Статья | Как видят младенцы
То, каким малыш увидит окружающий мир, зависит от его родителей. В ваших силах научить ребенка уже в первые его месяцы смотреть на жизнь «широко открытыми глазами».
Из пяти чувств, которые есть у человека, ведущую роль в его развитии играет зрение. Большую часть информации об окружающем мире мы получаем именно через глаза. Закладывается зрительная система еще во внутриутробном периоде, но активно формируется и «дозревает» уже после рождения, в первый год жизни малыша. В это время особенно важно обратить внимание на развитие зрения, так как оно напрямую связано с развитием мозга.
Известно, что эффективность работы мозга определяется не числом нейронов, а количеством связей (синапсов) между ними. В первый год жизни человека эти связи образуются с невероятной скоростью. И чем больше зрительной информации будет получать ребенок, тем активнее пойдет развитие разных структур его мозга.
Любое поражение зрения в младенчестве часто становится причиной значительного отставания в развитии ребенка, так как остальные органы чувств не способны полноценно компенсировать дефицит информации.
Картина мира
Самые первые зрительные образы, которые воспринимает человек — это лица. «Схему лица „носик-ротик“ мы узнаем врожденно — это видоспецифичный сигнал, — рассказывает доктор биологических наук, специалист по физиологии мозга Вячеслав Дубынин. — Более того, мы сейчас знаем, что узнается не просто схема лица, а основные мимические выражения: горе, страх, ярость, улыбка. Древнегреческие маски трагедии и комедии, смайлик — это врожденно действует на нашу вторичную зрительную кору, это врожденно значимо. Именно поэтому для нас это так важно и напрямую связано еще и с центрами положительных и отрицательных эмоций».
Основные стимулы развития зрительной системы малыша — лица мамы и папы. Раз так, общайтесь и говорите с ребенком при любом удобном случае, как можно чаще «показывайтесь ему на глаза».
Не упустить момент
Органы зрения у новорожденного уже сформированы, но работа всей зрительной системы будет «настраиваться» в течение первых шести месяцев жизни. Малышу надо научиться фиксировать взгляд, двигать одновременно обоими глазами (это называется «содружественное движение»), определять глубину пространства и устанавливать связь между зрением и осязанием.
В это время увеличивается глазное яблоко, формируются связи с участками мозга, ответственными за прием и обработку визуальной информации. С точки зрения психофизиологии этот период — критическая фаза формирования зрительной системы. Причем стимулом для развития зрения служит сам акт «смотрения». То есть чем больше изображений проецируется на сетчатку, тем лучше развивается глаз.
Черно-белое кино
Способность распознавать цвета есть у нас с рождения, но новорожденный пока не умеет ей пользоваться. Зато он хорошо воспринимает и с удовольствием разглядывает контрастные черно-белые изображения с четкими контурами. Вы можете изготовить такие картинки самостоятельно и проводить с их помощью «занятия» с малышом.
В результате таких упражнений ребенок в первые месяцы жизни приобретет два важных навыка: научится фиксировать предмет и следить за ним взглядом.
Для проведения занятий можно положить малыша на любую поверхность (пеленальный столик, детская кроватка, большая кровать), но так, чтобы источник света (окно или лампа) находился за его головой.
0–2 месяца
У новорожденного поле зрения ограниченно — 30 градусов влево и вправо, 10 градусов вверх и вниз, глубина — не более 90 см от лица. Показывайте ребенку изображения, исходя из этих данных. Контрастные черно-белые узоры привлекают внимание малыша, потому что в этот период палочки (клетки сетчатки глаза, различающие слабый свет, черный и белый цвета) развиты лучше, чем колбочки (клетки, ответственные за восприятие цветов).
Для первых занятий понадобятся картинки с простыми геометрическими фигурами, «шашечками» (наподобие шахматной доски), полосами, прямыми и ломаными линиями.
Уже в возрасте 10 дней малыш способен удерживать в поле зрения движущийся предмет, а в 3 недели — фиксироваться на неподвижном объекте и на лице взрослого, который с ним разговаривает.
К концу первого месяца он пытается следить за медленно перемещающимся черно-белым предметом или лицом мамы на расстоянии 20–30 см. Замечает объекты, может недолго их рассматривать.
Для тренировки фиксации: показывайте малышу черно-белые рисунки. Их также можно прикрепить на бортики кроватки.
Постепенно заменяйте простые картинки на более сложные. Так малыш научится фокусировать взгляд. Среди картинок можно разместить черно-белые фотографии мамы и папы.
Если вы закрепили над кроваткой мобиль, разноцветные подвесные игрушки можно пока заменить на черно-белые.
Для тренировки слежения: на расстоянии 30 см от глаз покажите малышу картинку. После того как ребенок заметит ее и зафиксирует на ней взгляд, медленно начните передвигать картинку вправо, потом влево. Второе упражнение: приближайте рисунок к малышу и снова удаляйте (от 20 до 100 см).
3 месяца
Малыш уже может четко фокусироваться на объекте, однако плавно и непрерывно следить за ним, если тот движется по дуге, ему пока еще сложно. Прослеживание предметов по кругу можно тренировать при помощи мобиля, сняв с него все игрушки, кроме одной.
В этом возрасте младенец уже по-настоящему радуется и улыбается при виде чего-то знакомого. Он с удовольствием следит за двигающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом, с интересом изучает свои ручки.
Пока еще малыш не чувствует объем предметов, поэтому часто не может схватить предмет, к которому тянется. Так происходит потому, что мир младенца пока двухмерный.
Бинокулярное зрение разовьется позже, и тогда малыш научится оценивать глубину пространства.
Теперь вы можете разместить картинки во всех местах, куда сможете поднести ребенка на руках. Малыш уже способен зрительно сосредотачиваться, находясь в вертикальном положении.
4 месяца
Сейчас ребенку могут понравиться более сложные рисунки, с кривыми и изогнутыми линиями и формами. Малыш запоминает увиденное, хорошо следит за движущимся предметом.
В этот период происходит становление цветовосприятия, потому что колбочки в сетчатке начинают работать активнее. Сначала малыш способен воспринимать красный и желтый цвета, чуть позже — зеленый и синий. Главное, чтобы цвет был ярким. Пастельные оттенки, которые обычно предпочитают родители, не произведут впечатления на ребенка.
Для фиксирования цвета показывайте малышу поочередно с интервалом в 30 секунд две картинки, сначала с одинаковым изображением, но разных цветов, а потом наоборот — одинакового цвета, но с разными рисунками.
Возьмите белый лист и картинку. Сначала покажите малышу картинку на расстоянии 30–50 см. Он должен ее зафиксировать. Затем закройте белым листом половину изображения. Через 30 секунд опять покажите весь рисунок целиком. В следующем упражнении закрывайте белым листом полностью всю картинку.
Теперь возьмите две разные картинки и белый лист. Сложите их наподобие колоды: первая картинка — белый лист — вторая картинка. Показывайте их по очереди, следя за тем, чтобы малыш фиксировал изображение. Вы увидите, как он удивится, увидев после белого листа другой рисунок!
В возрасте 4 месяцев ребенок способен предугадывать события. Раньше он продолжал кричать от голода до тех пор, пока не захватит сосок или не получит бутылочку. Теперь, увидев маму, он может либо замолчать, либо начать кричать еще громче. У ребенка устанавливается связь между зрительными впечатлениями и сознанием.
5–6 месяцев
К этому возрасту образы, передаваемые от обоих глаз, начинают соединяться, и таким образом развивается бинокулярное (стереоскопическое) зрение. Теперь ребенок способен зрительно воспринимать глубину пространства. Малыш хорошо фокусируется и на ближних, и на дальних предметах. Полугодовалые младенцы очень любят разглядывать более сложные изображения, витиеватые орнаменты и узоры. Это прекрасная тренировка для зрительной системы — в таких картинах есть определенный ритм, симметричные и асимметричные участки, упорядоченность и структура.
Показывайте ребенку одновременно две разные картинки, чтобы он мог смотреть то на одну, то на другую.
Сделайте из белого листа своего рода экран. Держите его в одной руке. В другую руку возьмите картинку или игрушку. Покажите ее ребенку, пусть он зафиксирует на ней взгляд. Перемещайте картинку (игрушку) так, чтобы в какой-то момент она скрылась за экраном, а потом появилась с другой стороны.
У ребенка должно сформироваться понимание того, что исчезнувший из поля зрения объект не перестает существовать и продолжает двигаться. Когда малыш овладеет этим навыком, он будет переводить взгляд к месту будущего появления картинки из-за листа.
Все хорошо в меру
Главное в занятиях с младенцем — умеренность и удовольствие. И мама, и малыш должны быть в хорошем настроении. Играйте с ребенком, когда он доволен, спокоен, не голоден и не устал. Не стоит увлекаться только зрительными реакциями и ориентированием. Для гармоничного развития важно задействовать все органы восприятия: слух, осязание, обоняние, вкус. И помните, что главный стимул развития зрительной системы — улыбка на лице мамы.
Источники:
Портал «ПостНаука»
Семейный сайт 7ya. ru
Фото: Unsplash; блог «Книжный шкап Катерины Таберко»
Зрение младенца
ГлавнаяГлавнаяО клиникеНовости офтальмологииЗрение младенца
02 Декабря, 2017
Зрение малыша после рождения.
Молодых родителей часто заботит зрение младенца.
Как же развивается зрение малыша и когда следует немедленно обратиться к врачу?
Считается, что новорождённые видят мир вверх ногами. Исследования учёных полностью отрицают эти утверждения.
Они заявляют, что изображение на сетчатке ребёнка отражается в перевёрнутом виде, потому что ещё не развит зрительный анализатор. Но расценивать, что ребёнок видит изображение в перевёрнутом виде не стоит.
Офтальмологи в свою очередь указывают, что у ребёнка зрение начинает развиваться уже с первой недели в лоне матери и продолжает развиваться все первые годы жизни.
Если нарушается процесс развития зрительных органов малыша, то это нарушение влечёт за собой проблемы в работе других систем и органов.
Плохо видящим малышам грозит отставание в физическом и психическом развитии. Восприятию окружающего мира способствует хорошее зрение ребёнка. Для его познания, понимания, и анализа любому человеку необходимо видеть, осязать и чувствовать мир, особенно малышу.
Следовательно, родители должны быть очень внимательными и по первым признакам, указывающим на проблемы со зрением малыша срочно обращаться к специалисту.
У новорождённых глаза слегка косят, но со временем это явление проходит. Окулист, осматривая первый раз младенца, сам определит – как это серьёзно или нет?
Необходимо знать, что ребёнок видит на расстоянии 30-ти см. от глаз. Он видит маму и силуэты крупных предметов, а также различные тени.
Не стоит волноваться, если глаза малыша бегают в разные стороны. Всё это является нормой, потому что вскоре движения зрачков будут одинаковы и согласованы.
В первый месяц новорождённые лучше воспринимают чёрно – белый цвет, затем красный, жёлтый, через 3 месяца зелёный и потом синий.
С рождения ребёнка и до семилетнего возраста происходит активное развитие зрительных органов и их совершенствование.
Родителям стоит забеспокоиться:
— Ребёнку больше 3 – 4 месяцев, а он не наблюдает двумя глазами за движущимися предметами.
— Малыш плохо двигает глаза в разные стороны.
— У ребёнка постоянно двигаются глаза, и нет сфокусированной точки у взгляда.
— У малыша долгое время не проходит младенческое косоглазие, и глаза у него подкатываются к верхнему веку.
— Зрачки кажутся белыми.
— Глаза ребёнка постоянно слезятся, и он очень чутко реагирует на свет. В глаза попали посторонние предметы или вещества.
Запишитесь на прием в «Первую глазную клинику» и вы убедитесь сами, что здоровье пациентов — наш главный приоритет.
При записи на прием через сайт и получите скидку!
или позвоните по телефону 8(499) 922-10-55
Мы Вас ждем!
Возврат к списку
⨉
Уважаемые посетители! Информируем вас о том, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie-файлы) с целью повышения качества обслуживания пользователей сайта. Продолжая использовать наш сайт без изменения настроек, вы соглашаетесь на использование cookie-файлов.
Запись на прием
При записи на приём через сайт дополнительная скидка 5%
После заполнения заявки с вами свяжется администратор для уточнения деталей.
Услуга:
Выберите услугуДиагностика зренияЛечение катарактыЛазерная коррекция зренияЛечение глаукомыАстигматизмЛечение близорукостиЛечение дальнозоркостиКератоконусСетчатка. Лазеркоагуляция. Лечение сетчаткиЛечение косоглазияДетская офтальмологияКонтактная коррекция зренияЛечение других заболеваний глазОперации на глазаВитреоретинальная хирургияДата и время:
Ваше имя:
Телефон:(обязательное поле)
Комментарий:
Согласен с условиями обработки и использования моих данных
Заявка отправлена
В ближайшее время с вами свяжется специалист для согласования времени приёма.
Запись на прием
После заполнения заявки с вами свяжется администратор для уточнения деталей.
Специалист:
Дата и время:
Ваше имя:
Телефон:(обязательное поле)
Комментарий:
Согласен с условиями обработки и использования моих данных
Заявка отправлена
В ближайшее время с вами свяжется специалист.
Задать вопрос специалисту
Оставьте свой e-mail и мы ответим на любой
интересующий Вас вопрос в течение дня (в рабочее время).
Специалист:
Ваше имя:
E-mail:(обязательное поле)
Телефон:
Вопрос:(обязательное поле)
Согласен с условиями обработки и использования моих данныхЗаявка отправлена
В ближайшее время на указанный Вами e-mail будет отправлен ответ.
Задать вопрос специалисту
Оставьте свой e-mail и мы ответим на любой
интересующий Вас вопрос в течение дня (в рабочее время).
Ваше имя:
E-mail:(обязательное поле)
Вопрос:(обязательное поле)
Согласен с условиями обработки и использования моих данных
Заявка отправлена
В ближайшее время на указанный Вами e-mail будет отправлен ответ.
Заказать бесплатный звонок
Оставьте свой номер телефона и мы бесплатно перезвоним Вам в течение 30 секунд (в рабочее время).
Ваше имя:
Телефон*(обязательное поле)
Согласен с условиями обработки и использования моих данных
Заявка отправлена
В ближайшее время Вам перезвонят
Оставить отзыв
Ваше имя *
Ваша почта *
Ваш телефон
Текст отзыва *
Прикрепить фотографию
Файл не выбран
Согласен с условиями обработки и использования моих данных
Отзыв отправлен
Он будет опубликован на сайте после проверки модератором
How Children View the World — Association for Psychological Science — APS
youtube.com/embed/NRtGKgm2Pz8″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Смит, ученый-психолог из Индианского университета в Блумингтоне (IU), известная своими исследованиями развития языка и распознавания объектов у младенцев и детей младшего возраста, была основным докладчиком. на Международной конференции психологических наук 2017 года в Вене. Ее речь «Как младенцы овладевают языком» была посвящена пересечению идентификации объектов и языкового обучения у детей в возрасте от 3 недель до 24 месяцев.
Смит неуклонно искал новые способы исследования мозга и тела младенцев, особенно в том, что касается изучения как овладения языком, так и познания объектов. Ее текущее направление исследований изучает роль окружающей среды в процессах роста детей младшего возраста, уделяя особое внимание ключевым периодам развития и механизмам изменений, которые играют решающую роль в эти периоды.
«У нас пока нет теории или компьютерного понимания последствий упорядоченной последовательности опыта, которую младенцы создают для себя», — сказал Смит, отметив, что у младенцев одновременно развиваются системы развития. «То, что делает мозг, определяет то, что делает тело, а то, что делает тело, меняет окружающую среду… эти изменения, которые мы вносим в мир, возвращаются в мозг через тело».
Смит поставил перед собой задачу проанализировать динамику взаимодействий между мозгом, телом и окружающей средой ребенка. Эти взаимодействия, по ее словам, могут оказать огромное влияние на то, как дети учатся говорить и идентифицировать определенные объекты в своем поле зрения, тем самым проливая свет на пути развития как языкового развития, так и изучения объектов. Для достижения этой цели она провела несколько исследований, в которых изучала младенцев с головными камерами. Проект Home-View, инициатива, разработанная при поддержке Национального научного фонда, на данный момент собрал данные о 75 детях в возрасте от 3 недель до 24 месяцев, с видеозаписью от 4 до 6 часов на головную камеру для каждого ребенка.
Это есть у глаз
Общее практическое правило при изучении сенсомоторных систем, по словам Смита, заключается в том, что «когда люди движутся в мире — будь то младенцы или взрослые — они склонны смотреть на мир с головы и глаза выровнены». То есть, когда мы видим что-то, на чем действительно хотим сосредоточиться (а не просто бросить взгляд), мы поворачиваем всю голову в сторону объекта; это движение, как объяснил Смит, занимает примерно 500 мс. Однако дети в разном возрасте по-разному подходят к этому процессу. Трехнедельные младенцы могут видеть только то, что находится перед ними, и поэтому фокусируют свой взгляд прямо перед собой, в то время как годовалые малыши «управляют новыми видами потока и оптической информации, и когда это движение начинается… вызывает очень важные изменения в зрительной системе».
Повышенная способность ребенка двигать головой (а затем и всем телом) приводит к соответствующему расширению поля зрения, отметил Смит. Данные с головных камер, прикрепленных к младенцам, показали, что они рассматривали лица 15 минут в час — чрезвычайно большую часть времени бодрствования. Они также видели эти лица с близкого расстояния примерно в 2 фута, вероятно, потому, что родители довольно близко наклонялись, чтобы посмотреть на своих детей в этом возрасте.
Годовалые дети, однако, видели лица только 6 минут в час, а также смотрели на них с большего расстояния, вместо этого сосредоточив свое внимание на руках и предметах.
«С возрастом стареют лица, а не люди в поле зрения», — объяснила она. «Когда 2-летний ребенок смотрит на чье-то тело в естественном виде, вряд ли это будет лицо, но когда 3-месячный ребенок видит тело в поле зрения, это, скорее всего, лицо».
Это создает систематический сдвиг в отношении того, какая часть тела наиболее важна для физического обучения ребенка, из-за того, как дети воспринимают функцию рук в этом возрасте: Будь то младенец или малыш, 70% времени, которое они тратят на поиск на руках, эти руки держат предметы.
Игра с восприятием
Чтобы приблизить этот критический период развития, Смит в сотрудничестве со своим коллегой из APS Fellow Chen Yu провела мультисенсорный проект, в котором использовались головные камеры (или наголовные устройства отслеживания глаз для младенцев), движение датчики, аудиозаписи и несколько комнатных камер. В более крупном проекте они набрали около 200 детей в возрасте от 9 до 36 месяцев, а также по одному родителю на каждого ребенка. Внимательно изучив взаимодействия, которые возникали во время игры родителей и младенцев, особенно в отношении объектов, Смит надеялся получить представление о том, как дети узнают о языке и идентификации объектов в разном возрасте.
Они обнаружили, что в первые 2 года жизни ребенка объекты быстро появлялись и исчезали из поля зрения, и что один объект обычно был намного ближе к глазам ребенка, чем другие (предполагая, что родитель, возможно, держал его перед глазами). лицо ребенка). Не менее важно и то, что родитель часто называл объект, который был самым большим в представлении ребенка. Для Смита это вызвало вопрос: «Является ли этот тип игры оптимальным моментом для изучения названий предметов?»
Смит и Ю дали родителям шесть предметов с конкретными названиями, чтобы они могли играть со своими детьми. Им не сказали учить детей названиям предметов; им также не сказали, что детей будут проверять после игры (это гарантировало, что родители не будут намеренно пытаться превратить сеанс в урок). После 1,5-минутного сеанса исследователи дважды измерили знания детей о каждом объекте, предложив ребенку три варианта и попросив выбрать один. Если ребенок выбирал правильный объект, Смит и ее коллеги пересматривали динамику игрового сеанса, просматривая материал от 10 секунд до события наименования до 10 секунд после события наименования.
Они обнаружили, что успешное распознавание объектов происходит, когда объект находится физически близко к лицу ребенка и находится в его центре. «Малыши узнают названия объектов, когда референт визуально выделяется, больше в поле зрения и [и] более центрирован, чем конкуренты», — объяснил Смит. «Это прямое следствие… того, как работают тела малышей».
Кроме того, экспериментаторы обнаружили, что моменты называния чаще всего возникают, когда дети сами держат предмет и когда их голова устойчива (т. е. сфокусирована на предмете). «Все это означает, что у малышей зрительное внимание и обучение включают всю сенсомоторную систему», — сказал Смит. «Это проявляется в соединении и самоорганизации головы, глаз и рук в реальном времени. На данном этапе изучение названий объектов связано с скоординированным фокусом глаз, головы и рук, стабилизированным зрительным вниманием и уменьшением визуальной конкуренции, вызванной удержанием объекта».
Смит воодушевлен этими последовательными выводами и считает, что они могут быть важны для исследователей, стремящихся глубже изучить пересечение изучения языка и познания объектов у маленьких детей. Она объяснила, что каждый возраст дает новое понимание этого процесса: когда детям исполняется 18 месяцев, они учатся совершенно иначе, чем в детстве (например, они достаточно координированы, чтобы хватать и удерживать предметы, тем самым побуждая родителей называть их). их).
«Развитие также способствует развитию достижений прошлого», — заключил Смит. «То, что произошло раньше, повлияет на то, что произойдет позже».
Младенцы могут видеть то, чего не видят взрослые | Умные новости
Кэтрин ДЕЛАЭ/Photononstop/Corbis Когда детям всего три-четыре месяца, они могут различать изображения, которые взрослые никогда не замечают. Но после пяти месяцев младенцы теряют свои способности к сверхзрению, сообщает Сусана Мартинес-Конде для Scientific American .Однако не стоит слишком завидовать тому, что у младенцев есть превосходная способность различать: причина, по которой взрослые — или даже младенцы старше восьми месяцев — не имеют ее, заключается в том, что со временем наш мозг узнает, какие различия важно замечать. .
Например, когда взрослые смотрят на изображение улитки (ниже), они обычно говорят, что глянцевая улитка A и глянцевая улитка B наиболее похожи. Матовая улитка C кажется исключением. Но ребенок может сказать, что улитке B и улитке C 9 лет.0047 на самом деле больше похож. Хотя взрослым трудно увидеть улитку А, она выделяется среди других — поверхность улитки отражает совершенно разные условия освещения. Младенцы более чувствительны к этому, казалось бы, тривиальному различию образов.
«[Мы] учимся игнорировать определенные типы различий, чтобы мы могли распознавать один и тот же объект как неизменный во многих различных сценариях», — пишет Мартинес-Конде.
Одна из этих вещей не похожа на другие, но, вероятно, это не то, о чем вы думаете. Ян Дж. и др., Текущая биология (2015 г.)Исследователи из Токио, Япония, изучили эту способность очень маленьких детей, протестировав 42 ребенка в возрасте от трех до восьми месяцев. Поскольку эти младенцы еще не могут говорить, исследователи отслеживали их восприятие изображений, основываясь на том, как долго младенцы смотрели на каждое изображение.
Предыдущие исследования показали, что, когда ребенок видит что-то новое, он дольше смотрит; предметы, с которыми они знакомы, заслуживают лишь беглого взгляда.
Разница во взгляде во времени показала, что трехмесячные и четырехмесячные дети замечали разницу в интенсивности пикселей и меньше впечатлялись различиями в поверхностях, т. е. были ли изображения глянцевыми или матовыми. Но к тому времени, когда младенцам исполнилось семь-восемь месяцев, их зрение стало ближе к взрослому, и они уже не могли видеть разницу в пикселях.