возможность христианского синтеза – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 10 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Общим местом стало представление, что православные люди в России крайне негативно относятся к Западу, считают, что оттуда распространяется всё злое, что Запад стремится уничтожить и Православие, и Россию, и русский народ. Так ли это? Действительно ли Запад — безбожный, антихристианский, аморальный? Можно ли говорить о Западе как о чём-то едином? Есть ли там что-то доброе, и если да, то должны ли мы это доброе перенимать? В чём состоят реальные противоречия между западной цивилизацией и русским миром? К сожалению, на эти и многие другие вопросы чаще всего даются ответы в формате лозунгов, и данная тема чаще всего привязывается к текущей политике. Мы же хотим использовать сайт «Фомы» как площадку для спокойного и взвешенного обсуждения, избегая всяких крайностей.
Об истории понятий «Запад» и «Восток» в культуре и о том, куда тут отнести Россию, мы побеседовали с российским философом и культурологом, доктором философских наук, профессором Высшей школы экономики Александром Доброхотовым.
— Александр Львович, какой смысл, на Ваш взгляд, сегодня имеет противопоставление «Запад–Восток»?
— Запад и Восток я бы отнес к тому типу парных понятий, которые на сегодняшний день пора сдать в архив. (Речь, конечно, не о географических понятиях.) Такие противопоставления, как «правые — левые», «либерализм — консерватизм», «Запад — Восток» и тому подобные, возникли в XIX веке и имели смысл как идеологические маркеры. К примеру, пара «Запад — Восток» задавала рамку для процесса европейского самосознания, для оформления колониальной идеологии, формулировки особой миссии Запада. Но сейчас мы живем в другом, стремительно глобализирующемся мире, и подобные противопоставления скорее сбивают с толку, чем проясняют ситуацию.
Впрочем, я понимаю, что отделаться так просто от этих привычных схем мы не сможем, и поэтому есть смысл хотя бы их прояснить.Если взглянуть на историю концепта «Восток — Запад» (могу порекомендовать в качестве краткого обзора по этой теме статью Л. Черной «Образ “Запада” в русской культуре XI — XVII вв.» в сборнике «Россия и Запад: Диалог или столкновение культур». М., 2000), то можно заметить отчетливые вехи его развития. Если в архаической мифологии в основном в нем отражается естественное наблюдение над восходом (рождением) и закатом (смертью) солнца (что логично связывалось с расположением рая на востоке, а ада на западе), то с появлением древнегреческой цивилизации (слова «культура» и «цивилизация» здесь я буду для простоты употреблять как синонимы) возникает культурно‑историческое противопоставление. Греция противопоставляет себя персидскому Востоку как свободный мир — деспотии. Следующая веха — появление Восточной Римской империи, которая до некоторой степени была синтезом Запада и Востока.
По сути, так называемый «Восток» — это вся ойкумена, а «Запад» — маленький регион Средиземноморья, осуществивший дерзкий исторический эксперимент по созданию гражданского общества. Этот эксперимент увенчал социальным итогом долгий период великого поворота человечества от племенных религий к религиям личного предстояния перед Богом. С этого момента мы можем делить мировую цивилизацию на «два града»: 1) сообщество, созданное на основе общинной традиции, естественной солидарности и духовного авторитета и 2) сообщество, созданное на основе свободы индивидуума, мирной конкуренции и формального закона. То, что второй «град» стал ассоциироваться с «Западом» — семиотическая случайность этой исторической закономерности.
— Насколько Россия меняла свое положение на протяжении своей истории по отношению к Западу?
— Дмитрий Сергеевич Лихачев неоднократно подчеркивал, что для России принципиальную роль играла ось «Север — Юг», тогда как ось «Восток — Запад» была скорее умозрительной темой. Действительно, ни призвание ко власти «варягов», ни крещение Руси не отдаляло ее от Запада, хотя крещение все-таки несколько дистанцировало нас от западнославянских земель, которые приняли христианство не из Византии, а из Рима. Так что греко‑православная форма христианства, конечно, породила специфику русской культуры во многих ее проявлениях, включая политические. Отчуждение от католицизма, а следовательно — от этических и политических ценностей Запада, от ритма западной истории, нельзя не замечать. Но и фатального противостояния в этом нет.
Другое дело — монголо-татарское иго, которое было реальным источником ориентализации Руси. Что бы ни говорили сторонники евразийских фантазий, и само иго, и та во многом обусловленная его наследием форма, в которой шло объединение русских земель вокруг Москвы, не были благом для Руси. Но и в этом, пожалуй, нет еще предопределенности размежевания с Западом. Более тяжелыми последствиями были два события XVI и XVII веков: политический раскол Руси, который принесло с собой правление Ивана Грозного, и церковный раскол, который на какое-то время лишил Русскую Церковь силы общенародного духовного авторитета и заставил уйти в подполье активные силы народного сознания. Парадоксально, что Запад в это же время пережил и подобные эксцессы абсолютизма, и блокирование Церкви государством, но — каковы бы ни были причины — именно в России эти процессы заложили корни отчуждения от Европы и многих других цивилизационных проблем и драм.
Так, когда в период правления Петра Великого опять «прорубается окно» на Запад и внешне Россия превращается из монархии полувизантийского типа в квази-западную империю, эксперимент по вестернизации — при всех его плюсах — разрушает традиционные механизмы общественной саморегуляции, замыкает решение всех социальных вопросов на власть и ее аппарат, лишает Церковь патриаршества. Но в то же время мы не можем не заметить постоянный вектор исторического движения России: движения на Запад к интеграции без утраты идентичности.
— Можно ли Россию на Ваш взгляд считать отдельной цивилизацией, или она часть чего-то большего? Если справедливо последнее, то в чем ее специфичность все-таки?
— Ответ в таких случаях зависит от исходных определений. (Хотя, при любом определении цивилизации ничто не мешает ей быть «частью чего-то большего».) Конечно, Россия — особая цивилизация.
Но она — часть христианского мира, связанная с Европой историческими и культурными узами, говорящая на индоевропейском языке. Здесь нет ни антиномии, ни парадокса. Такой же особой цивилизацией являются и Англия, и Франция, и Испания и т.п. Отвечая на первый вопрос, я пытался показать, что «Запад» и «Восток» есть различение двух путей культуры. Поскольку Земля — круглая, восток и запад находятся в любой ее точке, кроме полюсов. Так же и внутри любой культуры Европы и ее вариаций (с определенного момента Нового времени можно просто сказать — в любой культуре мира) есть свой «Запад» и свой «Восток». Всегда решалась (и продолжает решаться) задача примирения закона и традиции, формальной свободы и культурной почвы.Так что специфичность России не в этом. Пожалуй, искать формулу специфичности для 1000-летней культуры — не очень корректное занятие. С таким же успехом можно искать самую специфичную ветку дерева. Правильнее будет воспринимает его как живое органическое целое, которое может быть
— Как Вы считаете, насколько важно Православие для России, явилось ли оно решающей формирующей силой для нашей страны?
— Оно столь же важно, как язык, историческая память, жизненная среда. То есть, как коренная формирующая сила. Тот факт, что Россия — православная цивилизация, не может задевать чуждых Православию россиян. Так же как, скажем, православных (или неверующих) итальянцев не может задевать тот факт, что Италия — католическая цивилизация. Дело даже не в количестве верующих. Подчеркну еще раз выражение «формирующая сила»: дело в корневой системе культуры, которая складывается в определенное время в определенную конфигурацию из взаимодействующих сил. Даже если эта подпочвенная система становится невидимой, она не перестает питать культуру. Но именно поэтому попытки выбрать лишь один из элементов системы в качестве определяющего всегда неуспешны. Самобытность — да. Россия самобытна, но как христианская страна она часть мира этой вселенской религии. Православие — да. Но это не болгарское и не сербское Православие; у русского — своя судьба и свой чекан. Запад — да. Но разве Запад не сделал своим устоем охрану права быть непохожим на других? Восток — да. Но — вспомним известные стихи философа Владимира Соловьева — Восток Ксеркса или Христа? Я хочу сказать, что любая универсалия, которую мы ищем для всеобъясняющей «вывески» (Гегель бы добавил — «как ленивый ищет стула»), не столько отвечает на вопрос, сколько порождает цепочку новых вопросов.
— В чем, на Ваш взгляд, состоят реальные противоречия между Россией и Западной цивилизацией?
— Из предыдущих ответов следует, что Россия — часть Западной цивилизации. Цивилизация же вообще может быть определена как исторически устойчивый (но — увы — преходящий) способ преодоления всех противоречий. «Конфликт цивилизаций» — это заблуждение некоторых теоретиков. «Реальные противоречия» — это политика и экономика: здесь надо искать корни конфликтов. То есть — цивилизационных противоречий между Россией и Западом нет и быть не может.
— Что бы нам хорошо перенять с Запада?
— Из уже сказанного ясно, что «перенимать» — это не проблема. Мы помним, как разные культуры перенимали друг у друга компас, книгопечатание, судопроизводство, но вот получалось всегда не то, чем это было у «доноров». Так, права человека — ценность, которую нам хорошо бы перенять, но перенять-то ее и нельзя. Проблема — и не только России — в том, чтобы пройти путь, в конце которого не перенятое, а выстраданное.
— Есть ли реальные опасности с Запада для нас, и как к ним относиться?
— Как и в случае с «реальными противоречиями», мы имеем дело с «опасностями» политической тактики, а не культурной стратегии. Любой субъект культуры не опасен по определению. (Опасность там, где есть столкновение интересов вне правовой сферы.) Несколько утопично в Вашем вопросе — «для нас». Кто это — «мы»? Беда России в том, что право сказать о себе «мы» еще долго надо будет завоевывать.
— Меняется ли Запад, и в каком направлении? Вообще Запад — это нечто единое целое в цивилизационном отношении, или внутри него есть разные важные различения?
— Из суммы сказанного следует, что говорить о Западе как о простом целом субъекте не приходится. Конечно, это пестрый букет разных культур. Но, с другой стороны, это не избавляет нас от элементарной умственной задачи находить общее в разном. Значит, можно (не без риска) говорить и о «Западе вообще». Такой Запад, кажется, меняется в направлении политической дезинтеграции и моральной капитуляции. Но это совсем не «закат Европы», а передача культурной эстафеты, как это было уже много раз в истории Запада. В какой-то момент истории греко-римско-христианской мир перестал быть социальной плотью и стал идеей. Затем идея неоднократно воплощалась: в том числе и в российской цивилизации. Сейчас речь идет о планетарном воплощении, но его контуры еще только проступают в исторической реальности.
— Как нам искать баланс между «низкопоклонством» и изоляционизмом?
— Аристотель говорил, что в плохом середины искать не надо. Если быть собой, то остальное приложится.
Источник фото А. Доброхотова — сайт Владимира Якименко.
Читайте также:
Кризис беспочвенности, или с чего все началось — О том, как начинались отношения России и Запада и когда они были наиболее правильными
Соблазн Востока — обожествленное государство, соблазн Запада — безбожный человек — О многозначности противопоставления Восток — Запад и о том, является ли Россия европейской страной
Пустыня цивилизационного отчуждения — О «непостижимости» России, ощущении цивилизационной чуждости и отношении западного человека к Православию
Должны ли православные ненавидеть Запад? — представляем вашему вниманию точку зрения Юрия ПИВОВАРОВА, академика, директора Института Научной Информации по Общественным Наукам (ИНИОН) РАН.
Запад и Восток: история культур
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
Запад
Восток
Запад
Восток
Запад
Восток
Запад
Восток
Запад
Восток
Запад
Восток
Восток
Запад
Запад
Восток
Запад
Восток
Запад
Восток
Радио ArzamasВ
черной-чернойкомнате…
Новый выпуск подкаста о современном фольклоре «Тьфу-тьфу-тьфу!» — про детские страшилки
Толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»! Лучшие подарки на Новый год в
Толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»!
Лучшие подарки на Новый год в «Магазине Arzamas»
Подарки на Новый год: толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»!
«Магазине Arzamas»В магазин!Магазин Arzamas
Почему восток и запад на солнце перевернуты?
На этом изображении восток и запад на солнце слева и справа соответственно. Это противоположно тому, что вы видите на карте Земли и других небесных тел. На этом изображении от 21 апреля 2022 года пронумерованы основные солнечные пятна. Изображение через SDOПочему восток и запад на солнце перевернуты?
Когда мы были детьми, мы узнали, что солнце восходит на востоке и заходит на западе. Когда мы смотрим на карту вниз, восток находится справа от нас, а запад — слева. Но посмотрите на изображение солнца, помеченного востоком и западом. Эти направления противоположны тому, с чем мы знакомы. Почему эти стороны света перевернуты? Короткий ответ: это условность, которую выбрали астрономы. Но давайте углубимся и выясним, почему.
С давних времен
На протяжении веков картографы составляли свои карты в соответствии с идеей восхода луны на востоке. Когда Луна поднимается над нашим горизонтом, самым близким к Земле краем был восточный край Луны. Итак, если вы стоите на Земле и указываете на восток, когда восходит Луна, то часть Луны, наиболее удаленная в направлении, в котором вы указываете, будет восточной стороной. Это же правило применимо ко всем небесным телам, включая Солнце.
Нарисованная от руки карта востока на Земле и соответствующее направление востока на Луне. Это было соглашением в древние времена. Изображение через Рауля КортесаТеперь представьте, что вы лежите на траве, головой на север, а ногами на юг. Вы смотрите на солнце через безопасные солнцезащитные очки. Вы можете наблюдать большое солнечное пятно, которое перемещается по диску Солнца в течение нескольких дней по мере вращения Солнца. Эти солнечные пятна будут двигаться слева направо или с востока на запад.
Все изменилось… но солнце
Так астрономы обозначали стороны света на небесных телах до 1961 года.
г. В 1961 году Комиссия 16 (т. е. по физическому изучению планет) Международного астрономического союза (МАС) установила метки на Луне. Они считали восток тем же направлением, что и Mare Crisium на Луне. Это означает, что когда вы смотрите на луну, Море Кризисов находится справа, а значит, на востоке. Затем МАС применил это же правило ко всем небесным телам, кроме Солнца. По какой-то необъяснимой причине солнце осталось помеченным, как и раньше.
Посмотреть на фотографиях сообщества EarthSky. | Мэйин Ли в Тайбэе, Тайвань, сделала эти снимки Луны в сентябре и октябре 2021 года, сравнивая растущий полумесяц, полную луну и убывающий полумесяц. Обратите внимание на Mare Crisium на правой или восточной стороне луны. Спасибо, Мэйин!Короче говоря, восток и запад на всех картах и изображениях Луны и других небесных тел были изменены, чтобы соответствовать земному использованию восток-запад. Солнце осталось таким, каким оно было с давних времен, с востоком слева и западом справа.
Немного полезной информации: Вращение Солнца отличается от вращения Земли. Солнце больше похоже на газовых гигантов, таких как Юпитер и Сатурн. Как и те планеты, это не твердое тело, поэтому оно вращается по-разному. Это означает, что солнце вращается быстрее всего на экваторе с периодом около 25 дней. Ближе к полюсам период вращения увеличивается. Над полюсами период более 30 дней.
Солнце вращается быстрее вблизи экватора, чем у полюсов. Изображение через НАСА.Вывод: Когда мы рассматриваем другие планеты и луны на карте, левая сторона — это запад, а восток — правая. Солнце сохраняет более раннее соглашение, когда слева находится восток, а справа — запад.
C. Алекс Янг
Просмотр статей
Об авторе:
C. Алекс Янг — солнечный астрофизик, изучающий Солнце и космическую погоду. Алекс страстно любит делиться наукой с разнообразной аудиторией. Это привело его к созданию The Sun Today вместе со своей женой-дизайнером Линдой. Сначала через Facebook и Twitter, а затем через обширный веб-сайт thesuntoday.org они работают вместе, чтобы привлечь внимание общественности к Солнцу и его роли в нашей Солнечной системе. Алекс руководил национальными усилиями по подготовке к полному солнечному затмению 2017 года. Он является заместителем директора по науке в отделе гелиофизики в Центре космических полетов имени Годдарда НАСА.
Рауль Кортес
Просмотр статей
Об авторе:
Рауль Кортес изучал инженерное дело в Автономном университете Нуэво-Леон в Монтеррее, Мексика, получил стипендию для продолжения учебы в Японии, а по возвращении в Монтеррей получил кредиты на MBA Высшей школы механического и электротехнического факультета. Он стал преподавателем математики и физики в университете UANL, а остаток своей профессиональной карьеры посвятил работе в инженерных областях для корпораций США, Японии и Германии. Его страсть к небу восходит к тому времени, когда он был ребенком, всегда интересовался звездами и созвездиями, читал и исследовал этот вопрос. С 2010 года он посвятил себя фотографированию звезд, созвездий, луны и солнца. Работа Рауля над его фотографиями была опубликована и размещена на ESC, а также на других платформах, и привлекла внимание к публикации в местных газетах Монтеррея.
281. Разделение Восток-Запад в Европе: существует ли оно?
Элемер Ханкисс — директор по исследованиям Института политических наук Венгерской академии наук. Он выступил на дневной дискуссии EES 22 октября 2003 г., находясь в резиденции Центра Уилсона в качестве научного сотрудника по общественной политике. Ниже приводится отредактированная версия презентации профессора Хэнкисса. Отчет о собрании 281.
Самый короткий ответ на вопрос, поставленный в заголовке, — да, это так. Но этот ответ верен лишь отчасти. Более верный ответ, но все же верный только отчасти, состоит в том, что это так и не так. И реальный ответ, я думаю, заключается в том, что она существует, но является лишь одной из многих разделительных линий, пересекающих Европу, и, возможно, не самой важной — или, по крайней мере, ее важность быстро уменьшается. Я подчеркиваю этот момент, потому что реальность или миф о разделении Востока и Запада стали частью политической игры в Европе. Это стало аргументом против интеграции по обе стороны континента. Консерваторы на Западе повторяют: «они такие разные», а консерваторы на Востоке вторят: «мы такие разные
Разделение между Востоком и Западом
Прежде всего позвольте мне четко заявить, что я имею в виду разделение между Востоком и Западом не в Европе в целом, а только в пределах ЕС и стран, которые должны присоединиться к нему в начале следующего года. ЕС доверяет короткому ответу, что да, несомненно, есть области, в которых между западной и восточной частями Европы будут значительные различия даже после расширения. Позвольте мне упомянуть некоторые из этих областей в порядке важности.
Наибольший разрыв между Востоком и Западом существует в социально-экономической сфере. Страны Восточной и Центральной Европы страдают от отсутствия общественного договора, от неприемлемо высокого социального неравенства, низкого социального обеспечения, сильной социальной дезинтеграции, безудержного эгоистичного индивидуализма и обширной нищеты и бедности. Прогресс в решении этих проблем был очень незначительным со времен хаоса в начале 19 века. 90-е.
Между Востоком и Западом до сих пор зияет пропасть и в области загрязнения окружающей среды. В последние годы экологическая реабилитация в странах-кандидатах на вступление в ЕС набрала обороты, и укрепился экологический менталитет. Но проблемы, которые необходимо решить, по-прежнему пугающе велики
Что касается экономической эффективности и производства, страны-кандидаты добились значительного прогресса за последние 14 лет, но эксперты и статистика по-прежнему не позволяют сделать вывод о том, насколько эти усилия сократили разрыв между западной и восточной экономикой. Различия в ВВП на душу населения, производительности, объемах производства, капитализации, сбережениях, интеграции в европейские и глобальные сети, деловых навыках и рутине по-прежнему огромны.
Многое еще предстоит сделать в области политической культуры. Люди Востока по-прежнему характеризуются меньшей личной автономией, меньшей ответственностью как граждан и членов глобального сообщества, и они более пассивны в политическом плане, чем их коллеги на Западе. В некоторых из этих стран люди борются с серьезно нарушенной национальной и социальной идентичностью.
Что касается политических институтов, то различия между Востоком и Западом почти исчезли. Все страны-кандидаты в настоящее время являются более или менее хорошо функционирующими парламентскими демократиями. Однако верно то, что Восточной Европе предстоит еще многое сделать в плане подотчетности, прозрачности, системы сдержек и противовесов, верховенства закона и доступа к власти и информации, хотя некоторые из западных стран едва ли являются образцами для подражания.
Реальный успех был достигнут странами-кандидатами в принятии институционализированной системы поддержки рыночной экономики. В этой области они прошли фундаментальный процесс обучения и реформ, при этом некоторые страны не так сильно отстают от некоторых западноевропейских стран. Наконец, нет существенных различий в культуре или образе жизни. В некоторых областях (грамотность, образование, важность литературы и искусства) некоторые восточные страны могут иметь более высокие баллы, чем некоторые страны на Западе.
Сложные закономерности: исторические
Исторически разделение Востока и Запада в Европе не было таким четким, стабильным или простым, как кажется в настоящее время. Было много сквозных влияний, которые разделяли Европу на протяжении столетий и которые не совпадают или лишь частично пересекаются с нынешним разделением между Востоком и Западом. Иными словами, Европа и европейская цивилизация есть продукт трех тысячелетий экономических, политических, социальных, культурных, климатологических и других изменений, наложивших отпечаток на различные части континента.
Христианство, например, сначала распространилось на части Балкан, а в другой версии — на итальянском полуострове и в далекой Ирландии. Затем он начал вторгаться в западную часть Европы, веками не мог завоевать части исламской Иберии, достиг великих равнин Центрально-Восточной Европы в десятом и одиннадцатом веках и еще некоторое время оставлял нетронутыми части северной и восточной Европы.
Феодализм в своей наиболее полной форме развивался и процветал в западной и центральной части Европы, иные и более слабые структуры он развивал в Средиземноморском бассейне, в Центрально-Восточной Европе и почти не затронул северную полосу континента. Урбанизация оказала доминирующее влияние сначала на Средиземноморье. Спустя тысячелетие он достиг побережья Атлантического океана, Северного и Балтийского морей и берегов нескольких великих европейских рек. Он возник как череда великолепных королевских и княжеских городов, а также богатых бюргерских городов в Центрально-Восточной Европе примерно в одно и то же время, оставив значительную часть Европы сельской местности еще на несколько столетий. Начавшись в Италии, Ренессанс (а позже и барокко) завоевал западную и центральную часть Европы, достиг Австрии, Далмации, Хорватии, Венгрии и Польши, но не проник на большие территории северной и восточной Европы или на Балканы.
Реформация наложила свой фундаментальный отпечаток на западную, северную и часть центральной Европы, но не коснулась даже бассейна Средиземного моря, не смогла перекинуться через Карпаты и достичь восточноевропейских равнин. Просвещение, исходившее из Парижа и Лондона, достигло общин на севере вплоть до Кенигсберга или Санкт-Петербурга, но с трудом могло проникнуть в Италию или Испанию и — за исключением некоторых сияющих островков просвещенного разума в университетах и городах — оставило господство в центре Европы. империей Габсбургов, а Восточная и Юго-Восточная Европа более или менее погрузилась во тьму. Но столица этой «темной империи» была в то же время одним из важнейших центров высших музыкальных достижений. Позже страны, отставшие в процессе индустриализации и модернизации, такие как Польша и Россия, поднялись в числе важнейших центров романтической революции и современного авангардного искусства.
Великие волны индустриализации, модернизации и демократизации катились из Западной и Центральной Европы в южную, северную и восточную части континента, но что касается демократии, западные, центральные и южные регионы Европы отставали от демократических институтов. Англии или повседневная низовая демократия некоторых скандинавских стран. То же самое можно сказать об учреждениях социального обеспечения последних стран и Германии конца девятнадцатого века.
Воздействие негативных, разрушительных факторов также было неравномерным в ходе европейской истории. Столетняя война, великие эпидемии и Тридцатилетняя война разрушили некоторые из наиболее развитых западных и центральных районов Европы и нанесли меньший ущерб другим районам центральной и южной Европы. Развитие было замедлено, даже остановлено, на века из-за исламского правления в Испании и монгольских нашествий, а также турецкой и русской оккупации Восточной и Юго-Восточной Европы.
Имперская власть и «величие» сформировали менталитет людей в Испании, Португалии, Великобритании, Франции, Нидерландах, Швеции и Советской России, в то время как имперское господство искалечило страны и людей в Габсбургской, Османской и Российской империях. В целом, мы можем констатировать, что, глядя на Европу с исторической точки зрения, мы видим мозаичную структуру и лабиринт пересекающихся разделительных линий вместо простого разделения между Востоком и Западом, о котором мы говорили до сих пор. И это остается верным для современной Европы.
Сложные узоры: теперь
Европа имеет богатую текстуру социальных, политических, экономических и культурных образований. Разделительные линии пересекают весь континент. Позвольте мне упомянуть некоторые из этих субъектов, которые пересекаются друг с другом в сложной схеме:
— «Старые» и «новые» государства-члены ЕС
— Еврозона и остальные
— Основные страны ЕС и остальные
-Треугольник Лондон-Мадрид-Польша
-Страны Средиземноморья
-Большие и малые страны
-Богатые и бедные страны
-«Федералисты» и «конфедералисты»
-Члены и нечлены НАТО
-Сферы влияния (немецкие, французские, британские, итальянские, испанские)
-Общие интересы (сельское хозяйство и др. )
— Региональные интересы
— Католические, протестантские и смешанные страны
— Страны с высоким или низким (исламским) населением иммигрантов
— Специальные союзы
Сплоченные силы
Да, в течение определенного периода времени между западная и восточная части расширенного Союза. Но силы сплочения, по всей вероятности, будут гораздо сильнее. Позвольте мне упомянуть несколько. У нас общее (или параллельное) прошлое, общие воспоминания, общие победы и поражения, сотрудничество и конфликты. Кроме того, мы могли бы вместе с Хайдеггером или Бодрийяром сказать, что наши миры (наши экономические и политические модели, технологии, образ жизни, жизненные стратегии, музыка, спорт, наши видимые миры, образы, мифы, боги, символы) говорят на тот же язык. Мы живем в одном и том же мире объектов (автомобили, холодильники, моющие средства, телевизоры и т. д.) и в одной и той же бытовой цивилизации (гигиена, шоппинг, формы цивилизованности, школы и т. д.).
У Европы есть и общие проблемы, которые ЕС придется решать в ближайшие годы и десятилетия. Единственным шансом для людей в восточной и западной частях Союза решить эти проблемы будет совместная работа над их решением. Эти проблемы включают социальные и политические проблемы, такие как повышение экономической эффективности государства всеобщего благосостояния и социальной справедливости. Важны и политические проблемы, такие как баланс свободы и равенства и поиск оптимального сочетания различных моделей демократии (парламентской и президентской, мажоритарной и плюралистической, косвенной и прямой, либеральной и республиканской, современной и постмодернистской или интерактивной и т. д.). . Перед Европой также стоит задача стать одним из крупнейших мировых центров с точки зрения распространения новых идей, защиты человеческих ценностей, совершения новых открытий, разработки новых технологий и запуска новых движений.
Еще один круг проблем, с которыми придется столкнуться ЕС, связан с выбором того, каким должен стать ЕС. Например, с институциональной точки зрения, должен ли ЕС быть союзом национальных государств, конфедерацией регионов, федерацией или европейскими Соединенными Штатами? Другой выбор, который должен будет сделать ЕС, касается его роли на международном уровне. ЕС придется выбирать между тем, хочет ли он стать ведущей державой мира или хочет принять роль союзника или клиента США. Возможно, ЕС должен стать действительно «мягкой» силой, в которой он выступает посредником в международных конфликтах, поддерживает международные институты, поддерживает программы развития и гуманитарной помощи. ЕС может попытаться стать моделью для мира как успешное государство всеобщего благосостояния, постнациональное политическое образование или поствоенная великая держава. Или, возможно, ему следует смириться с тем, что он является постисторической игровой площадкой, которую посещают американские, китайские и казахстанские туристы!
Действительно, есть много глобальных проблем, в решении которых ЕС может и должен помочь, особенно в плане создания мира, защищенного от беспорядка, неопределенности, террора и конфликтов. Как ЕС может внести свой вклад в мир, в котором меньше страданий, больше справедливости и больше возможностей для более бедных стран? Как он может помочь создать и защитить открытые общества, свободу и другие западные ценности, не угнетая других людей и не отступая за стены крепости Европы? Эти проблемы не являются исключительными для Европы, но должны зависеть от сотрудничества стран всего мира, если мы хотим иметь хоть какую-то надежду на их решение.
Столкновение цивилизаций?
Те, кто использует в своей риторике и политической стратегии концепцию водораздела между Востоком и Западом, склонны говорить о столкновении двух несовместимых цивилизаций. Я думаю, что они безнадежно ошибаются. Точнее, они правы, когда говорят о столкновении цивилизаций. Но они ошибаются, когда думают, что это столкновение происходит между двумя частями Европы. Нет, этот конфликт происходит внутри Европы, в самом сердце европейской цивилизации. Это драматическое столкновение традиционной западной цивилизации и нашей современной потребительской цивилизации, триумфально возникшей за последние полвека или около того.
Наши основные взгляды на мир и роль человека в нем, наши цели и стратегии, наши фундаментальные нормы поведения радикально изменились. Чтобы показать степень и крайность этого изменения, позвольте мне сопоставить несколько норм поведения: в левой колонке — традиционные принципы, по которым старались жить наши прадеды, а в правой колонке — те, которым нас побуждают следовать. в современном мире. (См. вставку.)
Традиционные принципы: Новые принципы:
Возлюби ближнего своего! Люби себя!
Пожертвуй собой! Реализуйте себя!
Дисциплинируй себя! Наслаждайся!
Ты виноват, покайся! Вы невиновны!
Экономьте, экономьте! Потреблять!
Жить с дефицитом! Живи с избытком!
Повиноваться! Соответствовать! Будьте автономны!
Будьте скромнее! Буть свободен!
Накажи себя! Побалуйте себя!
Выполняй свой долг! Боритесь за свои права!
Будьте осторожны! Рисковать!
Это может быть более глубоким разделением и может стать источником большего конфликта, чем разделение между Востоком и Западом, на которое так часто ссылаются политики. И ситуация еще более сложная и хаотичная, поскольку мы живем под перекрестным огнем ряда противоречивых систем ценностей и видений мира, таких как религиозные ценности, современный индивидуализм, светский гуманизм, викторианский консерватизм, гедонистический потребительство, постмодернистская двусмысленность и стоицизм или тип трансцендентализма и оккультизма Нью Эйдж. Ну, конечно же, ни ЕС, ни его бюрократы не обязаны заниматься проблемами этой великой культурной, моральной и духовной трансформации. Но это проблемы, с которыми люди сталкиваются каждый день, и в этом отношении нет никакой разницы между людьми, живущими в странах-членах или странах-кандидатах в Европейский Союз. И решить эти проблемы они могут только вместе.
Переосмысление Европы
Страны-кандидаты в Центральной и Восточной Европе, а также на Балканах должны заново изобретать себя. Они должны найти то, в чем они могут преуспеть, они должны найти свое место в Европе и в мире. И по-другому это относится и к ЕС. Это будет трудный и долгий процесс, но я думаю, что работа над решением общих проблем — это лучший способ преодолеть традиционные разногласия и преодолеть традиционные разногласия. Добьемся ли мы успеха? Мы обязательно это сделаем, если прислушаемся к старой и мудрой поговорке: нет ничего легче успеха. Вы должны просто делать то, что нужно в нужное время и в нужном месте.