Гимнастика для профилактики плоскостопия у детей: Гимнастика для детей при плоскостопии

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны «Центр развития ребенка – детский сад №98 «Планета детства»

Плоскостопие – болезнь серьёзная именно из-за несерьёзного к ней отношения.

У большинства людей встречается так называемое статическое плоскостопие. Иногда оно возникает от врождённой слабости связок, чаще всего у лиц с тонкими костями скелета. Ещё одна причина болезни — нерациональная, неудобная обувь. Постоянное хождение на негнущейся платформе настолько меняет биомеханику нормального шага, что неизбежно приводит к плоскостопию.

Следующий вид — врождённое плоскостопие. До того как ребёнок твёрдо встал на ноги (лет до 3-4), когда завершается его формирование, трудно оценить, насколько функциональны своды стопы. Причиной может быть аномалия внутриутробного развития. Лечение подобного вида плоскостопия надо начинать как можно раньше, в сложных случаях прибегая к хирургическому вмешательству.

Рахитноеплоскостопие относится не к врождённым заболеваниям, а приобретённым в результате неправильного развития скелета, вызванного дефицитом витамина Д в организме и, как следствие, недостаточным усвоением кальция. Этот вид плоскостопия можно предупредить, проведя профилактику рахита (солнце, свежий воздух, гимнастика, рыбий жир).

Паралитическая плоская стопа— это результат паралича мышц нижних конечностей и чаще всего последствия вялых (или периферических) параличей мышц стопы и голени, вызванных полиомиелитом или иной нейроинфекцией.

Плоскостопие трудно излечить, но можно смириться с ним и чувствовать себя совсем неплохо. Однако без специальных упражнений и без стелек жить с плоскими стопами вам будет непросто. Вывод напрашивается сам собой: помогите своим ногам, и тогда болезнь будет напоминать о себе только строчкой в амбулаторной карте.

Если речь идёт о плоскостопии у малыша, гимнастику и массаж ног надо начинать с 3-4 месяцев, пока ребёнок ещё не встаёт.

 

 

 

Массаж и самомассаж в домашних условиях, детском саду и школе.

 

Общие указания

Голень надо поглаживать, растирая ладонями, разминать кончиками пальцев. Массируют её в направлении от голеностопного сустава к коленному. Основное внимание следует уделить внутренней поверхности.

Стопу надо поглаживать и растирать тыльной стороной согнутых пальцев. Подошвенную поверхность стопы следует массировать от пальцев к пятке.

Для самомассажа полезно использовать специальные резиновые коврики и массажные мячи и  валики.

 

 

 

 

 

Комплексы лечебной гимнастики для дошкольников и младших школьников.

·      При исходном положении- ноги врозь, носки повёрнуты внутрь- выполнять попеременные повороты корпуса вправо и влево с поворотом соответствующей стопы на наружный край – 10 раз.

·      Несколько минут походить на носках.

·      Столько же походить на пятках.

·      Походить с поджатыми пальцами ног.

·      Походить на наружном крае стопы.

·      Попытаться поднять с пола пальцами ног мелкие предметы: карандаш, платок и т.д.

·      Лёжа на полу, крутить стопами влево, вправо, вперёд, назад, сгибать и разгибать пальцы.

·      Выполнять развороты стоп, в положении сидя, затем стоя. Стопы разворачивают параллельно друг другу, сначала пятка к пятке, затем носок к носку.

    Сидя на стуле, поставить стопы на ширине плеч и поворачиваться в разные стороны, то же самое стоя, держась за спинку стула.

·      Сидя на стуле, подняться на ноги, опираясь на наружный свод стоп. То же самое проделать, сидя на полу.

·      Стоя на носках,переминаться с ноги на ногу.

·       Сидя на стуле, как можно выше поднимать поочерёдно то одну, то другую выпрямленную ногу.

 

Дополнительный комплекс

·       Перекатываться с пяток на носки и обратно.

·       Полуприседать и приседать на носках, разведя руки в стороны, вверх и вперёд.

·       Держа стопы параллельно, перейти в положение, стоя на наружных сводах стопы; поочерёдно поднимать пятки, не отрывая пальцев от пола, имитируя ходьбу на месте.

·       Стоя на гимнастической палке и держа стопы параллельно, перетаптываться с ноги на ногу, полуприседать и приседать в сочетании с движением рук.

·       Стоя лицом к гимнастической стенке, схватиться руками за рейку на уровне груди, полуприседать и приседать.


Упражнения в положении сидя.

 

 

vСжимание и разжимание пальцев.

vПоднимание и опускание стопы на пятку.

vПерекаты на наружную сторону стопы.

vПоднимание и опускание пальцев, не отрывая стопу от пола.

vПопеременно отводить ногу назад с постановкой на пятку.

vПоочерёдное поглаживание подошвой, голень другой ноги.

vЗахват и подъём с пола платок или шарф.

vРазведение и сведение пяток и носков.

vПоворот стоп подошвами внутрь.

vКатание мяча по кругу и назад- вперёд, поочерёдно одной ногой.

vЗахват и удержание подошвами мячика. Сжимание резинового мячика подошвами.

vСобирание пальцами ног ткани, в комок, лежащей на полу.

vПеребирание ткани пальцами ног.

vЗахват и подъём с пола мелких предметов ( прямыми и скрещенными ногами).

vКатание подошвами округлого предмета или палки.

vПоднимание различных предметов с пола.

 

 

Самое главное — упражнения выполняйте с удовольствием, выполняйте вместе со своим ребёнком и под весёлую музыку.

 

Будьте здоровы!

 

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в режимных моментах

Здоровье – не все, но без здоровья – ничто.

Сократ

В течение длительного времени я работаю над проблемой профилактики и коррекции плоскостопия. А всё потому, что плоскостопие – болезнь серьёзная, и именно из-за несерьёзного к ней отношения мы подвергаем риску своё здоровье. Современные городские дети очень мало двигаются: большую часть времени играют сидя, часами сидят перед телевизором, прогулки ограничивают, особенно в зимнее время. И как результат – общее ослабление организма, недостаточное развитие кровеносной и дыхательной систем, нервное истощение, деформация скелета. Нижние конечности «строятся» в течение 10-12 лет, особенно интенсивно в 3-4 года. А в связи с тем, что ребёнок мало ходит, не бегает, не прыгает, не лазает, его мышцы не тренируются, плохо снабжаются кровью (плохо питаются), поэтому становятся слабыми, дряблыми и даже подвергаются атрофии. Малыш растёт, прибавляет в весе, и, следовательно, нагрузка на стопы всё время увеличивается. В случае ослабления мышц, связки, соединяющие кости, не выдерживают тяжести тела – растягиваются, а стопы сплющиваются. Это подтверждается частым появлением плоскостопия как у детей, так и у взрослых.

В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия (к примеру: переохлаждение) приводят к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы. Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

Как известно, самый значительный фактор, определяющий здоровье человека – образ жизни. Образ жизни формируется в семье, однако образовательное учреждение тоже играет в этом огромную роль. Итак, сильные, хорошо развитые мышцы играют решающую роль в профилактике плоскостопия. Но что можно сделать в этом плане в условиях ДОУ? Не так уж и мало, как может показаться.

В ДОУ создана физкультурно-оздоровительная среда, которая обеспечивает оптимальный двигательный режим, что предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени и оказывающих положительное влияние на формирование сводов стопы. Это ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастические лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, специальные тренажеры, массажные ролики, балансировочные подушки.

Когда ребёнок приходит в детский сад, то его утро начинается с утренней гимнастики, она проходит в музыкальном зале, а летом на свежем воздухе. Включаю упражнения на формирование и укрепление мышц и сводов стопы. Это ходьба на пятках, на носках, на внешней стороне стопы, ходьба перекатом с пятки на носок.

В первой половине дня проводятся малые формы физической активности в виде физкультминуток, физкультпауз. Эти формы не предъявляют высоких требований к координации движений, не дают большой физической нагрузки на весь организм. Однако они заметно нагружают мышцы стопы и голени, мелкие мышцы работают в изометрическом режиме, в разных комбинациях, что способствует формированию их силовой выносливости, координации движений. Упражнения предусматривают движения малой амплитуды. Их можно выполнять как сидя, так и стоя. Например, из исходного положения сидя попеременные удары носками и пятками в пол. Катание подошвами круглого мяча. Собирание пальцами ног ткани, лежащей на полу, поднимание мелких предметов пальцами ног.

Укреплению мышц стопы и голени и формированию сводов стопы способствуют упражнения в лазании по гимнастической лесенке, ходьбе по канату, в связи с чем я применяю эти упражнения в процессе занятий по физической культуре. Так же применяю упражнения на формирование толчковой функции стопы и связанные с прыжками в различных направлениях на заданную длину, высоту. Это прыжки через верёвочку (из обруча в обруч), подпрыгивания на правой и левой ногах. Но нужно к ним подходить внимательно, потому что детям с тяжёлой формой плоскостопия прыгать и спрыгивать даже с небольшой высоты вредно. Но прыгать со скакалкой могут все.

В самостоятельной двигательной деятельности дети очень любят выполнять комплекс упражнений «Укрощение мяча», который предназначен, прежде всего, для улучшения равновесия и координации движений, формирования балансировочной, рессорной и толчковой функции стоп. Параллельно решается задача повышения силовой выносливости мышц стоп и координации осанки. Упражнения выполняются из исходного положения стоя на одной ноге, стопа другой (согнутой) ноги на мяче (можно использовать дополнительную опору о стенку, спинку стула):

1) Перекаты мяча вперёд-назад, в сторону, по кругу стопой согнутой ноги. По возможности контактировать с мячом всей поверхностью стопы. Повторить, сменив опорную ногу. Это упражнение направлено на формирование равновесия, координацию движений, увеличение движений в суставах стопы, которая скульптурно охватывает мяч.

2) Стоя на двух ногах, мяч зажат между колен, руки в стороны. Ходьба на носках с удерживанием мяча между ногами. Это упражнение на формирование координации движений, равновесия, повышение силовой выносливости мышц стоп, фиксаторов голеностопного сустава.

Занятия лечебной физкультурой проводятся 2 раза в неделю по 20-30 минут в зависимости от возраста. В ходе занятия даются упражнения на разогревание конечностей в чередовании с другими упражнениями, используются элементы дыхательной, зрительной, пальчиковой гимнастики, упражнения для формирования правильной осанки. Они используются как отвлекающие моменты для отдыха мышц голеней, стопы. В состав такой гимнастики входят такие простые упражнения, как ходьба на пятках, на носках, на внешних сторонах стопы, прыжки на месте, поднимание пяток (при этом пальцы ног остаются на месте), ползающие движения стопой с помощью пальцев ног взад-вперед. Дети прокатывают стопой гимнастические палки диаметром 2-3 см или теннисные мячики, поднимают мелкие предметы с пола при помощи пальцев ног и карабкаются по гимнастической лестнице. Все это хорошо развивает мышцы стоп, улучшает их кровоснабжение.

Во время лечебной гимнастики мы используем как традиционное, так и нетрадиционное оборудование: различные палочки, ребристые карандаши, шарики от конструктора, платочки, ленточки, колечки, мячи различной величины, пуговицы, мешочки с песком, пробки, веревки, косички, ведра из-под майонеза, «султанчики», целлофановые мешочки, шишки, камешки, крупы (горох, гречка), палки гимнастические, обручи, счетные палочки, маленькие мячи и т.д. Во время занятий я создаю наклонные поверхности путём постановки одного края гимнастической скамейки на рейку гимнастической стенки.

В своей работе я сочетаю занятия специальной гимнастикой с самомассажем стоп. Самомассаж может быть использован в заключительной части занятия как самостоятельная малая форма физической активности. Его продолжительность составляет от 2 до 5 минут. Упражнения выполняются из исходного положения сидя и стоя. Продольное растирание стоп с продвижением их вперёд и назад вдоль коврика одновременно и поочерёдно. Разведение и сведение пяток (стоя на коврике). Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием выполняют комплекс самомассажа стоп с использованием массажного коврика или массажного ролика. Я использую резиновые изделия, так как они имеют преимущества, они более мягко воздействуют на ткани ребёнка. В конце занятия даю оздоровительно-коррекционную игру «тише едешь – дальше будешь» и провожу ходьбу по оздоровительным дорожкам.

Гимнастика показывает лучшие результаты, когда мы ее сочетаем с водными процедурами. К примеру, плавание является хорошим средством стимулирования не только тонуса скелетных мышц организма, но и закаливания.

В течение дня включаются упражнения в ходьбе по узкой дорожке, бревну. Также узкой дорожкой может служить любая ограниченная поверхность: половица, кайма ковра, рисунок паркета или линолеума, скамья песочница и т.д. Эти упражнения предназначены, прежде всего, для улучшения равновесия и координации движений, формирования балансировочной, рессорной и толчковой функции стоп. В зависимости от возраста ребёнка включаются упражнения с закрытыми глазами и стояние на одной ноге.

В тёплое время года у нас на групповых участках оборудуются песчаные, грунтовые и дерновые дорожки, где дети ходят босиком, сочетая тем самым закаливание с тренировкой мускулатуры голеней и стоп. Во вторую половину дня проводится бодрящая гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, способствующих пробуждению организма после сна, а также созданию положительного настроения, в которую входит «Дорожка здоровья». Она проводится с целью закаливания и профилактики плоскостопия и включает в себя разнообразные виды ходьбы.

Как вы видите, все представленные упражнения и игры для профилактики плоскостопия выполняются детьми и на физкультурных занятиях, и в самостоятельной двигательной деятельности и проводятся как в зале, так и в групповой комнате, на улице и бассейне. Эти занятия очень интересны детям, а главное – полезны. Дети счастливы, родители довольны.

Ортопед из Сиэтла помогает юным гимнасткам предотвратить травмы стопы

Во время олимпийского сезона всегда приятно наблюдать, как спортсмены со всего мира делают все возможное, чтобы соревноваться в своем виде спорта. Этот год ничем не отличается. Хотя каждый вид спорта по-своему захватывающий, ничто так не радует зрителей, как наблюдение за тем, как женская сборная США по гимнастике забирает домой золото. С особенно великолепной командой в этом году с Симоной Байлз и другими спортсменами, такими как Али Райсман и Габби Дуглас, мы были почти уверены, что заберем домой золото для команды и лучших претендентов, выигравших свои индивидуальные соревнования.

Хотя мы все любим смотреть, как эти высоко летящие женщины совершают смертельные вихри в воздухе, цена огромного давления на их ступни и лодыжки может быть высокой. То же самое верно и для ног наших детей, если они занимаются этим рискованным видом спорта.

Учитывая, что при приземлении гимнасты нагружают в 14 раз больше своего веса, неудивительно, что это может привести к таким травмам, как подошвенный фасциит, усталостные переломы стопы, сесамоидит, разрыв ахиллова сухожилия или ахиллова сухожилия, а также растяжение связок или перелом лодыжек. Девочки-гимнастки в возрасте от 8 до 13 лет подвергаются особому риску развития болезни Севера, чрезвычайно болезненного состояния, поражающего пластину роста стопы.

Купите правильную обувь

Хотя гимнасты чаще всего ходят без обуви, на специальном веб-сайте «Спасение гимнастов» для родителей юных гимнасток описаны кроссовки для прыжков (используются во время прыжков) и кроссовки для балансировочного бревна (они помогают им удерживать бревно).

Носки

олимпийских гимнасток также носят носки во время выступления. Они помогают им лучше держаться за такой предмет, как бревно, помогают выполнять повороты во время упражнений на полу, а мягкие носки могут помочь при ударах после соскока. Посетите сайт Ten.0, специализирующийся на товарах для гимнастики.

Растяжка

Растяжка чрезвычайно важна в гимнастике из-за методов, которые гимнасты должны использовать, чтобы правильно заниматься спортом. Гимнасты постоянно вытягивают пальцы ног — это напрягает икроножную мышцу и ахиллово сухожилие, которые затем натягивают пяточную кость и оказывают давление на зону роста.

Растяжка икроножной мышцы в течение значительного периода времени до и после тренировки необходима для предотвращения развития ахиллова тендинита, подошвенного фасцита и болезни Севера. Мы рекомендуем использовать ночную шину в течение дня не менее 30 минут во время просмотра телевизора или чтения.

Используйте ленту для предварительной обмотки

По данным USA Gymnastics, предварительная бинтовая лента может помочь предотвратить распространенные травмы стопы и голеностопного сустава при занятиях гимнастикой. Лента для предварительной обертывания также используется для стабилизации и уменьшения отека стопы и лодыжки, которые были ранее травмированы.

Наращивайте медленно

Важно, чтобы ваш маленький гимнаст медленно увеличивал количество часов тренировок. Спортсмены всех мастей, которые не тратят время на то, чтобы подготовить свое тело к полной нагрузке, страдают от последствий в ногах и лодыжках.

Делайте перерывы

В гимнастике, особенно среди олимпийцев, часто случаются травмы от перенапряжения. Изменение типа гимнастики и перекрестных тренировок с помощью поднятия тяжестей и других видов спорта может помочь гимнасту предотвратить тендинит ахиллова сухожилия и боль в пятке. Отпуск также необходим для восстановления организма.

Доктор Рион Берг может помочь вашему маленькому гимнасту правильно ухаживать за разбитыми или ноющими ногами.

Позвоните нам сегодня по телефону 206-368-7000, чтобы записаться на прием, часто в тот же день. Вы также можете записаться на прием онлайн.

доктора Риона Берга

Ортопед в Северном Сиэтле лечит семьи более 40 лет.

OrthoKids — гибкие плоскостопия

Описание

Гибкое плоскостопие у детей встречается очень часто. Мы говорим «гибкий», потому что свод стопы исчезает, когда ребенок стоит, но вновь появляется, когда ребенок сидит или стоит на цыпочках (см. рисунки 1а и 1б). Гибкое плоскостопие обычно не вызывает боли или проблем при ходьбе.

Большинство детей с гибким плоскостопием могут без труда заниматься спортом и заниматься в тренажерном зале, а также носить обычную обувь.

Рис. 1а. В положении стоя дуга исчезает.

Рис. 1b: В положении сидя имеется соответствующее формирование свода стопы.

Симптомы

Гибкое плоскостопие работает так же, как стопы, которые не являются плоскими. Большинство детей рождаются с плоскостопием, и свод обычно развивается к 10 годам. Однако есть дети, которые не перерастают плоскостопие. Даже стопы, которые остаются плоскими во взрослом возрасте, обычно не вызывают боли или проблем при стоянии, ходьбе, занятиях спортом или работе.

Некоторые подростки с гибким плоскостопием испытывают боль в нижней части стопы. В этом случае следует назначить обследование и визит к врачу.

Ригидное плоскостопие означает отсутствие свода стопы, даже когда ребенок стоит на цыпочках.

Оценка и проверка

Врач захочет узнать, когда впервые было замечено плоскостопие, есть ли у кого-либо в семье или у вашего ребенка заболевание нервов или мышц, и как ваш ребенок функционировал. Он или она проведет тщательный осмотр стопы и ног, чтобы убедиться, что у вашего ребенка действительно гибкое плоскостопие. Плоскостопие, жесткое и не гибкий может указывать на более серьезную проблему.

Прочие тесты
Гибкое плоскостопие может быть диагностировано врачом при тщательном осмотре. Обычно других исследований не требуется. Однако, если плоскостопие вызывает боль, ригидность или есть признаки нервных или мышечных проблем, может быть назначен рентген или другие тесты.

Рисунки 2a и 2b: Рентгенограммы плоскостопия. Линии отмечают различные части стопы и показывают, как стопа поворачивается наружу и провисает посередине.

Рисунок 2b

Лечение

Подавляющее большинство гибких плоскостопий не нуждаются в лечении, особенно если нет боли. Нет никаких упражнений, подтяжек, специальной обуви или вкладышей в обувь, которые изменят форму гибкого плоскостопия. Дети с гибким, безболезненным плоскостопием могут носить обычную обувь и участвовать во всех мероприятиях.

Если пяточные связки (ахилловы сухожилия) натянуты и вызывают боль при физической нагрузке, может помочь растяжка пяточных связок. Чтобы выполнить растяжку пяточного шнура, встаньте примерно на 3 шага от стены. Поставьте одну ногу вперед и согните ее в колене. Держите заднее колено прямо. Вы можете использовать свои руки, чтобы поддерживать свой вес на стене, когда вы наклоняетесь вперед. Следите за тем, чтобы обе пятки оставались на земле. Задержитесь на 30 секунд, а затем поменяйте ногу.

Рис. 3: Растяжка для тугих пяточных шнуров

Мягкие вставки для поддержки свода стопы также могут помочь детям и подросткам с болями в своде стопы из-за гибкого плоскостопия. Также можно использовать обычные кроссовки со встроенной поддержкой свода стопы. Исследования показали, что недорогие амортизирующие вкладыши для обуви, купленные в магазине или аптеке, работают так же хорошо, как и дорогие индивидуальные ортопедические стельки или специальная обувь. Жесткие, жесткие супинаторы на самом деле могут причинить больше боли, и их следует избегать.

В очень редких случаях дети и подростки с гибким плоскостопием продолжают испытывать боль даже после растяжки и вставки в обувь. Некоторые гибкие плоскостопия могут стать жесткими по мере роста ребенка. В этих случаях может потребоваться консультация детского хирурга-ортопеда, чтобы узнать, может ли операция помочь.

Прогноз

Большинству детей с гибким плоскостопием не требуется медикаментозное или хирургическое лечение. Они могут носить обычную обувь и участвовать во всех мероприятиях на протяжении всей своей жизни. Некоторым детям, испытывающим боль, могут помочь мягкие супинаторы. Хирургия редко требуется для этого условия.

Ссылки
Тюдор А и др. «Плоскостопие не является недостатком для спортивных результатов у детей в возрасте от 11 до 15 лет». Педиатрия 2009 г.; 123 (3): e386-92.

Дополнительная информация
OrthoInfo – гибкое плоскостопие у детей
Американская академия педиатрии – плоскостопие и упавшие своды стопы

В. У моего ребенка плоскостопие. Когда нам нужно идти к врачу? Ваш ребенок должен быть осмотрен, если плоскостопие причиняет боль, есть пролежни или есть участки натирания, когда он или она носит обувь, или если стопы тугоподвижны. Ноги должен осмотреть ваш педиатр, который может направить вашего ребенка к ортопеду, если есть какие-либо опасения.

В. Каковы шансы, что мой ребенок избавится от гибкого плоскостопия? Вероятность около 80-90%. Только 1 или 2 из каждых 10 детей будут иметь плоскостопие во взрослом возрасте. Однако многие взрослые с плоскостопием не испытывают боли, могут носить обычную обувь и участвовать во всех мероприятиях.

В. Поскольку у некоторых детей с гибким плоскостопием возникают боли, когда дети растут, должны ли мы лечить гибкое плоскостопие моего ребенка, чтобы предотвратить проблемы в будущем? Нет исследований, показывающих, что использование супинаторов или вкладышей для обуви у детей, у которых нет симптомов или боли, предотвращает будущие проблемы.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>