Различие между социализацией и адаптацией к социуму: Социализация и адаптация

Социализация и адаптация

1.01.2012

Процесс социализации обычно рассматривают как процесс вхождения человека в социальную среду путем усвоения и воспроизводства в особенностях своей личности и поведения опыта, накопленного человечеством. Однако социализация это в первую очередь адаптация (приспособление) к культурным, психологическим и социальным факторам.

Адаптация –  процесс приспособления и эффективного взаимодействия организма со средой, который осуществляется на биологическом, психологическом и социальном уровнях.

Процесс биологической адаптации наблюдается при изменении условий существования и служит целям сохранения гомеостаза.

Целью психической адаптации является установление оптимального соответствия личности и окружающей среды входе осуществления свойственной человеку деятельности, позволяющей индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели.

Под социальной адаптацией понимается процесс эффективного приспособления и взаимодействия личности с социальной средой.

В процессе социализации происходит социально-психологическая адаптация личности.

Социально-психологическая адаптация –  это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:

  1. адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
  2. адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
  3. изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Процессы социализации и социально-психологической адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Адаптацию можно рассматривать как составную часть. Социализацию часто связывается только с общим развитием, а адаптацию – с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности.

Процесс социализации понимается как процесс и результат активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. В ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе.

В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социально-психологическая адаптация является одним их основных механизмов социализации, она служит более полной социализации.

Таким образом, социально-психологическая адаптация является одновременно и постоянным процессом активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды, и результат этого процесса

.

Социально-психологическая адаптация по свои результатам может быть позитивной, приводящей к устойчивой социализации личности и негативной, ведущей к нарушению процесса социализации.

По механизму осуществления выделяют добровольную и принудительную социально-психологическую адаптацию.
Стадии процесса социально-психологической адаптации:

  1. ознакомление;
  2. ролевая ориентация;
  3. самоутверждение.

В процессе социально-психологической адаптации происходит формирование социальных качеств общения, поведения и предметной деятельности, принятых в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться. В результате чего личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность.

Ключевые слова: Адаптация, Социализация

Источник: Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

Материалы по теме

Социализация как адаптация

Белинская Е. П., Социальная психология личности

Основные проявления и факторы школьной дезадаптации

Н. Г Аусканова, И. А. Коробейников: ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У…

Социальная ситуация развития подростка

Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Расстройство адаптации у детей (F43.2) по МКБ-10

Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб…

Процесс социализации личности

Тертель А.Л., Психология. Курс лекций

Психологические аспекты социализации личности

Основы психологии и педагогики: учеб.-метод. пособие для студентов 2 курса всех факультетов…

Социализация как процесс: подходы в науке и основные этапы

Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных. ..

Адаптивная роль поведения

Адаптация | это… Что такое Адаптация?

– это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно:

— адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;

— адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

— изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других (Психологический словарь. М., 1997. С. 13).

При изучении адаптации одним из наиболее актуальных вопросов является вопрос о соотношении адаптации и социализации. Процессы социализации и социальной адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Часто социализация связывается только с общим развитием, а адаптация – с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Явление социализации определяется как процесс и результат усвоения активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Понятие социализации в большей степени имеет отношение к социальному опыту, развитию и становлению личности под воздействием общества, институтов и агентов социализации. В процессе социализации формируются психологические механизмы взаимодействия личности со средой, происходящего в процессе адаптации.

Таким образом, в ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе. В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социальная адаптация является одним из основных механизмов социализации, одним из путей более полной социализации. Таким образом, социальная адаптация  – это: а) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды; б) результат этого процесса.

Социально-психологическим содержанием социальной адаптации являются сближение целей и ценностных ориентаций группы и входящего в нее индивида, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы.

В ходе социально-психологической адаптации осуществляется не только приспособление индивида к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений; личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. В результате социально-психологической адаптации формируются социальные качества общения, поведения и деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться.

Процесс адаптации в психоаналитической концепции можно представить в виде обобщенной формулы: конфликт – тревога – защитные реакции. Социализация личности определяется вытеснением влечения и переключением энергии на санкционированные обществом объекты (З. Фрейд), а также как результат стремления личности компенсировать и сверхкомпенсировать свою неполноценность (А. Адлер).

Подход Э. Эриксона отличается от основной психоаналитической линии и предполагает наличие также и позитивного выхода из ситуации противоречия и эмоциональной нестабильности в направлении гармонического равновесия личности и среды: противоречие – тревога – защитные реакции индивида и среды – гармоническое равновесие или конфликт.

Вслед за 3. Фрейдом психоаналитическую концепцию адаптации разрабатывал немецкий психоаналитик Г. Гартман.

Г. Гартман признает большое значение конфликтов для развития личности, но он отмечает, что не всякая адаптация к среде, не всякий процесс научения и созревания являются конфликтными. Процессы восприятия, мышления, речи, памяти, творчества, моторное развитие ребенка и многое другое могут быть свободны от конфликтов. Гартман вводит термин «свободная от конфликта сфера Я» для обозначения той совокупности функций, которая в каждую данную минуту оказывает воздействие на сферу психических конфликтов.

Адаптация, согласно Г. Гартману, включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу Я.

Современные психоаналитики вслед за 3. Фрейдом выделяют две разновидности адаптации: 1) аллопластическая адаптация осуществляется за счет изменений во внешнем мире, которые совершает человек для приведения его в соответствие со своими потребностями; 2) аутопластическая адаптация обеспечивается изменениями личности (ее структуры, умений, навыков и т. п.), с помощью которых она приспосабливается к среде.

Эти две собственно психические разновидности адаптации дополняются еще одной: поиск индивидом такой среды, которая благоприятна для него.

Гуманистическое направление исследований социальной адаптации критикует понимание адаптации в рамках гомеостатической модели и выдвигает положение об оптимальном взаимодействии личности и среды. Основным критерием адаптированности здесь выступает степень интеграции личности и среды. Целью адаптации является достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценностям социума. При этом процесс адаптации не есть процесс равновесия организма и среды. Процесс адаптации в этом случае можно описать формулой: конфликт – фрустрация – акт приспособления.

В основе концепций этого направления лежит понятие здоровой, самоактуализирующейся личности, которая стремится к достижению своих жизненных целей, развивая и используя свой творческий потенциал.  Равновесие, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Только стремление к развитию, к личностному росту, т. е. к самоактуализации, образует основу для развития и человека и общества.

Выделяются конструктивные и неконструктивные поведенческие реакции. По А. Маслоу, критериями конструктивных реакций являются: детерминация их требованиями социальной среды, направленность на решение определенных проблем, однозначная мотивация и четкая представленность цели, осознанность поведения, наличие в проявлении реакций определенных изменений внутриличностного характера и межличностного взаимодействия. Неконструктивные реакции не осознаются; они направлены лишь на устранение неприятных переживаний из сознания, не решая при этом самих проблем. Таким образом, эти реакции являются аналогом защитных реакций (рассматриваемых в психоаналитическом направлении). Признаками неконструктивной реакции служат агрессия, регрессия, фиксация и т. п.

По К. Роджерсу, неконструктивные реакции – это проявление психопатологических механизмов. По А. Маслоу, неконструктивные реакции в определенных условиях (в условиях дефицита времени и информации) играют роль действенного механизма самопомощи и свойственны вообще всем здоровым людям.

Выделяются два уровня адаптированности: адаптация и дезадаптация. Адаптация наступает при достижении оптимального взаимоотношения между личностью и средой за счет конструктивного поведения. В случае отсутствия оптимального взаимоотношения личности и среды вследствие доминирования неконструктивных реакций или несостоятельности конструктивных подходов наступает дезадаптация.

Процесс адаптации в когнитивной психологии личности можно представить формулой: конфликт – угроза – реакция приспособления. В процессе информационного взаимодействия со средой личность сталкивается с информацией, противоречащей имеющимся у нее установкам (когнитивный диссонанс) , при этом переживается состояние дискомфорта (угроза), которое стимулирует личность на поиск возможностей снятия или уменьшения когнитивного диссонанса. Предпринимаются попытки:

— опровергнуть поступившую информацию;

— сменить собственные установки, изменить картину мира;

— найти дополнительную информацию с целью установления согласованности между прежними представлениями и противоречащей им информацией.

В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации. Авторы этого направления дают следующее определение социальной адаптации. Социальная адаптация – это:

— состояние, при котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды – с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой;

— процесс, посредством которого это гармоническое состояние достигается.

Таким образом, социальную адаптацию бихевиористы понимают как процесс изменений (физических, социально-экономических или организационных) в поведении, социальных отношениях или в культуре в целом. Цель этих изменений – улучшение способности выживания групп или индивидов. В данном определении присутствует биологический оттенок, указывающий на связь с теорией эволюции и внимание преимущественно к адаптации групп, а не индивида, причем речь не идет о личностных изменениях в ходе адаптации индивида. Между тем в этом определении можно отметить следующие позитивные моменты: 1) признание адаптивного характера модификации поведения через учение, механизмы которого (научение, обучение, заучивание) являются одними из важнейших механизмов приобретения адаптивных механизмов личности; 2) использование термина «социальная адаптация» для обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигает состояния социального равновесия в смысле отсутствия переживания конфликта со средой. При этом речь идет лишь о конфликтах с внешней средой и игнорируются внутренние конфликты личности.

Интеракционистская концепция адаптации дает определение эффективной адаптации личности как адаптации, при достижении которой личность удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества. С возрастом все более сложными становятся те ожидания, которые предъявляются к социализируемой личности. Ожидается, что личность должна перейти от состояния полной зависимости не только к независимости, но и к принятию ответственности за благополучие других. В интеракционистском направлении адаптированным считается человек, не только усвоивший, принявший и осуществляющий социальные нормы, но и принимающий на себя ответственность, ставящий и достигающий целей. Согласно Л. Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействия среды: 1) принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания,  с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом. Например, учебная деятельность,  установление дружеских отношений, создание семьи и т. п. Такую адаптированность Л. Филипс считает выражением конформности к тем требованиям (нормам), которые общество предъявляет к поведению личности; 2) гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений. Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего.

Представители интеракционистского направления разделяют понятия «адаптация» и «приспособление». Т. Шибутани считал, что каждую личность можно охарактеризовать комбинацией приемов, которые позволяют ей справляться с затруднениями, и эти приемы могут рассматриваться как формы адаптации. Таким образом, адаптация относится к хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами (в отличие от приспособления, которое заключается в том, что организм приспосабливается к требованиям специфических ситуаций).

Такое понимание адаптации содержит идею активности личности, представление о творческом, целеустремленном и преобразующем характере ее социальной активности.

Итак, независимо от различий в представлениях об адаптации в различных концепциях можно отметить, что личность выступает в ходе адаптации как активный субъект этого процесса.

С. Л. Рубинштейн, анализируя работы Ш. Бюлер, воспринял и развил идею жизненного пути и пришел к выводу, что жизненный путь  нельзя понять только как сумму жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Его необходимо представлять как нечто более цельное. Для раскрытия целостности, непрерывности жизненного пути С. Л. Рубинштейн предложил не просто выделять его отдельные этапы, но и выяснить, как каждый этап подготавливает и влияет на следующий. Играя важную роль в жизненном пути, эти этапы не предопределяют его с фатальной неизбежностью.

Одна из наиболее важных и интересных мыслей С. Л. Рубинштейна, по мнению К. А. Абульхановой-Славской, – это идея о поворотных этапах жизни человека, которые определяются личностью. С. Л. Рубинштейн утверждает идею активности личности, ее «деятельную сущность», способность совершать выбор, принимать решения, влияющие на собственный жизненный путь. С. Л. Рубинштейн вводит понятие личности как субъекта жизни. Проявления этого субъекта состоят в том, как осуществляется деятельность, общение, какие вырабатываются линии поведения на основе желаний и реальных возможностей.

К. А. Абульханова-Славская выделяет три структуры жизненного пути: жизненная позиция,  жизненная линия и смысл жизни.  Жизненная позиция, состоящая в самоопределении личности, формируется ее активностью и реализуется во времени как линия жизни. Смысл жизни ценностно определяет жизненную позицию и линию жизни. Особое значение придается понятию «жизненная позиция», которое определяется как «потенциал развития личности», «способ осуществления жизни» на основе личностных ценностей. Это основная детерминанта всех жизненных проявлений личности.

Понятие «жизненная перспектива» в контексте концепции жизненного пути личности К. А. Абульханова-Славская определяет как потенциал, возможности личности, объективно складывающиеся в настоящем, которые должны проявляться и в будущем. Вслед за С. Л. Рубинштейном К. А. Абульханова-Славская подчеркивает: человек является субъектом жизни и индивидуальный характер его жизни проявляется в том, что личность выступает ее организатором. Индивидуальность жизни состоит в способности личности организовать ее по своему замыслу, в соответствии со своими склонностями и устремлениями, которые отражаются в понятии «стиль жизни» .

В качестве критериев правильного выбора жизненного пути человека К. А. Абульханова-Славская выдвигает главный – удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью.

Возможность личности предвидеть, организовывать, направлять события своей жизни или, напротив, подчиниться ходу жизненных событий позволяет говорить о существовании различных способов организации жизни. Эти способы рассматриваются как способности разных типов личностей стихийно или сознательно строить свои жизненные стратегии. Само понятие жизненной стратегии К. А. Абульханова-Славская определяет как постоянное приведение в соответствие особенностей своей личности и способ своей жизни, построение своей жизни исходя из своих индивидуальных возможностей. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности, в умении соединять свои индивидуальные особенности, свои статусные и возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества и окружающих. В этом случае человек как субъект жизни интегрирует свои характеристики как субъекта деятельности, субъекта общения и субъекта познания и соотносит свои возможности с поставленными жизненными целями и задачами.

Социальная адаптация – интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно:

— адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;

— адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

— изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других (Психологический словарь, М. , 1997. С. 13).

При изучении адаптации одним из наиболее актуальных вопросов является вопрос о соотношении адаптации и социализации. Процессы социализации и социальной адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Часто социализация связывается только с общим развитием, а адаптация – с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Явление социализации определяется как процесс и результат усвоения активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Понятие социализации в большей степени имеет отношение к социальному опыту, развитию и становлению личности под воздействием общества, институтов и агентов социализации. В процессе социализации формируются психологические механизмы взаимодействия личности со средой, осуществляющиеся в процессе адаптации.

Таким образом, в ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе. В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социальная адаптация является одним из основных механизмов социализации, одним из путей более полной социализации.

О. И. Зотова и И. К. Кряжева подчеркивают активность личности в процессе социальной адаптации. Они рассматривают социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы. Адаптация происходит тогда, когда социальная среда  способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности.

В описании процесса адаптации фигурируют такие понятия, как «преодоление», «целенаправленность», «развитие индивидуальности», «самоутверждение».

В зависимости от структуры потребностей и мотивов личности формируются следующие типы адаптационного процесса:

— тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду;

— тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы.

Как отмечает А. А. Реан, существует еще и третий тип адаптационного процесса, являющийся наиболее распространенным и наиболее эффективным с точки зрения адаптации. Это вероятностно-комбинированный тип, основанный на использовании обоих вышеназванных типов. При выборе того или иного варианта личность оценивает вероятность успешной адаптации при разных типах адаптационной стратегии. При этом оцениваются: а) требования социальной среды – их сила, степень ограничения целей личности, степень дестабилизирующего влияния и т. п.; б) потенциал личности в плане изменения, приспособления среды к себе.

Большинство отечественных психологов выделяют два уровня адаптированности личности: полная адаптированность и дезадаптация.

А. Н. Жмыриков предлагает учитывать следующие критерии адаптивности:

— степень интеграции личности с макро– и микросредой;

— степень реализации внутриличностного потенциала;

— эмоциональное самочувствие.

А. А. Реан связывает построение модели  социальной адаптации с критериями внутреннего и внешнего плана. При этом внутренний критерий предполагает психоэмоциональную стабильность, личностную конформность, состояние удовлетворенности, отсутствие дистресса, ощущения угрозы и состояния эмоционально-психологической напряженности. Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды, правилам, принятым в социуме, и критериям нормативного поведения. Таким образом, дезадаптация по внешнему критерию может происходить одновременно с адаптированностью по внутреннему критерию. Системная социальная адаптация – это адаптация как по внешнему, так и по внутреннему критерию.

Таким образом, социальная адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессе социальной адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется к среде в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется.

Социальное развитие одаренных — Центр развития одаренных

Линда Крегер Сильверман, доктор философии

Центр развития одаренных

Реферат

Социализация означает адаптацию к потребностям группы, в то время как социальное развитие свидетельствует о позитивной самооценке и заботе на благо других. Первое может привести к отчуждению от своего внутреннего «я», а второе — к самоактуализации . Одаренные дети имеют положительное социальное развитие, когда их уважают в семье; когда их родители ценят неотъемлемую ценность всех людей; когда они находят настоящих сверстников со схожими способностями в раннем возрасте; и когда они взаимодействуют с мейнстримом после они развили сильное чувство собственной приемлемости.

 

Социальное развитие и социализация

            Процесс социализации в американском образовании всегда отдавался приоритетам. Этот акцент усилился за последние два десятилетия за счет обучения, особенно философии в средней школе. Учащиеся, которые больше всего любят учиться и способны учиться быстрее всех, заплатили за эту повестку дня самую высокую цену.

            Обычно считается, что если одаренные не будут объединены в группу с учениками с разными способностями, они «никогда не научатся ладить с другими». Таким образом, все условия для одаренных учащихся — группировка по способностям, ускорение, программы продленного дня, программы полного дня, специальные школы, домашнее обучение — считаются подозрительными на том основании, что они «серьезно помешают социальной адаптации». Вопреки распространенному мнению, огромное количество исследований, накопленных за последнее столетие, указывает на то, что одаренные дети, как правило, пользуются большей популярностью, большей социальной компетентностью, более зрелыми социальными отношениями, более ранней психологической зрелостью и меньшим количеством признаков психологических проблем, чем их менее одаренные сверстники. Сильверман, 19 лет93, 2013). Почти все эти исследования были проведены со студентами, занимающимися особыми условиями, такими как акселерация или специальные занятия. Ясно, что социализация не страдает, когда для учебных потребностей таких учащихся создаются специальные условия. Нет никаких доказательств того, что регулярное размещение в классе улучшает социализацию одаренных учащихся в большей степени, чем группирование их для обучения с другими людьми с аналогичными способностями, уровнем мастерства и готовностью к изучению продвинутого контента.

 

            Такие термины, как социализация и социальное развитие взаимозаменяемы в литературе по обучению одаренных, но на самом деле это очень разные понятия. Социализация определяется как адаптация к общим потребностям социальной группы (Webster, 1979, стр. 1723) или приобретение «верований, моделей поведения и ценностей, которые другие члены общества считают важными и подходящими» (Shaffer, 1988, стр. 1723). 2). Одаренная молодежь имеет склонность приспосабливаться к группе, но какой ценой? Если человек очень усердно работает над тем, чтобы приспособиться к другим, особенно когда он чувствует себя очень отличным от других, это может привести к самоотчуждению. В своем отчаянном стремлении стать частью общества многие «хорошо приспособленные» одаренные молодые люди и взрослые отказались или потеряли связь с жизненно важными частями себя.

 

           Социальное развитие — гораздо более широкое понятие, чем социализация; его можно рассматривать как осознание социально приемлемого поведения, получение удовольствия от других людей, заботу о человечестве и развитие взаимовыгодных отношений, по крайней мере, с несколькими родственными душами. Прочная дружба основана на взаимных интересах и ценностях, а не на возрасте. Принятие себя — это связанная цель, поскольку люди, которые любят себя, в большей степени способны любить других. В таком понимании социальное развитие становится предшественником самоактуализации, в то время как социализация — это просто желание соответствовать, что может препятствовать самоактуализации . Если целью одаренных молодых людей является социальное развитие, а не социализация, им необходимо предоставить настоящих сверстников, равных им по интеллекту, программу гуманитарных исследований для повышения их осведомленности о глобальной взаимозависимости и консультирование для лучшего понимания, принятия и оценки. самих себя, так и других.

Фонд социального развития

            Родительница, которая только что узнала, что ее сын исключительно одарен, со страхом заметила: «Но я хочу, чтобы мой ребенок был хорошим соседом!» Она беспокоилась, что если ее сына поместят в школу или автономную программу для одаренных, он не сможет ладить ни с кем, кроме других одаренных детей. Его показатель IQ превышал нормы, указанные в руководстве, и оценивался выше 170. Его родители не были готовы к тому, что их сын будет таким умным; его мать больше всего на свете хотела, чтобы он вел «нормальную жизнь».

 

            Для родителей этого ребенка, как и для многих других детей, «быть нормальным» означает иметь возможность ладить с людьми из всех слоев общества. Это важная ценность для большинства людей, особенно для родителей одаренных. Как одаренный ребенок учится этому? В социальном развитии одаренных детей участвуют четыре ключевых фактора:

 

    отзывчивая домашняя среда, в которой к ребенку относятся с уважением;

    родительское уважение к людям любого происхождения и социально-экономического статуса;

    возможности общаться с другими одаренными детьми, особенно в первые годы, когда формируется самооценка;

    возможности общаться с мейнстримом в подростковом возрасте.

 

            Дети — губки, впитывающие все, что может предложить их окружение: языковые модели, установки, ценности, впечатления о себе. Обычно они начинают жизнь доверчивыми, ласковыми, воодушевляясь каждым новым открытием. Если родители лелеют детей, они начинают дорожить собой и чувствовать себя в безопасности. Ребенок, чьи идеи и потребности уважают дома, скорее всего, будет уважать потребности других детей. Дети также подражают тому, как их родители говорят и ведут себя по отношению к другим. Когда родители искренне ценят людей любого происхождения и способностей, их дети обычно делают то же самое.

 

            Благодаря своей экспертной способности улавливать социальные сигналы девочки лучше подражают мальчикам. Поэтому для них важно находиться в среде, где подражание способствует росту. Если они живут в доме, наполненном добротой, они учатся быть добрыми. Если они живут по соседству с детьми, которые обзывают друг друга, они учатся ругаться матом. И если девочку, которой умственно восемь лет, поместить в детский сад только с пятилетками, она будет подражать поведению пятилеток.

 

           Многие одаренные дети получают хорошую основу для самоуважения в своих семьях. Затем что-то происходит: они встречают других детей. К пяти-шести годам открытость и уверенность часто заменяются неуверенностью в себе и слоями защитной защиты. Быть другим – это проблема детства. Маленькие дети, даже одаренные, не способны понимать различия. Им трудно понять, почему другие дети не говорят так, как они, или не реагируют на их дружбу предсказуемым образом. Они приравнивают непохожесть к тому, чтобы быть «странным» или неприемлемым, и это становится основой их самооценки. Ребенку, которого постоянно ранят сверстники, трудно чувствовать великодушие по отношению к другим. Чтобы развить уверенность в себе, необходимую для здоровых отношений со сверстниками, необходим положительный опыт общения с такими же детьми, как они сами. Позже, когда их представления о себе полностью сформированы, они лучше подготовлены к пониманию различий, анализу негативных отзывов сверстников и получению оценки разнообразия своих одноклассников. Но принятие предшествует позитивным социальным ценностям.

 

            Дети учатся любить других только тогда, когда они достигли любви к себе. Процесс обычно включает следующие этапы: 

 

            (1) самосознание;

            (2) поиск родственных душ;

            (3) чувство понимания и принятия другими;

            (4) самопринятие;

            (5) признание различий в других людях; и, наконец,

            (6) развитие понимания, принятия и оценки других.

 

            Самосознание включает в себя осознание того, чем человек похож на других и чем он отличается от других. На самом деле одаренные дети во многом отличаются от своих сверстников. Они, как правило, стыдятся этих различий и пытаются их скрыть, если только не найдут родственную душу в раннем возрасте. Эти родственные души помогают нормализовать их опыт и обеспечивают им безопасность, чтобы они были теми, кто они есть на самом деле. Они обеспечивают принятие, понимание, а также дают и берут на равной основе, что необходимо для развития настоящей и прочной дружбы. Когда дети находят друзей, которые принимают их, они становятся способными принять самих себя. На этом прочном основании они могут видеть, чем другие отличаются от них самих, без необходимости подражать норме.

            Когда в раннем детстве формируется прочная основа самооценки, одаренные учащиеся лучше подготовлены к тому, чтобы расширяться и заводить друзей с другими людьми, которые на них не похожи. Подростковый возраст является с точки зрения развития наиболее подходящей стадией для такого расширения горизонтов социального взаимодействия. Одаренные подростки выбирают ближайших друзей среди своих ментальных сверстников, но они также могут участвовать в командных видах спорта, музыкальных группах, внеклассных клубах, церковных и общественных мероприятиях, а также общественных мероприятиях, в которых у них есть возможность взаимодействовать с учащимися с широким кругозором. способностей. Имея систему поддержки в виде одаренных друзей и одноклассников, они могут присоединиться к другим группам, не опасаясь быть отвергнутыми, и с большей вероятностью завоюют уважение и займут руководящие должности.

Этапы дружбы

            Воспитатели дошкольного образования обычно считают, что дети способны общаться только с теми, кто близок к их возрасту. Их не обучают опережающему развитию одаренных детей или тому, что лучше всего они играют со старшими детьми. Поскольку в психологии отказались от концепции умственного возраста, мало кто осознает, что модели дружбы и социальные представления одаренных детей больше связаны с их умственным возрастом, чем с их хронологическим возрастом (Gross, 2009).).

             Мирака Гросс (2009) предложила модель возрастных стадий развития ожиданий в отношении дружбы; на каждом этапе степень концептуальной сложности увеличивается:

 

  •     Этап 1 . «Игровой партнер »: Друг — это товарищ по играм, который делится игрушками.

  •     Этап 2 . «Люди, с которыми можно пообщаться» : Общие интересы заменяют общие действия.

  •     Этап 3 . «Помощь и поддержка» : Друг – это тот, кто предлагает помощь и поддержку, но ребенок не видит необходимости отвечать взаимностью.  

  •     Этап 4 . «Близость/сочувствие» : Истинная взаимность развивается вместе с привязанностью, привязанностью, эмоциональным разделением и близостью.

  •     Этап 5 . «Надежное убежище» : Верные друзья развивают глубокие и прочные отношения, предполагающие доверие и безусловное принятие. (стр. 343-344)

 

            Гросс провел исследования представлений о дружбе, которых придерживаются средние, умеренно одаренные, исключительно одаренные и глубоко одаренные дети. Она обнаружила сильную корреляцию между интеллектуальным развитием (умственным возрастом) и представлениями о дружбе. Различия между одаренными и средними выборками были значительно больше в дошкольном и младшем школьном возрасте, чем в более поздних классах начальной школы. Значительные различия наблюдались даже между исключительно и глубоко одаренными детьми.

Некоторые глубоко одаренные дети в первые годы обучения в школе ожидали дружбы, которая обычно не проявляется до раннего подросткового возраста. Эти дети сталкиваются с почти непреодолимыми трудностями в поисках дружбы в том возрасте, когда большинство детей рассматривают друга как компаньона для случайных игр. …

Это исследование предполагает, что именно в младших, а не в старших классах помещение со сверстниками в хронологическом порядке, независимо от интеллектуальных способностей или эмоциональной зрелости, с большей вероятностью приведет к тому, что одаренный ребенок испытает одиночество или социальную изоляцию. (Гросс, 2009 г., п. 344).

Возможность общаться с одаренными сверстниками в первые годы становления закладывает основу для позитивного социального развития.

 

Психический возраст

            Хотя умственный возраст уже не популярен, он помогает родителям и учителям понять их потребности. Умственный возраст предсказывает:

 

    изощренность детской игры,

    возраст настоящих сверстников,

    зрелость детского чувства юмора,

    этическое суждение,

    осознание мира.

Пятилетний мальчик, который думает как восьмилетний, будет больше интересоваться шахматами, монополией и более сложными играми, чем занятиями, которые интересны детям его возраста. Молодые одаренные мальчики испытывают большие трудности, чем девочки, в отношениях с детьми, которые не находятся на их уровне развития. Они считают игры обычных детей «глупыми», «детскими».

            Среднестатистические пятилетние дети еще не готовы понять концепцию правил. Они восклицают: «Я выиграл!» после каждой игры. В этом весь смысл игры для них. Одаренный пятилетний ребенок с умственным возрастом восьми лет понимает правила и, вероятно, связан правилами, что типично для восьмилетних детей. Средний ребенок и одаренный ребенок находятся на двух разных стадиях интеллектуального развития. Когда средний ребенок визжит: «Я выиграл!» одаренный ребенок возражает: «Он жульничает! Я больше с ним не играю». Одаренные дети дошкольного и младшего школьного возраста гораздо легче относятся к детям, которые так же развиты, или к детям старшего возраста, которые близки к их умственному возрасту.

 

Гендерные различия в социализации

           Маленькие одаренные дети могут эмоционально закрываться, если они не могут общаться с другими в своем классе. К пяти-шести годам некогда уверенные в себе одаренные дети могут переполниться неуверенностью в себе и приобрести кумулятивные уровни защитных защит. Они могут пытаться подражать своим ровесникам, скрывая свою истинную сущность, или могут уйти в себя. Они замечают, насколько они отличаются от своих сверстников, и начинают чувствовать себя «странными» и неприемлемыми. Родители сообщают, что их жизнерадостный, уверенный в себе, энергичный малыш постепенно становится подавленным и неуверенным в дошкольном и начальном возрасте. Один родитель написал:

            Алиса делает все возможное, чтобы слиться с остальными и не выделяться. Она не задает все вопросы, к которым привыкла. Элис уже не тот человек, которым она была до того, как пошла в школу. До того, как она пошла в детский сад, у нее была ненасытная жажда новых знаний. Мы обеспокоены, потому что думаем, что она умный ребенок, который отключается.

            Глубоко одаренные дошкольники сбиты с толку несовпадением их интересов с интересами одноклассников. Учитель Антуана отговаривал его от того, чтобы он приносил свое любимое видео, балет «Щелкунчик», чтобы показать его другим трехлетним детям. Когда ему было четыре года, он сделал модель Марса для «Покажи и расскажи», а на следующей неделе обсуждал черные дыры, имплозию и взрыв. Он не мог понять, почему его одноклассники не интересовались им.

            Элис и Антуан иллюстрируют гендерные различия, наблюдаемые в социальных реакциях молодых одаренных девочек и мальчиков. Алиса стремилась слиться с другими детьми ее возраста. Ее потребность в общении восторжествовала над интеллектуальным любопытством. Она с готовностью перестала задавать вопросы и замедлила свою естественную траекторию обучения, чтобы иметь друзей. Антуан преследовал свое стремление к знаниям за счет социальных связей. Не испугавшись безразличия своих одноклассников к двум лунам Марса, Антуан защитил диссертацию о черных дырах. Оставаясь верным себе, Антуан предпочел потребность в учебе потребности в друзьях и в конце концов настоял на том, чтобы его мать обучала его дома.

            Из-за того, что они отказываются жертвовать собой ради блага группы, одаренные мальчики считаются плохо социализированными. Напротив, одаренные девочки социально адаптированы за счет своей одаренности (Kerr, 1994). Одаренные девушки — хамелеоны. У них повышенная способность воспринимать социальные сигналы, что облегчает им изменение своего поведения, чтобы вписаться в группу. Они часто надевают умственную одежду других девочек в своем классе и вскоре становятся незаметными для них. Они получают ежедневную практику в том, чтобы скользить, не растягивая себя, скрывать, кто они, чтобы всем остальным было комфортно, и быть меньше, чем они способны быть. В конце концов, они меняют свои мечты на более простые и менее требовательные цели.

            Противоядием является ранний контакт с себе подобными. Девочки, имеющие группу одаренных сверстников в контексте, поддерживающем разнообразие, не скрывают своих способностей (Eddles-Hirsch, Vialle, McCormick & K. Rogers, 2012). Одаренные сверстники нормализуют опыт мальчиков и девочек, и они не начинают считать себя «странными». Они легко заводят друзей с людьми со схожими интересами, ценностями, словарным запасом и уровнем развития. Взаимодействие с настоящими сверстниками, равными в умственном отношении, способствует социальному развитию и предотвращает социальную изоляцию.

             Для одаренных девочек особенно важно общение со сверстниками в раннем возрасте. Без поощрения социальной группы к развитию своих талантов большая часть их способностей может быть безвозвратно утрачена. Количество потерь таланта от атрофии и отсутствия развития не поддается исчислению. Поскольку жизненные цели и отношение к достижениям часто формируются до школьного возраста, чем раньше происходит позитивное вмешательство, тем больше вероятность того, что девочки смогут ценить и развивать свои интеллектуальные способности без потери социального статуса.

            Дети, вступившие в ранний контакт с себе подобными, не считают себя другими или «странными». Они способны легко заводить друзей с теми, кто думает и чувствует так же, как они, кто общается на их уровне и разделяет их интересы. Общение с настоящими сверстниками предотвращает отчуждение. «Слово «равный» относится к людям, которые могут взаимодействовать на равных по вопросам, представляющим общий интерес» (Roedell, 1989, стр. 25). Венди Роделл, специалист по психологии развития, изучавшая социальное развитие одаренных детей, обнаружила, что умение ладить с теми, кто отличается от них, зависит от возможности общаться с настоящими сверстниками. Она предположила, что основная функция программ для одаренных детей состоит в том, чтобы помочь им обнаружить своих настоящих сверстников в раннем возрасте. «Несмотря на то, что адаптация важна, одаренные маленькие дети также нуждаются в взаимном взаимодействии с другими людьми с равными способностями, где они могут найти признание и понимание, ключи к развитию успешных социальных навыков и положительной самооценки» (Roedell). , 1989, с. 26).

            Точно так же Мирака Гросс и ее коллеги из Австралии отмечают, что одаренные дети, не имеющие доступа к себе подобным, сталкиваются с «вынужденным выбором» между своими интеллектуальными потребностями и желанием быть принятыми менее продвинутыми одноклассниками (J. Jung, McCormick , & Гросс, 2012, стр. 15). Одаренные дошкольники и дети детсадовского возраста определяют себя через свои первые социальные взаимодействия, и если разрыв между их развитием и развитием их товарищей по играм слишком велик, им трудно приспособиться.

            Roedell (1988) напоминает нам о существенной связи между когнитивным, социальным и эмоциональным развитием:

Когда родители и учителя понимают значение различия, присущего одаренности, они могут создавать условия, которые будут поддерживать позитивное социальное и эмоциональное развитие ребенка. рост. Первый шаг — осознать неразрывную связь между социальным и когнитивным развитием… Если ребенок также обнаружит, что общение с одноклассниками затруднено и что другие не разделяют его словарный запас, навыки или интересы, взаимодействие со сверстниками может оказаться ограниченным и неудовлетворительным. Мы не можем игнорировать потребность одаренного ребенка в интеллектуальной стимуляции и ожидать процветания социального развития. (стр. 10-11)

Элитарность 

            Существует широко распространенный миф о том, что если одаренным детям сказать, что они одаренные, они наберут «пухлую голову» и будут относиться ко всем остальным с пренебрежением. На самом деле, верно обратное. Дети, которым никогда не говорят об их одаренности, часто думают, что они средние, и если они что-то понимают, то и все остальные должны понимать это так же хорошо. Когда одаренным детям предоставляется возможность обсудить в группе, что значит быть одаренным, они лучше понимают себя и проявляют большее сострадание к другим. Одаренные дети из разных уголков мира объединяются в такие группы, в которых, по их мнению, все равны, независимо от способностей. Одаренность не означает «лучше, чем»; вместо этого оно означает «отличается от». Когда об этих специфических различиях говорят, а не скрывают, у детей формируется здоровое отношение к себе и к другим. Многие одаренные дети хотят помогать, хотят быть полезными и готовы поддерживать других. Они не принимают элитарных взглядов, если они не моделируются взрослыми. Помещение в класс с другими одаренными детьми обуздывает высокомерие, а не способствует ему. Возможно, впервые ребенок понимает, что кто-то другой более продвинут в математике, читает более сложные книги и больше знает о динозаврах или космосе. Это может быть очень унизительным опытом для ребенка, который преуспевает в том, чтобы быть «лучшим» в классе.

Заключение 

            Одаренные дети нуждаются в принятии и уважении со стороны своих семей. Им нужны родители, которые искренне верят, что все на планете равноценны и достойны уважения. Родители с гуманитарными ценностями, работающие на общее благо, вовлеченные в общественные работы, на собственном примере будут учить, как использовать свои дары на благо всех. Одаренным детям необходимо как можно раньше найти себе подобных, чтобы они чувствовали себя принятыми и понятыми. Это создаст основу для прочной дружбы и истинного социального развития. Им нужны учителя, которые ищут и развивают их сильные стороны, а не сосредотачиваются на их слабостях или уравнивают их способности. И им нужен опыт общения с мейнстримом, когда у них сформировалась достаточно сильная самооценка, чтобы они не зависели от принятия со стороны сверстников, которые могут их не понимать. Только тогда они вырастут здоровыми, сострадательными гражданами мира.

 

Ссылки 

Гросс, M.U.M. (2009). Высоко одаренные молодые люди: Развитие от детства к взрослой жизни. В Л. В. Шавининой (ред.), Международный справочник по одаренности: Часть 1 (стр. 337-351). Амстердам: Springer Science.

Эддлс-Хирш, К., Виалле, В., Маккормик, Дж., и Роджерс, К. (2012). Инсайдеры или посторонние: роль социального контекста в отношениях со сверстниками одаренных студентов. Roeper Review, 34, 53-62.

Юнг, Дж. Ю., Маккормик, Дж., и Гросс, М.У.М. (2012). Дилемма вынужденного выбора: модель, включающая идиоцентрическую/аллоцентрическую культурную ориентацию. Одаренный ребенок Ежеквартальный, 56, 15-24.

Керр, Б. А. (1994). Умницы две . Дейтон, Огайо: Психология Огайо.

Roedell, WC (1988). «Я просто хочу, чтобы мой ребенок был счастлив»: Социальное развитие и маленькие одаренные дети. Понимание наших одаренных, 1 (1), 1, 7, 10-11.

Roedell, WC (1989). Раннее развитие одаренных детей. В J. VanTassel-Baska & P. ​​Olszewski-Kubilius (Eds.), Модели влияния на одаренных учащихся: дом, личность и школа (стр. 13-28). Нью-Йорк: Издательство Педагогического колледжа.

Шаффер, Д. Р. (1988). Социальное и личностное развитие (2-е изд.). Пасифик-Гроув, Калифорния: Брукс/Коул.

Сильверман, Л. К. (1993). Социальное развитие, лидерство и гендер. В LK Silverman (Ed.), Консультирование одаренных и талантливых (стр. 291-327). Денвер: Любовь.

Сильверман, Л. К. (2013). Одаренность 101. Нью-Йорк: Спрингер.

Вебстер, Н. (1979). Роскошный полный словарь Вебстера (2-е изд. ). Нью-Йорк: Саймон и Шустер.

 

*Эта статья была адаптирована из Silverman, L.K. (2000, Winter). Социальное развитие одаренных. MENSA Journal , стр. 31-38, и Сильверман, Л.К. (2013). Одаренность 101. Нью-Йорк: Спрингер.

Значение семьи в процессе социализации — 2362 Words

Социализация — это фундаментальный процесс, посредством которого семья приобретает культурную и личную идентичность. Каждый человек в своей жизни проходит естественную, планомерную, негативную или позитивную социализацию, независимо от пола и возраста. Семья является одним из учреждений, которые знакомят ребенка с такими аспектами, как культура, физическая и психологическая идентичность или поведение и окружающая среда, которые являются одними из основных элементов социализации.

Обычно существует три типа семей: семьи с одним родителем, нуклеарные и расширенные; каждая семья может по-разному подвергать ребенка аспектам социализации. Основная роль семьи — воспитывать, формировать и направлять детей в обществе; следовательно, ребенок, не принадлежащий ни к одной семье, может подвергнуться негативному процессу социализации.

С момента принятия слова «общество» различные социологи, такие как Макс Вебер, придумали ряд социальных теорий, а именно феминистскую теорию, теорию конфликта, теорию консенсуса, теорию «я», концепцию человеческого разума, зазеркалье-я. теория и символическая теория среди других. Поэтому, по мнению социологов, динамическая среда и семейная идентичность в соотношении с элементами социализации определяют социальное поведение личности как в детстве, так и во взрослой жизни.

Семья – это фундаментальный институт, помогающий человеку или ребенку стать приемлемым членом общества. Хотя каждый родитель в семье играет роль в воспитании ребенка, во многих случаях мать инициирует процесс социализации ребенка.

Помимо чувства принадлежности или идентичности, семья прививает ребенку культуру, традиции, нормы, социальные роли и ценности (Merton, 1957, p.10). Процессы слушания, изучения языка и уважения к авторитету начинаются на семейном уровне. Кроме того, роль семьи заключается в обеспечении достойных условий жизни для детей.

Все дети являются продуктом своего окружения; таким образом, для привития ребенку положительных социальных ценностей родители должны выбирать среду, свободную от какого-либо негативного влияния. Злоупотребление наркотиками, преступная деятельность и аморальное поведение — вот некоторые из негативных аспектов, которые окружающая среда может привнести в растущий ребенок. Большинство детей учатся у своих друзей, сверстников, родителей, соседей и одноклассников.

Поэтому родители должны знакомиться с друзьями своих детей, чтобы дети не отклонялись от общепринятого социального поведения под воздействием внешних сил. В свете этого откровения достаточно заключить, что семья является социальным институтом, обеспечивающим соответствие ребенка приемлемым стандартам общества. Социальные атрибуты, которые семья прививает ребенку, включают личность, навыки / знания, социальную стабильность / порядок, культурную передачу, жизненные устремления и социальную дисциплину, среди прочего.

Три элемента социализации, которые семья прививает ребенку. Первый аспект – это наследование физических особенностей и психологического благополучия ребенка. Родители передают своим детям свои физические особенности, а психологическое удовлетворение ребенка происходит, когда он вырастает (Herman & Reynolds, 1994, с. 17).

Если ребенок переживает травмирующие события, такие как насилие или изнасилование, он или она подвергается психологической нестабильности даже во взрослом возрасте. Во-вторых, среда является важным элементом социализации, особенно для молодых звезд.

Дом, школа или учреждение, в котором живет ребенок, определяют нравственное поведение ребенка. Ребенок, который подвергается физическим пыткам дома, может стать наркоманом, злоупотреблять алкоголем и/или заняться преступной деятельностью, такой как грабеж, или даже покончить жизнь самоубийством (Homans, 1962, стр. 34). Последняя концепция — это элемент культуры, посредством которого семья приобщает ребенка к определенным культурным атрибутам. В зависимости от сексуальной идентичности родители наделяют своих детей разными гендерными ролями.

Матери обучают девочек/дочерей их роли жен и будущих матерей, а отцы обучают мальчиков/сыновей их роли будущих отцов. Кроме того, в каждой семье или сообществе существуют различные культурные обычаи, такие как инициация, дресс-код и другие формальности, которые семья передает своим детям, чтобы гарантировать, что они вписываются в ближайшее общество. Таким образом, физическая и психологическая наследственность, окружающая среда и культура являются ключевыми элементами, которые семья воспитывает в ребенке.

Хотя в большинстве семей способы социализации схожи, некоторые аспекты, привитые ребенку, различаются в разных семьях. Ребенок из нуклеарной семьи или семьи с одним родителем может иметь ограниченное взаимодействие с другими родственниками или членами общества.

Каждая семья следит за тем, чтобы ее дети изучали и практиковали распространенную культуру; однако ребенок из семьи с одним родителем может учиться культуре только у одного родителя. Более того, у каждого родителя/семьи есть разные способы передачи социальных навыков детям. В то время как некоторые родители суровы и строги, другие полагаются на диалог, чтобы привить своим детям моральные ценности.

Одни родители записывают своих детей в школы-интернаты, другие ограничивают общение детей с родственниками или другими членами расширенных семей, третьи сотрудники дома помогают присматривать за детьми, а третьи увольняются с работы, чтобы воспитывать детей. Поэтому методология, адаптированная семьями, может различаться, но в конечном итоге привитые нормы, ценности и мораль имеют в той или иной мере сходные отношения.

Различные теории социологии пытаются соотнести социальные науки с другими дисциплинами. Например, теория функционализма связывает социологию с другими научными явлениями, такими как исследования и биологические организмы, среди прочего, для изучения общества / социологии как предмета.

По существу, каждая из адаптированных социологических теорий сосредоточена исключительно на одном предмете или явлении. Следовательно, если человек одновременно читает социальные теории, он или она поймет концепцию социологии. Таким образом, теория социализации играет роль в осуществлении адаптации образцовой личности или социальных качеств, таких как послушание и принуждение людей к соблюдению их социальных практик.

Социологи адаптировали различные социологические теории, чтобы попытаться объяснить предмет социологии. Функционалистская теория, также называемая теорией консенсуса, описывает интеграцию людей в общество посредством совместного использования общих культурных практик (Layton, 1997, стр. 20). Функционалистская теория определяет социализацию как функциональное условие, которое ведет к стабильному обществу через установление постоянных социальных норм.

Согласно Дюркгейму, многие системы, как физические, так и научные, взаимодействуют, чтобы определить социальное поведение человека (Михенер, 1999, с.50). Системы обычно не зависят от социальных законов, окружающих человека. Баланс или равновесие между людьми и обществом поддерживает стабильное общество. Религия, культура и традиции являются одними из элементов, формирующих общество.

Общество устанавливает особую тактику социального контроля, соответствующую желаемым ценностям и практикам. Например, если человек адаптирует неподобающее поведение, такое как насмешки, через осуждение со стороны окружающих его людей, он / она научится отказываться от такого поведения. Поэтому применительно к семье как каналу социализации функционалистская теория описывает семью как общественный институт, созданный для обеспечения преемственности стабильного общества.

Позаимствованная из идеологий Карла Макса, теория конфликта описывает социализацию как соревнование, в котором люди не только взаимодействуют, но и расходятся во мнениях и борются за сохранение власти (Статья, 1968, стр. 5). Поэтому упорство в борьбе за богатство и власть определяет общество как неравную среду, в которой человек или группа решает доминировать над другими. Следовательно, капитализм, угнетение, классовая система и материализм являются одними из постоянных характеристик общества.

Согласно Максу, политическая, социальная и экономическая стабильность общества соответствует теории конфликта (Вестен, 2002, стр. 40). Через семью как социализирующий институт человек должен попасть в одну из вышеупомянутых групп. Ребенок из семьи правящего класса будет бороться за сохранение статус-кво в обществе. Теория конфликта дает чувство принадлежности к обществу, особенно во время социализации.

Семья, как социальная среда, может изменяться под воздействием внешних и внутренних сил, таких как конфликты, разводы, эмиграция, смерть и другие стихийные бедствия, такие как наводнения. Из-за вышеперечисленных проблем ребенок может резко изменить свою среду обитания, что также может изменить ход его процесса социализации. Точно так же ребенок может потерять родителя в раннем возрасте, оставив его или ее на попечении приемных родителей, приемных родителей, бабушек и дедушек.

Несчастные становятся уличными детьми. Новая среда может игнорировать или подвергать ребенка новым социальным практикам или прививать им негативные социальные практики. Политическая нестабильность относится к элементам, которые могут разобщать семью и, следовательно, влиять на передачу социальных норм детям. Кроме того, некоторые травмирующие события могут также отклонить или привить негативные социальные ценности, такие как ненависть у детей.

Гарденер Мерфи разработал теорию «я» как фундаментального аспекта социализации. Согласно Мерфи, человек или я является отражением окружающей среды, особенно людей, с которыми он взаимодействует в жизни (Мид, 19 лет).67, с.80). Теория «зазеркалья» описывает характер человека как зеркало общества. Внешний вид, суждения и самоощущение человека развиваются через социальное взаимодействие с обществом (Мид, 1967, с. 75).

Точно так же теория «самости» Джорджа Герберта Мидса описывает отношение отцовства или семьи к социальному развитию ребенка (Мид, 1967, стр. 60). Прежде чем ребенок адаптируется к внешней среде, он сначала будет практиковать поведение родителей (Вестен, 2002, с. 50). Через семью ребенок узнает, что для развития своего сознания ему или ей придется взаимодействовать с другими в обществе, таким образом, происходит социализация. В связи с семьей теория Я описывает семью как фундаментальную единицу социализации.

Хотя семья является общеизвестной социальной средой, другие социальные институты, такие как государство, школа и церковь, играют жизненно важную роль в формировании личности человека. Разнообразие социальной среды определяет поведение человека во взрослом возрасте. Ребенок, который посещает религиозные собрания, такие как церкви, храмы и мечети, будет внимательно слушать и формировать свое нравственное поведение в соответствии с проповедями.

С другой стороны, родитель, не поклоняющийся ни в одной церкви, передаст подобные атрибуты своим детям или поколениям. Во-вторых, государство разрабатывает и принимает законы, которые должен соблюдать каждый гражданин. В разных государствах/странах или обществах действуют разные законы, по которым должны жить члены, и нарушение любого из законов влечет за собой наказание.

Помимо семьи/дома, школа прививает детям социальные качества. Знания, навыки и устремления — вот некоторые из достоинств, которые ребенок/личность выбирает из школы. Иногда дети могут адаптировать поведение своих учителей или инструкторов. Наконец, в школе или дома у детей появляются товарищи по играм, которые иногда определяют их поведение. Ребенок или человек будет адаптировать поведенческое поведение своих сверстников; поэтому отрицательные или положительные социальные ценности могут исходить от товарищей по играм.

В зависимости от окружающей среды ребенок соответствует ее социальным нормам; точно так же ребенок усвоит новое поведение, если он или она изменит окружающую среду. Таким образом, роль общества состоит в том, чтобы социальное поведение своего окружения было не только приемлемым, но и безопасным для будущего человека. Динамичная среда может сбить ребенка с толку, что приводит к психологической травме. Поэтому родители должны следить за тем, чтобы их дети оставались в стабильной среде.

В современном мире социальные нормы или ценности не только динамичны, но и приобретаются через другие каналы, помимо семьи, школы или церкви. Во всем мире технологическое развитие компьютеров и Интернет-услуг привело к адаптации различных способов социализации.

Глобализация способствует мультикультурализму, межрасовым бракам и другим разнообразным социальным взаимодействиям (Гоффман, 1961, стр. 10). В настоящее время дети изучают как отрицательные, так и положительные социальные аспекты через социальные сайты, такие как facebook, tweeter и LinkedIn, среди прочих. К сожалению, нынешняя тенденция к росту глобализации редко прививает молодым звездам позитивные ценности.

Помимо практики неприемлемого социального поведения, такого как порнография, молодые люди также пренебрегают физическим социальным взаимодействием. Будь то в школе, дома или в общественных местах, дети концентрируются на своих мобильных телефонах, работая в Интернете или общаясь с друзьями или незнакомцами через социальные сети. Кроме того, у юных звезд есть неудачный шанс выбрать, что правильно, а что нет, без опытного руководства взрослых.

В том же свете развлекательные каналы, такие как телевидение, кинотеатры и музыкальные проигрыватели, продвигают различные социальные ценности среди подростков или отдельных лиц. Вышеупомянутые системы входят в число обычных сред, с которыми сталкивается ребенок в современном обществе, когда он или она взрослеют. К сожалению, в связи с быстрыми изменениями глобализации наблюдается плохая ассимиляция детей в обществе.

Современные родители концентрируются на карьере и, как следствие, пренебрегают своей ролью в отцовстве; поэтому они оставляют своих детей учиться жизненно важным социальным ценностям у сверстников или непосредственного окружения. Следовательно, дети в конечном итоге принимают преступное поведение, а некоторые могут даже не вписываться в общество. Поэтому семья как первичный социальный институт должна интегрироваться в динамичную среду современного мира; в противном случае у следующих поколений могут отсутствовать жизненно важные социальные нормы.

В заключение отметим, что семья является основной ячейкой социализации. Семья передает культурные обычаи, определяет среду обитания, а также физическую и психологическую идентичность детей. Социализация как предмет привела к принятию различных социологических теорий, которые сделали возможным эффективное изучение предмета.

Марксистские теории, теории конфликта и консенсуса входят в число наиболее распространенных теорий, изучаемых в социологии. Социальные институты, такие как семья, школы, церкви и мечети, также прививают людям положительные социальные практики. Наконец, динамичная среда и глобализация привели к адаптации новых социальных практик; к сожалению, некоторые из этих новых тенденций социализации способствуют антиобщественному поведению среди молодежи.

Ссылки

Клаузен, Дж. А. (1968). Социализация и общество . Бостон: Литтл Браун и компания.

Гоффман, Э. (1961). Встречи: два исследования по социологии взаимодействия . Лондон: Macmillan Publishing Co.

Herman, NJ, & Reynolds, LT (1994). Символическое взаимодействие: введение в социальную психологию . Нью-Йорк: Альтамира Пресс.

Homans, GC (1962).

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>