Почему ушла из камеди вумен полина: Наталья Еприкян рассказала, почему звезды Comedy Woman ушли из шоу

Полина Сибагатуллина (comedy women) биография, фото, личная жизнь 2022

Биография Полины Сибагатуллиной

Полина Сибагатуллина – это известная российская актриса, работающая в сатирическом жанре. Рядовому зрителю она знакома по выступлениям в Клубе Веселых и Находчивых, а также в проекте Comedy Woman на канале ТНТ. Как говорят ее коллеги по сцене – Полина совершенно необычная девушка. Она умна, красива и очень талантлива. Но что же еще выделяет эту успешную актрису среди многих других представительниц ее профессии? Какие моменты в ее биографии оказали наибольшее влияние на ее жизненный и карьерный путь? Раскрыть некоторые тайны судьбы популярной артистки мы попытаемся сегодня.

Ранние годы, детство и семья Полины Сибагатуллиной

Будущая звезда КВН и Comedy Woman появилась на свет в далеком заснеженном Нижневартовске. Ее отец работа специалистом по бурению нефтяных скважин, а мама была преподавательницей русского языка и литературы.

Биография Полины Сибагатуллиной началась в Нижневартовске

В раннем детстве наша сегодняшняя героиня начала активно проявлять свои творческие способности. Она разыгрывала одноклассников и всегда была самой главной звездой любой компании. Как отмечают друзья и знакомые актрисы, в первый раз появиться на сцене Полине Сибагатуллиной довелось еще в четвертом классе. Тогда девочка исполнила небольшую роль в одном из школьных спектаклей. После этого в «карьере» нашей сегодняшней героини наступил долгий период затишья. Однако уже в 10-м классе девушка стала вновь появляться на сцене. В этот период главным ее увлечением стал КВН. В составе различных коллективов артистка выступала со своими собственными номерами и комическими миниатюрами. Интересно, думала ли в тот момент наша сегодняшняя героиня, что подобные выступления станут ее судьбой? Вопрос без ответа.

Так или иначе, после получения диплома о среднем образовании девушка оставила родной Нижневартовск и переехала в Санкт-Петербург, где вскоре подала документы в Торгово-экономический институт северной столицы.
В этом ВУЗе девушка познакомилась со своими будущими коллегами по сцене Виктором Васильевым и Дмитрием Хрусталевым. Так Полина Сибагатуллина впервые оказалась на сцене Высшей лиги КВН. Весьма примечательно, что артистка присоединилась к коллективу только в 1999-м году, когда команда уже имела за плечами несколько громких побед. Однако данный факт отнюдь не повлиял на взаимодействие артистки с другими членами коллектива. Почти сразу после первой совместной репетиции девушка выдвинулась на лидирующую роль в команде и стала одной из самых ярких звезд того коллектива.

Карьера Полины Сибагатуллиной в КВН

«Сборная Санкт-Петербурга», частью которой стала Полина Сибагатуллина, была одним из самых ярких коллективов своего времени. Уже в дебютном для себя сезоне-1999 команда сумела добраться до финала Высшей лиги, где, правда, уступила команде БГУ и «Новым армянам». Весьма примечательно, что уже в том году Полина получила приз «Мисс КВН», которым и сегодня очень гордится.

КВН Сборная Санкт-Петербургас Полиной Сибагатуллиной Музыкалка Belle

После яркого сезона-1999 «Сборная Санкт-Петербурга» продолжила играть в Клубе Веселых и Находчивых. В 2000-м году данный коллектив стал обладателем Малого КиВиНа (фестиваль КВН в латвийской Юрмале), а также некоторых других престижных наград. Выступления в Высшей лиге клуба также были весьма удачными. Так, в 2002-м году команда сумела стать Вице-чемпионом сезона, а три года спустя (после непродолжительного перерыва) добраться до полуфинала Высшей лиги КВН.

На этом, собственно, карьерный путь команды из Санкт-Петербурга завершился. Однако Полина Сибагатуллина даже не думала оставлять сцену. Еще в период выступлений за команду из северной столицы России артистка часто работала и с другими комедийными коллективами. В период с 2003-го по 2004-й наша сегодняшняя героиня играла в команде под гордым названием «Сборная СССР», а также принимала участие в некоторых других специальных проектах КВН.

Карьера Полины Сибагатуллиной в Comedy Woman

После окончания карьеры в КВН девушка присоединилась к молодому комедийному проекту Made in Woman, который в тот период выступал, преимущественно, в московских клубах. Однако некоторое время спустя данным проектом заинтересовались продюсеры канала ТНТ, которые, собственно, и выпустили в 2008-м году его телевизионную версию Comedy Woman.

В течение всего существования проекта Полина Сибагатуллина исполняется на сцене «Камеди» роль странноватой «боснийской поэтессы — светской алкогольвицы мадам Полины». Благодаря данному сценическому амплуа, а также многочисленным комическим стихотворениям, артистка стала известна широкой аудитории в России и странах СНГ.

Comedy Wonan — Мадам Полина Сибагатуллина — О авторская песня

Что касается других выступлений нашей сегодняшней героини, то в этом плане карьера Полины также примечательна некоторыми яркими моментами. Так, еще в 2005-м году актриса исполнила небольшую роль в комедийной ленте «Милицейская академия», которая, однако, не стала очень популярна.

Совсем другое дело – театральная постановка «Игра втроём», в которой актриса участвовала вместе со своими давними приятелями Дмитрием Хрусталёвым и Виктором Васильевым. Данный спектакль с успехом шел в течение трех лет. После этого небольшая театральная труппа даже путешествовала по странам СНГ, давая концерты в различных городах.

Личная жизнь Полины Сибагатуллиной

В реальной жизни актриса увлекается литературой и фотографией.

Полина Сибагатуллина скрывает свою личную жизнь

В течение нескольких лет актриса была замужем за экс-режиссером проекта Comedy Woman Дмитрием Ефимовичем. Данный союз распался из-за непреодолимых разногласий между партнерами. Впоследствии Сибагатуллина неоднократно называла эти отношения ошибкой.

В настоящее время о ее личной жизни ничего не известно.

Полина Сибагатуллина сейчас

В 2016 году Полина Сибагатуллина ушла из Comedy Woman по причинам, неизвестным широкой публике.

Грозная Наталья Андреевна. В ответе ли Еприкян за увольнение актрис Comedy Woman

  • Истории

  • Новости

На сцене актриса перевоплощалась в строгую начальницу, привыкшую все контролировать. Поклонники подозревали, что образ босса Наталья Еприкян не меняла и за кадром, а потому безжалостно увольняла коллег из Comedy Woman. Так ли это было на самом деле?

19 апреля 2021 21:00173 621

Наталья Еприкян

19 апреля Наталье Еприкян исполняется 43, но миниатюрная артистка выглядит гораздо моложе. Именно внешние особенности — небольшой рост, стройная фигура, голос с легкой хрипотцой — позволили юмористке играть на контрастах и изображать на сцене начальницу, которую все вокруг называют по имени-отчеству. Правда, настоящее ее отчество не Андреевна, а Араиковна, но кто теперь об этом помнит?

Телепродюсер действительно стала «большим боссом», когда создала проект Made in Woman, трансформировавшийся позднее в Comedy Woman. Превратилась ли худрук шоу в вершительницу судеб, или же окружающие преувеличивали ее роль в увольнении коллег по программе?

Вынужденный переезд

Наталья Еприкян в детстве (вторая слева)

Наталья родилась в Тбилиси в семье грузинских армян. Здесь она окончила физико-математическую гимназию и прожила 14 лет, но потом ей пришлось уехать в Россию из-за развернувшегося в родном регионе экономического кризиса и вспыхнувшей гражданской войны. В Воронеже Еприкяны получили статус вынужденных переселенцев, а затем перебрались в Москву.

«Развалился Советский Союз, и в Грузии стало гораздо хуже, чем в России. Нам просто было нечего есть. Я помню, сутки стояли за хлебом по очереди, разламывали буханку, а там веревка внутри была. Но мы относились ко всему с юмором, сидели вечером при свете керосинки и смеялись, что будем на ужин: хлеб с хлебом или хлеб с хлебом. Маму сократили из вычислительного центра, началась волна национализма. Папа брался за любую работу, делал сигнализации, потом поехал на заработки в Волгоград и Воронеж», — вспоминала Еприкян.

Девушка с родителями поселилась в Кузьминках и ежедневно тратила час 15 на дорогу до школы. «Я переживала из-за своего роста — 151 сантиметр. Когда стала подростком, меня не воспринимали как девушку. А еще появились эти прыщи, ты маленькая… На Кавказе все небольшого роста, но в Москве совсем другие идеалы: все девочки уже с косметикой на лице, высокие, разодетые. И я — ненакрашенная, с торчащей челкой, волосами кудрявыми», — признавалась Наталья.

КВН

«Наталья Андреевна» появилась в КВН

Девушка не стремилась кардинально сменить образ, ярко накраситься и облачиться в сексуальный наряд. Туфли на каблуках Наталья впервые надела, когда, будучи студенткой факультета экономической кибернетики академии имени Плеханова, пришла в КВН. И именно тогда, несмотря на то, что зрители над ней смеялись, актриса ощутила себя привлекательной. К слову, образ Натальи Андреевны артистке придумал Артур Тумасян, сценарист и участник «Новых армян». Он стал близким другом Еприкян и, по сути, помог ей найти собственный путь в юморе.

«Как-то он сказал, что женщина может быть в юморе, если зрительницы не сравнивают себя с ней, а просто смеются над происходящим на сцене. То есть в каждой девушке-комике должен быть какой-то изъян. Артур меня называл обаятельным уродцем, по-хорошему так», — делилась артистка.

Смерть Тумасяна стала ударом для актрисы

3 мая 2006-го Тумасян разбился в самолете, заходившем на посадку в Сочи, и это стало ударом для актрисы. «Он летел к девушке своей. Я с ней ездила на похороны в Ереван», — рассказывала Наталья.

С командой «Мегаполис» Еприкян стала чемпионкой Высшей лиги КВН и обладателем «Малого КиВиНа в светлом». После она неоднократно участвовала в телешоу, однако наибольшую известность обрела благодаря проекту Comedy Woman.

Отношения с участницами Comedy Woman

Наталья Андреевна занимала центральное место в шоу Comedy Woman

Уход Лены Борщевой

Программа, выходившая на канале ТНТ, вознесла на вершину успеха Катю Варнаву, Марию Кравченко, Наталию Медведеву и Екатерину Скулкину. Однако зрители ощущали, что центральное место в шоу занимала Наталья Андреевна, выступавшая в качестве «хозяйки» проекта. Еприкян была автором и продюсером, занималась подготовкой сценариев и постановкой номеров, а среди коллег слыла требовательным худруком, наравне с персонажем Comedy Woman. Именно поэтому, стоило кому-то из артисток покинуть передачу, как мигом разлетались слухи о том, что девушку выгнала Наталья Еприкян.

Худрук признавалась, что многое на проекте зависело от других продюсеров, однако если она чувствовала, что героиня должна остаться, то непременно отстаивала ее кандидатуру. Ну а с некоторыми коллегами распрощаться пришлось по целому ряду причин. Так, изначально Наталья была не в восторге от перспективы вводить в программу Елену Борщеву, и в итоге сотрудничество закончилось в 2012-м.

«Я долго была против участия Лены Борщевой в нашем шоу, как ни странно. Самая популярная девочка в КВН — но я не понимала, над чем еще шутить, кроме как над ее внешностью. Так ведь и шутили в «Пятигорске», как над уродцем. И получилось, что Лена «закончилась» в шоу очень быстро, потому что невозможно бесконечно смеяться над ее чудаковатостью. Но контракт расторгли по ее инициативе. Просто в какой-то момент она принесла договор, который не всех устроил. Не только денежно — по разным условиям. Продюсеры посчитали, что контракт необъективен», — поясняла Еприкян.

Елена Борщева покинула шоу в 2012-м

Мадам Полина и Наталия Медведева

Тяжелее всего оказалось расстаться с Полиной Сибагатуллиной, с которой Наталья была очень близка еще со времен КВН. Подруга покинула проект в 2015-м, так как перестала справляться с загруженным графиком съемок. «Есть момент, когда заканчивается образ и человек в юморе. Это не возраст, это внутреннее ощущение себя. Юмор — это определенное состояние, посыл, навык, которым актеры делятся со зрителем. Нужно учить много текста, не спать ночами. Полина чисто физически уже не справлялась, и я ее вообще не осуждаю, это тяжело, если не абстрагируешься, можно сойти с ума. Мы же сутками находились в павильоне. Я с ней поговорила, и она согласилась, что не получает уже удовольствия от нашего дела, а это важно», — подчеркивала Еприкян.

Пожалуй, самым скандальным получился уход из шоу Наталии Медведевой в 2014-м. Три года назад в эфире YouTube-шоу «Эмпатия Манучи» актриса разоткровенничалась о работе в Comedy Woman и отметила, что систематически сталкивалась с непониманием со стороны руководства и коллег, в том числе и Натальи Еприкян. Медведева заявила, что постоянно предлагала новые смешные номера, а продюсеры не верили, что идеи «выгорят». Вердикт «плохо» звучал в адрес Наталии неизменно. Когда же ее авторские зарисовки принимались публикой на ура, критики не приносили извинений.

«Тебя втаптывают, и тут ты доказываешь, что можешь, и они говорят: «Ну да, можешь», — и пошли дальше. А до этого тебя неделю уничтожали, ты рыдала, тебе твердили, что ты никто, что тебя «сделали» и вывели из грязи в князи… И вот надо идти выступать и параллельно доказывать, что твои идеи классные. Номер, который они называли слабеньким, ставят в начало, в итоге он рвет зал, а после этого написанные другими авторами сценки проваливаются. И ощущение, что тебя еще больше ненавидят за это», — сетовала Медведева.

Наталия Медведева открыто заявляла о притеснениях продюсеров

Негодовала Наталия и потому, что была автором и исполнителем, но официально сценаристом ее не признавали. По ее словам, придумала актриса сценок 100, а показали в эфире только несколько. Плюс ко всему — ее осуждали за съемки в кино и участие в театральных спектаклях. Однако Еприкян подчеркивала, что никто не препятствовал работе девушек в сторонних проектах.

«Они все звезды, у них достаточно опыта и популярности, чтобы их куда-то позвали. А если никуда не позовут, то не я виновата, — рассуждала Наталья Еприкян в YouTube-шоу Ирины Шихман «А поговорить?..» — Я их всех очень любила и люблю. Я очень много сил вложила в эту девушку, этого комика. Мы не просто так расстались, конечно, это было болезненно, но я не буду говорить на эту тему, пусть это останется через призму Наталии Медведевой. Она — как ребенок для меня, какой конфликт? Наталия просто изменилась до такого момента, что пришло время двигаться дальше».

А потом, время двигаться дальше, очевидно, настало для всех артисток. В декабре 2019-го проект был заморожен, а в мае 2020-го официально объявили о закрытии «детища» Еприкян. Поклонники надеются, что или шоу возобновится в ином формате, или Наталья запустит другую юмористическую программу. Пока же участницы Comedy дают концерты на площадках Москвы и Петербурга.

Личное

Было время, когда в романе с Хрусталевым подозревали Еприкян

Сердечные дела Натальи Еприкян — тайна для публики. Миниатюрная артистка признавалась, что у нее много приятелей-мужчин, но при этом и романтические отношения, по ее мнению, невозможны, если человек не зарекомендовал себя как хороший друг. В соцсетях звезды нередко появляются снимки с представителями сильного пола, и поклонникам остается гадать, является ли кто-то из спутников второй половинкой кумира.

Неизвестность порождает массу слухов, так что в свое время Еприкян пришлось опровергать роман с Дмитрием Хрусталевым. Выяснилось, что ведущий встречался с другой актрисой Comedy Woman — Катей Варнавой, ну а Наталья тогда обмолвилась, что замужем. Шла речь об официальном браке или сожительстве — тоже непонятно, ведь в 2019-м в интервью артистка отмечала, что родители никогда не осуждали ее за отсутствие штампа в паспорте.

Поклонники уверены, что Наталья замужем за Кахабером Цискаридзе

Супругом Натальи поклонники в последние годы считают музыканта и дизайнера Кахабера Цискаридзе. Снимки с мужчиной не раз появлялись в микроблоге Еприкян, а в 2018-м пара выходила в свет на фестивале Comedy Club в Ереване. Впрочем, публичного заявления от артистки подписчики так и не дождались.

Фото: Legion-Media, личный архив, архив пресс-службы, Instagram (запрещенная в России экстремистская организация).com

Автор текста:Александра Власова

Паулина Оловска исследует загробную жизнь социализма в Польше – ARTnews.com

VOGUE POLSKA  дебютировал в феврале 2018 года и сразу же был втянут – возможно, намеренно – в жаркие дебаты о польской национальной идентичности и самовосприятии.

Когда Condé Nast объявил о предстоящем запуске журнала в 2017 году, многие в Польше восприняли эту новость как подтверждение того, что они действительно стали равными в глазах Запада; собственный номер Vogue означал, что теперь поляки были признаны достойными объектами вдохновляющего гламура журнала, к которым серьезно относились как к потребителям предметов роскоши. Иными словами, они наконец вышли из-под тени постсоциализма.

Обложка февральского номера Vogue Polska за 2018 год.

Но когда появился вступительный номер, обложка рассказала другую историю. Сфотографированные Юргеном Теллером, с характерным для него пренебрежением к общепринятой композиционной симметрии, модели Малгося Бела и Аня Рубик — две самые успешные экспортеры польской индустрии моды — позируют в строгих черных кутюрных костюмах на фоне винтажной черной «Волги», автомобиля советской элиты. На заднем плане, окутанный пресловутым варшавским смогом, возвышается Дворец культуры и науки, властный сталинский свадебный торт, построенный в центре города вскоре после официального образования Польской Народной Республики в 1952 в качестве «подарка» от советского народа.

Как написала критик Агата Пызик, резюмируя разногласия, «реакция была сочетанием задетых эстетических чувств и уязвленной национальной гордости»: публика хотела глянцевый трофей, отмечающий их успехи, а вместо этого предлагалась черная комедия. 1

Центральным элементом номера стало портфолио фотографий Теллера, на которых запечатлено множество корифеев польской культуры. Вполне уместно, что художница Паулина Оловска была среди них, поскольку ее работы последних двух десятилетий часто поднимали заброшенные реликвии социалистического модернизма, быстро выброшенные на свалку истории архитекторами посткоммунистического перехода страны: варшавский неон знаки, графический дизайн журналов 60-х, таких как

Ты и Я , интерьеры рабочих кафе. Проекты Оловской принимали поразительно разнообразные формы — живопись и скульптура, коллаж, инсталляция, городское вмешательство, театр и перформанс, — но они, как правило, использовали то, что искусствовед Клэр Бишоп назвала «кураторской» перспективой. 2 Выделяя так называемые второстепенные фигуры и жанры, в частности прикладное искусство и работы забытых женщин-художниц, Оловска строит контристорию модернизма и доказывает актуальность модернистского проекта в настоящем. «Я не верю в фигуру гения-художника», — сказала Оловска в интервью 2014 года. «Я считаю себя скорее медиумом, обрабатывающим то, что мне кажется интересным, или то, что было опущено в официальном дискурсе, потому что оно классифицируется как неважное».
3

Родившаяся в Гданьске в 1976 году, Оловская принадлежит к поколению восточноевропейских художников, которые достигли совершеннолетия, когда мир вокруг них преобразился до неузнаваемости, когда социальные потрясения сопровождались физическими потрясениями, особенно острыми в Польше: памятники были снесены, а старые здания снесены, чтобы освободить место для новых небоскребов с рекламой глобальных конгломератов. В отличие от многих ее сверстников, подходивших к материальным следам неудавшихся утопий государственного социализма с колючей иронией, с одной стороны, или через розовые линзы Ostalgie , с другой стороны, попытки Оловской сохранить и восстановить эти отброшенные формы вдохновлены как подлинной эстетической оценкой, так и верой в то, что они могут содержать какое-то зерно полезного прошлого. Она не романтизирует реальный социализм, но и не признает, что идея утопии навсегда мертва.

 

Оловска (слева) и Люси Маккензи в своей инсталляции Nova Popularna , 2003 г. Предоставлено Foksal Gallery Foundation, Варшава.

В НАЧАЛЕ 2000-х годов, когда Польша готовилась к вступлению в ЕС, а трансформация Варшавы ускорилась, Оловска приступила к реализации ряда проектов, направленных на сохранение аспектов социальной и материальной структуры города от давления глобализации. Nova Popularna (2003 г.), одно из нескольких совместных проектов Оловской и шотландской художницы Люси Маккензи, представляло собой подземный бар, работавший в заброшенном помещении в Варшаве в мае 2003 г., его декор представляет собой смесь исторических стилей. : конструктивизм, вортицизм и народный модернизм шотландских искусств и ремесел, а также польский закопанский стиль конца века и другие. Вместо того, чтобы создать точную копию какого-то одного авангардного кафе-салона, Оловска и Маккензи использовали их все, как будто их пространство могло направить живую энергию этих мест в настоящее, поместив их эстетику в разговор. Артисты устроили ряд спектаклей, чтений и концертов, но Nova Popularna был, прежде всего, местом, где можно было выпить, поговорить и потанцевать, предназначенным для того, чтобы служить открытым местом для встреч, которое могло заполнить пустоту в культурной жизни Варшавы, хотя бы временно.

Самым амбициозным городским проектом Оловской является реставрация «Siatkarka» (Волейболист), неоновой вывески на фасаде здания на площади Конституции в Варшаве в виде абстрактного контура молодого спортсмена, ныряющего за шар, который постепенно спускается вниз по фасаду. Задуманный в 1961 выдающегося графического дизайнера Яна Мухарского, «Сяткарка», как и многие неоновые вывески, которые когда-то усеивали горизонт города, давно пришла в упадок, когда Оловска начала планировать ее реставрацию в 2006 году. Послевоенные варшавские неоны, в отличие от капиталистических Запад — или сверкающие светодиодные рекламные щиты, которые все чаще стали доминировать на улицах Варшавы после 1989 года, — редко рекламировали что-то конкретное. Вместо этого они функционировали в основном как городское украшение, производимое государственной фирмой «Реклама» и устанавливаемое по всему центру города с конца 50-х годов коммунистическими властями, чтобы создать образ яркого изобилия. В 2006 году Оловска организовала выставку под названием «Obraz-wymiana-neon» («Обмен картинами-неон») в фонде галереи Foksal в Варшаве, на которой был представлен скульптурный коллаж из неоновых вывесок, а также связанные с ними картины, и она использовала выручку от продажи работ. для финансирования тщательной реставрации «Сиаткарки».

Паулина Оловска: Охота , 2010 г., холст, масло, 69 на 49 1/2 дюйма. Предоставлено Metro Pictures, Нью-Йорк. ShootArt Mobile

Оловская часто возвращалась к динамике потребления и желания при социализме, исследуя работу товарной системы вне капитализма. Для своей выставки 2010 года «Applied Fantastic» в Metro Pictures в Нью-Йорке, благодаря которой она, возможно, до сих пор наиболее известна, она создала серию картин на основе открыток с рисунками для вязания своими руками, опубликованными в 1980-х годов государственным Krajowa Agencja Wydawnicza (Национальное издательское агентство). Предназначенные для того, чтобы помочь польским женщинам создавать версии недоступной западной моды, которую они видели дома в журналах и фильмах, карты были проиллюстрированы фотографиями молодых женщин, моделирующих результаты, а их позы также имитировали язык рекламы мод. Оловска взяла название из эссе 1954 года, в котором польский писатель Леопольд Тырманд описывает изобретательную импровизированную элегантность польских женщин, с которыми он столкнулся в разгар послевоенной бедности и лишений: хотя они якобы подражали западным стилям, фраза Тырманд передает глубокое восхищение, возможно, даже предпочтение этих эрзац-версий, «углубленное чувством импровизированной необходимости». 4  Хотя картины Оловской выражают схожее настроение — наряду с полотнами она выставляла трикотаж, созданный по изображенным выкройкам, — ее в равной степени интересует историческая эстетика самих карточек с выкройками: картины подчеркивают предметы одежды как артефакты социалистического модернизма, сделайте позы моделей, яркие градиентные фоны и шрифты, передающие название каждого стиля.

Выставка Оловской «Белавиа», представленная в декабре прошлого года в Metro Pictures, повернулась к судьбе

Паулина Оловская: Витебский вокзал , 2018, холст, масло, акрил, 78 3/4 на 55 1/8 дюйма. Предоставлено Metro Pictures, Нью-Йорк.

товара в соседней с Польшей Беларуси, стране, чей переход к капитализму был гораздо менее гладким, чем в Польше. Выставка (все работы 2018 г.) вращалась вокруг четырехсерийного фильма Univermag , который демонстрировался на двухсторонних мониторах по обеим сторонам галереи. Описанный как документальный, фильм представляет собой монтаж кадров, снятых в основном — согласно пресс-релизу — в минском районе ГУМа, типа советского универмага, который функционировал, как и варшавские неоновые лампы, как эстетический символ изобилия, практически отсутствует. Но если в социалистические времена магазины служили эмблемой современности, то сегодня Минский ГУМ, как отмечается в пресс-релизе, является «капсулой времени холодной войны». В фильме камера Оловской задерживается на бюстах советских лидеров, красных звездах и серпах и молотах, все еще сохранившихся по всему магазину, чей товар, явно не затронутый глобализацией, состоит почти исключительно из местных брендов.

Фильм сопровождался тремя новыми картинами, изображающими, по словам галереи, «современных белорусских женщин на фоне городских пейзажей Минска», каждая из которых выполнена в изысканной стилизации соцреализма. В Витебский вокзал женщина с шикарной стрижкой, слишком ярким макияжем и объемной шубой бездельничает в кресле малолюдного зала ожидания вокзала, ее гламурный образ контрастирует с убогостью ее окружения и спящей попа видна через плечо. В Проспект Независимости , женщина, одетая в красное платье, кажется, смотрит на зрителя, единственное человеческое присутствие на фоне фриза бруталистских башен. Проспект Независимости использует композиционный образ, распространенный в картинах соцреалистов, с женщиной и ребенком, одетыми в сшитое на заказ темно-синее платье, смотрящими вдаль: прижатые к картинной плоскости, они почти парят над пустой, испещренной серебром землей, с тщательно проработанным зданием на дальнем фоне, его отличительный орнамент советской эпохи делает его архитектурным окаменелостью.

Паулина Оловска: Проспект Независимости, 2018, холст, масло, акрил, 86 5/8 x 70 7/8 дюймов. Предоставлено Metro Pictures, Нью-Йорк. Фотографии Метро

Когда я увидела эти работы в галерее, у меня возникло жуткое чувство узнавания, как будто я их как-то уже видел раньше. Оказалось, что в каком-то смысле да: хотя в материалах галереи указано, что на картинах изображены современные женщины в Беларуси, бросается в глаза, что фигурки скопированы напрямую из других источников. Я узнал женщину в Проспект Независимости , потому что это Эмбер Валлетта была одета в Yves Saint Laurent, точно так же, как она появилась в мартовском номере американского Vogue 2011 года . Именно так, кроме настройки. Позже я узнал, что фрагменты фильма Оловской с показом мод в универмаге, похожем на ГУМ, которые я принял за недавние кадры, были взяты из российского телевизионного мини-сериала 2015 года «Красная Королева» («Красная Королева»), вольно основанного на жизни советская супермодель 60-х Регина Збарская.

С одной стороны, этими работами Оловская как бы подставляет ловушку зрителю, который видит устаревший живописный стиль и вырисовывающиеся многоэтажки на заднем плане и, возможно, предполагает, что наряды унылые, копии Второй мировой в духе картины «Прикладная фантастика». Но работы в «Белавиа» не просто используют соцреализм как стиль: они похожим образом, хотя и в перевернутом виде, играют со сгущением времени. Социалистический реализм проецирует образ будущего на настоящее и настаивает на том, что оно уже наступило; здесь настоящее кажется путешествующим во времени, поскольку современная мода поглощается эстетикой прошлого. Оловска представляет себе мир, в котором эти вещи могут сосуществовать. Коллективизм в YSL: утопия ли это? Может быть. Каким бы легкомысленным это ни казалось, если говорить прямо, Оловская напоминает нам, что настоящей мечтой о коммунизме были не деспотизм и лишения, а общественная роскошь.

 

Вид на спектакль Оловской славянских богинь: венок церемоний , 2017, на кухне, Нью-Йорк. Фото Паулы Корт.

В ПРОШЛОМ НОЯБРЕ Оловска снова появилась на страницах Vogue Polska , на этот раз в качестве приглашенного редактора первого ежегодного художественного номера журнала. Она превратила его страницы в эклектичный праздник женщин-авангардистов прошлого и настоящего, от Зофии Стриенской до Алины Шапочников и Мишель Лами. В этом смысле выпуск был продолжением другого набора недавних совместных проектов под руководством Оловской, а именно сюиты спектаклей, вдохновленных «19-летием» Стрыенской.18 литографий серии Bożki słowiańskie (Славянские богини), модернистские интерпретации фигур из славянского фольклора и мифов. В 2017 году Оловская поставила перформанс « славянские богини — венок церемоний » на кухне в Нью-Йорке в сотрудничестве с танцевальной труппой Ballez, чтобы оживить фигуры Стрыенской. (Вторая версия, Славянские богини и ашеры , была представлена ​​Fondazione Furla в Милане в 2018 году.)

Частично совместная работа, частично вмешательство СМИ, ее версия Vogue Polska попытки представить распространение моды как нечто более праздничное, чем потребительское. Но, пожалуй, самым поразительным в ее увлечении Vogue был профиль в цифровом издании журнала, в котором писатель Марчин Ружиц описывает ее как «художника-патриота», 5 , посвященного сохранению тех аспектов польской культуры, которые в противном случае могли бы остаться позади. Слово «патриотический» вызывает странный отклик с точки зрения Нью-Йорка: трудно представить, что здесь его используют в качестве комплимента. Но ставки в проекте Оловской сейчас кажутся выше, после подъема крайне правой националистической Партии «Право и справедливость» (ПиС), которая контролирует польское правительство с 2015 года и сделала политику памяти центральным элементом своей репрессивной программы. В 2016 году польский парламент принял новый закон о декоммунизации, запрещающий «пропаганду коммунизма или любой другой тоталитарной системы», и приказал снести оставшиеся памятники коммунистической эпохи, заменив их мемориалами «проклятым солдатам Польши», мученикам антисоветской войны. сопротивление. 6 Премьер-министр Матеуш Моравецкий, политик ПиС, недавно публично поддержал идею сноса Дворца культуры и науки, «остатка коммунистического господства [в] центре Варшавы», заявив, что это было его мечтой. за последние сорок лет. 7 Возможно, больше всего беспокоит принятие в 2018 году «Закона о национальной памяти», запрещающего публичное обвинение польского народа в какой-либо мере виновным в преступлениях нацистов во время немецкой оккупации Польши. Вместо этого работа Оловской предлагает модель праздничного подхода к национальной истории и идентичности без шовинизма: сохранить прошлое как живое существо, постоянно открытое для переосмысления.

1 Агата Пызик, «Vogue Poland: почему первая польская обложка культового журнала оказалась столь противоречивой», Calvert Journal , 15 февраля 2018 г., calvertjournal.com.
2 Клэр Бишоп, «Паулина Оловска: возрождение модернизма», Parkett , май 2013 г. , с. 147.
3 Каролина Плинта, «Nocą Warszawa należy do burżuazji. Wywiad z Pauliną Ołowską (Ночная Варшава принадлежит буржуазии. Разговор с Паулиной Оловской)», Magazyn Szum , 8 июня 2014 г.
4 Леопольд Тырманд, «Dziennik» (Дневник) (1954), цитируется в Дэвиде Кроули, «Applied Fantastic (в журнале Польской женской лиги Ty i Ja )», точка точка точка , выпуск 9, 2004 г., стр. 42–43.
5 Марцин Ружиц, «Паулина Оловска: славянская богиня», Vogue Polska , 10 октября 2018 г. , 13 июля 2018 г.
7 Матеуш Моравецкий цитируется в «Мечте ведущих польских политиков о сносе сталинского дворца», AFP News, 15 ноября 2017 г., news.yahoo.com

Scratch ‘n’ Sniff · LRB 15 Июль 2021

«Quelle est cette odeur agréable/Bergers, qui ravit tous nos sens?» В старинной французской песне пастухи, которым ангел возвещает о рождении Христа, сначала поражаются восхитительным ароматом, который они не могут идентифицировать, затем великим светом и, наконец, небесными звуками. Это введение запаха в историю Благовещения не имеет библейского оправдания, насколько я могу обнаружить, но оно, безусловно, делает ставку на обоняние в иерархии чувств. В детстве я считал начальную строчку гимна абсурдной. Плохие запахи всегда вызывали отвращение, но приятные запахи были чуждым понятием. Я зарегистрировал соседнюю квартиру, занятую послевоенными европейскими беженцами, как имеющую «забавный запах» (плохой), но думал, что в моем собственном доме нет запаха (хороший). Взрослые в моей австралийской семье и не мечтали бы пользоваться духами. Правда, были перемещенные европейцы, которые так и поступили, и когда мне было шестнадцать, один из них дал мне бутылку «Je reviens» Уорта. Мне понравился цвет флакона (темно-синий), но запах мне не особенно понравился, и через некоторое время он, похоже, выветрился. Если бы я был пастухом на Благовещении, я, возможно, не обратил бы особого внимания, пока не начался son et lumière.

Аромат Империй рассказывает о двух ароматах, Chanel No. 5 и Red Moscow (или Красная Москва), созданных в межвоенном Париже и Москве из общего имперского российского источника. Chanel № 5 был чрезвычайно успешным ароматом, который французский кутюрье Коко Шанель представила западному миру в 1921 году. «Красная Москва» была ароматом, созданным для нового Союза Советских Социалистических Республик, и женщиной, которая доминировала в первые годы советской парфюмерии. была Полина Жемчужина, жена советского лидера Вячеслава Молотова, которая была полна решимости демократизировать духи и сделать их доступными для людей. Что касается Советского Союза, то книга Карла Шлегеля развивает темы, впервые поднятые в его вызывающем воспоминания Das sowjetische Jahrhundert: Archäologie einer untergegangenen Welt (2017), но теперь история советской парфюмерии переплелась с двойником из капиталистического мира.

Французские парфюмеры активно работали в позднеимперской России, и среди их творений был аромат Le Bouquet Favori de l’Impératrice. После Октябрьской революции парфюмер Эрнест Бо переехал во Францию, познакомился с Коко Шанель и предложил ей множество вариантов на основе Le Bouquet Favori, из которых она выбрала номер 5. Другой парфюмер, Огюст Мишель, остался в России, работая на трест «ТэЖэ» (аббревиатура от неромантичного государственного треста жировой и костной промышленности). «ТэЖэ» поставил «Красную Москву» — еще одну переработку предполагаемого фаворита императрицы. Флакон Chanel № 5 — стеклянный куб с острыми углами, эстетически сильно отличающийся от цветов, амуров и изгибов обычного парфюмерного флакона — несет в себе послание современности. Красная Москва вполне могла бы сделать то же самое, учитывая влияние авангарда, конструктивизма на советскую моду 19-го века.20-х годов, но на самом деле его бутылка была увенчана имперским клише, пробкой с изображением луковичных куполов Кремля.

Chanel No. 5, в техническом описании, которое цитирует Schlögel, характеризуется «верхней нотой, в которой преобладает ярко свежий, слегка металлический, восково-дымный альдегидный комплекс … с его типичными отголосками восковых лепестков розы и апельсиновой корки. Гесперидно-лимонные оттенки подхвачены и подчеркнуты маслом бергамота, линалоолом и маслом петитгрейна. Нота сердца состоит из ароматического ядра жасмина, розы, ландыша… масла ириса и масла иланг-иланга». : Верхние ноты: альдегиды, иланг-иланг, жасмин, бергамот, флердоранж и лимон; средние ноты: Нарцисс, Гиацинт, Сирень, Иланг-иланг, Корень ириса, Гвоздика и Роза; базовые ноты: дубовый мох, фиалка, ладан, сандал, мускус, бобы тонка, ветивер и амбра». Другими словами, по крайней мере, насколько я понимаю, абракадабра А и абракадабра В. Шлегель услужливо говорит нам, что альдегиды являются синтетическими молекулами. способен создавать разнообразные ароматы, которые быстро исчезают, но усиливают действие других ингредиентов и вызывают реакции в нервной системе, в том числе «покалывающую свежесть, легкое трепетание электрической искры». Альдегиды все еще были новинкой в ​​парфюмерной промышленности 19-го века.20 и, конечно же, в количествах, использованных в Chanel № 5, и, по мнению поклонников, придавали аромату характерное качество шампанского (предположительно также характерное для Je reviens).

Как признает Шлегель, историкам трудно писать о запахе, хотя у нас есть целая книга по этому вопросу французского историка Алена Корбина, T he Foul and the Fragrant (1982), в которой показано, как классы добились обонятельного отделения от вонючих низов в ходе модернизации. Проблема в том, что запах эфемерен и не может быть заархивирован, а обычные описания совершенно неэффективны для того, чтобы вызвать реальный запах: это все равно, что пытаться оценить стихотворение после того, как оно было переведено на азбуку Морзе. Другими словами, мы не знаем, о чем говорим, когда говорим о запахах, по крайней мере, неприятных.

Это была проблема и для рекламной индустрии, но в начале 1980-х годов считалось, что она решена, когда был разработан процесс прикрепления определенных ароматов к «ароматным полоскам», которые можно было вставлять в журналы. За этой технологией, которая могла воспроизводить не только духи, но и запах пиццы, жареного цыпленка и даже роллс-ройса, пророчили большое будущее. Но было (по понятным причинам) много жалоб, и обычай, кажется, исчез, по крайней мере, в газетах, которые я читал. Я приветствую решение Шлёгеля не идти на снижение рынка, включив в свою книгу ароматические полоски для Chanel № 5 и «Красная Москва», но в то же время оно оставляет вопросы без ответа. Действительно ли эти духи пахнут одинаково? Дополнительным осложнением, по-видимому, является возможность изменений с течением времени: нам говорят, что Красная Москва «была немного видоизменена в 19 веке».54, и те, кто был знаком с довоенным ароматом, были уверены, что новый аромат тот же только по названию».

Бальзак хорошо разбирается в запахах, и, конечно, в родственной области вкуса есть мадлен Пруста (а также блокбастер Патрика Зюскинда 1985 года Духи: История одного убийцы ), но мемуары или литературные произведения редко сосредоточиться на запахе. Однако случайно, когда я начал писать книгу Шлёгеля, я как раз читал мемуары, опубликованные пятнадцатью годами ранее или около того, «9 книг Эллы Шнайдер Хилтон». 0008 Перемещенный человек: жизнь девушки в России, Германии и Америке , мемуары, рассказанные с точки зрения запаха. Элла была дочерью этнических немцев, перемещенных из Советского Союза и живших в Германии во время и после Второй мировой войны до переселения в Соединенные Штаты. По мнению матери, у нее был «сверхчувствительный» нос. Ее русские и немецкие воспоминания в детстве были сосредоточены на грязных запахах надворных построек и подвальных укрытий. Никто особо не стирал себя и свою одежду, но хуже всего приходилось старушкам, способным незаметно помочиться под пышными юбками, особенно летом, когда они сбрасывали несколько слоев одежды. Для сравнения, запах родительского поколения был относительно безобидным — пока они не попали в Америку. Несмотря на то, что семья Эллы жила в качестве наемных рабочих в полуразрушенной лачуге в Миссисипи, семья Эллы быстро научилась пользоваться основами: туалетной бумагой, хозяйственным мылом, туалетным мылом и гигиеническими полотенцами. Но Элла-подросток, которую взяли в дом своих работодателей в качестве домашней прислуги, прошла интенсивный курс современной американской гигиены от домохозяйки и была проинструктирована, что платья и нижнее белье нужно менять каждый день, принимать душ и пользоваться дезодорантом, и подмышки и ноги выбриты. Элла подчинилась, но ее мать, которая ненавидела американский Юг и впала в пожизненную депрессию после их отъезда из Европы, не подчинилась. Именно тогда Элла обнаружила, что ее родители, братья и сестры тоже плохо пахли: «До этого я никогда не замечала неприятный запах тела моей семьи. Теперь я еле выдержал» — гипотеза модернизации Корбина, перенесенная на миграцию.

Габриэль (впоследствии Коко) Шанель и Перл Карповская (впоследствии Полина Жемчужина-Молотова) пережили свой, менее экстремальный вариант путешествия наверх из немытых масс. Шанель, родившаяся в 1883 году в департаменте Мэн и Луара, была внебрачной дочерью уличного торговца. Ее знакомство с дисциплиной порядка и чистоты, вероятно, произошло от монахинь в приюте, где она провела юность. Сначала она работала швеей, но благодаря своему пению познакомилась с любовниками из высших социальных кругов, в частности с англичанином из высшего сословия Артуром «Боем» Кейпелом, который оказал поддержку и финансовую поддержку для открытия модных бутиков в Биаррице, а затем в Париже.

Жемчужина ( perl на идиш означает «жемчужина» и жемчужина на русский язык) родилась в 1897 году в еврейском местечке на Украине. В молодости она работала на табачной фабрике, а затем кассиром в аптеке. В отличие от своих брата и сестры, эмигрировавших после революции, Перл вступила в партию большевиков в 1918 году и служила политическим комиссаром в Красной Армии во время Гражданской войны. В 1921 году она познакомилась и вышла замуж за Вячеслава Молотова, русского из более высокого социального положения, который уже был ведущей фигурой в партии. Супруги жили в Кремле через зал от Сталина и его молодой жены Надежды. Судя по редкой фотографии, сохранившейся с этого периода, Жемчужина еще не приобрела уравновешенности и изящества своих поздних лет, но стремилась к самосовершенствованию, обучаясь сначала в рабфаке, а затем в университете первые пять лет. лет ее замужества. В 19В 27 лет она стала главным партийным организатором парфюмерной фабрики «Новая заря», а в 1930 году была назначена директором фабрики. на грани катастрофы после Второй мировой войны. У Шанель всегда был ряд влиятельных любовников разных национальностей, поэтому было естественно, что во время немецкой оккупации любовником был немец: барон Ганс Гюнтер фон Динклаге, дипломат со связями в разведке. После войны Шанель, жившая в отеле «Ритц», была ненадолго арестована по подозрению в коллаборационизме и допрошена Комиссией по Эпюрации, но вскоре была освобождена и ей разрешили уехать в Швейцарию. На самом деле было достаточно доказательств сотрудничества Шанель не только через связь с Динклейджем, но и потому, что она воспользовалась возможностью свести счеты с фирмой Пьера и Поля Вертхаймеров, евреев, которые, как она считала, обманули ее. прибыль от Шанель № 5. Именно заступничество старого светского друга Уинстона Черчилля помогло ей сорваться с крючка в 1944 и позволил ей отступить в Лозанну.

Жемчужина тем временем дослужилась до заместителя министра пищевой промышленности, а затем министра рыбного хозяйства к концу 1930-х годов, служа не только помощником своего мужа, ныне министра иностранных дел, в общении с дипломатами, но и к Сталину. Что очень необычно для советского контекста, она подружилась с Марджори Дэвис, женой посла США. Конец 1930-х был опасным временем, и некоторые из доверенных лиц Жемчужиной из парфюмерного треста были арестованы 19 июня.39 и допросили о ней. Но она пережила годы войны и в процессе, похоже, заново открыла для себя свою еврейскую идентичность, служа в Еврейском антифашистском комитете и даже называя себя еврейкой и говорящей на идише перед Голдой Меир, тогдашним послом Израиля в Москве. , в 1948 году. Но послевоенная советская антисемитская кампания набирала обороты, и позже в том же году Жемчужина была исключена из партии и арестована как «сионистка». Молотов был отстранен от должности министра иностранных дел, но не из Политбюро; арест его жены вполне мог быть частью попытки Сталина полностью отстранить его от руководства. Жемчужину приговорили к пяти годам ссылки в Казахстан.

Шлёгель называет Шанель и Жемчужину «железными женщинами» — термин, который впервые использовала русская эмигрантка Нина Берберова для описания себя и других находчивых, уверенных в себе, энергичных и, возможно, безжалостных женщин с хорошими социальными связями, которые через перемещения и бедствия продемонстрировали свои навыки выживания. Это подразумевает духовное родство, которое стало бы неожиданностью для обоих испытуемых Шлегеля, хотя это не означает, что это утверждение необоснованно.

Шанель могла признать жесткость и предприимчивость Жемчужиной, но вряд ли приняла бы ее как родственную душу. Во-первых, Жемчужина была еврейкой, а Шанель была лично антисемиткой, а также разделяла общепринятый антисемитизм общества, в котором она жила. Дмитрий Павлович (двоюродный брат последнего императора Романовых) и его сестра Мария Павловна, работавшая в вышивальной мастерской Шанель по изготовлению русских крестьянских туник ( рубашки ) в то время они были в моде. Шанель была также близка к русским эмигрантам-модернистам, таким как Стравинский и Дягилев, которым не хватало симпатии к большевикам. Если бы Жемчужина появилась в Париже в качестве жены советского министра иностранных дел после войны, это, вероятно, принесло бы ей некоторую славу у Шанель, которая ценила власть. Но Советы не выпускали из страны жен — даже тех, у кого были самые влиятельные мужья, — из опасения, что они могут дезертировать, и ближе всего Жемчужина в Париж в послевоенный период попадала на лечение в Карловы Вары в социалистической Чехословакии. В любом случае веселые люди Шанель нравились даже больше, чем влиятельные, а Жемчужина, серьезная особа, вышедшая замуж за самого напыщенного из всех советских руководителей, вряд ли подошла бы к ней.

С точки зрения Жемчужиной, статус преуспевающей капиталистки Шанель мог быть помехой, хотя это не помешало ей подружиться с миссис Дэвис, урожденной Марджори Мерривезер Пост, наследницей состояния General Foods. Сотрудничество Шанель во время войны и антисемитизм были бы скорее камнем преткновения. Тем не менее, у этих двоих было много общего. Оба любили моду и имели к ней чутье. Они были даже одного телосложения, Жемчужина была маленькая и подтянутая — как нельзя лучше подходила к одежде Шанель, которую она, несомненно, любила бы носить. Но кажется несомненным, что при всей своей расточительности Молотову не удалось вернуть парижской моды из своих послевоенных визитов: вечер в опере (9-й0008 Женитьба Фигаро ) был единственным отдыхом, который он позволял себе в Париже; находясь в Лондоне, он находил время только для посещения могилы Маркса.

Шанель и Жемчужина, несмотря на свою мобильность, сохранили связи со своими семьями и, особенно в случае с Жемчужиной, терпели от них немало смущения. Они также были похожи тем, что у них было много любовников. Мы знаем это, в случае с Жемчужиной, благодаря охранке, которая допросила ряд мужчин об их сексуальных отношениях с Жемчужиной и отправила стенограммы Сталину, который передал их в Политбюро, включая Молотова, который переносил унижение в своей обычной каменная тишина. У Молотовых был открытый брак — обычное дело для эмансипированных 19 лет.20-х годов, хотя на практике именно она этим воспользовалась. Но любовники Жемчужиной, похоже, были подчиненными, а не мужчинами ее политического уровня, тем более уровня ее мужа.

Катастрофы 1944-49 годов могли бы сломить женщин поменьше, но к середине 1950-х Шанель и Жемчужина вернулись из ссылки и возобновили нечто похожее на свою прежнюю жизнь. Шанель вернулась в Париж, и ее модный дом вернулся; она умерла в 1971 году в возрасте 87 лет. Путь Жемчужиной из ссылки был более драматичен: сразу после смерти Сталина в 1953 года Лаврентий Берия отправил ее обратно в Москву из Казахстана, и Молотовы, развевшиеся по приказу Сталина после ее осуждения, возобновили свой, как сообщается, преданный брак. Молотов оставался членом постсталинского руководства в качестве министра иностранных дел до 1957 года, когда он был свергнут Хрущевым. Жемчужина, чья ссылка в Среднюю Азию была, конечно, гораздо более тяжелой физически и психологически, чем Шанель в Швейцарии, так и не вернулась в общественную жизнь. Она умерла в 1970 году в возрасте 73 лет.0007

Жемчужина и Молотов до конца оставались стойкими коммунистами и сталинистами: действительно, Молотов, умерший в возрасте 96 лет во время перестройки, едва не стал столетним и не увидел развала Советского Союза. Хотя Жемчужина наверняка не любила бы политику постсоветской России даже больше, чем политику хрущевского режима, ее внук Вячеслав Никонов в настоящее время преуспевает в качестве телекомментатора и депутата Думы от путинской партии «Единая Россия».

В постсоветской России духи были одним из предметов роскоши, символизировавшим отказ от советского пуританства. В то время как попытка Жемчужиной принести духи в массы и переименовать их в социалистические была забыта, советские духи, произведенные под ее руководством, — нет: как говорит нам Шлегель, «Красная Москва» вернулась на рынок, теперь уже как предмет советской ностальгии. Но последнее слово за Шанель. Хотя она никогда не бывала в Москве, она оказала значительное косвенное влияние на возрождение советской моды, которое произошло во время хрущевской оттепели. Дом Coco Chanel принял участие в Международном фестивале моды в Москве в 1967, а модная одежда и духи Chanel — подлинные и поддельные — были среди новых западных товаров, появившихся на рынке после распада Советского Союза. Первый магазин Chanel открылся в Москве в 2006 году, а в ГУМе, обновленном советском универмаге на Красной площади, теперь есть собственный бутик Chanel. В 2007 году Chanel № 5 пронеслась по залам выставки моды Chanel в ГМИИ.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>