Принципы психологического консультирования
10.02.2012
Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательной для специалистов. В ряде стран мира существуют этические кодексы консультанта. Существуют определенные принципы поведения консультанта, следование которым не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности консультативного воздействия.
Приведем общие принципы психологического консультирования, выделенные различными авторами (Ю. Е. Алешина, П. П. Горностай, С. В. Васьковская, А. Н. Моховиков и др.):
1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту
Доброжелательность реализуется при внимательном и чутком отношении к клиенту. Оно противопоставляется как излишней благородной и деятельной (иногда навязанной) активности консультанта, так и примитивному, но великодушному сочувствию, сопереживанию.
2. Ориентация на нормы и ценности клиента
В процессе консультирования психологу важно определиться, что значит то или иное событие не для него (консультанта), а для клиента. Компетентным в своей жизни может быть только сам клиент, психолог за него жить, думать, действовать не может. Но следует заботиться о том, чтобы понять, что значит тот или иной факт жизни для самого, обратившегося за помощью. Только встроившись в этот внутренний диалог человека с самим собой, можно начать движение из тупика. Мастерство консультанта в этом случае — подарить человеку возможность говорить о себе правду.
3. Запрет давать советы
Это широко известный и пропагандируемый принцип, основанный якобы на том, что ответственности за чужую жизнь нельзя на себя брать. Все это так, но однако мы предлагаем посмотреть на данный принцип иначе. Во-первых, человек часто приходит именно за советом, он готов «сдать» свою свободу в обмен на четкую инструкцию правильных действий; во-вторых, весьма распространенной является ситуация, когда психолог (например, школьный, детский практический психолог) дает советы, иногда называя их рекомендациями, и т. п. На наш взгляд, здесь уместно оговорить следующее.
• Давайте советы, если вы их знаете. Нередко психолог и рад бы дать совет, да он его не знает.
• Человек вправе выслушать совет и поступить по-своему. (Т. е. да если бы их еще и брали).
Например, психолог посоветовал матери, обратившейся за помощью, разобраться в своих отношениях с сыном-подростком. Она вернулась домой и устроила головомойку ребенку, при этом подкрепляя свои крики и нотации тем, что ей так психолог велел. На память приходит случай, когда учительница посоветовала хорошему мальчику Жене, ученику 2-го класса, закончившему учебный год с одной четверкой, прийти домой и подумать, что ему мешает учиться. Он пришел, подумал и решил, что причина в том, что он много играет и много времени сидит у телевизора за просмотром мультфильмов. Ребенок решил поступить мужественно: отказаться и от игрушек, и от мультфильмов. Он взял и выбросил с балкона 8-го этажа и игрушки, и телевизор… Операция по избавлению от пороков прошла успешно, но вряд ли это имела в виду учительница.
• Совет должен быть востребованным, своевременным (что толку после драки махать кулаками или давать совет «под руку») и уместным. Мастерство и искусство психолога-консультанта состоит в том, чтобы дать правильным образом верный совет нужному лицу и в нужное время.
4. Уважение к личности, анонимность и конфиденциальность
Человек имеет право на анонимность обращения и не разглашение его сокровенных мыслей. Уважение к личности человека следует соблюдать беспрекословно, независимо от возраста, национальности, вероисповедания, пола, профессии и пр.
5. Разграничение личных и профессиональных отношений
Это принцип обусловлен как процессуальными аспектами консультативного процесса, так и результативными. Процессуально и входить в контакт, и выходить из контакта легче, если нет никаких эмоциональных «сцепок» с клиентом. Результативно также лучше не иметь контактов вне консультативного взаимодействия с клиентом, ибо известно уже из медицинской практики, что «своих» не оперируют.
6. Активизация клиента, принятие им ответственности за происходящее
Человек обращается в консультацию в ситуациях жизненного неблагополучия. Но это его жизнь, и компетентным в ней может быть только он сам. Образно выражаясь, психолог не тащит на себе клиента из тупика, он не оставляет клиента в тупике наедине, однако ходит-то клиент сам. Иногда встречаются клиенты с пассивной позицией, жаждущие, чтобы за них воспитывали, действовали, решали и пр., они даже готовы это высоко оплачивать, но чтобы психолог избавил бы их от всех забот и обязательно добился качественного результата. В процессе консультирования нужна обоюдная активность и ответственность — клиента и консультанта — для достижения позитивного результата.
7. Не навреди
Принцип из широко известных, популярных, но не конкретных. Вряд ли кто-то организует свою профессиональную деятельность, стремясь кому-то вредить (это уже не по части психологии, а по части правоохранительных органов). Известно, что проще всего не навредить, если ничего не делать. Как правило, этот принцип («Не навреди!») регулярно провозглашают те, кто не знает, как научить начинающих, что можно делать в практической психологии, а чего нельзя. На всякий случай провозглашается: «Не навреди!», тем самым снимается ответственность с лица, транслирующего знания. Последний всегда может сказать, что предупреждал. Этот принцип, конечно же, должен доводиться до каждого психолога с целью напоминания об ответственности, но в практике и особенно в супервизии стоит дополнять его четкими комментариями, что можно делать в консультировании, а чего делать нельзя никогда.
Ключевые слова: Психокоррекция
Источник: Шнейдер Л.Б., Пособие по психологическому консультированию
Материалы по теме |
---|
Задачи оказания психологической помощи семье Монина Г.Б., Психология управления персоналом |
Системный семейный подход в работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-… |
Психологическая помощь . .. |
Эзотерические техники психокоррекции Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное… |
Предупреждение и коррекция нарушений в эмоциональном развитии несовершеннолетних посредством групповой работы Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-… |
Виды психокоррекции Истратова О.Н., Справочник по групповой психокоррекции |
Модель оказания психологической помощи при эмоциональных аддикциях Тараянц А.В. — Психологическая помощь при эмоциональных зависимостях — 2015 |
Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-. .. |
Принципы психологического консультирования
- Главная
- Блог
- Психология
- 7 основных принципов психологического консультирования
Психология
23.05.2021 | 863 просмотра
Вернуться к статьям
Поделиться
Скрыть
Вебинар
Развитие эмоционального интеллекта
Забронировать место
Вебинар
Развитие эмоционального интеллекта
Подробнее
Скрыть
Если вы решили обратиться за помощью к психологу, стоит разобраться, как устроен процесс психологического консультирования. Принципы и правила психологического консультирования обсудим в этой статье.
Психологическое консультирование — встреча психолога с клиентом с целью оказания ему психологической помощи. Проводится в форме диалога. Задачи и принципы психологического консультирования формулируются в соответствии с этическим кодексом психолога.
Психолог в рамках консультирования решает следующие задачи:
- внимательно выслушивает клиента — здесь уместно применить техники активного слушания. В результате коммуникации с психологом у клиента расширяются представления о себе, о ситуации, в которой он оказался. Часто в этот момент изменяется ракурс восприятия проблемы;
- влияет на эмоциональное состояние клиента — в результате диалога с психологом, клиент чувствует облегчение;
- способствует тому, чтобы клиент осознал свою ответственность за события, происходящие в его жизни — в этом случае клиент готов что-либо менять именно в себе, а не ждать изменений со стороны окружающих;
- помогает клиенту определить, что и как можно изменить в конкретной ситуации для того, чтобы решить волнующую его проблему.
Фактически консультант создает поддерживающую среду для клиента, чтобы мотивировать его на поиск выхода из проблемной ситуации и облегчить выбор и принятие нужного решения.
Общие принципы психологического консультирования задают правила работы консультанта с клиентом. Принципами психологического консультирования являются:
- Доброжелательность и безоценочность. При общении с психологом клиент должен чувствовать максимальный комфорт. Тогда он будет более открытым и откровенным с консультантом. Хороший контакт позволит лучше разобраться в проблеме. Каждый человек хорош таким, какой он есть. Эти принципы действуют в психотерапии, коучинге и лежат в основе психологического консультирования. Они обеспечивают выполнение следующего принципа.
- Вовлеченность клиента в процесс консультирования. Это обеспечивается за счет того, что клиенту понятно и интересно все, что происходит на консультации. Психолог должен чувствовать состояние клиента, уметь переключать фокус его внимания на важные детали, а в нужный момент разрядить обстановку.
- Принцип солидарности психологического консультирования. Принцип солидарности психологического консультирования подразумевает ориентированность на нормы и жизненные ценности клиента. Понимание того, чем живет клиент и какими нормами поведения руководствуется, позволяет лучше сориентироваться в ситуации и определиться с выбором наиболее подходящего решения.
- Отказ от советов. Когда психолог откровенно советует клиенту, какое решение лучше принять в проблемной ситуации, он берет на себя ответственность за все происходящее в жизни клиента, а это противоречит этике психолога. Задача консультанта — помочь клиенту разобраться в сложившейся ситуации и научиться преодолевать подобные трудности в будущем. Консультант помогает клиенту проанализировать последствия различных решений, но окончательный выбор клиент делает сам.
- Конфиденциальность. Все информация, исходящая от клиента, а также вопросы, обсуждаемые на консультации, не разглашаются без личного согласия клиента.
- Разграничение личного и профессионального пространства. Психологи не консультируют своих близких, поскольку оказываются излишне вовлеченными в ситуацию. От этого теряется объективность ее восприятия — эффективного консультирования не получается.
- Принцип системности в психологическом консультировании. Означает сочетание выбранной консультантом методологии анализа личности с применяемыми в консультировании психологическими приемами и техниками.
Онлайн-тест «Определи свой психотип»
Пройти тест
Принципы социально-психологического консультирования позволяют клиенту совместно с психологом разобраться в непростой ситуации, в которую он попал, и найти приемлемый путь для решения проблемы.
Хотите лучше понять принципы психологического консультирования? Читайте статьи экспертов в разделе «Психология».
Вебинар
16 декабря
19. 00
Ведущий вебинара
Павел Лебедько
Развитие эмоционального интеллекта
Регистрируйтесь на бесплатный вебинар, чтобы не пропустить
Спасибо, что оставили свои контактные данные
наш менеджер скоро с вами свяжется
Даю согласие на обработку своих персональных данных
Психология
Генограмма семьи: как использовать опыт предков?
Психология
Супервизия как инструмент повышения профессиональной компетентности
Психология
Развитие различных видов мышления
Психология
5 моделей детско-родительских отношений
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПСИХОТЕРАПИИ
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПСИХОТЕРАПИИ—> ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПСИХОТЕРАПИИ
Навыки слушания: внимательно слушайте клиента, пытаясь понять как содержание его проблемы, как он ее видит, так и эмоции, которые он испытывает в связи с проблемой. Не интерпретируйте проблемы клиента и не предлагайте никаких преждевременных предложений относительно того, как справиться с представленными проблемами или решить их. Слушайте и старайтесь понять высказываемые опасения. Большинство людей хотят и нуждаются в том, чтобы их услышали и поняли, а не посоветовали.
Сопротивление: Изменение человеческого поведения обычно не является линейным, прямым и логическим процессом. Он очень эмоционален, и от многих дисфункциональных привычек поведения и мышления трудно избавиться. Люди вкладывают чувство безопасности в знакомое поведение, даже в поведение, которое причиняет им боль. Изменение этого часто является трудным и тангенциальным процессом. Многие нити поведения связаны с другими, и когда что-то меняется, должен быть установлен новый баланс, иначе люди не могли бы функционировать. Это означает, что люди меняются с разной скоростью в зависимости от того, насколько хорошо они могут переносить дисбаланс, возникающий в результате изменений. Итак, когда люди сопротивляются определенным изменениям, которые, как они надеются, произойдут в терапии, важно, чтобы терапевт не принимал это на свой счет и признавал стрессовый характер процесса для клиента. Некоторое сопротивление терапевтическим изменениям вполне естественно.
Уважение: каким бы странным, странным, беспокойным, странным или совершенно отличным от вас ни был клиент, к нему нужно относиться с уважением! Без этого основного элемента успешная терапия невозможна. Вам не обязательно нравиться клиент, его ценности или поведение, но вы должны отложить в сторону свои личные чувства и относиться к ним с уважением. В некоторых медицинских учреждениях вы наблюдали некоторое отставание от этого принципа среди персонала, который одновременно недостаточно обучен, перенапряжен и перегружен работой, но вы должны стараться постоянно помнить об этом принципе, если хотите быть эффективным консультантом или терапевтом.
Эмпатия и позитивное отношение. Эти два принципа, основанные на трудах Карла Роджерса, сопровождаются уважением и навыками эффективного слушания. Эмпатия требует, чтобы вы слушали и понимали чувства и точку зрения другого человека (в данном случае вашего клиента), а позитивное отношение является аспектом уважения. Хотя Роджерс называет это «безусловным положительным отношением», может быть, слишком много просить, чтобы оно было «безусловным». Уважительного отношения к клиенту должно быть достаточно.
Прояснение, конфронтация, интерпретация: Это более продвинутые техники терапевтического вмешательства, хотя прояснение полезно даже на базовом уровне. Уточнение — это попытка терапевта переформулировать то, что клиент говорит или чувствует, чтобы клиент мог что-то узнать или лучше понять проблему. Конфронтация и интерпретация являются более продвинутыми принципами, и мы не будем вдаваться в них, за исключением упоминания об их существовании.
Перенос и контрперенос: Это процесс, при котором клиент чувствует вещи и имеет представления о терапевте, которые по праву принадлежат другим людям в жизни клиента, будь то в прошлом или настоящем. Это процесс, отчасти связанный с проекцией. Понимание реакций переноса может помочь клиенту понять важные аспекты своей эмоциональной жизни. Контрперенос относится к эмоциональным и перцептивным реакциям терапевта на клиента, которые по праву принадлежат другим значимым людям в жизни терапевта. Терапевту важно понять и управлять их контрпереносом.
Консультирование: смысл, методы и принципы
РЕКЛАМА:
Прочитав эту статью, вы узнаете о консультировании: 1. Значение консультирования 2. Навыки и методы консультирования 3. Принципы 4. Цели.
Значение консультации:1. Консультирование — это не процесс предоставления совета, а процесс помощи вашему пациенту, который действительно в этом нуждается.
2. Он направлен на то, чтобы помочь человеку помочь самому себе преодолеть свою проблему.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
3. Консультирование отличается от обычного разговора тем, что на нем строятся профессиональные отношения с пациентом.
4. Он полностью СОСРЕДОТОЧЕН, КОНКРЕТЕН и ЦЕЛЕН.
5. Консультирование – это длительный процесс, состоящий из профессионального общения.
6. Что такое общение?
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Это процесс, в котором происходит обмен мыслями, идеями и чувствами. Это происходит между двумя или более людьми. Оно отличается от обычного общения.
7. Виды общения – вербальное и невербальное.
Устная поддержка:
1. Используйте язык, понятный пациенту.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
2. Проявите к нему интерес, вспомнив имя или проблему, которую он рассказал.
3. Используйте ободряющие заявления.
4. Дайте необходимую информацию.
5. Используйте юмор или другие средства для снижения напряженности.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
6. Говорите медленно, мягко и четко.
Вербальное сообщение без поддержки:
1. Прямое консультирование.
2. Критика обвинений.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
3. Выговор.
4. Обсуждение личных проблем.
5. Прерывание и навязывание собственных ценностей.
6. Непринятие чувств пациента.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
7. Задавать прямые и неловкие вопросы.
8. Споры.
9. Чрезмерное любопытство к личным вещам.
10. Негарантированное заверение.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
11. Слишком много болтаю.
Поддерживающая невербальная :
1. Соблюдайте дистанцию при разговоре.
2. Поддерживайте правильный зрительный контакт.
3. Внимательная осанка.
4. Время от времени используйте жесты.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Не поддерживающий Невербальный :
1. Часто отводит взгляд.
2. Несоответствующее расстояние.
3. Выглядит скучающим и раздраженным.
4. Глядя на часы и проявляя беспокойство.
5. Неприятный тон голоса.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
6. Нежелательные или ненавидящие выражения.
Навыки и методы консультирования :1. Навыки слушания — всегда следует внимательно слушать и не задавать слишком частых вопросов пациенту. Позвольте ему проветриться через ваше слушание.
2. Навыки оказания помощи — пациенту следует уделять должное внимание, чтобы проявлять интерес и заботу — вербально и невербально.
3. Обратная связь – выражение смысла чувств пациента и обобщение его проблем.
4. Зондирование — глубокое сосредоточение внимания на конкретных аспектах ситуации.
5. Конфронтация — помогите пациенту осознать свои проблемы или помогите ему осознать, от чего он страдает, делая правильные заявления.
ОБЪЯВЛЕНИЙ:
6. Интерпретация — представление альтернативных способов или точек зрения на его ситуацию.
7. Самораскрытие — поделитесь своим отношением, мнениями и опытом.
8. Независимость — не делайте пациента зависимым, а сделайте его самодостаточным для самостоятельного решения своих проблем.
9. Опрос — задавайте открытые вопросы, чтобы пациенты получили ключ к открытию вместе с вами. Не задавайте слишком много закрытых вопросов.
10. Незаконченное предложение — поощряйте пациента закончить предложение, если он не в состоянии это сделать.
11. Перефокусировка — если пациент сбивается с пути или говорит кругами, верните его, чтобы поддержать тему, не задев ни одно из его чувств.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
12. Тишина — быть с чувствами больного, когда он плачет, и не мешать ему плакать. Пусть плачет и проветривает себя.
13. Связь — показать связь между мыслью, поведением и результатом или следствием того, что было сделано ранее.
Принципы консультирования :1. Принцип принятия — принять пациента с его физическими, психологическими, социальными, экономическими и культурными условиями.
2. Принцип общения – общение должно быть как вербальным, так и невербальным, и должно быть искусным.
3. Принцип эмпатии — вместо того, чтобы проявлять сочувствие, поставьте себя на место пациента, а затем дайте соответствующие размышления (Эмпатия — это способность идентифицировать себя с человеком.)
4. Принцип непредвзятости — психологическое отношение — не критиковать и не комментировать жалобы пациента отрицательно.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
5. Принцип конфиденциальности — всегда сохраняйте имя пациента, а проблему строго секретите и заверяйте пациента в том же.
6. Принцип индивидуальности — относиться к каждому пациенту как к уникальному и уважать его проблему.
7. Принципы неэмоциональной вовлеченности – не вовлекаться в эмоциональное взаимодействие с пациентом и избегать увлечения его чувствами.
Цели консультирования :1. Основная цель – внимательно выслушать пациента.
2. Определите потребность пациента. Например, родители нуждаются в консультировании по поводу проблем поведения своих детей.
3.