§ 31. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ПРАВА
§ 31. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ПРАВА | 9 класс учебник «Человек и Общество»так то ЕНТ / / 9 класс учебник «Человек и Общество»
§ 31. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ПРАВА
Социальные нормы. Правовые нормы. Возникновение права. Право и государство. Правовая система. Роль права в жизни общества. Право и закон.
Социальные нормы. В процессе общения людей с древнейших времен вырабатывались и складывались правила поведения, которые регулировали отношения людей между собой. В силу жизненной необходимости люди вступают в определенные отношения между членами рода, супругами, родителями и детьми, родственниками, между руководителями рода, членами общества, а с возникновением государства — между служащими и гражданами (подданными) и т. д.
Поскольку эти отношения должны происходить по определенным правилам, люди создают нормы поведения, которые служат моделью взаимодействия в случае вступления их в конкретные отношения. Хотя правила применяются к конкретным отношениям, они имеют всеобщий характер.
Социальные нормы охватывают все сферы жизни человека — регламентируют его поведение в быту и в общественной жизни, определяют манеры, жесты, мимику, эмоции.
Возникновение конвенциональных норм поведения людей, составляющих правила вежливости (этикет), имеет глубокие исторические корни. Правила вежливости определяют формы общения, отражающие отношения между людьми. Традиции, мораль, право и этикет составляют в совокупности всеобщие социальные нормы, регулирующие поведение больших групп людей.
Правовые нормы. Возникновение права связано с образованием государства. Так как право является нормами, контролируемыми государством, закрепленными в нормативных актах, с четко сформулированными механизмами осуществления, их соблюдение является обязательным для всех граждан государства.
Право — система обязательных для всех норм, узаконенных и охраняемых государством.Правила поведения в определенных общественных организациях, учреждениях, предприятиях, хозяйствах являются обязательными только для членов этих субъектов. Нации и этнические группы также могут иметь свои нормы поведения и традиции, свойственные только им и обязательные к исполнению только принадлежащим этим нациям и группам людей.
К источникам права относятся Основной Закон государства — Конституция, отраслевые законы и другие нормативные акты, в которых сформулированы правовые нормы. Содержанием права является совокупность правовых норм.
Особенностью права является то, что при нарушении его норм виновник привлекается к ответственности по закону.
Религиозные нормы. Это принципы, правила, ритуалы, установленные различными религиями и обязательные для верующих. Источниками религиозных норм являются Библия, Коран и другие священные писания. В некоторых государствах религиозные нормы обладают юридической силой.
Нормы,-обычаи. Обычаи — правила поведения, сложившиеся в результате применения их для регулирования отношений людей в течение длительного времени. Обычаи превращались в правовые нормы, сложившиеся в обществе без содействия государства. В таких случаях нарушение норм обычаев влекло за собой применение принуждения как со стороны общества, так и со стороны органов государства.
Корпоративные нормы. Они устанавливаются общественными объединениями в их уставах, положениях и других документах. Корпоративные нормы определяют права, обязанности и ответственность только их членов. Корпоративные нормы содержатся в уставах политических партий, профсоюзов, молодежных организаций и т. д.
Первичным элементом права является норма права — это правило поведения, правовая модель поведения, которой следует придерживаться людям в процессе своей жизнедеятельности. Не только отдельные индивиды, но и целые коллективы вступают в отношения друг с другом. Следовательно, вступая во взаимодействия, регулируемые нормами права, люди, их сообщества своим поведением не должны нарушать требования этих норм.
Право, как совокупность правовых норм, осуществляя важную роль в жизни общества, направлено на то, чтобы был порядок в отношениях между людьми в какой бы сфере они ни возникали.
Пример
Люди вступают в экономические отношения. На заводах, фабриках определенный порядок, трудовая дисциплина устанавливаются при помощи нормативных правовых актов. Распределение материальных благ тоже регулируется соответствующими нормативными актами. Люди вступают друг с другом в самые разные договорные отношения. Купля-продажа, обмен, дарение, заем и т.д. должны оформляться в рамках норм права. полиция, суд, прокуратура, армия.
Правовая система состоит из трех элементов правовой действительности: права, правовой идеологии и деятельности правовых учреждений. Право — это система правовых норм, установленных и действующих в государстве. Правовые нормы содержатся не только в законах, но и в других нормативных правовых актах. Государственные органы наделены полномочием принимать нормативные правовые акты. Президент принимает нормативные указы, правительство нормативные постановления, министерства — нормативные приказы, местные государственные органы — нормативные решения и т.д.
Таким образом, когда речь идет о праве, имеются в виду все действующие в конкретном государстве нормативные правовые акты. Это отражает объективность права, т. е. существования его как самостоятельного, цельного явления. Право понимается и в субъективном смысле. В этом значении оно употребляется применительно к отдельным субъектам как гарантированная государством юридическая возможность совершать определенные действия для собственного блага, например: право на жизнь, на сохранение здоровья, на образование и т. д.
Правовая идеология — это признанные в государстве правовые взгляды, идеи, культура. Правовые учреждения создаются государством для реализации, Защиты права, т. е. принятых и действующих в обществе правовых норм.
Роль права в обществе. Право играет важную роль в политической жизни общества. При помощи правовых норм определяются структура государственных органов, способы их формирования (выборность, назначаемость), их компетенция (полномочия), формы и методы их действия.
При помощи правовых актов устанавливается общественный порядок, который должны обеспечивать органы правопорядка. Именно в правовых актах закрепляются политические права и свободы граждан, используя которые, они участвуют в управлении делами государства.
Право играет большую роль в социальной жизни общества. Правовые нормы создают юридические условия для получения образования, охраны здоровья, создания и укрепления семьи и т.д.
Право — сильный государственный инструмент, призванный создать нормальные условия для жизни людей, юридически обеспечивать развитие общества во всех направлениях.
Неверно считать, что право призвано только наказывать, налагать принудительные меры. Право реально действует, когда граждане пользуются предоставленными правами и свободами; выполняют требования норм права, а государственные органы применяют меры взыскания, наказания к тем, кто нарушает требования норм права.Право и закон. Особое место в праве занимают законы. Законами считаются нормативные акты, принимаемые высшим органом государственной власти—парламентом Закон имеет высшую юридическую силу. Законы определяют правовое положение человека.
Основной закон Французской революции — «Декларация прав человека и гражданина” (1789 г.) — впервые в истории провозгласил равенство граждан перед законом, свободу личности и др. Декларация стала основополагающим актом для конституций многих государств, ликвидировавших феодальные порядки.
Вопросы и задание
1. Укажите разницу между понятиями социальная норма и правовая норма. 2. Какая связь между правом и законом? 3. Что мы называем правовой системой?
Социальные нормы поведения — зачем они нужны: Статьи общества ➕1, 15.
06.2022Каждый день мы здороваемся с соседями, ходим на работу, соблюдаем правила дорожного движения. Все это мы делаем потому, что «так принято». А если поступаем иначе — сталкиваемся с осуждением или санкциями. Plus‑one.ru разбирался, что такое социальные нормы и почему они важны для каждого из нас.
Фото: iStock / ajr_images
Это образцы поведения, принятые в обществе. Они возникли в процессе исторического развития: еще в древности люди решили, что все соплеменники должны соблюдать определенные правила, например, закрывать вход в пещеру, делиться добытой едой. Это позволило избегать конфликтов, поддерживать порядок и вести совместное хозяйство. Нарушителей изгоняли, обрекая на отшельничество или гибель от клыков диких зверей.
Фото: iStock / gorodenkoff
Система социальных норм состоит из правил, которые соответствуют следующим критериям:
Обобщенность. Большинство социальных норм одинаковы для всех жителей планеты, хотя бывают исключения. Например, чуукесы, жители Федеративных Штатов Микронезии, считают воровство демонстрацией силы и смелости.
Постоянство, то есть неизменность правил поведения, которым нужно следовать.
Осознанность. Например, мы уступаем место в транспорте беременным женщинам, так как им некомфортно и опасно ехать стоя.
Упорядоченность. Мы точно знаем, что и когда нужно делать.
Соответствие культурным традициям. Например, в Японии считается неприличным втыкать палочки для еды в рис. Так принято делать только на похоронах.
Фото: iStock / Olga Kulikova
Общепризнанные правила можно разделить на несколько групп.
Обычаи — это стереотипы поведения, унаследованные от предыдущих поколений. Они могут воспроизводиться в одной или нескольких социальных группах, например, в семье, среди последователей определенной религии, городских или сельских жителей. Как правило, мы следуем этим нормам, не пытаясь найти для них логического обоснования.
К обычаям можно отнести семейный ужин по субботам, поездку на дачу в майские праздники, при условии, что эти действия повторяются регулярно. Переходя из поколения в поколение, они становятся традициями.
Изначально традиции формировались с целью выживания, но теперь их цель — сохранение культуры. Так, при рукопожатии принято снимать перчатки. Раньше руки оголялись, чтобы продемонстрировать отсутствие оружия и доверие. А сейчас этот жест считается проявлением уважения.
Ритуалы — это последовательность действий, наделенная символизмом (к примеру, взаимодействие с духами и богами, исполнение желаний) и вызывающая сильные эмоции (восторг, благоговение, предвкушение, страх). Они создают определенный настрой, объединяющий людей во время какого-либо события. Пример привычных нам ритуалов — украшение дома к Новому году, сжигание чучела Масленицы.
Ритуалы, которым следуют в некоторых странах, могут показаться необычными и даже пугающими. Так, на западе Индии новорожденных сбрасывают с крыши храма на простынь, которую держат натянутой несколько мужчин. Считается, что прошедших такой ритуал Бог наделяет крепким здоровьем. Эта практика незаконна, но существует до сих пор. А в Китае, согласно одному из ритуалов, муж должен взять свою беременную жену на руки и пронести над горящими углями. При этом ноги женщины должны быть босыми. Китайцы верят, что ритуал способствует легким родам.
Фото: iStock / Bulat Silvia
Это правила поведения, соответствующие представлениям социума о добре и зле, справедливости и несправедливости. Их игнорирование осуждается обществом.
Но люди соблюдают моральные нормы не только из боязни стать изгоем, но и по зову сердца, ориентируясь на свои нравственные ценности и чувство долга. Пример — уважительное отношение ко всем, вне зависимости от их статуса, выполнение обещаний, помощь нуждающимся. При оценке поведения человека учитываются не только его поступки, но и мотивы. Например, за невыполненное обещание вряд ли осудят, если это произошло из-за болезни или по другой уважительной причине.
Исследование Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ показало, что людям проще решиться нарушить моральные нормы, если подобное поведение не осуждается их окружением. Так, 80% из 900 опрошенных студентов считают плагиат недопустимым, но на практике выходит иначе. Около 50% участников исследования хотя бы раз нарушали правила сдачи экзаменов (чаще всего списывали). Выяснилось, что учащиеся следуют «плохому примеру» одногруппников и со временем такая модель поведения становится для них нормой. Это подтверждает тот факт, что опытные студенты относятся к списыванию терпимее, чем первокурсники.
К ним относятся законы, в том числе Конституция РФ, трудовой, административный, уголовный и гражданско-правовой кодексы. Их нарушители наказываются согласно четко прописанной системе санкций, вплоть до лишения свободы. Правила социальных норм устанавливаются государством, всегда отражаются в письменном виде и находятся в свободном доступе. Они обеспечивают упорядоченность в жизни человека, защищают интересы большинства и вносят ясность в общественные отношения.
Фото: iStock / Cesar Okada
Отражают принятые в обществе представления о прекрасном и безобразном. Эстетические нормы применимы не только к внешнему виду человека, гигиене и этикету, но и к технике, архитектуре и т. д. Со временем они могут меняться. Так, еще в 2009 году эталоном красоты считалась нездоровая худоба. Современные люди ставят в приоритет здоровье, а не выдуманные идеалы. Теперь на показах моды можно увидеть моделей plus size, а обложки журналов украшают женщины с растяжками на коже, складками на талии и другими особенностями тела.
Распространяются на членов организации или общественного объединения (например, политической партии, профсоюза, участников долевого строительства). Корпоративные социальные нормы регулируют их отношения между собой, а также взаимодействие с клиентами, партнерами компании и т. д.
Установленные правила помогают компаниям придерживаться стандартов деятельности. Они прописаны в уставе организации, могут пересекаться с законами, но не должны нарушать их. Примеры корпоративных правил — соблюдение дресс-кода, уборка рабочего места после окончания смены, обязательное выключение электроприборов.
Фото: iStock / carlosalvarez
Формальные — правовые и корпоративные нормы. Они должны выполняться в обязательном порядке, нарушителям грозит наказанием, например, выговором, увольнением, штрафом или исправительными работами.
Неформальные. Каждый человек может самостоятельно решить, учитывать их или нет. Мотивацией к соблюдению неформальных правил может быть страх потерять уважение друзей и намерение не отступать от своих моральных принципов.
Межличностные — действуют при личном взаимодействии двух людей (например, нужно постучать в дверь, прежде чем войти).
Групповые — актуальны только для определенного коллектива или группы (воинский устав).
Общечеловеческие — одинаковы для жителей всего мира (нужно уважать старших).
Национальные — правила и образцы поведения, которых придерживаются представители конкретной нации (немногие знают, но в США попытка уступить женщине место в транспорте может считаться бестактной).
Рекомендательные — напоминают о том, как правильнее поступить (например, рекомендуется помочь подняться человеку, который поскользнулся на улице и упал).
Побуждающие — мотивируют придерживаться установленных правил (сотрудники, ни разу не нарушившие корпоративный устав, имеют больше шансов получить премию).
Повелительные (императивные) — указывают на обязательства человека (дети должны слушаться родителей).
Запрещающие — упорядочивают социальные отношения, устанавливают запрет на определенные действия (нельзя курить в общественных местах).
Фото: iStock / JordanSimeonov
1
Поддержание мирных отношений между людьми. Социальные нормы являются регуляторами жизни человека в обществе. Так, мы контролируем гнев и стараемся решить конфликт мирным путем, не прибегая к насилию. Исследователи считают, что появление этой нормы поведения связано с развитием интеллектуальных способностей человека.
2
Контроль девиантного (нежелательного) поведения, которое отклоняется от установленных образцов и может навредить другим. Например, детям до 14 лет запрещено ездить на электросамокате по проезжей части и обочинам дороги.
3
Обеспечивают стабильность социальной системы общества, формируя представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Так, мы понимаем, что критика внешности и предпочтений другого человека может испортить отношения с ним и стараемся держать свое мнение при себе.
4
Наличие общих правил и эталонов поведения, на которые всегда можно ориентироваться. Это спасает от неопределенности и негативного опыта. Например, мы с детства знаем, что нужно бережно обращаться с домашними питомцами, чтобы не испугать и не травмировать их.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Вера Жихарева
Чтение: Социальные нормы | Introductory Sociology
До сих пор примеры в этой главе часто описывали ожидаемое поведение людей в определенных ситуациях — например, при покупке еды или посадке в автобус. Эти примеры описывают видимые и невидимые правила поведения, посредством которых структурируются общества, или то, что социологи называют нормами. Нормы определяют, как вести себя в соответствии с тем, что общество определило как хорошее, правильное и важное, и большинство членов общества придерживаются их.
Установлены формальные нормы , письменные правила. Это модели поведения, разработанные и согласованные для того, чтобы удовлетворить и служить большинству людей.
Законы — это формальные нормы, как и инструкции для сотрудников, требования к вступительным экзаменам в колледжи и знаки «запрещено бегать» в бассейнах. Формальные нормы являются наиболее конкретными и четко сформулированными из различных типов норм, и они наиболее строго соблюдаются. Но даже формальные нормы в той или иной степени навязываются и отражаются в культурных ценностях.Например, в США очень ценятся деньги, поэтому денежные преступления наказываются. Грабить банк противозаконно, и банки делают все возможное, чтобы предотвратить такие преступления. Люди охраняют ценные вещи и устанавливают противоугонные устройства для защиты домов и автомобилей. Менее строго соблюдаемая социальная норма — вождение в нетрезвом виде. Хотя вождение в нетрезвом виде запрещено законом, пьянство по большей части является приемлемым социальным поведением. И хотя существуют законы, предусматривающие наказание за вождение в нетрезвом виде, существует мало систем для предотвращения преступлений.
Существует множество формальных норм, но список из неформальных норм — случайного поведения, которому обычно и широко следуют — длиннее. Люди усваивают неформальные нормы путем наблюдения, подражания и общей социализации. Некоторым неформальным нормам учат напрямую — «Поцелуй свою тетю Эдну» или «Используй салфетку», — в то время как другие усваиваются путем наблюдения, включая наблюдения за последствиями, когда кто-то другой нарушает норму. Но хотя неформальные нормы определяют личные взаимодействия, они распространяются и на другие системы. В США существуют неформальные нормы поведения в ресторанах быстрого питания. Клиенты выстраиваются в очередь, чтобы заказать еду, и уходят, когда они закончат. Они не садятся за стол с незнакомцами, громко поют, готовя приправы, и не дремлют в кабинке. Большинство людей не совершают даже незначительных нарушений неформальных норм. Неформальные нормы диктуют соответствующее поведение без необходимости письменных правил.
Эксперименты по взлому
Социолог Гарольд Гарфинкель (1917–2011) изучал обычаи людей, чтобы выяснить, как социальные правила и нормы не только влияют на поведение, но и формируют общественный порядок. Он считал, что члены общества вместе создают социальный порядок (Вебер, 2011). В его итоговой книге « Исследования в этнометодологии », опубликованной в 1967 году, обсуждаются предположения людей о социальном составе их сообществ.
Один из методов исследования Гарфинкеля был известен как «эксперимент с нарушением правил», в котором исследователь ведет себя социально неловко, чтобы проверить социологические концепции социальных норм и конформизма. Участники не знают, что эксперимент продолжается. Однако, если взлом будет успешным, эти «невинные наблюдатели» каким-то образом отреагируют. Например, если экспериментатор, скажем, мужчина в деловом костюме, скачет по тротуару вприпрыжку или перепрыгивает на одной ноге, прохожие, скорее всего, будут смотреть на него с удивленным выражением лица. Но экспериментатор не просто «ведет себя странно» на публике. Скорее, дело в том, чтобы немного отклониться от определенной социальной нормы, тонко нарушить какую-то форму социального этикета и посмотреть, что произойдет.
Для проведения своей этнометодологии Гарфинкель намеренно навязывал странное поведение незнакомым людям. Затем он наблюдал за их ответами. Он подозревал, что странное поведение разрушит общепринятые ожидания, но не знал, как именно. Например, он организовал простую игру в крестики-нолики. Одного игрока заранее попросили поставить крестики и нолики не в клетках, а на линиях, разделяющих клетки. Другой игрок, не зная об исследовании, был ошеломлен и не знал, что делать дальше. Реакции второго игрока возмущения, гнева, замешательства или других эмоций иллюстрировали существование культурных норм, составляющих социальную жизнь. Эти культурные нормы играют важную роль. Они сообщают нам, как вести себя друг с другом и как чувствовать себя комфортно в нашем сообществе.
Есть много правил общения с незнакомцами на публике. Нормально сказать женщине, что вам нравятся ее туфли. Нехорошо спрашивать, можно ли их примерить. Это нормально стоять в очереди за кем-то у банкомата. Нехорошо оглядываться через его плечо, когда он совершает транзакцию. Нормально сидеть рядом с кем-то в переполненном автобусе. Странно сидеть рядом с незнакомцем в полупустом автобусе.
При некоторых нарушениях исследователь напрямую взаимодействует с невинными прохожими. Экспериментатор может завязать беседу в общественном туалете, где принято настолько яростно уважать частную жизнь друг друга, что игнорируют присутствие других людей. В продуктовом магазине экспериментатор может взять продукт из тележки другого человека и сказать: «Выглядит хорошо! Думаю, я попробую». Экспериментатор может сесть за стол с другими в ресторане быстрого питания или следовать за кем-то по музею и изучать одни и те же картины. В таких случаях наблюдатели вынуждены реагировать, и их дискомфорт показывает, насколько мы зависим от социальных норм. Эксперименты по взлому раскрывают и исследуют множество неписаных социальных правил, по которым мы живем.
Нормы могут быть дополнительно классифицированы как нравы или народные обычаи. Нравы (mor-ays) — это нормы, воплощающие моральные взгляды и принципы группы. Их нарушение может иметь серьезные последствия. Самые сильные нравы юридически охраняются законами или другими формальными нормами. В США, например, убийство считается аморальным и преследуется по закону (формальная норма). Но чаще о нравах судят и охраняют общественные настроения (неформальная норма). Люди, которые нарушают нравы, считаются постыдными. Их даже можно избегать или запрещать в некоторых группах. Нравы школьной системы США требуют, чтобы учащийся писал своими словами или использовал специальные формы (такие как кавычки и целая система цитирования) для упоминания других писателей. Написание чужих слов, как своих собственных, имеет название — плагиат. Последствия нарушения этой нормы суровы и обычно заканчиваются отчислением.
В отличие от нравов, народных обычаев являются нормами без какой-либо моральной основы. Скорее, народные обычаи направляют соответствующее поведение в повседневных практиках и выражениях культуры. Они указывают, следует ли пожимать руку или целовать в щеку при приветствии другого человека. Они указывают, надеть ли на мероприятие галстук и блейзер или футболку и сандалии. В Канаде женщины могут улыбаться и здороваться с мужчинами на улице. В Египте это неприемлемо. В регионах на юге США встретить знакомого означает остановиться, чтобы поболтать. Считается грубым не делать этого, независимо от того, насколько человек занят. В других регионах люди охраняют свою конфиденциальность и ценят экономию времени. Достаточно простого кивка головой. Другие общепринятые обычаи в Соединенных Штатах могут включать в себя открытие двери для незнакомца или подарок кому-то на день рождения. Правила, касающиеся этих народных обычаев, могут меняться от культуры к культуре.
Многие народные обычаи — это действия, которые мы принимаем как должное. Людям нужно действовать, не думая, чтобы без проблем справляться с повседневными делами; они не могут остановиться и проанализировать каждое действие (Самнер, 1906). Те, кто испытывает культурный шок, могут обнаружить, что он проходит по мере того, как они изучают обычаи новой культуры и становятся более плавными в своих повседневных делах. Народные обычаи могут быть небольшими манерами, усвоенными путем наблюдения и подражания, но они ни в коем случае не тривиальны. Подобно нравам и законам, эти нормы помогают людям вести повседневную жизнь в рамках данной культуры.
Подумайте об этом
Как, по вашему мнению, существовала бы ваша культура, если бы не существовало такой вещи, как социальная «норма»? Как вы думаете, последует ли хаос или удастся сохранить относительный мир? Объяснять.
Практика
1. Самая большая разница между нравами и народными обычаями заключается в том, что
- нравы в первую очередь связаны с моралью, тогда как народные обычаи в первую очередь связаны с общепринятостью в культуре
- нравы абсолютны, а народные обычаи временны
- нравы относятся к материальной культуре, тогда как народные обычаи относятся к нематериальной культуре
- нравы относятся к нематериальной культуре, тогда как народные обычаи относятся к материальной культуре
Показать ответ
Показать глоссарий
102 Примеры социальных норм (список) (2023)
Социальные нормы — это негласные правила, регулирующие взаимодействие людей друг с другом. Они могут варьироваться от культуры к культуре и даже от группы к группе внутри культуры.
Некоторые социальные нормы настолько укоренились в нашей психике, что мы даже не задумываемся о них; мы просто автоматически делаем то, что от нас ожидают. Примеры социальных норм включают прикрывание рта при кашле, ожидание своей очереди и тихую речь в библиотеке.
Нарушение социальных норм иногда может привести к неловким или неудобным ситуациям. Например, если вы находитесь в библиотеке, где считается грубым разговаривать по мобильному телефону, и вы отвечаете на звонок, вы, скорее всего, получите неодобрительные взгляды окружающих вас людей.
Понимание социальных норм места, которое вы посещаете, является важной частью культурного этикета, позволяющего проявлять уважение к окружающим вас людям.
Примеры социальных норм
1) Приветствуйте людей при встрече.
2) Сказать «спасибо» за услуги.
3) Держать дверь открытой для других.
4) Вставать, когда кто-то входит в комнату.
5) Предложение помочь кому-то нести что-то тяжелое.
6) Говорить тихо в общественных местах.
7) Вежливо стоять в очереди.
8) Уважение личного пространства других людей.
9) Правильно утилизируйте мусор.
10) Воздержание от употребления вонючей пищи в общественных местах.
11) Оплата товаров или услуг с улыбкой.
12) Комплименты другим за их внешний вид или достижения.
13) Спрашивать других об их дне или интересах.
14) Избегать сплетен и слухов.
15) Добровольная помощь нуждающимся.
16) Говорите «извините», когда вы сделали ошибку.
17) Поддержка других в трудную минуту.
18) Участие в групповых мероприятиях.
19) Уважение к авторитетным лицам.
20) Приходить вовремя на важные дела.
21) Не перебивать других, когда они говорят.
22) Проявление интереса к жизни и опыту других людей.
23) Воздержание от использования оскорбительных выражений или жестов.
24) Всегда быть честным и правдивым с другими.
25) Доброжелательное и уважительное отношение к другим, независимо от их социального статуса или происхождения.
26) Ставить потребности других выше своих собственных.
27) Участие в благотворительных работах и мероприятиях.
28) По возможности помогать другим.
29) Встреча гостей у вас дома или на работе.
30) Кивать, улыбаться и смотреть людям в глаза, чтобы показать, что вы их слушаете.
31) Следуйте законам и правилам вашей страны.
32) Уважение прав и убеждений других.
33) Сотрудничество с другими для достижения общих целей.
34) Толерантность и понимание различных точек зрения.
35) Демонстрация хороших манер и этикета в социальных взаимодействиях.
36) Ожидание своей очереди.
37) Снимать обувь перед тем, как войти в чей-то дом.
38) На поводке в парках и других общественных местах.
39) Позволить пожилым или беременным людям занять свое место в автобусе.
Получить PDF-файл этой статьи для класса
Получите доступ к этой статье в формате PDF только для подписчиков
Социальные нормы для учащихся
1) Приходить на занятия вовремя и подготовленными.
2) Будьте внимательны и записывайте.
3) Сидеть тихо, когда другие студенты работают.
4) Поднимите руку, если у вас есть вопрос.
5) Делай домашнее задание и сдавай его вовремя.
6) Участвовать в обсуждениях класса.
7) Уважайте своих учителей и одноклассников.
8) Соблюдайте правила и нормы школы.
9) Используйте соответствующий язык и поведение.
10) Попросите разрешения уйти, если вам нужно в туалет.
11) Сходить в туалет перед началом занятий.
12) Держите свое рабочее место в чистоте.
13) Не занимайтесь плагиатом и мошенничеством.
14) Дождитесь своей очереди говорить.
15) Спросите разрешения на использование чужих товаров.
16) Включайте всех своих сверстников в свою группу при групповой работе.
Связано: Правила поведения в классе для средней школы
Социальные нормы во время обеда вне дома
1) Подождите, чтобы занять свои места.
2) Оставайтесь на своих местах, пока все не будут обслужены.
3) Не тянитесь через стол.
4) Используйте свою салфетку.
5) Не жевать с открытым ртом.
6) Не разговаривай с набитым ртом.
7) Держите локти подальше от стола.
8) Пользоваться вилкой и ножом во время еды.
9) Пить из стакана, а не из бутылки или коробки.
10) Просите больше хлеба или масла, только если вы собираетесь съесть все это.
11) Не критикуйте еду или обслуживание.
12) Поблагодарите свой сервер, когда закончите.
13) Оставьте чаевые, если вы довольны обслуживанием.
Социальные нормы при использовании телефона
1) Держите телефон в беззвучном режиме или в режиме вибрации во время совещаний.
2) Не отвечайте на звонки в общественных местах, за исключением экстренных случаев.
3) Не разговаривайте по телефону за рулем.
4) Не пишите сообщения за рулем.
5) Не отвечайте и не звоните во время занятий.
6) Не пользуйтесь телефоном в кинотеатре.
7) Выключайте телефон, когда вы с кем-то еще.
8) Переведите телефон в авиарежим во время полета.
9) Не смотреть в чужой телефон.
10) Убедитесь, что ваш рингтон не является оскорбительным в общественных местах или в присутствии детей.
Социальные нормы в библиотеках
1) Молчать и уважать других посетителей.
2) Не разговаривайте по телефону.
3) Не приносить еду и напитки в библиотеку.
4) Не спать в библиотеке.
5) Не приносите в библиотеку домашних животных.
6) Верните все книги в правильное место.
7) Не маркируйте и не повреждайте библиотечные книги.
8) Убедитесь, что ваш мобильный телефон выключен.
9) Своевременно возвращайте книги.
Социальные нормы в других странах
1) Во Франции считается вежливым целовать знакомых в обе щеки при встрече.
2) В Японии принято снимать обувь при входе в чей-то дом.
3) В Индии считается грубым показывать подошвы ног или указывать ногами на кого-либо.
4) В Италии принято легко целовать друг друга в щеку в знак приветствия или прощания.
5) В Китае принято после еды оставлять немного еды на тарелке, в знак уважения к повару.
6) В Испании старейшин принято называть «Дон» или «Донья».
7) В Исландии считается вежливым говорить «спасибо» (Takk) после каждого приема пищи.
8) В Таиланде принято снимать обувь перед входом в дом или храм.
9) В Германии принято пожимать руку всем встречным, как мужчинам, так и женщинам.
10) В Аргентине принято обнимать и целовать щеки в знак приветствия или прощания.
Социальные нормы, которые следует нарушать
1) « Женщины должны быть вежливыми» — Отстаивайте то, во что вы верите, даже если это заставляет вас выглядеть властным.
2) «Не привлекайте к себе внимание» — Примите свою уникальность и отличие, пока вы уважаете других.
3) «Не задавай вопросов своим родителям или начальнику» — Протест против плохого поведения со стороны авторитетных лиц, если ты знаешь, что ты прав с моральной точки зрения.
4) «Ошибки смущают» — Совершать ошибки и терпеть неудачи — это нормально. Это означает, что вы прилагаете усилия и расширяете свои границы.
5) «Уважайте своих старших» — Если ваши старшие ведут себя плохо, дайте им отпор и дайте им знать, что вы обращаете внимание на то, что они делают.
Культурные и социальные нормы
Культурные нормы — это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Они связаны с традициями, ценностями и обычаями определенной культуры.
Социальные нормы, с другой стороны, отражают текущий социальный стандарт надлежащего поведения в обществе. В современных мультикультурных обществах существуют разные группы с разными культурными нормами, но все они должны согласиться с общим набором социальных норм для общественных пространств.
Нормы меняются в зависимости от контекста
Нормы различаются в зависимости от контекста, в том числе в разные эпохи и в разных обществах. То, что может считаться вежливым в одном контексте, может считаться грубым в другом.
Например, нормы 1950-х годов были гораздо более гендерными. Негативные гендерные стереотипы ограничивали женщин, потому что для женщин было нормальным быть тихим, вежливым и покорным на публике. Сегодня у женщин гораздо больше равенства.
Точно так же нормы и табу в США будут сильно отличаться от китайских. Например, от китайских бизнесменов во время переговоров часто ждут дорогих подарков. В Соединенных Штатах это может считаться граничащим со взяточничеством.
Какие существуют четыре типа норм?
Существуют четыре типа норм : обычаи, нравы, табу и законы.
Народные обычаи — это социальные условности, которые строго не соблюдаются, но обычно считаются вежливыми и уместными. Пример народного обычая — прикрывать рот, когда чихаешь.
Нравы — это социальные условности, которые, как считается, имеют моральное измерение. Из-за их морального аспекта они обычно считаются более важными, чем народные обычаи. Нарушение нравов может привести к социальным санкциям, поэтому они часто совпадают с законами (упомянутыми ниже). Пример более не в нетрезвом виде за рулем.
Табу считаются «негативными нормами» или действиями, которых следует избегать. Если вы это сделаете, вас сочтут грубым. Примером табу является использование телефона в кинотеатре или плевок в помещении.
Законы являются наиболее формальным и серьезным типом норм. Они обычно применяются правительством и могут привести к уголовному наказанию в случае нарушения. Примеры законов включают не воровать у других и не нападать на других.
Заключение: что такое социальные нормы?
Социальные нормы определяются как негласные правила, которые помогают нам вежливо и уважительно ладить с другими.