Когда дети начинают говорить: в каком возрасте и от чего это зависит

Содержание

Первые слова малыша. Когда ребенок начинает говорить?

Первые слова ребенка – один из самых волнующих и запоминающихся моментов в жизни. И этому каждый родитель старается уделить большое внимание, так как переживает, чтобы малыш развивался здоровым и в соответствии необходимыми нормами. Выясним, во сколько дети начинают говорить и  что делать, если этого не происходит в нужное время.

Этапы и нормы развития речи

Многие родители ждут, что первое слово кроха произнесет до года. Но малыш начинает говорить не в один момент. Процесс занимает определенные этапы развития речи:

  • малыш должен начать агукать в промежутке до двух месяцев. В речи присутствуют в основном тягучие гласные;
  • гулить ребенок начинает между 2 и 4 месяцами. В этот период малыш осваивает разные сочетания звуков;
  • в 6-7 месяцев речь ребенка усложняется и состоит из длинных слогов;
  • период от 10 месяцев и до года, когда ребенок начинает говорить первые слова. В словаре малыша может быть до 10 слов;
  • с 1,5 лет ребенок начинает употреблять слова в предложениях.  В этом возрасте малыш использует около 30 слов;
  • в 2 года в арсенале появляются общепонятные слова. Ребенок использует местоимения, прилагательные, предлоги и союзы. Предложения могут состоять из четырех слов, а также малыш использует интонации и эмоции.

В полгода малыши произносят примерно 4-5 звуков. Постепенно словарный запас становится все больше. Когда малышу  исполняется 1,3 года он может использовать 40 – 60 слов. До 1,5 лет словарный запас практически не меняется, так как у ребенка расходуются все фонетические возможности. Речевое развитие не прекращается, но качество произношения заметно меняется.

Словарный запас вырастает в период с 1,6 и до 1,8 года. В год и 8 месяцев малыш знает 180 слов. В два годика уже примерно 300. В три словарный запас вырастает до 1000 слов.

В 1 год 8 месяцев ребенок осваивает еще не все звуки. Речь может развиваться такими  путями:

  • пропуск звука;
  • отсутствующие звуки заменяют на похожие по звучанию;
  • замена отсутствующих звуков нормированными и правильными.

Типы развития речи у детей

Бывают такие типы развития речи – слоговой и звуковой. В последнем случае не происходит усвоения слогоритмической структуры слова и остается ударный слог. При слоговом типе малыш схватывает слоговую модель. Во время развития речевого процесса есть стадия, когда многообразие слов сводится к ударным слогам.

Первые слова малыша

Родители всегда с нетерпением ждут, чтобы ребенок начал говорить первое слово. Часто слово представляет собой звукоподражания, которые являются проявлением автономной речи. Первое слово можно зафиксировать, когда ребенок начинает говорить с пониманием. То есть это не просто лепет, а устойчивая лексическая единица, которая употребляется малышом. Первые слова часто состоят из двух одинаковых слогов или разных и простых слогов. С этого момента и стоит вести отчет, что ребенок начал разговаривать. Во сколько будет произнесено первое слово можно назвать индивидуальным процессом. Многое зависит не только от природных задатков, но и от того, как и сколько с ребенком занимаются родители, чтобы стимулировать речевые навыки. Важно комплексно воздействовать на мозговые центры ребенка, которые отвечают за развитие мелкой и крупной моторики.

Рекомендации родителям

Для занятий с ребенком можно использовать специальные упражнения. С четырех месяцев с ребенком нужно рассматривать самые разные предметы, которые отличаются по материалам, текстурам и свойствам. Это позволяет развивать тактильные ощущения. Мелкую моторику стимулируют пальчиковые игры и растирающий массаж. В более старшем возрасте малыш сможет играть с более мелкими предметами, стучать и крутить их. К полезным упражнением стоит отнести смену положения крохи в пространстве. Для этого его нужно переворачивать или кружить. В дальнейшем для тренировки вестибулярного аппарата применяют игры с мячами и качание на качелях.

Для развития артикуляционного аппарата моно играть в подражание разных звуков – гулу машины, шуму пылесоса, ветру, голосам разных животных.

Специалисты нашего  центра проконсультируют по поводу развития речи у малыша. Чтобы задать вопросы можно позвонить по телефону +7 926 497-05-20.

29.12.2022

Поделиться:

Почему некоторые дети начинают поздно говорить и как им помочь с этим навыком – HEROINE

Некоторые дети начинают говорить позднее, чем их сверстники, что заставляет родителей беспокоиться, все ли в порядке с их ребенком. Причин запоздалого развития речи может быть много и не каждая из них — повод для беспокойства. Из этого материала ты узнаешь, почему ребенок не начал говорить в положенном возрасте и как стимулировать развитие речи.

Когда ребенок считается поздно говорящим

Поздно говорящим обычно считается ребенок, который в возрасте двух лет говорит менее 50 слов и еще не объединяет их в предложения. Врачи сходятся во мнении, что уже в 12 месяцев малыши должны произносить, по крайней мере, несколько отдельных слов со значением, таких как «мама» и «папа». А также понимать и выполнять простые просьбы родителей, например, взять игрушку. Точкой сравнения является среднестатистический двухлетний ребенок, который освоил около 300 слов и начал составлять из них короткие предложения, такие как: «Еще молока» или «Мама, вставай».


Те, кто поздно начинает говорить, могут отставать в развитии речевых навыков. Однако они могут понимать большую часть того, что слышат, что известно как рецептивная речь, или использовать жесты для общения. Например, махать рукой или указывать пальцем. Также дети продолжают учить новые слова, просто медленнее, чем их сверстники.

У поздно говорящего ребенка может быть один или оба из следующих признаков:

  • У детей с задержкой речи могут возникнуть проблемы с артикуляцией слов и их будет трудно понять.
  • Дети с задержкой развития речи могут произносить некоторые слова, но быть не в состоянии связать более двух слов.

Почему некоторые дети начинают разговаривать позднее сверстников

Ученые все еще расходятся во мнении, что именно приводит к запозданию речи у ребенка, который не испытывает других проблем с развитием.

Языковые навыки, как правило, передаются в семьях. Поэтому у поздно заговорившего, вероятно, есть член семьи, у которого были какие-то подобные проблемы.

У младенцев, которые родились с недостаточным весом или до 37 недель, повышен риск того, что они поздно начнут говорить.

Виновником задержки речи могут стать и другие интересы ребенка. Иногда малыши, рано развивающиеся в других областях, например, в лазании и прыжках, как правило, осваивают язык медленнее, потому что они слишком заняты, концентрируясь на других навыках.

На развитие речи ребенка может повлиять и метод воспитания родителей. Если мы стараемся предвосхитить их потребности и дать им то, что необходимо до того, как дети об этом просят, они могут долго не говорить. Им просто незачем, ведь, они получают желаемое сразу.

Также развитие речи могут замедлить перенесенные инфекции уха или повреждение слуха.

Как поддержать развитие речи у ребенка

В исследовании Американской ассоциации речевого языка и слуха упоминалось, что к позднему дошкольному и школьному возрасту от 50 до 70% детей могут наверстать упущенное и показать нормальное языковое развитие. Тем не менее, поздно заговорившие люди склонны к развитию языковых трудностей и проблем с грамотностью в дальнейшем.

Чтобы помочь ребенку заговорить, ты можешь воспользоваться этими способами:

Говори с ним очень часто

Разговаривай с ребенком как можно чаще. Рассказывай ему про свою работу или рецепт, который готовишь, если он находится вместе с тобой на кухне.

Обязательно читай вслух или пой детские песни, если это ему нравится. Чем больше ребенок знакомится с речью и слышит ее, тем больше слов в конечном итоге он запомнит. Также полезно рассказывать сказки, а о том, как правильно это делать, можешь узнать здесь.

Расширь словарный запас ребенка

Добавь к словам, которые малыш говорит, еще несколько. Например, если он показывает на мяч и говорит это слово, добавь к нему прилагательное — круглый, красный, большой. Или используй глагол — брось мяч, мяч катится, мяч лежит. Так ты будешь способствовать запоминанию и использованию новых слов.

Задавай правильные вопросы

Начни с вопросов, которые вызовут у малыша ответ «да» или «нет». Например: «Хочешь перекусить?», «Пойдем гулять?». Затем переходи к вопросам, которые включают в себя выбор, например: «Хочешь авокадо или банан?».

Поощряй навыки имитации

Побуждай малыша копировать двигательные навыки — хлопки, прыжки и воздушные поцелуи, затем переходи к имитации звуков. Например, кошачьего мяуканья, проезжающей машины, поющей птицы. А затем переходите к словам.

Обратись к логопеду

В зависимости от возраста и степени тяжести задержки, логопед может предложить методы терапии. Она может улучшить речевые и языковые навыки ребенка. Эффект будет зависеть от причины или источника задержки речи.

Логопед также может рассказать тебе, как лучше проводить время с детьми. Ты сможешь получить совет и инструкции о том, как общаться с ребенком, чтобы улучшить его речевые навыки.

Читать по теме:10 фраз, которые не стоит говорить детям ни в коем случае

Добавить в избранное

Поделиться

Статьи по теме:

Когда дети начинают говорить? (Вот как это работает!)

Как приятно слышать первое слово своего малыша. В то время как конкретное первое слово обычно узнают родители примерно в 12 месяцев, языковое развитие не является мгновенным процессом. Когда дети начинают общаться, это на самом деле задолго до того, как они начнут говорить!

Читайте дальше, чтобы узнать больше о пути развития речи и языка у младенцев.

Еще до того, как они начнут говорить, малыши поймут многое из того, что мы им говорим, например: «Положи мячик в лунку».

Что нужно младенцам, чтобы начать говорить?

Чтобы ребенок научился говорить, ему нужны три вещи.

  • Во-первых, у них должны быть здоровые физические, слуховые и голосовые структуры. Это физические характеристики, которые позволяют говорить.
  • Во-вторых, им необходимо погрузиться в богатую языковую среду. Им нужно слышать, как люди используют разные слова. Им нужно видеть, как мы говорим по образцу для них.
  • В-третьих, им нужна мотивация для разговора. Это социально-эмоциональный компонент. Детям нужны люди, которые уделяют им внимание, слушают и дают им время и пространство для ответа. Им нужно подтверждение того, что их слышат и что их вербализация приветствуется.

{СМОТРЕТЬ} Перед тем, как они начнут говорить: выражение лица

В этом видео вы заметите, насколько ребенок увлечен пением взрослого. Он устанавливает зрительный контакт и имитирует движение, открывая рот, как будто присоединяясь к песне. Исследования показывают, что младенцы смотрят на человеческое лицо, когда слышат музыку, что говорит нам о том, что музыка по своей сути является социальным опытом.

Посмотрите, как этот ребенок пытается общаться в возрасте четырех месяцев.

Итак, когда дети начинают говорить?

На самом деле общение начинается задолго до речи.

Первые звуки воркования родители слышат в возрасте от 6 до 12 недель. Воркование звучит как серия гласных, например, «Оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо к

Это превращается в бормотание. Мы определяем лепет как звуки, включающие согласные. Звучит как «бабапапаааа» или «дададааада»

Сначала лепет происходит случайно. Точно так же, как когда ребенок трясет погремушкой, прежде чем он поймет причину и следствие, он услышит звук, и вы можете увидеть выражение его лица, говорящее: «Я сделал это?» Они могут быть удивлены звуками, которые они издают!

Звуки — не единственный способ общения! Прежде чем ребенок скажет свое первое слово, он общается, поворачивая голову. Воркует и улыбается. Эта социальная коммуникация вызывает отклик у окружающих.

Вы можете поддержать развитие речи ребенка, признавая его общение.

«О, вы видите, как крутится вентилятор? Разве это не круто? Я вижу, как воздух заставляет двигаться листья растения. Давай вместе посмотрим на растение».

Есть две стадии лепета. Появится первое недифференцированное лепетание. В это время дети издают все звуки. Даже глухие дети будут лепетать таким образом.

Примерно в возрасте 6 месяцев дети начинают издавать звуки, которые отражают только те звуки, которые они слышат вокруг себя. Это означает, что их лепет теперь ограничен звуками их родного языка. Развиваясь в сторону слов, дифференцированный лепет звучит более разговорно.

{СМОТРЕТЬ} Эволюция речи

В первом видео вы услышите бормотание согласных. Во втором видео вы увидите, как он переходит к имитации ритмов наших разговорных паттернов.

Когда ваш малыш узнает свое имя?

Младенцы начинают узнавать свое имя в возрасте от шести до девяти месяцев. Однако они не будут знать, как произнести свое имя, где-то между 18 и 24 месяцами.

Когда ваш ребенок поймет, что вы говорите?

Около девяти месяцев ваш ребенок будет общаться с вами, показывая, что он понимает ваши слова. Обычно это появляется примерно в то же время, что и ползание. Подвижный малыш может пойти взять книгу или одеяло на пол.

Помахивание руками — это скорее невербальное общение, которое мы можем увидеть в возрасте до года, однако они не всегда делают это по команде! Другие жесты, такие как указание, могут сочетаться с мычанием или бормотанием, которые настолько похожи на то, как мы разговариваем, что родители начинают понимать тон голоса своего ребенка. Лепчащая струна, которая поднимается в конце при указании, может означать: «Что это?» Указание с мычанием или бормотанием может означать: «Я вижу что-то знакомое».

Когда ваш малыш скажет первое слово?

Мы ожидаем услышать первое слово примерно в конце первого года. Ваш ребенок становится лингвистическим! Первое слово часто является существительным, таким как мама или папа, мяч или собака.

Но действительно ли Дада является первым словом?

Ре и В — это согласные звуки, которые младенцам легче всего произносить, поэтому «дада» часто первое, что звучит как слово. Помните, что невербальное общение является частью набора инструментов вашего ребенка, поэтому пусть вся семья решает, использовалось ли оно в контексте!

Каков подход Монтессори к развитию речи?

Вот несколько советов из философии Монтессори, учитывающих уникальный путь развития каждого ребенка. Подход Монтессори предполагает, что у детей впитывающий ум. Мы можем поддержать их с помощью некоторых нежных и преднамеренных методов воспитания.

  • Подавать и возвращать, когда дело доходит до разговора –  Даже крошечному ребенку полезно, когда родитель разговаривает с ним так, как будто он находится в реальном разговоре. «О да, вы знаете, что последует за этим? Пижама! На какую пижаму ты настроен? Мне нравятся эти полосатые!»
  • Игра без викторины по словам — Когда ребенок может жестикулировать, с ним весело играть в игру-открытие. Вы можете спросить о страницах в книге: «Где грузовик?» или вещи, которые вы видите в мире: «Я вижу, что папа идет! Бабушка все еще в машине? и дайте своему ребенку подтверждение, когда он указывает и издает звуки согласия. «Да, теперь ты видишь бабушку!»
  • Изящество и вежливость  – Мы, взрослые, можем моделировать то, как мы хотим, чтобы наши дети общались. Например, не нужно говорить: «Скажи спасибо». Когда мы говорим это нашим партнерам, друзьям, незнакомцам и другим родителям, наши малыши перенимают это поведение.
  • Чтение как ритуал – Книги приносят нам словарный запас, ситуации и культуры, к которым мы не можем получить доступ без них. Смотрите наши любимые книги для младенцев и малышей. Когда мы читаем вслух, мы получаем доступ к другим идеям и структурам предложений, отличным от наших обычных способов говорить. Это обогащает речь нашего ребенка.
  • Внимательный подход к фоновому шуму — Если это время игры или чтения, родители с выключенными экранами помогут ребенку сосредоточиться. (Мы знаем, мы знаем, вы сейчас смотрите на экран, и мы виноваты в том, что пригласили вас остаться здесь и дочитать до конца!)

Дети развиваются одновременно по нескольким направлениям. Вместе с общением и языком развиваются ловкость и контроль. Иногда ребенок настолько поглощен своей новой способностью подтягиваться, вставать или ходить, что у него мало интереса к игре с игрушками или разговору. Этого следовало ожидать!

 

Путешествие Miles & Stones

by Monti Kids

195 долларов США за набор инструментов