ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Результат поиска: найдено 1 объектов.
Кол-во строк: 5101520253050100Все
- 1. Ланин Борис Александрович
- (Контент / Сотрудники / Ланин Борис Александрович)
- … (Dis)Connections, Copenhagen – Nizhnii Novgorod, 2008, pp. 70-84. (наанглийскомязыке)32. ‘Воображаемая Россия в современной русской антиутопии’, in Beyond the Empire: Images of Russia in the Eurasian Cultural …
Уважаемая Ирина Михайловна! От всего коллектива Института примите сердечные поздравления с замечательным днем — Вашим юбилеем! Вы выдающийся ученый в области дидактики. Ваши труды заслуженно входят в золотой фонд современной педагогической науки. Важнейшее значение имеют крупные научные результаты,…
Уважаемая Евгения Сергеевна! От всего коллектива Института примите самые светлые и добрые поздравления с прекрасным днем — Вашим юбилеем! Ваша трудовая деятельность связана с исследованиями в области социально-гуманитарного образования.
В День лицейского братства на Радио Маяк выступил Михаил Викторович Богуславский — главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, председатель Научного совета по проблемам истории образования и п…
Состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Языковое и литературное образование в современной полиэтнической школе: пути обновления XXI веке» (к 85-летию профессора М.В. Черкезовой). В конференции приняли участие учёные и методисты, преподаватели вузов и общеобразовательных организаци…
Уважаемый Павел Валентинович! От всего коллектива Института сердечно поздравляем Вас с замечательным днем — Вашим юбилеем! Свою профессиональную жизнь Вы посвятили системному исследованию феномена воспитания, развивая идеи, заложенные научной школой «Системный подход к воспитанию и социализации дет. ..
Под председательством научного руководителя Института Ивановой Светланы Вениаминовны прошло очередное заседание Ученого совета Института. Заседание было посвящено обсуждению промежуточных результатов выполнения государственного задания по фундаментальным и прикладным исследованиям в 2022 году. Руко…
ВСЕ НОВОСТИ ➥
Концепции социализации в трудах различных авторов
В настоящее время существует довольно большое количество концепций социализации подрастающего поколения, разработанных в рамках этнографии, социологии, социальной психологии, педагогики. Кратко рассмотрим лишь некоторые концепции отечественных и зарубежных ученых.
Конципция социализации Дж. Коулмена. Дж. Коулмен разработал «фокальную теорию» взросления, в которой попытался показать, почему в реальности, несмотря на глубокие психофизиологические изменения, в психологическом состоянии подростков сохраняется относительная стабильность и минимальная внутренняя напряженность.
По его мнению, большинство подростков в целом благополучно минуют период взросления, потому что в каждый конкретный период времени конкретный подросток имеет дело с одной наиболее значимой для него, «вошедшей в фокус» его внимания проблемой и, разрешая ее, сталкивается с очередной.
Интересно
Ученый считает необходимым отказаться от стереотипного отношения к подростковому возрасту как к изначально патогенному и криминогенному периоду в жизни человека. Определенные негативные стороны поведения подростков привлекают к себе интерес окружающих и СМИ, в связи с чем в глазах взрослых поведение меньшинства становится характеристикой всех подростков.
Таким образом, данная концепция подчеркивает связь процесса социализации подростка с динамикой его внутреннего психического состояния на тех или иных этапах взросления.
Концепция социализации И. Таллмена. Предмет исследования американца И. Таллмена – механизм семейной социализации в условиях нестабильной социокультурной среды. Ученый полагает, что содержание, качество и результат социализации подростка во многом определяются условиями общины, в которой живет его семья.
В общем виде теория может быть представлена следующим образом: условия общины опосредованно, через семью, оказывают влияние на процесс социализации, которая осуществляется тогда, когда родители и дети включаются в разрешение проблем.
Результатом этого влияния становится способность подростков разрешать проблемы в собственном социальном окружении. Особый интерес представляет следующий феномен: у подростков, входящих в модернизирующееся общество, преобладает ориентация на достижение личностного успеха в ущерб межличностным отношениям.
Анализ концепции позволяет понять, что процесс социализации в первичных социальных объединениях не только испытывает на себе влияние различных изменений в обществе, но и сам способен в какой-то мере их стимулировать.
Концепция социализации А.В. Петровского. А.В. Петровский рассматривает процесс социального развития человека как диалектическое единство прерывности и непрерывности. Первая тенденция отражает качественные изменения, порождаемые особенностями включения личности в новые социально-исторические условия, а вторая – закономерности развития в рамках данной референтной общности.
Соответственно и предлагаемая ученым концепция объединяет две модели, первая из которых описывает фазы развития личности при вхождении в новую референтную группу, а вторая – периоды возрастного развития личности. Любой период начинается фазой адаптации, которая представляет собой усвоение человеком действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.
Фаза индивидуализации вызывается противоречием между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации индивидуальных особенностей; фаза интеграции –противоречием между этой потребностью личности и стремлением группы принять только часть ее индивидуальных особенностей. Такое противоречие в случае успешной социализации разрешается путем интеграции личности и группы. Эта фаза завершает один возрастной период и одновременно подготавливает переход к следующему.
А.В. Петровский считает, что если переход к новому периоду не подготовлен внутри предыдущего успешным протеканием фазы интеграции, то на рубеже между любыми возрастными периодами складываются условия для кризиса развития личности, при этом адаптация в новой группе становится затруднительной. Согласно этой концепции выделенные закономерности характеризуют и развитие личности как результат вхождения в новую группу (в любом возрасте), и собственно возрастные особенности социального развития личности.
Концепция социализации В.С. Мухиной. В работах В.С. Мухиной проблема социализации рассматривается в рамках концепции феноменологии развития и бытия личности, согласно которой индивидуальная сущность человека определяется одновременно и как социальная единица, и как уникальная личность.
Развитие личности происходит в процессе социализации через диалектическое единство внешних условий, предпосылок и внутренней позиции человека, возникающей в онтогенезе.
В качестве единого механизма социального бытия, т.е. механизма развития личности, выступает идентификация и обособление. В.С. Мухина критически относится к односторонним подходам, в которых социализация личности рассматривается либо только в ракурсе идентификации (психоаналитический подход), либо исключительно через отчуждение (экзистенциальный подход).
В работах этого ученого идентификация определяется как механизм присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности, а обособление – как механизм отстаивания отдельным индивидом своей природной и человеческой сущности.
Оба эти механизма в своем взаимодействии способствуют осуществлению как процесса социализации, так и процесса индивидуализации личности.
Таким образом, согласно теории В.С. Мухиной, развитие личности, ее качеств и проявлений в виде поступков, действий, состояний и т.д., происходящее на основе механизма идентификации и обособления, обусловлено врожденными предпосылками, социальными условиями и внутренней позицией самого индивида.
Концепция социализации Г.М. Андреевой. Г.М. Андреева определяет социализацию как двусторонний процесс: с одной стороны, это усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, а с другой – процесс воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Содержание процесса социализации – становление личности, которое начинается с первых минут жизни человека и протекает в сферах деятельности, общения, самосознания. Процесс социализации может быть понят только как единственное изменение этих трех сфер. Г.М. Андреева выделяет также три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.
Те конкретные группы лиц и учреждений, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, ученый называет институтом социализации. На дотрудовой стадии таковыми являются семья, дошкольные детские учреждения, школа, а для части людей – вуз.
Важнейшим институтом социализации на трудовой стадии она считает трудовой коллектив. Что же касается вопроса об институтах социализации на послетрудовой стадии, то он остается открытым и требует специального изучения.
В связи с этим автор отмечает, что проблема социализации при дальнейшем развитии исследований должна предстать как своеобразное связующее звено в изучении соотносительной роли малых и больших групп в развитии личности.
В своей концепции Г.М. Андреева выделяет такие группы, которые задают систему внешней регуляции поведения индивида. Они называются институтами социализации.
Что такое социализация? – ReviseSociology
A Базовое определение:
Социальные процессы, посредством которых новые члены общества развивают понимание социальных норм и ценностей и помогают им достичь отчетливого самоощущения. Это процесс, который превращает беспомощного младенца в самосознающего, знающего человека, который хорошо знаком с культурой общества.
Социализация обычно рассматривается с точки зрения первичной социализации, которая особенно интенсивна и происходит в первые годы жизни, и вторичной социализации, которая продолжается на протяжении всей жизни.
Стадии социализации
Социализация осуществляется через различные организации, такие как семья, группы сверстников, школы и средства массовой информации.
Семья является основным фактором первичной социализации, но все чаще дети посещают своего рода детский сад с самого раннего возраста. Именно в семье дети усваивают «базовые нормы» социального взаимодействия — в Британии такие нормы включают в себя обучение ходьбе, речи, одеванию и целому ряду «социальных манер», которым обучают в процессе воспитания. позитивные и негативные санкции или поощрение за хорошее и наказание за плохое поведение.
В современном обществе классовые гендерные и этнические различия начинают сказываться на ребенке с самого раннего возраста, и это влияет на модели социализации.
Во взрослом возрасте социализация продолжается по мере того, как люди учатся вести себя в новых областях социальной жизни, таких как рабочая среда и политические убеждения. СМИ и Интернет также играют все более важную роль в социализации, помогая формировать мнения, взгляды и поведение. Это особенно актуально с появлением новых медиа, которые позволяют виртуальные взаимодействия через чаты, блоги и так далее.
Взятые вместе, факторы социализации образуют сложный ряд противоположных социальных влияний и возможностей для взаимодействия, и это никогда не может быть полностью направленным или детерминированным процессом: люди — это самосознательные существа, способные формировать свои собственные интерпретации сообщений, с которыми они представлены.
Критика концепции
Основная критика теорий социализации заключается в том, что они склонны преувеличивать ее влияние. Это особенно верно в отношении функционализма, который имел тенденцию рассматривать людей как культурных дураков, отданных на милость социальных агентов.
Деннис Вронг (1961) возражал против того, что он считал «сверхсоциализированной концепцией человека» в социологии, утверждая, что она рассматривает людей как простых ролевых игроков, просто следующих сценариям.
Сегодня теории общества и культурного воспроизводства с гораздо большей вероятностью признают, что индивиды являются активными игроками и что социализация представляет собой конфликтное и эмоционально заряженное дело, а ее результаты гораздо менее предсказуемы, чем функционалистские теории, предложенные в 1950-х годах. .
4.

- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Page ID
- 63850
- Erika Gutierrez, Janét Hund, Shaheen Johnson, Carlos Ramos, Lisette Rodriguz Инициатива по образовательным ресурсам (OERI)
