Примеры социализация человека: Социализация личности — урок. Обществознание, 9 класс.

Содержание

Тема 8. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида

Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в научной и популярной литературе употребляются как близкие по значению, но они не являются синонимами.

Индивид (от лат. individuum – неделимый, неразделенный) – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. (человек как отдельная особь среди других людей).

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности(человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.).

Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).


Структура личности

• Социальный статус – место человека в системе общественных отношений.

• Социальная роль – образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу.

• Направленность – потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализация(от лат. socialis – общественный) – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.


Социализация охватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т. е. формирует способность участвовать в социальной жизни.

Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: национальные традиции и обычаи; государственная политика; средства массовой информации; социальное окружение; образование; самовоспитание.

Расширение и углубление социализации происходит:

– в сфере деятельности – расширение ее видов; ориентировка в системе каждого вида деятельности, т. е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.

– в сфере общения – обогащение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения.

– в сфере самосознания – формирование образа собственного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли и др.


Образцы заданий

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.

«Индивидуальность означает отграниченность, неповторимость личности, т. е. способность к самостоятельной жизни, к саморегулированию, к сохранению своей устойчивости. Человеческая индивидуальность, отличаясь такими признаками, как целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего „Я“, творчество, в то же время не только не означает разобщенности человека и общества, но, напротив, создает основу для их более глубокого единства. <…>

Уникальность, неповторимость личностей, взаимодополнение друг друга своими особенностями есть один из факторов успешного развития подлинно гуманного гармоничного общества. Индивидуализация является одним из моментов, связывающих людей. Известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, то, чего ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность, самостоятельность, инициатива, творчество каждого человека, тем богаче и сильнее общество в целом. <…>

Всякое проявление жизни индивида является проявлением и утверждением общественной жизни. Индивидуальная и общественная жизнь не отличны принципиально друг от друга, а выступают как две стороны жизни одного человека. <…>

Таким образом, неправомерно толкование индивидуального как только единичного и неповторимого. Определяя индивидуальность, мы делаем лишь акцент на том, что отличает людей друг от друга. Определяя личность, подчеркиваем общие, типические черты. <…>

Индивидуальность, которая, как уже отмечалось, может свободно развиваться лишь во взаимодействии с другими людьми, когда каждый человек дополняет, продолжает, обогащает благодаря своим особенностям другого человека, ничего общего не имеет с индивидуализмом. Индивидуализм означает противопоставление человека обществу, отношение к другим людям как к средству своего частного существования. Эта разорванность общества и личности, как правило, обращается против самого человека. Таким образом, в индивидуалистической интерпретации другой человек есть граница «для меня», в условиях развитых коллективистских отношений каждый другой есть не граница, а продолжение и дополнение «меня самого» (Спасибенко С. Г. Общее и индивидуальное в социальной структуре человека // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3. С. 98–101.).


C1. Что такое индивидуальность? Каковы ее признаки?

Ответ: Индивидуальность означает отграниченность, неповторимость личности, т.  е. способность к самостоятельной жизни, саморегулированию, сохранению своей устойчивости. С помощью понятия «индивидуальность» делается акцент на отличиях людей друг от друга.

Признаки индивидуальности: целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего «Я», творчество.


C2. Опираясь на текст, укажите, почему индивидуальность является одним из факторов развития подлинно гуманного гармоничного общества.

Ответ: Индивидуальность является одним из факторов развития подлинно гуманного гармоничного общества поскольку известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, чего ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность человека, выраженная в самостоятельности, инициативе, творчестве, тем богаче и сильнее общество в целом.


C3. Как автор определяет сущность понятия «личность»? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса три важнейшие характеристики личности.

Ответ: Автор определяет личность как воплощение общего, типичного. В качестве важнейших характеристик личности могут быть названы: индивидуальность, духовность, социальный статус, коммуникативный характер.


C4. В тексте говорится о двуединстве общего и индивидуального как об одном из внутренних источников формирования личности. Поясните этот вывод одним из примеров.

Ответ: В качестве примера может быть приведен следующий: Формирование личности предполагает соотношение социально-типического (общего) и творчески индивидуального в человеке. Пренебрежение данным соотношением чревато тяжелыми последствиями. И общество, и человек страдают как от обезличивания, нивелировки, недооценки значения индивидуальности, так и от абсолютизации индивидуальных, неповторимых качеств человека.

Пример эссе по обществознанию. Социология. Личность и индивид.

Содержание:

Contents

  • 1 Стадии социализации
  • 2 Агенты социализации
  • 3 Фазы социализации личности
  • 4 Стадии социализации личности
  • 5 Тест для закрепления материала
  • 6 Еще тесты
  • 7 Читайте также

Стадии социализации

Любой человек в своей жизни когда-то начинал входить в социум. В основном это происходит еще в самом далеком в детстве, когда ребенка отдают в детский сад и он впервые начинает взаимодействовать с другими детьми, с чужими людьми, новыми взрослыми и прочее. Этот процесс и называется социализацией личности. По сути, он преследует нас всю свою жизнь, так как мы часто контактируем с новыми людьми, идем по ступеням образования, профессиональных должностей. Рис. 1. Социализация личности</figcaption>Две основы, которые составляют весь процесс социализации:

  • Начальная стадия. Или первичная. Все начинается с рождения индивида и тянется до самой его смерти. Изначально он осознает себя лишь в кругу семьи, перенимает принципы поведения от родителей. Затем круг общения расширяется — ребенок идет в детский сад, где уже начинается процесс социализации как таковой, ведь ему приходится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Их поведение и правила могут отличаться от тех, какие приняты в семье каждого отдельно взятого индивида.
  • Вторая стадия. На этой стадии у индивида начинает перестраиваться его личность, меняются убеждения, ценности, после того, как он вступает в период зрелости и начинает осознавать свое место в социальной группе.
Важно! Главные учителя — это, конечно же, люди. Именно они выступают в процессе обучения новых социальных лиц, обучают их культуре, социальным ценностям. Естественно, этот процесс нецеленаправленный, скорее неосознанный.

Агенты социализации

Существуют основные люди, которые помогают индивидам войти в социум и являются их первыми и главными учителями:

  • Первая группа людей. Здесь в социализации индивида участвуют и помогают родители, бабушки, дедушки, родственники, братья, сестры, друзья и учителя. Это первое и главное общество человека.
  • Вторая группа. Здесь уже появляются люди более высоких и сложных должностей. Например, это может быть директор школы, завуч, милиционер. Эта та группа, которая уже менее, но все равно оказывает влияние на индивида.
  • Третья группа. Здесь уже выступает массовость. Вся школа в целом, университет, государство.

Фазы социализации личности

Социализация никогда не происходит спонтанно. Весь процесс социализации протекает в три основных этапа:

  • Первый этап. На этой фазе происходит овладение и запоминания тех норм и ценностей, что присущи для этого общества. По итогам индивид пытается соответствовать тем, кто его окружает.
  • Второй этап. На этой фазе личность стремится получить признание, работает над собой, дабы оказывать влияние на других людей.
  • Третий этап. На этой стадии индивид ставит перед собой определенные цели, пытается добиться их, самореализоваться, чтобы вступить в социум и найти там свое место.

Только хронологическое соблюдение всех трех этапов помогает благополучно осуществить процесс вхождения в социум. Все эти процессы можно рассмотреть на стадиях взросления и становления личности человека. Рис. 2. Стадии социализации личности</figcaption>

Стадии социализации личности

Процесс становления каждой индивидуальной личности начинается еще с рождения. Именно на начальных этапах выявляются определенные человеческие качества. Известный немецкий психолог Эрик Хомбургер Эриксон стал известным, благодаря своей теории “Психосоциального развития”. В ней он описал все стадии жизни человека и как формируется личность на всех этих этапах.

Первая стадия — младенчество

Ребенок в ответ на все это начинает доверять миру и не боятся его. В противном случае, если ребенку не будут уделять достаточное количество внимания,то это приведет к нарушению психического развития.

Вторая стадия — раннее детство

Ребенок начинает проявлять самостоятельность, учится ходить и говорить. Родители начинают приучать ребенка к тому, как правильно есть, ходить на горшок и т. д.

Третья стадия — непосредственно детство

Стадия дошкольного возраста. На этом этапе ребенок понимает, что он отдельный человек, личность, так как он может ходить, говорить, высказывать свое мнение. У него начинает формироваться память, внимание и т.д.

Важно! На этой стадии нельзя подавлять игры ребенка, иначе это приведет к нарушению психики.

Четвертая стадия — школьные годы

Ребенок начинает приспосабливаться к новым людям к обучению, запоминанию знаний. У него формируется взгляд на то, что он есть тот, что он выучил. В школе помогают приобщить ребенку чувство дисциплины, сдержанности, развивают мышление, старание.

Важно! Нельзя подавлять и упрекать ребенка в излишнем веселье, если это кажется родителями помехой для более важных занятий. Это может привести к развитию комплекса неполноценности.

Пятая стадия — юношеские годы

Эриксон считает это возраст от 12 до 20 лет. Этот период является одним из самых важных, так как именно на подростковом этапе понимается то, чем бы человек хотел заниматься дальше или чему посвятить свою жизнь. Рис. 3. Институты социализации личности</figcaption>Подростки познают новый для них мир, и главное на этой стадии помочь им, чтобы они не разочаровались в себе.

Шестая стадия — молодость

По Эриксону он начинается в возрасте 20 и продолжается до 25 лет. На этом этапе идет подготовка ко взрослой жизни, выбирается профессия, начинают происходит ухаживания, появляется интерес к близости.

Седьмая стадия — зрелый возраст

Начинается от 25 и продолжается до 55-60 лет. Человек начинает больше отдавать себя другим. Появляется семья, дети, происходит реализация за счет собственных детей, они показывают, что ты им важен и нужен. На этой стадии идет вклад в собственный труд, воспитание детей, удовлетворение от своей жизни.

Восьмая стадия — старость

От 60 лет. На этой стадии индивид начинает пересматривать и переосмысливать свою жизнь. Происходит оценка всего того, что он сделал. Человек принимает себя.Процессы социализации и становления личности очень сложные и трудоемкие. Нужно помогать и поддерживать человека, независимо от того, на каком этапе он находится. Развитие индивидуальной личности каждого человека очень важно. Социализация необходима для успешного функционирования общества в целом. Все люди в обществе так и или иначе влияют друг на друга. Каждый всегда будет присоединяться к определенной, близкой ему группе, чтобы почувствовать себя комфортно внутри нее, стать частью группы. Понять, что такое “Я” и что такое “Мы” — это главное в жизни каждого индивида. Все это придает человеку жизненных сил, уверенности в себя, дает ощущение своей значимости и нужности. Процессы взаимодействия индивидов между собой — это совершенствование и становление новой, индивидуальной личности. Тематическое видео поможет вам лучше усвоить изложенный материал. Обязательно его посмотрите.

Тест для закрепления материала

  1. 1Социализация личности — это:
    • <label>Процесс, при котором с рождения формируются определенный социальные устои</label>
    • <label>Процесс, в результате которого каждый индивид вступает в социум и из этого происходят изменения, как и в самом человеке, так и в социальной группе</label>
    • <label>Процесс, в результате которого каждый индивид учится моральным и культурным нормам</label>
    Вопрос 1 из 5
  2. 2Сколько стадий социализации личности по Эрику Эриксону существует?
    • <label>Пять</label>
    • <label>Семь</label>
    • <label>Восемь</label>
    Вопрос 2 из 5
  3. 3Кто входит в состав главной группы людей на начальных этапах социализации?
    • <label>Родственники и друзья</label>
    • <label>Друзья и органы управления</label>
    • <label>Школы, университеты, и другие масштабные предприятия</label>
    Вопрос 3 из 5
  4. 4Какая проблема может возникнуть у индивида при вхождении в социум?
    • <label>Незнание норм поведения</label>
    • <label>Трудности с адаптацией, проблемы с изменением себя</label>
    • <label>Проблемы с приспособляемостью, низкая активность</label>
    Вопрос 4 из 5
  5. 5На какой стадии социализации ребенок начинает понимать, что он отдельная личность?
    • <label>На стадии дошкольного возраста</label>
    • <label>На стадии раннего детства</label>
    • <label>В школьные годы</label>
    Вопрос 5 из 5

Еще тесты

Читайте также

Конфликт — понятие, сущность и способы разрешенияОбщение — понятие, виды, функции, средства, целиИнтеллект — понятие, признаки, как развивать, оценкаПамять — виды и типы, свойства, индивидуальные особенности

Я выбрала для написания эссе изречение Б. Ананьева «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». Главная мысль высказывания заключается в том, что «рождение» личности не совпадает по времени с реальным рождением человека, то есть индивида. С автором изречения трудно не согласиться, ведь появлению личности способствует накопление и обобщение общественного многолетнего опыта. Для более подробного рассмотрения вопроса разберем теорию, относящуюся к выбранной мною темы.

Индивид – отдельный представитель человеческого рода, носитель обусловленных свойств. Чем же индивид отличается от полноценной личности? Так, личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности и обладающий совокупностью социально значимых черт. Как нам известно из курса обществознания, становление личности невозможно без процесса социализации (процесс усвоения и развития индивидом культурных норм и социального опыта). Социализация человека может длится всю его жизнь, на это требуется действительно много времени. Таким образом, мы можем сделать вывод, что автор утверждения прав, говоря о том, что личность появляется намного позже самого индивида.

В доказательство своих слов хочу привести несколько весомых примеров. В науке существует термин «Дети Маугли». Это человеческие особи, растущие вне социума по каким-либо причинам, воспитывающиеся животными или живущие сами по себе. Такие дети не умеют разговаривать на понятном человеку языке, имеют в большей степени животные повадки, инстинкты и уже никогда не станут полноценной частью общества, личностью. Это доказывает, что рождение человека не означает рождение личности, и, учитывая мнение Б.Ананьева, начало личности в данном случае наступит не позже, а, к сожалению, уже никогда.

Примером из истории может служить биография великого полководца – Александра Васильевича Суворова. Мальчик родился болезненным, слабым, и никто никогда не верил, что он может каким-либо образом связать свою жизнью с военной сферой. Однако, Александр, загоревшись идеей защиты своей родины, поступил в военное училище, с успехом окончил его, а в дальнейшей стал тем, чье имя известно по всей стране заслугами ведения войны, великими стратегиями. Этот факт доказывает, что путем усвоения опыта и собственным развитием можно стать личностью, несмотря на любые врожденные особенности.

Делая вывод, можно сказать, что личностью человек становиться только под влиянием общества и собственной работы и развитием.

Эссе по обществознанию / Примеры эссе по обществознанию ЕГЭ 2019

Задание № 5784

Выберите верные суждения о социализации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Социализация происходит в результате стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе.

2. Социализация происходит в результате стихийного и целенаправленного, в том числе педагогически организованного воздействия на личность.

3. Социализация свойственна взрослому человеку и нехарактерна для ребенка.

4. Социализация обеспечивает включение человека в ту или иную социальную группу

5. Социализация завершается с получением профессии и началом трудовой деятельности.

Показать ответ Комментарий:

Первое суждение верное и отражает стихийный характер влияния общества на личность.

Второе суждение верное и содержит определение социализации.

Третье суждение ошибочное, социализация проходит в течение всей жизни человека.

Четвёртое суждение верное, в нем зафиксирована связь социализации с включением в социальную группу.

Пятое суждение ошибочное, начало трудовой деятельности не означает окончания процесса социализации.

Ответ: 124

Напиши свой вариант решения в комментах 👇🏻

Или зайди на сайт egevpare и подбери репетитора >>

Социализацией называется процесс интеграции (включения) индивида в систему социальных связей через овладения социальными нормами. Социализация необходима для развития общества, так как в отличие от животных, чье поведение регулируется инстинктами, в человеке его «человеческое» не заложено. Социальные качества не являются врожденными, их необходимо приобретать. Социализация человека проходит от рождения и до самой смерти. Это связано с постоянным изменением мира и необходимостью подстраиваться к новым реалиям. Даже самым старым.

Во второй части ЕГЭ по обществознанию может встретиться следующий вопрос:

С помощью трех примеров проиллюстрируйте протекание процесса социализации человека.

Нужно смоделировать ситуации, в которых происходит усвоение человеком социальных норм и правил. Это должны быть очевидные и яркие ситуации. Сначала следует понять, какие именно нормы должна выражать ситуация, а уже потом иллюстрировать её. Пусть это будут следующие нормы и стратегии поведения в обществе:

  1. Умение трудиться, усидчивость.
  2. Понимание иерархии и умение подчиняться
  3. Сопереживание, сочувствие

Теперь к каждому пункту моделируем 1-2 ситуации, в которых происходит усвоение норм.

  1. В школе ребенка приучают выполнять домашнее задание и работать на уроке. В институте студенту необходимо самостоятельно усваивать большое количество информации и посещать библиотеку, чтобы успешно сдать сессию. Это воспитывает трудолюбие.
  2. Во время службы в армии солдат заставляют подчиняться старшему по званию. В семье бабушка приучает внука к дисциплине и заставляет мыть руки перед едой.
  3. Мама, гуляя с дочерью, подобрала на улице больного котёнка и вылечила его. Этим она подала пример сочувствия к тем, кто слабее и нуждается в помощи.

Записаться на курсы ЕГЭ по обществознанию в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23

Глушенкова Ольга Александровна, преподаватель истории и обществознания

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Используемые источники:

  • https://nauka.club/psikhologiya/socializaciya-lichnosti.html
  • https://socialtutors.ru/esseobshestvoznanie/primeresse/38-primer-jesse-po-obschestvoznaniju-sociologija-lichnost-i-individ. html
  • https://neznaika.info/q/5784
  • https://kurs-ege24.ru/article/socializaciya/

Презентация по обществознанию Социализация индивида доклад, проект

Слайд 1
Текст слайда:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области
«Ичалковская средняя школа»

презентация по обществознанию

Социализация индивида

(вопросы кодификатора ЕГЭ)

Ганюшин М.Е.,
учитель истории
высшей квалификационной категории

с. Ичалки


Слайд 2
Текст слайда:

ЕГЭ. Обществознание

Социальные отношения

Обществознание. Кодификатор вопросов ЕГЭ.


Слайд 3
Текст слайда:

3.13. Социализация индивида


Слайд 4
Текст слайда:

Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт челове-чества: разума, воли, потребностей и т. д.

Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.

Личность — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.


Слайд 5
Текст слайда:

Основные типы социализации:
первичная — усвоение норм и ценностей ребенком
вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком

Отличия социализации детей и взрослых
социализация взрослых выражается главным образом в
изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации
взрослые могут оценивать нормы; дети
способны только усваивать их
социализация в детстве строится на полном
повиновении взрослым и выполнении
определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных
ролей на работе, дома, на общественных
мероприятиях и. т. д.
социализация взрослых направлена на то,
чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.


Слайд 6
Текст слайда:

Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям.

Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.


Слайд 7
Текст слайда:

Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его

Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д. 
Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией, а утрата личностью навыков социального поведения — десоциализацией. Отклонение в социализации принято называть девиацией.


Слайд 8
Текст слайда:

Основные этапы социализации

Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.
Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.
Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.


Слайд 9
Текст слайда:

Информационное общество – рост общественной значимости и личностного смысла образования.

На первый план выходят следующие черты личности:

готовность непрерывно учиться, повышать квалификацию; умение находить необходимую информацию и работать с ней; критическое отношение к мифам массовой культуры;
уважение разных культур, жизненных принципов и установок людей;
умение взаимодействовать с другими людьми, владение иностранными языками, современными средствами связи; готовность отвечать за свой личностный выбор.


Слайд 10
Текст слайда:

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Семья; школа; агенты социализации; общественные организации; трудовые коллективы.

Агенты социализации


Слайд 11
Текст слайда:

2. Выберите верные суждения о социализации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социализация происходит в результате стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе.
2) Социализация происходит в результате стихийного и целенаправленного, в том числе педагогически организованного воздействия на личность.
3) Социализация свойственна взрослому человеку и нехарактерна для ребёнка.
4) Социализация обеспечивает включение человека в ту или иную социальную группу.
5) Социализация завершается с получением профессии и началом трудовой деятельности.

124


Слайд 12
Текст слайда:

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Школьный класс; трудовой коллектив; родительская семья; агент социализации; СМИ.

4. Выберите верные суждения о социализации индивида и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социализация есть процесс освоения индивидом социальных ролей.
2) Первичная социализация заканчивается с завершением трудовой деятельности.
3) Агентами социализации являются только учреждения, отвечающие за передачу социокультурного опыта.
4) Агенты вторичной социализации, как правило, действуют узконаправленно, в пределах своей компетенции.
5) Социализация предполагает только контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность.

Агент социализации

14


Слайд 13
Текст слайда:

Часть 2.

5. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «социализация личности»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о функции процесса социализации;
— одно предложение о любом институте первичной социализации.

1) смысл понятия, например: «Социализация личности – это усвоение ею основных накопленных обществом духовных богатств, а также норм общественной жизни»;

2) предложение, содержащее информацию о функции процесса социализации: «Социализация личности помогает ей адаптироваться к условиям общественной жизни»;

3) предложение о любом институте первичной социализации: «Институтом первичной социализации выступает семья».


Слайд 14
Текст слайда:

6. Покажите с помощью трёх примеров значение социального окружения и конкретной социальной ситуации для развития личности.

В ответе следует описать три конкретных примера, иллюстрирующих значение социального окружения для развития личности. Например:

в благополучных семьях дети вырастают, как правило, физически и психически здоровыми;
дети, оставшиеся без родителей, воспитывающиеся вне семьи, как правило, отличаются по складу характера, привычкам и нравственным принципам от детей, растущих в любви и заботе ближних;
особые последствия для развития человека имеет пребывание в заключении, в заложниках, участие в боевых действиях.


Слайд 15
Текст слайда:

7. С помощью трёх примеров проиллюстрируйте протекание процесса социализации.

В ответе могут быть приведены примеры:

ребёнок начинает соблюдать правила общения со старшими – происходит освоение человеком социальных норм;
ученик приобретает экономические знания – происходит приобщение к накопленному интеллектуальному потенциалу общества;
человек входит в социальную группу и становится участником её деятельности – происходит его формирование как представителя группы, носителя её норм и ценностей.


Слайд 16
Текст слайда:

8. Английский социолог Энтони Гидденс это явление определяет как процесс обучения и воспитания, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры того общества, в котором он родился. Назовите социальное явление, смысл которого раскрыл Э. Гидденс. Укажите любые два субъекта, оказывающих наибольшее влияние на этот процесс, и влияние одного из них проиллюстрируйте примером.

В правильном ответе должны быть указаны:
1) социальное явление – социализация;

2) могут быть названы следующие субъекты:
— семья;
— школа;
— окружающая среда;

3) могут быть названы следующие примеры:
— первичная социализация происходит в семье;
— школа и социальное окружение очень важны на этапе вторичной социализации.


Слайд 17
Текст слайда:

9. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социализация индивида».

Один из вариантов раскрытия данной темы:
1. Понятие социализации индивида.
2. Основные этапы социализации:
а) первичная (от младенчества до молодости)
б) вторичная (освоение новых социальных ролей в зрелом возрасте)
3. Функции социализации:
а) освоение системы знаний о мире, человеке и об обществе;
б) усвоение моральных ценностей и идеалов;
в) освоение практических умений, навыков и др.
4. Институты (агенты) социализации:
а) значение семьи в первичной социализации;
б) роль образования в социализации индивида;
в) влияние сверстников на социализацию;
г) СМИ как агенты социализации и др.
5. Значение социализации для установления личности.


Слайд 18
Текст слайда:

Интернет-ресурсы

Литература

1) ЕГЭ 2017. Обществознание. 10 тренировочных вариантов / П. А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: издательство АСТ, 2016.
2) Обществознание: новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко / Под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2017.
3) Обществознание. 10 класс. Модульный триактив-курс / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2014.
4) ЕГЭ. Обществознание : типовые экзаменационные Е31 варианты : 30 вариантов / О. А. Котова, Т.Е. Лискова. – М. : Издательство «Национальное образование», 2017.

http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=756DF168F63F9A6341711C61AA5EC578 – ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ. Обществознание
http://soc.reshuege.ru/ — Решу ЕГЭ


Примеры социализации в социологии

Шарлотта Никерсон, опубликовано 11 июля 2022 г. | Проверка фактов Солом Маклеодом, доктором философии


Социализация — это продолжающийся в течение всей жизни процесс изучения человеком или группой ожидаемых норм и обычаев группы или общества посредством социального взаимодействия.

Социализация – это непрерывный процесс, который начинается с рождения и продолжается на протяжении всей нашей жизни. Благодаря этому люди развивают чувство собственного достоинства и учатся становиться членами своего общества (Cromdal, 2006).

Двумя самыми большими различиями между типами социализации являются первичная социализация и вторичная социализация, но социологи также концептуализировали социализацию по осям организации, дистанции и развития (Cromdal, 2006).

Что такое агент социализации?

Агент социализации — это человек или группа людей, которые учат людей ценностям, убеждениям и поведению, ожидаемым в их обществе.

Семья обычно является первым и наиболее важным агентом социализации ребенка. Дети учатся языку, манерам и тому, как вести себя в своей культуре, у своих родителей и других взрослых в доме.

По мере взросления дети сталкиваются с другими агентами социализации, такими как средства массовой информации, школы, религиозные учреждения и группы сверстников. Каждый из этих агентов играет роль в формировании самоидентификации и мировоззрения ребенка (Cromdal, 2006).

1. Социализированная преступность

Социализированная преступность – это нарушение закона лицами моложе 18 лет в результате их приверженности взглядам и ценностям субкультуры, такой как банда, которая прославляет преступное или антиобщественное поведение.

Социализированная преступность — это тип неформальной социализации, часто принудительный. Это означает, что люди приучаются к преступному образу жизни группами сверстников, средствами массовой информации и членами семьи, которые уже участвуют в таком поведении, а не через формальные институты, такие как школы и церкви.

Хотя не каждый, кто подвергается воздействию этих факторов, становится правонарушителем, эти агенты социализации могут увеличить вероятность того, что человек это сделает (Osgood & Anderson, 2004).

Человек может подвергаться воздействию различных источников, прославляющих преступное поведение. Например, банды часто вербуют новых членов, обещая им статус, власть и защиту.

Когда люди ассимилируются в эти банды, они начинают перенимать ценности и нормы группы, которые могут включать насилие, употребление наркотиков и другое преступное поведение.

Если они не соблюдают эти стандарты, они могут быть избиты, убиты или исключены из банды, что еще больше усилит правонарушение.

Семья также является основным источником социализации детей и подростков. Члены семьи моделируют соответствующее поведение, прививают моральные ценности и оказывают эмоциональную поддержку.

Однако в некоторых семьях преступное поведение терпимо или даже поощряется.

Например, дети, которые растут в домах, где распространено насилие, с большей вероятностью сами разовьют склонность к насилию и узнают, что насилие — лучший способ достичь своих целей.

Средства массовой информации также могут играть роль в социализации людей, склоняющих их к совершению правонарушений, изображая преступления гламурными и захватывающими. Некоторые социологи утверждают, что жестокие видеоигры, такие как Grand Theft Auto, снижают чувствительность игроков, делая их более склонными к воровству или насилию с применением огнестрельного оружия.

Средства массовой информации, действующие как агенты социализации, не обязательно являются визуальными. Другие утверждали, что некоторые жанры музыки, такие как панк и хэви-метал, пропагандируют антисоциальные ценности, такие как анархия и насилие, и даже сами по себе являются мотивом для преступных действий (Osgood & Anderson, 2004).

2. Гендерная социализация

Гендерная социализация — это форма первичной социализации, которая представляет собой процесс, посредством которого дети и младенцы усваивают нормы и модели поведения, связанные с их полом. Считается, что это происходит в семье, в группах сверстников, в средствах массовой информации и в школьной программе (Bhattacharjee, 2021).

Гендерная социализация начинается с момента рождения детей. Родители склонны относиться к мальчикам и девочкам по-разному даже с самого раннего возраста.

Например, они могут покупать разные игрушки для мальчиков и девочек – куклы для девочек и машинки для мальчиков; или различные виды детской одежды. Это посылает детям сообщение о том, что есть определенные виды деятельности или поведения, которые подходят только для людей каждого пола.

По мере взросления дети начинают проводить больше времени со своими сверстниками и меньше со своими родителями. Сверстники играют важную роль в гендерной социализации, поскольку они часто подкрепляют сообщения, которые дети получают из других источников, таких как средства массовой информации и семья.

Например, если мальчик любит играть в куклы, его друзья могут дразнить его и говорить, что это делают только девочки. В результате он может научиться соответствовать гендерным нормам и вести себя так, как считается «мужским».

Считается, что средства массовой информации также играют роль в гендерной социализации. Например, в телевизионных программах или фильмах женщины часто изображаются заинтересованными в покупках, а мужчины — в спорте. Дети узнают об этих гендерных ролях из того, что видят по телевизору, и начинают верить, что мужчины и женщины должны вести себя именно так.

Наконец, гендерная социализация может быть формализована через школьную программу. Предметы, которые дети изучают в школе, часто отражают гендерные нормы и стереотипы.

Например, от девочек часто ожидают изучения «женских» предметов, таких как уход за больными и английский язык, а от мальчиков — «мужских» предметов, таких как работа по дереву.

Это может послать детям сообщение о том, что есть определенные виды деятельности или работы, которые подходят только для людей любого пола (Bhattacharjee, 2021).

3. Скрытая учебная программа

Скрытая учебная программа, впервые описанная Филипом Джексоном (1968), представляет собой набор негласных или неофициальных правил и ценностей, которые учащиеся усваивают, посещая школу.

Ее часто противопоставляют более формализованной официальной учебной программе, изложенной в заявлении о миссии школы или в каталоге курсов.

Скрытая учебная программа включает в себя неформальные занятия, структуры и правила в школах, с помощью которых учащиеся изучают отношения, убеждения, ценности и поведение.

Аспекты скрытой учебной программы явно не указаны в официальных планах уроков, целях или академических задачах школы.

Однако они передают культурно значимые концепции и ценности, касающиеся того, чему должны учить школы. Эти нормы доводятся до учащихся как внутри класса, так и в социальной среде школы.

Например, школа со строгим дресс-кодом может посылать сообщение о том, что внешний вид и соответствие важнее индивидуальности и самовыражения.

Школа, в которой существует множество правил и предписаний, может давать понять, что порядок и соответствие важнее творчества и инноваций. И школа, в которой много насилия и издевательств, может подавать сигнал о том, что агрессия и сила более эффективны, чем сотрудничество и доброта.

Хотя скрытая учебная программа часто непреднамеренна, она все же может оказать сильное влияние на учащихся. Это может формировать их ценности, убеждения и взгляды, а также влиять на их поведение как в школе, так и за ее пределами.

Скрытая учебная программа также может усиливать социальное неравенство. Например, школы, которые относят учащихся к разным уровням способностей или классам на основе результатов тестов, могут укреплять идею о том, что одни учащиеся лучше других и что некоторые учащиеся не заслуживают такого внимания или инвестиций.

Это может привести к самоисполняющемуся пророчеству, когда учащиеся, которых называют «менее способными», могут начать верить в это и в результате плохо успевать (Jackson, 1968).

4. Мораль

Мораль – это система представлений о правильном и неправильном поведении. Мораль часто считают чем-то, что исходит из религиозных убеждений человека, но она также может исходить из семьи, социальных групп и клубов. Религия является одним из важнейших источников нравственности.

Религиозные лидеры учат своих последователей тому, что, по их мнению, правильно и неправильно, и эти учения могут оказывать сильное влияние на поведение людей. Например, многие религии учат, что убийство — это плохо (Стауб, 2013).

Семья — еще один важный источник нравственности. Родители часто учат своих детей тому, что они считают правильным и неправильным, и эти убеждения могут остаться с ними во взрослой жизни. Например, если ребенка учат, что воровать нехорошо, он с меньшей вероятностью будет воровать во взрослом возрасте.

Социальные группы и клубы также могут влиять на нравственность человека. Например, членство в бойскаутах или девушках-скаутах требует обязательства следовать кодексу поведения, который включает в себя такие вещи, как помощь другим людям и правдивость.

Эти организации могут помочь привить моральные ценности своим членам на протяжении всей жизни.

Например, членство взрослого в ассоциации домовладельцев может научить его тому, что подчинение и поддержание однородности в сообществе важны для социального порядка.

Хотя мораль может исходить из множества разных источников, она часто усваивается людьми и используется для управления их поведением. Интернализация — это процесс, посредством которого люди принимают убеждения и ценности других как свои собственные. Как только люди усваивают мораль, изменить ее может быть очень трудно.

Процесс социализации морали может быть как формальным, так и неформальным. Формальная социализация морали обычно происходит в таких учреждениях, как школы и религиозные организации. В этих условиях людям прямо преподают моральные ценности.

Например, учитель может сказать своим ученикам, что важно быть честным и помогать другим. Неформальная социализация морали обычно происходит вне формальных институтов.

Это часто происходит в семьях и социальных группах. Например, ребенок может научиться быть щедрым, наблюдая, как его родители делятся едой с другими (Staub, 2013).

5. Социальные отношения

Все социальные отношения включают в себя ту или иную форму социального взаимодействия, и эти взаимодействия предоставляют возможности для социализации.

Социализация, происходящая через социальные отношения, может быть как формальной, так и неформальной, добровольной и принудительной. Например, отношения между заключенными и охранниками, как правило, очень формальны и структурированы и подкрепляют идею о том, что заключенные находятся ниже и должны уважать охранников.

На менее суровом уровне люди, вступающие в религиозные организации, делают это добровольно, но люди, рожденные в определенной религии, обычно не имеют выбора в этом вопросе.

В конечном счете, грань между добровольной и принудительной социализацией в отношениях зависит от того, строит ли кто-то их по выбору или в силу обстоятельств (Bhattacharjee, 2021).

Группа сверстников

Группы сверстников являются одним из типов социальных отношений, которые могут оказать значительное влияние на социализацию человека.

Группа сверстников — это группа людей примерно одного возраста со схожими интересами. Группы сверстников могут дать людям чувство идентичности и принадлежности, а также могут служить источником информации о мире.

Например, маленькие дети часто узнают о гендерных ролях от своих сверстников. Мальчики узнают, что «нормально» играть с игрушечными машинками, а девочки узнают, что «нормально» играть в куклы (Bhattacharjee, 2021).

Семья

Семья — это еще один тип социальных отношений, который может влиять на социализацию человека. Семьи считаются первым агентом социализации и дают людям чувство идентичности и принадлежности. Они также могут служить источником информации о мире. Например, дети часто узнают о морали от своих родителей.

Они узнают, что их родители считают правильным и неправильным, и усваивают эти убеждения. Школы — это еще один тип социальных отношений, которые могут влиять на социализацию человека.

Школа

Школы дают детям формальное образование, но они также учат их, как взаимодействовать с другими людьми в структурированной среде. Например, в школе дети учатся делиться, чередоваться и следовать правилам.

Работа

Рабочее место — это еще один тип социальных отношений, который может влиять на социализацию человека. Эта среда может научить людей важности сотрудничества и командной работы. Это также может дать им чувство идентичности и принадлежности.

6. Субкультура

Субкультуры — это группы людей, которые разделяют схожие ценности, убеждения и поведение, отличающееся от основной культуры. Субкультуры могут быть основаны на расе, этнической принадлежности, религии, социальном классе или любом другом общем опыте (Леонард, 1991).

Хотя субкультуры, как правило, меньше, чем основная культура, они все же могут оказывать значительное влияние на социализацию человека. Это связано с тем, что люди в субкультурах часто взаимодействуют друг с другом на более интимном уровне, чем с людьми вне своей группы.

В результате у них больше возможностей поделиться своими ценностями и убеждениями. Средства массовой информации являются еще одним источником социализации для представителей субкультур. Средства массовой информации часто изображают субкультуры в негативном свете, что может привести к предрассудкам и дискриминации.

Однако СМИ также могут быть источником информации и поддержки для представителей субкультуры. Например, средства массовой информации могут предоставить членам субкультуры платформу для обмена своим опытом с миром, а музыкальные альбомы группы могут создать общее чувство вкуса и идентичности среди тех, кто решит участвовать в этом.

К некоторым субкультурам можно присоединиться добровольно, в то время как членство в других обычно является принудительным. Этническая принадлежность является одним из примеров субкультуры, к которой у членов нет выбора, поскольку суждения других и социализация своей семьи, сообщества и сверстников заставляют членов группы принимать убеждения этнической идентичности по отношению к другим группам, манере говорить и скоро.

Между тем, субкультура, окружающая поп-звезду, — это, как правило, та субкультура, к которой люди присоединяются по своему выбору и выражают это посредством культурных отсылок, сленга и привычек прослушивания музыки (Леонард, 19 лет).91).

Шарлотта Никерсон — выпускница 2024 года Гарвардского университета. Имея опыт исследований в области биологии и археологии, Шарлотта в настоящее время изучает, как цифровое и физическое пространство формирует человеческие убеждения, нормы и поведение и как это можно использовать для создания бизнеса с большим социальным воздействием.

Содержимое тщательно проверяется командой квалифицированных и опытных специалистов по проверке фактов. Специалисты по проверке фактов проверяют статьи на предмет фактической точности, актуальности и своевременности. Мы полагаемся на самые актуальные и авторитетные источники, которые цитируются в тексте и перечислены внизу каждой статьи. Контент проверяется на факт после редактирования и перед публикацией.

Эта статья была проверена Солом Маклеодом, квалифицированным преподавателем психологии с более чем 17-летним опытом работы в сфере дополнительного и высшего образования. Его работы были опубликованы в журналах по психологии, включая Clinical Psychology , Social and Personal Relationships и Social Psychology .

Никерсон, К. (2022, 1 июля). Примеры социализации в социологии. Просто социология. https://simplysociology.com/socialization-examples.html

  • Дополнительная информация
  • Понимание социализации в социологии Агенты социализации Социальные институты
Ссылки

Бхаттачарджи, Н. (2021). Зазеркалье: гендерная социализация в начальной школе. В книге «Гендер и образование в Индии». Читатель (стр. 40–52). Рутледж.

Кромдал, Дж. (2006). Социализация.

Леонард, В. М. (1991). Социализация в профессиональную субкультуру. Journal of Sport Behavior, 14 (3), 169.

Осгуд, Д. В., и Андерсон, А. Л. (2004). Неструктурированное общение и уровень правонарушений. Криминология, 42(3) , 519-550.

Джексон, П. В. (1968). Жизнь в классах . Издательство Педагогического колледжа.

Штауб, Э. (2013). Позитивное социальное поведение и мораль: Социализация и развитие . Эльзевир.

2.1 Важность социализации – Введение в изучение разнообразия

 

Цель обучения

  1. Объяснить, почему социализация важна для полноценного существования человека.

Мы только что отметили, что социализация — это способ изучения культуры, но социализация важна и по другой важной причине. Чтобы проиллюстрировать эту важность, давайте представим, что мы нашли 6-летнего ребенка, который с самого рождения почти не контактировал с людьми. После рождения ребенка ее мать меняла ей подгузники и кормила ее минимальной диетой, но в остальном не взаимодействовала с ней. Ребенок был оставлен один день и ночь в течение многих лет и никогда не выходил на улицу. Теперь мы находим ее в возрасте 6 лет. Чем ее поведение и действия будут отличаться от поведения и действий среднего 6-летнего ребенка? Найдите минутку и запишите все различия, которые вы найдете.

В произвольном порядке вот список, который вы, вероятно, написали. Во-первых, ребенок не сможет говорить; самое большее, она могла издать несколько ворчаний и других звуков. Во-вторых, ребенок будет бояться нас и, вероятно, забьется в угол. В-третьих, ребенок не умел бы играть в игры и взаимодействовать с нами. Если бы мы дали ей еду и посуду, она бы ела руками и не знала, как пользоваться посудой. В-четвертых, ребенок не сможет выразить весь спектр эмоций. Например, она может плакать, но не умеет смеяться. В-пятых, ребенок не был бы знаком с материальными объектами нашей культуры, включая мобильные телефоны и телевизоры, и, вероятно, боялся бы их. В этих и многих других отношениях этот ребенок резко отличался бы от среднего 6-летнего подростка в Соединенных Штатах. она бы выглядит человеком, но она не будет действовать человеком. Фактически, во многих отношениях она будет вести себя скорее как испуганное животное, чем как молодой человек, и она будет менее способна, чем обычная собака, выполнять приказы и подчиняться командам.

Как показывает этот пример, социализация позволяет нам полноценно функционировать как людям. Без социализации у нас не было бы нашего общества и культуры. А без социального взаимодействия у нас не было бы социализации. Наш пример социально изолированного ребенка был гипотетическим, но реальные примеры таких детей, которых часто называют одичавших детей, к сожалению, произошли и служат убедительным доказательством важности социального взаимодействия для социализации и социализации для нашей способности функционировать как люди.

Одним из самых известных диких детей был Виктор Авейронский, которого нашли блуждающим в лесах на юге Франции в 1797 году. Затем он сбежал из-под стражи, но вышел из леса в 1800 году. Считалось, что Виктору было около 12 лет, и он был брошенный несколькими годами ранее его родителями; он не мог говорить и вел себя больше как дикое животное, чем как человеческий ребенок. Виктор сначала жил в интернате, а потом в частном доме. Он так и не научился говорить, и его когнитивное и социальное развитие в конце концов было не лучше, чем у малыша, когда он, наконец, умер в возрасте около 40 лет (Лейн, 19 лет).76).

Другого такого ребенка, найденного более полувека назад, звали Анна, которая «была лишена нормального контакта и получала минимум человеческого ухода почти все свои первые шесть лет жизни» (Davis, 1940, стр. 554). После того, как Анну перебрасывали из одного места жительства в другое в течение первых 5 месяцев, Анна в конечном итоге жила со своей матерью в доме своего дедушки и содержалась в маленькой душной комнате на втором этаже, потому что дедушка был так встревожен ее внебрачным рождением. что он ненавидел ее видеть. Из-за того, что мать работала весь день, а по ночам уходила, Анна почти все время была одна и жила в грязи, часто едва живая. Ее единственной пищей все эти годы было молоко.

Когда Анна была найдена в возрасте 6 лет, она не могла ни говорить, ни ходить, ни «делать что-либо, что свидетельствовало бы об интеллекте» (Davis, 1940, p. 554). Она также была крайне истощена и истощена. Два года спустя она научилась ходить, понимать простые команды, есть сама и запоминать лица, но не могла говорить и в этом отношении больше походила на годовалого младенца, чем на семилетнего ребенка, каким она была на самом деле. . К тому времени, когда она умерла от желтухи примерно в 9 лет, она приобрела речь 2-летнего ребенка.

Вскоре после того, как была обнаружена Анна, в аналогичных обстоятельствах была найдена еще одна девочка по имени Изабель в возрасте 6 лет. Она также родилась вне брака и жила одна с матерью в темной комнате, изолированной от остальной семьи матери. Поскольку ее мать была немой, Изабель не научилась говорить, хотя и общалась с матерью с помощью простых жестов. Когда ее наконец нашли, она вела себя с незнакомцами как дикое животное, а в остальном она вела себя скорее как шестимесячный ребенок, чем как ребенок старше 6 лет. Когда ей впервые показали мяч, она посмотрела на него, подержала в руке, а затем потерла им лицо взрослого. Интенсивные тренировки впоследствии помогли Изабель восстановиться, и через 2 года она достигла нормального уровня речи для ребенка ее возраста (Дэвис, 19 лет).40).

Эти случаи одичавших детей показывают, что крайняя изоляция — или, иначе говоря, отсутствие социализации — лишает детей очевидных и не столь очевидных качеств, делающих их людьми, а в других отношениях тормозит их социальные, познавательные и эмоциональное развитие. Серия знаменитых экспериментов, проведенных психологами Гарри и Маргарет Харлоу (Harlow, 1962), подтвердила последний тезис, показав, что он справедлив и для обезьян. Харлоу изучали макак-резусов, которых отобрали у матерей при рождении; некоторых воспитывали в полной изоляции, а другим давали фальшивых матерей из ткани и проволоки, с которыми можно было обниматься. Ни одна из групп не развивалась нормально, хотя обезьяны, обнимающиеся с фальшивыми матерями, чувствовали себя несколько лучше, чем те, которые были полностью изолированы. Как правило, обезьяны не могли позже взаимодействовать с другими обезьянами, а младенцы женского пола жестоко обращались со своими детенышами, когда они становились матерями. Чем дольше была их изоляция, тем больше страдало развитие обезьян. Показав пагубные последствия социальной изоляции, эксперимент Харлоу усилил значение социального взаимодействия для нормального развития. В сочетании с трагическими примерами диких детей их эксперименты напоминают нам о критической важности социализации и социального взаимодействия для человеческого общества.

Ключевые выводы

  • Социализация — это процесс, посредством которого люди узнают свою культуру и становятся полноценными людьми.
  • Неудачные примеры крайней изоляции человека иллюстрируют важность социализации для социального и когнитивного развития детей.

Дэвис, К. (1940). Крайняя социальная изоляция ребенка. Американский журнал социологии, 45, 554–565.

Харлоу, Х.Ф., и Харлоу, М. К. (1962). Социальная депривация у обезьян. Scientific American, 207, 137–146.

Лейн, HL (1976). Дикий мальчик из Аверона . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

Социология: понимание и изменение социального мира является адаптацией произведения, созданного и распространяемого по лицензии Creative Commons (CC BY-NC-SA) в 2010 году издателем, который потребовал, чтобы они и первоначальный автор не получали указание авторства.

Эта адаптированная глава подготовлена ​​Техническим колледжем Северо-Восточного Висконсина. Эта адаптация существенно не изменила и не обновила исходный текст 2010 г., за исключением изменения нумерации. Эта работа доступна на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike.

Как быть человеком: уроки социализации от эльфа

В этой части Аманда Фельбаум использует праздничный фильм «Эльф», чтобы проиллюстрировать, как люди социализируются в своих сообществах.

Сейчас сезон отпусков, а вместе с ним и подборка фильмов, которые постоянно демонстрируются с Дня Благодарения до Нового года. Одним из таких фильмов является « Эльф » (2003), история с Уиллом Ферреллом в главной роли о человеке по имени Бадди, воспитанном эльфами на Северном полюсе. После многих лет, когда он не вписывался в свои эльфийские братья, выясняется, что Бадди не только человек, его отец жив и попал в список непослушных Санта-Клауса. Начинаются шутки, когда Бадди интегрируется в человеческое общество, пытается исключить своего отца из списка непослушных и распространяет рождественские поздравления.

Хотя праздники являются важным аспектом социологии культуры, в фильме Эльф меня больше всего интересует то, как он исследует ресоциализацию. Ресоциализация — это когда человек усваивает новые нормы и ценности в ответ на новые жизненные обстоятельства. Например, когда два человека съезжаются вместе, они проходят своего рода ресоциализацию — учатся опускать сиденье унитаза, закрывать дверцы шкафа, не пить прямо из пакета с молоком и т. д. — чего им, возможно, не пришлось бы делать, когда они жили одни или с родителями.

Социализация сама по себе является процессом на протяжении всей жизни, и именно так люди учатся становиться полноценными членами общества, усваивая ценности, убеждения и нормы этого общества. Поскольку он был воспитан эльфами, Бадди приобщился к эльфийской культуре. Он считает, что четыре основные группы продуктов питания — это конфеты, леденцы, леденцы и сироп. Он цитирует кодекс эльфов, который включает в себя: «Лучший способ распространить рождественское настроение — это громко петь, чтобы все слышали». Социализация, однако, не может объяснить все аспекты развития и личности человека; биология тоже играет роль. В случае с Бадди он намного крупнее эльфов, он не производит игрушки так быстро, как другие эльфы, и его называют «особенным» или отличным от всех остальных на Северном полюсе. Это сочетание человеческого Бадди (природы) и его воспитания (воспитания) делает Бадди тем, кто он есть.

Бадди заявляет, что собирается найти своего биологического отца. Перед отъездом Санта пытается предупредить Бадди о некоторых аспектах человеческой жизни в Нью-Йорке, например, о том, что выброшенная на улицу жевательная резинка не является бесплатной конфетой, нельзя доверять утверждениям ресторанов и что «пип-шоу» не означает что вы можете посмотреть на свои подарки перед Рождеством. Этот ускоренный курс в человечестве оказывается недостаточным. Мы наблюдаем, как Бадди ест выброшенную на улице жевательную резинку, поздравляем кафе с «лучшей в мире чашкой кофе», нажимаем все кнопки в лифте, потому что он поражен тем, что они выглядят как рождественские гирлянды, и его сбивает желтое такси. .

Наблюдение за Эльф раскрывает многие из поведений, которые мы были социализированы делать или не делать так давно, что мы принимаем их как должное. Большинство из нас знает, как пользоваться эскалатором, как сбивает с толку улыбка в определенных ситуациях, когда задавать массу вопросов и что звуки радиатора относительно безвредны. Столкновение с этими вещами впервые, как это делает Бадди, тонко напоминает нам, что в такой «человеческой природе» нет ничего «естественного». Нам пришлось научиться тому, что делать, от переговоров о переходе улицы до подходящей одежды для мужчины лет тридцати пяти.

С одной стороны, недостаток общения Бадди с людьми приводит его к девиантному поведению. Социальные нормы , или правила приемлемого и недопустимого поведения, означают, что Бадди неуместно покупать женское белье для своего отца, даже если он считает своего отца «особенным человеком». С другой стороны, праздничный сезон должен быть временем счастья, проведения времени с семьей и магии, и Бадди изначально был единственным персонажем, придерживающимся этих норм. По сути, Бадди должен привести остальных персонажей в соответствие с духом Рождества.

В конце фильма Бадди удается спасти Рождество, работу отца и семейные отношения. Бадди прославился своей историей жизни и смог создать семью с женщиной, которая ценит эльфийскую культуру.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>