6. Три примера воздействия социальных институтов на процесс социализации личности
— семья способствует усвоению принятых в обществе воззрений на добро и зло
— школа и образование дает необходимые знания
-СМИ способствуют выработке отношения к ценностям общества
социальные последствия НТР:
1 изменение отраслевой структуры раб класса (переток раб силы в наукоемкте отрасли)
2 сокращение доли неквалифицированного труда
3 общий рост уровня образованности раб класса
4 существенный рост безработицы
Раздел Человек
Обозначить связь психики и деятельности
-познание мира, других людей, самого себя человек осуществляет в деятельности
— в деятельности человека происходит отражение его сознанием существующих в обществе социальных норм и формирование системы ценностей
— сознание влияет на деятельность, формулирует цель, определяет мотивы деятельности
Три признака трудовой деятельности:
— приспособление природы для нужд человека
— использование орудия труда
— чисто человеческий вид деятельности
— направленность на результат, а не на процесс
— результат труда
— человек овладевает трудом в процессе целенаправленного обучения
Назвать уровни развития способностей
— задатки
— способности
-одаренность
— талант
— гениальность
Смысл понятия интеллект, составить 2 предложения
— И. позволяет человеку осмысливать и познавать окружающий мир, свое место в нем и свое внутреннее «Я».
— Развитый И. позволяет человеку спокойнее и увереннее ориентироваться в окружающем мире и адаптироваться в к новым условиям.
Менталитет – способ мышления, умонастроение, предрасположенность мыслить и чувствовать и воспринимать мир определенным образом
Назвать факторы , определяющие развития личности
— врожденные анатомо – физиологические особенности
-особенности социального окружения
-социальные нормы, принятые в данном обществе
-принципы воспитания
— ценности группы в которую входит человек
Перечислить три типа совместной деятельности в обществе.
— материальное производство
— духовная деятельность
— организационная деятельность
— социальная деятельность.
5.1. Почему совместная деятельность является основным условием возникновения межличностных отношений
— т.к реализуется симпатия людей друг к другу
— способствуют установлению связей между людьми
— формируются групповые ценности
— совместная деятельность делится на регламентируемую (утренник) и не регламентируемую – просмотр телевизора
Признаки совместной деятельности— единство всех членов группы по месту, времени и действию
— совпадении индивидуальных целей с групповой целью
— наличие связей и взаимозависимости
— наличие совместных переживаний
Три типа совместной деятельности людей в обществе
— материальное производство
— духовная деятельность
— организационная деятельность
— социальная деятельность
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Результат поиска: найдено 1 объектов.
Кол-во строк: 5101520253050100Все
- 1. Ланин Борис Александрович
- (Контент / Сотрудники / Ланин Борис Александрович)
- … (Dis)Connections, Copenhagen – Nizhnii Novgorod, 2008, pp. 70-84. (наанглийскомязыке)32. ‘Воображаемая Россия в современной русской антиутопии’, in Beyond the Empire: Images of Russia in the Eurasian Cultural …
Уважаемый Евгений Олегович! От всего коллектива Института сердечно поздравляем Вас с Вашим юбилеем! Вашу профессиональную жизнь Вы посвятили исследованию проблем развития личности и социально-профессионального самоопределения в системе общего и дополнительного образования. Вы внесли важный вклад в …
В очередном номере издания «Учительская газета» № 15 от 11 апреля 2023 года опубликована статья Михаила Викторовича Богуславского с подзаголовком «Национальная педагогика Ивана Ильина».
Статья посвящена Ивану Александровичу Ильину (1883–1954) – выдающемуся философу, политологу, гражданину и патриот…Уважаемый Игорь Юрьевич! От всего коллектива Института примите самые добрые поздравления с Вашим юбилеем! Ваша профессиональная деятельность неотделимо связана с изучением проблем социально-гуманитарного общего образования. Вы внесли ценный вклад в разработку теоретических основ гражданского воспит…
28 марта 2023 года состоялось второе заседание постоянно действующего семинара «Родные языки и культура народов России в системе современного образования», подготовленное лабораторией филологического общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования». В рамках семинара был представл…
30 марта состоялась встреча Евгения, Митрополита Екатеринбургского и Верхотурского, Председателя синодального отдела религиозного образования и катехизации и Татьяны Сухановой, директора Института стратегии развития образования. Подписано Соглашение о сотрудничестве. Среди первоочередных направлени…
Министр просвещения Сергей Кравцов о российских педагогах и наставниках, в том числе потомственных. Нынешний год объявлен президентом России годом педагога и наставника. Если смотреть на наше историческое наследие — педагог всегда был в центре системы образования. Становление лицеев в царской Росси…
ВСЕ НОВОСТИ ➥
Социальные институты в социологии: определение и примеры
Ключевые выводы
- Социальный институт — это группа или организация, имеющая определенные роли, нормы и ожидания, функционирующие для удовлетворения социальных потребностей общества. Семья, правительство, религия, образование и средства массовой информации — все это примеры социальных институтов.
- Социальные институты взаимозависимы и постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга в повседневном обществе. Например, некоторые религиозные учреждения считают, что они должны иметь контроль над государственными и образовательными учреждениями.
- Социальные институты могут иметь как явные, так и латентные функции. Явные функции — это те, которые заявлены явно, а скрытые функции — нет.
- Каждый социальный институт играет жизненно важную роль в функционировании общества и жизни людей, которые его населяют.
Что такое социальные институты?
Социальные институты — это организации в обществе, которые влияют на то, как общество структурировано и функционирует. К ним относятся семья, средства массовой информации, образование и правительство.
Социальный институт – это установленная практика, традиция, поведение или система ролей и отношений, которые считаются нормативной структурой или устройством в обществе.
Богардус – «Социальное учреждение – это структура общества, которая организована для удовлетворения потребностей людей главным образом посредством четко установленных процедур».
Его Превосходительство Барнс — «Социальные институты — это социальная структура и механизм, с помощью которых человеческое общество организует, направляет и выполняет разнообразные действия, необходимые обществу для удовлетворения человеческих потребностей».
В широком смысле это модели поведения, сгруппированные вокруг основных потребностей людей в обществе. Одним из таких примеров института является брак, когда несколько человек обязуются следовать определенным правилам и приобретают семейный правовой статус по отношению друг к другу (Miller, 2007).
Социальные институты имеют несколько основных характеристик:
- Они долговечны и стабильны.
- Они служат определенной цели, в идеале повышая шансы человечества на выживание и процветание.
- У них есть роли, которые нужно заполнить.
- Управление поведением и ожиданиями групп людей в данном сообществе.
- Правила, которыми они управляют, обычно укоренены в основных культурных ценностях общества, поскольку каждый институт состоит из сложного набора социальных норм.
Они также выполняют общие функции, в том числе:
- Распределение ресурсов
- Создание смысла
- Поддержание порядка
- Растущее общество и его влияние
Примеры (и функции)
Пять основных социальных институтов в социологии — это семья, образование, религия, правительство (политическое) и экономика.
Семья
Семья является одним из важнейших социальных институтов. Он считается «строительным блоком» общества, потому что это основная единица, через которую происходит социализация.
Это социальная единица, созданная кровью, браком или усыновлением, и может быть описана как нуклеарная, состоящая из двух родителей и их детей, или расширенная, включающая других родственников. Хотя семьи во всем мире сильно различаются, семьи разных культур имеют определенные общие проблемы в своей повседневной жизни (Little & McGivern, 2020).
Как социальный институт семья выполняет множество многогранных функций. Семья социализирует своих членов, обучая их ценностям, убеждениям и нормам.
Он также обеспечивает эмоциональную поддержку и экономическую стабильность. В некоторых случаях семья может даже выполнять функции опекуна, если один из ее членов болен или инвалид (Little & McGivern, 2020).
Исторически семья была центральным социальным институтом западных обществ. Однако в последнее время, как отмечают социологи, другие социальные институты заняли место семьи в выполнении ключевых функций, поскольку размеры семьи сократились и установились более отдаленные связи.
Например, современные школы частично взяли на себя роль социализации детей, а рабочие места могут обеспечить общий смысл.
- Функции семьи (марксизм)
- Функционалистский взгляд на семью
Образование
Э. Дюркгейм – «образование можно понимать как социализацию подрастающего поколения. Это постоянное усилие навязать ребенку способы видеть, чувствовать и действовать, к которым он не мог прийти спонтанно».
John J. Macionis – «Образование – это социальный институт, посредством которого общество предоставляет своим членам важные знания, включая основные факты, рабочие места, навыки, культурные нормы и ценности».
Как социальный институт образование помогает социализировать детей и молодых людей, обучая их нормам, ценностям и убеждениям их культуры. Он также передает культурное наследие от одного поколения к другому. Образование также дает людям навыки и знания, необходимые им для функционирования в обществе.
Образование также может помочь снизить уровень преступности, предоставляя людям альтернативы преступной деятельности. Это «явные» или открыто заявленные функции и предполагаемые цели образования как социального института (Мейер, 1977).
Образование, как утверждают социологи, также имеет ряд латентных или скрытых и невыявленных функций. Это может включать ухаживание, развитие социальных сетей, улучшение способности учащихся работать в группах, создание разрыва между поколениями, а также политическую и социальную интеграцию (Little & McGivern, 2020).
Хотя каждая страна в мире оснащена той или иной формой системы образования, эти системы, а также ценности и философия обучения тех, кто управляет этими системами, сильно различаются.
Как правило, богатство страны прямо пропорционально качеству ее образовательной системы.
Например, в бедных странах образование может рассматриваться как роскошь, которую могут себе позволить только богатые, в то время как в богатых странах образование более доступно для более широкого круга людей.
Это связано с тем, что в более бедных странах деньги часто тратятся на более насущные потребности, такие как еда и жилье, что снижает финансовые и временные затраты на образование (Little & McGivern, 2016).
Религия
Религия — еще один социальный институт, играющий значительную роль в жизни общества. Это организованная система верований и практик, призванная удовлетворить человеческую потребность в смысле и цели (Durkheim, 1915).
Согласно Дюркгейму, «религия — это единая система верований и практик, относящихся к священным вещам, то есть вещам отделенным и запрещенным».
По словам Огберна, «религия — это отношение к сверхчеловеческим силам».
Религию можно использовать для привития моральных ценностей и объединения людей в общество. Религия играет важную роль в формировании взглядов людей на себя и окружающий мир.
Он может обеспечить комфорт и безопасность нуждающимся. Крупные религии также могут обеспечить основу для поддержки сообщества, создавая собственные учреждения, такие как больницы и школы.
Кроме того, его также можно использовать как форму политического контроля или как источник конфликта.
Различные социологи комментировали широкомасштабные социальные эффекты религии.
Макс Вебер, например, считал, что религия может быть движущей силой социальных изменений, в то время как Карл Маркс рассматривал религию как инструмент, используемый капиталистическими обществами для сохранения неравенства (Little & McGivern, 2016).
Правительство
Правительство — еще один социальный институт, играющий жизненно важную роль в жизни общества. Он отвечает за поддержание порядка, защиту граждан от вреда и обеспечение общего блага.
Правительство делает это через различные подразделения и агентства, такие как полиция, армия и суды. Эти правовые институты регулируют общество и предотвращают преступность, проводя в жизнь законы и политику.
Правительство также предоставляет социальные услуги, такие как образование и здравоохранение, обеспечивая общее благосостояние граждан страны или региона (Little & McGivern, 2016).
Экономика
Экономика – это социальный институт, отвечающий за производство и распределение товаров и услуг. Он также отвечает за обмен денег и других ресурсов.
Экономику часто делят на три сектора: первичный сектор, вторичный сектор и третичный сектор (Little & McGivern, 2016).
Первичный сектор включает все отрасли, связанные с добычей и производством природных ресурсов, такие как сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и горнодобывающая промышленность.
Вторичный сектор включает все отрасли, связанные с переработкой сырья в готовую продукцию, такие как производство и строительство.
К третичному сектору относятся все отрасли, предоставляющие услуги физическим и юридическим лицам, такие как образование, здравоохранение и туризм (Little & McGivern, 2016).
Богардус, Э. С. (1922). История общественной мысли . Университет Южной Калифорнии Press.
Дюркгейм, Э. (2006). Дюркгейм: Очерки морали и воспитания (Том 1). Тейлор и Фрэнсис.
Дюркгейм, Э. (2016). Элементарные формы религиозной жизни. В Social Theory Re-Wired (стр. 52–67). Рутледж.
Литтл, В., МакГиверн, Р., и Керинс, Н. (2016). Введение в социологию — 2-е канадское издание . Кампус БК.
Macionis, JJ, & Plummer, K. (2005). Социология: глобальное введение . Пирсон Образование.
Мейер, Дж. В. (1977). Эффекты образования как института. Американский журнал социологии , 83 (1), 55–77.
Огберн, В. Ф. (1937). Влияние изобретений на американские социальные институты в будущем. Американский журнал социологии , 43 (3), 365–376.
Миллер, С. (2007). Социальные институты В Стэнфордской философской энциклопедии.
Шоттер, А. (2008 г.). Экономическая теория социальных институтов. Кембриджские книги .
Социальные институты: определение и примеры
Как личности мы постоянно растем, учимся и развиваемся. Это захватывающая часть того, чтобы быть человеком! Мы можем развиваться и становиться лучшими версиями самих себя. В некотором смысле общество похоже на это. Он постоянно меняется и со временем адаптируется к потребностям своего населения.
Структура, на которой функционирует общество, усовершенствовалась, чтобы удовлетворить наши текущие потребности, которые в основном связаны с технологиями. Но есть бесчисленное множество других способов, которыми оно изменило свою структуру до того, что мы знаем сегодня как общество.
- В этой статье мы рассмотрим основные темы, касающиеся социальной структуры.
- В первую очередь мы сосредоточимся на социальных институтах, рассмотрим их определение, примеры, характеристики и различные типы социальных институтов.
- Затем мы рассмотрим основные типы социальных институтов: семью, образование и религию.
- Наконец, мы рассмотрим, как культура и социальные движения меняют структуру общества.
- Понимание этих пунктов поможет вам понять, как устроено общество и какие аспекты могут на него повлиять!
Определение социальных институтов
Общество структурировано по-разному. Некоторые из них могут быть различимы, в то время как другие труднее распознать. Одним из основных способов структурирования общества является социальные учреждения .
Социальный институт часто определяется как структура общества, целью которой является удовлетворение потребностей членов общества.
Проще говоря, социальные институты — это элементы общества, которые помогают ему функционировать. Социологи считают социальные институты важными, поскольку они помогают обществу функционировать.
Каждое социальное учреждение отличается от других и выполняет уникальную функцию, влияющую на общество. У них часто есть определенные роли или рабочие места, а также другие отличительные характеристики.
Характеристики социальных институтов
Социальные институты имеют определенные отличительные характеристики. Это группы или организации, которые стремятся выполнять определенные роли в обществе. Это означает, что они содержат различные нормы , ожидания и функции , которые помогают поддерживать постоянно меняющиеся потребности общества.
Система образования является социальным институтом. Его роль заключается в обучении подрастающего поколения и подготовке его к работе.
В большинстве случаев различные социальные институты взаимодействуют и влияют друг на друга, так что они постоянно развиваются.
Система образования опирается на институт правительства, который вводит новую политику и законы.
Рис. 1 – Социальные институты выполняют роли в обществе.
Бесчисленное множество других социальных институтов выполняют различные роли в обществе. Давайте рассмотрим еще несколько примеров.
Примеры социальных институтов
Существует множество примеров того, что такое социальные институты. Наиболее известные институты, изучаемые в социологии:
Семья как институт
Образование как институт
Религия как институт
Экономика как институт
Население и демография как институт
Медиа и технологии как институт
Здравоохранение как институт
Каждое из этих отдельных учреждений подробно рассматривается в других наших статьях. В них мы исследуем неравенство в каждом институте, варианты институтов, различные теоретические взгляды на каждый институт и многое другое.
Типы социальных институтов
А пока давайте рассмотрим эти типы социальных институтов чуть подробнее ниже!
Помните, это обзор. Для более глубокого ознакомления с каждым из отдельных учреждений, посмотрите другие наши статьи!
Социальные институты: Семья
Семья является одним из ключевых социальных институтов, но вы, возможно, не сразу осознали его. Семейная жизнь может показаться не очень «структурированной», но часто так и есть! Семья выступает как жесткий социальный институт, поддерживающий каждого своего члена. Социологи считают семью одной из основных основ общества, потому что именно в ней в первую очередь происходит социализация .
Семья как социальный институт удовлетворяет многие потребности общества. Основные функции, которые он выполняет:
Социализация : в семье в первую очередь происходит социализация детей. Все семьи различны структурно, но все же выполняют функцию социализации. Это позволяет детям и младшим членам семьи изучать нормы, ценности и культурные убеждения своего общества.
Хотите больше информации? Прочитайте «Семья как институт».
Социальные институты: образование
Система образования также является фундаментальным социальным институтом в обществе и, возможно, одним из самых очевидных! Образование — это очень структурированная система, которая помогает нам расти как личностям. Это помогает общаться и учить молодое поколение тому, что им нужно знать, чтобы прогрессировать в обществе.
Рис. 2. Образование используется для общения, предотвращения преступлений и передачи знаний и навыков ученикам.
Некоторые из основных функций, которые берет на себя система образования:
Предотвращение преступлений : система образования помогает учащимся понять необходимость уважать правила и авторитет. Это означает, что они с большей вероятностью будут уважать законы правительства и людей, занимающих руководящие должности, например, полицию, когда повзрослеют.
Хотите больше информации? Прочитайте «Образование как институт».
Социальные институты: Религия
Религия является важным социальным институтом, поскольку она имеет определенные верования и практики, уникальные для каждого общества. Хотя, важно отметить, что не все религиозны. Однако для тех, кто принадлежит к религиозным группам, роли часто направлены на то, чтобы обеспечить комфорт, привить мораль и пообщаться с людьми:
Хотите больше информации? Прочтите «Религия как институт».
Хотя социальные институты являются ключевым способом структурирования общества, важно исследовать альтернативные пути. Институты идут рука об руку с культурой и обществом . Итак, давайте исследуем их обоих!
Культура в обществе
Культура — огромный аспект общества, создающий множество структур.
Согласно Кембриджскому словарю, культура относится к:
образу жизни, особенно общим обычаям и верованиям, определенной группы людей в определенное время». быть уникальным для каждого человека. Культура берется из того, что мы переживаем в обществе, включая определенные традиции или верования. Она структурирует общество, разделяя его на субкультуры и обучение людей нормам и ценностям .
Изменение культур и институтов
Как и институты, культура со временем сильно меняется. Например, в американском обществе американские ценности изменились по мере развития общества и культуры. Вот некоторые ключевые моменты исторических изменений:
Американская революция
Французская революция
Промышленная революция
Глобализация
Эпоха Интернета
Но что изменилось за это время? Существует множество компонентов культуры, таких как материальная культура, нематериальная культура, нормы, ценности и убеждения, субкультуры и контркультура . Все они изменяются и прогрессируют вместе с обществом.
Компоненты и элементы культуры
Давайте быстро определим термины выше:
Материальная культура — физические вещи в нашей повседневной жизни, например, еда, деньги и автомобили.
Нематериальная культура — противопоставляет материальную культуру нематериальным аспектам нашей жизни, например, идеологиям и убеждениям.
Нормы — общепринятых поведения в обществе, которые повсеместно разделяются и понимаются.
Ценности и убеждения — общие представления о том, что в обществе понимается как хорошее и плохое.
Субкультуры — части общества, которые имеют определенные ценности, отличные от большинства общества.
Контркультуры — , когда субкультура намеренно отвергает части общества в целом.
Язык также занимает важное место в культуре. Люди из одного общества часто говорят на одном языке; поэтому аутсайдерам из другой культуры может быть трудно принадлежать, поскольку они общаются по-другому. Кроме того, язык не всегда является разговорным, но может относиться к символам, числам, письменной речи и т. д.
Мы также можем изучить некоторые более сложные идеи, связанные с культурой.
Культурный универсализм, этноцентризм, культурный шок и культурная относительность
Культурный универсализм относится к идее о том, что нормы и традиции различных уникальных культур можно рассматривать и оценивать через стандарты «универсальной» культуры. Точно так же культурных универсалий являются аспектами, присутствующими в всех культурах.
Джордж Мердок (1945) указал на общие культурные универсалии, которые мы можем найти в любой культуре, такие как похоронные церемонии, медицина, приготовление пищи и брак.
Этноцентризм — термин, введенный социологом Уильямом Грэмом Самнером (1906). Самнер определил этноцентризм как то, как мы принимаем нашу собственную культуру за норму и игнорируем другие. Мы считаем, что наша культура лучше, потому что мы выросли как норма.
Культурный шок — это ощущение себя «не на своем месте» в другой культуре, потому что культурные нормы неизвестны индивидууму. Например, путешествие в новую страну может показаться пугающим для некоторых, поскольку они не уверены, какое поведение подходит для того, чтобы соответствовать им.
Культурная относительность относится к рассмотрению поведения человека в контексте его собственной культуры. Поведение, которое может показаться странным в одной культуре, совершенно нормально в другой.
Подробнее о культуре читайте в нашей статье «Что такое культура?».
Что такое общество?
Общество — пожалуй, один из самых распространенных терминов, используемых в социологии. Но что такое общество?
Согласно Strayer (2015), общество можно определить как:
люди, которые живут в поддающемся определению сообществе и имеют общую культуру».
Но общество гораздо сложнее этого. На протяжении всей истории существовали различные типы общества: общества:
Доиндустриальное общество относится к самым первым стадиям развития общества, таким как фаза охотников-собирателей. Это когда люди ведут кочевой образ жизни, проводя большую часть своего времени в поисках пищи или на охоте. на этой стадии немного сельского хозяйства.Подумайте, как далеко ушло американское общество от стадии доиндустриального общества!0018
Индустриальное общество в основном относится к обществу, прошедшему через промышленную революцию. Промышленная революция была периодом, когда были сделаны огромные научные разработки. Это продвинуло сельское хозяйство и фабрики за счет использования технологий для производства энергии.
Постиндустриальное общество относится к обществу после промышленной революции, когда основное внимание уделялось производству информации и услуг, а не товаров или продуктов питания. Постиндустриальные общества процветают благодаря технологическим достижениям, таким как Интернет.
Также важно изучить, как общество рассматривается с социологической точки зрения.
Теоретические взгляды на общество
Мы рассмотрим функционалистский, марксистский, конфликтологический и символический интеракционистский взгляды на общество, а также на социальное конструирование реальности.
Функционалистская теория общества
Функционалистская точка зрения считает, что общество работает идеально. В частности, каждый институт, культурный аспект и социальная фаза играют определенную роль, которая помогает обеспечить бесперебойную работу общества. Функционалисты считают, что все аспекты жизни общества взаимосвязаны.
Марксистская теория общества
Марксистская теория, основанная на работах Карла Маркса, утверждает, что общество является капиталистическим и эксплуатирует тех, кто не владеет средствами производства (рабочий класс). Марксисты считают, что рабочий класс постоянно страдает от капиталистического общественного устройства, которое выгодно собственникам средств производства (господствующему классу).
Теория конфликта в обществе
Теория конфликта предполагает, что общество находится в постоянном состоянии конфликта, потому что у нас есть конечное количество ресурсов в мире. Следовательно, социальные группы должны конкурировать за ресурсы, и группы, находящиеся у власти, доминируют над менее сильными.
Символическая интеракционистская теория общества
Символические интеракционисты считают, что общество основано на взаимодействии между людьми и приписываемых им значениях. Теория построена на идеях Макса Вебера, который утверждал, что общество построено на идеях, а современное общество рационализировалось в процессе индустриализации. Питера Бергера и Томаса Лукманна (1966). Они исследовали идею общества как основанного на человеческом взаимодействии. Они считали, что мы строим наше общество и нашу реальность на основе того, что другие создали до нас.
Подробнее об обществе читайте в нашей статье «Что такое общество??».
Помимо культуры и институтов, формирующих социальные структуры, мы также рассмотрим социальные движения и социальные изменения.
Социальные движения и социальные изменения
Социальные движения и социальные изменения возникают в результате коллективного поведения отдельных лиц. Давайте определим их!
Социальные движения — это организованные группы, стремящиеся к достижению одной общей цели.
Социальные изменения — это изменения в обществе, которыми руководит общественное движение.
Коллективное поведение относится к большой группе людей, придерживающихся одного и того же поведения, которое часто отличается от социальных норм.
Социальные изменения легализации марихуаны были достигнуты благодаря социальным движениям и постепенному коллективному поведению.
Если существующие системы общества не работают на людей, будут организованы социальные движения, которые могут вызвать социальные изменения. Это может изменить социальные структуры.
Узнайте больше о социальных движениях и социальных изменениях в разделе «Социальные движения и социальные изменения».