Раскройте на 3 примерах глобальный характер экологических проблем: Раскройте на трех примерах глобальный характер экологических проблем современного мира.

33. Глобальный характер экологических проблем в современном мире

Термин «экология» впервые употребил немецкий биолог Эрнест Геккель (1834-1919) в 1866 г. в книге «Общая морфология организмов». Под эти термином понимается наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания. Этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х годах XX столети Глобальные проблемы современности — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира

Среди глобальных проблем современности выделяют три основных группы:

1.

Проблемы общественно-политического характера. К ним относятся: предотвращение мировой термоядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира, преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между передовыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки.

2. Проблемы, связанные с взаимоотношениями между человечеством и обществом. Речь идет о ликвидации нищеты, голода и неграмотности, о борьбе с болезнями, о прекращении роста населения, предвидении и предотвращении отрицательных последствий научно-технической революции и рациональном использовании ее достижений на благо общества и личности.

3. Экологические проблемы. Они возникают в сфере отношений между обществом и природой. К ним относятся: охрана и восстановление окружающей среды, атмосферы, почвы, воды; обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами, включая продовольствие, сырье и источники энергии.

Формационный подход к изучению истории (формация – от латинского «вид, образование») – согласно этому подходу, всемирный исторический процесс принято представлять как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций, различающихся между собой по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре. История человечества определяется как движение от первого бесклассового общества – первобытнообщинного строя, через классовые – рабовладение, феодализм, капитализм, к новому – бесклассовому – коммунизму. Утверждается, что смена общественно-экономических формаций осуществляется преимущественно путем революций и составляет всеобщий объективный закон исторического развития. Теория формаций была сформулирована Карлом Марксом как обобщение исторического пути Европы. Он осознавал многообразие мира, видел, что некоторые страны не подходят под формационные характеристики.  Формационный подход к изучению истории.  История общества представляет собой процесс развития последовательно сменяющих друг друга в результате социальных революций общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической.

Они имеют специфические законы возникновения и развития. В каждой формации действуют общие законы, связывающие их в единый процесс мировой истории.  Общественно-экономическая формация — общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. В основе ее — определенный способ производства и тип производственных отношений. Формация имеет соответствующую надстройку (тип государства и власти, религию, партии, общественные организации, мораль, закон, тип семьи, быт, культуру). Теория общественно-экономической формации и формационный подход были разработаны К.Марксом и Ф.Энгельсом, занимали центральное место в историческом материализме и служили теоретической базой советской исторической науки.  Формационный подход к изучению истории не дает ответа на многие вопросы: Почему в одно и то же время существуют высокоразвитые государства и примитивные общества? Почему при равных стартовых условиях общества развиваются различными путями? Почему одни государства устойчивы, а другие гибнут? Почему одни народы проходит все ступени развития, а другие не укладываются в жесткую схему формационного развития? и др.
Ответы на эти и многие другие вопросы дает цивилизационный подход к изучению истории. 

Общество. (Задания на ЕГЭ) презентация, доклад

Слайд 1
Текст слайда:

Задание №1

Выполнить письменно.

По возможности оформить презентацией с обоснованием своей точки зрения. (текстом, схемами, иллюстрациями)

?

Чупров Леонид Александрович
МОУ СШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края


Слайд 2
Текст слайда:

Назовите любые два критерия социальной стратификации.

Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в современной России.


Слайд 3
Текст слайда:

Старшеклассник без разрешения забрал из открытого портфеля одноклассника компакт-диск и присвоил его себе.
Являются ли его действия правонарушением? Укажите три признака, по которым вы это определили.

Какие глобальные проблемы современного общества выделены автором текста? Укажите две проблемы.


Слайд 4
Текст слайда:

Выпишите из текста фразу, которая отражает основную экономическую проблему общества. В чем суть этой проблемы?

Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о
котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и
запросы»? Сделайте три предположения.


Слайд 5
Текст слайда:

Возможно ли, на ваш взгляд, преодоление контраста между «сверхразвитыми» и «слаборазвитыми» странами?
Приведите два аргумента в подтверждение своей позиции.


Слайд 6

Слайд 7
Текст слайда:

Задание №2

Выполнить письменно.

По возможности оформить презентацией с обоснованием своей точки зрения. (текстом, схемами, иллюстрациями)

?


Слайд 8
Текст слайда:

Текст 1. Гражданство в Древних Афинах
Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у которых отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин.
Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста. Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании. Формальное равенство полноправных граждан не исключало их фактического неравенства, определяемого неравенством имуществ. Положение отпущенных на волю рабов было близко к положению иностранцев. За ними признавалось человеческое достоинство. Иное дело, раб. Раб был только вещью, ее живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаем. Он не мог иметь семью. Дети, прижитые им от связи с рабыней, были собственностью хозяина.
Единственное, что закон запрещал хозяину, – убийство раба.
Особого упоминания заслуживает положение женщины в Афинах. Ни политических, ни гражданских прав она не имела.
Текст 2. Гражданство в Древнем Риме
Римское гражданство приобреталось рождением от полноправных отца и матери. По достижении совершеннолетия римский юноша становился политически равноправным.
Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступления, а также вследствие ссылки или изгнания.
Политическое полноправие не означало еще полноправия «гражданского», то есть права распоряжаться имуществом. Пока был жив отец – и сын, по традиции, находился под его властью (то есть в составе семьи отца), никаких сделок с вещами и деньгами он не мог совершать, если на это не имелось прямого уполномочия отца. Как политическое, так и гражданское полноправие были достоянием мужчин. Это, конечно, не означает совершенного отстранения женщин от участия в делах семьи и общества. Влияние женщины было косвенным, но довольно значительным. Воспитанием детей, положением хозяйки дома, родственными связями, своим умом, обаянием, наконец, своим героизмом римская женщина не раз оказывала решающее влияние на судьбу родного города.


Слайд 9
Текст слайда:

С1. Перечислите причины негативных форм отклоняющегося поведения человека.
С2. Раскройте на примере суть правового регулирования рыночной экономики.
С3. Верно ли суждение: “Наука является единственной формой познания мира и человека”? Свое мнение обоснуйте.

С4. Что общего имело гражданство в Древних Афинах и Древнем Риме?
C5. В чем выражалось полноправие гражданина в этих государствах?
С6. Докажите, что звание гражданина было почетным и в Древних Афинах, и в Древнем Риме.
С7. Дайте оценку правового положения женщин в Древних Афинах и Древнем Риме. Выскажите свое отношение к нему.


Слайд 10
Текст слайда:

С8. Ниже приводится шесть высказываний известных людей. Выберите одно из них и напишите, как Вы понимаете поднятую автором проблему. В своем ответе используйте соответствующие понятия обществознания и приведите необходимые аргументы в обоснование своей позиции.
«Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом».
(Дж. Б. Шоу)
«Семья – взаимное несение тягот и школа жертвенности».
(Н. Бердяев)
«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам».
(Ж.-Ж. Руссо)
«Право – это все то, что истинно и справедливо».
(В. Гюго)
«У искусства есть враг: имя ему – невежество».
(Б. Джонсон)
«Гораздо легче найти ошибку, нежели истину».
(И.В. Гете)


Слайд 11
Текст слайда:

Задание №3

Выполнить письменно.

По возможности оформить презентацией с обоснованием своей точки зрения. (текстом, схемами, иллюстрациями)

?


Слайд 12
Текст слайда:

Социальная мобильность
Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность.
Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном – движение вверх и вниз, горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности.
Маргинальность – понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону.
(Минаев В.В., Архипова Н.И., Безбородов А.Б., Косякова Н.И.)


Слайд 13
Текст слайда:

Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности?

Ответ:

При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий.


Слайд 14
Текст слайда:

Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности.

В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону.
Укажите любые три проявления положительной стороны маргинальности.


Слайд 15
Текст слайда:

Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «многопартийность»? Привлекая знания обществоведческого
курса, составьте два предложения, содержащих информацию о многопартийности.


Слайд 16
Текст слайда:

Раскройте на трех примерах глобальный характер экологических проблем современного мира.


Слайд 17
Текст слайда:

Проанализируйте данные о государственном финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских
разработок в России и США в 1991 и 1994 гг.
Сделайте два возможных вывода из данной таблицы и объясните, почему в России в 2000-2006 годах увеличивается
государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.


Слайд 18
Текст слайда:

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение)
по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия,
а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.


Слайд 19

Сжигание ископаемого топлива — понимание глобальных изменений

Сжигание ископаемого топлива относится к сжиганию нефти, природного газа и угля для выработки энергии. Мы используем эту энергию для выработки электроэнергии, а также для питания транспорта (например, автомобилей и самолетов) и промышленных процессов.

С момента изобретения первых угольных паровых двигателей в 1700-х годах сжигание ископаемого топлива неуклонно возрастало. Ежегодно во всем мире мы сжигаем в 4 000 раз больше ископаемого топлива, чем в 1776 году. Последствия сжигания ископаемого топлива, особенно двуокиси углерода, имеют далеко идущие последствия для нашего климата и экосистем.

Сжигание ископаемого топлива является основной причиной текущего изменения климата, изменяя экосистем Земли и вызывая проблемы со здоровьем человека и окружающей среды.

Факелы горят на закате на нефтяных и газовых месторождениях Баккен в Северной Дакоте. Авторы и права: Джефф Пейшл/CIRES и NOAA. уголь) и планктон в океанах (из которых в основном образуются нефть и природный газ). Для выращивания этих организмов из атмосферы и океана был удален углекислый газ, а их захоронение препятствовало перемещению этого углерода через

углеродный цикл . Сжигание этого ископаемого материала возвращает этот углерод обратно в атмосферу в виде двуокиси углерода со скоростью, которая в сотни и тысячи раз быстрее, чем требуется для захоронения, и намного быстрее, чем может быть удалено углеродным циклом. Таким образом, углекислый газ, выделяющийся при сжигании ископаемого топлива, скапливается в атмосфере, часть которого затем растворяется в океане, вызывая подкисление океана .

Сжигание ископаемого топлива по-разному влияет на систему Земли. Некоторые из этих способов включают в себя:

  • Выброс парниковых газов двуокиси углерода (CO 2 ) и закиси азота (N 2 O) в атмосферу, что усиливает
    парниковый эффект
    ( повторное излучение тепла в атмосфере), увеличение среднего воздуха температуры Земли . Эти парниковые газы могут оставаться в атмосфере от десятилетий до сотен лет.
  • Выбросы загрязняющих веществ , которые снижают качество воздуха и наносят вред жизни, особенно двуокись серы, оксиды азота и содержащиеся в воздухе частицы , такие как сажа. Плохое качество воздуха может вызвать респираторное заболевание .
  • частицы в воздухе также увеличивают отражательную способность атмосферы, что оказывает небольшой охлаждающий эффект. Причина в том, что взвешенные в воздухе частицы , такие как аэрозоли сажи и сульфата (из двуокиси серы), отражают
    некоторое количество солнечного света обратно в космос, увеличивая облаков и сделать облаков более отражающими. Чистым эффектом сжигания ископаемого топлива является потепление, потому что охлаждение невелико по сравнению с нагревом, вызванным парниковым эффектом, отчасти потому, что переносимые по воздуху частицы остаются во взвешенном состоянии в атмосфере только от нескольких дней до месяцев, в то время как парниковые газы, вызывающие потепление, остаются в воздухе. атмосферу от многих десятилетий до сотен лет.
  • Изменение узоров снега и таяния льда . Частицы в воздухе (особенно сажа), оседающие на снегу, увеличивают поглощение солнечного света из-за их темного цвета, нагревая поверхность снега, вызывая таяние. В некоторых частях мира наличие сажи (в дополнение к глобальному потеплению) привело к тому, что зимние льды и снег тают сегодня раньше и быстрее, чем в предыдущие десятилетия, что также меняет местные модели доступности пресной воды
    .
  • Повышение кислотности осадков . Диоксид серы (SO 2 ), оксиды азота (NOx) и двуокись углерода (CO 2 ) реагируют с водяным паром, кислородом и другими химическими веществами с образованием кислотных дождей. Кислотные дожди могут загрязнить пресноводных источников, что приведет к вредоносному цветению водорослей, снижающему уровень кислорода в воде и наносящему вред рыбам популяциям и другим диким животным. Кроме того, кислотные дожди усиливают химическое выветривание горных пород, в том числе искусственных сооружений.
  • Использование большого количества пресной воды .
    Электростанции, работающие на ископаемом топливе, охлаждают свои системы, удаляя пресную воду из местных рек и озер. Теплая вода, возвращающаяся в близлежащие экосистемы, может вызвать стресс у местных видов.

Можете ли вы представить дополнительные причинно-следственные связи между сжиганием ископаемого топлива и другими частями земной системы?

Посетите страницы парникового эффекта, парниковых газов и температуры , чтобы узнать больше о том, как сжигание ископаемого топлива влияет на глобальный климат и экосистемы.

Исследуйте

Узнайте больше на этих примерах из реальной жизни и бросьте себе вызов создать модель, объясняющую отношения между системами Земли.

  • Потепление к эволюции
  • Изменение климата вызывает потерю генетического разнообразия

Ссылки для получения дополнительной информации

  • Производство электроэнергии в США по типам
  • Основы угля: как образовался уголь
  • Описание природного газа
  • Сырая нефть и нефть Объяснение
  • Последствия кислотного дождя
  • Химия ископаемого топлива
  • Ископаемое топливо Загрязнение азотом: источники и решения
  • Управление энергетической информации США
  • Международный энергетический прогноз EIA

Что такое антропоцен и почему он важен?

АНТРОПоцен

Кэти Павид

Мы живем во времена, которые многие называют антропоценом. Люди стали самым влиятельным видом на планете, вызвав значительное глобальное потепление и другие изменения в земле, окружающей среде, воде, организмах и атмосфере.

Слово «антропоцен» происходит от греческих терминов «человеческий» («антропо») и «новый» («цен»), но его определение неоднозначно. Он был придуман в 1980-х годах, а затем популяризирован в 2000 году атмосферным химиком Полом Дж. Крутценом и исследователем диатомовых водорослей Юджином Ф. Штёрмером. Дуэт предположил, что мы живем в новую геологическую эпоху.

Общепризнанно, что наш вид, Homo sapiens, , оказал такое значительное влияние на Землю и ее обитателей, что мы окажем длительное и потенциально необратимое влияние на ее системы, окружающую среду, процессы и биоразнообразие.

Земле 4,5 миллиарда лет, а современные люди существуют всего около 200 000 лет. Однако за это время мы коренным образом изменили физические, химические и биологические системы планеты, от которых зависим мы и все другие организмы.

В частности, за последние 60 лет эти антропогенные воздействия развивались с беспрецедентной скоростью и в беспрецедентных масштабах. Этот период иногда называют Великим Ускорением. Выбросы углекислого газа, глобальное потепление, закисление океана, разрушение среды обитания, вымирание и широкомасштабная добыча природных ресурсов — все это признаки того, что мы значительно изменили нашу планету.

Не все согласны с тем, что эти изменения представляют собой достаточное свидетельство, чтобы объявить новую формальную геологическую эпоху, Антропоцен. Ученые всего мира до сих пор спорят.

Хотя климат Земли был относительно стабильным на протяжении тысячелетий, глобальное потепление оказывает влияние на полярные регионы, подобные этому на Шпицбергене. Это один из признаков того, что мы можем жить в новой эпохе — антропоцене.

Эпоха голоцена и ледниковый период

Давайте посмотрим на геологическое значение слова антропоцен. История планеты Земля длинна: ​​около 4,5 миллиардов лет. Ученые делят эту огромную историю, используя геологические эпохи, эоны, эры и века, чтобы создать временную шкалу.

Эпохи могут длиться миллионы лет и определяются значительными изменениями в слоях горных пород, такими как минеральный состав и появление характерных окаменелостей. Каждая вариация отражает серьезное изменение климата.

Последние 11 500 лет Земля находилась в эпохе голоцена. Он начался в конце последнего ледникового периода, когда исчезли ледники, ранее покрывавшие Землю.

Как изменилась Земля в нашу нынешнюю эпоху?

В голоцене на нашей планете произошли серьезные изменения, в том числе быстрый рост населения нашего вида и развитие современных цивилизаций. За последние 11 500 лет люди построили города и добились колоссального технического прогресса.

После последнего ледникового периода климат Земли был относительно теплым и стабильным.

Промышленность выбрасывает углекислый газ в больших количествах с самого начала промышленной революции, подпитывая изменение климата. © Рой Лак (CC-BY-2.0) через Flickr.

Признаки антропоцена

Понятно, что наш климат уже не стабилен и начинает быстро теплеть. Ученые теперь согласны с тем, что человеческая деятельность, а не какой-либо естественный прогресс, является основной причиной ускоренного глобального потепления. Сельское хозяйство, урбанизация, вырубка лесов и загрязнение окружающей среды вызвали чрезвычайные изменения на Земле.

Геологи расходятся во мнениях относительно того, окажут ли люди продолжительное и значимое влияние на химический состав горных пород и окаменелостей под нашими ногами. Вот что нужно будет доказать, чтобы объявить новую эпоху. Люди существуют в течение такого короткого периода по сравнению с историей Земли, что, возможно, слишком рано говорить о том, будет ли наше влияние заметно в летописи окаменелостей через миллионы лет.

Международная комиссия по стратиграфии — орган, который следит за тем, как мы говорим об истории Земли, — имеет право принимать решения и называть геологические эпохи. Они все еще обсуждают доказательства антропоцена и ищут то, что известно как «золотой шип» — маркер в летописи окаменелостей, который мог бы отделить голоцен от антропоцена.

Этот маркер должен быть настолько значительным, чтобы его можно было обнаружить в слоях горных пород через тысячи и даже миллионы лет в будущем.

Взрыв Бейкера – испытание ядерного оружия США в Микронезии, 25 июля 1946 года. Высвободившаяся вода была очень радиоактивной, и некоторые исследователи считают, что этот материал может быть признаком начала антропоцена. Изображение общественного достояния через Викисклад.

Антропоцен и промышленная революция

Некоторые люди предполагают, что антропоцен начался в начале Британской промышленной революции в восемнадцатом веке, которая создала первую в мире экономику, основанную на ископаемом топливе.

Сжигание органического углерода в ископаемом топливе позволило наладить крупномасштабное производство и стимулировало рост шахт, фабрик и заводов. С тех пор этому примеру последовали и другие страны. Спрос на уголь увеличился вместе с выбросами углекислого газа в ущерб окружающей среде.

Другие утверждают, что антропоцен начался намного раньше, когда люди начали заниматься сельским хозяйством. Еще больше людей предполагают, что это произошло в 1950 году, когда ядерное оружие разбросало радиоактивные элементы по всему миру. Радиоактивные обломки ядерных бомб проникли в скалы, деревья и атмосферу — они могут представлять собой золотой шип, который ищут ученые. В настоящее время нет четкого консенсуса.

Важно отметить, что некоторые страны, регионы, сообщества и отрасли внесли больший вклад в планетарное загрязнение и изменение климата, чем другие. Промышленно развитые и постиндустриальные общества производят пропорционально больше выбросов и используют больше ресурсов, чем развивающиеся страны.

Загрязнение пластиком в настоящее время проникает во все уголки земного шара и может стать ключевым фактором в провозглашении антропоцена. © Рич Кэри/ Shutterstock.com

Антропоценовое и пластиковое загрязнение

Пластик может стать ключевым маркером антропоцена. Земля сейчас наводнена пластиком — ежегодно производятся миллионы тонн. Поскольку пластик не разлагается биологически, в конечном итоге он засоряет почву и дно океанов.

Уже есть некоторые свидетельства того, что пластик откладывается в летописи окаменелостей. Исследование отложений у побережья Калифорнии, проведенное в 2019 году, показало, что отложения пластика растут с 1940-х годов.

Загрязнение пластиком — еще один маркер, который ученые изучают, чтобы выяснить, могут ли они быть золотым шипом, символом антропоцена.

Масштабы антропогенного воздействия на Землю

Чтобы усложнить ситуацию, слово «антропоцен» используется в различных культурных и научных контекстах. Его используют исследователи, защитники природы, поэты, философы, политики и активисты, и часто они имеют в виду совершенно разные вещи.

Антропоцен иногда используется просто для описания времени, в течение которого люди оказали существенное влияние на нашу планету.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>