О домашнем обучении в России
Несмотря на то, что первые школы появились на Руси еще в 11 веке, домашнее обучение с приглашением домашних учителей оставалось основной формой получения светского образования для детей из дворянских, а потом и купеческих семей вплоть до середины 19 века.
Примечательно, что в допетровской России домашнее образование детям могли давать только русские учителя, а иностранцы, в большинстве своем люди купеческого сословия, не допускались. Однако еще в 17 веке образование не было обязательным даже для боярских детей и имело религиозный характер. Чтению и грамоте дети обучались по церковным книгам – Часослову, Псалтыри, Евангелию.
Новый этап в развитии домашнего образования в России наступил с воцарением Петра I и установлением в государстве светской культуры. Жадный интерес ко всему иностранному, к европейской культуре открыл двери домов учителям светского этикета и иностранных языков. Причем среди них были как русские подданные, так и иноземцы.
Несмотря на то, что в моду вошло получение образования за границей, в большинстве своем боярские, дворянские, а потом и купеческие дети по-прежнему обучались и воспитывались дома. Слова «гувернер», «гувернантка» вошли в русский язык именно в 18 веке. В то время основными «дисциплинами» домашнего образования были танцы, манеры и иностранные языки.
Среди домашних учителей было немало людей ярких, талантливых. Поэт Василий Жуковский, например, занимался воспитанием и обучением будущего императора Александра II. Талантливым воспитателем был также баснописец Иван Андреевич Крылов. Домашний наставник буквально открывал ребенку мир, был ему другом, советчиком, компаньоном в путешествиях и играх и просто обязан был служить примером для подражания.
Безусловно, были и другие примеры. Вспомним хотя бы француза-гувернера Евгения Онегина («Monsieur l’Abbé, француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил И в Летний сад гулять водил»).
Или учителей недоросля Митрофанушки – недоучившегося семинариста Кутейкина, отставного солдата Цыфиркина и немца Адам Адамыча Вральмана.В середине 18 века спрос на домашних учителей явно превышал предложение, и среди гувернеров было столько самозванцев, что императрица Елизавета Петровна была вынуждена издать указ, в котором говорилось: «В Москве у помещиков находится на дорогом содержании великое число учителей, большая часть которых не только наукам обучать не могут, но и сами к тому никаких начал не имеют, многие, не снискавши хороших учителей, принимают к себе людей, которые лакеями, парикмахерами и иным подобными ремеслами все свои жизни препровождали».
Засилье малограмотных иностранцев в домашнем образовании продолжало вызывать возмущение образованной части общества и в первой половине 19 века. Это привело к изданию в 1834 году закона, защищающего российские семьи от учителей-самозванцев.
Новый закон не допускал к работе иностранцев, не имеющих российских аттестатов учителя, наставника или гувернера и специального свидетельства о нравственном поведении. При этом обучением и воспитанием детей в российских семьях могли заниматься священнослужители, студенты высших учебных заведений и даже образованные слуги.
После революции 1917 года, с введением «всеобуча» домашнее обучение в России было запрещено, а гувернерство стало незаконным. «На дому», как это называлось, могли обучаться только дети-инвалиды, тем не менее, прикреплявшиеся к ближайшей школе, учителя которой должны были время от времени посещать этих детей, проводить с ними занятия и аттестовать от имени школы.
В советский период неким отдаленным подобием гувернеров становятся репетиторы, которые «натаскивают» школьников и абитуриентов к экзаменам и «подтягивают» их по наиболее трудным предметам. Занятие репетиторством считалось незаконным («левым») заработком и как таковое осуждалось и преследовалось.
В начале 90-х гг. прошлого века домашнее обучение в форме узаконенного семейного образования, экстерната, репетиторства снова обрело право на существование.
В середине 90-х годов начинается быстрое развитие экстерната: старшеклассники, в первую очередь, московских школ, спасаясь от перегруженного школьного учебного плана, переходят в школы-экстернаты на интенсивную программу обучения, проходят и сдают за год курс 10-11 классов, освобождая время для подготовки к вступительным экзаменам в вуз и занятий с репетиторами. Большую часть времени при этом экстерны занимаются самостоятельно, дома, часто – используя специальные учебные материалы для самостоятельного и дистанционного обучения.
Сегодня можно говорить об устойчиво растущем интересе у нас в стране к домашнему обучению, быстром росте популярности различных его разновидностей: дистанционного обучения, семейного образования, экстерната…
Это вызвано, с одной стороны, недовольством растущего числа детей и родителей качеством традиционного школьного образования и, в целом, ситуацией в школах, и, с другой стороны, новыми широкими возможностями для дистанционного и электронного обучения в связи с бурным развитием новых коммуникационных и образовательных технологий.
Рост интереса и популярности, как обычно, сопровождается ростом числа споров вокруг домашнего обучения, постановкой под сомнение его границ и возможностей.
Тем не менее, статистика показывает, что молодые люди, получившие домашнее образование, по многим критериям превосходят тех, кто посещал «обычную» школу.
Домашнее Обучение в России | Центр домашнего обучения
О домашнем обучении в последние годы приходится слышать все чаще. Эта тема обсуждается уже не только родителями в Интернет-сообществах, она стала популярной в средствах массовой информации, а эксперты готовят доклады на эту тему для политических партий. Но до сих пор в ней много неизвестного и даже таинственного: домашнее обучение предназначено то ли для детей-вундеркиндов, то ли для больных детей, оно возможно то ли только в старших классах, то ли только по каким-то уважительным причинам.
Семейное обучение, домашнее обучение, homeschooling, unschooling, экстернат…
Чем эти формы обучения отличаются друг от друга? В общем, вопросов в связи с домашним обучением возникает гораздо больше, чем можно сходу найти ответов. Еще несколько лет назад вместо словосочетания «домашнее обучение» гораздо чаще можно было слышать «homeschooling». Термин, пришедший к нам из США, говорит о мировой тенденции в образовании. Количество детей, обучающихся в домашних условиях, растет с каждым годом по всему миру. Отношение государств к этой тенденции неоднозначно, но во всех случаях шаги государства навстречу домашнему обучению делаются благодаря активной позиции родителей. В тех же США домашнее обучение стало легальным меньше 20 лет назад. Сейчас же объединения родителей-хоумскулеров стали общественной силой, пренебрегать которой невозможно. На домашнем обучении находится более 2 миллионов детей, причем ежегодно их количество растет в среднем на 10%. Именно в США проводились независимые исследования выпускников школ и домашних детей, которые показали преимущества домашнего обучения. Однако, такие благоприятные условия существуют не везде. В некоторых европейских странах домашнее обучение до сих пор находится фактически под запретом.
Становление отношений государства и семьи в области домашнего обучения находится в самом начале пути в большинстве стран мира. И уже сейчас можно говорить о международных связях родителей домашних детей. Так, в ответ на проект нового Закона «Об Образовании» в Российской Федерации, который не предусматривал семейное обучение, в поддержку российских сторонников домашнего обучения выступила американская организация Home School Legal Defence Association (Ассоциация по правовой защите домашнего образования). Основную часть информации о домашнем обучении можно получить не из официальных отчетов и аналитических справок, а из Интернета, со специальных сайтов и форумов, посвященных домашнему обучению. А с учетом активной жизненной позиции родителей домашних детей перспектива не только легализации домашнего обучения, но и существенного расширения его возможностей мне представляется вполне реальной. Необходимо отметить, что значительный рост количества детей на домашнем обучении, который наблюдается в последние годы, будет продолжаться недолго.
Домашнее образование никогда не станет массовым, уже сейчас его иногда называют элитарным. Думаю, что общее количество детей на домашнем обучении в любой стране мира будет составлять 5-10%. По российской официальной статистике около 100 000 детей ежегодно находятся на домашнем обучении. Вот как характеризуются их родители в экспертной справке Национального института развития современной идеологии: «в своем подавляющем большинстве это жители Москвы и других крупнейших городов страны, имеющие достаточно высокий образовательный и культурный уровень, отличающиеся активной жизненной позицией и в некоторых ситуациях способные выступать в качестве лидеров мнений в тех или иных группах». И элитарным домашнее образование становится не из-за материального положения родителей, а благодаря качеству образования, которое получают эти дети. Когда говорят о причинах, которые заставляют родителей делать выбор в пользу домашнего обучения, чаще всего говорят о возможности индивидуализации обучения. Действительно, домашнее обучение позволяет распределить учебную нагрузку таким образом, чтобы, с одной стороны, ребенку не было скучно сидеть над давно усвоенной программой, а с другой, при необходимости задержаться на изучении какого-либо предмета.
Родители отмечают, что на изучение именно школьной программы у детей уходит существенно меньше времени, чем при традиционном обучении, это позволяет освободить время на дополнительное образование. У детей сохраняется познавательная мотивация, которая практически сводится на нет при традиционном обучении. Как правило, у этих детей самые разносторонние интересы, у них есть возможность и желание попробовать себя в самых разных видах деятельности. На домашнем обучении часто встречаются случаи сокращения сроков обучения, когда программа двух классов изучается в течение одного учебного года. Все это так. Но вот только родители, которые встают перед необходимостью принятия решения о переходе на домашнее обучение, чаще всего еще не знают всех его преимуществ. Они просто ищут альтернативу школе и готовы пойти в неизвестный путь, лишь бы уйти из школы. И когда этих «отщепенцев» насчитывалось в пределах десятков или даже сотен тысяч, можно было говорить о каких-то индивидуальных причинах в каждом случае. Сейчас же можно говорить о главной причине этой тенденции – о кризисе школьного образования во всем мире, о кризисе образовательной парадигмы. Мы давно уже живем в постиндустриальном обществе, а наши дети ходят в школу, которая стала олицетворением индустриального общества.
Школа в ее нынешнем виде была нужна для подготовки большого количества «стандартных» выпускников. Педагогический конвейер принимает их на входе, абсолютно регламентированный даже в мелочах учебный процесс подгоняет их к требованиям единого для всех образовательного стандарта, а на выходе — итоговый контроль в виде единого для всех государственного экзамена. Все, продукт готов. Любое отклонение от стандартных требований выбраковывается, причем понижение уровня стандарта для всех очевидно, а все больше талантливых, ярких, но неудобных для конвейера детей школой отторгается. В мае 2010 года во время официальной части выпускного вечера выпускница Coxsackie-Athens High School Эрика Голдсон (Erica Goldson) произнесла яркую речь, которая стала известной далеко за пределами США. Вот цитата из этой речи: «Большинство школьников пропускают через техники промывания мозгов, чтобы создать покорную рабочую силу…». Принято считать, что школа дает системное образование, по крайней мере, ту основу, фундамент, которые позволят выпускнику учиться дальше и быть успешным в жизни. Откройте школьные учебники, по которым учатся ваши дети и убедитесь, что они мало чем отличаются от тех, по которым учились вы. Набор архаичных знаний мы называем системным образованием, при этом массу необходимой информации школа просто не дает, а самое главное, она не учит ребенка работать с информацией. Наши школьники огромное количество времени проводят над изучением математики. Кто-нибудь может ответить на вопрос: «Зачем?». Содержание математики, изучаемой в школе, по сути, не меняется несколько столетий.
Классик французской математики Эмиль Борель в 1914 году писал: «…Математика, преподаваемая в нашей средней школе, есть лишь схоластический пережиток, тогда как миром правит другая математика, и лишь очень малому числу избранных дано восторгаться гордой мощью этой математики. Но всякий образованный человек должен, по крайней мере, знать, что эта математика существует, а не воображать себе всех математиков вроде маньяков, проводящих дни и ночи за извлечением кубических корней». Прошло почти сто лет, мы продолжаем изучать все ту же математику. Но даже элементарная математика в последние десятилетия была вытеснена «вступительной математикой», а теперь будет вытеснена «математикой ЕГЭ».
Размыта цель школьного образования, школа постепенно превратилась в камеру хранения детей и подростков, чтобы им было где проводить время, когда их родители работают. Одни жалуются на перенасыщенность школьных программ, другие – на их явную слабость. И те, и другие правы. Потерял свой смысл сам стандарт образования. Посмотрите на десяток-другой известных успешных людей, посмотрите вокруг себя. Многие ли работают в соответствии с полученным дипломом? Для разработки стандартов профессионального образования привлекаются работодатели, чиновники пытаются получить от них прогноз по перечню востребованных профессий хотя бы на ближайшие годы, чтобы обеспечить работой выпускников. Все понимают, что это невозможно, но система должна работать. Если еще пару десятилетий назад учитель и учебник были единственными источниками знаний для учащегося, теперь доступность информации сделала бессмысленной функцию учителя по передаче знаний. Ребенка нужно учить жить в информационном пространстве, работать с информацией, анализировать ее, без этого любые знания останутся мертвым грузом.
Классическая модель учебного процесса исчерпала себя, необходимо менять не только содержание образования, придется менять формы и методы обучения. Это становится очевидным не только для родителей, это уже понимают и сами учащиеся. Все это делает неизбежным увеличение количества сторонников домашнего обучения, а появление практического опыта родителей придает им уверенность. С чего же начать переход на домашнее обучение? С попытки ответить на вопрос: какое образование вы хотите дать своему ребенку? Останутся ли для вас главным в содержании образования школьные программы? У ребенка останется масса свободного времени после их изучения, чем вы готовы занять его? Кто будет заниматься с ребенком? Нужна ли вам помощь профессиональных учителей? Что вы хотите от школы? По действующему российскому законодательству у родителей, которые хотят забрать ребенка из школы, существует несколько вариантов: семейное обучение и самообразование, заочное обучение. По всем формам обучения можно учиться дистанционно.
Семейное обучение и самообразование – это обучение в семье или самостоятельное обучение с последующей аттестацией экстерном в школе. В Москве экстернат практиковался много лет, можно с уверенностью сказать, что не менее 10-15% выпускников ежегодно заканчивали школу экстерном. Правда, переходили в экстернат учащиеся уже в старших классах, обычно в 10, реже в 9 классе. Сначала это делалось для того, чтобы иметь возможность совместить обучение в школе с посещением подготовительных курсов в вузах, занятия на которых проводились 2-3 раза в неделю. Введение ЕГЭ не только не остановило процесс ухода учащихся из школы, но и подстегнуло его. И учащиеся, и родители видят, что большая часть занятий в школе превращается в подготовку к ЕГЭ, зачем тогда школа, если можно это сделать гораздо более эффективно? C семейным обучением дело обстоит сложнее.
Порядок организации и финансирования различных форм обучения на федеральном уровне не регламентирован, все вопросы по организации семейного обучения сейчас решаются на региональном уровне и локальными актами школ. Можно представить себе разнообразие требований, которые предъявляются родителям, решившим перейти на семейное обучение. Очень часто это превращается в многолетнее противостояние не только со школой, но и с органами управления образованием. Действующее законодательство РФ не ограничивает возраст учащихся на семейном обучении или на самообразовании, число таких учащихся уже с начальной школы ежегодно растет. В Москве существует информационная служба по домашнему обучению, где можно получить консультации по всем вопросам домашнего обучения. Помимо информационной службы, куда обращаются родители из разных городов России, на сайте www.school4you.ru публикуются статьи на актуальные темы по домашнему обучению, в том числе из личного опыта родителей. И в центре внимания — чему и как учить ребенка. Отсутствие педагогического образования у родителей не становится преградой при переходе на домашнее обучение. В Центре домашнего обучения «Алгоритм» можно посетить семинар для родителей, получить необходимые консультации, организовать занятия с ребенком. Комплексная программа развития включает развитие внимания, памяти, мышления, воображения, причем для детей любого возраста.
Возможности, которые открываются перед детьми и родителями, освободившимися от необходимости отбывать время на изучение стандартных программ, заставляют их быть всегда в творческом поиске своего собственного пути. Школьные программы – это обязательный минимум, но даже здесь на домашнем обучении есть свобода выбора сроков и темпа обучения, учебников. Что касается проблем с социализацией, о которой почему-то чаще всего говорят в связи с домашним обучением. Самое интересное в том, что об этих проблемах не знают сами домашние дети и их родители. Дети легко и свободно общаются со своими ровесниками и со взрослыми. Они не только имеют собственное мнение, но и умеют отстаивать его. Да, эти дети чаще всего не оглядываются на реакцию окружающих, когда формируют свою собственную позицию, но они ценят это право у других людей. А отсутствие сурового опыта многочасового ежедневного пребывания в течение многих лет в стихийно сформированном детском коллективе отрадно сказывается на их психическом и физическом здоровье. В завершение можно добавить еще один весомый плюс домашнего образования – это неизбежное укрепление семейных отношений.
Домашнее обучение в России: как всё устроено
образование 27 октября 2016
Рейтинг: 4.5
Что нужно знать родителям, которые задумываются о домашнем обучении.
Домашнее обучение (хоумскулинг, от англ. homeschooling – домашнее обучение) популярно в США и Канаде, имеет там многолетнюю практику. В России домашнее обучение, хотя и закреплено законодательно, вызывает пока скепсис со стороны образовательных учреждений. И родителям приходится быть в буквальном смысле первопроходцами. Педагог-психолог и мама обучающегося дома ребенка Анна Девятка рассказывает о плюсах, минусах и нюансах домашнего обучения.
Зачем?
Мы начнем с того, что каждому родителю, который заинтересовался домашним обучением, важно четко понимать свои мотивы – какие задачи в семье хотят решить при помощи домашнего образования. Кто-то хочет дать своему ребенку лучшее образование, чем в школе, сократив часы общеобразовательных предметов, таких как музыка и рисование, и увеличив часы профильных предметов – например, физики, истории, биологии. Для кого-то из родителей остро стоит вопрос сохранения здоровья ребенка. И обучая его дома, они надеются избежать перегрузки. Кто-то с помощью семейного образования совмещает начало спортивной карьеры ребенка и обучение.
Какие виды домашнего обучения бывают
Учить ребенка дома решаются далеко не все хоумскулеры. В настоящее время можно выбрать государственную или частную школу, которая поможет вам придерживаться плана обучения по предметам.
Также можно перевести ребенка в обычной школе на заочное образование. В этом случае порядок обучения, предоставление домашнего задания и проверка выполненного, консультации с учителями – все эти нюансы проговариваются с администрацией выбранного учебного заведения, и в разных школах могут различаться.
Очная форма обучения в семейных школах подойдет для тех родителей, которые заинтересованы в более частом посещении школы детьми. Дети ходят в школу 3-4 раза в неделю. Такие школы позволяют получать образование в маленьких классах с тщательно сбалансированной учебной нагрузкой.
Правовая сторона
Домашнее обучение регламентируется законами. Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. предоставил родителям право на выбор формы обучения — учить ребенка в школе или в семье. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» это право также подтвердил.
Чем привлекательно домашнее обучение
Индивидуальным подходом. Семейное образование позволяет выстроить такой график и систему обучения, которая подходит именно вашему ребенка. Также позволяет подойти к процессу обучения креативно, через игру, что особенно важно в начальной школе.
Учиться можно из любой точки мира
. Так как основные участники образовательного процесса – родители и ребенок, это позволяет учиться из любой страны и совмещать путешествия, жизнь в других странах с образованием в России.Можно выбирать окружение ребенка. Дети на домашнем обучении сдруживаются «по интересам». И если говорить про компанию «хоумскулят», среди них престижно много знать и соревноваться между собой на тему «кто больше знает» и «кто больше интересного расскажет». Для ребенка такое окружение – дополнительная мотивация учиться. Впрочем, этот плюс легко отнести и к минусам – ведь детям можно позволить и самим выбирать окружение, а не подбирать только «хороших мальчиков и девочек».
У вас появится круг единомышленников. Когда вы приступите к домашнему обучению ребенка, то встретите таких же заинтересованных в обучении родителей, которые готовы общаться, дружить семьями и помогать друг другу.
Ребенок учится выстраивать отношения с разными людьми и уважать непохожесть людей.
Что непривлекательно в домашнем обучении
Ребенку может стать скучно и одиноко. Как бы здорово ни был организован график жизни ребенка, бывают моменты когда компания не помешает – например, когда родители заняты работой, а ребенку тоскливо в соседней комнате. Родители-хоумскулеры нас поддержат – чтобы ребенок не скучал, можно позаботиться о дополнительных встречах с друзьями, например пригласить кого-то в гости.
Опасность гаджетов. Если ребенок остается дома один, важно поставить временные ограничители на компьютеры, планшеты и телефоны. Работаем на предупреждение компьютерной зависимости.
Один дома. Важно продумать, сколько времени ребенок может оставаться дома один, и может ли помочь кто-то из родственников и присмотреть за ним.
Платность образовательных услуг. Обычно в процессе домашнего образования родители привлекают репетиторов, а их работа стоит денег. Также прикрепление к школе может быть как платным, так и бесплатным. Если вы не хотите оставлять ребенка одного, придется платить за услуги няни.
К чему нужно быть готовыми родителям
Вообще, выбирая семейное образование, родители должны четко понимать свою мотивацию. Исходя из нее, важно прописать цели на год, и на все то время, когда ребенок будет учиться в семье. Кроме целей, важно обозначить критерии контроля качества образования – будут ли это сделанные задания для школы, или оценка преподавателя, или ЕГЭ.
Родители должны уделить внимание и воспитанию самомотивации ребенка. Это важно в любом обучении, но так как в школе ребенка дополнительно контролирует учитель, а дома ребенок иногда может делать уроки сам, пока мама рядом работает на компьютере – важно, чтобы ребенок сам хотел делать уроки качественно и самостоятельно. Самомотивация и самоконтроль — то чему могут научить родители. Спешить в этом вопросе не надо, на воспитание этих качеств следует потратить не меньше полугода и дальше поддерживать эти качества.
Ответственность за результат обучения делится на несколько частей. Первая и основная часть ответственности лежит на родителях – на том, как они организуют процесс обучения, пригласят ли репетиторов по профильным предметам, объяснят ли ребенку важность занятий и хорошего образования. Одним словом, сумеют ли родители создать у ребенка внешнюю мотивацию.
Ответственность ребенка – в том, что он искренне заинтересован в обучении и старается выполнять задания в срок и по возможности самостоятельно.
Будьте готовы, что на домашнем образовании ребенок станет чаще находиться рядом с вами, так что ваш график работы, занятий спортом, встреч с друзьями будет находиться в постоянной зависимости от графика жизни ребенка. Поймите для себя — готовы ли вы к этому.
Да и сам процесс домашнего обучения требует пристального внимания родителей. Например, ребенок может усиленно делать уроки всю неделю, а в субботу окажется, что он делал только английский, причем на полгода вперед. А в субботу пришел к родителям за помощью с математикой. То есть родителям придется постоянно держать руку на пульсе, выполнять в каком-то смысле роль завуча.
Важно выбрать адекватный для ребенка и его возраста темп изучения предметов. Так вы избежите перегрузки и сохраните интерес ребенка к обучению. А если ребенок сам захочет что-то дополнительно почитать, изучить более глубоко – у него всегда есть возможность сделать это самостоятельно или попросить родителей помочь.
***
Образование и школы для экспатов в России
- Купить полный Справочник по прибытию иностранцев в Россию (PDF)
Система образования в России остается предметом споров с конца советской эпохи. Доступность образования высока, хотя качество может сильно варьироваться.
Хотя система претерпела реформы, государственные школы не всегда соответствуют западным стандартам. Большинство эмигрантов выбирают международные или частные школы. Тем более, что в государственных школах обучение ведется на русском языке, а в международных школах больше языковых возможностей.
Учебный год в России длится с сентября по июнь.
Государственные школы в России
Качество российских государственных школ разное. Видение общего образования состоит в том, чтобы вооружить учащихся жизненными навыками и способствовать их интеллектуальному, физическому и эмоциональному развитию. Тем не менее, до сих пор ведутся споры о том, чему следует учить в школах, кто должен контролировать учебную программу и желательно ли все еще механическое заучивание.
Государственные школы в России сталкиваются с рядом проблем. Учителя обычно не получают хороших зарплат. В результате многие талантливые российские учителя уходят из отрасли в поисках более прибыльных вариантов или возможностей за границей.
Язык обучения в государственных школах – русский. Два дня в неделю обычно отводятся на занятия иностранными языками, например, немецким или английским, но многие считают, что этого обучения недостаточно.
Хотя обучение и учебники в государственных школах бесплатны, то есть родители платят только за питание и школьную форму, государственные школы в России не подходят для большинства экспатов. То есть, если вы не планируете проводить время в стране в долгосрочной перспективе, или если ваш ребенок уже знает русский язык.
Частные школы в России
Учебная программа и методы обучения, используемые в российских частных школах, по-прежнему во многом совпадают с таковыми в государственных школах, но размеры классов, как правило, меньше, оборудование содержится в лучшем состоянии, а внеклассные мероприятия более доступны. Стоимость обучения в этих школах обычно зависит от возраста ребенка и варьируется от школы к школе.
Язык обучения в частных школах обычно русский. Если у ребенка нет какой-либо языковой базы или экспаты не планируют остаться в России на длительный срок, международные школы, вероятно, будут лучшим вариантом.
Международные школы в России
Большинство эмигрантов, переезжающих в Россию с детьми школьного возраста, предпочитают отправлять своих детей в международные школы. Эти школы поддерживают язык обучения и учебную программу избранных стран. Во многих крупных городах России есть большой выбор международных учебных заведений, включая американские, британские, французские, японские и немецкие школы. Некоторые школы также проводят учебную программу Международного бакалавриата (IB) наряду с учебной программой своей страны.
В самые престижные школы России обычно большие очереди. По этой причине эмигранты должны подать заявку как можно раньше, как только будут подтверждены детали их переезда. Прием иногда основывается на приоритете, при этом дети дипломатов и некоторых крупных компаний получают первые свободные места. Эмигранты должны обязательно взять с собой предыдущие стенограммы своего ребенка, записи о прививках и рекомендации учителя.
При выборе жилья эмигранты также должны учитывать расположение этих международных школ. В Москве, например, международные школы в основном находятся за пределами центра города, и поэтому тем, кто живет в центре, придется долго добираться до работы.
Наконец, стоимость обучения в международных школах в России может быть астрономической. Если работодатель не выплачивает пособие на образование, эмигранты должны быть уверены, что могут позволить себе эти расходы.
Обучение на дому в России
Обучение на дому является законным в России и становится все более популярным, особенно в Москве. Есть определенные правила, которым должны следовать родители, если они обучают своих детей дома. Дети должны быть зачислены в школу с государственной лицензией, которая может выступать в качестве надзорного органа. В некоторых случаях они могут использовать поддержку учителей и школьные ресурсы. В противном случае существуют минимальные правила с точки зрения учебной программы.
Специальное образование в России
Некоторые школы в России оказывают помощь людям с ограниченными физическими возможностями. Есть школы для слепых и возможности обучения для глухих. Тем не менее, школьная система не приспособлена для оказания достаточной поддержки детям с умственными отклонениями.
В некоторых случаях дети с умственной отсталостью и задержкой развития могут учиться в общеобразовательных школах, получая компенсационные классы. Однако дополнительная поддержка ограничена и не соответствует западным стандартам. В результате дети с инвалидностью часто исключаются и изолируются, а домашнее обучение является основным вариантом.
При этом некоторые международные школы в Москве трансформируются, чтобы предоставить детям с ограниченными возможностями условия, образование и теплую, благоприятную среду. Родителям-экспатриантам, у которых есть дети с инвалидностью, необходимо будет тщательно изучить свои потребности и возможности поддержки в России.
Репетиторы в России
Репетиторство в России растет, особенно в крупных городах. Репетиторские услуги в основном ориентированы на студентов, изучающих английский как второй язык, хотя они также доступны для лиц, готовящихся к вступительным экзаменам в университеты или колледжи.
Репетиторство с детьми также становится все более популярным, и теперь репетиторов можно найти через различные интернет-порталы. Это позволяет родителям-эмигрантам общаться с репетиторами и находить кого-то, кто соответствует потребностям ребенка с точки зрения возраста, предмета и уровня. Есть репетиторы по целому ряду предметов, включая математику, биологию, музыку и различные языки.
Медицинское страхование иностранных граждан
Синья ГлобальныйCigna Global может разработать план международного медицинского страхования, идеально отвечающий потребностям вас и вашей семьи. Имея 86 миллионов клиентов в более чем 200 странах, Cigna Global обладает непревзойденным опытом решения разнообразных и уникальных медицинских ситуаций и обеспечения высоких стандартов обслуживания, где бы вы ни жили.
Получить предложение от Cigna Global
Транспортные компании
Переезжаете за границу?Sirelo имеет сеть из более чем 500 международных компаний по переезду, которые могут перевезти вашу мебель и имущество в ваш новый дом. Заполнив форму, вы получите до 5 предложений от рекомендованных грузчиков. Эта услуга бесплатна и поможет вам выбрать международную транспортную компанию, соответствующую вашим потребностям и бюджету.
Получите бесплатные котировки без обязательств прямо сейчас!
Почему домашнее обучение завоевывает уважение в России
В феврале я посетил Санкт-Петербург, чтобы принять участие в 4-й ежегодной городской конференции по домашнему обучению. Теплый прием, который я получил, более чем компенсировал снег и холод (описанный одним из моих друзей как еще одна «романтическая русская зима»).
Как бывший армейский офицер времен холодной войны, я не мог не быть поражен изменениями, которые я увидел в том, что когда-то было главным геополитическим и военным противником Соединенных Штатов. Я заметил резкий рост религиозных институтов, экономического развития, и множество свобод, которые были невообразимы в советское время.
В ожидании больших свершений
В разгар всего этого я столкнулся с развивающимся движением за домашнее обучение, возглавляемым защитниками, которые выражали неподдельный оптимизм в отношении будущего. Хотя эти лидеры откровенно говорили о проблемах, с которыми они сталкиваются, они также выражали уверенность в своих планах по достижению значительных рост.
«Я верю, что у домашнего образования в России большое будущее, — сказал мне Павел Парфентьев, председатель правления «За права семьи». Павел написал первую книгу о домашнем обучении в России.
По словам Павла, основным преимуществом российских семей, обучающихся на дому, является более теплый законодательный климат, чем в холодные времена коммунизма. Домашнее образование стало законным в России после падения советского режима в 1990-х годах.
«В российском законодательстве прямо указано, что родители являются главными воспитателями своих детей», — пояснил он. «Но всегда есть возможности для улучшения».
Павел сказал мне, что, хотя существует растущая сеть семей, обучающихся на дому, это движение все еще находится в зачаточном состоянии. Российские семьи могут учить своих детей дома, но они обязаны следовать государственным образовательным стандартам, мало чем отличающимся от общепринятых. Основной. Такой универсальный подход к обучению «сверху вниз» уже был отвергнут американским движением за домашнее обучение.
Это проблема, сказал Павел, «потому что иногда [обязательные стандарты] не очень хороши. У нас есть право изменить это, чтобы получить больше свободы. Но это сложно».
С положительной стороны домашнее обучение в России получило признание как со стороны средств массовой информации, так и общества в целом. Частично это связано с его ростом до сих пор.
Руководители домашнего образования считают, что от 50 000 до 100 000 российских детей обучаются на дому. Хотя этот диапазон значительно ниже 0,5% российского населения школьного возраста (для сравнения, по оценкам, растущее сообщество домашнего обучения в США около 4% населения школьного возраста), это ставит Россию на второе место после Великобритании среди европейских стран.
«Когда мы только начинали работать в этой области, большинство людей относились либо критически, либо не понимали, что мы делаем, — объяснил Павел. Теперь «большинство людей уважают домашнее образование как нормальный и хороший вариант обучения для родителей».
Связаться с
Алексей Комов, еще один давний сторонник домашнего образования, разделяет оптимизм Павла.
Показывая мне летний дворец царей (во время снежного ливня), Алексей сказал, что ожидает, что предстоящая всемирная конференция продемонстрирует все лучшее, что есть в домашнем образовании, и, надеюсь, убедит больше семей дать это попытка.
Например, по его словам, одной из реальных проблем, с которыми сталкиваются российские семьи, обучающиеся на дому, является отсутствие полной учебной программы. Он надеется решить эту проблему, взяв американскую учебную программу, основанную на классической модели, и адаптировав ее к российской культуре. и традиции.
Алексей сказал, что он также хотел бы, чтобы домашнее обучение расширялось в национальных религиозных общинах, особенно в Православной церкви. Подсчитано, что до 70 процентов из 150 миллионов жителей России идентифицируют себя как русские православные.
«Сейчас всевозможные группы занимаются домашним обучением, но христиан все еще меньшинство», — сказал он. «Мы думаем, что если мы привлечем эту группу, которая является преобладающей религиозной группой в России, это поможет значительно расширить [домашнее образование]».
Сосредоточенность на вере
Независимо от того, составляют ли они меньшинство или нет, российские христиане, как и их американские коллеги, находят глубокое вдохновение в своей вере.
Одна молодая пара, Борис и Виктория, которых я встретил на конференции в Санкт-Петербурге, объяснили, что считают себя учащимися программы домашнего обучения, хотя их старшему ребенку еще нет 4 лет.
«Нам действительно кажется, что мы уже на домашнем обучении», — сказал Борис, добавив, что это больше связано с их философией образования, чем с обучением их детей цифрам и буквам.
Как выразилась его жена (через перевод Бориса): «Я понимаю, что дети мне даны Богом, но на небольшой срок». Что касается их воспитания, то «я понимаю, что это моя задача, а не задача учителей». там. Я все больше и больше убеждаюсь, что это правильный путь».
Много общего
Обнадеживающая надежда, которую я наблюдала в российских семьях, обучающихся на дому, и трудности, с которыми они сталкиваются, были мне хорошо знакомы, и я не одинок в такой оценке.
Джеральд Хюбнер, председатель HSLDA Canada и председатель GHEC 2016, присутствовал на конференции вместе со мной и сказал, что тоже испытывает чувство дежавю.
Джеральд сказал, что на него произвело впечатление то, что русские семьи, с которыми он встречался, поднимали те же фундаментальные вопросы, с которыми он сталкивался дома: Могу ли я это сделать? Как мне это сделать? Как я узнаю, что достаточно делаю для своих детей? Законно ли домашнее обучение? Как насчет социализации? К счастью, мы обсуждали множество ответов на эти вопросы в Санкт-Петербурге по телефону
. В конце концов, Джеральд сказал: «Это прямо как конференция в Саскачеване или Северной Дакоте. Людям из Канады или любого другого штата США здесь будет очень комфортно».
Россия
Обязательное образование Возраст
6–16 лет
Расчетное количество детей, обучающихся на дому
70 000 семей
Юридический статус
Обучение на дому является законным. Пунктом 1 статьи 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что родители (опекуны) детей имеют преимущественное право обучать и воспитывать своих детей до любой другой человек. В законе домашнее образование именуется «семейным образованием». Многие российские семьи в настоящее время пользуются этим правом.
Закон гарантирует каждой семье без исключения право на получение общего образования на дому. («Об образовании в Российской Федерации», статья 44, пункт 3, подпункт 2.1.) Родители имеют общее право выбора форму обучения своих детей до окончания средней школы. (Статья 44, пункт 3, подпункт 1, и статья 63, пункт 2 Семейного кодекса.) После окончания средних школьных лет это общее право принадлежит родителям. и общий ребенок. (Статья 34, пункт 1, подпункт 1 и статья 63, пункт 4.)
Право на домашнее образование также подкрепляется статьей 63, пункт 2 и статьей 17, пунктами 1 (подпункт 2) и 2. В статье 79 прямо упоминается только обучение в организациях для детей с особыми потребностями в здоровье, но толкование неизвестно.
настоящей статьи препятствует практике домашнего обучения в настоящее время. Каждый ребенок, получающий общее образование на дому, может вернуться в школу на любом этапе обучения при условии успешной аттестации.
После окончания программ уровня средней школы и старшей школы дети, выбравшие обучение на дому (или рекомендованные к прохождению очередной аттестации на условиях экстерната в школах, аккредитованных государством), обязаны пройти две итоговые аттестации
в школе. Для получения аттестата государственного образца об окончании общего образования, необходимого для продолжения образования в России, данная итоговая аттестация должна быть сдана в форме государственного экзамена в указанном аккредитованном
школа. (Закона об образовании в Российской Федерации статьи 17 пункт 3, 34 пункт 3, 58 и 59пункты 3-5.)
Регулярные аттестации (формальные, факультативные) проходят согласно нормативным нормам и программе школы. Государственные выпускные экзамены регулируются Федеральными правилами, в отличие от средней школы (после 9 лет обучения) и старшей школы (после
11 лет обучения) уровней. Для допуска к государственному экзамену учащийся должен пройти очередную аттестацию в государственной аккредитованной школе по образовательной программе 9, 10 и 11 классов.
Учитывая недостаточность федерального законодательства о домашнем обучении, некоторые субъекты Российской Федерации (действуя в пределах своего ведения) разработали дополнительные региональные нормативные акты по данному вопросу. Региональный
нормативные акты должны соответствовать федеральному закону и не могут ограничивать предусмотренные в нем права родителей.
До 2004 года ранее действовавший Федеральный закон «Об образовании» содержал статью 40. 8, в которой предусматривалась обязанность органов местного самоуправления по оказанию родителям, обучающим детей на дому, материальной поддержки в размере стоимости обучения каждого ребенка
на соответствующей ступени обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Эти выплаты считались социальными пособиями на детей и поэтому исключались из налогооблагаемого дохода. В 2004 году указанная статья была удалена из
текст наряду со многими другими социальными гарантиями Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, пресловутым «Законом о монетизации». Такого рода нормы отсутствуют в последних законах, в том числе в Законе «Об образовании в Российской Федерации».
в настоящее время в силе. Субъекты федерации свободны решать, предоставлять ли им какую-либо финансовую поддержку такого рода, и обычно они решают не предоставлять ее.
На практике некоторые родители, выбирающие домашнее обучение, могут столкнуться с проблемами на местном уровне, когда школы и местные власти пытаются лишить их прав. Но такого рода проблемы обычно легко решаются путем соответствующей юридической консультации.
предоставление местным органам власти надлежащей правовой информации.
Приведенный выше текст предоставлен Павлом А. Парфентьевым, председателем общественной организации «За права семьи», практикующим юристом, автором «Правового руководства по вопросам домашнего обучения и экстерната» (2011 г.), независимым экспертом в области домашнего обучения и родительских прав.
Контактная информация
За права семьи
Веб-сайт: profamilia.ru/about-for-family-rights-ngo-russia
Контактное лицо: Павел Парфентьев, председатель
Электронная почта: [email protected]
Facebook: www.facebook.com/ProFamRU
Центр поддержки домашнего обучения
Веб-сайт: www.hss.center
Контактное лицо: Гузель Гурдус
Адрес: Москва, Россия 119002
улица Арбат, дом 43-4
Электронная почта: info@hss.