2. Понятие мотива и мотивации.(49)
Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.
Например, в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нее в знак протеста.
В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности. В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности.
Под потребностно-мотивационной сферой личности понимается вся совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни человека.
К сознательно обоснованным мотивам следует отнести ценности, убеждения, намерения.
Ценность
Ценность — это понятие, используемое в философии для указания на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации составляют основу сознания и деятельности личности. Ценность — личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта. Ценности придают смысл человеческой жизни. Непреходящее значение в мире ценностных ориентаций человека имеют вера, воля, сомнение, идеал. Ценности — часть культуры, получаемая от родителей, семьи, религии, организаций, школы и окружающей среды.
Культурные ценности — это широко поддерживаемые убеждения, определяющие, что желательно и что верно. Ценности могут быть:самоориентированными, которые касаются индивида, отражают его цели и общий подход к жизни;
ориентированными другими, которые отражают желания общества, касающиеся взаимоотношений между индивидом и группами;
ориентированными окружающей средой, которые воплощают представления общества о желательных взаимоотношениях индивида с его экономической и природной средой.
Убеждения
Убеждения — это мотивы практической и теоретической деятельности, обоснованные теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. Например, человек становится учителем не только потому, что ему интересно передавать знания детям, не только потому, что он любит работать с детьми, но и потому, что хорошо знает, как многое в создании общества зависит от воспитания сознательности. Это значит, что он выбрал свою профессию не только из интереса и по склонности к ней, но и по своим убеждениям.
Намерение
Намерение — сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с четким представлением средств и способов действия. Здесь объединяются побуждение к действию и планирование. Намерение организует поведение человека.
Рассмотренные типы мотивов охватывают лишь основные проявления мотивационной сферы. В реальности существует столько различных мотивов, сколько возможно отношений человек-среда.
Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.
Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-пер- вых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
В мотивационной сфере выделяются:
мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;
мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;
мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.
Мотивы — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим его к совершению действия. Мотивация — динамический процесс внутреннего, психологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку, т.е. совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Она объясняет целенаправленность действия организованность.
Потребности — состояние нужды человека в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования, ее отличием является избирательность реагирования живого на то, что составляет предмет потребностей.
Мотивация — динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление и поддержку. Процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.
Классификация мотивов по Маслоу, согласно иерархической модели
у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие потребности:
1. Потребности физиологические (голод, жажда и пр.)
2. Потребности в безопасности (чувствовать себя защищенным).
3. Потребность в принадлежности и любви (находится рядом с любимым).
4. Потребность в уважении (компетентность).
5. Познавательные потребности (знать, уметь).
6. Потребности в самоактуализации (реализация своих целей).
Леонтьев — мотивационная сфера человека, как и другие психологические способности, имеет свои источники в практической деятельности. Эта концепция представляет собой объяснение происхождения и динамики мотивационной сферы человека.
Когнитивный подход — значение придается феноменам, связанным с сознанием и знаниями человека.
Фестингер — теория когнитивного диссонанса — утверждал, что система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию.
Аткинсон — общая теория мотивации, объясняет поведение человека, направленное на достижение определенной цели.
Понятие мотива
Взгляды психологов на сущность мотива существенно разнятся. Однако, несмотря на разнообразие мнений, в основном психологи группируются вокруг следующих точек зрения на мотив как на побуждение, потребность, цель, намерение, свойства личности, состояния.
Мотив как потребность
Как уже отмечалось, многими психологами потребность рассматривается как побудитель действий, деятельности, поведения человека.
Трактовка потребности как мотива происходит прежде всего потому, что она объясняет в значительной степени, почему человек хочет проявить активность.
- как только субъект переходит в состояние потребностного напряжения (нужды), начинается активность организма, направленная на высвобождение и трату энергии;
- чем выше напряжение потребности, тем интенсивнее побуждение.
Поэтому в случае, когда условия не позволяют удовлетворить потребность, энергия возрастает и проявляется во все увеличивающейся «нецеленаправленной», «спонтанной», «общей» активности человека. Такое представление о детерминации активности господствовало в экспериментальной психологии в течение нескольких десятилетий, получило экспериментальное подтверждение и сохраняется у многих авторов сегодня.
Вместе с тем ряд исследований доказывает, что:- потребностное напряжение не влияет на изменение активности, а вызывает лишь снижение порога ответа на внешние стимулы;
- может наблюдаться стабилизация либо снижение активности при повышении потребностного напряжения и увеличение активности лишь в ответ на внешнюю ситуацию;
- может происходить не только снижение общей активности, но и изменение ее структуры. На основании чего Ж. Нюттен (1975) высказал мнение, что активность, вероятно, никогда не является «общей», «ненаправленной»;
- активность скорее всего вызывается лишь определенным стимулом и наличными, находящимися под рукой способами действия с ним.
Таким образом, из изложенного выше следует, что потребность (нужда) часто не приводит прямо к активности по устранению нужды, а лишь создает повышенную чувствительность к воздействию соответствующих ей внешних раздражителей. При этом возникает состояние «оперативного покоя» (А.А. Ухтомский), отражающее появление доминантного очага возбуждения в соответствующих мозговых центрах.
Мотив как цель (предмет удовлетворения потребности)
Цель — это то, к чему стремятся, и то, что надо осуществить. Поэтому целью могут являться как предмет, объект, так и действие.
Предмет удовлетворения потребности рассматривают как цель тогда, когда предметы становятся объектами желаний и возможными целями действий субъекта, когда он включает их в практическое осознание своего отношения к потребности (С. Л. Рубинштейн, 1946). Примерно эту же точку зрения имел в виду А.Н. Леонтьев и сторонники, когда отстаивали представление о предмете, способном удовлетворить потребность, как о мотиве. В частности, А.Н. Леонтьев (1972) подчеркивал, что термин «мотив» употребляется им не для обозначения переживания потребности, а как обозначающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направлена деятельность. Воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет приобретает свою побудительную функцию, т. е. становится мотивом. Следует отметить, что мотивом деятельности он называл как идеальный (представляемый) предмет потребности, так и материальный.
По А.Н. Леонтьеву, направленность побуждению придает именно предмет, объект. Более того, «опредмечивание потребности» придает этому побуждению смысл. В итоге, по существу, побудителем деятельности выступает как бы не сам предмет, а его значение для человека. Исходя из этого, становится понятной идея о «сдвиге мотива на цель», когда побуждает к деятельности уже не желание завладеть предметом, а выполнение самого действия (вследствие пробуждения к нему интереса), получение от него удовольствия. Подобную точку зрения высказывал и Г. Олпорт (1937), когда формулировал принцип функциональной автономии: первоначально инструментала ные действия, выполняющие вспомогательную роль как средства, могут приобретать самостоятельную (интринсивную) привлекательность. По существу, речь идет о приобретении действием самостоятельного смысла (и поэтому точнее было бы сказать, что на цель сдвигается не мотив, а смысл).
Схожую позицию занимает также и С.П. Манукян (1984), утверждая, что определенные предметы и явления (объекты) связывают потребность с конкретным предметным содержанием. Это содержание каждый раз актуализирует данную потребность, если человек встречается с этим объектом или, образ предмета по каким-то причинам воспроизводится в сознании. Значит, делает вывод С.П. Манукян, не собственно сама потребность вызывает деятельность, направленную на удовлетворение потребности, а предмет потребности или его образ.
Мотив как побуждение
Многими психологами мотив трактуется как побудительная (движущая) сила, как побуждение. Такое расширенное толкование понятия привело к тому, что за мотив стала приниматься любая причина, вызывающая побуждение, а не только само побуждение. Отсюда мотивами стали именоваться любые стимулы, а слова «побудитель» и «побуждение» стали синонимами. При этом в качестве мотива рассматриваются как внешние стимулы, так и объекты, лишь представляемые или воображаемые. Таким образом, побудителей (детерминант) поведения может быть много, и они могут быть как внешними, так и внутренними (например, боль).
В западной психологии распространенным решением вопроса такого деления является различение способа (как?) и причины (почему?) поведения: к мотивации относят только причины. Считается, что мотивация отвечает за стратегическую направленность поведения на цель, тогда как способ поведения, его тактическая реализация определяются не причиной, а опытом и научением.
Другим важным моментом детерминации является разграничение побуждения и стимула. Детерминирована не только и не столько физиологическая реакция, сколько психическая, затрагивающая высшие уровни психической регуляции, связанная с осознанием стимула и приданием ему той или иной значимости. Только после этого у человека может появиться желание или осознание необходимости реагировать на стимул тем или иным способом, определяется цель и появляется стремление к ее достижению. Вследствие этого считается, что мотив — это не любое возникшее в организме человека побуждение (понимаемое как состояние), а внутреннее осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Таким образом, стимул вызывает (побуждает) действие или поступок не прямо, а опосредствованно, через мотив: побудителем мотива является стимул, а побудителем действия или поступка — внутреннее осознанное побуждение, т. е. собственно мотив.
Мотив как намерение
К. Левин (1969) понимал намерение как такой волевой акт, который создает ситуации, позволяющие человеку положиться на действие внешних стимулов так, что выполнение намеренного действия становится уже не волевым действием, а чисто условно-рефлекторным. Если, например, человек решает выполнить какое-либо действие, то он устанавливает соответствующую связь между предметом (объектом) и своим действием. В этом случае намерение похоже на потребность (он называет ее квазипотребностью). Созданная связь дальше будет действовать автоматически, на манер естественной потребности. Намеренность и основывается на том, пишет К. Левин, чтобы создать действие, вытекающее из непосредственного требования вещей (окружающего поля).
Л.И. Божович намерения рассматривала в качестве побудителей поведения в тех случаях, когда принимаются решения. При этом она отмечает, что намерения возникают на базе потребностей, которые не могут быть удовлетворены прямо и требуют ряда промежуточных звеньев, не имеющих своей собственной побудительной силы. В этом случае они выступают в качестве побудителя действий, направленных на достижение промежуточных целей.
Достаточно распространено мнение о том, что намерение формируется тогда, когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено, и что оно является результатом влияния потребности, с одной стороны, и интеллектуальной активности человека (связанной с осознанием средств достижения цели) — с другой. Таким образом, в намерении подчеркивается интеллектуальная сторона возникающего побуждения, приводящая к принятию человеком решения.
Хотя ни в одной работе намерение не отождествляется прямо с мотивом и не рассматривается их соотношение, признание за намерением побудительной силы указывает на то, что оно самым тесным образом связано с мотивацией и мотивом. Намерение подчеркивает устремление человека в будущее, его замысел, предположение, готовность что-то сделать, осмысленность принимаемого решения. И наоборот, если человек сделал что-то без всякого намерения (т. е. без определенной цели, неумышленно, ненарочно, случайно), то это указывает на отсутствие предварительного осмысления действия и его последствий. Таким образом, в намерении наиболее ярко проявляется смысл предполагаемых действий и поступков, их произвольный характер.
Мотив как устойчивые свойства (личностные диспозиции)
В западной психологии бытует точка зрения, что мотив — это устойчивые характеристики личности. Устойчивые (диспози-ционные) и переменные факторы мотивации (М. Мадсен, 1959), устойчивые и функциональные переменные (Г. Мюррей, 1938), личностные и ситуационные детерминанты (Дж. Аткинсон, 1964) рассматриваются как критерии разделения мотива и мотивации. Считается, что устойчивые характеристики личности обусловливают поведение в такой же степени, как и внешние стимулы. Личностные диспозиции (предпочтения, склонности, установки, ценности, мировоззрение, идеалы) принимают участие в формировании конкретного мотива. Ряд отечественных психологов (К.К. Платонов, В.С. Мерлин, М.Ш. Магомед-Эминов) тоже считают, что в качестве мотивов, наряду с психическими состояниями, могут выступать и свойства личности.
Многие личностные свойства (диспозиции) часто сами являются потребностями, например стремление к деятельности, к наслаждению, потребность в новых впечатлениях, либидо, потребность в самосохранении, в знаниях, стремление к самоуважению, творчеству, художественная потребность. В то же время устойчивые свойства личности (интересы и склонности, предпочтения и идеалы, установки и мировоззрение) могут оказывать влияние на принимаемые человеком решения, т. е. свойства личности могут быть включены в основание действий и поступков человека.
Мотив как состояние
Такой подход предлагает мотивом называть особое состояние человека, заставляющее его действовать или бездействовать. Е.Р. Хилгард (1957) считает, что мотивом является любое состояние организма, которое имеет влияние на его готовность к началу или продолжению определенного поведения Некоторые авторы за мотивы принимает эмоции, ведь они по существу тоже являются состояниями.
Конечно, трудно оспаривать мнение, что побуждение к действию или поступку может быть обусловлено возникновением того или иного состояния. Ведь переживание нужды (как одного из компонентов потребности личности) также является состоянием, и именно это переживание дает толчок к проявлению человеком психической и физической активности. Однако свести мотив только к состоянию так же неправомерно, как и принять за мотив нужду.
Мотив как формулировка
В распространенном определении мотива как психического процесса, который изнутри стимулирует человека к постановке цели и принятию соответствующих средств действия, К Обуховский (1972) заменил слово «процесс» словом «формулировка». С его точки зрения, мотив -это формулировка цели и средств. Он намеренно сужает понятие «мотив», не включая в него побудительные факторы, связанные с состоянием напряжения как следствием потребности. За мотивом оставляется только содержательная сторона (мотив как довод, аргумент, который может быть приведен и другим человеком, поэтому мотив можно внушить). К. Обуховский (1972) рассматривает мотив как фактор, который дает возможность человеку сформулировать решение о начале деятельности. Если человек не сформулировал мотив совершенного или совершаемого действия, это практически означает только то, что он не имел мотива действия и, следовательно, действие его было немотивированным. Таким образом, формулировка помогает человеку уяснить цель действия и дает возможность принять решение о начале действия.
Несомненным достоинством точки зрения К. Обуховского на мотив является то, что она акцентирует внимание на осознанности цели и средств ее достижения, и это сближает ее с пониманием В. Н. Мясищевым (1957), И.В. Имедадзе (1989) и другими авторами мотива как основания своего действия и поступка. Однако нельзя не видеть и ограниченность такого понимания мотива только как толкования, объяснения причины действия, лишенного энергетического потенциала.
Мотив как удовлетворенность
Удовлетворенность в качестве мотива рассматривалась В.Г. Асеевым (1976), А.Г. Ковалевым (1969) иП.М. Якобсоном (1969).
Удовлетворенность следует отличать от понятия «удовлетворение». Удовлетворение является следствием достижения цели — удовлетворения потребности. Удовлетворение — это эмоциональное состояние, возникающее вследствие реализации мотива. Поэтому удовлетворение не может быть ни самим мотивом, ни влиять на его формирование, как следствие не может быть причиной самого себя.
Под удовлетворенностью понимается отношение к выполняемой деятельности, образу жизни. Удовлетворенность выполняет долгосрочную оценочную функцию, поэтому она является положительным оценочным отношением, а неудовлетворенность — отрицательным. На основании положительного отношения к своей деятельности человек имеет долгосрочную мотивационную установку на ее выполнение. Таким образом, удовлетворенность выступает одним из факторов, влияющих на принятие решения о продолжении деятельности, но не более того. Удовлетворенность, скорее, усиливает мотив, а не является его непосредственным побудителем. Она может служить основанием, т. е. содержательной стороной мотива, объяснять, почему человек занимается данной деятельностью столь длительное время. Однако мотивирующее воздействие удовлетворенность оказывает не всегда. Например, самоуспокоенность достигнутым результатом может снижать силу мотива.
Таким образом, подводя итоги, можно заключить, что мотивация — это внутренняя детерминация поведения и деятельности, которая, конечно же, может быть обусловлена и внешними раздражителями, окружающей человека средой. Но внешняя среда воздействует на человека физически, в то время как мотивация — процесс психический, преобразовывающий внешние воздействия во внутреннее побуждение.
UПонимание разницы между мотивом и намерением
Категории : Уголовное право
25 марта 2020 г.
Хотя мотив и намерение часто упоминаются вместе, они представляют собой два различных аспекта уголовного дела. Чтобы доказать вину, прокуроры должны установить умысел. В то же время судьи часто обращают внимание на мотивы при принятии решений.По сути, разница между мотивом и намерением сводится к душевному состоянию обвиняемого. Мотивация к действию сама по себе не является преступлением. Как правило, совершение деяния с преступным умыслом.
Мотив
В уголовном деле мотивом является объяснение. Следователи, прокуроры, судьи и общественность используют мотив для объяснения действий человека. Мотивы могут быть хорошими или плохими и не всегда могут присутствовать. Мотив сводится к причинам принятия решения или отказа от действия. Даже если обвинение докажет, что мотив существует, оно все равно должно доказать преступный умысел, чтобы вынести обвинительный приговор.
Мотивы:
- Причина действия
- Не всегда присутствует в футляре
- Не имеет отношения к доказыванию вины
Мотив важнее намерения. Его часто называют основной причиной намерения действовать. Вскрытие мотивов позволяет определить причины совершения поступка. Мотивы часто используются следователями при сужении списка подозреваемых. Мотив оказывает, пожалуй, наибольшее влияние на дело во время вынесения приговора. Мотивы часто могут влиять на мнение судьи, чтобы он склонялся к максимальным или минимальным руководящим принципам вынесения приговора.
Намерение
Независимо от мотива, доказательство намерения является движущей силой предположения о виновности. Даже если преступление было совершено, обвиняемый в конечном итоге может быть признан невиновным из-за отсутствия умысла. Намерение можно описать как готовность действовать, и в уголовном деле оно имеет решающее значение. Намерение можно разделить на три уровня виновности в зависимости от возрастающей серьезности:
- Общий умысел: Преступления с общим умыслом влекут за собой самые легкие уголовные наказания, но их легче всего доказать обвинению. Прокурорам необходимо лишь доказать наличие общего умысла при совершении рассматриваемого деяния.
- Конкретное намерение: Конкретное намерение требует подробного изучения деталей преступления. Конкретное намерение предполагает, что обвиняемый заранее знал, что действие было незаконным или имело целью вызвать «плохой результат», например совершение преступления, повлекшее за собой телесные повреждения.
- Предусмотрительность злого умысла: Применяется только в случаях убийства, предусмотрительность злого умысла описывает конкретное намерение убить. В делах об убийстве как первой, так и второй степени заранее продуманный злой умысел является ключевым компонентом судебного разбирательства.
Намерение — это разница между попыткой избежать столкновения автомобиля и стремлением к центру и нажатием на педаль газа. Намерение описывает сознательное решение совершить преступное деяние. Если бы вы могли получить денежную выгоду, устроив автомобильную аварию, у вас также был бы мотив для этого.
Связаться с адвокатами защиты Йорка
Если вас обвиняют в совершении преступления в Пенсильвании, обратитесь в юридическую фирму MPL. Мы ориентируемся на прямую уголовную защиту, направленную на сохранение вашей личной жизни и профессиональной неприкосновенности. Запишитесь на консультацию сегодня или позвоните по телефону 717-845-1524.
Разница между намерением и мотивом (со сравнительной таблицей)
Намерение является основным элементом привлечения лица к ответственности за преступление, которое обычно противопоставляется мотиву. Хотя мы часто используем эти два термина взаимозаменяемо, с точки зрения закона они различны. В то время как намерение означает цель совершения чего-либо, мотив определяет причину совершения действия.
Основное различие между намерением и мотивом состоит в том, что намерение конкретно указывает на психическое состояние обвиняемого, т. е. на то, что происходит в его сознании в момент совершения преступления, тогда как мотив подразумевает мотив, т. е. то, что движет человеком делать или воздерживаться от чего-либо. Давайте посмотрим на статью, приведенную ниже, чтобы понять больше различий между ними.
Содержание: намерение и мотив
- Сравнительная таблица
- Определение
- Ключевые отличия
- Заключение
Сравнительная таблица
Основание для сравнения | Намерение | Мотив |
---|---|---|
Значение | Намерение относится к целенаправленному действию и сознательному решению совершить действие, запрещенное законом. | Мотив намекает на скрытую причину, которая побуждает человека совершить или воздержаться от совершения определенного действия. |
Что это? | Цель | Движущая сила |
Цель | Выраженная | Подразумеваемая |
Уголовная ответственность | Установление уголовной ответственности является существенным. | Определение уголовной ответственности нецелесообразно. |
Определение умысла
В уголовном праве умысел определяется как умышленная цель, которая приводит лицо к совершению преступления, запрещенного законом, или может привести к противоправному исходу. Применение конкретных средств, повлекшее за собой совершение преступления, выражает умысел подозреваемого.
Более точно, намерение описывает волю или план человека. Итак, когда действие совершается преднамеренно, оно подразумевает желание или цель человека совершить это, а не случайность или ошибку, когда он полностью осведомлен о последствиях действия. Вот почему умысел является первичным элементом для установления вины.
Независимо от того, совершено ли действие с добрыми или злыми намерениями. Если человек целенаправленно и сознательно делает что-то, что запрещено законом, это будет приравниваться к уголовной ответственности.
Определение мотива
Мотив можно описать как основную цель, лежащую в основе совершения действия, которое движет намерением человека. Короче говоря, это побуждение, то есть причина, побуждающая обвиняемого заниматься преступной деятельностью.
Мотив уголовного правонарушения считается не имеющим значения при установлении вины лица, поскольку он лишь разъясняет обвиняемому мотивы совершения определенных действий или воздержания от них. Однако это необходимо для полицейского расследования и других стадий дела.
Основные различия между намерением и мотивом
Приведенные ниже пункты являются существенными, поскольку речь идет о различии между намерением и мотивом:
- действовать особым образом, не разрешенным законом. В отличие от этого, мотив определяется как имплицитная причина, которая побуждает человека делать или не делать что-либо.
- Умысел лица может быть определен применением тех или иных средств и обстоятельств, повлекших за собой уголовное правонарушение. И наоборот, мотив — это причина, которая побуждает человека совершить действие или воздержаться от действия определенным образом.