Экологический кризис как глобальная проблема современности
Люди должны думать о том, что необходимо делать, чтобы не произошел экологический кризис. Ведь человек не может существовать без кислорода, воды, солнечной энергии. А технологические новшества нарушают равновесие с природой.
Содержание статьи:
От баланса с природой — к изменениям ландшафтов
Человечество стремится сохранить природу, но и отказаться от опасных технологий не в состоянии. К примеру, сжигая каменный уголь, человек загрязняет окружающую среду. Аварии, связанные с утечкой нефти, — угроза морским обитателям, страдают флора и фауна. Распыляют на полях химикаты, которые попадают в пищевые цепи. Это проблемы, вызванные движением цивилизации. Они не статичны. С развитием промышленности появляются новые.
При здоровой природе существует экологическое равновесие в растительном и животном мире. Однако все больше площадей занимают под пашни, беспощадно вырубают деревья — это ведет к замене естественного ландшафта окультуренным.
Люди вывозят растения, птиц, животных из их естественных зон обитания. Поэтому отдельные виды исчезают либо критично уменьшаются. Вследствие производственной деятельности людей загрязняется биосфера, происходит отравление живых организмов.
Современные проблемы экологии
Усиливается воздействие человека на среду обитания. Там находятся все жизненные ресурсы. Однако технический прогресс, индустриализация, потребительское отношение к природе изменили ландшафт до неузнаваемости.
Разрушение озонового “экрана” Земли
Виновники снижения плотности “экрана”– хлорфторуглеродные соединения (фреоны). Они содержатся в аэрозольных баллончиках, старых холодильниках, и разрушают озоновый слой, который защищает Землю от излучения ультрафиолета. Было принято международное соглашение — отказаться от фреона. Россия наряду с Канадой, Австралией, Западной Европой, США ограничили его производство, особенно в бытовых приборах.
В 80-е годы 20-го века проводились измерения, однако прогресса в снижении озона не обнаружили. Нельзя дать гарантию, что расчеты были точными. Проблема все-таки остается. Через время могут проявиться скрытые эффекты в атмосферных явлениях.
Потепление климата
Атмосферу можно сравнить со стеклом в парнике: она защищает Землю от холода. Без нее температура была бы на 33 градуса Цельсия ниже, земная поверхность покрылась льдом, а жить стало невозможно. Эта проблема человечества неоднозначна.
В 60–70 годах 20-го века говорили о возможном похолодании, в конце столетия — потеплении, так как концентрация углекислого газа повысилась по сравнению с серединой 19-го века.
В результате глобального потепления некоторые области планеты могут выиграть, другие — потерять. К примеру, Сибирь — улучшатся условия для сельского хозяйства; территории рядом с Сахарой превратятся в пустыню. Поднимется уровень воды, затопит дома людей, живущих вблизи морей (Бангладеш, Египет).
В атмосфере присутствуют как кислород, азот, необходимые для жизни, так и парниковые газы:
- метан;
- оксид озона;
- оксид азота;
- углекислый газ;
- водяной пар.
Они окутывают Землю, удерживают часть тепла солнца, которое отражается от поверхности (наиболее опасен углекислый газ). При их увеличении климат станет жарче.
Может случиться экологическая катастрофа, так как за счет вырубки лесов и антропогенных факторов увеличивается количество СО2. Его излишки из атмосферы способна поглотить лесная растительность мира. Ученые прогнозируют, что для этого понадобится от 10 лет до 16. Растительности не хватает поглощающей способности.
Кислотные осадки
Подкисление атмосферных вод происходит чаще всего от промышленных выбросов (углекислый газ, сернистый ангидрид). Замечено превышение естественного уровня кислотности в сто раз в Европе, что также ведет к кризису. Германия, Канада, США страдают от кислотных дождей: гибнут леса (бальзамическая ель) в штате Вермонт.
Под действием кислотных дождей попадают в почву многие тяжелые металлы. Токсичное их действие создало не меньшую проблему, чем глобальная проблема современности — кислотные осадки. Они перемещаются из земной коры на поверхность, став легкорастворимыми солями, отравляют поверхностный слой земли.
Подкисление вод вместе с отравлением ядохимикатами, нефтяным загрязнением могут сказаться на продуктивности морских сообществ, так как водные организмы, занимающие мелководья, чувствительны к кислотности среды.
Аграрному сектору необходима новая техника
Развитие сельского хозяйства заставляет пересмотреть аграриев функциональность машин. Нерентабельно использовать за один сезон несколько агрегатов разного плана. Сельскохозяйственный сектор требует обновления парка машин.
Фермеры стремятся сэкономить время, снизить трудозатраты, минимизировать загрязнение окружающей среды, поверхностного слоя почвы. Поэтому необходимо устранить проблемы проектирования сельскохозяйственной техники.
Конструкторы разрабатывают почвообрабатывающие агрегаты облегченного вида. Применяя их, можно снизить давление на почву. Чтобы рабочие процессы происходили без перебоев, машины должны быть:
- экологически оправданными;
- с высокой производительностью;
- долговечными;
- комбинированными;
- надежными.
Сегодня на полях появляются сеялки, комбайны, имеющие навигацию, компьютеры. Техническая оснащенность влияет на эффективность работы и конкурентоспособность в сельском хозяйстве.
Остановим разрушения
Человеческая деятельность радикально меняет природу, общество. Хорошо заметна связь экологической проблемы с другими глобальными проблемами. Без совместных усилий всех народов мира, в отдельно взятом государстве не решить вопросы, связанные с такими моментами.
Демография и продовольствие
Численность населения увеличивается быстрыми темпами, но население Земли растет неравномерно. В развитых странах (Европа, США) — низкая рождаемость, много долгожителей. Высокая рождаемость — в Африке, Индии, Латинской Америке. В них проводится политика планирования семьи. Однако ограничение количества детей приводит к нехватке молодежи, нетрудоспособного населения становится больше. Такая картина наблюдается в Китае.
Уменьшается площадь пашенных земель за счет эрозии и застройки новыми городами. Страны Северного региона требуют повышения народонаселения, а Южного — снижения. Может проявиться проблема нехватки продовольствия, пресной воды. Чтобы обеспечить устойчивость эколого-экономического развития, необходимо привести в соответствие численность населения на планете.
Энергетика и природно-сырьевые ресурсы
Из-за быстрого роста использования минерального топлива в 20-м веке энергетика для мирового сообщества стала глобальной проблемой. Ухудшается экологическая ситуация в атмосфере (выбросы газов, потребление кислорода), литосфере (сжигание природного топлива, изменение ландшафта), гидросфере (использование воды, создание искусственных водохранилищ).
Работа теплоэлектростанций способствует усилению парникового эффекта.
Следует разработать план по природоохранным мероприятиям для рационального использования топлива.
70–80 годы прошлого века ознаменовались поднятием цены на нефть, что способствовало удорожанию иных видов сырья. Нестабильная военно-политическая обстановка вносит коррективы на цены энергоносителей, топлива. Сегодня ученые в качестве альтернативы планируют задействовать солнечную энергию, однако она мало освоена.
Север-Юг
Развивающиеся страны отстают от передовых по уровню социально-экономического развития. Это сказывается на мировой системе хозяйства. Как доказательство — толпы беженцев, мигрирующих в развитые страны, всплески инфекционных болезней. Индустриальный Север эксплуатирует аграрный Юг. Промышленность развивается, аграрный сектор слабеет.
Южане не хотят быть сырьевым придатком, дешевой рабочей силой, вот они и бегут на север. В такой ситуации государство не будет развиваться успешно, это может только привести к кризису.
Освоение Мирового океана
Мировой океан — самая обширная часть биосферы. В нем находятся большие биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Он регулирует кислород и водород в атмосфере, очищает ее от опасных продуктов антропогенного и природного происхождения. Если будет увеличиваться количество загрязняющих веществ, может нарушиться равновесие экосистемы океана. Дышать, находить пищу в глубинах океана станет почти невозможно.
До революции воздействие на природу было стихийным, что и обусловило сегодняшний кризис. В наши дни человечество непредумышленно иногда создает невозможные условия для существования наземной и пресноводной фауны. Необходимо найти способы решения проблемы.
Тогда нефтепроводы не создадут преграды животным, когда они совершают переходы с летних пастбищ на зимние. Бурение скважин, прокладываемые дороги не разрушат места обитания многих видов птиц, животных. Из-за вновь построенных плотин не уйдут под воду места обитания животных. Подтверждением является строительство в Африке плотины Кариба: часть животных погибла, другие ушли искать себе пристанище.
Защитим природу
Широко на международном уровне в ООН обсуждался глобальный кризис экологии. Проанализировав ситуацию, признали, что человеческой цивилизации угрожает катастрофа. По величине выбросов в атмосферу американские показатели намного выше, чем у России.
Совместно с мировым сообществом разрабатывается концепция, которая позволит остановить падение численности животных, растений. Россия выступает “стабилизатором” охраны окружающей природы.
Природные ресурсы не безграничны. Государства обеспокоены глобальным потеплением. Ведь оно грозит кризисом: значительными изменениями климатических условий на всем мировом пространстве. Отдельные территории могут стать пустынями, в других — пройдут ураганы. Часть ученых не поддерживает эту точку зрения.
ООН взяла ответственность за организацию международной деятельности в сфере природной среды. Всемирная хартия природы предоставила перечень правил, которые должны стать руководством для любого воздействия на среду обитания. В ряде государств эти положения закрепили законодательно.
Как составить план ответа по заданной теме (задание с8)?
«Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности».
Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах».
Данное задание позволяет сделать вывод о том, насколько хорошо выпускник видит проблему, социальный объект или процесс в целом, как систему: понимает смысл поставленной проблемы, умеет устанавливать структурно-функциональные, причинно-следственные, иерархические и иные связи, умеет выделить главное, корректно формулировать и структурировать ответ.
Под планом понимают четкое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.
При этом количественно план должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. В любом случае в дроблении некоторых пунктов на смысловые элементы должна присутствовать определенная логика.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Какие проблемы стали глобальными для человечества?
2) Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами.
3) Чем вызван экологический кризис?
а) рост масштабов хозяйственной деятельности людей;
б) потребительское отношение к природе
4) Проявления и последствия экологического кризиса
5)Пути преодоления экологического кризиса
а) изменение отношений людей к природе
б) наука на службе экологии
в) международное сотрудничество в решении экологических проблем
При анализе ответа выпускники должны учитывать:
— корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия данной теме;
— полнота отражения основного содержания плана;
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа
Используя рекомендации по выполнению заданий части С, выполните приведенные ниже задания по теме «Общество»
С 5. 1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «институты общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию
2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общество»? Привлекая знания обществоведческого курса составьте два предложения, содержащие информацию
3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»? Привлекая знания обществоведческого курса составьте два предложения, содержащие информацию по этой теме
4. Назовите две причины глобальных проблем современности
5. Назовите три исторических типа общества
6. Объясните, что обществоведы вкладывают в понятие «социальный прогресс». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию по этой теме
7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественных отношениях
8. Назовите три факта, свидетельствующие о глобализации в современном мире
9. Приведите три примера, подтверждающих выводы ряда ученых о том, что зависимость современного человека от природы постоянно уменьшается
С 6. 1. Раскройте на трех примерах глобальный характер экологических проблем современного мира
2. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь, глобальных проблеем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и «странами третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны
3. Раскройте на трех примерах взаимосвязь природы и общества
4. Раскройте на трех примерах характеристику общества как системы
5. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности
6. Раскройте на примерах влияние природной среды на любые три сферы
жизни общества.
С 7. 1.Известный современный общественный деятель сказал, что в эпоху
глобализации изоляция в национальных границах «равносильна массовому самоубийству». Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три аргумента в подтверждение высказанной позиции.
2. Осуществление НТР интенсифицировало развитие человеческого общества. В то же время одним из результатов явились глобальные проблемы человечества. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите дополнительны любые три примера, иллюстрирующие это свойство.
С 8. Составьте план по теме:
«Социально-демографические проблемы современности»
«Многообразие мира и единство человечества»
«Глобальные проблемы современности»
«Проблема Севера и Юга и пути ее разрешения»
Исполнитель:
учитель истории и обществознания
ЧОУ гимназия № 1 Мельник Е. Б.
Экологический кризис и изменение климата: от чрезвычайного положения к «миру-крепости»? | Климатический кризис и демократические перспективы: совместное управление в устойчивых сообществах
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Климатический кризис и демократические перспективы: совместное управление в устойчивых сообществахЭкологическая политикаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Климатический кризис и демократические перспективы: совместное управление в устойчивых сообществахЭкологическая политикаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Фишер, Франк,
‘Экологический кризис и изменение климата: от чрезвычайного положения к «миру-крепости»?»
,
Климат -кризис и демократическая перспектива: управление участием в устойчивых сообществах
(
Оксфорд,
2017;
онлайн Edn,
Oxford Academic
, 20 июля 2017 г.
), HTTPS://////// /e /doi.org/10.1093/oso/9780199594917.003.0002,
, по состоянию на 29 октября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Климатический кризис и демократические перспективы: совместное управление в устойчивых сообществахЭкологическая политикаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Климатический кризис и демократические перспективы: совместное управление в устойчивых сообществахЭкологическая политикаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе рассматривается возможное будущее, связанное с изменением климата, в частности с экологическим кризисом, который оно принесет многим людям на планете. При этом особое внимание уделяется политическим вызовам, которые будут сопровождать этот кризис, особенно в том, что касается демократической политики. Он спрашивает, как государства будут справляться, а в некоторых случаях даже выживать перед лицом очень серьезного или катастрофического социально-экологического кризиса. С этой целью в нем исследуется долгая история ориентации на кризис в защите окружающей среды в целом с упором на изменение климата как на пример по преимуществу. Затем рассматриваются наихудшие сценарии, включая концепцию «мира-крепости». Он завершается обсуждением экологической безопасности, роли военных во время кризиса и политики «выживания».
Ключевые слова: экологический кризис, наихудший сценарий, экологическая безопасность, авторитаризм, трагедия общин, выживание
Тема
Экологическая политика
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Фонд защиты окружающей среды — Создание жизненно важной земли для всех
Перейти к основному содержаниюПосмотрите, откуда мы знаем
Для того, чтобы изменить мир к лучшему, нужны не только отличные идеи. 3 миллиона членов и активистов EDF воплощают в жизнь великие идеи.
Пожертвовать сейчас
 :
Восемь способов, которыми Закон о снижении инфляции может сэкономить вам деньги
Спустя десять лет после урагана «Сэнди» мы сделали достаточно?
Разоблачение: мистификация в социальных сетях, которая безуспешно пыталась отменить исторический американский закон о климате
Закон о снижении инфляции — это победа климата.
Вот что будет дальшеНаука
Использование фактических данных для поиска решений
Экономика
Награждение защитников природы
Партнерство
Создание альянсов между секторами
Адвокация
Формирование политики и принятие правовых мер
Климат
Создание надежных способов стабилизации климата
Энергия
Ускорение перехода к чистой энергии
Экосистемы
Повышение устойчивости суши и побережья
Океаны
Защита океанов и средств к существованию в прибрежных районах
Здоровье
Борьба с загрязнением воздуха и токсичными химическими веществами