Первичная социализация индивида: Социализация индивида — Умскул Учебник

Социализация индивида. Виды, этапы, понятия

Социализацию можно охарактеризовать как становление определённой личности, которое предусматривает обретение человеком комплекса навыков, установок, принципов поведения, присущих его социальной роли. Процесс социализации в зависимости от биологических и психологических особенностей индивида происходит в два этапа:

  • адаптация — процесс безынициативного приспособления, которое определяется характерными для данного общества нормами и ценностями;
  • интеграция — процесс влияния человека на общество и наоборот: не только общество оказывает воздействие на личность, но и человек вносит вклад в общество.

Социализация делится на первичную и вторичную.

Первичная социализация напрямую связана с отношениями между людьми и воплощается такими институтами, как семья и образование, а её агентами становятся члены социума, которые оказывают влияние на индивида при взаимодействии с ним.

Этими агентами могут быть родители, учителя, родственники и т. д. Первичная социализация включает в себя период детства и оказывает серьёзное влияние на становление индивида. В то же время существует вторичная социализация, которая наслаивается на то, что человек получил в ходе первичной социализации.

Вторичную социализацию осуществляют институты, с которыми индивид связан опосредованно. Такими институтами будут государство, средства массовой информации и др. Агентами этой социализации могут быть представители организаций, в состав которых входит человек.

Социализация завершается в том случае, когда человек приобретает черты достаточной социальной зрелости. Следует отметить, что индивид независим от других, он сам обеспечивает себя средствами к существованию.

Социализация — достаточно долговременный процесс, который может длиться всю жизнь конкретной личности. В течение жизни человек вполне способен освоить большое количество социальных ролей, а также усвоить определённые ценности данного общества.

В процессе социализации у индивида формируются причины его поступков, ценностные ориентации, мировоззрение, навыки соотносить личные и общественные интересы.

Основные понятия
  • Социализация — процесс формирования личности, при котором индивид приобретает определённые навыки, примеры поведения, установки, характерные для его социальной роли.
  • Адаптация — пассивное приспособление, в процессе которого индивид действует в соответствии с предписаниями, нормами и ценностями социума.
  • Интеграция — активное взаимодействие с социумом, благодаря чему не только социум воздействует на человека, но и человек вносит определённые коррективы в общество.

Вопрос для самопроверки

Сформулируйте определение понятия «социализация».

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Запишите цифры, под которыми указаны основные виды социализации.
  1. приобретённый и предписанный
  2. первичный и вторичный
  3. адаптационный и интегрирующий
  4. наследственный и адаптационный

Ответ. 2.

Запишите цифры, под которыми указаны две стадии процесса социализации в зависимости от биологических и психологических особенностей индивида.
  1. адаптация
  2. кооперация
  3. интернационализация
  4. интеграция
  5. гуманизация

Ответ. 14.

Поделиться ссылкой

а. Первичная социализация. Социальное конструирование реальности

а. Первичная социализация

Так как общество существует в виде объективной и субъективной реальностей, для его адекватного теоретического понимания необходимо уяснить оба эти аспекта. Как мы уже говорили, эти аспекты получают свое собственное признание, если общество понимается как непрерывный диалектический процесс, включающий три момента: экстернализацию, объективацию и интернализацию. Поскольку нас интересует социетальный феномен, не следует считать эти моменты происходящими во временной последовательности. Скорее, общество и каждая его часть одновременно характеризуются этими тремя моментами, так что любой анализ в терминах лишь одного или двух этих моментов не будет исчерпывающим.

То же самое можно сказать и в отношении отдельного члена общества, который одновременно экстернализирует себя в социальном мире и интернализирует последний как объективную реальность. Иначе говоря, быть в обществе — значит участвовать в его динамике.

Однако индивид не рождается членом общества. Он рождается с предрасположенностью к социальности и затем становится членом общества. Поэтому в жизни каждого индивида существует временная последовательность его вхождения в орбиту социетальной диалектики. Отправной пункт этого процесса — интернализация: непосредственное постижение или интерпретация объективного факта как определенного значения, то есть как проявления субъективных процессов, происходящих с другими, благодаря чему этот факт становится субъективно значимым для меня самого. Это не значит, что я хорошо понимаю другого. На самом деле я могу неправильно его понять; он смеется в приступе истерики, а мне его смех кажется проявлением веселья. Но тем не менее его субъективность объективно доступна мне и становится значимой для меня, независимо от того, совпадают ли наши субъективные процессы.

Полное совпадение двух субъективных значений и обоюдное знание этого совпадения предполагает сигнификацию, которая уже обсуждалась выше. Однако в основе интернализации (используемой в наиболее общем смысле, которого мы здесь придерживаемся) лежит как сигнификация, так и более сложные формы интернализации. Точнее, интернализация в этом общем смысле — основа понимания, во-первых, окружающих меня людей, а во-вторых, мира как значимой и социальной реальности[135].

Такое понимание возникает не вследствие самостоятельной работы отдельных индивидов по созданию значений, а в результате «перенимания-от-другого» того мира, в котором другие уже живут. Конечно, «перенимание-от-другого» само по себе есть, в сущности, исходный процесс, присущий любому человеческому организму. И мир, который в свое время был «перенят-от-другого», может быть впоследствии творчески видоизменен или (что менее вероятно) даже заново создан. В любом случае при сложной форме интернализации я «понимаю» не только мимолетные субъективные процессы другого, но и мир, в котором он живет и который становится моим собственным миром.

Это предполагает, что он и я живем в одно время, что нас объединяет общирная перспектива, в которой последовательность ситуаций соединена в интерсубъективный мир. Теперь мы не только понимаем определения друг друга, касающиеся тех ситуаций, в которых мы оба участвуем, но и взаимно определяем их. У нас возникает связь мотиваций, распространяющихся на будущее. Но что важнее всего — теперь между нами происходит постоянная непрерывная идентификация. Мы не только живем в одном и том же мире, мы участвуем в бытии друг друга.

Лишь когда индивид достигает подобной степени интернализации, он становится членом общества. Онтогенетический процесс, с помощью которого это происходит, называется социализацией. И ее можно определить как всестороннее и последовательное вхождение индивида в объективный мир общества или в отдельную его часть. Первичная социализация есть та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества. Вторичная социализация — это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества.

Можно пока оставить в стороне особый вопрос, касающийся приобретения знания объективного мира обществ, отличающихся от того общества, членами которого мы впервые становимся, а также вопрос относительно процесса интернализации мира в качестве реальности — процесса, который (по крайней мере внешне) имеет определенное сходство как с первичной, так и с вторичной социализацией, но структурно не тождественный ни той, ни другой[136].

Очевидно, что первичная социализация обычно является наиболее важной для индивида и что основная структура любой вторичной социализации будет сходна со структурой первичной социализации. Каждый индивид рождается в объективной социальной структуре, в рамках которой он встречает значимых других, ответственных за его социализацию[137]. Эти значимые другие накладывают на него свой отпечаток. Их определения его ситуации становятся для него объективной реальностью. Так что он оказывается не только в объективной социальной структуре, но и в объективном социальном мире.

Значимые другие, которые выступают посредниками между ним и этим миром, модифицирует последний в процессе его передачи. Они выбирают те или иные аспекты этого мира в зависимости от того места, которое они занимают в социальной структуре, и от своих индивидуальных, биографических характерных особенностей. И социальный мир предстает перед индивидом в «отфильтрованном» виде, пройдя двойной отбор. Например, ребенок из низших слоев впитывает не просто перспективу низшего класса на социальный мир, но перспективу, окрашенную индивидуальным восприятием его родителей (или кого бы то ни было еще, кто отвечает за его первичную социализацию). Одна и та же перспектива низшего класса может вызвать различные чувства: удовлетворенность, покорность, горькую злобу, зависть, неистовое бунтарство. Следовательно, ребенок, происходящий из низших классов, будет жить совершенно иначе не только в сравнении с ребенком — выходцем из высших классов, но и в сравнении с другим ребенком из низшего класса[138].

Вряд ли стоит добавлять, что первичная социализация представляет собой нечто гораздо большее, чем просто когнитивное обучение. Обстоятельства, в которой она происходит, сопряжены с большой эмоциональной нагрузкой. И есть достаточные основания считать, что без такой эмоциональной привязанности к значимым другим процесс обучения был бы весьма затруднителен, если вообще возможен[139]. Ребенок идентифицирует себя со значимыми другими тем или иным эмоциональным способом. Но сколь бы ни были различны эти способы, интернализация происходит лишь в той степени, в какой имеет место идентификация. Ребенок принимает роли и установки значимых других, то есть интернализирует их и делает их своими собственными. Благодаря этой идентификации со значимыми другими ребенок оказывается в состоянии идентифицировать себя, приобретая субъективно понятную и благовидную идентичность. Другими словами, Я — это рефлективная сущность, отражающая установки, принятые по отношению к ней прежде всего со стороны значимых других[140]; индивид становится тем, кем он является, будучи направляем значимыми другими. Процесс этот не является односторонним и механическим.

Он предполагает диалектическую связь между идентификацией со стороны других и самоидентификацией, между объективно предписанной и субъективно установленной идентичностями. Эта диалектика, о наличии которой можно говорить всякий раз, когда индивид идентифицирует себя со значимыми другими, — оказывается, как уже отмечалось выше, партикуляризацией в индивидуальной жизни той общей диалектики, которая характерна для общества в целом и которую мы уже обсуждали.

Хотя детали этой диалектики, безусловно, имеют огромное значение для социальной психологии, в наши задачи не входит обсуждение ее применения в социально-психологической теории[141]. Для нас наибольшую важность представляет тот факт, что индивид принимает не только роли и установки других, но в ходе этого процесса он принимает и их мир. В самом деле, идентичность объективно определяется как размещение в определенном мире, и она может быть субъективно усвоена лишь наряду с этим миром. Иначе говоря, любые идентификации возможны в пределах горизонтов, открывающихся особым социальным миром. Ребенок учится тому, что он тот, как его зовут. Каждое имя предполагает терминологию (номенклатуру), которая в свою очередь подразумевает определенное социальное размещение[142]. Иметь данную идентичность — значит занимать особое место в мире, предписываемое определенными правилами. В той мере, в какой эта идентичность субъективно усваивается ребенком («Я — Джон Смит»), настолько же усваивается и миром, с которым эта идентичность соотносится. Субъективное присвоение идентичности и субъективное присвоение социального мира — лишь различные аспекты того же самого процесса интернализации, который опосредуется теми же самыми значимыми другими.

Благодаря первичной социализации в сознании ребенка происходит абстрагирование от ролей и установок конкретных других до ролей и установок вообще. Например, при интернализации норм возможен прогресс в рассуждении от суждения типа: «Мама сердится на меня сейчас» до такого, как «Мама сердится на меня всякий раз, когда я разливаю суп». Поскольку такие значимые другие, как отец, бабушка, старшая сестра и тому подобные, также придерживаются негативной установки матери на разливание супа, эта норма приобретает всеобщность и распространяется теперь на остальных субъектов. Решающий этап наступает, когда ребенок осознает, что все — против разливания супа, и норма обобщается в суждении: «Человек не должен разливать суп». При этом под «человеком» понимается он сам как часть той общности, которая в принципе включает все общество в той степени, в какой оно оказывается значимым для ребенка. Это абстрагирование от ролей и установок конкретных значимых других называется обобщенным другим[143].

Его формирование в сознании означает, что индивид теперь идентифицируется не только с конкретными другими, но и со всеобщностью других, то есть с обществом. Лишь благодаря этой обобщенной идентификации его собственная самоидентификация приобретает стабильность и непрерывность. Теперь у него есть идентичность не только по отношению к тому или иному значимому другому, но и идентичность вообще, которая субъективно воспринимается как одна и та же, независимо от того, с какими другими — значимыми или нет — он сталкивается. Эта новая целостная идентичность объединяет в себе все самые различные интернализированные роли и установки, включающие среди многих других вещей и самоидентификацию в качестве того, кто не проливает суп.

Формирование в сознании обобщенного другого — решающая фаза социализации. Она включает интернализацию общества как такового, а значит, и устанавливаемой объективной реальности, и в то же время она включает субъективное установление целостной идентичности. Общество, идентичность и реальность выкристаллизовываются в сознании субъекта в том же самом процессе интернализации. Эта кристаллизация происходит наряду с интернализацией языка. В самом деле, по причинам, понятным из анализа языка, проведенного выше, язык представляет собой наиболее важную часть и наиболее важный инструмент социализации.

Когда обобщенный другой выкристаллизовался в сознании, устанавливается симметричная связь между объективной и субъективной реальностями.

То, что реально «извне», соответствует тому, что реально «внутри». Объективная реальность может быть легко «переведена» в субъективную реальность и наоборот. И, конечно, язык — главное средство выражения и распространения этого непрерывного процесса перевода в обоих направлениях. Следует, однако, отметить, что симметрия между объективной и субъективной реальностями не может быть полной. Обе реальности соответствуют друг другу, но они не могут быть одинаково протяженными во времени или пространстве. Более «доступной» всегда оказывается объективная реальность, чем актуально интернализированная во всяком индивидуальном сознании, хотя бы потому, что сущность и содержание социализации определяются социальным распределением знания. Ни один индивид не интернализирует всю совокупность того, что объективировано в обществе в качестве реальности, даже если общество и его мир относительно просты. С другой стороны, всегда существуют такие элементы субъективной реальности, которые обязаны своим происхождением не социализации — как, например, осознание своего собственного тела до и независимо от принятых в данном обществе представлений о нем. Субъективная биография не является полностью социальной. Индивид воспринимает себя существующим в обществе и вне его[144]. Это значит, что симметрия между объективной и субъективной реальностями никогда не бывает статичной, раз и навсегда установленной. Она всегда должна создаваться и воссоздаваться in actu. Иначе говоря, взаимосвязь между индивидуальным и объективным социальным мирами напоминает непрерывное балансирование. Антропологические корни этого явления — те же самые, что уже рассматривались в связи с особым положением человека в животном царстве.

При первичной социализации нет никаких проблем с идентификацией, поскольку нет выбора значимых других. Общество предоставляет тому, кто должен пройти социализацию, определенную совокупность значимых других, которых он должен принять в качестве таковых, не имея возможности выбрать других. Hic Rhodus, hic salta. Родителей не выбирают. Один из недостатков ситуации, в которой оказывается ребенок, состоит в том что, хотя ребенок не вполне пассивен в процессе социализации, но именно взрослые диктуют ему правила игры. Ребенок может играть в игру с энтузиазмом или со скрытым сопротивлением. Но, увы, никакой другой игры нет. И это имеет важное следствие. Так как у ребенка нет выбора значимых других, его идентификация с ними оказывается квазиавтоматической. По этой же причине его интернализация их особой реальности является квазинеизбежной. Ребенок интернализирует мир своих значимых других не как один из многих возможных миров, а как единственно существующий и единственно мыслимый, как мир tout court. Именно поэтому мир, интернализируемый в процессе первичной социализации, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем миры, интернализируемые в процессе вторичной социализации. Однако, как бы ни было первоначальное ощущение неизбежности ослаблено последующими разочарованиями, воспоминание о неповторимой определенности первых проблесков реальности все еще остается присущим первому миру детства. Так что в результате первичной социализации происходит то, что (в ретроспективе, конечно) может считаться самой большой шуткой, сыгранной обществом с индивидом, — когда создается впечатление необходимости от того, что на самом деле — лишь цепь случайностей, и вместе с тем становится осмысленным сам факт его рождения.

Понятно, что специфическое содержание, интернализируемое в процессе первичной социализации, в разных обществах будет различным. Но везде есть нечто общее. Это язык, который должен быть интернализирован в первую очередь. Вместе с языком и посредством языка различные мотивационные и интерпретационные схемы интернализируются в качестве институционально определенных — например, желание действовать как храбрый маленький мальчик предполагает разделение мальчиков на храбрых и трусливых. Эти схемы снабжают ребенка институционализированными программами для повседневной жизни. Причем некоторыми он может воспользоваться сразу же, а другие — касающиеся ожидаемого поведения — предназначены для более поздних биографических ступеней. К примеру, храбрость может понадобиться ему, чтобы справиться с повседневными трудностями и невзгодами и подвергнуть испытаниям свою волю, но она может понадобиться ему и позднее, когда его будут посвящать в воины или когда он, возможно, будет призван богом. Эти программы, которые используются сразу же или впоследствии, способствуют разграничению одной идентичности от идентичности других (скажем, таких, как девочки, мальчики-рабы или мальчики из другого клана). И наконец, по крайней мере в зачаточной форме, происходит интернализация аппарата легитимации; ребенок узнает, «почему» программы таковы, каковы они есть. Кто-то должен быть храбрым, потому что хочет стать настоящим человеком, кто-то должен совершить ритуалы, дабы боги не разгневались на него; кто-то должен быть предан вождю, ибо лишь в таком случае боги поддержат его в минуту опасности, и так далее и тому подобное[145].

Значит, в процессе первичной социализации конструируется первый мир индивида. Присущее ему особое качество устойчивости, хотя бы отчасти, объясняется неизбежностью взаимосвязи индивида с его самыми первыми значимыми другими. Так что мир детства в его светлой реальности способствует появлению ситуации. Мир детства массивно и несомненно реален! Очевидно, на этой стадии развития сознания и не может быть иначе. Лишь позднее индивид сможет позволить себе роскошь хоть чуть-чуть усомниться. И, вероятно, эта необходимость в протореализме в процессе познания мира является как филогенетической, так и онтогенетической[146].

В любом случае мир детства сконструирован таким образом, чтобы постепенно внушить индивиду номическую структуру, которая может дать ему уверенность в том, что «все хорошо» — вероятно, это наиболее употребительная фраза, которую матери говорят своим плачущим детям И когда впоследствии обнаружится, что некоторые вещи далеки от этого «все хорошо», это вызовет больший или меньший шок в зависимости от обстоятельств. Но так или иначе мир детства в ретроспективе должен сохранить свою особую реальность. Он все равно остается «домашним миром», как бы далеко от него ни удалялись в более взрослой жизни туда, где вообще не чувствуешь себя как дома.

Первичная социализация предполагает знакомство с социально предопределенным ходом событий. В возрасте А ребенок должен изучать X, в возрасте В он должен изучать Y, и так далее. Каждая такая программа в той или иной степени содержит социальное признание биологического роста и дифференциации. Тем самым каждая программа в любом обществе должна признавать, что нельзя надеяться научить годовалого ребенка тому, что умеет трехлетний. Кроме того, большинство программ должно определять разное содержание для мальчиков и девочек. Конечно, такое минимальное признание со стороны общества обусловлено биологическими фактами. Однако, помимо этого, существует огромное социально-историческое многообразие в определении стадий последовательности обучения. То, что считается детством в одном обществе, может с таким же успехом считаться зрелостью в другом. И социальное значение детства может быть совершенно различным в разных обществах — например, в терминах эмоциональных качеств, моральной ответственности или интеллектуальных способностей. Современная западная цивилизация (по крайней мере до появления фрейдизма) была склонна считать детей от природы «невинньши» и «неиспорченными»; в других обществах они считаются «по природе грешными и нечистыми», отличающимися от взрослых лишь силой и пониманием. Аналогичные различия наблюдались и по части уголовной ответственности, наличия у детей сексуальной активности, божественного вдохновения и т.  д. Очевидно, что такие различия в социальном определении детства и его стадий должны были оказывать влияние на программу обучения[147].

На характер первичной социализации оказывают свое воздействие и требования, связанные с передачей запаса знания. Для понимания одних легитимации может потребоваться более высокая степень лингвистической сложности, чем для понимания других. К примеру, можно догадаться, что ребенку понадобится меньше слов для понимания того, что он не должен мастурбировать, так как это не нравится его ангелу-хранителю, чем для того, чтобы он понял доводы, связанные с тем, что мастурбация будет мешать его сексуальной адаптации впоследствии. Требования всестороннего институционального порядка и дальше будут влиять на первичную социализацию. Различные умения требуются в разном возрасте в том или ином обществе и даже в разных секторах одного и того же общества. Возраст в одном обществе, считающийся подходящим, для того чтобы ребенок умел водить машину, в другом может быть возрастом, когда ему полагается убить своего первого врага. Ребенок из высшего класса может познакомиться с «правдой жизни» в том возрасте, когда ребенок из низшего класса уже в некоторой степени овладел техникой аборта.

Или ребенок из высшего класса может пережить первые волнения патриотических чувств к тому времени, когда его современник из низших классов впервые почувствует ненависть к полиции и ко всему, на страже чего она стоит.

Первичная социализация завершается, когда в сознании индивида укоренено понятие с священного другого и все, что его сопровождает. С этого момента он становится действительным членом общества и субъективно обладает своим Я и миром. Но эта интернализация общества, идентичность и реальность не являются раз и навсегда решенным делом. Социализация никогда не бывает полной и никогда не завершается, что ставит перед нами следующие проблемы. Во-первых, как реальность, интернализируемая в ходе первичной социализации, поддерживается в сознании. А во-вторых, как происходят дальнейшие интернализации или вторичные социализации в последующей биографии индивида. Мы будем обсуждать эти проблемы в обратном порядке.

Что такое первичная социализация?

Шарлотта Никерсон, опубликовано 8 сентября 2022 г. | Проверка фактов Солом Маклеодом, доктором философии


Первичная социализация — это процесс, посредством которого человек усваивает основные ценности, нормы и модели поведения, которых от него ожидает общество. Обычно это происходит в детстве и в основном достигается через семью и систему образования.

Первичная социализация происходит между ребенком и теми людьми в его жизни, с которыми у него близкие, личные и интимные отношения лицом к лицу.

Для большинства людей в первую очередь устанавливаются отношения с родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками и другими членами семьи. Семья прививает детям чувство моральных ценностей, учит различать правильное и неправильное поведение и правильно относиться к другим (семье, друзьям, незнакомцам и т. д.).

По мере взросления дети начинают формировать первичные привязанности к друзьям, а затем и к другим взрослым посредством брака, работы и т. д.

Какие агенты первичной социализации?

Существует несколько агентов первичной социализации, в том числе члены семьи, опекуны, а в некоторых случаях (если ребенок очень мал) учителя и сверстники.

Любое влияние, которое проводит значительное количество времени рядом с младенцем или малышом, может считаться агентом первичной социализации.

Самым значимым из них вообще является семья. Именно через семью дети узнают о своей культуре и ценностях. Семья дает ощущение безопасности и поддержки, которые необходимы для здорового развития.

Семья может состоять из любого образования, начиная от маленьких детей, живущих со своими биологическими родителями, и заканчивая детьми, воспитанными приемными опекунами.

Как семья социализирует молодежь?

Социализация — это процесс на протяжении всей жизни, который происходит с рождения. Эта форма социализации специфически охватывает период младенчества и детства, когда закладываются основы будущего социального поведения. Именно в это время дети учатся общаться, взаимодействовать с другими людьми и развивают чувство самоидентификации.

Социализация невозможна, если младенец полностью изолирован. Агенты социализации могут показать детям, как себя вести разными способами. Они могут делать это напрямую: родители могут «спасибо» научить ребенка вежливости или применить телесные наказания, когда тот плохо себя ведет.

Родители обычно имеют больший контроль над окружением своих детей, чем кто-либо другой. Например, они могут выбирать, какие книги читать, какие телепередачи смотреть и с кем дружить.

Однако важно видеть в детях не пассивных получателей информации, а активных участников создания собственной идентичности. Дети постоянно делают выбор, каким человеком стать.

Родители играют важную роль в том, чтобы помочь детям выбрать правильный путь. Но родители не могут заставить своих детей вести себя определенным образом. Вместо этого родители должны помочь детям понять, почему они должны вести себя определенным образом.

Важно отметить, что социализация не происходит на пустом месте. Существует множество факторов, влияющих на социализацию детей. К ним относятся раса, социальный класс, религия и другие социальные факторы.

Бедные семьи, как правило, отдают приоритет послушанию и конформизму при воспитании своих детей, в то время как богатые семьи, с другой стороны, делают упор на проницательность и новаторство. (Смит, Марсден, Хаут и Ким, 2012 г.)).

Исследования показали, что семья является одним из важнейших агентов социализации. Например, дети, у которых есть поддерживающие и вовлеченные родители, с меньшей вероятностью будут вести себя как подростки, употребляющие алкоголь, чем те, у кого такой поддержки не было (Barnes, Farrell, & Cairns, 1986).

В большинстве случаев школа является инстанцией вторичной социализации. Это связано с тем, что дети уже были социализированы своими семьями и группами сверстников до того, как они пошли в школу. Тем не менее, есть некоторые способы, в которых школа может считаться первичной социализацией.

Например, если ребенок происходит из отсутствующей семьи или был помещен в школу или детский сад, когда он был младенцем или малышом, учебное заведение может повлиять на первичную социализацию (Whitbeck, 1999).

В то время как первичная социализация в основном осуществляется членами семьи, существует множество других потенциальных первичных социализаторов. Это могут быть няни, няни, воспитатели и даже старшие братья и сестры.

В некоторых случаях средства массовой информации могут также выступать в качестве основного средства общения, особенно если дети знакомятся с телевизором или другими экранами в очень раннем возрасте.

В конечном счете, любое лицо или организация, которые играют значительную роль в формировании раннего опыта ребенка, могут считаться первичными социализаторами (Whitbeck, 1999).

Первичная социализация относится к тому, как дети узнают о своей культуре и акклиматизируются в обществе. В основном это происходит под влиянием семьи и происходит дома.

Вторичная социализация происходит в более позднем возрасте и определяется группами сверстников, учителями, начальниками и другими силами вне семьи. Это помогает людям совершенствовать навыки, которые они приобрели во время первичной социализации, и адаптироваться к новым условиям и ролям (BTEC).

Социальные структурные функционалисты, такие как Талкотт Парсонс, рассматривают социализацию как процесс, в котором ценности и нормы общества согласуются между всеми членами общества, потому что люди в обществе имеют социальный договор, который защищает людей друг от друга и поддерживает стабильность и стабильность общества. сбалансированный.

Без первичной социализации люди не знали бы, как вести себя подобающим образом, и был бы хаос.

Функционалисты утверждают, что семья является важнейшим институтом для первичной социализации, так как именно здесь дети усваивают основные ценности и нормы общества.

Семья обеспечивает любовь, безопасность и стабильность, необходимые для здорового развития (Bales & Parsons, 2014).

Шарлотта Никерсон — выпускница 2024 года Гарвардского университета. Имея опыт исследований в области биологии и археологии, Шарлотта в настоящее время изучает, как цифровое и физическое пространство формирует человеческие убеждения, нормы и поведение и как это можно использовать для создания бизнеса с большим социальным воздействием.

Содержимое тщательно проверяется командой квалифицированных и опытных специалистов по проверке фактов. Специалисты по проверке фактов проверяют статьи на предмет фактической точности, актуальности и своевременности. Мы полагаемся на самые актуальные и авторитетные источники, которые цитируются в тексте и перечислены внизу каждой статьи. Контент проверяется на факт после редактирования и перед публикацией.

Эта статья была проверена Солом Маклеодом, квалифицированным преподавателем психологии с более чем 17-летним опытом работы в сфере дополнительного и высшего образования. Его работы были опубликованы в журналах по психологии, включая Clinical Psychology , Social and Personal Relationships и Social Psychology .

Никерсон, К. (2022, 8 сентября). Что такое первичная социализация? . Просто Социология. https://simplysociology.com/primary-socialisation.html

Ссылки

Арнетт, Дж. Дж. (1995). Использование подростками средств массовой информации для самосоциализации. Журнал молодежи и подростков, 24 (5), 519-533.

Баумринд, Д. (1980). Новые направления в исследованиях социализации. Американский психолог , 35 (7).

Бейлз, Р. Ф., и Парсонс, Т. (2014). Семья: процесс социализации и взаимодействия . рутледж.

Барнс, Г. М., Фаррелл, член парламента, и Кэрнс, А. (1986). Факторы родительской социализации и алкогольное поведение подростков. Журнал брака и семьи, 27-36.

Бугенталь, Д. Б., и Гуднау, Дж. Дж. (1998). Процессы социализации .

Кромдал, Дж. (2006). Социализация .

Грусек, Дж. Э., и Литтон, Х. (1988). Социализация и семья. В Социальное развитие (стр. 161-212). Спрингер, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.

Гендель, Г. (ред.). (2011). Социализация в детстве . Издатели сделок.

Хорн С.С., Рак М. и Либен Л. (2016). Справедливость и справедливость в науке о развитии: последствия для молодежи, семей и сообществ . Академическая пресса.

Левин, Дж. М., и Морленд, Р. Л. (1994). Групповая социализация: теория и исследования. Европейский обзор социальной психологии, 5 (1), 305-336.

Маккоби, Э.Э. (2007). Исторический обзор исследований и теории социализации. Справочник по социализации: теория и исследования , 1 , 13-41.

Окс, Э. (1999). Социализация. Журнал лингвистической антропологии, 9 (1/2), 230-233.

О’Линн, К. (2009). Кто нуждается в социализации?. Journal of Nursing Education, 48(4), 179.

Ротшильд, Т. Агенты социализации. Введение Ротшильда в социологию .

Смит, Т.В., Марсден, П., Хаут, М., и Ким, Дж. (2012). Общие социальные опросы. Национальный центр изучения общественного мнения .

Ван Маанен, Дж. Э., и Шейн, Э. Х. (1977). К теории организационной социализации.

Ванделл Д.Л. (2000). Родители, группы сверстников и другие социальные факторы. Психология развития, 36 (6), 699.

Whitbeck, L.B. (1999). Теория первичной социализации: все начинается с семьи. Употребление психоактивных веществ и злоупотребление ими, 34 (7), 1025-1032.

Первичные агенты социализации: определение и 5 примеров

Первичный агент социализации — это лицо, место или предмет, ответственные за социализацию в первые годы жизни человека.

Примерами основных агентов социализации являются семья, детский сад, школа, группы сверстников и средства массовой информации.

Что такое социализация?

Социализация – это процесс, в ходе которого формируется личность человека в результате взаимодействия с другими людьми в обществе.

Может быть нескольких видов:

  • Первичная социализация
  • Вторичная социализация
  • Развивающая социализация
  • Упреждающая социализация
  • Ресоциализация

Что такое агент социализации?

Субъект, который взаимодействует с индивидуумом и влияет на него в процессе социализации, называется агентом социализации.

Что такое первичный агент социализации?

Первичный агент социализации — это человек, место или вещь, ответственные за социализацию в первые годы жизни человека.

Концепция первичной социализации опирается на две теории из разных академических дисциплин:

  • Теория когнитивного развития из психологии, предложенная Жаном Пиаже (1896-1980) и
  • Теория социального бихевиоризма из социологии Джорджа Герберта Мида (1863-1931)

Теория когнитивного развития Пиаже продемонстрировала, как влияние раннего детства формирует когнитивные способности человека в дальнейшей жизни.

Теория социального бихевиоризма Джорджа Герберта Мида предполагала, что индивидуальное «я» является продуктом социальных взаимодействий. Наш опыт взаимодействия с людьми и ситуациями вокруг нас, по словам Мид, является основным фактором, влияющим на формирование нашего самоощущения.

Для первичной социализации (которая происходит очень рано в жизни человека) семья, школа, группа сверстников и средства массовой информации являются основными агентами социализации.

Именно через них человек впервые узнает о правилах, нормах и поведении, которые необходимо принять при взаимодействии с обществом в целом.

Примеры первичных агентов социализации

1. Семья

Семья, включая родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, является наиболее важным первичным агентом социализации.

Это связано с тем, что ближайшие родственники обычно первыми, с кем общается ребенок.

Семья является основной ячейкой общества. Отсюда следует, что первые уроки социализации ребенок должен получить в самой семье.

С социологической точки зрения ребенок приобретает свои самые ранние впечатления о морали, гендерных отношениях, политической ориентации и дисциплине, наблюдая и усваивая поведение своих родителей. (Фримен и Шоуэл, 19 лет)51)

Талкотт Парсонс, сторонник функционалистской точки зрения в социологии, считал, что семья является единственным важнейшим агентом первичной социализации ребенка, формирующим его личность на всю оставшуюся жизнь. (Parsons & Bales, 1956)

Точно так же, с психологической точки зрения, Зигмунд Фрейд (1856-1939), основатель психоанализа, считал, что родительское влияние является наиболее важным фактором в формировании личности человека.

Например, психоаналитическая теория выбора партнера утверждает, что выбор спутника жизни человеком во взрослом возрасте основывается на его родителях противоположного пола.

Другими словами, Фрейд считает, что мужчины, скорее всего, выберут партнеров, которые напоминают им их матерей, а женщины, скорее всего, выберут партнеров на основе того, какой у них был отец. (Jedlicka, 1980)

2. Детский сад

В семье, в которой работают оба родителя, ребенок в течение своего становления проводит значительное количество времени в детском саду.

Взаимодействие ребенка в детском саду — с другими детьми и воспитателями в детском саду — влияет на социализацию ребенка.

Диапазон эмоций в детском саду, таких как чувство беспокойства при разлуке с родителем, чувство независимости и чувство общности, играют важную роль в социализации ребенка в соответствии с нормами и поведением общества (White and Howe, 2002). ).

3. Школа

Школа является вторым по важности агентом первичной социализации после семьи.

С раннего детства и до достижения совершеннолетия школа — это место, где дети проводят большую часть своего времени после дома.

Учителя, старшеклассники и сверстники в школе служат образцом для подражания, чьи ценности, мировоззрение, политика и предубеждения ребенок может сознательно или бессознательно подражать.

В то же время строгий свод правил и норм в школе учит детей важности законов в обществе и последствиям их нарушения.

Соревнование, давление сверстников и взаимодействие с представителями противоположного пола — все это модели поведения, к которым ребенок приучается в школе.

В большинстве случаев в школе человек также приобретает предварительное представление о своем положении в более широкой социальной иерархии.

Например, учащиеся школы, расположенной в районе рабочего класса, со временем приобретут понимание своего положения в иерархии классов, взаимодействуя с другими учащимися.

В то же время они могут ощутить свое отличие от учеников из высших слоев общества. Все это идет на формирование Я.

Родственное понятие — это скрытая учебная программа, которая объясняет все способы социализации людей в школах.

4. Группы сверстников

Группа сверстников состоит из лиц одинакового возраста, принадлежащих к аналогичному социально-экономическому положению и имеющих схожие интересы, которые регулярно взаимодействуют друг с другом.

Группы сверстников могут взаимодействовать в школах, на детских площадках и в районах.

Благодаря частоте и интимному характеру взаимодействия группа сверстников становится важным агентом первичной социализации.

Особенно среди детей и подростков группа сверстников является мощным средством социализации.

Например, игровая площадка — это место, где дети учатся играть в организованные командные игры, такие как футбол или баскетбол, изучая их различные правила и усваивая важность таких ценностей, как командная работа, дисциплина, терпение и спортивное мастерство.

В то же время то, как человек занимает позицию по отношению к своим сверстникам, формирует его самоощущение. Таким образом, группа сверстников влияет как на осознание себя, так и на осознание норм и поведения в обществе.

5. СМИ

Средства массовой информации являются одним из мощнейших агентов первичной социализации, особенно для детей и подростков из-за их впечатлительности.

Дети более склонны к пассивному и некритическому потреблению медиа, поэтому на них влияет то, что они видят, слышат и читают.

Новости, телепередачи, фильмы, музыкальные клипы и т. д. — все это тонко формирует представление о себе и обществе, которыми обладают люди.

Например, популярное телешоу «Друзья», премьера которого состоялась в 1990-е годы оказали трансформирующее культурное влияние на то, как целое поколение молодых людей относилось к фундаментальным социальным институтам, таким как семья и брак.

Акцентируя внимание на том, что дружба имеет большее значение, чем семейные узы, а отношения, живущие вместе, как приемлемая альтернатива браку, телешоу помогло социализировать поколение миллениалов в радикальном переосмыслении социальных институтов и, в более широком смысле, общества. себя (Торп, 2019).

В то время как шоу считалось радикальным для своего времени, новое поколение зрителей, которые впервые узнают о нем через потоковые платформы, склонны находить его регрессивным, а не прогрессивным (Kaplan, 2018).

Социализированные в другой, более прогрессивный набор ценностей благодаря знакомству с новыми формами СМИ, такие зрители, как правило, находят шоу нечувствительным к группам меньшинств (Koul, 2019).

В 21 веке, с повсеместным распространением Интернета и смартфонов и непрерывным снижением возрастного барьера для доступа к технологиям, влияние СМИ как агента социализации только возрастает.

Многочисленные исследования показали, что в настоящее время дети все больше времени проводят в Интернете, тем самым увеличивая свое воздействие средств массовой информации (Fairclough, 2021).

Читайте также:

  • От А до Я Список теорий массовой коммуникации
  • 19 примеров цифровых носителей
  • 13 примеров новых медиа

Заключение

Теория социализации утверждает, что наше ощущение себя социально конструируется посредством сложного процесса взаимодействия с окружающими.

Взаимодействия, которые формируют человека в годы становления, составляют первичную социализацию, а ответственные за них агенты называются агентами первичной социализации.

В то время как наиболее влиятельными агентами первичной социализации являются те, с которыми человек вступает в контакт раньше всех, и те, которые находятся в непосредственной физической близости от них, такие как семья и школа, другие, такие как средства массовой информации, также могут играть важную роль. роль в социализации человека, даже если они могут действовать на расстоянии.

Ссылки

Fairclough, S.J. (2021) Цифровое экранное время подростков как проблема здоровья и благополучия? Тип устройства и контекст имеют значение. Acta Paediatrica (110), 1985–86. Doi: https://doi.org/10.1111/apa.15843

Фриман, Х.Е., и Шоуел, М. (1951) Роль семьи в процессе социализации. Журнал социальной психологии 37(1), 97-101. Doi: https://doi.org/10.1080/00224545.1953.9921873

Jedlicka, J. (1980) Проверка психоаналитической теории выбора партнера. Журнал социальной психологии 112(2), 295-299. https://doi.org/10.1080/00224545.1980. 9924331

Каплан, И. (2018) Миллениалы смотрят сериал «Друзья» на Netflix, потрясенные сюжетными линиями. Независимый. Получено с: https://www.independent.co.uk/arts-entertainment/tv/friends-netflix-sexist-racist-transphobic-problematic-millenials-watch-a8154626.html

Коул, С. (2019) «Друзья» не постарели. Buzzfeed.https://www.buzzfeednews.com/article/scaachikoul/friends-anniversary-bad

Parsons, T., & Bales, R.F. (1956) Семья, процесс социализации и взаимодействия. Рутледж и Кеган Пол.

Торп, К. (2019) Друзья: сериал, изменивший наше представление о семье. Би-би-си. https://www.bbc.com/culture/article/20190920-friends-the-show-that-changed-our-idea-of-family 

Уайт Д.Р. и Хоу Н. (2002) Социализация эмоциональных переживаний детей. и социальное поведение воспитателей детских садов. У Д.Пушкаря, В.М.Буковского, А.Е.Шварцмана, Д.М.Стэка, Д.Р. Уайт (ред.) Повышение компетентности на протяжении всей жизни .

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>