Культура и природа экология культуры: Культура и экология: точки соприкосновения

Культура и экология: точки соприкосновения

%PDF-1.4 % 1 0 obj > endobj 5 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > stream

  • Культура и экология: точки соприкосновения
  • Мельникова В. В.; Каржавин Е. А.; Девянина Марина Сергеевна endstream endobj 6 0 obj > endobj 7 0 obj > endobj 8 0 obj > /ExtGState > /Font > /Pattern > /Shading > /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page /Annots [23 0 R] >> endobj 9 0 obj > /ExtGState > /Font > /Pattern > /Shading > /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 10 0 obj > /ExtGState > /Font > /Pattern > /Shading > /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 11 0 obj > stream x=ْ,UD=ڥd.
    `f DFKt6eUVanOwU*Ky\~/˾EyE|w?>?+ٷd`ޔR?/Ͽfs!>kqYզCxqߔW/K[f׷Emp׷}z?>-l:\5lڳ5ݱƱᎿN|5F K߃70JV:kڴhk Z5 PPx+p mNK)͜o1eW:/X xe2!zx>3ty)n0t–’5l ZV1;`۪ӹyFz}uO`rƐU:=ji_`w#Ss*tB:}{#Wy+Z@kOxNC

    Природа и культура | Мудрый Философ

     

       

    Мир, в котором живет человек, представляет собой сложную систему «природа-общество», где культура функционирует на всех уровнях системы. Понятия «культура» и «природа» не мыслимы друг без друга и неразделимы, поскольку живая природа является естественной предпосылкой культуры. Человек, являясь и субъектом, и носителем культуры, объективно связан с ней.

    В проблеме соотношения культуры и природы существует две точки зрения. Согласно первой человек не зависит от природы, состоит в натуральной связи с ней. Согласно другому подходу культура – это природа, осваиваемая человеком.

    Понятия «природа» и «культура»

    Дадим определение понятий «природа» и «культура». «Природа» как обобщающее понятие включает в себя все существующее, весь мир в разнообразии его форм, все, что создано естественным путем и существует независимо от воли людей. Данное понятие близко к понятиям материи и вселенной. Под словом «природа» также понимают совокупность природных условий существования человека. Таким образом, природа выступает как объективная, независимая реальность, которая предшествует социально-культурному существованию человека.

    Под понятием «культура» изначально понимался процесс обработки земли (агрокультура). Цицерон же акцентировал внимание на деятельном начале, характеризуя культуру как «философию ума», «обработку человеческой души». В таком понимании культура охватывает все, что тем или иным образом преобразовано, создано, обработано, усовершенствовано человеком.

    Таким образом различие понятий «культура» и «природа» заключается в следующем: культура – что-то созданное, преобразованное человеком, искусственное; природа – все натуральное, существующее независимо от человека.

    Взаимосвязь культуры и природы

    Природа является неотъемлемым и необходимым условием существования культуры. Родовая и телесная организация человека является объективным материальным началом. Следовательно, сама возможность бытия культуры задана природой. Культура – исходный пункт человеческого развития, а сам человек при этом – продукт естественной эволюции природы, биологическое существо. Культуру часто определяют как «вторую природу», т. е. искусственную. Данное понимание берет свое начало в античной Греции, когда Демокрит называл культуру «второй натурой».

    Культура не устраняет значение природы для человека, не ликвидирует его отношение к ней, а сама выступает как специфическая для человека форма его связи с природой. Культура проявляется, прежде всего, в человеческом отношении к природе, возникающем в ходе истории.

    Природа представляет собой исходный пункт человеческого развития. Предшествуя культуре во времени, она тем самым является постоянным и необходимым условием существования культуры. Природа является исторически самым ранним объектом культуропреобразующего воздействия, и не только как окружающий мир, но и как природная сущность самого человека.

    Таким образом, человека можно рассматривать и как продукт самой природы — биологической эволюции, и как продукт культурной эволюции, причем в большей степени, чем первой. Разум — вот то эволюционное достижение, которое дает человеку коренное преимущество перед другими животными. Человек выступает единственным носителем сознания, который достиг уровня мысли.

    Эволюция взглядов на проблему взаимосвязи природы и культуры

    Процесс перехода от биологических закономерностей развития человека к культурным длился около 1,5 млн. лет и завершился появлением Homo sapiens – человека современного (35-40 тыс. лет назад). Начался процесс производственной деятельности по изготовлению искусственных орудий труда, передача необходимой для выживания информации, использование языка как способа негенетического кодирования этой информации и общения. Осваивались социальные отношения в организации существования человека, т. е. человек включился в новую стадию эволюции. Движущими силами этой эволюции стали коллективные творческие возможности человека, которые существуют и развиваются посредством культуры.

    Такова общая схема биологической и культурной эволюции, в которой человек стал «точкой пересечения» природы и культуры. Природа стала той первоосновой, на которой сформировался человек. Как продукт природы, он, благодаря силе разума, оказался еще теснее связанным с природной мерой ответственности за те преобразования, которые приносит в нее.

    В сознании первобытного общества существовал неразрывный образ человека и природы. Процесс развития рационального мышления и выделения человека из природы долго не получал завершения в культурах Индии, Китая, Японии и других стран. Природа считалась одухотворенной.

    В системе античного мышления природа представлялась как подвижное, изменяющееся целое, и человек при этом не противопоставлялся природе, а мыслился как одна из ее частей. Впервые проблема гармонии человека с природой как идеал достойного человеческого существования была поставлена античной натурфилософией.

    В средневековье природа рассматривалась как нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам человек, так как он в процессе творения был наделен божественным началом – душой. Кроме того, природа считалась и источником зла, которое человек пытался преодолеть или подчинить, при этом существовала борьба божественного начала – души с греховным природным началом – телом.

    Однако природа мыслилась и как божественное творение, в котором сокрыто рациональное начало, что позволяло истолковывать познание природы как попытку раскрыть заключенный в ней божественный план. Такое понимание являлось предпосылкой для возникновения науки о природе – естествознания.

    Антропоцентризм эпохи Возрождения поспособствовал выделению мира культуры из мира природы, которая рассматривалась как убежище от развращенной и порочной цивилизации, а переход человека от природного состояния к социальному является источником всех несчастий.

    Таким образом, процесс сотворения природы прошел ряд этапов. Итогом его развития стало формирование биосферы. Термин «биосфера» был введен в научный оборот во второй половине XIX в. французским ученым Э. Реклю. Этим понятием обозначался растительный и животный мир Земли, ее живая оболочка. Биосфера включала в себя разнообразные биологические виды, которые взаимодействовали как между собой, так и с окружающей средой.

    Человек тоже является частью биосферы земли. Однако человек выделяется из природы благодаря «общественному производству своей жизни». Это «производство» включает:

    • создание для людей материальных средств жизни;
    • воспроизводство самого человека, в том числе и как социального субъекта;
    • формирование общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности.

    С усложнением форм человеческого бытия меняется и состояние природы. Она все чаще включается в орбиту практической деятельности человека, которая становится все более обширной. Возникает «вторая природа», искусственно созданная самим человеком – среда обитания.

    Однако к концу XIX в. вследствие техногенного развития общества состояние биосферы ухудшается. Все более настойчивыми становятся призывы к «преобразованию», «покорению» природы. В первой половине ХХ в. одной из тенденций в развитии культуры становится отношение к природе как к средству удовлетворения не духовных, а сугубо технических потребностей. Создание мощных средств воздействия на природу породило хищническое, варварское отношение к ней. Поэтому экологическая проблема является одной из глобальных проблем современности.

    В начале ХХ в. наш соотечественник Владимир Иванович Вернадский (1863—1945) обосновал идею о нерасторжимости человека и природы. Ученый был твердо уверен в том, что, овладевая законами природы и совершенствуя технику, человек не только преобразует биосферу, но и принимает на себя ответственность за ее будущее. Основу учения В. И. Вернадского составило понятие биосферы как целостной оболочки Земли, населенной жизнью и качественно преобразованной живым веществом планеты.

    Высшую ценность эволюции биосферы, согласно его концепции, составляет «свободно мыслящий человек», личность. И эта личность утверждает себя не в ущерб разнообразию жизни биосферы, а лишь в гармонии с этой жизнью. Если же человек не осознает самого себя как носителя «организованной биосферы» и свою роль в повышении этой организованности, он станет разрушителем материальных и духовных основ своего существования.

    Вернадский ввел в концепцию биосферы новое понятие «ноосфера». В его понимании, ноосфера – это сфера разума, преобразующего природу. В свою очередь, ноосфера имеет тенденцию к непрерывному расширению и углублению, ибо человек, по мысли ученого, в полном объеме способен освоить весь космос. Согласно учению Вернадского, с возникновением человека и развитием его производственной деятельности к человечеству переходит роль основного геологического фактора всех происходящих на поверхности изменений. Переход в ноосферу ученый связывал с раскрытием творческого, созидательного потенциала человечества. Новую форму биохимической энергии он называл энергией человеческой культуры. «Русский космизм» характеризовался ярко выраженным гуманистическим, нравственным подходом к пониманию взаимосвязи человека и природы. В нем были возрождены традиции, берущие начало еще в античности, которые лежат в основе европейской цивилизации: единство и нерасторжимость природы и человека.

    Вернадский был создателем учения антропокосмизма. В нем сущность природы (понимаемая как космическая) и деятельность человека в результате взаимодействия должны слиться в единую систему.

    Культурологическая мысль постоянно возвращается к проблеме гармонизации взаимоотношения природы и культуры. Этому посвящены теории нового космизма (Н. Ф. Федоров, Л. А. Чижевский, В. И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден). Вместе с «ноосферой» Вернадского пришло понимание роли и места человека в единой системе развития материи, возникли предпосылки синтеза неорганической природы, органической жизни и человека.

    Глобальные проблемы человечества

    Современный этап развития общества характеризуется небывалым обострением глобальных, общепланетарных проблем. Они вышли за рамки государственных границ и континентов и являются общечеловеческой задачей. Само понятие «глобальные проблемы» этимологически восходит к латинскому слову globus — земной шар. Это означает, что речь идет об общепланетарных проблемах, имеющих общечеловеческую значимость и затрагивающих жизненные интересы огромной массы людей. Это угроза мировой войны с использованием ядерного, химического и бактериального оружия, результатом чего может быть «ядерная зима».

    Другой, не менее грозной проблемой является экологическая катастрофа. Термин «экология» ввел в научный оборот немецкий биолог Эрнст Геккель (1834—1919). Им он обозначил «все внешнее но отношению к человеческому телу».

    В XX в. резко возросла эксплуатация природных ресурсов, что неминуемо привело к изменению природного баланса и мощному загрязнению окружающей среды. Мир сотрясают природные и транспортные катастрофы, непрерывные выбросы вредных веществ в окружающую среду. Это приводит к ухудшению ландшафта и структуры почв планеты, исчезновению многих видов растений и животных, разрушает и генофонд самого человека.

    Очень многие ученые высказывают мысль о том, что к необратимым экологическим катастрофическим процессам уже сегодня может быть отнесен процесс образования так называемых «озоновых дыр» в атмосфере. Другими словами, в мировом общественном сознании укрепляется мысль о том, что глобальная катастрофа уже разразилась. Живущие на планете люди являются свидетелями ее начала, но никак не могут ее предотвратить или хотя бы приостановить и окажутся последними представителями человеческой цивилизации на Земле.

    К глобальным проблемам относятся: продовольственная, энергетическая, ресурсная. По сути своей, они являются компонентами или последствиями экологической и демографической проблем.

    Для преодоления всего комплекса ситуаций, связанных с действием глобальных проблем, необходимо изменить мировосприятие людей, воспитать homo globulis — человека всемирного. Этот человек должен придерживаться следующих принципов:

    • достижения союза всех сил на планете;
    • умеренности в потреблении материальных благ при безграничном росте потребностей;
    • установления теснейшего межчеловеческого общения.

    Пришло время переосмыслить знаменитый тезис К. Маркса: «Философы лишь различным объясняли мир, дело заключается в том, чтобы изменить его». Задача ныне живущих состоит в том, чтобы, сохранить его, прежде всего как жизненный мир человека.

    Использованная литература:

    1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

    2.Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, — 170 с.

    СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

    1. Соотношение понятий «природа» и «культура
    2. Научно-техническая революция и ее влияние на культуру
    3. Особенности культуры информационного общества
    4. Техника как феномен культуры

    Resurgence • Статья — Природа и культура

    ПРИРОДА И КУЛЬТУРА сходятся во многих отношениях, которые охватывают ценности, убеждения и нормы, обычаи, средства к существованию, знания и языки. В результате существует взаимная обратная связь между культурными системами и окружающей средой, причем сдвиг в одной часто приводит к изменению в другой. Например, знания развиваются вместе с экосистемами, на которых они основаны, а языки содержат слова, описывающие компоненты экосистем. Если растения или животные исчезают, то слова, используемые для их описания, часто теряются вскоре после этого, и это меняет то, как природная среда формируется практикой этих человеческих сообществ. Природа обеспечивает среду, в которой развиваются культурные процессы, виды деятельности и системы верований, и все они формируют биоразнообразие. Есть четыре ключевых моста, связывающих природу с культурой: верования и мировоззрения; средства к существованию и практика; базы знаний; и нормы и институты.

    Верования и мировоззрения

    Культуру можно понимать как системы, с помощью которых люди интерпретируют окружающий их мир. Эти значения и интерпретации наиболее разнообразны по своим связям с миром природы, причем наиболее заметные связи часто обнаруживаются в традиционных сообществах, зависящих от ресурсов. В то время как многие традиционные сообщества, кажется, не различают природу и культуру, многие современные общества воспринимают их как отдельные или даже противоположные сущности. Э. О. Уилсон, однако, сказал, что все люди, независимо от их культуры, имеют врожденную связь с природой, основанную на нашей общей истории как охотников-собирателей и земледельцев (гипотеза биофилии). С учетом грядущих проблем, связанных с изменением климата и нефтяным пиком, вполне возможно, что в ближайшем будущем тем, у кого есть средства к существованию в промышленном секторе, придется претерпеть существенные изменения.

    Средства к существованию и обычаи

    В качестве набора обычаев культуры формируют биоразнообразие посредством селекции растений и животных и переработки целых ландшафтов. Такие ландшафты называют антропогенной природой, поскольку их композиция является отражением местной культуры и продуктом истории человечества. Растущее количество археологических и этнографических свидетельств говорит нам о том, что многие места обитания, ранее считавшиеся нетронутыми, на самом деле являются эмерджентным свойством ресурсозависимых методов жизнеобеспечения. Например, некоторые североамериканские ландшафты поддерживались за счет периодических режимов сжигания и выпаса скота. Эти ландшафты представляют собой экологические профили, сформированные местными культурными традициями. Теперь это было признано в названии нашей эры антропоценом.

    Среди прочего это привело к расколу в отношении к концепции дикой природы. Некоторые сообщества дикой природы являются страстными защитниками ее ценностей (часто без четкого представления о роли традиционных обществ в формировании экологии), в то время как для традиционных обществ этот термин часто вызывает гнев из-за того, что традиционные общества не играли никакой роли в формировании экологии. ландшафты их предков.

    Знания о природе

    Если разнообразие культурных обычаев и мировоззрений играет центральную роль в управлении биологическим разнообразием, то ключевым связующим звеном между природой и культурой являются знания. То, как люди познают мир, определяет поведение, понимание и ценности, формирующие взаимодействие человека с природой. Знания о природе, которые по-разному называются традиционными, местными, местными или экологическими, накапливаются в обществе и передаются через культурные способы передачи, такие как истории и повествования. Культурное понимание окружающей среды приводит не только к практике устойчивого управления, но и к знанию потребностей видов, динамики экосистемы, устойчивого сбора урожая и экологических взаимодействий. Это культурно укоренившееся знание может позволить людям жить в условиях ограничений окружающей среды в долгосрочной перспективе.

    Нормы и институты

    Экологическое знание также порождает социально укоренившиеся нормы и правила. Они управляют человеческим взаимодействием и поведением по отношению к окружающей среде и часто совместно развивались, чтобы поддерживать как людей, так и природу. Они часто принимают форму правил общей собственности, которые регулируют использование ресурсов от лесов до рыболовства. Эти правила определяют права доступа и соответствующее поведение, а также поддерживают продуктивность и разнообразие социально-экологических систем, что в конечном счете отвечает интересам общества.

    В последние годы произошел беспрецедентный сдвиг в сторону ландшафтных и человеческих монокультур, и многие причины являются общими. Некоторое давление возникло со стороны капиталистической экономики, которая делала упор на безудержный экономический рост. Результатом является изменение моделей потребления даже в традиционных обществах, взаимодействующих с капиталистической экономикой, глобализацией продовольственных систем и превращением природных ресурсов в товар. Это давление наиболее разрушительно, когда оно приводит к быстрым и непредвиденным периодам социально-экономических изменений, которые ставят под угрозу как культурную устойчивость, так и устойчивость экосистем. Они также могут иметь разрушительные последствия для здоровья, особенно для молодых людей, если они проводят меньше времени на природе. Время, проведенное непосредственно в контакте с природой, улучшает психологическое здоровье и самочувствие, а также повышает уровень физической активности. Но отключение приводит к чувству биофобии и страху перед природой, воспринимая ее как дикую и незнакомую среду. Это угасание опыта, по-видимому, порождает новое потерянное поколение, которое не связано с каким-либо конкретным местом и не способно чувствовать врожденные отношения с Природой.

    Это давление также прокладывает путь к более широким культурным монокультурам в результате культурного вымирания, вызванного ассимиляцией, утратой языка и утратой знаний. Сельские общины мигрируют в городские районы, передача культурных знаний между поколениями сокращается, устные знания заменяются письменными (точно так же, как классные комнаты заменяют непосредственный опыт), а традиционные средства к существованию заменяются современными занятиями, и все это за счет культурного наследия. разнообразие. Это дорого обходится человеческому обществу, поскольку снижение знаний приводит к снижению возможных решений, которые человечество придерживается для будущих глобальных проблем.

    НЕОБХОДИМОСТЬ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ЗАЩИТЕ БИОРАЗНООБРАЗИЯ понятна уже давно. Но важность защиты культуры только начинает проявляться. Поскольку между биологическим и культурным разнообразием существует много общих движущих сил, политика теперь должна быть нацелена на оба в новом подходе к сохранению. На местном уровне усилия могут включать местные проекты восстановления, схемы возрождения, схемы образования, соответствующие культурным традициям, и возрождение языка. Другие подходы включают возрождение культурно приемлемых систем здравоохранения, защиту и тщательную коммерциализацию традиционных систем питания, а также экологизацию бизнеса.

    Более масштабные движения включают честную торговлю и признание прав на землю, чтобы можно было реализовать неразрывные отношения между природой и культурой. Инвестиции в природоохранную деятельность на уровне общин и распространение власти среди инициатив и организаций на низовом уровне могут укрепить механизмы, способствующие социальной и экологической устойчивости.

    Для эффективного сохранения глобального разнообразия политические усилия должны быть ориентированы на международный уровень, географически ориентированы, многоуровневы и инклюзивны. Политика, делающая акцент на наделении политическими полномочиями, самоуправлении и территориальном контроле на низовом уровне, может обеспечить прочную платформу, на которой сообщества могут играть центральную роль в сохранении биоразнообразия, сохраняя при этом свою культурную самобытность и связь с землей.

    Степень, в которой разнообразие мировых экосистем, от которых мы, люди, зависим, связано с разнообразием его культур, только начинает пониматься. По иронии судьбы именно тогда, когда мы начинаем понимать эту связь, многие культуры отступают к исчезновению. •

    Жюль Претти — профессор кафедры окружающей среды и общества, а Сара Пилгрим — научный сотрудник с докторской степенью в Центре окружающей среды и общества Университета Эссекса.

    МСОП CEM Тематическая группа 9 по культурным практикам и управлению экосистемами0001

    ГРУППА КОМИССИИ МСОП

    Обзор и описание

    Описание:

    Миссия тематической группы IUCN CEM по культурным практикам и управлению экосистемами состоит в том, чтобы предоставить экспертные знания и рекомендации по: ценностям и роли культуры и культурных практик для поддержки …

    + Подробнее

    Миссия Тематической группы IUCN CEM по культурным практикам и управлению экосистемами состоит в том, чтобы предоставить экспертные знания и рекомендации по следующим вопросам: ценности и роли культуры и культурных практик для поддержки сохранения биоразнообразия, экосистемных услуг и управления экосистемами; передовой опыт включения, сохранения и расширения культурного разнообразия в связи с управлением экосистемами; понимание того, как культуры способствуют изменению климата, воздействия изменения климата на культурные знания и обычаи, а также способы включения культурных обычаев в решения по управлению экосистемами в условиях изменения климата; и делиться этими знаниями о биокультурном разнообразии и практиках с управляющими экосистемами и политиками.

    Показать меньше

    Миссия

    Миссия Тематической группы CEM МСОП по культурным практикам и управлению экосистемами заключается в предоставлении экспертных знаний и рекомендаций по следующим вопросам: ценности и роли культуры и культурных практик для поддержки сохранения биоразнообразия, экосистемных услуг и управления экосистемами; передовой опыт включения, сохранения и расширения культурного разнообразия в связи с управлением экосистемами; понимание того, как культуры способствуют изменению климата, воздействия изменения климата на культурные знания и обычаи, а также способы включения культурных обычаев в решения по управлению экосистемами в условиях изменения климата; и делиться этими знаниями о биокультурном разнообразии и практиках с управляющими экосистемами и политиками.

    Видение

    Интегрированное управление экосистемами, включая роль культуры, будет отвечать требованиям природы и людей, чтобы реагировать на глобальные изменения и улучшать экосистемы и благосостояние людей.

    Цели

    Тематическая группа выполняет свою миссию, реализуя действия, которые:

    1. Углубление понимания культурных обычаев, которые влияют на сохранение биоразнообразия и управление экосистемами или способствуют этому, а также культурных знаний и систем ценностей, лежащих в основе этих обычаев.
    2. Расширить знания о роли культурных обычаев в воздействии изменения климата, смягчении его последствий и адаптации, а также о том, как культура может способствовать комплексному улучшению реакции человека на изменение климата.
    3. Содействовать разработке инструментов и руководств для понимания взаимосвязи между различными культурами и управлением экосистемами и реакцией на изменение климата в различных экосистемах мира и, следовательно, способствовать более эффективному управлению.
    4. Содействовать разработке политики, которая включает и поддерживает роль культуры в управлении экосистемами для сохранения биоразнообразия и смягчения последствий изменения климата и адаптации.
    5. Сообщайте об уроках, извлеченных из тематических исследований, и поощряйте проведение тематических исследований и извлеченных уроков и обмен ими.
    Актуальность культурных практик и управления экосистемами:

    Следующие примеры иллюстрируют потенциальное использование и важность культурных практик и управления экосистемами для сохранения и адаптации к изменению климата:

    1. Базовые оценки культурных практик сохранения в различных экосистемах мира подчеркнули актуальность понимания и поддержки местных и традиционных знаний, когда биоразнообразие и культурное разнообразие никогда не подвергались большей угрозе, чем сейчас.
    2. Комиссия по управлению экосистемами провела в Дохе в 2013 году семинар на тему «Духовность и управление экосистемами» и включила в качестве одной из основных рекомендаций создание новой тематической группы, занимающейся этими вопросами в культурном контексте. Например, формальные и неформальные религии и духовность могут способствовать управлению экосистемами с помощью таких механизмов, как табу, практика заботы и мотивация сообщества к сохранению.
    3. Реальные решения по устранению последствий изменения климата и сохранению биоразнообразия требуют знаний и понимания социальных наук, особенно той роли, которую играет культура. Например, культура влияет на решения о потреблении, которые могут воздействовать на виды или способствовать выбросу парниковых газов, а культура влияет на то, как люди поддерживают или противодействуют мерам по смягчению последствий утраты биоразнообразия или изменения климата.
    Приоритеты для действий (результаты):
    1. Оценка культурных обычаев, которые влияют или способствуют сохранению различных экосистем мира.
    2. Оценка подходов к интеграции культурных практик и природных решений (NbS)
    3. Оценка культурных обычаев в отношении изменения климата, урбанизации и потребления, влияющих на экосистемы/экосистемные услуги
    4. Разработка и распространение тематических исследований о культурных и духовных ценностях и практиках сохранения биоразнообразия и изменения климата.

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    You may use these HTML tags and attributes:

    <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>