Основные стадии социализации личности | Студент-Сервис
В настоящее время в России происходят серьёзные изменения во многих областях жизни общества, в том числе и в педагогической науке. Современная педагогика уточняет свой предмет и включает в него процесс социализации подрастающего поколения, и это не случайно.
Как отмечает Н.Ф. Голованова, научный интерес к процессу социализации – реальность, определяемая действием нескольких глобальных тенденций:
- мировой тенденции усиления динамизма социальных процессов, который, по мнению М. Мид и И.С. Кона, способствует становлению нового типа общества, ориентирующегося главным образом на будущее. Это требует принятия новой философии жизни, новых моделей образования;
- тенденции возрастания значимости индивидуально-личностного начала во всех проявлениях жизни современного человека;
- тенденции переосмысления теоретических идей и практики воспитания как «социальной мифологии» (термин М.К. Мамардашвили).
В связи с этим процесс формирования социальной компетентности будущих специалистов должен начинаться с их социализации в окружающей общественной среде.
Наука просто обязана откликнуться на эти гуманитарные потребности поисками коренных преобразований в области организации социального взросления молодого поколения.
Современная отечественная педагогика ставит в центр воспитания культуру личности и выделяет в качестве задач воспитания у подрастающего поколения высокого уровня компетентности, профессионализма, способности к культурному самоопределению в отношениях к обществу, окружающим людям, духовным и материальным ценностям общества, а также к самим себе (здоровью, труду, досугу, интересам и способностям). В таком контексте отчетливо проявляется процесс социализации.
Обратимся к анализу его сущности и содержанию.
Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».
Адаптация, являясь одним из центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды.
Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро- и макрогруппам.
С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособление к культурным, психологическим и социологическим факторам.
Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и другие.
В ней социализация представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.
Эти два подхода не противоречат один другому, определяя двусторонний характер социализации.
Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения.
Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности.
Следствием действия этой тенденции являетсяразвитие и преобразование не только самой личности, но и общества.
Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное поэтапное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.
Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без прохождения которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.
В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности.
В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:
- дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т. д.;
- трудовая стадия, охватывающая период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека;
- послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.
Стадии социализации могут быть соотнесены с периодами социального развития личности, которые не обязательно совпадают с периодами психического развития человека. А.В. Петровский объясняет это тем, что процесс развития личности не может быть сведен к сумме уровней развития познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека.
Имея в виду это положение, он выделил три макрофазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализации:
- детство – адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни;
- отрочество – индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, потребности «быть личностью»;
- юность – интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития.
В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя.
По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и самоуничижения.
Наиболее удачно, по мнению В.И. Андреева, схватывает суть социализации определение А.В. Мудрика: «Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому он принадлежит».
Таким образом, процесс формирования социальной компетентности будущего специалиста можно рассматривать как продолжение его социализации в профессиональном сообществе.
Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены овладели различными социально-ролевыми функциями.
Однако следует иметь в виду, что социализация может вносить как позитивный, так и негативный вклад в развитие личности. Все зависит от того, какими социально-ролевыми функциями овладевает личность.
Социализация личности осуществляется на основе двух видов деятельности: социального обучения и социального воспитания.
Например, девочка в семье при общении с матерью овладевает социально-ролевыми функциями матери посредством обучения и воспитания, которые осуществляла ее мать. Став матерью, она самореализуется как мать, в значительной степени копируя свою мать.
С учетом сказанного можно дать следующее определение: социализация личности – это процесс и результат двух взаимно дополняющих видов деятельности: социального воспитания и социального обучения с целью овладения социально-ролевыми функциями жизнедеятельности личности и ее самореализации в социуме.
Например, социальная компетентность будущего журналиста относится к социально-ролевой функции его профессиональной деятельности и самореализации в социуме.
Социализация, становление и развитие личности будущего специалиста включает три взаимосвязанных процесса: общую социализацию, профессионально-ролевую социализацию (овладение человеком профессиональными ролевыми функциями, нормами, отношениями), профессионализацию (определенную степень овладения профессиональной деятельностью, профессиональным мастерством).
Социализация личности. Этапы социализации — презентация онлайн
Похожие презентации:
Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Проблемы социализации личности в спорте. Спорт и личность. Раздел IV
Социализация личности
Основы социологии и политологии. Социализация личности
Социализация личности
Социализация личности
Социология личности. Девиантное поведение
Социализация личности. (Лекция 5)
Социализация
личности
Демкив Дианы,9-25ц
• В обществе каждую секунду рождаются новые
люди, которые пока ничего не знают: ни правил,
ни норм, ни законов, согласно которым живут их
родители. Всему их нужно обучить, чтобы они
стали самостоятельными членами общества,
активными участниками его жизни, способными
обучать новое поколение.
• Процесс усвоения индивидом социальных норм,
культурных ценностей и образцов поведения
социализацией.
• Он включает в себя передачу и овладение знаниями,
умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов,
норм и правил социального поведения.
• Социализация представляет собой совокупность агентов
и институтов, формирующих, направляющих,
стимулирующих, ограничивающих становление личности
человека
• Процесс социализации охватывает все слои общества. В
его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен
старых называется ресоциализацией, а утрата личностью
навыков социального поведения — десоциализацией.
Отклонение в социализации принято называть девиацией.
Процесс социализации состоит из
нескольких этапов, стадий:
• Стадия адаптации (рождение — подростковый
период).
• Стадия идентификации.
• Стадия интеграции.
• Трудовая стадия.
• Послетрудовая стадия (пожилой возраст).
Стадии процесса социализации личности по
Эриксону:
• Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года).
• Стадия раннего детства (от 1,5 до 4 лет).
• Стадия детства (от 4 до 6 лет)..
• Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет).
• Стадия отрочества (от 11 до 20 лет).
• Стадия юности (от 21 до 25 лет).
• Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет).
• Стадия старости (старше 55/60 лет).
На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или
иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.
Первичная и вторичная социализация.
Агенты социализации.
• Это конкретные люди, ответственные за обучение
культурным нормам и социальным ценностям
• Отдельные личности, группы, а также социальные
институты, посредством которых происходит
• Первичная социализация охватывает период от
рождения до формирования зрелой личности.
• Агентами первичной социализации личности
выступает ближайшее окружение, оказывающее на нее
непосредственное воздействие:
• Семья
• Родители
• Друзья
• Ровесники
• Школа(учителя)
• Спорт(тренеры)
• И т.д.
В современное время мощность набирают такие агенты
первичной социализации, как СМИ и Интернет
• Вторичная социализация процесс развития социально
зрелой личности, связанный главным образом с
овладением профессии.
• Вторичную социализацию осуществляют люди,
связанные
• формально-деловыми отношениями
• руководители учреждений
• организаций
• официальные представители государства и его органов.
• СМИ
Параметры влияющие на взаимоотношения
между членами семьи, на их совместную
жизнь, на детское развитие:
• 1. Параметр демографический.
• 2. Параметр социально-культурный .
• 3. Параметр социально-экономический.
• 4. Параметр технико-гигиенический .
• Осуществление процесса социализации происходит на
основе четырех иерархически расположенных структур.
Воздействие этих структур наслаивается друг на друга.
• Первая структура — микросистема.
• Вторая структура — мезосистема.
• Третья структура — экзосистема.
• Четвертая структура — макросистем.
• Таким образом, социализация является одним из основных
социальных механизмов, обеспечивающих сохранение,
воспроизводство и развитие любого общества.
Социальный контроль
• Является важнейшим результатом социализации и
заключается в регулировании его поведения, что
приводит к подчинению индивида группе, в которую он
интегрирован. Такое подчинение выражается в
осмысленном или спонтанном следовании нормам,
предписанным группой.
• Социальный контроль может быть:
• формальным
• неформальным
Девиантное поведение
• Когда идеалы общества несоизмеримы с реальными возможностями их
достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы
добиться своей цели.
• Этот выбор связан с девиантным поведением, т.е. таким, которое не
соответствует социальной норме. Т
• Так, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, за
богатством и властью выбирают социально запрещённые или
противозаконные средства и становятся либо правонарушителями, либо
преступниками.
• Другим видом нарушения норм является открытое неповиновение и
протест, демонстративное неприятие принятых обществом ценностей.
• Таким образом, девиация выступает результатом неспособности или
нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям,
иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале
социализации в данном конкретном случае.
Социальный статус
Социальный престиж
• Понятие статуса обычно связывается с понятием престижа.
• Социальный престиж — это общественная оценка значимости того
положения, которое человек занимает в социальной структуре.
• Чем выше престиж социальной позиции человека, тем выше
оценивается его социальный статус.
Например:
• престижными считают образование, полученное в хорошем учебном
заведении
• высокая должность;
• определенное место проживания (столица, центр города). Е
Если же говорят о высокой значимости не социальной позиции, а
конкретного человека и его личных качеств, в этом случае имеют в виду
не престиж, а авторитет.
В целом можно выделить пять факторов,
оказывающих влияние на процесс
социализации:
биологическая наследственность;
физическое окружение;
культура, социальное окружение;
групповой опыт;
индивидуальный опыт.
Заключение
Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него
во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои
задатки, способности, состояться как личность.
Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но
особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда
создается фундамент духовного развития личности, что
увеличивает значение качества воспитания, повышает
ответственность общества, задающего определенную систему
координат воспитательного процесса, который включает в себя
формирование мировоззрения, опирающегося на
общечеловеческие и духовные ценности
• развитие творческого мышления
• развитие высокой социальной активности,
целеустремленности, потребности и умение работать в
коллективе, стремление к новому и способность находить
оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных
ситуациях;
• потребность в постоянном самообразовании и
формировании профессиональных качеств
• способность самостоятельно принимать решения
• уважение к законам, моральным ценностям
• социальную ответственность, гражданское мужество,
развивает чувство внутренней свободы и собственного
достоинства
• воспитание национального самосознания гражданина
English Русский Правила
Знай, чего ожидать! 8 стадий социального развития детей
На этой странице представлен обзор задач развития, связанных с социальным и эмоциональным развитием детей и подростков, которые продолжаются во взрослой жизни. Презентация основана на восьми стадиях развития, разработанных психиатром Эриком Эриксоном в 1956 году.
Согласно Эриксону, процесс социализации состоит из восьми фаз — «восьми стадий человека». Его восемь стадий человека были сформулированы не посредством экспериментальной работы, а благодаря обширному опыту психотерапии, включая обширный опыт работы с детьми и подростками из низших, а также высших и средних социальных классов. Каждая стадия рассматривается Эриксоном как «психосоциальный кризис», который возникает и требует разрешения, прежде чем можно будет удовлетворительно преодолеть следующую стадию. Эти этапы понимаются почти в архитектурном смысле: удовлетворительное обучение и разрешение каждого кризиса необходимы, если ребенок хочет удовлетворительно справляться со следующим и последующим кризисом, точно так же, как фундамент дома необходим для первого этажа, который, в свою очередь, должен быть конструктивно обоснованным, чтобы поддерживать и второй этаж, и так далее.
[НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ, чтобы узнать больше о том, как следить и поощрять социальное развитие вашего ребенка или подростка]
Восемь стадий развития Эриксона
1. Изучение базового доверия в сравнении с базовым недоверием (надеждой)
младенчества в течение первых одного-двух лет жизни. Ребенок, с которым хорошо обращаются, его лелеют и любят, развивает доверие и безопасность, а также базовый оптимизм. При плохом обращении он становится неуверенным и недоверчивым.
2. Обучение автономии против стыда (воли)
Второй психосоциальный кризис, по мнению Эриксона, возникает в раннем детстве, вероятно, между 18 месяцами или 2 годами и 3,5–4 годами жизни. «Хорошо воспитанный» ребенок выходит из этой стадии уверенным в себе, воодушевленным своим новым обретенным контролем и скорее гордым, чем пристыженным. Автономия, однако, не является полностью синонимом гарантированного самообладания, инициативы и независимости, но, по крайней мере, для детей в ранней стадии этого психосоциального кризиса, включает бурное своеволие, истерики, упрямство и негативизм. Например, можно увидеть двухлетних детей, которые решительно складывают руки, чтобы их матери не держали их за руки, когда они переходят улицу. Кроме того, звук «НЕТ» разносится по дому или продуктовому магазину.
3. Инициатива в обучении против вины (цель)
Эриксон считает, что этот третий психосоциальный кризис возникает во время того, что он называет «игровым возрастом», или более поздних дошкольных лет (примерно от 3,5 до, в американской культуре, вступления в формальная школа). В ходе нее здорово развивающийся ребенок учится: (1) воображать, расширять свои способности посредством активной игры всех видов, включая фантазию, (2) сотрудничать с другими, (3) вести, а также следовать. Обездвиженный чувством вины, он: (1) пуглив (2) висит на периферии групп (3) продолжает чрезмерно зависеть от взрослых и (4) ограничен как в развитии игровых навыков, так и в воображении.
4. Трудолюбие против неполноценности (компетенция)
Эриксон считает, что четвертый психосоциальный кризис, к лучшему или к худшему, преодолевается в течение того, что он называет «школьным возрастом», предположительно до и, возможно, в течение некоторого времени в средней школе. Здесь ребенок учится овладевать более формальными жизненными навыками: (1) отношения со сверстниками в соответствии с правилами (2) переход от свободной игры к игре, которая может быть тщательно структурирована по правилам и может требовать формальной командной работы, такой как бейсбол и (3) ) овладение обществознанием, чтением, арифметикой. Домашняя работа является необходимостью, а потребность в самодисциплине возрастает с каждым годом. Ребенок, который благодаря своему последовательному и успешному разрешению более раннего психосоциального кризиса доверчив, автономен и полон инициативы, достаточно легко научится быть трудолюбивым. Однако недоверчивый ребенок будет сомневаться в будущем. Стыд – и наполненный виной ребенок будет испытывать поражение и неполноценность.
5. Изучение идентичности в сравнении с распространением идентичности (верность)
Во время пятого психосоциального кризиса (подростковый возраст, от примерно 13 или 14 до примерно 20 лет) ребенок, уже ставший подростком, учится удовлетворительно и радостно отвечать на вопрос: «Кто я?» Но даже наиболее приспособленные подростки испытывают некоторую диффузию ролевой идентичности: большинство мальчиков и, вероятно, большинство девочек экспериментируют с незначительными правонарушениями; бунт процветает; сомнения в себе захлестывают юношу и так далее.
Эриксон считает, что во время успешной ранней юности развивается зрелая временная перспектива; молодой человек приобретает уверенность в себе в противовес застенчивости и неуверенности в себе. Он начинает экспериментировать с различными — обычно конструктивными — ролями, а не принимает «негативную идентичность» (например, преступность). Он на самом деле предвидит достижения и достигает их, а не «парализован» чувством неполноценности или неадекватной временной перспективой. В более позднем подростковом возрасте устанавливается четкая сексуальная идентичность – мужественность или женственность. Подросток ищет лидера (кто-то, кто мог бы его вдохновить) и постепенно вырабатывает набор идеалов (социально соответствующих и желаемых, в случае успешного подростка). Эриксон считает, что в нашей культуре подростковый возраст представляет собой «психосоциальный мораторий», особенно для американских детей среднего и высшего класса. Им пока не приходится «играть на зубок», а можно экспериментировать, пробуя разные роли, и, таким образом, надеяться найти наиболее подходящую для себя.
6. Обучение близости против изоляции (любви)
Успешный молодой человек впервые может испытать настоящую близость – такую близость, которая делает возможным хороший брак или подлинную и прочную дружбу.
7. Обучение генеративности против эгоцентризма (забота)
Во взрослом возрасте психосоциальный кризис требует генеративности, как в смысле брака и родительства, так и в смысле продуктивной и творческой работы.
8. Целостность против отчаяния (мудрость)
Если другие семь психосоциальных кризисов успешно разрешены, у зрелого взрослого человека развивается пик приспособления; честность. Он доверяет, он независим и решается на новое. Он усердно работает, нашел четко определенную роль в жизни и разработал самооценку, которой он доволен. Он может быть близок без напряжения, чувства вины, сожаления или отсутствия реализма; и он гордится тем, что создает — своими детьми, своей работой или хобби. Если один или несколько предыдущих психосоциальных кризисов не разрешились, он может смотреть на себя и свою жизнь с отвращением и отчаянием.
Эти восемь стадий человека, или психосоциальные кризисы, являются правдоподобными и проницательными описаниями того, как развивается личность, но в настоящее время они являются только описаниями. Мы обладаем в лучшем случае рудиментарными и предварительными знаниями о том, какое окружение приведет, например, к чертам доверия или недоверия, или четкой личной идентичности, а не рассеянности. Помощь ребенку на различных этапах и позитивное обучение, которое должно сопровождать их, является сложной и трудной задачей, как известно любому обеспокоенному родителю или учителю. На поиск наилучших путей решения этой задачи приходится значительная часть исследований в области развития ребенка.
Таким образом, социализация представляет собой процесс обучения и обучения, который в случае успеха приводит к переходу человеческого организма от младенческого состояния беспомощности, но полного эгоцентризма к идеальному взрослому состоянию разумного соответствия в сочетании с независимым творчеством.
Развитие социальных навыков | Взаимодействие со сверстниками
Одной из наиболее убедительных теорий социального развития является «Восемь стадий психосоциального развития» Эрика Эриксона. Каждый шаг основан на том, чтобы сделать здоровый выбор для ребенка и научить его или ее поступать в том же духе, когда появляется возможность принимать решения самостоятельно. Стадии определяют положительные ориентиры — и их противоположности — от рождения до смерти.
Подготовка ребенка к общим связям,
по теории Эрика Эриксона
Формирование глубоких связей у всех детей зависит от развития здоровой самооценки. Это, конечно, может быть трудно культивировать среди множества физических проблем или проблем развития, которые могут выделить его или ее среди других детей. Но это возможно.
Немецкий психоаналитик Эрик Эриксон считал, что фундамент для позитивной или негативной социализации закладывается в детстве. «Восемь стадий психосоциального развития» Эриксона предлагают ключ, который может раскрыть способность ребенка формировать отношения.
Эриксон считал, что личностные черты — застенчивый ребенок или общительный, пассивный или агрессивный — являются фиксированными состояниями. Индивидуальные характеристики, такие как чувство неэффективности или силы, приобретаются, а это означает, что на определенных этапах развития на них можно влиять, используя правильную эмоциональную поддержку и возможности. Каждый шаг основывается на другом.
Конечно, большинство детей не вписываются ни в одну конкретную коробку; особенно это касается молодых людей с инвалидностью. Ценность теории Эриксона заключается в том, что она позволяет родителям идентифицировать признаки поведения ребенка, которые не способствуют установлению дружеских отношений, и дает родителям время повлиять на действенные решения, чтобы ребенок мог вырасти сильным и уверенным в себе взрослым. Информация используется таким образом, чтобы показать важность методов воспитания детей и обучающих возможностей, которые могут повлиять на развитие человека.
Стадии Эриксона — это попытка объяснить, как у человека развивается чувство идентичности. Модель предполагает, что в определенном возрасте человеческого развития ребенок переживает конфликт, изменяющий его жизнь. Возможности, предоставляемые ребенку, стиль воспитания, которым руководствуется ребенок, и опыт, с которым сталкивается ребенок, влияют на его социальную идентичность.
Эриксон надеялся, что, зная об этих стадиях, родители и психологи смогут помочь ребенку преодолеть психологические барьеры. Если родители понимают важность социальных стадий и развития, они смогут лучше поддерживать своего ребенка в процессе построения отношений на всю жизнь.
Восемь стадий психосоциального развития Эриксона
Восемь стадий Эриксона подробно описаны ниже в двух частях: те, которые происходят в детстве, и те, которые проявляются во взрослом возрасте.
Детство
Стадия I: Надежда – Обучение базовому доверию и недоверию, от 0 до 18 месяцев
Первая стадия имеет место, когда ребенок в возрасте от 0 до 18 месяцев сильно зависит от других, чтобы компетентно удовлетворять свои основные потребности в еде , жилье и безопасность. В младенчестве родителю необходимо воспитывать и любить ребенка, чтобы у него развилось чувство безопасности, оптимизм и любознательность. Если этого не происходит, ребенок может стать неуверенным в себе и недоверчивым к другим и остаться с чувством покинутости, что контрпродуктивно для построения отношений.
Стадия II: Воля – обучение автономии против стыда, от 18 месяцев до 3,5 лет
Вторая стадия – это период времени, когда ребенок либо проявляет вновь обретенный контроль, либо становится парализованным страхом. Для большинства детей это время, когда их не все постоянно поддерживают. Они учатся переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. С этой вновь обретенной мобильностью они исследуют. Для ребенка с церебральным параличом, у которого есть форма нарушения подвижности, ребенок все еще ищет свободу исследовать свое окружение беспрепятственно и раскованно, даже если у него есть проблемы с подвижностью. У них начинает развиваться чувство желания какой-то формы контроля над своим окружением. Предоставление ребенку мобильных устройств может помочь. Предоставление возможностей для изучения необходимо.
Безопасный ребенок имеет чувство пространства и начинает ощущать потребность взаимодействовать внутри него. Он пытается контролировать движения своего тела в меру своих возможностей, учится у окружающих и пытается взаимодействовать с другими. В младенчестве он или она выражает радость и грусть с помощью мимики и радостных толчков, а к четырем годам ему предоставляется возможность играть вместе с другими детьми и становиться неотъемлемой частью того, что происходит в комнате с другими.
Этот этап представляет собой возможность для ребенка сделать выбор – брать это в рот или нет; я хочу быть в комнате с другими, или исследовать? Это время, когда родители предоставляют выбор, эксперименты, границы и контроль. Родитель должен направлять ребенка, проявлять последовательность, учить сотрудничеству и поощрять позитивное взаимодействие с другими, когда ребенок решает: «Хорошо ли быть мной?»
С другой стороны, если на ребенка кричат из-за того, что он любопытный ребенок, у него ограничены возможности исследовать окружающую среду и он сталкивается с непоследовательным или враждебным руководством, ребенок, скорее всего, станет парализован страхом, стыдом и сомнением.
Стадия III: Цель – Учебная инициатива против чувства вины, от 3,5 до 5 лет
Эта стадия сосредоточена на способности ребенка сотрудничать с другими, овладевать функциями своего тела (приучение к туалету), взаимодействовать с окружающей средой и далее развивать приемлемые навыки общения. То, как дети воспитываются и контролируются, играет роль в их способности развивать инициативу или подвергать сомнению свои способности. Ребенок определяет: «Можно ли мне делать, двигаться и действовать?»
Родителям рекомендуется использовать поощрение, чтобы способствовать самостоятельности и подпитывать свое любопытство с помощью обучающих моментов. Это время, чтобы избежать борьбы за власть. Это время, когда у детей начинают развиваться предпочтения, интерес и желания через естественное любопытство.
Дети с новообретенной подвижностью и ловкостью склонны к исследованиям и испытаниям. Они исследуют безопасную и небезопасную территорию, требуя наблюдения, дополненного поощрением, а иногда и отвлечением внимания. Они учатся уравновешивать риск и самоограничения.
Тем не менее, дети с нарушением подвижности, которые могут быть не такими подвижными, все же нуждаются в возможности исследовать, учиться, делиться и получать предпочтения, интересы и желания. Им необходимо развить чувство некоторого контроля над своим окружением, самодостаточности и способности делать выбор. Все дети должны пройти этот этап с инициативой и чувством выполненного долга.
Детям следует предоставить возможность выполнять задания, начиная задания и заканчивая их самостоятельно. Их вновь обретенная независимость и контроль над своим окружением могут сопровождаться приступами разочарования из-за того, что они не могут достичь того, что задумал их разум. Им потребуется руководство в выполнении реалистичных и соответствующих возрасту занятий.
Согласно Эриксону, если ребенку отказывают в возможности выполнять задачи, на которые он способен, или его разочаровывают выговорами или насмешками при попытке обрести чувство автономии, дети уязвимы для чувства разочарования и агрессивного поведения, такого как бросание предметов. , удары, укусы и попытки привлечь внимание. Часто первым инстинктом родителей было бы дисциплинировать их или отказать им в выполнении их задачи. Тем не менее, взрыв следует рассматривать как обучаемый момент, который вместо этого может потребовать отвлечения внимания или предоставления ребенку двух приемлемых вариантов.
Дети, столкнувшиеся с борьбой за власть между родителем и ребенком или с неконструктивными методами дисциплины, часто впадают в чувство вины, стыда и неуверенности в себе на стадии III и могут формировать отношения созависимости со взрослыми. В школе им может не хватать уверенности, чтобы чувствовать себя достойными частью группы или команды. Им может не хватать чувства инициативы, полномочий и мотивации. Ребенок, который зависит от родителей в плане одобрения своих занятий, будет менее склонен чувствовать себя уверенно в общении с другими детьми в школе или во время игр. Точно так же другие дети чувствуют эту разницу в ребенке, что может заставить их избегать дружеских отношений.
Стадия IV: Компетентность — переживание трудолюбия против неполноценности, от 5 до 12 лет
Стадия IV возникает в раннем школьном возрасте, когда у детей есть врожденное желание общаться и играть с другими детьми. На этом этапе дети уходят из гнезда в школу или другие детские дома. Здесь они учатся взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в соответствии с принятыми правилами и нравами других.
Они адаптируются к интересным структурированным занятиям, включая спорт. Этикет в классе, требования к выполнению домашних заданий и командные действия, которые способствуют развитию структуры, сотрудничества и социального ухода.
Это решающий этап, когда детям младшего школьного возраста предоставляется возможность добиваться успехов, получать похвалу и добиваться успехов — строительные блоки уверенности в себе. Благодаря положительной поддержке со стороны родителей, учителей и сверстников у них развивается чувство инициативы и мотивация к достижению успеха по мере роста их уверенности в себе. Они чувствуют себя принятыми.
Обычно ребенок, вступающий в эту стадию, прошел предыдущие стадии с инициативой, самостоятельностью и доверием. Ребенок использует свое чувство выполненного долга и уверенность в себе, чтобы взаимодействовать с другими в более структурированной среде, наполненной правилами и требованиями.
Если ребенок, выходящий из Стадии III, перешел в Стадию IV с низкой самооценкой и парализован страхом при принятии собственного выбора или взаимодействии с другими, он или она, вероятно, почувствует чувство неполноценности и откажется от групповой деятельности и взаимодействия. Ребенку может не хватать уверенности в своих силах, сомневаться в своей способности принимать решения, быть склонным к поражению и чувству вины в командных упражнениях.
Этот этап может быть сложным для родителей ребенка с инвалидностью. У них может возникнуть соблазн защитить ребенка от других из-за желания защитить его от насмешек, насмешек или даже издевательств. Родители переживают, примут ли их ребенка другие. Родителям придется сопротивляться искушению изолировать своего ребенка и изолировать его из-за страха перед неизвестным.
Детям с ограниченными возможностями на этом этапе требуется дополнительная поддержка. Родители должны избегать изоляции ребенка от социализации, так как это этап социального развития, который позволит ребенку почувствовать себя частью группы и обрести уверенность в себе, чтобы быть равным среди сверстников.
На этом этапе ребенок определяет, как он вписывается в мир людей. Они открывают свои особые таланты и достоинства. Необходимо приложить все усилия, чтобы поощрять преследование их интересов и быть с другими людьми, имеющими такие же интересы. Они требуют способности преуспеть в дружбе и испытать узы.
Стадия V: Верность — обретение идентичности или смешение ролей, от 13 до 19 лет
Стадия V, завершающая стадия детства, включает в себя осознание подростком того, кем он является и кем он может быть во взрослой жизни. Подростковый возраст может быть трудным переходным периодом во многих отношениях. Ребенок развивается во взрослую жизнь через множество физических, эмоциональных и социальных проблем. Они осознают свои изменяющиеся тела, свою сексуальную идентичность, свою потребность в независимости и роль, которую они будут играть в обществе. Это годы кризиса идентичности.
На этапе V ребенок определит, кто он или она на самом деле и кем он хотел бы стать. Это может быть период интенсивных социальных экспериментов; Во время этой фазы наиболее вероятны своеволие и бунт.
Для учащихся с особыми потребностями система образования начинает переводить учащегося с инвалидностью во взрослую жизнь в возрасте 16 лет. Им в большей степени, чем трудоспособным учащимся, рекомендуется планировать свой путь во взрослую жизнь. Прилагаются усилия для развития самодостаточности, навыков независимой жизни и ориентирования в обществе без руководства или зависимости от своей семьи, когда это возможно. Это включает в себя гигиену, финансовое планирование, общественный транспорт, жилье, обучение навыкам или планирование колледжа.
Если ребенок вступает в Стадию V с чувством вялости и отсутствия мотивации, развившимся в конце Стадии 4, он или она, скорее всего, станет более замкнутым и зависимым от других. Им может не хватать мотивации, видения и уверенности в своих силах.
Взросление
Эриксоновские стадии психосоциального развития предполагают, что идентичность, сформированная и испытанная в детстве, вносит свой вклад в идентичность взрослого человека. Он подробно описывает три стадии развития, которые переживаются во взрослой жизни.
Стадия VI: Любовь – Достижение близости против изоляции, 20–24 года или 20–40 лет
Эта стадия иллюстрирует борьбу за то, чтобы соответствовать сверстникам и партнерам. Это этап в жизни, когда человек находится в поисках близости как основной человеческой потребности в формировании взаимных отношений с другими посредством дружбы, брака или партнерства. По словам Эриксона, когда человеку в детстве предоставляется безопасная, теплая и надежная среда, он естественным образом подходит для формирования таких же отношений с другими людьми во взрослой жизни. Если они развили уверенность и достижения, они используют эти навыки для построения отношений.
Однако для некоторых путь к Стадии V приводит к обратному результату: человек жаждет изоляции, подальше от болезненной реальности отвержения, которую он испытывал годами. Если в детстве они были разочарованы, осмеяны, замкнуты или недоверчивы, то эти качества могут проявиться в их взрослых отношениях. Если у них низкая самооценка и недостаточная уверенность в своих способностях, это отразится на их способности связываться с друзьями и товарищами.
Стадия VII: Забота – Достижение продуктивности против стагнации, от 25 до 64 лет или от 40 до 64 лет
Стадия VII — это путешествие в средний возраст, когда мы спрашиваем себя: «Могу ли я сделать свою жизнь значимой?» Средний возраст — это время, когда человек приходит к пониманию того, чего он хотел достичь, по сравнению с тем, чего он смог достичь, — как он определяет свою цель в жизни.
На этом этапе предполагается, что существует врожденная потребность в социальной значимости нашей способности быть продуктивными членами общества, нашего вклада в наш брак, нашей гордости за создание семьи и наших успехов в выполнении гражданского долга.