Охрана окружающей среды. Атмосферный воздух — Экология
В представленной статье рассмотрена роль Регионального экологического стандарта Самарской области «Охрана окружающей среды. Атмосферный воздух» в реализации принятой государственной экологической доктрины, направленной на сокращение выбросов загрязняющих веществ, совершенствование системы экологического контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, регулирование процессов, протекающих в тропосфере, модернизацию используемых технологий и внедрение ресурсосберегающих инноваций, улучшение среды обитания населения. С целью достижения этих целей нормативный региональный документ предусматривает активизацию изобретательской и инновационной деятельности, пересмотр устаревших нормативов загрязняющих веществ и ввод новых на токсичные вещества, образующиеся в результате протекания химических реакций в тропосфере с формированием фотохимического смога.
Серьезными проблемами для окружающей среды каждого российского региона и одновременно препятствием для сокращения его загрязнения, стали устаревшие нормативы, долгие годы не модернизируемые промышленные производства, характерные для всей страны низкие экологические стандарты, накопление отходов производства и потребления.
Первоочередной сегодняшней задачей является существенное сокращение выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов в тропосферу.
Экологической доктриной каждого субъекта Российской Федерации должен быть провозглашен принцип равного внимания к экономической, социальной и экологической составляющим устойчивого развития и признание невозможности полноценной жизни человеческого общества при деградации природы.
Всё это должно найти полноценное отражение в Региональных экологических стандартах (РЭС).
Главной задачей при их практической реализации должно стать сохранение баланса между охраной природы региона и ее разумным, контролируемым использованием при содействии технологическому развитию всех отраслей хозяйства и создание комфортной среды обитания населения. Эти принципы чётко прослеживаются в Указах Президента России В.В. Путина, Постановлениях и Приказах Федеральных министерств и ведомств, СНиПах, ГОСТах, региональных распорядительных документах.
Рассмотрим на примере Самарской области основополагающие разделы РЭС, разработанного по указанию её губернатора и одобренного на июльском заседании Круглого стола в Губернской Думе.
В соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации № 400 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» от 02 июля 21 г. применение Регионального экологического стандарта должно признаваться обязательным для всех субъектов области, если их деятельность негативно влияет на состояние атмосферного воздуха.
Из приведённого в Стратегии пункта 83 чётко следует, что её приоритетами являются:
-обеспечение экологически ориентированного роста экономики, стимулирование инновационных технологий, развитие экологически безопасных производств;
-уменьшение уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах;
-формирование системы государственного регулирования выбросов парниковых газов и увеличение их поглощения;
-развитие мощностей и технологий очистки выбросов в атмосферный воздух и т. д.
Эти же важные постулаты включены в РЭС Самарской области и по указанной причине данный нормативный документ признан обязательным для исполнения всеми субъектами хозяйственной деятельности, оказывающими негативное воздействие на качество атмосферного воздуха.
С этим согласуются цели и задачи Регионального экологического стандарта, направленные на:– создание и развитие экологического кластера, разработку, внедрение и реализацию комплекса природоохранных мероприятий с широким участием общественности для улучшения качества окружающей воздушной среды;
– сохранение и поддержание целостности и жизнеобеспечивающих функций природных и природно-антропогенных систем как неотъемлемых условий повышения уровня жизни, улучшения здоровья населения, обеспечения экологической безопасности региона и его устойчивого развития;
– снижение негативного воздействия на окружающую среду путём сокращения выбросов загрязнителей в тропосферу в результате совершенствования действующих технологических процессов, хозяйственной и иной деятельности;
– формирование научно-обоснованных региональных требований, норм и правил в области охраны окружающей среды;
– создание условий для экономического стимулирования развития экологического сектора экономики;
– переход к более совершенному рациональному использованию природных ресурсов и вторичного сырья в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности в регионе;
– разработку и внедрение инновационных проектов в рамках подписанного Россией Парижского Соглашения по климату.
Реализации указанных направлений должны содействовать:
1. Активизация патентно-инновационной работе в регионе в области промышленной экологии [1];
2. Создание Научно-технического экологического центра по контролю за выбросами загрязняющих и парниковых газов в атмосферу, обработка получаемых данных в региональном масштабе, финансовая поддержка юридическим лицам по реализации природоохранных инноваций.
Региональный экологический стандарт предусматривает возможность корректировки своего содержания и пересмотра требований, норм и правил с целью совершенствования деятельности в области управления охраной окружающей среды.
Он также будет способствовать широким практическим нововведениям для поддержания или улучшения технических и иных характеристик продукции и оказываемых услуг, допускает изменения редакции отдельных пунктов и целых разделов.
В РЭС устанавливаются следующие основополагающие приоритеты:
— необходимость упреждающих действий от загрязнения атмосферного воздуха, учет отдаленных экологических последствий, отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы на современном этапе или прогнозируются недостаточно надежно;
— отказ региона от ресурсного пути развития экономики, констатация важности постепенного повышения доли возобновляемых источников энергии, внедрения принципов Зеленой экономики и продвижения технологий энергосбережения во всех секторах региональной инфраструктуры;
— стимулирование природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов введением льготных платежей за ресурсосбережение и рациональное природопользования;
— обязательное участие широких слоёв гражданского общества, правительства региона, органов самоуправления и бизнеса в подготовке, обсуждении, принятии решений в области охраны и оздоровления окружающей среды;
— разработка и принятие эффективных мер по поэтапному снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха вблизи автотрасс, на жилых территориях областного центра и в других городах региона, уменьшение поступления в атмосферный воздух взвешенных частиц, сокращение выбросов парниковых газов в соответствии с решениями правительства России в рамках выполнения Парижского соглашения по климату.
Важно отметить, что реализация РЭС направлена не только на улучшение качества атмосферного воздуха, но и на уменьшение риска возникновения, развития и обострения аллергических и вирусных заболеваний, связанных с воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды.
В соответствии с этим возможен пересмотр некоторых устаревших экологических и гигиенических нормативов по содержанию опасных загрязняющих веществ, присутствующих в атмосферном воздухе городов и ответственных за формирование фотохимического смога, введение новых нормативов на высокотоксичные продукты — альдегиды, пероксиацетилнитрат и его аналоги, озон, образующихся при трансформации оксидов азота, углеводородов и летучих органических соединений в тропосфере.
Ответственными за пересмотр нормативов выступают органы исполнительной власти региона, действующие в соответствии с правовыми актами РФ. Обязательным условием при этом является учёт комплексного воздействия загрязняющих веществ на человека и экосистемы, а также их накопительный эффект и время жизни в атмосфере.
Это иллюстрируется нижеприведёнными данными.
Газы |
Время жизни |
Кислород, азот, аргон |
тысячи лет |
Метан, закись азота, диоксид углерода |
от 4 до 25 лет |
Диоксид серы, диоксид азота, оксид азота, аммиак, сероводород, хлористый водород и др. |
от 2 до 10 суток |
Анализируя приведённую информацию, можно прийти к важному заключению, что метан и диоксид углерода могут рассматриваться как долгожители и способны не один раз обогнуть поверхность Земли и вернуться к их источнику. Оба относятся к парниковым газам, причём метан способен окисляться кислородом, двуокисью азота и озоном до высокотоксичного формальдегида.
Третья группа газов относится к короткоживущим, причём диоксиды азота и серы совместно с углеводородами формируют агрессивную атмосферу над поверхностью земли за счёт протекания химических реакций и именно они ответственны за образование фотохимического смога – смесь озона, альдегидов и перекисных радикалов типа пероксиацетилнитрат в соответствии со следующей схемой [2-5].
Пероксинитраты группы ПАН при концентрации 0,2 мг/м3 и выше обладают резким слезоточивым действием и неприятным запахом, вызывают кашель и отёк дыхательных путей, увеличивают количество заболеваний гриппом и ОРЗ, повреждают растительные насаждения и разрушают резину.
Максимум концентрации озона, который может быть достигнут при формировании фотохимического смога, в значительной степени зависит от концентрации формальдегида и диоксида азота, согласно следующего эмпирического уравнения:
В качестве мер борьбы с агрессивным фотохимическим смогом следует рассматривать организацию постоянного мониторинга за температурой воздушного бассейна, выбросами в атмосферу органических соединений, формальдегида, моно- и диоксида азота, уровнем солнечной радиации и на основании этих данных построить кинетическую модель образования в атмосфере высокотоксичных соединений;
Доминирующими источниками выбросов оксидов азота в регионах являются предприятия теплоэнергетики, производители аммиака, азотной кислоты, метанола и нефтеперерабатывающие заводы, использующие в технологических процессах печи риформинга и пиролизные высокотемпературные установки.
Автомобильный транспорт также является одним из основных источников загрязнения атмосферы углеводородами, формальдегидом, оксидами углерода и азота и необходима региональная программа по снижению его влияния на окружающую среду.
Надёжным способом борьбы с фотохимическим смогом является широкое использование на промышленных предприятиях аппаратов каталитической очистки абгазов от оксидов азота, формальдегида и органических соединений [6 – 10].
Нефтешламовые накопления и неутилизируемые попутные газы с месторождений выступают в качестве крупных источников выбросов углеводородов в атмосферу и способствуют образованию агрессивной атмосферы. Все они требуют внедрения современных инновационных решений по их использованию в качестве вторичного сырья [11 – 13].
Эффективным способом повышения чистоты атмосферного воздуха является расширение площадей под зелёные насаждения, развитие системы особо охраняемых природных территорий, озеленения вдоль автотрасс, в том числе выбор растительных культур с учетом их способности к поглощению загрязняющих веществ.
Важно отметить, что рассмотренные процессы, катализируемые в тропосфере аэровзвесями, в действующих ныне нормативах и стандартах не принимаются во внимание.
Совершенствованию нормирования в регионе будет способствовать поддержка научных исследований, направленных на установление безопасных уровней воздействия загрязняющих веществ на компоненты природных систем, развитие и соответствующее утверждение методов контроля по всему перечню веществ, ответственных за формирование агрессивной атмосферы.
В соответствии с целями и задачами федерального проекта «Чистый воздух» на региональном уровне должны быть реализованы мероприятия по модернизации государственной наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха, в том числе техническое перевооружение лабораторий, актуализация существующей методической базы по проведению измерений, установка дополнительных стационарных постов наблюдения за качеством атмосферного воздуха на промышленных предприятиях.
Внедрение данного инновационного метода должно быть возложено на Научно-технический экологический центр, создаваемый в рамках реализации РЭС
Адаптация к изменениям климата и снижение выбросов парниковых газов
В рамках РЭС предусмотрены мероприятия:
-Реализация президентского Указа от 04.11.2020 № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов» до 70 % к уровню 1990 г., других законодательных документов по повышению экономической и экологической безопасности Самарского региона, улучшению параметров охраны окружающей среды в результате сокращения сжигания органического топлива и снижения потерь энергоресурсов, уменьшения рисков для здоровья жителей;
-Переработка дымовых газов с извлечением сжиженного диоксида углерода и его использованием в качестве вторичного сырья на предприятиях газохимии, в производстве удобрений, метанола, уксусной кислоты, моторных топлив, при интенсификации нефтедобычи на месторождениях с высоковязкой нефтью и выработанным ресурсом эксплуатации [14 – 16];
-Разработка и внедрение методических указаний по количественному определению выбросов парниковых газов в основных секторах экономики;
-Восстановление лесонасаждений, пострадавших в результате пожаров, и реализация мер по увеличению численности древесных пород, наиболее эффективно улавливающих парниковые газы.
Тема крайне важна для многих регионов России из-за планируемого ввода Еврокомиссией углеродного налога для металлургических предприятий и заводов по производству азотных удобрений.
Есть ли решения этой проблемы?
Внедрению РЭС будет способствовать Приказ Минпромторга России от 29.04.2021 № 1561 «Об экспертном совете по проведению технико-экономической оценки инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду…».
Совершенствование природоохранной деятельности на промышленных предприятиях в рамках реализации Регионального экологического стандарта будет способствовать сближению ВУЗовской науки и промышленного производства, активизации изобретательской работы в регионах, сокращению расходных норм по сырью и вовлечению крупнотоннажных отходов в технологический процесс [17–20]. Соответственно должны быть пересмотрены критерии отнесения предприятий к категории с наилучшей доступной технологией.
Разработанный и одобренный органом законодательной власти Самарской области РЭС включает такой важный раздел, как «Экология человека и окружающей среды». Важными его подразделами выступают:
-Вовлечение населения и бизнеса в процессы улучшения качества атмосферного воздуха в регионе;
-Научное обеспечение природоохранной деятельности;
-Формирование экологической культуры, просвещения, образования и воспитания.
Экологическое образование
— имеет системный характер, предполагает формальную ответственность образовательной структуры за конечный результат образовательного процесса — уровень подготовленности своих выпускников;
-осуществляется детскими дошкольными учреждениями, средними учебными заведениями, вузами, учреждениями дополнительного образования;
-предусматривает активное использование в образовательном процессе современных, цифровых, интерактивных и мультимедийных современных технологий;
-включает организацию и проведение культурно-массовых природоохранных мероприятий и акций, волонтерского движения с вовлечением жителей с целью повышение их экологического воспитания;
-рассчитано на гарантированную поддержку инициатив со стороны региональных исполнительных органов власти, научных, экспертных и общественных организаций при проведении мероприятий с целью популяризации экологически ответственного образа жизни и «зеленых технологий»;
Экологическое просвещение
— подразумевает целенаправленное системное и непрерывное информирование населения в экологических вопросах, вовлечение широких слоев населения в природоохранную деятельность;
— осуществляется природоохранными учреждениями, парками, заповедниками, музеями, зоопарками, ботаническими садами, домами природы, библиотеками, средствами массовой информации, государственными и неправительственными экологическими организациями;
— совершенствуется проведением международных, всероссийских и региональных массовых природоохранных акций, конкурсов, фестивалей, выставок.
Подобный инновационный подход к реализации управляемого процесса оздоровления атмосферного воздуха может дать положительный прогнозируемый результат. Не случайно, что решением комиссии Госсовета №05-21/п от 26 апреля 21 года сформулирована рекомендация по разработке и внедрению Региональных экологических стандартов на всей территории РФ.
Литература
1.Афанасьев С.В. Совершенствование изобретательской работы на промышленных предприятиях и в вузах. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции РОСПАТЕНТА (Москва, 27 марта 2019 г.) / XXII Моск. Межд. Салон изобретений и инновационных технологий «Архимед-2019». – М.: ФИПС, 2019. С.3 – 15.
2.Афанасьев С.В., Трифонов К.И. Физико-химические процессы в техносфере. Учебник для ВУЗов. — Самара.: Изд. СНЦ РАН. 2014. – 195 с.
3.Трифонов К.И., Афанасьев С.В., Катышев С.В. Естественные и техногенные источники загрязнения биосферы. Учебник для ВУЗов. – Самара.: Изд. СНЦ РАН. 2014. – 148 с.
4.Афанасьев С.В., Шевченко Ю.Н., Волков Д.А., Мельникова Д.А. Фотохимический смог в городе с высокой транспортной и промышленной нагрузкой на тропосферу// Экология урбанизированных территорий. 2020. №4. С.33 – 40.
5.Афанасьев С.В., Трифонов К.И., Волков Д.А., Волков В.А. Физико-химические основы природных и антропогенных процессов в техносфере. Учебник для ВУЗов. Под ред. д.т.н. С.В. Афанасьева. – Самара.: Изд. СНЦ РАН. 2019. – 252 с.
6.Патент RU№2296000. Способ очистки дымовых газов от оксидов азота/ Опубл. 2007г.
7.Промышленный катализ в газохимии. Монография. Под ред. д.т.н. С.В. Афанасьева. – Самара.: Изд. СНЦ РАН. 2018. – 160 с.
8.Афанасьев С.В., Садовников А.А., Дульнев А.В.и др. Очистка газов от оксидов азота// Neftegaz.ru. Деловой журнал. 2018. №2. С.56 – 63.
9.Каталитические процессы в газохимии. Монография. Под ред. д.т.н. С.В. Афанасьева. – Самара.: Изд. СНЦ РАН. 2021. – 244 с.
10.Патент RU № 68357. Реактор / Опубл. 2007 г.
11.Афанасьев С.В., Паис М.А., Носарев Н.С. Нефтешлам как вторичное сырьё // Neftegaz.ru. Деловой журнал. 2020. № 3,5 (99,5).С. 86 – 92
12.Патент RU №2739031. Способ переработки нефтешлама / Опубл. 2020 г.
13.Патент RU №2739189. Способ переработки нефтешлама / Опубл. 2020 г.
14.Афанасьев С.В. Углекислый газ как сырьё для крупнотоннажной химии// Neftegaz.ru. Деловой журнал. 2019. №9.С.94 – 106.
15.Патент RU №2733774. Способ выделения диоксида углерода из дымовых газов и устройство для осуществления способа / Опубл. 2020 г.
16.Афанасьев С.В., Волков В.А. Диоксид углерода как реагент интенсификации нефтедобычи// Neftegaz.ru. Деловой журнал. 2020. №8. С. 30 – 35.
17.Патент RU №2728295. Мобильный комплекс для закачки жидкого диоксида углерода в нефтедобывающую скважину / Опубл. 2020 г.
18.Афанасьев С.В., Волков В.А. Переработка дымовых газов как способ выполнения Парижского соглашения и увеличения нефтеотдачи// Neftegaz.ru. Деловой журнал. 2021. №1. С.52 – 55.
19.Афанасьев С.В., Волков В.А. Вторичное сырьё для предприятий нефтехимии// Neftegaz.ru. Деловой журнал. 2020. №4 С. 88 — 91.
20.Афанасьев С.В. Патентование в сфере промышленной экологии. Сборник докладов Международной научно-практической конференции Роспатента «Повышение конкурентоспособности и технологической независимости России за счёт развития интеллектуальной собственности»/ XXIII Моск. Межд. Салон изобретений и инновационных технологий «Архимед-2020». – М.: ФИПС, 2020. С.11 – 16.
Статья «Региональный стандарт как способ реализации экологической доктрины «Охрана окружающей среды. Атмосферный воздух»» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№9, Сентябрь 2021)
«О проблемах загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах Российской Федерации»
Рекомендации
Рассмотрев с участием членов Совета Федерации,
представителей федеральных органов исполнительной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, научно-экспертного
сообщества вопрос «О проблемах загрязнения
атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах Российской Федерации»,
участники «круглого стола» отмечают следующее.
По данным государственного
мониторинга атмосферного воздуха в городах с крупными предприятиями различных
отраслей промышленности за период 2008 – 2017 годов наблюдается, в целом,
снижение уровня загрязнения воздуха. За последние десять лет в городах с предприятиями цветной
металлургии, нефтеперерабатывающей
и нефтехимической промышленности снижение
уровня загрязнения воздуха составило
26–37 %, с предприятиями химической и алюминиевой промышленностями 9–12%, с предприятиями
черной металлургии 13%. При этом в городах с предприятиями
энергетики за последние десять лет уровень загрязнения воздуха повысился на 6%.
По данным Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 1 января 2018 года в 139 населенных пунктах Российской Федерации с населением 52,9 млн. человек среднегодовые концентрации загрязняющих веществ
превышают значения предельно допустимых концентраций (далее — ПДК). Кроме того,
еще в 44 городах, в которых проживает 13,5 млн. человек, уровень загрязнения
атмосферного воздуха оценивается как высокий и очень высокий.
Росгидрометом ежегодно формируется
Приоритетный список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем
загрязнения атмосферного воздуха (далее – Приоритетный список). По состоянию на 1 января 2018 года в Приоритетный список включен 21 город (с общей численностью
населения 5,1 млн. человек). В данных городах основными источниками выбросов являются предприятия
черной и цветной металлургии, топливно-энергетического комплекса,
машиностроения, лесной, деревообрабатывающей, угольной, горнодобывающей,
целлюлозно-бумажной, химической и нефтеперерабатывающей промышленности.
Все города Приоритетного
списка расположены в зоне высокого и очень высокого потенциала загрязнения
атмосферы, когда неблагоприятные метеорологические условия (высокая
повторяемость мощных приземных инверсий, застойных ситуаций, слабых ветров,
туманов и др.) приводят к накоплению вредных примесей в приземном слое воздуха,
что способствует формированию очень высоких уровней загрязнения атмосферного
воздуха.
Такие
города, как Братск, Красноярск, Магнитогорск, Норильск, Новокузнецк в течение
30 лет включаются в Приоритетный список в связи с выбросами в атмосферу больших
объемов вредных веществ, угрожающих здоровью и жизни населения этих городов.
Правовое регулирование в области охраны атмосферного
воздуха устанавливается Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом
от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законах и иных нормативных правовых актах
Российской Федерации, а также законах и иных нормативных правовых актах
субъектов Российской Федерации. Законодательство субъектов Российской Федерации
в области охраны атмосферного воздуха может предусматривать введение
дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха.
Информационно-техническую основу для внедрения системы
нормирования и стандартизации на основе НДТ создает Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям
ИТС 22–2016 «Очистка
выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве
продукции (товаров), а также при проведении работ и оказании услуг на крупных
предприятиях».
Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:
приоритета охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;
обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха
человека; недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха
для окружающей среды; обязательности государственного регулирования выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических
воздействий на него; гласности, полноты и достоверности информации о состоянии
атмосферного воздуха, его загрязнении; научной обоснованности, системности и комплексности подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом; обязательности соблюдения требований законодательства Российской
Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственности за нарушение
данного законодательства.
Предотвращение дальнейшего загрязнения и уменьшение
уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах является одной из основных
задач экологической безопасности. Для ее решения, в том числе требуется:
совершенствование законодательства в области охраны атмосферного воздуха;
внедрение инновационных и экологически чистых технологий, развитие экологически
безопасных производств; внедрение технологий, направленных на снижение объема
или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; минимизация (снижение до установленных нормативов)
рисков возникновения аварий на опасных производственных объектах и иных
чрезвычайных ситуаций техногенного характера и другие меры.
В целях
совершенствования законодательства в области охраны атмосферного воздуха уполномоченными
федеральными органами исполнительной власти ведется работа по реализации положений
Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты
Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 219-ФЗ), Перечня поручений Президента
Российской Федерации № Пр-140ГС от 24 января 2017 года по итогам заседания
Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской
Федерации в интересах будущих поколений», состоявшегося 27 декабря 2016 года (далее – Поручение № Пр-140ГС), а также Указа Президента Российской
Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
(далее — Указ № 204).
Нормы
Федерального закона № 219-ФЗ, предусматривающие требования, связанные с переходом
объектов I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее – объекты I категории),
на наилучшие доступные технологии, вступят в силу с 1 января 2019 года. Все
действующие объекты I категории должны будут до начала 2025 года
получить комплексные экологические разрешения и приступить к модернизации производств, не обеспечивающих соблюдение
технологических нормативов на основе наилучших доступных технологий.
В течение четырех лет после получения комплексных экологических разрешений,
стационарные источники выбросов и сбросов на объектах I категории должны быть оснащены автоматическими
средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, а также
техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов,
оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на основании программы
создания системы автоматического контроля.
В соответствии с Поручением № Пр-140ГС
Правительству Российской Федерации поручено внести в законодательство
Российской Федерации изменения, направленные на снижение выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предусматривающие, в том числе:
разработку и утверждение порядка
выполнения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха и их применения
при нормировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ, включая использование
системы квотирования таких выбросов, разработку и утверждение критериев
формирования предприятиями плана мероприятий по снижению выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных
метеорологических условий;
особенности проведения проверок
природопользователей в период неблагоприятных метеорологических условий.
Следует отметить,
что ведение сводных расчетов позволяет получить детальную пространственную
картину распределения концентраций вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном
воздухе в любой точке территории города, района, промышленной зоны. При этом
учитывается воздействие всех имеющихся на выбранной территории источников
загрязнения, включая промышленные предприятий и транспорт.
Во исполнение Поручения № Пр-140ГС Минприроды России
подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об охране атмосферного воздуха» и отдельные законодательные акты в части
снижения загрязнения атмосферного воздуха, а также о проведении эксперимента по квотированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух». Указанным
законопроектом планируется, в том числе, закрепить право субъектов Российской
Федерации организовать проведение сводных расчетов загрязнения воздуха для
населенных пунктов и использовать результаты таких расчетов при нормировании
выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в части получения сведений о фоновом загрязнении атмосферного воздуха. В указанном законопроекте необходимо
предусмотреть:
прозрачный
способ распределения квот выбросов между хозяйствующими субъектами на территории, где предполагается введение квотирования;
гармонизацию
положений с нормами, регламентирующими вопросы перехода на технологическое
нормирование на основе наилучших доступных технологий для объектов I категории.
Во исполнение Указа № 204
в рамках национального проекта «Экология», паспорт которого утвержден
протоколом заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 сентября 2018 года
№ 12, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования разработан
федеральный проект «Чистый воздух» (далее — проект «Чистый воздух»). Проект «Чистый воздух» включает в себя комплексные
планы мероприятий по улучшению экологической обстановки и снижению выбросов
загрязняющих веществ в атмосферный воздух для 12 крупных промышленных центров:
Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил,
Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита (далее — комплексные
планы). Планируется, что выполнение мероприятий комплексных
планов позволит к 2024 году снизить совокупный объем вредных выбросов в атмосферный воздух в указанных городах более чем на 20% от объема 2017 года.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской
Федерации на период до 2025 года» одним из приоритетных направлений достижения
целей Стратегии и решения поставленных задач с учетом вызовов и угроз
экологической безопасности деятельности является создание и развитие системы
экологических фондов как целевого источника стимулирования и поддержки
природоохранной деятельности.
Обращаем внимание, что возможность
создания экологических фондов или иных способов обособления средств,
формируемых за счет экологических платежей, в целях использования их на природоохранные цели в ближайшее время может быть полностью устранена.
Министерством финансов Российской Федерации разработан проект федерального
закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса
Российской Федерации» (в части включения отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации), который предусматривает преобразование
платы за негативное воздействие на окружающую среду в экологический налог.
Таким образом, денежные средства, взимаемые в связи с воздействием на окружающую среду в качестве налога, не смогут быть выделены в составе бюджетов
для целевого использования на решение экологических проблем. Кроме того, это
снизит заинтересованность плательщиков налога в проведении природоохранных
мероприятий, поскольку предлагается ограничение величины налогового вычета,
отсутствие возможности корректировки квартальных авансовых платежей,
ограничение периода, в который возможно проведение корректировки.
Учитывая изложенное, участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации:
1.1. Доработать проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» и отдельные законодательные
акты в части снижения загрязнения атмосферного воздуха, а также о проведении
эксперимента по квотированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» в части установления порядка распределения квот выбросов
между хозяйствующими субъектами и гармонизацию с нормами, регламентирующими
вопросы перехода на технологическое нормирование на основе наилучших доступных
технологий для объектов I категории.
1.2. Ускорить принятие (издание) нормативных правовых актов, необходимых
для реализации Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные
законодательные акты Российской Федерации».
1.3. Приостановить работу над проектом федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую
Налогового кодекса Российской Федерации» (в части включения отдельных
неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации) и начать работу
по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты для устранения
имеющихся проблем правового регулирования взимания платы за негативное
воздействие на окружающую среду.
1.4. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в статью 22 Федерального
закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и постановление
Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 года № 422
«Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками» в части установления требований по дополнительному (по отношению к инструментальным и расчетным методам) применению ольфактометрических
исследований при инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
2. Министерству природных
ресурсов и экологии Российской Федерации:
2.1. Ускорить разработку и принятие:
методики определения предельно
допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
правил разработки технологических
нормативов, устанавливаемых для источников воздействия на окружающую среду.
2.2. Рассмотреть вопрос об актуализации и разработке методических документов по охране атмосферного
воздуха.
2.3. Рассмотреть вопрос об актуализации перечня загрязняющих веществ, в отношении которых принимаются меры
государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного
распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года № 1316-р,
в части включения в его состав загрязняющих веществ, выбросы которых могут
формировать приземные концентрации в атмосферном воздухе, превышающие ПДК.
3.Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии провести актуализацию национальных стандартов в области охраны атмосферного воздуха, принятых в 1977 – 2012 годах, в целях гармонизации с законодательством Российской Федерации.
4. Высшим исполнительным органам
государственной власти субъектов Российской Федерации:
4.1. Реализовать меры по стимулированию использования экологически чистого
транспорта в целях снижения выбросов вредных веществ при эксплуатации транспортных
средств в населенных пунктах с высоким уровнем загрязнения атмосферного
воздуха, включая создание необходимой инфраструктуры, обеспечение приоритетного
движения и парковки экологически чистого транспорта, внедрение современных
систем управления пассажирским транспортом.
4.2. Усилить внимание к реализации мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный
воздух, включенных в комплексные планы федерального проекта «Чистый воздух».
Экологическое воздействие загрязнения атмосферы и взаимодействие с изменением климата в наземных экосистемах Средиземноморского бассейна: текущие исследования и будущие направления
Обзор
. 2017 авг; 227: 194-206.
doi: 10.1016/j.envpol.2017.04.062. Epub 2017 29 апр.
Рауль Очоа-Уэсо 1 , Сильвана Мунци 2 , Росио Алонсо 3 , Мария Арронис-Креспо 4 , Анна Авила 5 , Виктория Бермехо 3 , Роланд Боббинк 6 , Кристина Бранкинью 2 , Лаура Конкострина-Зубири 2 , Кристина Крус 2 , Рикардо Крус де Карвалью 2 , Алессандра Де Марко 7 , Тереза Диас 2 , Дэвид Элустондо 8 , Сусана Эльвира 3 , Белен Эстебанес 9 , Лина Фусаро 10 , Джакомо Героза 11 , Шейла Искиета-Рохано 8 , Мауро Ло Кашио 12 , Риккардо Марцуоли 11 , Паула Матос 2 , Симоне Мереу 12 , Хосе Мерино 13 , Лурдес Морильяс 12 , Элис Нуньес 2 , Елена Паолетти 14 , Лука Паоли 15 , Педро Пиньо 16 , Изабель Б. Роджерс 17 , Артур Сантос 2 , Пьер Сикар 18 , Карли Дж. Стивенс 17 , Марк Р Теобальд 3
Принадлежности
- 1 Мадридский автономный университет, факультет экологии, Дарвин-стрит, 2, Мадрид 28049, Испания. Электронный адрес: [email protected].
- 2 cE3c Центр экологии, эволюции и изменений окружающей среды, Faculdade de Ciências, Universidade de Lisboa, Campo Grande, C2, Piso 5, 1749-016 Лиссабон, Португалия.
- 3 Отдел загрязнения воздуха, CIEMAT, Avda. Complutense 22 (edif. 70), Мадрид 28040, Испания.
- 4 Escuela Técnica Superior de Ingenieros Agrónomos, Политехнический университет Мадрида, Ciudad Universitaria, 28040 Мадрид, Испания.
- 5 Центр экологических исследований и применения в лесном хозяйстве (CREAF), Автономный университет Барселоны, 08193 Беллатерра, Испания.
- 6 Исследовательский центр B-WARE, Университет Радбуд, а/я 9010, 6525 ED Неймеген, Нидерланды.
- 7 ENEA, Via Anguillarese 301, 00123 Рим, Италия.
- 8 LICA, кафедра химии и почвоведения, Наваррский университет, Ирунларреа, 1-31008 Памплона, Испания.
- 9 Кафедра биологии, Unidad de Botánica, Universidad Autónoma de Madrid, C/Darwin 2, 28049, Мадрид, Испания.
- 10 Кафедра биологии окружающей среды Римского университета Сапиенца, Piazzale Aldo Moro 5, Рим, Италия.
- 11 Кафедра математики и физики, Католический университет Брешии, Via dei Musei 41, Брешия, Италия.
- 12 Департамент науки о природе и природных ресурсах, Университет Сассари, Via Enrico De Nicola 1, 07100 Сассари, Италия.
- 13 Departamento de Systemas Físicos, Químicos y Naturales, Universidad Pablo de Olavide, Ctra. де Утрера км. 1, 41013 Севилья, Испания.
- 14 IPSP-CNR, Via Madonna del Piano 10, 50019, Sesto Fiorentino, Флоренция, Италия.
- 15 Факультет естественных наук Сиенского университета, Via Mattioli 4, I-53100 Сиена, Италия.
- 16 cE3c Центр экологии, эволюции и изменений окружающей среды, Faculdade de Ciências, Universidade de Lisboa, Campo Grande, C2, Piso 5, 1749-016 Лиссабон, Португалия; CERENA-IST-UL, Centro de Recursos Naturais e Ambiente, Instituto Superior Técnico, Universidade de Lisboa, Av. Ровиско Паиш, 1049-001 Лиссабон, Португалия.
- 17 Ланкастерский экологический центр, Ланкастерский университет, Ланкастер LA1 4YQ, Великобритания.
- 18 ACRI-ST, 260 route du Pin Montard, BP 234, 06904 Sophia Antipolis Cedex, Франция.
- PMID: 28460237
- DOI: 10. 1016/j.envpol.2017.04.062
Обзор
Raúl Ochoa-Hueso et al. Загрязнение окружающей среды. 2017 9 августа0003
. 2017 авг; 227: 194-206.
doi: 10.1016/j.envpol.2017.04.062. Epub 2017 29 апр.
Авторы
Рауль Очоа-Уэсо 1 , Сильвана Мунци 2 , Росио Алонсо 3 , Мария Арронис-Креспо 4 , Анна Авила 5 , Виктория Бермехо 3 , Роланд Боббинк 6 , Кристина Бранкинью 2 , Лаура Конкострина-Зубири 2 , Кристина Крус 2 , Рикардо Крус де Карвалью 2 , Алессандра Де Марко 7 , Тереза Диас 2 , Дэвид Элустондо 8 , Сусана Эльвира 3 , Белен Эстебанес 9 , Лина Фусаро 10 , Джакомо Героза 11 , Шейла Искиета-Рохано 8 , Мауро Ло Кашио 12 , Риккардо Марцуоли 11 , Паула Матос 2 , Симоне Мереу 12 , Хосе Мерино 13 , Лурдес Морильяс 12 , Элис Нуньес 2 , Елена Паолетти 14 , Лука Паоли 15 , Педро Пиньо 16 , Изабель Б. Роджерс 17 , Артур Сантос 2 , Пьер Сикар 18 , Карли Дж. Стивенс 17 , Марк Р Теобальд 3
Принадлежности
- 1 Мадридский автономный университет, факультет экологии, Дарвин-стрит, 2, Мадрид, 28049, Испания. Электронный адрес: [email protected].
- 2 cE3c Центр экологии, эволюции и изменений окружающей среды, Faculdade de Ciências, Universidade de Lisboa, Campo Grande, C2, Piso 5, 1749-016 Лиссабон, Португалия.
- 3 Отдел загрязнения воздуха, CIEMAT, Avda. Complutense 22 (edif. 70), Мадрид 28040, Испания.
- 4 Escuela Técnica Superior de Ingenieros Agrónomos, Политехнический университет Мадрида, Ciudad Universitaria, 28040 Мадрид, Испания.
- 5 Центр экологических исследований и применения в лесном хозяйстве (CREAF), Автономный университет Барселоны, 08193 Беллатерра, Испания.
- 6 Исследовательский центр B-WARE, Университет Радбуд, а/я 9010, 6525 ED Неймеген, Нидерланды.
- 7 ENEA, Via Anguillarese 301, 00123 Рим, Италия.
- 8 LICA, кафедра химии и почвоведения, Наваррский университет, Ирунларреа, 1-31008 Памплона, Испания.
- 9 Кафедра биологии, Университет ботаники, Автономный университет Мадрида, C/Darwin 2, 28049, Мадрид, Испания.
- 10 Кафедра биологии окружающей среды Римского университета Сапиенца, Piazzale Aldo Moro 5, Рим, Италия.
- 11 Кафедра математики и физики, Католический университет Брешии, Via dei Musei 41, Брешия, Италия.
- 12 Департамент науки о природе и природных ресурсах, Университет Сассари, Via Enrico De Nicola 1, 07100 Сассари, Италия.
- 13 Departamento de Systemas Físicos, Químicos y Naturales, Universidad Pablo de Olavide, Ctra. де Утрера км. 1, 41013 Севилья, Испания.
- 14 IPSP-CNR, Via Madonna del Piano 10, 50019, Sesto Fiorentino, Флоренция, Италия.
- 15 Факультет естественных наук Сиенского университета, Via Mattioli 4, I-53100 Сиена, Италия.
- 16 cE3c Центр экологии, эволюции и изменений окружающей среды, Faculdade de Ciências, Universidade de Lisboa, Campo Grande, C2, Piso 5, 1749-016 Лиссабон, Португалия; CERENA-IST-UL, Centro de Recursos Naturais e Ambiente, Instituto Superior Técnico, Universidade de Lisboa, Av. Ровиско Паис, 1049 г.-001 Лиссабон, Португалия.
- 17 Ланкастерский экологический центр, Ланкастерский университет, Ланкастер LA1 4YQ, Великобритания.
- 18 ACRI-ST, 260 route du Pin Montard, BP 234, 06904 Sophia Antipolis Cedex, Франция.
- PMID: 28460237
- DOI: 10.1016/j.envpol.2017.04.062
Абстрактный
Экосистемы Средиземноморского бассейна, их уникальное биоразнообразие и основные услуги, которые они обеспечивают, в настоящее время находятся под угрозой из-за загрязнения воздуха и изменения климата, однако этой теме посвящено лишь ограниченное количество изолированных и географически ограниченных исследований, часто с противоречивыми результатами. Особенности загрязнения атмосферного воздуха в этом регионе включают высокие уровни O 3 , обусловленные высокими температурами воздуха и солнечной радиацией, устойчивостью воздушных масс и преобладанием сухого азотного осаждения над влажным. Более того, уникальные абиотические и биотические факторы (например, климат, тип растительности, значимость поступления пыли из Сахары), модулирующие реакцию средиземноморских экосистем в различных пространственно-временных масштабах, затрудняют понимание и, следовательно, прогнозирование последствий деятельности человека, вызывающей загрязнение воздуха. загрязнение Средиземноморского бассейна. Поэтому существует острая необходимость в создании скоординированных исследовательских и экспериментальных платформ наряду с более широкими сетями мониторинга окружающей среды в регионе. В частности, решающее значение имеет надежная сеть мониторинга осаждения в сочетании с оценками моделирования, возможно, включая набор общих биомониторов (в идеале криптогамы, важный компонент средиземноморской растительности), чтобы помочь уточнить карты осаждения загрязняющих веществ. Кроме того, необходимо уделять повышенное внимание мерам функционального разнообразия в будущих исследованиях загрязнения воздуха и изменения климата, чтобы установить необходимую связь между биоразнообразием и предоставлением экосистемных услуг в экосистемах Средиземноморья. Благодаря скоординированным усилиям средиземноморское научное сообщество может заполнить вышеупомянутые пробелы и добиться более глубокого понимания механизмов, лежащих в основе совокупного воздействия загрязнения воздуха и изменения климата в Средиземноморском бассейне.
Ключевые слова: Загрязнение воздуха; Изменение климата; Координированные исследовательские сети; Мониторинг окружающей среды; Функциональное разнообразие; Средиземноморские экосистемы.
Copyright © 2017 Elsevier Ltd. Все права защищены.
Похожие статьи
Глобальные темы и новые подходы в изучении загрязнения воздуха, изменения климата и лесных экосистем.
Сикард П., Аугустайтис А., Белязид С., Кальфапьетра С., де Марко А., Фенн М., Битнерович А., Грулке Н., Хе С., Матиссек Р., Серенгил Й., Визер Г., Паолетти Э. Сикард П. и др. Загрязнение окружающей среды. 2016 июнь; 213:977-987. doi: 10.1016/j.envpol.2016.01.075. Epub 2016 9 февраля. Загрязнение окружающей среды. 2016. PMID: 26873061
Воздействие осаждения азота на экосистемы средиземноморского типа: экологическая оценка.
Очоа-Уэсо Р., Аллен Э.Б., Бранкинью К., Крус К., Диас Т., Фенн М.Э., Манрике Э., Перес-Корона М.Э., Шеппард Л.Дж., Сток В.Д. Очоа-Уэсо Р. и соавт. Загрязнение окружающей среды. 2011 г., октябрь; 159 (10): 2265-79. doi: 10.1016/j.envpol.2010.12.019. Epub 2011 1 февраля. Загрязнение окружающей среды. 2011. PMID: 21277663 Обзор.
Влияние загрязнения воздуха на экосистемы и биологическое разнообразие в восточной части Соединенных Штатов.
Ловетт GM, Tear TH, Evers DC, Findlay SE, Cosby BJ, Dunscomb JK, Driscoll CT, Weathers KC. Ловетт Г.М. и соавт. Энн Н.Ю. Академия наук. 2009 апрель; 1162: 99-135. doi: 10.1111/j.1749-6632.2009.04153.x. Энн Н.Ю. Академия наук. 2009. PMID: 19432647 Обзор.
Методология оценки и картирования потенциального развития лесных экосистем, подверженных изменению климата и осаждению атмосферного азота: экспериментальное исследование в Германии.
Шредер В., Никель С., Дженссен М., Ридигер Дж. Шредер В. и соавт. Научная общая среда. 2015 15 июля; 521-522: 108-22. doi: 10.1016/j.scitotenv.2015.03.048. Epub 2015 30 марта. Научная общая среда. 2015. PMID: 25829289
Смоделированная реакция субальпийских растительных сообществ на изменение климата и осаждение атмосферного азота в национальном парке Роки-Маунтин, США.
Макдоннелл Т.С., Белязид С., Салливан Т.Дж., Свердруп Х., Боуман В.Д., Портер Э.М. McDonnell TC и др. Загрязнение окружающей среды. 2014 Апр; 187:55-64. doi: 10.1016/j.envpol.2013.12.021. Epub 2014 18 января. Загрязнение окружающей среды. 2014. PMID: 24448482
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Распределение клещевых патогенов среди домашних животных и их клещей в странах Средиземноморского бассейна в период с 2000 по 2021 год: систематический обзор.
Дефайе Б., Мутайе С., Паскуалини В., Киличини Ю. Дефай Б. и соавт. Микроорганизмы. 2022 16 июня; 10 (6): 1236. дои: 10.3390/микроорганизмы10061236. Микроорганизмы. 2022. PMID: 35744755 Бесплатная статья ЧВК.
Видоспецифичная изменчивость фотосинтеза и проводимости мезофилла к озону и засухе у трех средиземноморских дубов.
Хошика Ю., Паолетти Э., Сентритто М., Гомес МТГ, Пуэртолас Дж., Хаворт М. Хошика Ю. и др. Завод Физиол. 2022 янв; 174(1):e13639. doi: 10.1111/ppl.13639. Завод Физиол. 2022. PMID: 35092611 Бесплатная статья ЧВК.
Гиперспектральная отражательная способность листьев, адаптированных к свету, может предсказывать параметры флуоресценции хлорофиллов, адаптированных к темноте и свету, а также влияние хронического воздействия озона на финиковую пальму ( Phoenix dactylifera ).
Котроцци Л., Лоренцини Г., Нали К., Пеллегрини Э., Сапонаро В., Хошика Ю., Араб Л., Ренненберг Х., Паолетти Э. Котроцци Л. и соавт. Int J Mol Sci. 2020 3 сентября; 21 (17): 6441. дои: 10.3390/ijms21176441. Int J Mol Sci. 2020. PMID: 32899403 Бесплатная статья ЧВК.
Исследование характеристик пространственного и временного распределения степени согласованности развития между региональными системами водных ресурсов, социальной экономики и экологической среды.
Ван С, Дун З, Сюй В, Луо И, Чжоу Т, Ван В. Ван Х и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2019 30 октября; 16 (21): 4213. дои: 10.3390/ijerph26214213. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2019. PMID: 31671669 Бесплатная статья ЧВК.
Раннее обнаружение реакции шалфея ( Salvia officinalis L.) на озон с помощью спектроскопии отражения.
Марчика А., Лоре С., Котроцци Л., Лоренцини Г., Нали С., Пеллегрини Э., Реморини Д. Марчика А. и др. Растения (Базель). 2019 12 сентября; 8 (9): 346. doi: 10.3390/plants80
. Растения (Базель). 2019. PMID: 31547452 Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
вещества
Air
Перейти к основному содержаниюПолитика ЕС в отношении чистого воздуха направлена на улучшение качества окружающего воздуха и борьбу с загрязнением воздуха для защиты окружающей среды и здоровья человека.
Обзор
Чистый воздух необходим для нашего здоровья и окружающей среды. Однако из-за деятельности человека, вызывающей выбросы загрязняющих веществ, качество воздуха значительно ухудшилось. Эти виды деятельности, в частности, связаны с промышленностью, производством энергии, отоплением жилых помещений, сельским хозяйством и транспортом.
Загрязнение воздуха является проблемой номер один для гигиены окружающей среды в ЕС. Он вызывает серьезные заболевания, такие как астма, сердечно-сосудистые заболевания и рак легких, и больше всего от него страдают уязвимые группы населения. Загрязнение воздуха также наносит ущерб окружающей среде и экосистемам из-за чрезмерного загрязнения азотом и кислотных дождей. Это также дорого обходится нашей экономике, так как приводит к потерянным рабочим дням и высоким расходам на здравоохранение.
Чтобы бороться с загрязнением воздуха и достичь цели ЕС по нулевому загрязнению к 2050 году, ЕС разработал всеобъемлющую политику чистого воздуха, основанную на трех столпах: стандарты качества атмосферного воздуха, сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и стандарты выбросов для основных источников загрязнения .
В ЕС
300 000
преждевременная смертность от мелких твердых частиц ежегодно
Не менее 55%
сокращение преждевременной смерти от твердых частиц к 2030 г. (цель ЕС)
Не менее 330 миллиардов
Ежегодные экономические издержки загрязнения воздуха (евро)
Цели
ЕС стремится улучшить качество воздуха для защиты здоровья человека и окружающей среды. В частности, политика ЕС направлена на
- сокращение числа преждевременных смертей и заболеваний, вызванных загрязнением воздуха
- снижение давления загрязнения на экосистемы и биоразнообразие
Конкретная политика
достигнуто всеми странами ЕС.
Правила ЕС устанавливают национальные обязательства по сокращению пяти основных загрязнителей воздуха.
Сотрудничество ЕС со стратегическими партнерами в борьбе с трансграничным загрязнением воздуха.
Законы ЕС, регулирующие выбросы загрязнителей воздуха из различных источников.
Инструменты и инструменты
Двусторонние обсуждения между странами ЕС и Комиссией о том, как добиться более чистого воздуха.
Инструмент ЕАОС, позволяющий пользователям проверять краткосрочные уровни загрязнения воздуха там, где они живут.
Крупное мероприятие по политике чистого воздуха, которое проводится каждые два года в разных местах ЕС.
Отчеты, анализирующие перспективы снижения загрязнения воздуха в ЕС к 2030 году и далее.
Финансовая поддержка стран ЕС для реализации политики, связанной с чистым воздухом.
Стремление ЕС к нулевому загрязнению окружающей среды было изложено в Европейском зеленом соглашении для защиты граждан и экосистем Европы.
Подробные данные о загрязнении воздуха в ЕС доступны на веб-сайте ЕАОС.
Информация о поддержке JRC по улучшению качества воздуха.
CAMS отслеживает и прогнозирует качество воздуха в Европе и перенос загрязняющих веществ на большие расстояния по всему миру.