Социология что это: Социология | это… Что такое Социология?

Содержание

Социология | это… Что такое Социология?

Запрос «Социологические исследования» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Социоло́гия (от лат. socius — общественный + др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Термин «социология» впервые был введён в научный оборот О. Контом в 1832 году в 47-й лекции «Курса позитивной философии»[1]. По мнению ряда исследователей, О. Конт не был первым, кто ввёл и применил этот термин — известный французский политический деятель и публицист эпохи Великой французской революции и Первой империи аббат Э.-Ж. Сийес на полвека раньше (1780 г.) О. Конта использовал его, вкладывая в термин «социология» (по-французски — «sociologie») несколько иной смысл[2]. В «Курсе позитивной философии» О.Конт обосновывает новую науку — социологию. Конт считал, что социология — это наука, занимающаяся, как и другие науки (формы «позитивного знания»), наблюдением, опытом и сравнением, которые адекватны новому социальному порядку индустриального общества. По мнению Г.Спенсера, основной задачей социологии является изучение эволюционных изменений в социальных структурах и институтах. В. И. Ленин полагал, что только с открытием материалистического понимания истории социология впервые была возведена на ступень науки

[3]. Несмотря на политическую и идеологическую ориентацию марксистской теории общества, следует признать, что она, безусловно, содержала немало ценных идей, обогативших социологическую мысль.

По определению Энтони Гидденса, социология — это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ»[4]. По определению Ядова В. А., социология — это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей. Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком она складываются в ходе социального взаимодействия»

[5].

Вследствие разнообразия подходов (см. мультипарадигматизм), характерного для современного состояния данной дисциплины, «ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным»[6].

Содержание

  • 1 Классификация социологии
  • 2 Понятие социальной реальности и социального пространства
  • 3 Социология как полипарадигмальная наука
  • 4 Социология в рамках позитивизма
  • 5 Макросоциология
  • 6 Микросоциология
  • 7 Методы социологии
  • 8 Социологические труды
    • 8.1 Переводные
    • 8.2 Отечественные
  • 9 Социологические организации
    • 9.1 Организации в России
      • 9.1.1 Научно-исследовательские институты
      • 9.1.2 Исследовательские центры
      • 9.1.3 Ассоциации и общества
      • 9.1.4 Профессиональные журналы
      • 9.1.5 Социологическое образование
    • 9.2 Организации в других странах
      • 9.2.1 Научно-исследовательские центры
      • 9. 2.2 Ассоциации и общества
      • 9.2.3 Профессиональные журналы
  • 10 Направления социологии
  • 11 См. также
    • 11.1 Связанные дисциплины
    • 11.2 Центральные понятия
  • 12 Примечания
  • 13 Ссылки

Классификация социологии

  • Теоретическая социология — социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания[7]. Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной.
  • Эмпирическая социология — это совокупность исследований, основанных на методических и технических приёмах и методах сбора, обработки и анализа (описания) первичной социологической информации. Эмпирическую социологию нередко называют социографией, подчёркивая описательный характер этой дисциплины, или доксографией, поскольку основная её функция видится в изучении общественного мнения, мнений и социальных настроений отдельных социальных групп и общностей, массового (коллективного) сознания и поведения.
  • Прикладная социология — область науки, наиболее приближенная к практике, ориентированная на использование полученных социологических знаний для решения жизненно важных практических задач общества.


В структуре социологии принято выделять три уровня:

  • верхний уровень социологического знания, который также называют общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, — общесоциологическими.
  • средний уровень социологии, объединяющий отраслевые (социология культуры, социология политики, социология права, экономическая социология и др.) и специальные социологические теории (личности, молодёжи, семьи и т. д.).
  • нижний уровень социологической науки — уровень конкретных социологических исследований.

Социологию также подразделяют на макросоциологию и микросоциологию — в зависимости от того, на каком уровне изучается общество — макроуровне или микроуровне. На макроуровне изучаются большие социальные системы и процессы в рамках целого общества, на микроуровне — малые социальные системы и социальные взаимодействия. Макросоциология изучает большие социальные структуры — социальную структуру общества, социальные институты, большие социальные группы, социальные общности и слои, а также процессы, происходящие в них, микросоциология — малые социальные взаимодействия и группы, социальные сети и отношения, возникающие между отдельными людьми.

Понятие социальной реальности и социального пространства

Социальная реальность — пространственно-временная структура, представляющая собой связи между социальными позициями в определённый момент времени. Социальное пространство — самое широкое понятие, использующееся для описания социальной реальности. Большинство социологов определяют его как результирующую социальных связей. Например, Пьер Бурдье считает, что социальное пространство — систематизированные пересечения связей между социальными позициями, обладающими силовым воздействием на людей, занимающих данную социальную позицию. Пётр Штомпка полагает, что социальное пространство — сеть событий в определённый момент времени.
М.Фуко создал концепцию дисциплинарного пространства: способ организации социального пространства есть способ проявления социального контроля, форма власти.
Ю.Лотман рассматривал социальное пространство как разграничения на внутреннее и внешнее. Это семиотический процесс. Внутреннее пространство воспринимается как упорядоченное, организованное, значимое, а внешнее — наоборот. Граница носит символический характер и проявляется через язык, знания, ритуалы.
И.Гофман анализировал микросоциальные пространства и поделил социальное пространства на два плана — передний, соответствующий нормам, и задний, ненормативный.

Социология как полипарадигмальная наука

Парадигма — теоретико-методологическая основа и принцип социологии. Большинство парадигм делится на два направления — макросоциологию и микросоциологию, которые основаны на различном представлении о природе социальной реальности.

Микро- (субъект)Макро- (объект)
1. Понимание социальной реальности
Индивидуальная (номинализм)Надиндивидуальная(холизм)
2. Значение объективных и символических аспектов жизни
Субъективизм (феноменологическое понимание)Объективизм (позитивистское понимание)
3. Значение внешних и внутренних факторов
Внутренние факторы (действие)Внешние факторы (структура)
4. Преобладающие подходы к социальным механизмам
Деятельностно-активистскийСтруктуралистский
5. Степень свободы индивида
Индетерминизм (случайность, абсолютная свобода)Детерминизм (причинная обусловленность)

Социология в рамках позитивизма

С точки зрения методологии позитивизма социология является естественной наукой. Упор на эмпиризм и научные методы даёт основание социологическим исследованиям, предполагая, что единственное аутентичное знание — это научное знание, которое может быть получено путём положительного подтверждения.

«Наша главная цель — расширить научный рационализм, применив его к человеческому поведению… То, что называют нашим позитивизмом, есть не более чем следствие этого рационализма.»

— Эмиль Дюркгейм, «Правила социологического метода» (1895).

В оригинальной контовской трактовке, «позитивизм» означает применение научных методов к раскрытию законов физической и человеческой реальности, тогда как «социология» является более всеобъемлющей наукой, синтезирующей знания о путях улучшения общества.

«Наиболее важным представляется установить иерархию наук — не то как они могут быть упорядочены, но как они должны быть упорядочены, вне зависимости от чьих-либо пристрастий… Конт делает это, используя критерий „позитивности“, или степени определённости наблюдаемых феноменов. Это также является мерой относительной сложности, поскольку точность науки обратно пропорциональна её сложности. Более того, степень этой точности или позитивности, соответственно которой предмет науки может быть описан математически, является индикатором её положения на общей шкале.

Обобщая это правило, Конт выделяет пять групп феноменов в порядке уменьшения их позитивности. Эти группы он называет: астрономия, физика, химия, биология и социология.»

— Лестер Уорд, Очерки социологии (1898).[8]

С тех пор понятие позитивизма утратило своё первоначальное значение: существует не менее дюжины различных эпистемологических подходов, относящих себя к позитивизму. Тем не менее, в современной социологии позитивизм (понимаемый как научный подход к изучению общества) остаётся доминирующей парадигмой, особенно в США.

Французский социолог Луис Вокант выделяет три главные разновидности позитивизма: Дюркгеймовский, логический и инструментальный. Хотя Дюркгейм отвергает большую часть философии Конта, он оставляет и совершенствует её метод. Дюркгейм поддерживает утверждение о том, что науки об обществе являются логическим продолжением естественных наук в сферу человеческой активности, и настаивает на том, что они должны сохранить свои объективность, рационализм и взгляд на причинность.

Он разработал понятие объективного «социального факта» sui generis, для того, чтобы выделить уникальный эмпирический объект, подлежащий изучению в рамках социологии.

Разновидностью позитивизма, которая остаётся преобладающей в наши дни, является инструментальный позитивизм. Этот подход сторонится эпистемологических и метафизических рассуждений о природе социальных фактов в пользу методологических дебатов, касающихся ясности, воспроизводимости, надёжности и достоверности. Такой позитивизм в некоторой степени является синонимом количественных исследований. Институционализация этой ветви социологии часто ставится в заслугу Полу Лазерсфельду, проводившему широкомасштабные социологические исследования и разработавшему статистический инструментарий анализа их результатов. Результатом этого подхода является создание

мезотеорий, если пользоваться терминологией Роберта Мертона: абстрактных утверждений, следующих из отдельных гипотез и эмпирических закономерностей, нежели абстрактных идей об устройстве общества в целом.

Макросоциология

Главной проблемой макросоциологии можно считать вопрос, каким образом в полностью детерминированной социальной реальности может существовать индивидуальная свобода?
Основные концепции: Эмиль Дюркгейм (Структурный функционализм), Т. Парсонс (Структурный функционализм), К. Маркс (Теория социального конфликта), Н. Луман (Теория социальных систем), К. Леви-Стросс, М. Фуко (Структурализм), Р. Дарендорф (системный конфликт).

При макросоциологическом подходе применяются различные концепции социальных изменений — теория прогресса и циклические теории; теории линейной и нелинейной социальной динамики (теории катастроф, экстремальных ситуаций,хаоса, социальной синергетики и др.).
На макросоциологическом уровне анализируется социальная структура общества и её основные элементы:

  • социальные общности:
  • социальные институты;
  • социальные организации;
  • социальные группы.


В макросоциологии рассматриваются проблемы социального неравенства в связи с неравенством социальных позиций:

  • возможностей;
  • ресурсов;
  • результатов.

Микросоциология

Главной проблемой микросоциологии можно считать вопрос — если каждый индивидуален, то как возможны общие значения, на основании которых существует взаимосвязь между индивидами?
Теории разрабатывали: Макс Вебер (Понимающая социология), Д. Хоманс, П. Блау (Теория социального обмена), Д. Г. Мид (Интеракционизм), А. Щюц (социальная феноменология), Г. Гарфинкель (этнометодология).
Подход базируется на идеях М. Вебера. Социальную реальность следует интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков.

В рамках этой парадигмы сформулирована теорема Томаса: Если ситуация определяется человеком как реальная, то она реальна по своим последствиям.

Во всех макросоциологических моделях не принимаются во внимание индивидуальные черты личности. В свою очередь, все микросоциологические модели определяют человека и личность, исходя только из индивидуальных компонентов. Сохраняется дилемма человек-общество, адекватных синтетических попыток пока нет.

Концепции личности в микросоциологии ищут ответ на вопрос, какова структура личности, то есть, устойчивая система качеств, позволяющая демонстрировать устойчивое поведение. Основные концепции:

  1. Диспозиционная структура личности (Уильям Томас, Флориан Знанецкий).
  2. Я-концепция, Зеркальное «Я» (Чарльз Кули, Эрик Эрикссон).
  3. Ролевая концепция, теория ролей (Джордж Герберт Мид, Чарльз Кули).

В рамках микросоциологии рассматриваются также социализация, социальное действие, социальное взаимодействие, изучаются малые группы.

Методы социологии

Теоретические концепции — основа для эмпирических исследований. В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные — это статистические и математические методы.

Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими.

Социология считается молодой наукой, которая ещё находится в процессе становления. Существует множество отраслей социологии, их число продолжает расти. С социологией также тесно связаны такие науки, как психология, политология, культурология, антропология и другие гуманитарные дисциплины.

Социология как наука использует ряд методов:

Источник информацииМетоды
ДокументальныйАнализ документов, контент-анализ.
Внешние проявления социальных явленийНаблюдение
ЧеловекОпрос (анкета, интервью)
Малая группаСоциометрический опрос
Социальный опытЭкспертный опрос
Организованная группаЭксперимент

1. Наблюдение — это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включённым и не включённым. Научное наблюдение доказывается на практике. Включённое наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри». Также наблюдение может быть скрытым или открытым, в зависимости от того, знает ли объект наблюдения об этом.

2. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.

3. Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:

  • вводная часть (введение в проблему),
  • основная часть (вопросы по проблеме),
  • заключительная часть (социальная).

4. Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное.

5. Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографий, произведений, картин, печатных СМИ и т.  п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка[9].

Социологические труды

Переводные

  • Смелзер, Нейл Социология. http://www.scepsis.ru/library/id_580.html
  • Дюркгейм, Эмиль Метод социологии. http://soc.lib.ru/su/158.rar
  • Бурдье, Пьер http://bourdieu.name/
  • Гидденс, Энтони Социология. http://socioline.ru/node/440
  • Зомбарт, Вернер Социология. http://sociolog.in.ua/view_book.php?id=1488

Отечественные

  • Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом.- М., 1989.
  • Бутенко И. А. Как провести социологическое исследование.- М., 1990.
  • Гофман, Александр Семь лекций по истории социологии. http://soc.lib.ru/su/354.rar
  • Дугин А. Г. «Структурная социология» М. , 2010.
  • Зиновьев, Александр Александрович http://zinoviev.ru/
  • Ядов, Владимир Александрович Стратегия социологического исследования. http://soc.lib.ru/su/565.rar (12 мб)
  • Большой список публикаций, многие с полными текстами на сайте Института социологии РАН
  • История социологии на социологическом ресурсе soci-all.ru, посвященном проблемам социологии и антропологии
  • Библиотека трудов, изданная Центром социального прогнозирования и маркетинга. Практически все с полными текстами.
  • Учебное пособие «Прикладная социология: методология и методы. Интерактивное учебное пособие». Пособие снабжено сборником задач, разработанным М. К. Горшковым и Ф. Э. Шереги

Социологические организации

Организации в России

Научно-исследовательские институты
  • Институт социологии образования РАО
  • Институт социологии РАН
  • Институт социально-политических исследований РАН
Исследовательские центры
  • Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
  • Левада-Центр (Аналитический центр Юрия Левады)
  • Исследовательский центр портала Superjob. ru
  • Служба изучения общественного мнения «Vox Populi»
  • Фонд «Общественное мнение»
  • Центр консервативных исследований
  • Институт сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ)
  • Центр независимых социологических исследований (ЦНСИ, директор Воронков В. М.)
  • Центр социального прогнозирования и маркетинга (ЦСПиМ), директор Шереги)
Ассоциации и общества
  • Русское социологическое общество им. М. М. Ковалевского (1916—1922, 1993—)
  • Российское общество социологов (1989—)
  • Содружество профессиональных социологов (1993—)
  • Гильдия исследователей общественного мнения и рынка (1997—)
  • Российская социологическая ассоциация (2003—)
  • Союз социологов России (2007—)
Профессиональные журналы
  • Вестник общественного мнения
  • Мониторинг общественного мнения
  • Социологические исследования
  • Социологический журнал
  • Социология:4М (Социология: методология, методы, математические модели)
  • Журнал социологии и социальной антропологии
  • Вестник Института социологии
Социологическое образование
  • Новосибирский Государственный Университет — Экономический факультет, кафедра общей социологии
  • Социологический факультет МГУ
  • Факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета
  • Российский Государственный Гуманитарный Университет — социологический факультет
  • Российский Государственный Социальный университет
  • Государственный университет — Высшая школа экономики
  • Европейский университет в Санкт-Петербурге
  • Факультет социологии Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН). Декан В. А. Ядов
  • Центр социологического и политологического образования Института социологии РАН
  • Воронежский государственный университет − Исторический факультет, Кафедра социологии и политологии
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет — факультет журналистики и социологии, Кафедра социологии
  • Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена — факультет социальных наук, кафедра истории и теории социологии
  • Вятский Государственный Гуманитарный Университет — факультет философии и культурологии, кафедра философии и социологии
  • Государственный Университет Министерства Финансов Российской Федерации
  • Факультет социологии и права Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт»

Организации в других странах

Научно-исследовательские центры
Ассоциации и общества
  • Международная социологическая ассоциация
  • Социологическая ассоциация Украины
Профессиональные журналы
  • Американский журнал социологии
  • Американский журнал экономики и социологии

Направления социологии

  • Гендерная социология
  • Математические методы в социологии
  • метасоциология
  • Социология города
  • Социология пространства
  • Социология знания
  • Социология коммуникаций
  • Социология культуры
  • Социология медицины
  • Социология молодёжи
  • Социология науки
  • Социология научного знания
  • Социология образования
  • Социология организаций
  • Социология политики
  • Социология права
  • Социология психиатрии
  • Социология публичной сферы
  • Социология религии
  • Социология семьи
  • Социология труда
  • Социология управления
  • Социология эмоций
  • Экономическая социология
  • Экосоциология
  • Этносоциология

См.

также
  • История социологии
  • Список социологов
  • День социолога
  • Социальная работа
Связанные дисциплины
  • Социальная антропология
  • Социальная философия
  • Социальная психология
  • Политология
  • Обществознание
  • Демография
  • Социометрия
  • Статистика
  • Биосоциология
  • Децессионизм
Центральные понятия
  • Социализация
  • Общество
  • Человечество
  • Цивилизация
  • Власть
  • Стратификация
  • Индивид
  • Личность
  • Социальное действие
  • Социальная мобильность

Примечания

  1. О. Конт
  2. Кутуев П. Социология: исторические истоки и современные трансформации
  3. http://ecsocman.hse.ru/data/292/684/1219/92_plekhanovx20-x20lenin.doc
  4. Гидденс Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — С. 24.
  5. Социологический словарь: Пер. с англ. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. — С. 304.
  6. Там же, С. 449.
  7. Глоссарий. Определение понятия «Теоретическая социология»
  8. Лестер Уорд, Очерки социологии. КД Либроком, 2009. ISBN 978-5-397-00888-4
  9. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.— Самара: Издательство «Самарский университет», 1995.— С.135

Ссылки

  • Книги по социологии, дипломы, статьи в библиотеке SOCINF
  • Социология, ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ, принципы управления и социология
  • Альманах «Социологос»
  • Государственный рубрикатор научно-технической информации (по состоянию на 2001 год): 04 Социология
  • Джамалудинов Г. М. Социология и интеграция социально-гуманитарного образования студентов // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 29-31.
  • Социологический портал. Социальные науки и социология в Беларуси, России, Украине
  • Информационно-образовательный портал по социологии
  • Большая электронная библиотека социологической литературы
  • Подборка публикаций (многие с полными текстами) по различным отраслям социологии на официальном портале Института социологии РАН
  • Книги по социологии в библиотеке Гумер
  • Национальная социологическая энциклопедия
  • Общество. Политика. Экономика
  • Социологический поисковик
  • Социология в библиотеке журнала «Скепсис»
  • Статьи по социологии из научных библиотек
  • Социология, психология, управление
  • Статистические методы в социологии
  • Экономика, социология, менеджмент.
  • Лекции по социологии
  • Лекции по социологии. ИНЖЭКОН
  • Библиотека книг и статей (с полными текстами) по социологии на сайте Центра социального прогнозирования и маркетинга
  • Егоров В. И. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КРИЗИС В РОССИИ, ЕГО ИСТОКИ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВА.. — 1999.
  • Шереги Ф. Э. Категориальные модели в социологии

Социология | это… Что такое Социология?

Запрос «Социологические исследования» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Социоло́гия (от лат. socius — общественный + др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Термин «социология» впервые был введён в научный оборот О. Контом в 1832 году в 47-й лекции «Курса позитивной философии»[1]. По мнению ряда исследователей, О. Конт не был первым, кто ввёл и применил этот термин — известный французский политический деятель и публицист эпохи Великой французской революции и Первой империи аббат Э.-Ж. Сийес на полвека раньше (1780 г.) О. Конта использовал его, вкладывая в термин «социология» (по-французски — «sociologie») несколько иной смысл[2]. В «Курсе позитивной философии» О.Конт обосновывает новую науку — социологию. Конт считал, что социология — это наука, занимающаяся, как и другие науки (формы «позитивного знания»), наблюдением, опытом и сравнением, которые адекватны новому социальному порядку индустриального общества. По мнению Г.Спенсера, основной задачей социологии является изучение эволюционных изменений в социальных структурах и институтах. В. И. Ленин полагал, что только с открытием материалистического понимания истории социология впервые была возведена на ступень науки[3]. Несмотря на политическую и идеологическую ориентацию марксистской теории общества, следует признать, что она, безусловно, содержала немало ценных идей, обогативших социологическую мысль.

По определению Энтони Гидденса, социология — это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ»[4]. По определению Ядова В. А., социология — это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей. Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком она складываются в ходе социального взаимодействия»[5].

Вследствие разнообразия подходов (см. мультипарадигматизм), характерного для современного состояния данной дисциплины, «ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным»[6].

Содержание

  • 1 Классификация социологии
  • 2 Понятие социальной реальности и социального пространства
  • 3 Социология как полипарадигмальная наука
  • 4 Социология в рамках позитивизма
  • 5 Макросоциология
  • 6 Микросоциология
  • 7 Методы социологии
  • 8 Социологические труды
    • 8. 1 Переводные
    • 8.2 Отечественные
  • 9 Социологические организации
    • 9.1 Организации в России
      • 9.1.1 Научно-исследовательские институты
      • 9.1.2 Исследовательские центры
      • 9.1.3 Ассоциации и общества
      • 9.1.4 Профессиональные журналы
      • 9.1.5 Социологическое образование
    • 9.2 Организации в других странах
      • 9.2.1 Научно-исследовательские центры
      • 9.2.2 Ассоциации и общества
      • 9.2.3 Профессиональные журналы
  • 10 Направления социологии
  • 11 См. также
    • 11.1 Связанные дисциплины
    • 11.2 Центральные понятия
  • 12 Примечания
  • 13 Ссылки

Классификация социологии

  • Теоретическая социология — социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания[7]. Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной.
  • Эмпирическая социология — это совокупность исследований, основанных на методических и технических приёмах и методах сбора, обработки и анализа (описания) первичной социологической информации. Эмпирическую социологию нередко называют социографией, подчёркивая описательный характер этой дисциплины, или доксографией, поскольку основная её функция видится в изучении общественного мнения, мнений и социальных настроений отдельных социальных групп и общностей, массового (коллективного) сознания и поведения.
  • Прикладная социология — область науки, наиболее приближенная к практике, ориентированная на использование полученных социологических знаний для решения жизненно важных практических задач общества.


В структуре социологии принято выделять три уровня:

  • верхний уровень социологического знания, который также называют общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, — общесоциологическими.
  • средний уровень социологии, объединяющий отраслевые (социология культуры, социология политики, социология права, экономическая социология и др.) и специальные социологические теории (личности, молодёжи, семьи и т. д.).
  • нижний уровень социологической науки — уровень конкретных социологических исследований.

Социологию также подразделяют на макросоциологию и микросоциологию — в зависимости от того, на каком уровне изучается общество — макроуровне или микроуровне. На макроуровне изучаются большие социальные системы и процессы в рамках целого общества, на микроуровне — малые социальные системы и социальные взаимодействия. Макросоциология изучает большие социальные структуры — социальную структуру общества, социальные институты, большие социальные группы, социальные общности и слои, а также процессы, происходящие в них, микросоциология — малые социальные взаимодействия и группы, социальные сети и отношения, возникающие между отдельными людьми.

Понятие социальной реальности и социального пространства

Социальная реальность — пространственно-временная структура, представляющая собой связи между социальными позициями в определённый момент времени. Социальное пространство — самое широкое понятие, использующееся для описания социальной реальности. Большинство социологов определяют его как результирующую социальных связей. Например, Пьер Бурдье считает, что социальное пространство — систематизированные пересечения связей между социальными позициями, обладающими силовым воздействием на людей, занимающих данную социальную позицию. Пётр Штомпка полагает, что социальное пространство — сеть событий в определённый момент времени.
М.Фуко создал концепцию дисциплинарного пространства: способ организации социального пространства есть способ проявления социального контроля, форма власти.
Ю.Лотман рассматривал социальное пространство как разграничения на внутреннее и внешнее. Это семиотический процесс. Внутреннее пространство воспринимается как упорядоченное, организованное, значимое, а внешнее — наоборот. Граница носит символический характер и проявляется через язык, знания, ритуалы.
И.Гофман анализировал микросоциальные пространства и поделил социальное пространства на два плана — передний, соответствующий нормам, и задний, ненормативный.

Социология как полипарадигмальная наука

Парадигма — теоретико-методологическая основа и принцип социологии. Большинство парадигм делится на два направления — макросоциологию и микросоциологию, которые основаны на различном представлении о природе социальной реальности.

Микро- (субъект)Макро- (объект)
1. Понимание социальной реальности
Индивидуальная (номинализм)Надиндивидуальная(холизм)
2. Значение объективных и символических аспектов жизни
Субъективизм (феноменологическое понимание)Объективизм (позитивистское понимание)
3. Значение внешних и внутренних факторов
Внутренние факторы (действие)Внешние факторы (структура)
4. Преобладающие подходы к социальным механизмам
Деятельностно-активистскийСтруктуралистский
5. Степень свободы индивида
Индетерминизм (случайность, абсолютная свобода)Детерминизм (причинная обусловленность)

Социология в рамках позитивизма

С точки зрения методологии позитивизма социология является естественной наукой. Упор на эмпиризм и научные методы даёт основание социологическим исследованиям, предполагая, что единственное аутентичное знание — это научное знание, которое может быть получено путём положительного подтверждения.

«Наша главная цель — расширить научный рационализм, применив его к человеческому поведению… То, что называют нашим позитивизмом, есть не более чем следствие этого рационализма.»

— Эмиль Дюркгейм, «Правила социологического метода» (1895).

В оригинальной контовской трактовке, «позитивизм» означает применение научных методов к раскрытию законов физической и человеческой реальности, тогда как «социология» является более всеобъемлющей наукой, синтезирующей знания о путях улучшения общества.

«Наиболее важным представляется установить иерархию наук — не то как они могут быть упорядочены, но как они должны быть упорядочены, вне зависимости от чьих-либо пристрастий… Конт делает это, используя критерий „позитивности“, или степени определённости наблюдаемых феноменов. Это также является мерой относительной сложности, поскольку точность науки обратно пропорциональна её сложности. Более того, степень этой точности или позитивности, соответственно которой предмет науки может быть описан математически, является индикатором её положения на общей шкале. Обобщая это правило, Конт выделяет пять групп феноменов в порядке уменьшения их позитивности. Эти группы он называет: астрономия, физика, химия, биология и социология.»

— Лестер Уорд, Очерки социологии (1898).[8]

С тех пор понятие позитивизма утратило своё первоначальное значение: существует не менее дюжины различных эпистемологических подходов, относящих себя к позитивизму. Тем не менее, в современной социологии позитивизм (понимаемый как научный подход к изучению общества) остаётся доминирующей парадигмой, особенно в США.

Французский социолог Луис Вокант выделяет три главные разновидности позитивизма: Дюркгеймовский, логический и инструментальный. Хотя Дюркгейм отвергает большую часть философии Конта, он оставляет и совершенствует её метод. Дюркгейм поддерживает утверждение о том, что науки об обществе являются логическим продолжением естественных наук в сферу человеческой активности, и настаивает на том, что они должны сохранить свои объективность, рационализм и взгляд на причинность. Он разработал понятие объективного «социального факта» sui generis, для того, чтобы выделить уникальный эмпирический объект, подлежащий изучению в рамках социологии.

Разновидностью позитивизма, которая остаётся преобладающей в наши дни, является инструментальный позитивизм. Этот подход сторонится эпистемологических и метафизических рассуждений о природе социальных фактов в пользу методологических дебатов, касающихся ясности, воспроизводимости, надёжности и достоверности. Такой позитивизм в некоторой степени является синонимом количественных исследований. Институционализация этой ветви социологии часто ставится в заслугу Полу Лазерсфельду, проводившему широкомасштабные социологические исследования и разработавшему статистический инструментарий анализа их результатов. Результатом этого подхода является создание мезотеорий, если пользоваться терминологией Роберта Мертона: абстрактных утверждений, следующих из отдельных гипотез и эмпирических закономерностей, нежели абстрактных идей об устройстве общества в целом.

Макросоциология

Главной проблемой макросоциологии можно считать вопрос, каким образом в полностью детерминированной социальной реальности может существовать индивидуальная свобода?
Основные концепции: Эмиль Дюркгейм (Структурный функционализм), Т. Парсонс (Структурный функционализм), К. Маркс (Теория социального конфликта), Н. Луман (Теория социальных систем), К. Леви-Стросс, М. Фуко (Структурализм), Р. Дарендорф (системный конфликт).

При макросоциологическом подходе применяются различные концепции социальных изменений — теория прогресса и циклические теории; теории линейной и нелинейной социальной динамики (теории катастроф, экстремальных ситуаций,хаоса, социальной синергетики и др. ).
На макросоциологическом уровне анализируется социальная структура общества и её основные элементы:

  • социальные общности:
  • социальные институты;
  • социальные организации;
  • социальные группы.


В макросоциологии рассматриваются проблемы социального неравенства в связи с неравенством социальных позиций:

  • возможностей;
  • ресурсов;
  • результатов.

Микросоциология

Главной проблемой микросоциологии можно считать вопрос — если каждый индивидуален, то как возможны общие значения, на основании которых существует взаимосвязь между индивидами?
Теории разрабатывали: Макс Вебер (Понимающая социология), Д. Хоманс, П. Блау (Теория социального обмена), Д. Г. Мид (Интеракционизм), А. Щюц (социальная феноменология), Г. Гарфинкель (этнометодология).
Подход базируется на идеях М. Вебера. Социальную реальность следует интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков.

В рамках этой парадигмы сформулирована теорема Томаса: Если ситуация определяется человеком как реальная, то она реальна по своим последствиям.

Во всех макросоциологических моделях не принимаются во внимание индивидуальные черты личности. В свою очередь, все микросоциологические модели определяют человека и личность, исходя только из индивидуальных компонентов. Сохраняется дилемма человек-общество, адекватных синтетических попыток пока нет.

Концепции личности в микросоциологии ищут ответ на вопрос, какова структура личности, то есть, устойчивая система качеств, позволяющая демонстрировать устойчивое поведение. Основные концепции:

  1. Диспозиционная структура личности (Уильям Томас, Флориан Знанецкий).
  2. Я-концепция, Зеркальное «Я» (Чарльз Кули, Эрик Эрикссон).
  3. Ролевая концепция, теория ролей (Джордж Герберт Мид, Чарльз Кули).

В рамках микросоциологии рассматриваются также социализация, социальное действие, социальное взаимодействие, изучаются малые группы.

Методы социологии

Теоретические концепции — основа для эмпирических исследований. В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные — это статистические и математические методы.

Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими.

Социология считается молодой наукой, которая ещё находится в процессе становления. Существует множество отраслей социологии, их число продолжает расти. С социологией также тесно связаны такие науки, как психология, политология, культурология, антропология и другие гуманитарные дисциплины.

Социология как наука использует ряд методов:

Источник информацииМетоды
ДокументальныйАнализ документов, контент-анализ.
Внешние проявления социальных явленийНаблюдение
ЧеловекОпрос (анкета, интервью)
Малая группаСоциометрический опрос
Социальный опытЭкспертный опрос
Организованная группаЭксперимент

1. Наблюдение — это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включённым и не включённым. Научное наблюдение доказывается на практике. Включённое наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри». Также наблюдение может быть скрытым или открытым, в зависимости от того, знает ли объект наблюдения об этом.

2. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.

3. Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:

  • вводная часть (введение в проблему),
  • основная часть (вопросы по проблеме),
  • заключительная часть (социальная).

4. Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное.

5. Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографий, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка[9].

Социологические труды

Переводные

  • Смелзер, Нейл Социология. http://www.scepsis.ru/library/id_580.html
  • Дюркгейм, Эмиль Метод социологии. http://soc.lib.ru/su/158.rar
  • Бурдье, Пьер http://bourdieu.name/
  • Гидденс, Энтони Социология. http://socioline.ru/node/440
  • Зомбарт, Вернер Социология. http://sociolog.in.ua/view_book.php?id=1488

Отечественные

  • Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом.- М., 1989.
  • Бутенко И. А. Как провести социологическое исследование.- М., 1990.
  • Гофман, Александр Семь лекций по истории социологии. http://soc.lib.ru/su/354.rar
  • Дугин А. Г. «Структурная социология» М., 2010.
  • Зиновьев, Александр Александрович http://zinoviev.ru/
  • Ядов, Владимир Александрович Стратегия социологического исследования. http://soc.lib.ru/su/565.rar (12 мб)
  • Большой список публикаций, многие с полными текстами на сайте Института социологии РАН
  • История социологии на социологическом ресурсе soci-all.ru, посвященном проблемам социологии и антропологии
  • Библиотека трудов, изданная Центром социального прогнозирования и маркетинга. Практически все с полными текстами.
  • Учебное пособие «Прикладная социология: методология и методы. Интерактивное учебное пособие». Пособие снабжено сборником задач, разработанным М. К. Горшковым и Ф. Э. Шереги

Социологические организации

Организации в России

Научно-исследовательские институты
  • Институт социологии образования РАО
  • Институт социологии РАН
  • Институт социально-политических исследований РАН
Исследовательские центры
  • Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
  • Левада-Центр (Аналитический центр Юрия Левады)
  • Исследовательский центр портала Superjob. ru
  • Служба изучения общественного мнения «Vox Populi»
  • Фонд «Общественное мнение»
  • Центр консервативных исследований
  • Институт сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ)
  • Центр независимых социологических исследований (ЦНСИ, директор Воронков В. М.)
  • Центр социального прогнозирования и маркетинга (ЦСПиМ), директор Шереги)
Ассоциации и общества
  • Русское социологическое общество им. М. М. Ковалевского (1916—1922, 1993—)
  • Российское общество социологов (1989—)
  • Содружество профессиональных социологов (1993—)
  • Гильдия исследователей общественного мнения и рынка (1997—)
  • Российская социологическая ассоциация (2003—)
  • Союз социологов России (2007—)
Профессиональные журналы
  • Вестник общественного мнения
  • Мониторинг общественного мнения
  • Социологические исследования
  • Социологический журнал
  • Социология:4М (Социология: методология, методы, математические модели)
  • Журнал социологии и социальной антропологии
  • Вестник Института социологии
Социологическое образование
  • Новосибирский Государственный Университет — Экономический факультет, кафедра общей социологии
  • Социологический факультет МГУ
  • Факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета
  • Российский Государственный Гуманитарный Университет — социологический факультет
  • Российский Государственный Социальный университет
  • Государственный университет — Высшая школа экономики
  • Европейский университет в Санкт-Петербурге
  • Факультет социологии Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН). Декан В. А. Ядов
  • Центр социологического и политологического образования Института социологии РАН
  • Воронежский государственный университет − Исторический факультет, Кафедра социологии и политологии
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет — факультет журналистики и социологии, Кафедра социологии
  • Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена — факультет социальных наук, кафедра истории и теории социологии
  • Вятский Государственный Гуманитарный Университет — факультет философии и культурологии, кафедра философии и социологии
  • Государственный Университет Министерства Финансов Российской Федерации
  • Факультет социологии и права Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт»

Организации в других странах

Научно-исследовательские центры
Ассоциации и общества
  • Международная социологическая ассоциация
  • Социологическая ассоциация Украины
Профессиональные журналы
  • Американский журнал социологии
  • Американский журнал экономики и социологии

Направления социологии

  • Гендерная социология
  • Математические методы в социологии
  • метасоциология
  • Социология города
  • Социология пространства
  • Социология знания
  • Социология коммуникаций
  • Социология культуры
  • Социология медицины
  • Социология молодёжи
  • Социология науки
  • Социология научного знания
  • Социология образования
  • Социология организаций
  • Социология политики
  • Социология права
  • Социология психиатрии
  • Социология публичной сферы
  • Социология религии
  • Социология семьи
  • Социология труда
  • Социология управления
  • Социология эмоций
  • Экономическая социология
  • Экосоциология
  • Этносоциология

См.

также
  • История социологии
  • Список социологов
  • День социолога
  • Социальная работа
Связанные дисциплины
  • Социальная антропология
  • Социальная философия
  • Социальная психология
  • Политология
  • Обществознание
  • Демография
  • Социометрия
  • Статистика
  • Биосоциология
  • Децессионизм
Центральные понятия
  • Социализация
  • Общество
  • Человечество
  • Цивилизация
  • Власть
  • Стратификация
  • Индивид
  • Личность
  • Социальное действие
  • Социальная мобильность

Примечания

  1. О. Конт
  2. Кутуев П. Социология: исторические истоки и современные трансформации
  3. http://ecsocman.hse.ru/data/292/684/1219/92_plekhanovx20-x20lenin.doc
  4. Гидденс Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — С. 24.
  5. Социологический словарь: Пер. с англ. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. — С. 304.
  6. Там же, С. 449.
  7. Глоссарий. Определение понятия «Теоретическая социология»
  8. Лестер Уорд, Очерки социологии. КД Либроком, 2009. ISBN 978-5-397-00888-4
  9. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.— Самара: Издательство «Самарский университет», 1995.— С.135

Ссылки

  • Книги по социологии, дипломы, статьи в библиотеке SOCINF
  • Социология, ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ, принципы управления и социология
  • Альманах «Социологос»
  • Государственный рубрикатор научно-технической информации (по состоянию на 2001 год): 04 Социология
  • Джамалудинов Г. М. Социология и интеграция социально-гуманитарного образования студентов // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 29-31.
  • Социологический портал. Социальные науки и социология в Беларуси, России, Украине
  • Информационно-образовательный портал по социологии
  • Большая электронная библиотека социологической литературы
  • Подборка публикаций (многие с полными текстами) по различным отраслям социологии на официальном портале Института социологии РАН
  • Книги по социологии в библиотеке Гумер
  • Национальная социологическая энциклопедия
  • Общество. Политика. Экономика
  • Социологический поисковик
  • Социология в библиотеке журнала «Скепсис»
  • Статьи по социологии из научных библиотек
  • Социология, психология, управление
  • Статистические методы в социологии
  • Экономика, социология, менеджмент.
  • Лекции по социологии
  • Лекции по социологии. ИНЖЭКОН
  • Библиотека книг и статей (с полными текстами) по социологии на сайте Центра социального прогнозирования и маркетинга
  • Егоров В. И. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КРИЗИС В РОССИИ, ЕГО ИСТОКИ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВА.. — 1999.
  • Шереги Ф. Э. Категориальные модели в социологии

Что такое социология? | North Central College

НАСКОЛЬКО СОЦИОЛОГИЯ АКТУАЛЬНА СЕГОДНЯ?

Корсино говорит, что социология может помочь объяснить многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся как современное общество. Ссылаясь на Эмиля Дюркгейма, французского социолога, который говорил о «коллективной совести», он поясняет: «Это общий набор эмоций, которые удерживают нас вместе и позволяют нам иметь гражданское общество, в котором мы можем разговаривать друг с другом с чувством порядочности. Есть инфраструктура, с которой мы согласны, — вежливость и способы общения. Когда это нарушается — когда мы больше не разделяем общих идей — это лишает нас возможности разговаривать друг с другом и решать проблемы. Сегодня в нынешнем политическом процессе и на общественной арене общее доверие сомнительно».

Существуют различные виды социологии, которые позволяют вам заниматься тем, что соответствует вашим интересам. По словам Кроссмана, области социологических исследований и приложений развиваются вместе с обществом, и многие из них являются относительно новыми. Она приводит следующие примеры:

  • Глобализация 
  • Раса и этническая принадлежность 
  • Потребление
  • Семья 
  • Социальное неравенство 
  • Знание 
  • Демография 
  • Здоровье и болезнь
  • Работа и промышленность
  • Образование
  • Религия

К списку Корсино добавил бы Социальный Класс, Пол, Город/Сообщество и Криминологию.

Отражая актуальность социологии сегодня, в пресс-релизе ASA, написанном Прити Васиштхой, директором по связям с общественностью ASA, перечислены темы, затронутые на ежегодном собрании ассоциации в 2022 году. Каждая тема актуальна: насилие с применением огнестрельного оружия, полицейская деятельность, незащищенность жилья, право на аборт, изменение климата и COVID-19.пандемия.

ЧТО ТАКОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ СТЕПЕНЬ?

Хотя все школы разные, пути, ведущие к получению степени в области социологии, имеют общие черты. Например, вы можете ожидать, что исследование будет важным. Чтобы увидеть, к чему это может привести, может быть полезно получить обзор 10 тем социологии для исследования и важных методов исследования в социологии.

Школы могут различаться по своему подходу к преподаванию социологии, поэтому важно сравнивать последовательность курсов в разных учебных заведениях. Например, в North Central, по словам Корсино, студенты, изучающие социологию, могут ожидать, что учебная программа будет развиваться следующим образом:

  • Начальные курсы познакомят вас с социологическим воображением и с тем, что такое социология.
  • В курсовой работе особое внимание уделяется различным способам сбора и применения социологических данных, а также изучению социологической теории.
  • Наконец, курсы старших классов сосредоточены на изучении проблем социального неравенства и социальной справедливости. На этом этапе вы можете выбрать интересующие вас области, такие как семейная динамика, преступность, раса, религия и социальная мобильность.

На каждом этапе курсовой работы особое внимание уделяется совместному обучению, сбору оригинальных данных и решению реальных проблем в таких близлежащих условиях, как Чикаго или такие далекие, как Гватемала и Япония. Если для вас важно получить глобальную перспективу, то программа по социологии, подобная программе North Central, может быть привлекательной.

ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ СО СТЕПЕНЬЮ СОЦИОЛОГИИ?

Как насчет карьеры? Когда Корсино встречается с нынешними и будущими студентами по поводу объявления специальности социология, они часто спрашивают: что я могу сделать со степенью социологии? Он отмечает, что в отличие от специальности, у которой есть четкий и узкий карьерный путь, получение степени социолога в North Central открывает широкий спектр возможностей.

Корсино считает это положительным моментом. Независимо от того, поступаете ли вы в аспирантуру или сразу начинаете работать после ее окончания, исследования и навыки, полученные при изучении социологии, могут подготовить вас ко многим областям. Среди них здравоохранение, правоохранительные органы, политика, защита интересов, социальная работа, окружающая среда, общественные отношения, образование, право, исследования, обучение и лидерство в некоммерческих организациях.

Ваш следующий шаг в личном и профессиональном путешествии — это просто… ваш следующий шаг. Вместо того, чтобы беспокоиться или перегружаться, воспользуйтесь возможностью проложить свой собственный путь, начав с определения того, какая школа и область обучения лучше всего подходят для вас. Если вы чувствуете, что вам нужно больше времени, чтобы обдумать варианты, прислушайтесь к своему внутреннему голосу и поищите дополнительную информацию. Сроки подачи заявок могут вызвать стресс, но некоторые школы, такие как North Central, принимают онлайн-заявки на непрерывной основе в течение всего года.

В конечном счете, важнее всего то, что вы окажетесь там, где чувствуете себя хорошо и сопричастно, и чувствуете вызов и воодушевление по поводу пути, по которому идете.

Ким МакГрегор — главный редактор и исполнительный спичрайтер отдела коммуникаций Северного центрального колледжа. У нее многолетний опыт работы стратегом в области коммуникаций и писателем в области журналистики, маркетинга и продвижения некоммерческих организаций. Она имеет степень бакалавра журналистики Университета Маркетт.

 

Источники:

Американская социологическая ассоциация. https://www.asanet.org

Кроссман, Эшли. «Введение в социологию». МысльКо, 9 октября, 2021 г., https://www.thoughtco.com/what-is-sociology-3026639.

Майти, Суканья. «10 великих женщин-социологов и их вклад». Социологическая группа. https://www.sociologygroup.com/woman-sociologist-contributions/.

1.1 Что такое социология? — Введение в социологию 3e

Цели обучения

К концу этого раздела вы должны уметь:

  • Объяснять основные понятия социологии.
  • Опишите, как развивались различные социологические взгляды.

Что такое общество и культура?

Рисунок 1,2 Социологи узнают об обществе, изучая индивидуальные и групповые взаимодействия. (Фото: GlacierNPS/Flickr)

Социология — это научное и систематическое изучение групп и групповых взаимодействий, обществ и социальных взаимодействий, от малых и личных групп до очень больших групп. Группа людей, живущих в определенной географической области, взаимодействующих друг с другом и разделяющих общую культуру, — это то, что социологи называют обществом.

Социологи изучают все аспекты и уровни общества. Социологи, работающие на микроуровне, изучают небольшие группы и индивидуальные взаимодействия, в то время как те, кто использует анализ на макроуровне, изучают тенденции между большими группами и обществами и между ними. Например, исследование на микроуровне может рассмотреть принятые правила разговора в различных группах, таких как подростки или бизнес-профессионалы. Напротив, анализ на макроуровне может исследовать способы изменения использования языка с течением времени или в социальных сетях.

Термин «культура» относится к общим практикам, ценностям и убеждениям группы. Культура охватывает образ жизни группы, от рутинных повседневных взаимодействий до наиболее важных частей жизни членов группы. Он включает в себя все, что производится обществом, включая все социальные правила.

Социологи часто изучают культуру, используя социологическое воображение, которое социолог-первопроходец К. Райт Миллс описал как осознание взаимосвязи между поведением и опытом человека и более широкой культурой, формирующей выбор и восприятие человека. Это способ увидеть наше собственное поведение и поведение других людей по отношению к истории и социальной структуре (19).59). Одной из иллюстраций этого является решение человека жениться. В Соединенных Штатах на этот выбор сильно влияют индивидуальные чувства. Однако социальная приемлемость брака в зависимости от обстоятельств человека также играет роль.

Помните, однако, что культура является продуктом людей в обществе. Социологи стараются не относиться к понятию «культура», как если бы оно было живым и реальным. Ошибка обращения с абстрактным понятием так, как будто оно имеет реальное материальное существование, известна как овеществление (Sahn, 2013).

Изучение закономерностей: взгляд социологов на общество

Все социологи интересуются опытом отдельных людей и тем, как этот опыт формируется в результате взаимодействия с социальными группами и обществом. Для социолога личные решения, принимаемые человеком, не существуют в вакууме. Культурные модели, социальные силы и влияния заставляют людей выбирать один вариант вместо другого. Социологи пытаются выявить эти общие закономерности, исследуя поведение больших групп людей, живущих в одном и том же обществе и испытывающих одинаковое социальное давление.

Рассмотрим изменения в семьях США. «Типичная» семья в последние десятилетия состояла из женатых родителей, живущих в доме со своими неженатыми детьми. Сегодня увеличивается процент не состоящих в браке пар, однополых пар, домохозяйств с одним родителем и не состоящих в браке взрослых, а также число расширенных домохозяйств, в которых члены расширенной семьи, такие как бабушки и дедушки, двоюродные братья или взрослые дети, живут вместе. в семейном доме. В то время как 15 миллионов матерей по-прежнему составляют большинство родителей-одиночек, 3,5 миллиона отцов также воспитывают своих детей в одиночку (U.S. Census Bureau, 2020). Все чаще одинокие люди и сожительствующие пары предпочитают воспитывать детей вне брака с помощью суррогатных матерей или усыновления.

Рисунок 1,3 Современные американские семьи могут сильно отличаться по своему составу от того, что было исторически типичным. (Источник: A: Пол Броуди/flickr; B: Тони Альтер/Wikimedia Commons)

Некоторые социологи изучают социальные факты — законы, мораль, ценности, религиозные верования, обычаи, моду, ритуалы и культурные правила, управляющие общественной жизнью, — которые могут способствовать этим изменениям в семье. Изменилось ли отношение людей в Соединенных Штатах к браку и семье с годами? Считают ли они их иначе, чем перуанцы? Играют ли роль занятость и экономические условия в семьях? Другие социологи изучают последствия этих новых паттернов, например то, как дети влияют на них и находятся под их влиянием, и/или меняющиеся потребности в образовании, жилье и здравоохранении.

Социологи выявляют и изучают закономерности, связанные со всеми видами современных социальных проблем. Политика «Остановить и обыскать», появление новых политических фракций, влияние Твиттера на повседневное общение — все это примеры тем, которые могут исследовать социологи.

Изучение части и целого: как социологи рассматривают социальные структуры

Ключевым компонентом социологической точки зрения является идея о неразделимости личности и общества. Одно без другого изучать невозможно. Немецкий социолог Норберт Элиас назвал процесс одновременного анализа поведения отдельных людей и общества, формирующего это поведение, фигурацией.

Подумайте о религии. В то время как люди воспринимают религию отчетливо индивидуально, религия существует в более широком социальном контексте как социальный институт. Например, на религиозную практику человека могут влиять то, что диктует правительство, праздники, учителя, места отправления культа, ритуалы и так далее. Эти влияния подчеркивают важную взаимосвязь между отдельными религиозными практиками и социальным давлением, влияющим на этот религиозный опыт (Elias, 1978). Проще говоря, фигурация означает, что при анализе социальных институтов в обществе индивидуумы, использующие этот институт каким-либо образом, должны быть включены в анализ.

Социология в реальном мире

Связи между личностью и обществом

Когда социолог Натан Кирнс рассказал своему другу Эшли (псевдоним) о переезде, который она и ее партнер сделали из городского центра в небольшой городок на Среднем Западе, ему было любопытно, чем социальное давление на лесбийскую пару отличается от сообщества к другому. Эшли сказала, что в городе они привыкли получать взгляды и выслушивать комментарии, когда она и ее напарник шли рука об руку. В противном случае она чувствовала, что их по крайней мере терпят. Прямой дискриминации практически не было.

Все изменилось, когда они переехали в маленький городок ради работы ее партнера. Впервые Эшли столкнулась с прямой дискриминацией из-за своей сексуальной ориентации. Некоторые из них были особенно болезненными. Арендодатели не хотели сдавать им. Эшли, которая является высококвалифицированным специалистом, было очень трудно найти новую работу.

Когда Натан спросил Эшли, обескуражены ли она и ее напарник этой новой ситуацией, Эшли ответила, что вместо того, чтобы позволить этому дойти до них, они решили что-то с этим сделать. Эшли подошла к группам в местном колледже и нескольких церквях в этом районе. Вместе они решили сформировать первый в городе Альянс геев и гетеросексуалов.

Альянс успешно работает над информированием своего сообщества об однополых парах.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>