Шкала оценки новорожденного: О чем расскажет оценка малыша по шкале Апгар?

Применение интегрированных систем оценки тяжести состояния у новорожденных при критических состояниях

SOVREMENNAYA PEDIATRIYA.2016.1(73):67-70; doi10.15574/SP.2016.73.67 

Применение интегрированных систем оценки тяжести состояния у новорожденных при критических состояниях 

Ященко Ю. Б., Буряк А. Г., Заболотная И. Э.

ГНУ «Научно-практический центр профилактической и клинической медицины»

Государственного управления делами, г. Киев, Украина

Национальная медицинская академия последипломного образования им. П.Л. Шупика МЗ Украины, г. Киев, Украина

Высшее государственное учебное заведение Украины «Буковинский государственный медицинский университет»

МЗ Украины, г. Черновцы, Украина

Детский консультативно-лечебный центр ГНУ «Научно-практический центр профилактической и клинической медицины» Государственного управления делами, г. Киев, Украина 

Цель: оценить тяжесть состояния, агрессивность и инвазивность лечения, а также предсказуемый риск летального исхода у новорожденных с дыхательными расстройствами при критических состояниях; определить основные факторы агрессии, которые могут приводить к росту показателей летальности и агрессивности у детей в условиях отделения интенсивной терапии новорожденных.

 

Пациенты и методы. В основную группу наблюдения вошли новорожденные с дыхательным дистрессом (84 ребенка) на фоне различной неонатальной патологии. Контрольную группу сравнения составили 15 практически здоровых новорожденных. Инвазивность и агрессивность лечения оценивали по шкале NTISS (Neonatal Therapeutic Intervention Scoring). Тяжесть состояния новорожденных оценивали по шкале Score for Neonatal Acute Physiology (SNAP II and SNAPPE II) с последующим расчетом предполагаемого риска развития летального исхода. Адаптационные возможности новорожденного оценивали с помощью шкалы Апгар на первой и пятой минутах после рождения ребенка. Проведена оценка в легочных экспиратах состояния прооксидантной системы. 

Результаты. Средний балл по шкале NTISS составил 22,4±0,2 балла, в результате чего новорожденные основной группы наблюдения были отнесены к III классу тяжести и агрессивности лечения. Средний балл по шкале SNAP II and SNAPPE II среди новорожденных с дыхательной недостаточностью составил 21,4±2,55 балла (предполагаемая летальность составляет 3,8%). Установлена положительная корреляционная связь между показателем предполагаемой летальности среди группы новорожденных и показателем насыщения кислородом смеси, которая вдыхается ребенком (r=0,751, р=0,000). Установлена обратная корреляционная связь между показателями агрессивности и инвазивности лечения у новорожденных группы наблюдения и оценкой по шкале Апгар: на 1-й r=-0,800, р=0,000 и 5-й минутах r=-0,750, р=0,000. 

Выводы. При проведении интенсивной терапии новорожденным с тяжелой дыхательной недостаточностью следует избегать применения чрезмерных концентраций кислорода, поскольку это является фактором риска токсического действия на биоструктуры. В неонатальной практике целесообразно применять стандартизованные шкалы оценки тяжести состояния с целью прогнозирования результатов лечения. 

Ключевые слова: новорожденные, оценка тяжести состояния, шкала SNAP II and SNAPPE II, шкала NTISS, факторы агрессии. 

Литература: 

1. Буряк ОГ. 2013. Оцінка загального стану новонароджених із дихальним дистресом при критичних станах за шкалою SNAP II and SNAPPE II. Совр педиатрия. 7(55): 38—41.

2. Буряк ОГ. 2013. Стандартизовані шкали оцінки тяжкості стану хворих при критичних станах та їх застосування в неонатальній практиці. Клін та експеримент патол. XII; 2(44): 203—206.

3. Дубинина ЕЕ, Бурмистров СО, Ходов ДА и др. 1995. Окислительная модификация белков сыворотки крови человека, метод ее определения. Вопросы мед химии. 1: 24—26.

4. Шкурупій ДА. 2013. Оптимізація інтенсивної синдрому поліорганної недостатності у новонароджених та оцінка її ефективності. Неонатологія, хірургія та перинатальна медицина. ІІІ; 3(9): 78—81.

5. Ященко ЮБ, Буряк ОГ. 2012. Дихальна недостатність у новонароджених (патогенез, клініка, неінвазивні методи діагностики та принципи інтенсивної терапії). Монографія. Чернівці, Медуніверситет: 192.

Вирджиния Апгар: биография, личная жизнь

Шкала Апгар – показатель, известный большинству родителей. По баллам можно судить о здоровье младенца, понять, нужна ли реанимация. Однако не все знают, в честь кого названа шкала. Вирджиния Апгар – анестезиолог, преподаватель, музыкант и лётчица. Её заслуги не ограничиваются созданием шкалы. А биография Вирджинии Апгар богата сюжетными поворотами не меньше, чем захватывающий роман.

Музыка и медицина

Чарльз Эмори Апгар был учёным. Он обустроил дома лабораторию, а на чердаке поставил телескоп. Также Чарльз увлекался на струнных инструментах. Жена Хелен разделяла его взгляды. В семье Апгар ценили живой интерес, увлечённость, и не делали принципиальной разницы в воспитании сыновей и дочери.

Вирджиния стала их младшим ребёнком. Девочка родилась 7 июня 1909 года. У неё было два брата, причём оба страдали тяжёлыми болезнями. Старший из них рано умер от туберкулёза. Жалость и осознание непоправимого отравляли детство Вирджинии Апгар.

И всё же детство было счастливым. У девочки сложились близкие, доверительные отношения с отцом. Чарльз рассказывал ей о научной работе, научил различать созвездия, играть на скрипке и виолончели.

Именно музыка открыла дорогу к образованию. В семье не хватало денег, но за музыкальные успехи Вирджиния удостоилась стипендии на обучение в колледже. Окончив Массачусетский колледж по специальности «зоология», девушка приняла смелое решение. В 1929 году она поступила в Колумбийской университетский колледж терапии и хирургии. В истории Колумбийского университета это был двенадцатый курс, доступ к которому имели женщины. У Вирджинии Апгар было 3 однокурсницы и 69 однокурсников.

Едва девушка приступила к учёбе, в Америке грянул экономический кризис. Великая депрессия сломала множество жизней. Под угрозой оказалась и возможность получить образование. Апгар влезла в долги, но продолжила учиться. В 1933 году она стала обладательницей диплома о высшем медицинском образовании. К этому прилагались долг в 4000 долларов, трудности с поиском жилья и работы.

Новая область

Главный хирург штата Колумбия Алан Уиппл считал, что уровень анестезиологической помощи недостаточен. В 30-е анестезиология не считалась отдельной специальностью. Как правило, анестезией занимался средний медицинский персонал. И это серьёзно ограничивало возможности хирурга. Требовались высококлассные специалисты.

Уиппл обратил внимание на Апгар, проходившую интернатуру по хирургии. Он предложил девушке сменить специализацию. Та согласилась. Таким образом, Вирджиния Апгар стала первопроходцем американской анестезиологии. В 1938 года она возглавила отделение анестезиологии. Именно её позвали преподавать, когда началась массовая подготовка анестезиологов. В 1949 году Вирджиния Апгар стала первой женщиной-профессором в Колумбийском университетском колледже.

Шкала жизни

В конце 40-х профессор Апгар занялась акушерской анестезиологией. В этот период в сознании большинства произошёл перелом: домашние роды наконец признали опасными, люди начали отдавать предпочтение стационару. Благодаря этому материнская и детская смертность снизилась. И всё же на первые сутки после родов приходилось большое число неонатальных потерь. Возникла необходимость в быстрой и точной оценке состояния ребёнка сразу после родов.

На основе наблюдений Вирджиния Апгар разработала шкалу, позволяющую оценить состояние новорождённого. В 1952 году она выступила с инициативой на ежегодном конгрессе анестезиологов, а в 1953 году опубликовала доклад «Предложения по новому методу оценки новорождённого младенца». Внимание обращали на 5 важных параметров, за каждый можно было получить 2 балла. Столь удобный метод оказался востребован многими лечебными учреждениями. Педиатр Джозеф Баттерфилд заметил, что на английском первые буквы каждого пункта совпадают с буквами в фамилии создательницы шкалы: А – appearance (цвет кожных покровов), P – pulse (частота сердечных сокращений), G – grimace (мимика), A – activity (двигательная активность), R – respiration (дыхание).

Шкала Апгар

В 1965 году ВОЗ назвала оценку по шкале Апгар обязательным компонентом помощи новорождённому.

Заслуги перед детьми не ограничиваются созданием шкалы. Именно Вирджиния Апгар предложила обязательную вакцинацию от краснухи. Тот, кто уже родился, переносит болезнь легко, но если женщина заболевает во время беременности, инфекция губительно воздействует на плод, приводит к тяжёлым врождённым патологиям.

В 1959 году Апгар получила степень магистра здравоохранения и возглавила Национальный фонд врождённых пороков.

Личная жизнь Вирджинии Апгар

Профессор Апгар была увлекающейся натурой. Ей были интересны малая авиация, глубоководная рыбалка, филателия, игра в гольф. На частном самолёте Вирджиния Апгар осуществляла даже дальние путешествия. Но главной её любовью оставалась музыка.

В 1956 году пациенткой доктора Апгар стала Каролин Хатчинс – мастер по изготовлению струнных инструментов. Женщины подружились. Вирджиния попросила подругу обучить её этому ремеслу и вскоре достигла больших успехов.

Вирджиния Апгар умерла 7 августа 1974 года. Через 20 лет её портрет появился на мемориальной почтовой марке.

Редакция рекомендует:

Риск на грани. Как открыли хеликобактер пилори?

Институт Бразелтона | Шкала оценки поведения новорожденных (NBAS)

Шкала оценки поведения новорожденных (NBAS) была разработана доктором Берри Брэзелтоном и его коллегами и на сегодняшний день считается наиболее полным доступным исследованием поведения новорожденных. Ее лучше всего описать как шкалу нейроповеденческой оценки, предназначенную для описания реакции новорожденного на его/ее новую внеутробную среду и для документирования вклада новорожденного в развитие формирующихся отношений родитель-ребенок.

NBAS основывается на предположении, что новорожденный младенец одновременно компетентен и сложно организован. Таким образом, NBAS не просто предоставляет каталог компетенций новорожденного, но в ходе серийных обследований позволяет нам увидеть, как дискретное поведение ребенка интегрируется в согласованные паттерны поведения и развития. NBAS оценивает поведенческий репертуар новорожденного с помощью 28 поведенческих элементов, каждый из которых оценивается по девятибалльной шкале. Он также включает оценку неврологического статуса ребенка по 20 пунктам, каждый из которых оценивается по четырехбалльной шкале. Он используется для изучения последствий недоношенности, низкого веса при рождении, недостаточного питания и ряда пренатальных и перинатальных факторов риска, воздействия пренатального воздействия веществ, токсинов окружающей среды, темперамента, неонатального поведения в различных культурах, прогностических исследований и исследований поведение приматов. Шкала анализирует широкий спектр моделей поведения и подходит для обследования новорожденных и младенцев в возрасте до 2 месяцев. К концу оценки у исследователя есть поведенческий «портрет» младенца, описывающий сильные стороны ребенка, адаптивные реакции и возможные уязвимые места.

Шкала раскрывает индивидуальность младенца

Когда Шкала была опубликована в начале 1970-х годов, люди только начинали ценить всю широту способностей младенца, и единственные доступные тесты были разработаны для выявления аномалий. Шкала была разработана, чтобы выйти за рамки доступных оценок, выявляя сильные стороны младенца и диапазон его индивидуальности, в то же время обеспечивая скрининг состояния здоровья.

NBAS основывается на нескольких ключевых допущениях. Во-первых, младенцы, даже те, которые кажутся уязвимыми, при рождении обладают большими способностями. «У новорожденного уже есть девятимесячный опыт, когда он рождается», — сказал доктор Бразелтон. «Она способна контролировать свое поведение, чтобы реагировать на новое окружение».

Во-вторых, младенцы «общаются» посредством своего поведения, которое, хотя и не всегда может таковым показаться, является рациональным языком. Младенцы не только реагируют на сигналы вокруг них, например, на лица своих родителей, но также предпринимают шаги, чтобы контролировать свое окружение, например, плачут, чтобы получить ответ от своих опекунов.

В-третьих, младенцы — это социальные организмы, личности со своими уникальными качествами, готовые формироваться, а также быть сформированными заботливой средой.

Оценка возможностей ребенка

Чтобы выявить все богатство поведенческого репертуара новорожденного, Шкала была построена из 28 поведенческих и 18 рефлекторных пунктов. Экзамен не дает единого балла, а вместо этого оценивает способности ребенка в различных областях развития и описывает, как ребенок интегрирует эти области в своей новой среде.

Когда младенцы рождаются, они сталкиваются с четырьмя задачами развития, жизненно важными для их роста. Шкала исследует, насколько хорошо младенец справляется с этими взаимосвязанными задачами, и определяет, может ли ребенок нуждаться в дополнительной помощи по уходу в некоторых областях.

Самая основная проблема, с которой сталкиваются новорожденные, заключается в том, чтобы регулировать свое дыхание, температуру и остальную часть вегетативной системы, которая должна функционировать должным образом, прежде чем младенцы смогут сосредоточиться на других областях развития. Младенцы из группы высокого риска могут тратить большую часть своей энергии, пытаясь поддерживать свои вегетативные системы, поэтому они не могут сосредоточиться на других областях роста. Виды и звуки могут переутомить их, поэтому взгляд на лицо матери может нарушить их дыхание, а шум может вызвать тремор, вздрагивание или изменение цвета — сигналы, которые оцениваются по шкале.

Затем младенцы стремятся контролировать свою двигательную систему. Запрещение случайных движений и контроль уровня активности позволяет новорожденному сосредоточить свою энергию на других задачах развития, жизненно важных для роста. Если у ребенка возникают трудности в этой области, лица, осуществляющие уход, могут помочь ему, предоставив ему столько тактильной поддержки, сколько необходимо, чтобы помочь ему успокоиться, например, держа его на руках или пеленая. Шкала оценивает качество тонуса ребенка, уровень активности и рефлексов.

Как только ребенок научится управлять двигательным поведением, он будет готов заняться следующей сферой своего развития: регуляцией «состояния». Состояние — это ключевое понятие развития, описывающее уровни сознания, которые варьируются от спокойного сна до полного плача. Способность младенца контролировать свои состояния позволяет ему обрабатывать и реагировать на информацию, поступающую из среды, в которой он ухаживает. Экзаменатор NBAS смотрит на то, как младенец контролирует свои состояния и на переходы из одного состояния в другое.

Например, обследование показывает, как младенец реагирует на свет, звук и прикосновение во время сна. Исследователь ненадолго светит светом в глаза спящему ребенку. Обычно ребенок раздраженно моргает и корчится. Когда мы повторяем этот процесс несколько раз, младенец обычно отключается от стимуляции и продолжает спать. Способность ребенка игнорировать стимуляцию позволяет ему сохранять энергию и развиваться. Если у ребенка возникают проблемы с блокировкой стимуляции во время осмотра, родители поймут, что им нужно поддержать своего ребенка, возможно, сохраняя тишину или защищая его от яркого света.

Наконец, когда вегетативная, двигательная и государственная системы младенца находятся в равновесии, он готов к социальному взаимодействию, что является конечной задачей развития. Шкала показывает, насколько малыши готовы погрузиться в свой новый мир с первых минут жизни. В этой части обследования экзаменатор смотрит, как ребенок следует за красным шариком, лицом и голосом.

«Лучшая успеваемость»

Обследователи NBAS обучены добиваться от ребенка наилучших результатов, делая все возможное, чтобы помочь младенцу в «успехе». Например, в одной части экзамена рассматривается способность ребенка утешать себя, когда он расстроен. Некоторые младенцы легко утешают себя, в то время как другим приходится труднее. Если младенец не может себя утешить, врач принимает взвешенные меры, чтобы помочь ему. Мы не только узнаем, какая поддержка может понадобиться младенцу дома, но и насколько далеко ребенок продвинулся в выполнении своей программы развития.

К концу осмотра экзаменатор составил яркий портрет новорожденного, который можно использовать для адаптации ухода к конкретным физическим потребностям и стилю поведения ребенка. Малышу нравится, когда его берут на руки? Восприимчив ли ребенок к социальному взаимодействию? Легко ли малыш успокаивается? «Одна из важных особенностей Шкалы заключается в том, что она соответствует тому, что ищут родители», — сказал доктор Бразелтон. «Это ставит медицинских работников на одну волну с родителями».

Использование

NBAS использовался исследователями в течение последних четырех десятилетий, чтобы получить представление о способностях новорожденных и младенцев. Эти исследования расширили наше понимание диапазона изменчивости моделей поведения новорожденных и влияния широкого спектра пренатальных и перинатальных факторов на поведение и развитие новорожденных. NBAS использовался в исследованиях детей с задержкой внутриутробного развития и недоношенных детей, например, в исследованиях эффектов гипербилирубинемии; различные способы доставки; материнская анальгезия; пренатальное употребление марихуаны, кокаина, алкоголя, кофеина и табака; а также последствия воздействия полихлорированных дифенилов (ПХД) в окружающей среде. NBAS также используется для изучения влияния послеродовой депрессии на поведение новорожденных и влияния различий в поведении новорожденных на отношения между родителями и детьми. Хотя NBAS был разработан в первую очередь для описания индивидуальных различий в поведении новорожденных, он использовался в лонгитюдных исследованиях, чтобы обеспечить исходную или отправную точку, относительно которой можно измерить будущие изменения или преемственность, в качестве предиктора исхода развития. NBAS также широко используется в кросс-культурных исследованиях. Этот массив исследований выявляет широкий спектр различий в поведении новорожденных в разных культурах. Кроме того, эти исследования предполагают, что, хотя основные организационные процессы в младенчестве могут быть универсальными, диапазон и форма этих адаптаций формируются требованиями каждой отдельной культуры. Таким образом, кросс-культурные исследования с использованием NBAS не только подтвердили двунаправленный характер развития, но и расширили наше понимание диапазона изменчивости моделей поведения новорожденных и разнообразия практик воспитания детей и систем убеждений в разных условиях (Brazelton and Nugent). , 2011 г.; Наджент, Петруаскас и Бразелтон, 2009 г.).

Ссылка

Brazelton, T.B., and Nugent, J.K. (2011). Шкала оценки поведения новорожденных. Mac Keith Press, Кембридж.


Для эффективного и надежного администрирования NBAS требуется обучение. Для получения дополнительной информации, пожалуйста, посетите раздел Обучение.

Оценка по шкале Апгар — BabyCentre UK

В этой статье

  • Что такое оценка по шкале Апгар?
  • Как работает оценка по шкале Апгар?
  • Что означают баллы?
  • Может ли оценка по шкале Апгар предсказать будущие проблемы со здоровьем?

Что такое оценка по шкале Апгар?

Оценка по шкале Апгар — это простая, безболезненная и эффективная проверка, используемая акушерками и врачами для оценки состояния здоровья вашего новорожденного.

После проведения проверки результаты оцениваются в виде баллов из 10. Эта оценка по шкале Апгар поможет решить, нуждается ли ваш ребенок в каком-либо немедленном лечении в первые моменты жизни.

Оценка по шкале Апгар проводится настолько быстро и легко, что, когда ее проводит акушерка, вы можете даже не заметить. Эта процедура стала обычной частью родов с тех пор, как анестезиолог Вирджиния Апгар опубликовала ее еще в 19 году. 53.

Как работает шкала Апгар?

Через одну минуту после рождения и еще раз через пять минут после родов акушерка оценит самочувствие вашего ребенка. Каждому фактору в таблице ниже присваивается оценка от нуля до двух, которые затем складываются, чтобы получить оценку по шкале Апгар для каждой проверки. Ваша акушерка использует весы каждый раз, чтобы оценить, нуждается ли ваш ребенок в какой-либо немедленной помощи, и записать в заметки самочувствие вашего ребенка в раннем возрасте.

По цвету кожи ребенка проверяют, правильно ли циркулирует его кровь. Может быть труднее обнаружить синеватую кожу или отсутствие цвета у черных и азиатских детей (Eichenwald 2020), поэтому ваш врач или акушерка могут проверить ладони вашего ребенка или подошвы его ног (ECH nd, Family Education nd). Поскольку после рождения ребенка они часто становятся слегка голубоватыми (AAP 2015, Blake 2010, Nall 2018), ваш врач или акушерка могут также проверить цвет ногтевых пластин, языка и рта вашего ребенка (Eichenwald 2020).


7 Pulse

Оценка 0 Оценка 1 Оценка 2 аббревиатура
SKIN

97
SKIN

97
. синеватые
руки или ноги
Хороший цвет всего тела
Внешний вид
Частота сердечных сокращений Отсутствует Медленно Быстро
Reflex response No response
to stimulation
Grimacing when
stimulated
Crying and coughing Grimace
Muscle tone
Limp
Some bending or
вытягивание конечностей
Активное движение
Активность
Дыхание Отсутствует Слабое или нерегулярное Хорошо и
ваш ребенок плачет
Дыхание

Что означают баллы?

Большинство новорожденных набирают от семи до десяти баллов и не нуждаются в неотложной помощи, например, в помощи при дыхании.

Стоит отметить, что существуют некоторые состояния, которые могут искусственно занижать баллы, например:

  • тяжелые роды
  • преждевременные роды
  • если применялось обезболивающее

Поэтому вполне возможно, что оценка по шкале Апгар не отражает истинного состояния вашего ребенка (ACOG 2006). Но в большинстве случаев:

  • Если ваш ребенок набирает от восьми до десяти баллов, он находится в хорошем или отличном состоянии и обычно нуждается только в обычном уходе.
  • Если ваш ребенок набрал от пяти до семи баллов, он находится в удовлетворительном состоянии, но ему может потребоваться помощь с дыханием. Ваша акушерка может энергично растирать кожу ребенка, откачивать воздух из его дыхательных путей или давать ему кислород.
  • Если ваш ребенок набрал меньше пяти баллов, его могут положить на наклонную подушку, чтобы дать ему тепло, свет и кислород, в которых он нуждается. Педиатр будет вызван для оказания дополнительной помощи.

Если ваш ребенок наберет низкий балл, оценка по шкале Апгар будет использоваться позже и до тех пор, пока ваш ребенок не будет в хорошем и стабильном состоянии (NCCWCH 2014).

Может ли оценка по шкале Апгар предсказать будущие проблемы со здоровьем?

Возможно, но мы не знаем наверняка. Большинство детей с низкой оценкой по шкале Апгар после первой минуты жизни быстро выздоравливают и продолжают чувствовать себя хорошо (Кент, 2011).

Имеются некоторые свидетельства того, что низкие баллы на пятиминутной отметке связаны с повышенным риском таких проблем, как церебральный паралич (Lie et al 2010, NCCWCH 2014).

Оценка по шкале Апгар не предназначена для прогнозирования здоровья или развития вашего ребенка в долгосрочной перспективе (ACOG 2006). Помните, что если у вашего ребенка низкий балл в пять минут, он все еще может быть совершенно здоровым, как и большинство детей.

Оценка по шкале Апгар — это только один из показателей здоровья вашего новорожденного. В ближайшие недели будут проведены дополнительные проверки и осмотры, которые позволят оценить состояние здоровья вашего ребенка (NICE 2014).

Узнайте, как ваш патронажный работник проверит, хорошо ли растет ваш ребенок.

Каталожные номера

ААП. 2015. балла по шкале Апгар. Американская академия педиатров. www.healthychildren.org [По состоянию на август 2020 г.]

Adams BN, Grunebaum A. 2014. Точно ли выражение «розовый повсюду» описывает цветовую оценку по шкале APGAR, равную 2, у цветных новорожденных? Obstet Gynecol S1:36S. journals.lww.com [По состоянию на август 2020 г.]

ACOG. 2006. Оценка по шкале Апгар. Подтверждено в 2010 г. Американский колледж акушеров и гинекологов, Комитет по акушерской практике, плоду и новорожденному и Американская академия педиатрии, Мнение комитета www.acog.org [По состоянию на ноябрь 2014 г. ]

Блейк Д. 2010. Правильно ли мы оцениваем «цвет», используя шкалу Апгар? J Neonatal Nursing 16(4): 184-7 Kent A. 2011. Оценка по шкале Апгар и церебральный паралич. Rev Obstet Gynecol 4(1): 33–34

ECH. й. Тест по шкале Апгар. Энциклопедия здоровья детей. www.healthofchildren.com [По состоянию на август 2020 г.]

Eichenwald EC. 2020. Обзор цианоза у новорожденных. Актуально. www.uptodate.com [По состоянию на август 2020 г.]

Семейное воспитание. й. Что такое оценка по шкале Апгар. Энциклопедия здоровья детей. www.healthofchildren.com [По состоянию на август 2020 г.]

Li F, Wu T, Lei X, et al. 2013. Оценка по шкале Апгар и младенческая смертность. PLoS One 8(7):269072. www.ncbi.nlm.nih.gov [По состоянию на август 2020 г.]

Lie K, Grøholt EK, Eskild A. 2010. Связь церебрального паралича с оценкой по шкале Апгар у младенцев с низкой и нормальной массой тела при рождении: популяционное когортное исследование.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>