружил» (отрывок из книги Генри Штейна «Собрание клинических трудов Альфреда Адлера», том 7 ).

Адлерианские консультанты собирают ранние воспоминания, или СР, потому что они предлагают подтверждающие данные об образе жизни клиента. Базовая техника включает в себя просьбу клиента вспомнить то, что ему было до 10 лет — предпочтительно до 7 лет — и вербально поделиться пришедшим на ум воспоминанием, которое воспроизводится как видео, с началом, серединой и концом, которое имеет начало, середину и конец. чувство, связанное с ним. Работа консультанта состоит в том, чтобы записать воспоминание, которое клиент разделяет, используя как можно больше слов клиента. Когда клиент заканчивает вспоминать воспоминание, консультант спрашивает: «Если бы вы могли приписать чувство всему этому воспоминанию, какое чувство вы бы ему придали?» Записав это общее ощущение, консультант задает второй вопрос: «Если бы вы могли сфотографировать или заморозить определенный кадр самой яркой части этого воспоминания, что бы это было?» После того, как консультант отмечает эту информацию, клиенту задается последний вопрос: «Какое чувство вы бы вызвали, просто взглянув на этот снимок самой яркой части?» Последний шаг — записать чувство, связанное с самой яркой частью этого воспоминания. (Этот процесс полностью объяснен в статье 2004 года под названием «Ранние воспоминания: руководство для практиков», которую я написал вместе с Роем Керном и Дэниелом Экштейном и которая была опубликована в The Журнал индивидуальной психологии .)

Консультантам необходимо собрать как минимум три ER, чтобы иметь достаточно данных для поиска тем. Эти темы, скорее всего, подкрепят информацию об образе жизни, но, что еще более важно, они могут дать представление о существующей проблеме. Есть много способов интерпретировать темы из ER. В 2002 году Артур Кларк написал книгу под названием « Ранние воспоминания: теория и практика консультирования и психотерапии », в которой он подробно объясняет, как интерпретировать ER. Консультантам важно помнить, что процесс обратной связи должен быть совместным. Поэтому консультанты должны с осторожностью делиться темами, которые они видят или слышат, и вместо этого приглашать клиентов поделиться своими предложениями по возможным темам. Некоторые основные идеи интерпретации включают определение того, кто включен (а кто нет) в ER, сколько людей присутствует в ER, уровень детализации включен и какие части подчеркнуты (например, невербальное поведение, соматические жалобы или физические движения). ).

Другим важным моментом при использовании ER является расшифровка того, делятся ли клиенты истинным воспоминанием или это отчет о воспоминании, которое кто-то ранее сообщил им. Настоящие воспоминания будут воспроизводиться как фильм, и к ним будут привязываться чувства, в то время как отчеты обычно не связаны с яркими чувствами, потому что клиенты вспоминают воспоминание только на основе того, что им кто-то сказал. Из психологии развития мы знаем, что склонны запоминать и легче пересказывать события, которые имеют для нас значение, и, как правило, самые значимые события нашей жизни носят эмоциональный характер. Таким образом, наличие определенного чувства, связанного с воспоминанием, является ключом к тому, что воспоминание верно, а не сообщением.

ER также могут быть адаптированы к возрасту или уровню развития клиента. Работая с детьми, консультанты могут спросить о любимых героях сборников рассказов или мультфильмов, любимых библейских историях или любимых сказках. Ключ в том, чтобы спросить , почему эта история или персонаж являются их любимыми, потому что их ответ дает представление о том, как они видят мир. Если ребенок рассказывает, что его любимая история — «Золушка», и причина этого в том, что Золушка больше не подвергается нападкам со стороны ее семьи в конце, то у консультанта может возникнуть ощущение текущих жизненных трудностей ребенка (ощущение, что над ним издеваются или запугивают). ) и ее надежды на будущее (она видит, что жизнь может быть разной). Консультант должен спросить о других любимых историях или персонажах, чтобы более четко определить темы и сильные стороны.

ER полезны для выявления тем образа жизни, связанных с изложенной проблемой, а также сильных сторон, которые можно использовать для поощрения клиентов, когда они пробуют новые мысли и модели поведения.

Социальный интерес

Практики Адлера считают, что Альфред Адлер опередил свое время, когда предложил концепцию Gemeinschaftsgefühl , что означает чувство и активное участие в формировании своего сообщества. Хайнц и Ровена Ансбахер, стремясь упростить это понятие, перевели его как «общественный интерес» в своей работе 1956 книга под названием Индивидуальная психология Альфреда Адлера: систематическое изложение отрывков из его сочинений . Адлер сказал, что наше психическое здоровье выражается в нашей связи с другими и нашем поддерживающем вкладе в общество. Когда мы хорошо относимся к себе, мы склонны делать добро другим людям, что обычно заставляет нас чувствовать себя хорошо и более склонны повторять этот паттерн. Социальный интерес я рассматриваю как внешнее выражение внутренней самооценки или чувства. Если мы чувствуем себя бесполезными, мы, вероятно, убедим себя, что нам уже не помочь и, следовательно, мы не можем помочь кому-либо еще. Напротив, если мы чувствуем себя способными справиться с жизнью, мы можем быть более склонны обращаться к другим.

Как выглядит социальный интерес как стратегия? Проще говоря, консультанты будут поощрять клиентов работать волонтерами или вносить свой вклад в свои сообщества. Это может включать в себя помощь соседу в чем-то или работу волонтером в бесплатной столовой или приюте для животных. Цель состоит в том, чтобы помочь клиентам восстановить связь с внешним миром таким образом, чтобы они чувствовали себя лучше, а также помогали другим.

Для меня этот процесс начинается на первом или двух сеансах, когда я спрашиваю клиентов, каковы их хобби или чем они любят заниматься. Если некоторым клиентам сложно ответить на этот вопрос, перефразируйте вопрос, сосредоточив внимание на моменте, когда они чувствовали себя хорошо в жизни. Что они сделали тогда или что они надеются сделать снова в будущем? Следующим шагом для клиента является выбор одной вещи из своего списка для изучения в качестве возможной волонтерской деятельности (найти место, определить кого-то, кто нуждается в помощи, найти в Интернете местные приюты и т. д.). Постепенно, по мере того, как клиент чувствует себя готовым или демонстрирует прогресс в достижении целей консультирования, консультант поощряет клиента попробовать заниматься определенным видом деятельности только один раз между сеансами и объясняет потенциальные выгоды, которые клиент может получить.

Как и в случае с любым домашним заданием, консультантам необходимо осведомиться о результате деятельности и обработать его вместе с клиентами. Если задание прошло успешно, консультант использует поощрение, чтобы отметить усилия клиента, а затем устанавливает новую цель (например, выполнить задание два раза) на следующую неделю. Если что-то пошло не так, узнайте, что произошло, поблагодарите клиента за то, что он попробовал что-то новое, и оцените возможность выбора другого занятия.

По моему опыту, клиенты — особенно те, кто находится в депрессии или встревожены — сначала колеблются, но как только они начинают изучать возможность помощи другим, их настроение становится более позитивным, что способствует уверенности в завершении деятельности. Я также использовал эту технику с клиентами, борющимися с расстройствами пищевого поведения, и результаты, как правило, также были положительными.

Консультанты должны действовать по своему усмотрению, прежде чем применять эту стратегию, и ориентировать клиентов на интересы, которые с большей вероятностью приведут к положительному результату, особенно в свете целенаправленности симптомов и вызывающих беспокойство. Например, я мог бы не поощрять клиента, у которого в прошлом были расстройства пищевого поведения, стать волонтером в бесплатной столовой, потому что это может спровоцировать возвращение симптомов или нездоровое поведение. Для начала всегда полезно знать своего клиента и то, с чем он или она может справиться.

Собираем все вместе

Эти стратегии хорошо помогают мне с каждым клиентом, которого я встречаю. Они обеспечивают структуру для развития прочного взаимопонимания и всесторонней оценки того, как клиент подходит к жизненным требованиям.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>