Мимика человека психология: Мимика, взгляд, поза и жесты при различных эмоциях

10+ примеров, 5 интересных фактов!

Как научиться понимать людей, опираясь на их жестикуляцию и мимику? Психология мимики и жестов даёт ответ на этот вопрос.

Изучив и поняв эту тему, можно обеспечить отсутствие тайн и скрытых смыслов в разговорах с окружающими и научиться читать людей, как открытую книгу.

Согласитесь, способность весьма полезная?

Содержание

Что такое

психология мимики и жестов?

Мимика и жесты в общении с окружающими играют огромную роль. Они помогают усилить, в полной мере раскрыть чувства. С помощью мимики мы выражаем эмоции, о которых не говорим. Наше тело весьма коварно, мы можем не замечать, как говорим одно, а язык тела показывает совсем другое.


Читайте также на нашем сайте:


Сами того не замечая, мы выдаем свои скрытые замыслы и недосказанные слова. Наше тело красноречивее любых речей и тирад.

Неопытному человеку будет тяжело разобраться, где и как слукавил его собеседник. Но тому, кому знакома тема мимики и жестов, обеспечены понимание ситуации и возможность взять ее под контроль.

Мимика и жесты очень сильно переплетены между собой, поэтому их всегда рассматривают в одной связке.

“Тот, кто лжет на языке слов, выдает себя на языке жестов, на которые он не обращает внимания”.

Освальд Шпенглер

Мы поступим также и в этой статье ответим на самые распространенные вопросы по теме мимики и жестов.

Мимика и жесты человека, психология влияния! Читайте, будет интересно 😉

Термины и понятия раздела мимики и жестов

Жестикуляционный рефрен, словарь символики психоанатомии, эргономика жестов. Что это такое?

Эти словосочетания тяжелы к восприятию для людей, впервые столкнувшихся с темой жестикуляции и мимики. Проще говоря, это составляющие данного раздела психологии, позволяющие понять мимику и жесты на более подробном уровне, чем «у него горят уши, значит он врет». Все куда более глубоко и серьезно, чем может показаться на первый взгляд.

Жестикуляционный рефрен это повторяющийся жест, который всегда имеет один и тот же смысл.

Вот пример. Скрещенные руки. Если правая лежит поверх левой – обида. Если наоборот – защитная позиция.

Словарь символики психоанатомии – это своего рода расшифровка языка жестов. Исходя из него, можно узнать, что означают определенные жесты в сложившейся ситуации. Данный раздел рассматривают сугубо на конкретных примерах, так как в разных ситуациях, один и тот же жест может трактоваться по-разному.Эргономика мимики и жестов – это раздел, описывающий способность приспособить язык тела для решения конкретных задач. Например, оказывать влияние на психику человека с помощью позитивных убеждений, передаваемых через жесты.

Изучение эргономики жестов – прекрасный способ научиться общаться продуктивнее и эффективнее. Он даёт возможность влиять на человека жестами и мимикой, которые подсознательно вызывают у того позитивные эмоции.

Этим хорошо пользуются мошенники. Например, для того, чтоб расположить человека к себе, мошенник может во время рассказа анекдота или какой-то приятной и смешной истории коснуться его руки. Таким образом мозг человека начинает позитивно реагировать на данный жест.

Затем, когда дело подходит к «провороту» самой аферы, мошенник невзначай опять касается руки человека, пробуждая в его сознании расслабленность и позитив. Так легче совершить махинацию, ведь расслабленный человек не начнёт что-то подозревать. Его мозг обманут психологией.

Что даёт понимание мимики и жестов?

Краткий список преимуществ:

  • Активная работа мозга.

Нужно запомнить кучу жестов и движений, которые обозначают какой-то конкретный смысл. К примеру, если во время диалога собеседник чешет затылок, это означает, что он не уверен в Ваших словах и поддает их сомнению. Можно привести массу таких примеров, и большинство из них нужно постоянно держать в памяти.

  • Умение подстраиваться и изменять ситуацию.

Когда вы знаете больше, чем вам говорят, вы можете чаще находить правильные решения в различных ситуациях, подводить собеседника к чему-то или получать ответы там, где он их даже не произносит.

  • Понимание негативных побуждений человека.

Знание этой темы даст вам возможность оградить себя от вранья, зависти, недружелюбия и т.д.

  • Понимание внутреннего мира собеседника.

Правильная интерпретация мимики и жестов не только даёт возможность заглянуть в душу, выведав все тайны собеседника, но и понять, что ему нужна помощь, хоть он и пытается это скрыть. В этом случае можно попытаться найти нужные слова и попытаться вместе разобраться с проблемой.

  • Развитие способности замечать мельчайшие детали.

Без этой способности невозможно трактовать сложившуюся картину из мимики и жестов. Один незамеченный жест может кардинально изменить весь смысл сигналов, подаваемых телом. Поэтому, если мы хотим правильно интерпретировать язык тела другого человека, нам необходимо быть более внимательными и восприимчивыми к мелочам.

  • Саморазвитие.

Саморазвитие – это дополнительный бонус при изучении психологии мимики и жестов. Человек учиться познавать как себя, так и окружающих, изучает что-то глубокое, черпает для себя что-то полезное.

С чего начать обучение языку мимики и жестов?

Рассмотрим все источники знаний по психологии мимики и жестов:

  • Литература.

Первый помощник в изучении данной темы. Кроме печатных книг многие специалисты в этом разделе психологии выпускают журналы, открывают сайты и ведут блоги в интернете.

  • Курсы по изучению психологии мимики и жестов.

Человек, разбирающийся в теме, сможет лично показать и объяснить, как всё работает и как применять полученные знания в жизни.

  • Просмотр сериалов или документальных фильмов на эту тему.

Как ни странно, оттуда можно почерпнуть весьма большой объем информации. Плюс ко всему, там всё показано на практике, что значительно упрощает понимание и усвоение «уроков» в голове.

  • Практика.

Читать и смотреть – это, конечно, хорошо, но необходимо применять полученные знания в реальных условиях. Это единственный способ усвоить информацию и изменить что-то в своей жизни.

Значение жестов и мимики на конкретных примерах

Теоретические знания нужно рассматривать на конкретных, смоделированных ситуациях. Только так можно правильно понять, о чем «молчит» собеседник. Разберём, как связаны чувства собеседника с движениями различных частей его тела.

Губы

Чаще всего с подвижностью губ связывают самоуверенность.

Пример 1.

Собеседник, опершись локтем о подлокотник кресла, теребит указательным пальцем губы, при этом не издавая ни единого звука.

Это означает, что человек растерян и не знает, какое решение принять. Собеседник думает, что им пытаются манипулировать, а его жест равносилен неуверенности. Данный пример является не частым, но зато очень красноречивым.

Пример 2.

Герметично сжавшиеся губы собеседника совсем перестали быть видны.

Здесь два варианта:

  • Это показывает человека как добродетеля, довольно опытного, мудрого.
  • Отвращение. Причем близкое к полному отторжению. Это более частый вариант.

В данном случае важен контекст беседы. Если во время разговора Вы обмолвились о чем-то неприятном или задели какую-то болезненную для собеседника тему, то это можно заметить по его сжатым губам. В этом случае стоит увести разговор в сторону и сменить тему на нейтральную.

Пример 3.

Собеседник закусывает верхнюю или нижнюю губу.

Это означает недовольство человека. Возможно, ваш собеседник измотан и эмоционально перегружен. Если верхнюю губу закусывает женщина, она, как правило, чего-то опасается.

Также этот жест может рассматриваться как соблазнение, тогда он свидетельствует о любовном возбуждении.

Спина

Спина – это центр чувственности, также отвечающий за способность вкладывать максимум сил в какое-то дело.

Пример 1.

Собеседник дружески хлопнул товарища по спине.

Это прямое выражение симпатии или просто хорошего настроения. Говорят, это сокращенная версия объятий.

Стоит отметить, что не всегда данный жест означает что-то хорошее. Читайте часть статьи про эргономику жестов.

Пример 2.

Собеседник общается с Вами, повернувшись спиной.

Если данную позу принимают мужчины, это говорит об их неспособности принимать решения. Также это указывает на отсутствие лидерских качеств, ведь тот, кому они присущи будет открыто встречать любой поворот ситуации и решать вопросы, находясь к собеседникам лицом.

Кисти

Кисти – самая активная и подвижная часть тела, она может рассказать о многом.

Пример 1.

Если Ваш собеседник держит кисти в позе «молитвы», то это означает скорее непримиримый жест, нежели снисходительный. Стоит быть готовым к тому, что собеседник будет возражать по поводу сказанного Вами.

Пример 2.

Собеседник закрывает руку, как бы держа в ней что-то маленькое.

Данный жест означает, что человек только забирает, а не отдает. Это символ эгоизма.   

Челюсть

Челюсть ассоциируется со злостью во всех ее негативных проявлениях.

Пример 1.

Бывает такое, что человек среди ночи начинает скрипеть зубами? Так вот, это вовсе не привычка или особенность организма, это ничто иное, как гнев. Чаще всего человек, переживший весьма злобную и мрачную ситуацию днем, невольно проявляет это ночью сквозь сон.

Пример 2.

Челюсти собеседника постоянно находятся в скрытом жевательном процессе. Это свидетельствует о весьма переменчивой личности.

Пример 3.

Желваки будто пульсируют под кожей, а из глаз вот-вот брызнут слезы. Это знак того, что собеседник явно теряет самообладание, он чем-то сильно потрясен и держит эмоции в себе из последних сил.

В статье мы рассматриваем только основные примеры, помимо них психология мимики и жестов разбирает множество ситуаций и контекстов.

Благодаря этим знаниям, каждый имеет возможность почувствовать суть поведения своего собеседника, понять, что на самом деле он испытывает и чувствует.

Как не прискорбно, людям свойственно врать, что-то скрывать или недоговаривать. Психология мимики и жестов, поможет пролить свет и ясность на многие ситуации, такие серьезные знания могут уберечь от  неприятностей.

Как использовать знания о мимике и жестах?

Пользоваться такими знаниями можно очень активно.

  • Если было замечено по определенным жестам или мимике, что собеседник не желает продолжать разговор, можно тактично завершить беседу и удалиться.
  • Наблюдая, как новый знакомый лукавит или скрывает правду, можно удалить такого человека из круга общения, лишив себя вечных тайн и недомолвок.
  • Можно спастись от обманщиков.

Профессиональные лжецы и манипуляторы отлично разбираются в психологии. Для того, чтоб скрыть тайные проявления мимики или жестов, они учатся контролировать самые мельчайшие движения.
Их тяжело, но всё же возможно раскусить. Достаточно понаблюдать за их поведением некоторое время, где-то их тело даст сбой и тогда всё станет явным.

Совет: если вы не уверены в правдивости речей человека, задавайте ему больше вопросов и наблюдайте за движениями его тела.

Такое глубокое знание дает возможность видеть истинное лицо людей. Не все являются теми, за кого себя выдают. Так почему бы не “расколоть” человека до того, как он смог предпринять в Вашу сторону что-то не очень приятное.

  • С позитивной стороны умение пользоваться жестами и мимикой может подсознательно расположить к вам человека, расслабить его и сделать очень сговорчивым.

Вы сможете позитивно влиять на него, на его самочувствие. Так почему бы не наделить эмоции человека позитивом, используя мимику и жесты?

Психология мимики и жестов в обществе

Знания и мимике и жестах широко используют при расследованиях и следствиях.

При допросе подозреваемого или свидетеля, специалист может отследить определенные мимические характеристики, по которым легко вычисляется врёт человек или говорит правду. Наше тело не даст себя обмануть. Человек может сам того не подозревая, выдать себя через жесты и мимику.

Также психология мимики и жестов находит своё применение в политике. Известно, почти все политики что-то недоговаривают. Узнать, что конкретно поможет данный раздел психологии.

Интересные факты
  • Есть интересный способ узнать врёт ли человек: нужно пожать ему руку. Если врёт – она будет холодной, так как когда человек лжёт, организм это понимает и предпринимает меры. Кровь спускается в ноги, чтобы в случае чего – бежать со всех ног.
  • Искренняя улыбка длится не больше четырех секунд. Мало того, дополнительным фактором искренности являются морщинки вокруг глаз. Если человек «натягивает» улыбку, то мимика глаз не будет затронута.
  • Если мужчина во время разговора с женщиной повернул ногу носком в ее сторону, это означает, что он испытывает симпатию. Это отличный способ для девушек проверять молодых людей на наличие интереса в их сторону.
  • Зуд. Как ни странно, зуд может вам многое рассказать, стоит лишь обратить внимание, в каком месте он возникает. Чешется затылок? Это свидетельствует о неуверенности в себе. Если же это подбородок, то подсознание подталкивает человека на то, чтоб он бросил вызов. Если зуд начался в районе тыльной стороны левой руки – нужно «закрыться». Правая кисть (также тыльная сторона) – подсознание говорит, что нужно схитрить.
  • В некоторых случаях мимика, жесты мужчин имеют совершенно другое значение, чем те же самые мимика и жесты женщин.

Заключение

Психология мимики и жестов – нелегкая тема для изучения и освоения. Но насколько же она интересна и увлекательна! Подумать только, толкование простых элементов поведения помогают в буквальном смысле читать человека, как книгу. Это очень ценная способность.

В первую очередь она приходит с умением наблюдать. Не обязательно быть дипломированным специалистом или иметь большой стаж работы в этой сфере. Достаточно просто учиться видеть, замечать все мелочи и анализировать их, прокручивать в голове факты, сопоставлять информацию и делать выводы.

Психология мимики и жестов может научить вас видеть людей насквозь. Это настоящая суперсила, обладать которой может лишь человек с большим упорством и желанием постигать тайны человеческой психологии.

Под конец, видео про жесты и мимику! Смотрим;)

Что может рассказать о человеке его мимика: лайфхаки от экс-агента ФБР

Бывший сотрудник спецслужб США Джо Наварро рассказал американскому изданию Wired, как распознавать истинные эмоции людей, лишь наблюдая за их лицами

Как эмоции отражаются на лицах

Когда людям хорошо, они расслаблены, и это отражается на лице. Мы смеемся, улыбаемся, наши зрачки расширяются, подбородок немного выдвигается вперед. В противном случае мы нахмуриваем брови, щурим глаза или пытаемся их чем-то закрыть. Даже по этому простому примеру понятно, что любая эмоция сложным образом отражается на лице.

Чаще всего лучший индикатор — это губы и зрачки. Мы не замечаем легкие изменения в них, но наш мозг подсознательно подхватывает эти намеки и фиксирует реакции других на наши слова.

Закрытые лица

Когда я начал изучать лица, меня очень волновал вопрос, почему во многих фильмах у героев закрыты глаза (Бэтмен, Супермен, Зорро, Капитан Америка и т.д.), а у злодеев — рты (например, грабители банков в вестернах постоянно надевали на нижнюю часть лица бандану). Чуть позже я узнал, что причина заключалась в Первой мировой войне. Многие солдаты вернулись домой со страшными ранениями и изуродованными лицами. Для них делались специальные маски. Подсознательный страх того, что они скрывают, отразился в поп-культуре.

Однако пандемия продемонстрировала, что даже не видя части лица, можно декодировать эмоции собеседника: одна переносица и глаза могут рассказать очень многое.

Достаточно одной улыбки

В последние годы, особенно из-за пандемии, увеличилось количество встреч по видеосвязи. В связи с этим хотел бы поделиться рядом соображений.

В первую очередь, не стоит в упор смотреть в камеру. Это вызывает неприятные ощущения у собеседника. Лучше всего сидеть немного в профиль. Кроме того, часто руки и жесты на видео не видны, поэтому для расположения других людей можно демонстрировать положительные эмоции через мимику — легче всего это делать через улыбку.

Лицевая ассиметрия

Как «прочитать» людей с противоположными эмоциями на лице

Во время моей работы, примерно 30 лет назад, я обнаружил, что иногда лица людей, с которыми я проводил беседы, вызывали у меня странное ощущение. Я все не мог понять, в чем же причина. И однажды меня осенило: все дело в хиральности!

Это термин из химии, описывающий феномен, когда молекула не совпадает в пространстве со своим зеркальным отражением. Такое случается и с мимикой: иногда ее трудно интерпретировать, потому что человек одновременно демонстрирует две противоположные эмоции. Их удается заметить только через мысленное разделение лица пополам.

Четыре лайфхака по чтению мимики

Джо Наварро поделился конкретными лайфхаками о том, как читать мимику других людей, даже если их лица скрыты за масками.

1. Прищуренные глаза

Что означает:

  • «я не знаю, что происходит»;
  • «ощущение, как будто что-то не так»;
  • «я не согласен с тем, что ты говоришь».

Мы часто прищуриваемся, когда пытаемся сфокусироваться на чем-то важном. Однако такой взгляд в сочетании с нахмуренной переносицей могут быть признаком несогласия или замешательства.

2. Касание шеи и почесывание груди

Что означает:

  • «у меня что-то не получается»;
  • «мне некомфортно от того, что ты говоришь»;
  • «я не чувствую себя уверенно».

Если кто-то чешет верхнюю часть груди, включая ключицы, а также трогает шею и кадык, то это свидетельствует о настороженности или неуверенности. В таких случаях нужно проявлять больше эмпатии к собеседнику, чтобы дать ему возможность снизить уровень тревожности и раскрыться.

3. Поднятые брови

Что означает:

  • «я рад тебя видеть»;
  • «я приятно удивлен»;
  • «это очень любопытная мысль».

Если кто-то во время встречи с вами приподнимает брови, это значит, что ему приятно находиться рядом с вами. Также этим выражением лица люди часто демонстрируют согласие с необычной позицией собеседника.

4. Наклоненная вперед голова

Что означает:

  • «мне интересно то, что сейчас происходит»;
  • «я слушаю разговор и полностью в него погружен»;
  • «я согласен с тобой».

Немного наклоненная вперед голова обычно означает желание «приблизиться» к собеседнику, что демонстрирует согласие с его позицией. Если к жесту добавляется утвердительное кивание, то это только подчеркивает одобрение.

Выражения лица не выдают эмоций

Движения вашего лица передают ваши эмоции другим людям? Если вы думаете, что ответ положительный, подумайте еще раз. Этот вопрос находится в стадии ожесточенных дискуссий. Некоторые эксперты утверждают, что люди во всем мире делают определенные, узнаваемые лица, которые выражают определенные эмоции, например, улыбаются от счастья, хмурятся от гнева и задыхаются с расширенными глазами от страха. Они ссылаются на сотни исследований, демонстрирующих, что улыбка, хмурый взгляд и т. д. являются универсальным выражением эмоций на лице. Они также часто цитируют книгу Чарльза Дарвина 1872 года 9.0003 Выражение эмоций у человека и животных в поддержку утверждения о том, что универсальные выражения возникли в результате естественного отбора.

Другие ученые указывают на массу контрдоказательств, показывающих, что движения лица во время эмоций слишком сильно различаются, чтобы быть универсальными маяками эмоционального значения. Люди могут улыбаться с ненавистью, когда замышляют падение своего врага, и хмуриться от восторга, когда слышат плохой каламбур. В меланезийской культуре задыхающееся лицо с широко раскрытыми глазами является символом агрессии, а не страха. Эти эксперты говорят, что предполагаемые универсальные выражения просто представляют собой культурные стереотипы. Чтобы было ясно, обе стороны в дебатах признают, что движения лица меняются в зависимости от данной эмоции; разногласие заключается в том, достаточно ли единообразия, чтобы определить, что кто-то чувствует.

Этот спор не только академический; результат имеет серьезные последствия. Сегодня вам могут отказать в приеме на работу, потому что так называемая система чтения эмоций, наблюдающая за вами на камеру, использует искусственный интеллект для неблагоприятной оценки ваших движений лица во время интервью. В суде США судья или присяжные иногда могут вынести более суровый приговор, вплоть до смертной казни, если посчитают, что на лице подсудимого не было раскаяния. Детей в дошкольных учреждениях по всей стране учат распознавать улыбки как счастье, хмурые взгляды как гнев и другие выразительные стереотипы из книг, игр и плакатов с бестелесными лицами. А для детей в спектре аутизма, некоторые из которых с трудом воспринимают эмоции других, эти учения не способствуют лучшему общению.

Так кто же прав? Ответ включает в себя невольного врача, научную ошибку и многовековую неверную интерпретацию работ Дарвина. По иронии судьбы, его собственные наблюдения предлагают мощное решение, которое трансформирует современное понимание эмоций.

Предположение об универсальных выражениях лица восходит к нескольким источникам, в первую очередь к набору фотографий французского врача XIX века Гийома-Бенжамина-Амана Дюшенна. На заре фотографии Дюшен электрически стимулировал лицевые мышцы людей и фотографировал их сокращения.

Его фотографии вдохновили Дарвина на предположение в Expression , что определенные движения лица являются универсальными признаками эмоций. В счастье, писал Дарвин, люди улыбаются. В печали они хмурятся. Как обычно рассказывают эту историю, Дарвин обнаружил, что эмоции имеют врожденные, биологически обоснованные выражения, которые создаются и признаются повсеместно и разделяются с другими животными. В этой истории движения лица представлены как своего рода сигнальная система, с помощью которой вы можете смотреть на лицо человека, определять его эмоциональное состояние и получать важную информацию, которая поможет вам — и им — быть живыми и здоровыми.

По крайней мере, так может показаться. Большинство свидетельств показывает, что Дарвин был неправ, и его ошибка была дурацкой. В реальной жизни люди выражают данную эмоцию с огромной вариативностью. В гневе, например, люди в городских культурах хмурятся (или делают некоторые мимики для хмурого взгляда) только около 35 процентов времени, согласно метаанализу исследований, измеряющих движения лица во время эмоции. Хмурый взгляд также не связан с гневом, потому что люди хмурятся по другим причинам, например, когда они концентрируются или когда у них газы. Такая же огромная вариация наблюдается для каждой изучаемой эмоции — и для любого другого измерения, которое якобы говорит нам о чьем-то эмоциональном состоянии, будь то его физиология, голос или активность мозга.

Таким образом, системы искусственного интеллекта эмоций не обнаруживают эмоции. Они обнаруживают физические сигналы, такие как движения мышц лица, а не психологическое значение этих сигналов. Смешение движения и смысла глубоко укоренилось в западной культуре и науке. Примером может служить недавнее громкое исследование, в котором машинное обучение применялось к более чем шести миллионам интернет-видео с лицами. Оценщиков-людей, которые обучали систему ИИ, попросили пометить движения лица в видео, но единственные ярлыки, которые им дали использовать, были словами эмоций, такими как «сердитый», а не физическими описаниями, такими как «хмурый взгляд». Более того, не было объективного способа подтвердить, что чувствовали в эти моменты анонимные люди на видео.

Имеются также убедительные доказательства того, что движения лица являются лишь одним из многих сигналов в гораздо большем массиве контекстуальной информации, которую воспринимает наш мозг. Покажите людям гримасничающее лицо в одиночестве, и они могут ощутить боль или разочарование. Но покажите такое же лицо бегуну, пересекающему финишную черту забега, и та же самая гримаса передаст триумф. Лицо часто является более слабым сигналом внутреннего состояния человека, чем другие сигналы массива.

Выражение Дарвина предполагает, что случаи определенной эмоции, такой как гнев, имеют общую неизменную физическую причину или состояние — сущность, — которая делает их похожими, даже если они имеют поверхностные различия. Ученые предложили множество сущностей, некоторые из которых легко увидеть, например, движения лица, а другие, такие как сложные, переплетенные закономерности частоты сердечных сокращений, дыхания и температуры тела, наблюдаемые только с помощью специализированных приборов. Эта вера в сущности, называемая эссенциализмом, является неотразимой интуицией. Еще и потому, что практически невозможно доказать, что сущности не существует. Люди, которые верят в сущности, но не соблюдают их, несмотря на неоднократные попытки, часто все равно продолжают в них верить. Исследователи, в частности, склонны оправдывать свою веру, предполагая, что инструментов и методов еще недостаточно для обнаружения сущности, которую они ищут.

Решение этой головоломки можно найти в более известной книге Дарвина «Происхождение видов », написанной за 13 лет до « Выражение ». По иронии судьбы, он прославился тем, что помог биологии «избежать парализующей хватки эссенциализма», по словам известного биолога Эрнста Майра. До публикации Origin ученые считали, что каждый биологический вид имеет идеальную форму, созданную Богом, с определяющими свойствами — сущностью, — которые отличают его от всех других видов. Думайте об этом как о версии биологии для «выставки собак». На выставке собак каждый участник оценивается в сравнении с гипотетической идеальной собакой. Отклонение от идеала считается ошибкой. Дарвина Происхождение радикально предположил, что вид представляет собой обширную популяцию различных индивидуумов, не имеющих сущности в своей основе. Идеальной собаки не существует — это статистическая сводка множества разных собак. Вариация — это не ошибка; это необходимый ингредиент для естественного отбора со стороны окружающей среды. Однако когда дело дошло до эмоций, Дарвин стал жертвой эссенциализма, проигнорировав свое самое важное открытие.

Сила эссенциализма привела Дарвина к некоторым прекрасно смешным идеям об эмоциях, в том числе к тому, что эмоциональный дисбаланс может вызывать вьющиеся волосы и что насекомые выражают страх и гнев, лихорадочно потирая части тела друг о друга.

Эссенциализм, похоже, также соблазняет разработчиков эмоциональных систем искусственного интеллекта следовать за Дарвином по этому удобному пути, предполагая, что эмоции развились в результате естественного отбора для выполнения важных функций. Но если вы действительно прочитаете Выражение , вы обнаружите, что Дарвин почти не упоминал естественный отбор. Он также не писал, что мимика является функциональным продуктом эволюции. На самом деле он писал обратное: улыбки, хмурые взгляды, расширение глаз и другие физические выражения были «бесцельными» — рудиментарными движениями, которые больше не выполняют никакой функции. Он делал это заявление более 10 раз в Выражение . Для Дарвина выражение эмоций было убедительным доказательством того, что люди — это животные и что мы эволюционировали. По его логике, если мы разделяем выражения с другими животными, но выражения функционально бесполезны для нас, они, должно быть, произошли от давно ушедшего общего предка, для которого выражения были полезны.

Выражение неверно цитируется уже более 100 лет. Как это произошло? Я нашел ответ в работах психолога начала 20-го века Флойда Олпорта. В свои 19В книге «Социальная психология » Оллпорт сделал радикальный вывод из сочинений Дарвина, утверждая, что выражения у новорожденных начинаются как рудиментарные, но быстро приобретают полезные социальные функции. Он писал: «Вместо биологически полезной реакции, имеющейся у предка, и выразительного остатка у потомка, мы рассматриваем обе эти функции как имеющиеся у потомка, причем первая служит основой, из которой развивается последняя».

Идея Олпорта, хотя и неверная, была приписана Дарвину и охотно принята учеными-единомышленниками. Теперь они могли писать о мимике как об универсальной и претендовать на звание наследников неприступного Чарльза Дарвина. Одним предложением Олпорт исказил западное понимание эмоций не только в науке, но и в юриспруденции, медицине, в глазах общественности, а теперь и в системах эмоционального ИИ.

Тем не менее, эта научная сказка имеет счастливый конец, потому что есть название для вида вариаций, которые мы наблюдаем в реальных проявлениях эмоций. Это то же самое изменение, которое сам Дарвин наблюдал у животных. В Origin, Дарвин описал вид животных как совокупность различных индивидуумов, не имеющих биологической сущности в своей основе. Это ключевое наблюдение стало широко известно как популяционное мышление, и оно подтверждается современными исследованиями в области генетики.

Популяционное мышление произвело революцию в биологии за последнее столетие, а теперь оно революционизирует науку об эмоциях. Подобно виду, данная эмоция, такая как страх, горе или восторг, представляет собой обширную совокупность разнообразных экземпляров. Люди действительно могут широко раскрывать глаза и задыхаться от страха, но они также могут хмуриться от страха, плакать от страха, смеяться в лицо страху и, в некоторых культурах, даже засыпать в страхе. Сути нет. Изменчивость — это норма, и она тесно связана с физиологией и ситуацией человека, точно так же как изменчивость вида связана с окружающей средой, в которой живут его представители9.0005

Все большее число исследователей эмоций более серьезно относятся к мышлению населения и выходят за рамки эссенциалистских идей прошлого. Пришло время сторонникам искусственного интеллекта эмоций и компаниям, которые производят и продают эти продукты, прекратить шумиху и признать, что движения лицевых мышц не всегда сопоставляются с конкретными эмоциями. Очевидно, что одна и та же эмоция может сопровождать разные движения лица и что одни и те же движения лица могут иметь разное (или не иметь) эмоциональное значение. Разнообразие, а не единообразие, является правилом.

Дарвиновское Выражение лучше всего рассматривать как исторический текст, а не как исчерпывающее научное руководство. Это приводит к более глубокому уроку: наука не является истиной, основанной на авторитете. Наука — это количественная оценка сомнения путем многократного наблюдения в различных контекстах. Даже самые выдающиеся ученые могут ошибаться. К счастью, ошибки являются частью научного процесса. Это возможности для открытий.

Это обзорная и аналитическая статья, и взгляды, выраженные автором или авторами, не обязательно совпадают с мнениями Научный американец.

ОБ АВТОРАХ

    Лиза Фельдман Барретт — профессор психологии Северо-восточного университета. Она является автором нескольких книг, в том числе «Как создаются эмоции: тайная жизнь мозга» . Подпишитесь на нее в Твиттере @LFeldmanBarrett.

    Недавние статьи Лизы Фельдман Барретт
    • О природе страха

    Выражения лица – Психология человеческих эмоций: учебник в открытом доступе

    Глава 11: Отрицательные самосознательные эмоции

    В классическом исследовании Кельтнера (1995) он использовал данные участников, которые недавно выполнили задачу направленного мимического движения (DFA) в более раннем, не связанном с этим исследовании.

    Эта задача описана здесь. Были проанализированы данные участников, которые сообщили о чувстве смущения или веселья во время DFA. В частности, Кельтнер проанализировал выражение лица и телесные изменения участников в течение 15-секундного периода отдыха после каждого проявления эмоционального выражения. По сравнению с участниками, которые чувствовали себя удивленными, смущенными участниками…

    • быстрее смотрели вниз, дольше смотрели вниз и часто меняли направление взгляда.
    • показал больше «контролей улыбки» или попыток скрыть улыбку или изменение скуловой AU.
    • больше губных прессов (AU 24)
    • поворот головы от камеры и больше движений головой вниз
    • больше касаний лица

    На рис. 1 показаны изменения лица, которые произошли со временем во время переживания смущения. Продолжительность каждого изменения лица — от левого края фотографии до конца стрелки. Таким образом, взгляд вниз — это изменение лица, которое длится дольше всего, за которым следует отведение головы.

    Интересно отметить, что смущенное выражение лица включает в себя несколько изменений лица в течение шести секунд.

     

    Рисунок 1
    Изменение выражения лица с течением времени и средняя продолжительность каждого изменения (Keltner, 1995)

    Воспроизведено из Д. Кельтнер, 1995 г., Признаки умиротворения: свидетельство отчетливых проявлений смущения, веселья и стыда. Journal of Personality and Social Psychology , 68 (3), с. 445 (https://doi.org/10.1037/0022-3514.68.3.441) Copyright 1995 Американской психологической ассоциации.

     

    Некоторые теоретики считают, что смущенное выражение лица служит адаптивной цели — показать другим умиротворение (Keltner, 1995; Castelfranchi & Poggi, 1990). Гипотеза умиротворения утверждает, что когда человек нарушает социальную норму, это вызывает гнев у членов группы. Демонстрируя смущенное выражение лица после нарушения нормы, люди признают, что осознают свое нарушение, и демонстрируют подчинение для поддержания общественного порядка. Тем не менее, Келтнер признал, что задача DFA — это уникальная ситуация, которая вызвала смущение, и что некоторые проявления прикосновения могут быть вызваны физиологическими привязанностями, а не смущением.

    В последующем исследовании Кельтнер (1995) предложил участникам просмотреть видеозапись и бесплатно перечислить эмоции, выраженные человеком на записи. Участники оценили людей, демонстрирующих смущение, как грустных, а затем как нервных. Участники специально не называли термин «смущение» (это относится к исследованию Widen and Russell (2011) ниже).

    В другом исследовании Кельтнер (1995) изучал, являются ли выражения стыда и смущения уникальными. В этом исследовании участники смотрели видеозаписи того, как мальчики европеоидной расы и афроамериканцы в возрасте от 12 до 13 лет проходили тест на IQ. Ролики теста IQ, демонстрирующие выражение лица, выражающее веселье, удовольствие, гнев, отвращение, стыд и вину, были идентифицированы с помощью теста Экмана и Фризена (19). 78) ФАКС. После просмотра каждого клипа участники выбирали эмоциональный термин (развлечение, удовольствие, гнев, отвращение, стыд и вина), который описывал выражение лица мужчин.

    Результаты показали, что участники выбрали ярлыки «смущенный» для смущенных выражений, демонстрируемых подростками мужского пола, и выбрали ярлык «стыд» для мужчин, выражающих стыд. Интересно, что участники более точно обозначали смущение и стыд, когда оценивали выражения лиц афроамериканских мальчиков по сравнению с белыми мальчиками.

    Рисунок 2
    Доля выборки, выбирающая ярлык эмоций смущенных и стыдливых подростков мужского пола

    Смущенный мужчина-подросток: смущение; афроамериканец – 68, смущение; Кавказец – 53, Позор; афроамериканец – 10, позор; Кавказец – 16.

    Стыдный Подросток: Стыд; афроамериканец – 82 года, позор; Кавказец – 52, Брезгливость; афроамериканец – 5, отвращение; Caucasian – 20.

    По материалам Д. Кельтнера, 1995 г., Признаки умиротворения: свидетельство отчетливых проявлений смущения, веселья и стыда. Журнал личности и социальной психологии, 68 (3), с. 452 (https://doi.org/10.1037/0022-3514.68.3.441) Авторское право 1995 Американской психологической ассоциации.

     

    В работе Keltner and Buswell (1996; классическое исследование, о котором мы говорили выше) они стремились определить выражения лица, связанные со смущением, стыдом и виной. Участникам показывали 14 выражений лица в течение пяти секунд. Для каждого из 14 эмоциональных выражений они просматривали 2 фотографии одной и той же женщины и 2 фотографии одного и того же мужчины. После просмотра каждой фотографии им был представлен список из 14 меток эмоций, и им было предложено выбрать эмоцию, которая лучше всего соответствует ранее просмотренному выражению лица. Им нужно было выбрать метку эмоции в течение 10 секунд. 14 ярлыков эмоций:

    • Развлечения
    • Гнев
    • Трепет
    • (само)-презрение
    • Отвращение
    • Смущение
    • Страх
    • Вина
    • Счастье
    • Боль
    • Грусть
    • Позор
    • Сюрприз
    • Симпатия
    • Нет эмоций

     

    Ниже приведены фотографии, которые, по мнению исследователей, соответствуют смущению, стыду и печали.

     

    Табл.

    Таблица, в которой показана эмоция, пример изображения этой эмоции, единицы действия и описание действий для эмоции.
    Эмоции Пример изображения Боевые единицы Описание
    Смущение 7 + 12 + 15 + 52 + 54 + 64 Веки сужены, сдержанная улыбка, голова повернута и опущена (не оценивается по шкале FACS: рука касается лица)
    Стыд 54 + 64 Голова вниз, глаза вниз
    Грусть 1 + 4 + 6 + 15 + 17 Брови нахмурены, глаза слегка прищурены, уголки губ опущены, нижняя губа приподнята

    Адаптировано из Д. Келтнер и Д. Т. Кордаро, 2017 г., Понимание мультимодальных эмоциональных выражений: последние достижения в теории основных эмоций. Наука о выражении лица, с. 59-61. Copyright 2017 Оксфордского университета.

     

    На рис. 4 показан процент участников, выбравших каждую эмоцию, когда отображаемое выражение лица было смущением. Как для женских, так и для мужских поз большинство участников выбрали смущение (51% при просмотре позирующих женщин; 56% при просмотре позирующих мужчин). Не показано на рисунке, только 7% выборки сочли фотографии смущения стыдом.

     

    Рисунок 4
    Процент участников, выбравших каждую эмоцию для выражения смущения

    Женские позеры: Стыд — 56, Вина — 25, Печаль — 0.
    Мужские позеры: Стыд — 47, Вина — 20, Печаль — 18

     

    Примечание. Исследователи считали 7,2% выше шансом; Так, когда менее 7,2% выборки выбрано меткой, метка не включается в данные. Адаптировано из D., Keltner, & B.N. Басуэлл, 1996, Доказательства различения смущения, стыда и вины: исследование воспоминаний о прошлом и выражении эмоций на лице. Познание и эмоции, 10(2), с. 166, (https://doi.org/10.1080/026999396380312). Copyright 1996 Psychology Press. Фотография воспроизведена из Д. Келтнера и Д. Т. Кордаро, 2017 г., Понимание мультимодальных эмоциональных выражений: последние достижения в теории базовых эмоций. Наука о выражении лица, с. 59-61. Copyright 2017 Оксфордского университета.

     

    На рис. 5 ниже показан процент участников, выбравших каждую эмоцию, когда отображаемое выражение лица было стыдом. Большинство участников выбрали стыд для позирующих женщин (56%) и почти большинство для позирующих мужчин (47%). Не показано на рисунке, только 3,4% опрошенных сочли фотографии стыда смущающими. Хотя выражения стыда и смущения на лице кажутся уникальными, важно отметить, что в этом исследовании уровень распознавания отрицательных базовых эмоций был выше, как показано в Таблице 4. Например, при показе фотографии с отвращением уровень распознавания составил 88,9.% и 85,9% для женщин и мужчин позеров (рис. 5).

     

    Рисунок 5
    Процент участников, выбравших каждую эмоцию для выражения стыда

    Женские позеры: стыд – 56, вина – 25, печаль – 0.
    мужские позеры: стыд – 47, вина – 20, печаль – 18.

     

    Таблица 4
    Процент участников, выбравших каждую эмоцию для выражения основных эмоций (Keltner & Buswell, 1996

    Таблица, показывающая основные эмоции и процентную долю мужчин и женщин, реагирующих по-разному
    «Базовая» эмоция Женские позеры Позеры-мужчины
    Гнев Гнев: 66,7

    Отвращение: 17.2

    Презрение: 11.1

    Гнев: 87,3

    Неуважение: 07.7

    Презрение Отвращение: 66,5

    Презрение: 17,5

    Отвращение: 45,6

    Неуважение: 32,5

    Отвращение Отвращение: 88,9 Отвращение: 85,9
    Страх Страх: 83,2 Страх: 91,9
    Счастье Счастье: 89,7 Счастье: 74,8
    Грусть Печаль: 84. 0 Развлечения: 15,6

    Грусть: 78.6

    Сюрприз Сюрприз: 72,2

    Страх: 12,5

    Благоговение: 11,8

    Сюрприз: 84,4

    Благоговение: 12,2

    Примечание. Исследователи считали 7,2% выше шансом; Так, когда менее 7,2% выборки выбрано меткой, метка не включается в данные. Адаптировано из D., Keltner, & B.N. Басуэлл, 1996, Доказательства различения смущения, стыда и вины: исследование воспоминаний о прошлом и выражении эмоций на лице. Познание и эмоции, 10(2), с. 166, (https://doi.org/10.1080/026999396380312). Copyright 1996 Psychology Press.

     

    Чтобы проверить уникальное выражение лица вины, исследователи демонстрировали выражения презрения к себе, сочувствия и боли. Кельтнер и его коллеги считали, что эти три выражения лица могут символизировать чувство вины. Почему? Что ж, презрение к себе может быть похоже на гнев по отношению к себе за совершение нарушения. Нанеся вред другому человеку, мы можем испытывать симпатию к этому человеку (т. е. заботу, заботу, сочувствие к нему). Наконец, боль — это субъективное чувство, о котором часто сообщают в связи с переживаниями вины и стыда (Tangney et al., 19).96).

     

    Рисунок 6
    Выражения лиц Кельтнера и Басвелла, связанные с чувством вины

    таблица, показывающая эмоцию, пример изображения этой эмоции, единицы действия и описание выражения лица.
    Эмоции Пример изображения Боевые единицы Описание
    Презрение к себе 14 + 54 + 64 Одностороннее стягивание уголков губ, голова вниз, взгляд вниз
    Сочувствие 1 + 17 + 24 + 57 Внутренняя бровь приподнята, нижняя губа приподнята, губы сжаты, голова слегка выдвинута вперед
    Боль 4 + 6 + 7 + 9 + 17 + 18 + 23 + 24 Глаза плотно закрыты, нос сморщен, брови нахмурены, губы сжаты, сжаты и слегка сморщены

    Адаптировано из Д. Келтнер и Д. Т. Кордаро, 2017 г., Понимание мультимодальных эмоциональных выражений: последние достижения в теории основных эмоций. Наука о выражении лица, с. 59-61. Copyright 2017 Оксфордского университета.

    Как видно на рис. 7, большинство участников назвали выражения лица презрения к себе стыдом.

     

    Женщины-позеры: стыд – 45, вина – 22, печаль – 15.
    мужчины: стыд – 35, вина – 9, печаль – 22.

    Рисунок 7

    Примечание. Исследователи считали 7,2% выше шансом; Так, когда менее 7,2% выборки выбрано меткой, метка не включается в данные. Адаптировано из D., Keltner, & B.N. Басуэлл, 19 лет96, Доказательства различения смущения, стыда и вины: исследование воспоминаний о прошлом и выражении эмоций на лице. Познание и эмоции, 10(2), с. 166, (https://doi.org/10.1080/026999396380312). Copyright 1996 Psychology Press. Фотография воспроизведена из Д. Келтнера и Д. Т. Кордаро, 2017 г., Понимание мультимодальных эмоциональных выражений: последние достижения в теории базовых эмоций. Наука о выражении лица, с. 59-61. Copyright 2017 Оксфордского университета.

    Для сочувствующего выражения лица (рис. 8) результаты различались в зависимости от пола позера. Что касается женщин, которые позируют, 1/3 участников назвали выражение сочувствия, а еще 1/3 выбрали отсутствие эмоций. Среди мужчин-позеров 43% выбрали сочувствие, а 36% — грусть. Вина не выбиралась на сверхслучайных уровнях.

     

    Женщины-позеры: сочувствие — 33, отсутствие эмоций — 32, вина — 10, печаль — 8.
    мужчины: сочувствие — 43, отсутствие эмоций — 0, вина — 0, печаль — 36.

    Рисунок 8
    Процент участники, выбравшие каждую эмоцию для выражения симпатии

    Примечание. Исследователи считали 7,2% выше шансом; Так, когда менее 7,2% выборки выбрано меткой, метка не включается в данные. Адаптировано из D., Keltner, & B.N. Басуэлл, 1996, Доказательства различения смущения, стыда и вины: исследование воспоминаний о прошлом и выражении эмоций на лице. Познание и эмоции, 10(2), с. 166, (https://doi.org/10.1080/026999396380312). Copyright 1996 Psychology Press. Фотография воспроизведена из Д. Келтнера и Д. Т. Кордаро, 2017 г., Понимание мультимодальных эмоциональных выражений: последние достижения в теории базовых эмоций. Наука о выражении лица, с. 59-61. Copyright 2017 Оксфордского университета.

     

    Позеры-женщины: Боль – 45, Отвращение – 16, Гнев – 14, Презрение – 10.
    Позеры-мужчины: Боль – 52, Отвращение – 20, Гнев – 0, Презрение – 0. выбрал каждую эмоцию для выражения боли

    Примечание. Исследователи считали 7,2% выше шансом; Так, когда менее 7,2% выборки выбрано меткой, метка не включается в данные. Адаптировано из D., Keltner, & B.N. Басуэлл, 1996, Доказательства различения смущения, стыда и вины: исследование воспоминаний о прошлом и выражении эмоций на лице. Познание и эмоции, 10(2), с. 166, (https://doi.org/10.1080/026999396380312). Copyright 1996 Psychology Press. Фотография воспроизведена из Д. Келтнера и Д. Т. Кордаро, 2017 г., Понимание мультимодальных эмоциональных выражений: последние достижения в теории базовых эмоций. Наука о выражении лица, с. 59-61. Copyright 2017 Оксфордского университета.

     

    В совокупности эти результаты показывают, что в настоящее время у нас нет доказательств уникального выражения вины на лице. Кроме того, эти данные свидетельствуют о том, что выражение презрения к себе вызывает чувство стыда, а не вины. Наконец, хотя стыд и смущение однозначно распознаются, уровень распознавания ниже, чем для других базовых эмоций, вызванных внешним вызывающим событием.

    В другом исследовании Уайден, Рассел и его коллеги (2011 г., да, Джеймс Рассел из циркумплексной модели) изучали, могут ли участники идентифицировать выражения смущения, стыда, презрения и сострадания на лице. Участникам было показано 10 фотографий эмоциональных выражений. Шесть из этих фотографий изображали основные эмоции счастья, печали, гнева, страха, удивления и отвращения, впервые идентифицированные Экманом и Фризеном (19). 71). Выражения презрения, стыда, смущения и сострадания на лице были определены Хайдтом и Кельтнером (1999) с использованием FACS (Экман и Фризен, 1978).

     

    Рисунок 10
    Фотографии выражений лица от Haidt and Keltner (1999)

    Адаптировано из J. Haidt and D. Keltner, 1999, Культура и выражение лица: открытые методы находят больше выражений и градиент узнавания. Познание и эмоции, 13(3), с. 234 (https://doi.org/10.1080/026999399379267) Copyright 1999 Psychology Press.

     

    Все участники сначала определили эмоции с помощью бесплатного звонка, а затем им снова показали выражения и дали список эмоциональных ярлыков, из которых можно было выбрать. Свободные ответы участников были закодированы в категории эмоций. Например, термины «пристыженный», «удрученный», «виновный» и «стыдный» были помещены в категорию стыда, а термины «смущенный», «застенчивый» и «застенчивый» были помещены в категорию смущения.
    На рис. 11 показано, что в отношении выражений лица стыда и смущения участники получили более правильные ответы, когда они использовали метод принудительного выбора по сравнению с методом свободной метки. Важно отметить, что уровень распознавания при свободном обозначении исходных шести основных эмоций варьировался от . 41 (от отвращения) до 0,94 (для счастья).

    Рис. 11 Стыд; Вынужденный выбор – 0,66, Стыд; Бесплатная маркировка — 0,32

    Смущение; Вынужденный выбор — 0,48, смущение; Бесплатная маркировка – 0,31

     

    Адаптировано из S.C. Widen, A.M. Кристи, К. Хьюетт и Дж.А. Рассел, 2011, Передают ли предложенные выражения презрения, стыда, смущения и сострадания лица предсказанные эмоции? Познание и эмоции, 25(5), с. 901. https://doi.org/10.1080/02699931.2010.508270 Copyright 2010 Psychology Press.

     

    Ниже на Рисунке 12 показано, что в отношении смущения на лице большинство участников бесплатно назвали смущение, за которым следовали радость, грусть и познание (хотя оставшиеся 21% ответов были отнесены к другим категориям эмоций). Большинство участников бесплатно назвали выражение стыда грустью, за которой следовал стыд, а затем осознание. Эти результаты могут свидетельствовать о том, что исследования еще не определили уникальное выражение стыда или смущения на лице. Кроме того, ответы на свободное припоминание выражения стыда включают чувство вины, что затрудняет определение того, являются ли вина и стыд разными эмоциями.

    Рисунок 12.
    Доля ответов участников на выражения стыда и вины на сеансе бесплатной маркировки Стыд; Правильно – 0,32, Стыд; Счастье – 0, Стыд; Грусть – 0,42, Стыд; Познание – 0,05

    Смущение; Правильно – 0,31, Смущение; Счастье – 0,24, Смущение; Грусть – 0,23, Смущение; Познание – 0,01

    Примечание. Категория познания включает в себя свободно помеченные ответы «замешательство, любопытство, обсуждение, сомнение, недоумение, скептицизм, подозрительность, неуверенность и неуверенность» (Widen et al., 2011, стр. 9).00). Адаптировано из S.C. Widen, A. M. Кристи, К. Хьюетт и Дж.А. Рассел, 2011, Передают ли предложенные выражения презрения, стыда, смущения и сострадания лица предсказанные эмоции? Познание и эмоции, 25(5), стр.903. https://doi.org/10.1080/02699931.2010.508270 Copyright 2010 Psychology Press.

     

    В целом эти исследования предоставляют некоторые первоначальные доказательства смущающих изменений лица, включая отведение взгляда, перемещение взгляда, наклон головы и прикосновение к лицу. Более свежие данные Widen et al. (2011) предполагает, что показатели распознавания стыда и смущения могут быть завышены из-за метода принудительного выбора, который использовался в прошлых исследованиях. На самом деле Рассел обнаружил, что участники не очень хорошо справляются с правильным определением стыда и смущения. Таким образом, это может означать, что стыд и смущение не являются базовыми эмоциями. Это также может означать, что из-за того, что смущенное выражение лица меняется в течение короткого периода времени, определить эмоции на фотографиях может быть сложнее.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>