Какие бывают нравственные нормы: Оценочный характер нравственных норм кратко. Список использованной литературы

§ 21. Нравственные нормы

Возникновение нравственных норм. Наверное, вам доводилось слышать, как о ком-то говорят: «Он нарушил нравственные нормы». Что же такое нравственные нормы и почему их нарушение вызывает осуждение?

Нравственные нормы определяют, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. Они возникли не сразу, а формировались на протяжении всей истории развития общества.

Первобытный человек не мог выжить в одиночку. Необходимость коллективного существования в тот период требовала выполнения определённых правил совместной жизни. Именно тогда оформились предписания: «Помогай сородичам», «Не убивай», «Не кради», «Не лги» и т. д. Решающую роль в этом процессе играл труд, на основе которого появлялись и закреплялись в сознании и поведении людей требования трудолюбия, уважения к старшим, помощи и защиты слабых и др. В процессе развития общества устанавливались и закреплялись всё более сложные правила совместной жизни людей, которые превращались в привычку и передавались из поколения в поколение.

Возникновение нравственных норм сопровождало становление самого общества и означало переход человека от инстинктивных форм поведения к сознательной коллективной деятельности. Многие элементарные нравственные нормы, которые возникли в эпоху первобытно-общинного строя, сохраняют своё значение в наши дни.

Значение нравственных норм для общества и человека. Сегодня мы не можем представить себе жизнь в обществе без общепринятых нравственных норм. Мораль изначально была обращена к каждому индивиду и регулировала отношения «человек – человек», «человек – коллектив», «человек – общество». В процессе развития общества устанавливались и закреплялись всё более сложные правила совместной жизнедеятельности, которые превращались в нормы и передавались из поколения в поколение. Одновременно исчезали, отбрасывались те нормы и установки, которые перестали соответствовать новым условиям общественной жизни.

Нравственные нормы присущи только человеку и формируются только в человеческом обществе. А ведь именно нравственные нормы и установки регулируют человеческое поведение и развитие общества, являются важнейшими составляющими культуры. Надо помнить, что для успешного действия моральные нормы должны быть глубоко усвоены человеком, «войти в его душу», стать частью внутреннего мира. Человек морален только тогда, когда нравственные нормы и нравственное поведение становятся органичными для него, помогают ему правильно вести себя в самых различных ситуациях. А общество может успешно развиваться, когда его члены обладают нравственными нормами, соответствующими нравственным идеалам данной эпохи.

Взаимосвязь нравственных норм, качеств, принципов, идеалов.

Нравственные нормы являются простейшей формой нравственных требований. Они либо требуют либо запрещают поведение определённого типа. Нравственные нормы непосредственно затрагивают все аспекты человеческих взаимоотношений, предписывая проявлять взаимную заботу, уважение, поддержку, быть скромными, правдивыми, искренними, формировать в себе трудолюбие, тактичность, мужество. Следование нравственным нормам характеризуют такие качества, как вежливость, порядочность, честность. Не обидеть слабого, не унизить, не оскорбить человека, не мешать окружающим в общественных местах – всё это простые нормы человеческого поведения, которые формируются у нас с первых лет жизни. Норма определяет поведение личности в некоторых типичных ситуациях, повторяющихся в течение тысячелетий. Обычно мы руководствуемся нормами по привычке, не задумываясь; только их нарушение привлекает внимание людей как вопиющее безобразие.

Действенность нравственных норм, заставляющих человека поступать определённым образом, достигается с помощью общественного мнения: ведь любому из нас неприятно прослыть невежливым, грубым, бестактным, испытать осуждение или насмешки окружающих. Общественное мнение, формируя некоторые стандарты поведения, служит как бы гарантом безопасности каждого, защитой от морального произвола со стороны других людей.

Каждый человек, формируясь как личность, приобретает определённые нравственные качества. Эти качества отражают полярность морального мира и делятся на хорошие (добродетели) и плохие (пороки). Ещё древнегреческие мудрецы выделяли четыре основные добродетели: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Оценивая человека, мы чаще всего и перечисляем эти качества. Однако, в отличие от норм, нравственные качества не сводятся к предписаниям или запретам, поскольку обладающий нравственными качествами индивид способен сам выбирать нужные правила поведения, нравственные нормы. Это означает, что каждый отвечает за то, чтобы воспитывать в себе и в окружающих добродетели и отвергать пороки. Но человек обычно не является идеалом нравственности или живым воплощением всех совершенств. В нём есть и недостатки, и какое-то одно, хотя и важное, достоинство не может искупить безнравственных недостатков. Мало иметь отдельные положительные черты – они должны дополнять друг друга, образуя общую линию поведения. Обычно человек сам определяет её для себя, вырабатывая некоторые собственные

нравственные принципы: коллективизм или индивидуализм, трудолюбие или леность, альтруизм или эгоизм.

Нравственный принцип обозначает стратегическую установку человека в его отношениях с людьми.

Выбирая принципы, мы выбираем моральную ориентацию в целом и способны разумно обосновать её.

Верность избранной положительной моральной ориентации издавна считалась достоинством человека. Она означала, что человек никогда не сойдёт с нравственного пути. Однако жизнь многообразна, и не всегда избранные принципы помогают принять верное решение в конкретной ситуации. Так, в прошлом случалось, что любовь к людям приносили в жертву революционным принципам, да и в наши дни ложно понятое товарищество порой толкает на безнравственные и бездуховные поступки. Именно поэтому свои принципы надо постоянно проверять на человечность, гуманность, сверять их с нравственными идеалами.

Нравственный идеал это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым.

Это всё лучшее, что выработано моралью на данном этапе её развития.

В детстве идеалом для нас может быть конкретный человек, в дальнейшем идеал как единство положительных качеств приобретает более обобщённый характер. Нравственный идеал позволяет оценивать поведение других людей и является ориентиром для самосовершенствования, помогает каждому ориентироваться в жизни, выбирать линию поведения.

Таким образом, нравственные нормы, качества, принципы, идеалы не действуют самостоятельно, изолированно друг от друга, а представляют собой основные элементы системы морали. Все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Некоторые выводы

1. Нравственные нормы представляют собой общие правила поведения. Они формировались и изменялись на протяжении всей истории общества. Одна из таких норм известна под названием «золотое правило нравственности».

2. Поступать согласно нравственным нормам людей побуждает не только общественное мнение, но и внутренний голос совести.

3. Нравственные нормы, качества, принципы, идеалы, действуя совместно, составляют систему морали данного общества.

4. Руководствуясь нравственными нормами, принципами, идеалами, человек регулирует своё поведение и самосовершенствуется, а общество в целом может успешно продвигаться по пути нравственного прогресса.

Вопросы и задания

  1. Что понимают под нравственными нормами? В чём состоит значение нравственных норм для человека и для общества?

  2. Есть ли такие нормы морали, которые вам не нравятся? Что было бы, если бы их удалось отменить?

  3. Всегда ли, на ваш взгляд, справедливо общественное мнение о нравственности человека? Всегда ли мы следуем ему? Почему?

  4. Иногда на все поучения хочется ответить: «Я никому ничего не должен». Правильно ли это?

  5. Зачем соблюдать моральные правила? Почему иногда нам хочется от этого уклониться?

  6. Есть ли у вас нравственный идеал? Что вы понимаете под нравственным идеалом?

  7. Человек с твёрдыми нравственными принципами, принципиальный человек – это хорошо или плохо? Почему?

Нравственные нормы поведения :: SYL.

ru

Нравственные нормы похожи на правовые. Все дело в том, что они осуществляют роль главного механизма, с помощью которого формируется человеческое поведение. Таким образом, нормы морали сегодня представляют собой неписаные правила и законы, которые сложились в ходе нескольких тысячелетий человеческого существования. В правовом же поле законы закреплены юридически.

Нравственность в культуре

Нравственность, нормы поведения человека и другие ценности являют собой воплощение морали, так как они определили особенности поведения человека и его сознание в различных сферах жизни. Например, в семье, на работе, в межличностных отношениях и так далее.

Что же касается морально-нравственных норм, это свод правил, которые определяют поведение человека по принципам. Их несоблюдение причиняет ущерб не только человеческому обществу.

Данные нормы сформулировали в виде определенного набора:

  • уступать место беременным и пожилым людям;
  • не опаздывать;
  • здороваться и прощаться;
  • носить определенную одежду;
  • защищать беспомощных;
  • помогать слабым и так далее.

На чем формируется здоровая личность?

Нравственно-этические нормы и другие ценности составляют образ не только древнего, но и современного человека, успешно сложившегося в смысле эталонного благочестия. Ребенок, и даже взрослые, должны стремиться именно к этому портрету. Так мы можем видеть преследование данной цели, исходя из анализа поступков личности.

В христианстве в виде эталона используется образ Спасителя – Иисуса Христа. Именно он стал закладывать в человеческие души и сердца справедливость, а также нравственные нормы поведения в обществе. Он — Бог.

Нормы этики и другие правила играют роль личностных и жизненных ориентиров для разных людей. Здоровая личность ставит перед собой собственные цели. Таким образом, проявляется позитивная нравственность, которая помогает управлять аморальным поведением, а также мыслями и чувствами человека.

Как известно, мораль выполняет свои функции в обществе в виде 3, связанных между собой элементов. Каждый из них являет собой одно из воплощений нравственности. Представим их:

  • моральная деятельность;
  • моральное сознание;
  • нравственные отношения.

Мораль вчера и сегодня

Нравственные нормы общества зародились достаточно давно. Каждое поколение человечества по-своему трактовала понимание добра и зла. А также по-своему интерпретировало нормы поведения. В традиционном обществе мы видим нравственный облик в неизменном виде. То есть. Человек прошлого времени не имел выбора принимать или не принимать данные нравственные нормы человечества. Ему приходилось безоговорочно их соблюдать.

Сегодня человек соблюдает или рассматривает нормы этики, как рекомендации для достижения блага для себя и окружающих. В большинстве своем современное общество больше соблюдает не моральные законы, а правовые.

Ранее мораль определяли, как свод правил, прописанных Богом. Однако сегодня они представлены, как общественный договор, соблюдать условия которого желательно. Если современный человек нарушает нравственные нормы, его не призовут к ответственности, а лишь осудят за семейным ужином.

Принять моральные законы для себя – выбор каждого. Но помните, что они будут прекрасным удобрением для ростка гармоничной души. Вы можете их отвергнуть, тогда не ждите человеческого отношения к своей персоне. Тем не менее, так сложилось, что человечество и все общество вращается вокруг морали и этики. И без них современное поколение людей не достигло бы гуманности и добродетельности.

Какими бывают нравственные нормы?

Итак. Обилие нравственных принципов и норм предварительно нужно разделить на две области:

  • позволения;
  • требования.

Философы выделяют в требованиях обязательства и естественные обязанности, а позволения они разделили на сверхдолжные и безразличные. Мораль бывает общественной, то есть, она подразумевает собой общее правило для всех, независимо от национальности и вероисповедания. Иными словами, это негласный свод правил, который действует в той или иной семье или в каких-либо государствах. Также существуют установки, которые рекомендуют, как выстраивать линию поведения с отдельными личностями. Чтобы познать нравственную культуру, нужно не только читать полезную литературу, но и совершать хорошие поступки, которые будут приняты и оценены окружающими по достоинству.

Значение морали

Существует мнение о том, что значение морали обществом преувеличено. Дескать, нравственные нормы человека загоняют в рамки. Однако ни один грамотный, образованный и воспитанный человек не считает себя пленником или бытовой техникой, используя жизнь по инструкции. Нравственные нормы — это те же ориентиры, схемы, которые помогают человеку выстроить жизненный путь. Не вступая в многочисленные конфликты с совестью.

Как бы там ни было, но нравственные нормы во многом совпали с правовыми. Но жизнь невозможно вложить в рамки закона. Бывают ситуации, когда право и мораль становятся противниками. Например, одна из божьих заповедей гласит «Не укради». Так почему человек не идет на кражу? Если он не совершает этот поступок из страха перед судом, то этот поступок уже нельзя называть моральным. Но, если личность не ворует, исходя из убеждения о том, что кража – это плохо, поступок его основан на соблюдении моральных ценностей. К сожалению, в жизни случается так, что человек идет на кражу лекарства, нарушая правовой закон, чтобы спасти жизнь другому человеку.

Особенность морального воспитания

Стоит понимать, что нравственная моральная среда сама никогда не сформируется. Человек должен выстраивать правильные отношения по закону и этике. Он должен непрестанно работать над собой. Школьники изучают негласные правила морали на уроках истории, литературы, обществознания и других факультативах. Однако, вырастая, они попадают в общество, где чувствуют себя беззащитными и даже беспомощными. Вспоминая себя, когда в первом классе с ужасом вышли к доске, чтобы решить пример.

Таким образом, мы видим, что благочестие сковывает и делает раба из человека в том случае, если моральные ценности извращены. И подстраиваются под материальные интересы определенной группы людей.

В заключение

В современной жизни выбор правильной дороги на жизненном пути беспокоит личность меньше, чем социальное неблагополучие и дискомфорт. Мамы и папы хотят больше, чтобы их ребенок выучился и стал отменным специалистом, чем здоровой личностью. Сегодня важнее вступить в брак на материальной основе, чем познать истинную любовь. Получается так, что родить ребенка гораздо важнее, чем ощутить истинную потребность женщины в материнстве.

Таким образом, поведение человека и нравственные нормы между собой тесно связаны. Помните, что, задумываясь о моральных ценностях, вы не должны отождествлять их с регламентом. Выполнение этих правил должно исходить из вашего собственного желания.

Что такое этика? — Markkula Center for Applied Ethics


Этика основана на хорошо обоснованных стандартах правильного и неправильного, которые предписывают, что люди должны делать, обычно с точки зрения прав, обязанностей, пользы для общества, справедливости или конкретных добродетелей.

Несколько лет назад социолог Рэймонд Баумхарт спросил деловых людей: «Что для вас значит этика?» Среди их ответов были следующие:

«Этика связана с тем, что мои чувства говорят мне, правильно или неправильно».
«Этика связана с моими религиозными убеждениями.»
«Этично делать то, что требует закон.»
«Этика состоит из стандартов поведения, принятых нашим обществом».
«Я не знаю, что означает это слово.»

Эти ответы могут быть типичными для нас. Значение слова «этика» трудно определить, и взгляды многих людей на этику шатки.

Подобно первому респонденту Баумхарта, многие люди склонны отождествлять этику со своими чувствами. Но быть этичным явно не значит следовать своим чувствам. Человек, следующий своим чувствам, может уклоняться от того, чтобы поступать правильно. На самом деле чувства часто отклоняются от этических норм.

Не следует отождествлять этику с религией. Большинство религий, конечно же, отстаивают высокие этические стандарты. Тем не менее, если бы этика ограничивалась религией, тогда этика применялась бы только к религиозным людям. Но этика применима как к поведению атеиста, так и к поведению набожного религиозного человека. Религия может установить высокие этические стандарты и может обеспечить сильную мотивацию этического поведения. Этика, однако, не может быть ограничена религией и не тождественна религии.

Быть этичным — это не то же самое, что следовать закону. Закон часто включает этические нормы, которые подписываются большинством граждан. Но законы, как и чувства, могут отклоняться от этического. Наши собственные законы о рабстве, существовавшие до Гражданской войны, и старые законы об апартеиде в современной Южной Африке являются гротескно очевидными примерами законов, отклоняющихся от этических норм.

Наконец, быть этичным — это не то же самое, что делать «все, что принято обществом». В любом обществе большинство людей принимают стандарты, которые на самом деле являются этическими. Но стандарты поведения в обществе могут отклоняться от этических норм. Все общество может стать этически коррумпированным. Нацистская Германия — хороший пример морально испорченного общества.

Более того, если быть этичным означает делать «все, что принимает общество», то для того, чтобы выяснить, что является этичным, нужно было бы выяснить, что принимает общество. Например, чтобы решить, что мне следует думать об абортах, мне пришлось бы провести опрос американского общества, а затем привести свои убеждения в соответствие с тем, что принимает общество. Но никто никогда не пытается решить этический вопрос путем проведения опроса. Кроме того, отсутствие общественного консенсуса по многим вопросам делает невозможным приравнивание этики к тому, что принимает общество. Некоторые люди соглашаются на аборт, но многие другие этого не делают. Если бы быть этичным означало делать то, что принимает общество, нужно было бы найти согласие по вопросам, которых на самом деле не существует.

Что же такое этика? Этика — это две вещи. Во-первых, этика относится к хорошо обоснованным стандартам правильного и неправильного, которые предписывают, что люди должны делать, обычно с точки зрения прав, обязанностей, пользы для общества, справедливости или конкретных добродетелей. Этика, например, относится к тем стандартам, которые налагают разумные обязательства воздерживаться от изнасилования, воровства, убийства, нападения, клеветы и мошенничества. Этические стандарты также включают те, которые предписывают такие добродетели, как честность, сострадание и лояльность. И этические стандарты включают стандарты, касающиеся прав, таких как право на жизнь, право на свободу от травм и право на неприкосновенность частной жизни. Такие стандарты являются адекватными стандартами этики, потому что они поддерживаются последовательными и хорошо обоснованными причинами.

Во-вторых, этика относится к изучению и развитию своих этических норм. Как упоминалось выше, чувства, законы и социальные нормы могут отклоняться от этических норм. Поэтому необходимо постоянно проверять свои стандарты, чтобы убедиться, что они разумны и обоснованы. Таким образом, этика также означает непрерывные усилия по изучению наших собственных моральных убеждений и нашего морального поведения, а также стремление к тому, чтобы мы и институты, которые мы помогаем формировать, соответствовали разумным и прочно обоснованным стандартам.

Первоначально эта статья была опубликована в Issues in Ethics  IIE V1 N1 (осень 1987 г. ). Пересмотрено в 2010 г.

Последовательность и этика – Markkula Center for Applied Ethics

Последовательность – отсутствие противоречий – иногда называют отличительной чертой этики. Этика должна дать нам руководство для нравственной жизни, и для этого она должна быть рациональной, а чтобы быть рациональной, она должна быть свободна от противоречий. Если бы кто-то сказал: «Открой окно, но не открывай окно», мы бы не знали, что делать; команда противоречива и, следовательно, иррациональна. Точно так же, если нашим этическим принципам и практикам не хватает последовательности, мы, как разумные люди, окажемся в замешательстве относительно того, что нам следует делать, и разделимся во мнениях относительно того, как нам следует жить.

Этика требует последовательности в том смысле, что наши моральные нормы, действия и ценности не должны противоречить друг другу. Изучение нашей жизни для выявления несоответствий, а затем изменение наших моральных стандартов и поведения таким образом, чтобы они соответствовали друг другу, является важной частью нравственного развития.

Где мы можем обнаружить несоответствие? Во-первых, наши моральные нормы могут не соответствовать друг другу. Мы обнаруживаем эти несоответствия, рассматривая ситуации, в которых наши стандарты требуют несовместимого поведения. Предположим, например, что я считаю неправильным не подчиняться моему работодателю, а также считаю неправильным причинять вред невинным людям. Затем предположим, что однажды мой работодатель настаивает на том, чтобы я работал над проектом, который может причинить вред невинным людям. Ситуация выявляет несоответствие между моими моральными нормами. Я могу либо подчиняться моему работодателю, либо избегать причинения вреда невинным людям, но я не могу делать и то, и другое. Чтобы быть последовательным, я должен изменить один или оба этих стандарта, изучив причины, по которым я их принимаю, и взвесив эти причины, чтобы увидеть, какой стандарт более важен и заслуживает сохранения, а какой менее важен и нуждается в модификации.

Более важный вид несоответствия может возникнуть, когда мы применяем наши моральные стандарты к различным ситуациям. Чтобы быть последовательными, мы должны применять к одной ситуации те же моральные стандарты, что и к другой, если только мы не можем показать, что эти две ситуации существенно различаются. Я мог бы верить, например, что у меня есть право купить дом в любом районе, который я пожелаю, потому что я считаю, что люди должны быть свободны жить там, где они хотят. Но я один из первых, кто выступил против продажи соседнего дома группе умственно отсталых. Но в чем разница между двумя ситуациями, которая оправдывает такое различие в лечении? Какая разница, почему я могу купить дом в любом районе, но не они?

Существует и другой смысл, в котором потребность в последовательности входит в этику. Мы можем придерживаться последовательных моральных стандартов и последовательно применять их, но мы можем не быть последовательными в том, кто мы есть как личности. Мы часто используем слово «честность» для обозначения людей, которые действуют в соответствии со своими убеждениями. Здесь последовательность означает, что действия человека находятся в гармонии с его внутренними ценностями. Полоний, персонаж шекспировского «Гамлета», указывает — возможно, с некоторым преувеличением, — насколько важна такая честность для нравственной жизни, когда он говорит своему сыну Лаэрту:0004

Это прежде всего: самому себе быть верным,
И оно должно следовать, как ночь за днем,
Ты не можешь быть лживым ни с кем из людей.

 

Постоянство в нашей жизни также предполагает внутреннюю целостность. Может случиться так, что внутренним желаниям человека позволено конфликтовать друг с другом. Например, желанию быть смелым или честным может противоречить желание избежать неудобств или боли, которых часто требует мужество или честность. Допускать такой конфликт — значит пагубно, потому что эти желания противоречивы. Чтобы достичь последовательности, мы должны работать над формированием наших желаний, чтобы создать своего рода внутреннюю гармонию.

Постоянство настолько важно для этики, что некоторые моралисты считают, что это и есть вся этика. Они утверждали, что если люди последовательно относятся ко всем людям одинаково, они всегда будут действовать этично. Они утверждают, что этичное поведение — это просто вопрос последовательности в том, чтобы распространять на всех людей такое же уважение и внимание, которых мы требуем для себя. Сама Библия, кажется, подразумевает, что этика состоит не более чем из соответствия словам: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой: в этом весь Закон и пророки». (Матф. 7:12). Этот библейский стих иногда истолковывался как означающий, что вся мораль может быть сведена к требованию избегать противоречий между тем, что человек считает подходящим для других, и тем, что он считает подходящим для себя.

Но разве последовательность — это все, что нужно для этики? Мы можем быть совершенно последовательными в отношении наших моральных принципов и ценностей, но наши принципы могут быть неверными, а наши ценности неуместными. Мы даже можем быть последовательны в отношении к другим, как к себе, но такая последовательность вряд ли будет признаком нравственной жизни, если нам случится плохо относиться к себе.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>