Направление подготовки Медицинского института — Фармация
Cookie-файлы
Этот сайт использует файлы cookie. Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.
Хорошо
Подробнее
Образование в РУДН
Факультеты и институты
Институты
Медицинский институт
Направления
Фармация
Направление подготовки Все Акушерство и гинекология Аллергология и иммунология Анатомия человека Анестезиология и реаниматология Биологические науки Биология Биохимия Внутренние болезни Восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физи Гастроэнтерология Гематология Генетика Дерматовенерология Детская хирургия Инфекционные болезни Кардиология Клеточная биология Клиническая лабораторная диагностика Клиническая медицина Клиническая фармакология Лабораторная генетика Лечебная физкультура и спортивная медицина Лечебное дело Математическая биология, биоинформатика Медико-профилактическое дело Медико-социальная экспертиза Менеджмент Микробиология Неврология Нейрохирургия Нефрология Общая врачебная практика (семейная медицина) Общественное здоровье и организация здравоохранения, социология и история медицины Оздоровительная и адаптивная физическая культура Онкология Онкология, лучевая терапия Организация здравоохранения и общественное здоровье Организация фармацевтического дела Ортодонтия Оториноларингология Офтальмология Патологическая анатомия Патологическая физиология Педиатрия Пластическая хирургия Промышленная фармация Промышленная фармация и технология получения лекарств Психиатрия Психиатрия и наркология Пульмонология Радиология Радиотерапия Ревматология Рентгенология Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение Рефлексотерапия Сердечно-сосудистая хирургия Сестринское дело Стоматология Стоматология детская Стоматология общей практики Стоматология ортопедическая Стоматология терапевтическая Стоматология хирургическая Судебная медицина Судебно-медицинская экспертиза Теория и методика спорта Терапия Травматология и ортопедия Управление сестринской деятельностью Урология Урология и андрология Фармакология, клиническая фармакология Фармацевтическая химия, фармакогнозия Фармация Физиология человека и животных Физиотерапия Физическая культура и профессиональная физическая подготовка Физическая культура и спорт Фтизиатрия Фундаментальная медицина Функциональная диагностика Хирургия Челюстно-лицевая хирургия Эндокринология Эпидемиология
Институт / факультет Все Медицинский институт
Город
Москва
Уровень обучения Все Специалитет Аспирантура
Язык обучения Все Английский Русский
Стоимость
Форма обучения:
Очная
Заочная
Очно-заочная
Университет-партнер
Международная аккредитация
Очистить фильтр
- Очная
- Заочная
Программа | Подразделение | Язык обучения | Стоимость | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Фармация | ||||||
Организация фармацевтического дела | Медицинский институт | Аспирантура | Русский | |||
Социальная и административная фармация | Медицинский институт | Аспирантура | Английский | |||
Технология лекарств: Биофармация | Медицинский институт | Аспирантура | Английский | |||
Технология получения лекарств | Медицинский институт | Аспирантура | Русский | |||
Фармацевтическая химия, фармакогнозия | Медицинский институт | Аспирантура | Русский | |||
Фармацевтическая химия: Контроль качества лекарственных средств | Медицинский институт | Аспирантура | Английский | |||
Фармация | Медицинский институт | Специалитет | Русский | 305000 ₽ |
Программа | Подразделение | Уровень обучения | Язык обучения | Стоимость | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Фармация | ||||||
Организация фармацевтического дела | Медицинский институт | Аспирантура | Русский | |||
Технология получения лекарств | Медицинский институт | Аспирантура | Русский | |||
Фармацевтическая химия, фармакогнозия | Медицинский институт | Аспирантура | Русский |
История фармации.
Возникновение лекарствоведения. Народная медицина. : Farmf1.1.История фармацииУправление и экономика фармации Лоскутова Е.Е. ТОМ 1
Происхождение термина «фармация» относится к глубокой древности. Египетское слово фармаки (дарующий исцеление или безопасность) дало происхождение греческому слову фармакон (лекарство).
Всем занятиям, связанным с изготовлением и продажей лекарств, сначала в Древней Греции, а затем и у других народов стали давать названия, имеющие корень форма или фармако. Например, в Древнем Риме специалисты лекарственного дела именовались pharmaceutae, pharmacopoae. До наших дней сохранились такие термины, как фармакопея — сборник стандартов и положений, регламентирующих требования к качеству лекарственных средств, фармакология — наука, изучающая действие лекарственных веществ на организм, фармакогнозия — наука, изучающая лекарственное сырье растительного и животного происхождения и некоторые продукты его первичной переработки. В 1924 г. на съезде по фармацевтическому образованию было дано следующее определение фармации.
Фармация — это комплекс наук и практических знаний, занимающихся вопросами добывания, обработки, контроля, хранения, изготовления и отпуска всякого рода лекарств и лечебно-профилактических средств.
Уникальность фармации заключается в том, что, с одной стороны, это высоконаучная отрасль, питающаяся достижениями таких фундаментальных дисциплин, как химия, биология, физика, математика, а с другой — фармация возникла как практический вид деятельности, требующий филигранного мастерства, что позволяет зарубежным историкам науки определять фармацию как науку и искусство. Понятийный аппарат дисциплины обширен, наряду с определениями, которым несколько тысяч лет, в фармацевтическом терминологическом словаре содержатся молодые дефиниции. Впервые основные профессиональные термины официально определены в Федеральном законе от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах».
Например, ЛС определяются как вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К ЛС относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления ЛС. Лекарственные препараты определяются как дозированные ЛС, готовые к применению; фармакопейная статья — как государственный стандарт ЛС, содержащий перечень показателей и методов контроля качества ЛС и т.д.
История фармации — это наука о развитии фармацевтической деятельности и лекарственных знаний на протяжении всего существования человечества от первобытных времен до наших дней.
В задачи истории фармации как науки входит:
- проследить общие закономерности всемирно-исторического процесса становления фармацевтических знаний с древнейших времен до современности;
- раскрыть достижения каждой новой эпохи в области фармации;
- показать взаимодействие фармации и общей культуры, влияние важнейших теорий и открытий в естествознании, философии, культуре на состояние, характер и объем фармации каждой эпохи.
История фармации делится на частную и общую. Общая история фармации изучает главные закономерности и основные, узловые проблемы всемирной фармации в целом. Частная история фармации — это история развития отдельных фармацевтических дисциплин, таких, как фармацевтическая химия, фармакогнозия, фармацевтическая технология, управление и экономика фармации и т. п.
В основу периодизации истории фармации положено принятое в общей истории деление на пять периодов: первобытное общество, древний мир, средние века, новая и новейшая история. Это касается общей истории фармации. Частная история фармации изучает особенности развития отдельных фармацевтических дисциплин.
Для изучения истории фармации и медицины используются следующие источники:
- для более древних периодов, охватывающих тысячелетия, основными источниками изучения являются раскопки, данные археологии, палеонтологии, палеопатологии;
- с возникновением письменности такими источниками являются рукописи, печатные произведения врачей, общих историков, государственных и военных деятелей, философов, архивные материалы;
- материалы лингвистики, этнографии, изобразительного искусства, народного эпоса и фольклора;
- фото-, фоно-, кино-, видеодокументы;
- данные нумизматики, палеографии (науки о развитии письменности), эпиграфики (науки о древних надписях).
Виды источников изучения медицины и фармации продолжают расширяться и обогащаться.
1.2. Возникновение лекарствоведения.
Народная медицина. Этнофармация
Возникновение знаний о лекарствах затеряно в глубинах первобытной эпохи — самого продолжительного периода в истории человечества. Первобытный человек находился в полной зависимости от внешнего мира. В поисках облегчения от болезней и страданий он использовал различные средства из окружающей его среды, первые из которых, растительного происхождения, появились в период собирательства даров природы. Так были обнаружены беладонна, мак, табак, полынь, белена. Женщины стали первыми сознательно накапливать этот опыт. В период матриархата женщина как глава рода заботилась не только о питании, поддержании очага, но также о благополучии и здоровье своих сородичей, применяя лекарственные растения и запоминая различные способы лечения ими.
На более поздних этапах развития первобытного общества, когда преимущественным видом деятельности становится охота, человек наряду с растительной стал употреблять и животную пищу, что способствовало установлению целебных свойств органов и тканей животных: жира, крови, костного мозга, печени, селезенки, легких. В этот период мужчина становится во главе семьи, роль врачевателя постепенно переходит к нему. Первобытные охотники начинают понимать, что животные — основной источник их благополучия. Многие племена считают животного своим родоначальником. Появляются тотемные, или культовые, животные: в Сибири — медведь, в Индии — корова, у славянских народов — кабан, в Северной Африке — буйвол, у австралийских народов — кенгуру и т.д. Некоторые охотники делали амулеты (из кости, камня, дерева), изображая культовых животных, и носили их с собой, так как считалось, что амулет защищает от опасности и сохраняет здоровье (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Амулет
В период патриархата, который сопровождался активным развитием земледелия, одомашниванием животных и переходом к скотоводству, были открыты новые растения, обладающие лечебными свойствами: чемерица, золототысячник, термопсис и др. Изготовление орудий труда и предметов домашнего обихода из самородных металлов, развитие гончарного производства привели к изготовлению посуды, позволяющей готовить лекарственные снадобья. Позже в практику врачевания были введены ЛС минерального происхождения, которые люди научились извлекать из горных пород, нефти, каменного угля, воды, воздуха.
Тысячелетняя практика использования наиболее рациональных приемов врачевания и самых эффективных целительных средств растительного, животного и минерального происхождения, возникших в эпоху первобытнообщинного строя и передававшихся устно из поколения в поколение, называется народной медициной.
В народной медицине встречаются элементы теургического врачевания, которое объясняло возникновение болезни влиянием злых духов или потусторонней силы, а лечение заключалось в изгнании злого духа путем заклинаний, заговоров, устрашающих шаманских масок и тому подобных методов, сопровождавшихся использованием рациональных лечебных средств растительного, животного или минерального происхождения, а также оправдавших себя на практике приемов лечения.
Народная медицина является предшественницей научной медицины и питает ее своим опытом и наблюдениями. Современными врачами широко используются такие средства народной медицины, как алтейный корень и корень аира, бузина, валерьяна, горечавка, горицвет, донник, жостер, клюква, калина, кориандр, лаванда, лакрица, липовый цвет, льняное семя, малина, ревень, ромашка, скипидар, мед, мумие, мускус и т.д. Более того, в 80-е гг. XX в. возрастает внимание к народной медицине в связи с проявлением интереса к этнофармации.
Этнофармация изучает особенности лекарственного обеспечения тех стран, в которых народная медицина широко практикуется и входит в национальную систему здравоохранения.
Прежде всего имеются в виду развивающиеся страны, где первую медицинскую помощь большинству населения (70 %) оказывают местные практики традиционных видов лечения, использующие народные JIC растительного, животного и минерального происхождения. Ярким примером является Индия, где официально признаны такие системы медицины, как аллопатия, аюрведа, гомеопатия, унани, тибия и натуропатия. В последние годы в России наблюдается интерес к гомеопатии, повышенным спросом у населения пользуется парафармацевтическая продукция, изготовленная на основе старинных прописей и народных JIC, которая используется в фитотерапии, апитерапии, аромотерапии и других экзотических методах лечения.
В мире интерес к этнофармации появился после 1981 г., когда Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) учредила Программу действий по основным ЛС для оказания помощи развивающимся странам в целях обеспечения доступа населения к медикаментам, отвечающим истинным потребностям людей. Данная программа работает в трех направлениях.
- Во-первых, помогает странам разрабатывать и осуществлять свою национальную политику в области ЛС.
- Во-вторых, предлагает обучение, руководящие принципы и практические средства, которые страна может использовать для решения проблем по приобретению и использованию ЛС.
- В-третьих, для выявления проблем здравоохранения и поиска возможных путей их решения рекомендует проводить оперативные научные исследования как в глобальном масштабе, так и в отдельных странах.
Несмотря на некоторый прогресс, большую тревогу вызывают такие проблемы развивающихся стран (и не только), как нехватка медицинских специалистов, желающих работать в сельских районах; зависимость от дорогих городских служб и оборудования; опора на учебные программы, основанные на западной медицине, а не на приоритетных нуждах местного здравоохранения; ограниченные ресурсы на лекарственное и медицинское обеспечение и обучение. Одним из стратегических подходов в решении данных проблем может стать этнофармация, опирающаяся на разветвленную сеть местных практиков, исповедующих традиционные методы лечения различных систем медицины и использующих местные ЛС, при условии осуществления надлежащего (законодательно закрепленного) контроля как за ЛС, так и за деятельностью врачей и фармацевтов, что облегчит доступ к лекарственной помощи сотен миллионов местных жителей.
В современных условиях, когда возросшая сложность услуг и необходимость использования новейших достижений технологии чрезвычайно осложнили для многих стран финансирование затрат на медицинское и лекарственное обеспечение населения, этнофармация могла бы стать инструментом, позволяющим во многом удешевить и оптимизировать их.
Аптека – наукоемкая профессия
В 1938 году Франклин Д. Рузвельт подписал Федеральный закон о пищевых препаратах и косметике (FD&C), закон, который до сих пор регулирует распространение лекарств. Это знаменательное законодательство было справедливо названо важным и новаторским регулированием распространения наркотиков. Однако этот закон также привел к значительному сокращению обязанностей фармацевтов. До принятия этого закона очень немногие лекарства имели статус отпускаемых только по рецепту. Некоторые наркотики и некоторые особо опасные препараты были ограничены 1906 Закона о чистых пищевых продуктах и лекарствах и Законом Харрисона о наркотиках 1914 года. Большинство других лекарств продавались в аптеках по усмотрению фармацевта. В отсутствие предписания врача фармацевт должен был решить, какое лекарство может понадобиться пациенту.
После трагедии с сульфаниламидным эликсиром в 1937 году был введен в действие Закон о FD&C, в который было включено важное положение о маркировке. В соответствии с этим законом любое лекарство, продаваемое непосредственно населению, должно было иметь маркировку со всеми активными ингредиентами и инструкциями по применению. Исключение из этого требования к маркировке было сделано для лекарств, отпускаемых только по рецепту врача. Ответственность за определение того, должно ли лекарство быть «легендой» или лекарством, отпускаемым по рецепту, лежит на производителе лекарства. Это привело к значительной путанице на рынке. Одна фармацевтическая компания могла решить, что ее сульфаниламидный препарат должен отпускать только по рецепту, в то время как другая компания могла решить, что тот же препарат будет продаваться без рецепта. Постепенно Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов перешло к контролю над определением того, какие лекарства следует отпускать только по рецепту. Кульминацией этих усилий стали поправки Дарема-Хамфри в начале XIX в.50-е годы. Эти поправки дополнили ограничение ответственности фармацевтов за выбор лекарств для своих пациентов. Фармацевты теперь превратились в простых торговцев, низведенных до того, чтобы считать и наливать, лизать и втыкать. Следует отметить, что и конгрессмен Дарем, и сенатор Хамфри, инициировавшие этот закон, имели опыт работы в аптеке.
Роль фармацевтов в 1950-х годах повлияла на роль академии. Поскольку в центре внимания аптечной практики были лекарства, в центре внимания учебных заведений были лекарства. Это было время, когда фундаментальные науки стали важными в образовании фармацевтов. Фармацевтика, медицинская химия и фармакология стали базовыми науками. Фармация была настоящей профессией, основанной на науке, даже если она не была ориентирована на пациента. Это было также время, когда исследования становились все более важными как академическое занятие. Учреждения, разработавшие сильные исследовательские программы, стали ведущими фармацевтическими колледжами. Акцент на науке как на основе образования был попыткой уменьшить значение ученичества и сделать степень фармацевта настоящей научной степенью. Однако не всех устраивал статус-кво. В это время началось господство степени доктора фармации. Неотъемлемой частью PharmD был практический компонент, в котором школы и фармацевтические колледжи брали на себя ответственность за надзор за экспериментальным обучением.
К 1960-м годам возникло сильное движение, особенно в академической фармации, за то, чтобы вернуть часть ответственности за принятие решений о лекарствах. Во второй половине 20 века это движение усилилось. Академическая фармация признала, что сосредоточиться на лекарстве уже недостаточно. Если бы фармацевты были настоящими профессионалами в области здравоохранения, они должны были бы ориентировать свое внимание на пациента. На протяжении второй половины 20-го века академия взяла на себя большую ответственность за экспериментальное обучение и работала над расширением роли фармацевтов в команде здравоохранения. Будучи студентом аптеки в конце 19В 60-е годы я был в восторге от возможности того, что фармацевты станут настоящими экспертами в области лекарственных средств и будут нести ответственность за терапевтический выбор, консультации и т. д. Профессия продвинулась дальше, чем я когда-либо ожидал в студенческие годы.
Одним из негативных последствий расширения практического обучения стало сокращение образования в области фундаментальных наук. Многие колледжи и школы фармакологии свернули свои программы фармакогнозии во второй половине 20-го века только для того, чтобы обнаружить, что взрывное использование фитотерапии и пищевых добавок после внедрения 1994 DSHEA оставил наших студентов-фармацевтов с небольшим опытом и пониманием химии натуральных продуктов. Я слышал из ряда источников, что во многих недавно открытых школах и колледжах не работают медицинские химики или преподаватели фармацевтики.
Преподаватели нескольких авторитетных колледжей сообщили мне, что образовательные предложения по химии и фармацевтике сокращаются. Ученые-основатели очень обеспокоены тем, что наши студенты недостаточно подготовлены в области фундаментальных наук. Если это правда, то это явление было бы плохо для практики аптеки, ориентированной на пациента. Одной из отличительных черт доказательной медицины является то, что практикующий врач не должен просто принимать общепринятую точку зрения своего нынешнего наставника. Доказательная медицина использует научный метод, используя наблюдения и поиск литературы, чтобы сформировать гипотезу в качестве основы для соответствующей медицинской терапии. 1 Этот процесс требует образования в области фундаментальных наук и понимания принципов фундаментальной науки. Я хотел бы призвать все колледжи и школы фармацевтики тщательно пересмотреть свои предложения по фундаментальным наукам, чтобы убедиться, что студенты получают научное образование, необходимое им для практики доказательной медицины в 21 веке.
1. Sackett DL, et al. Доказательная медицина: как практиковать и преподавать ДМ. 2-е изд. Эдинбург; Нью-Йорк: Черчилль Ливингстон; 2000. [Google Академия]
Познакомьтесь со своим фармацевтом
Важный член вашей медицинской бригады находится так же близко, как и ваша местная аптека. Поскольку почти 9 из 10 американцев живут в пределах 5 миль от общественной аптеки, 1 , ваш фармацевт может быть медицинским работником, с которым вы чаще всего встречаетесь и с которым беседуете о своем здоровье.
Узнайте, как местный фармацевт может помочь вам в управлении своим здоровьем.
Фармацевты могут тесно сотрудничать с вашим врачом или медсестрой, чтобы предоставить вам экспертную информацию и рекомендации относительно вашего здоровья и любых заболеваний, которые у вас могут быть.
Поговорите со своим фармацевтом о том, какие лекарства, отпускаемые без рецепта, безопасно использовать в сочетании с лекарствами, отпускаемыми по рецепту.
Что ваш местный фармацевт может сделать для вас
Ваш фармацевт может помочь вам в поддержании вашего здоровья:
- Обсуждая с вами лекарства. Ваш фармацевт может объяснить мелким шрифтом, для чего предназначено лекарство, как лучше всего его использовать, какие побочные эффекты у вас могут возникнуть и что делать, если у вас есть побочные эффекты.
- Предложение способов помочь вам принять лекарство. Ваш фармацевт может помочь вам научиться принимать лекарства в соответствии с указаниями, а также решить любые проблемы, которые могут возникнуть при этом. Например, ваш фармацевт может предложить процедуры или инструменты, такие как ежедневная таблетница, которые помогут вам принимать лекарство в нужное время в нужной дозе. Ваш фармацевт также может помочь вам подключиться к скидкам по рецепту и программам помощи.
- Говорим с вами о безопасности лекарств. Ваш фармацевт может дать вам важный совет о том, какие лекарства, отпускаемые без рецепта, такие как обезболивающие и пищевые добавки, безопасно использовать в сочетании с лекарствами, отпускаемыми по рецепту.
- Выявление или устранение проблем со здоровьем. Например, если вам измеряют кровяное давление в аптеке, сообщите свои цифры своему фармацевту. Ваш фармацевт может рассказать вам о риске высокого кровяного давления, помочь вам контролировать ваше артериальное давление и при необходимости направить вас к врачу. Ваш фармацевт также может проконсультироваться с врачом, чтобы убедиться, что вы получаете наилучшее доступное лечение.
- Помощь в лечении других заболеваний. Фармацевты могут обеспечить иммунизацию, например, ежегодную прививку от гриппа, и научить вас пользоваться медицинским оборудованием, таким как глюкометры, если у вас диабет, и ингаляторы, если у вас астма.
В следующий раз, когда вы пойдете в аптеку, возьмите с собой этот список вопросов.
- Что должно делать это лекарство?
- Как и когда принимать?
- Каковы возможные побочные эффекты? Что мне делать, если я их получу?
- Следует ли мне избегать определенных видов деятельности, таких как вождение автомобиля или бег?
- Следует ли мне избегать определенных продуктов, таких как молочные продукты или грейпфруты, при приеме лекарства?
- Если у меня возникли проблемы с этим лекарством, когда мне следует позвонить своему врачу?
- Не могли бы вы дать мне список прописанных мне лекарств?
Как ваш фармацевт работает с вашей медицинской командой
Фармацевты проходят специальную подготовку, чтобы помочь вам управлять своим здоровьем и улучшать его, в том числе работать с вашей медицинской командой. Например, ваш фармацевт может предупредить ваших врачей, если они отдельно прописывают лекарства, которые плохо взаимодействуют друг с другом, до возникает проблема. Ваш фармацевт также может проконсультироваться с врачом и защитить вас, если вы боретесь с приемом лекарств или у вас есть побочные эффекты.
Как ваш фармацевт может помочь вам принимать лекарства в соответствии с указаниями
Приверженность к лечению означает прием лекарств в соответствии с указаниями — в правильной дозе, в правильном количестве доз в день, в нужное время дня, с едой, напитками или без них. , или другие лекарства.
Приверженность имеет значение. Например, если вы не принимаете прописанные лекарства от артериального давления, как указано, это может повысить риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний. 2 Однако только половина американцев, получающих лечение от высокого кровяного давления, принимают лекарства в соответствии с указаниями.
Чтобы узнать больше, посмотрите это видео о соблюдении режима лечения артериального давления.