Этический кодекс психолога
Преамбула- Этический кодекс психолога Российского психологического общества составлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных», Уставом Российского психологического общества, Всеобщей декларацией прав человека, Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования», международной Универсальной декларацией этических принципов для психологов, Этическим метакодексом Европейской федерации психологических ассоциаций.
- Консультативным и регулирующим органом Российского психологического общества по вопросам профессиональной этики психолога является Этический комитет Российского психологического общества.
- В настоящем Этическом кодексе термин «Психолог» относится к лицу, имеющему высшее психологическое образование.
- В настоящем Этическом кодексе термин «Клиент» относится к лицу, группе лиц или организации, которые согласились быть объектом психологических исследований в личных, научных, производственных или социальных интересах или лично обратились к Психологу за психологической помощью.
- Действие данного Этического кодекса распространяется на все виды деятельности психологов, определенные настоящим Этическим кодексом. Действие данного Этического кодекса распространяется на все формы работы Психолога, в том числе осуществляемые дистанционно или посредством сети Интернет.
- Профессиональная деятельность психолога характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой, и основана на доверии общества, которое может быть достигнуто только при соблюдении этических принципов профессиональной деятельности и поведения, содержащихся в настоящем Этическом кодексе.
- Этический кодекс психологов служит: для внутренней регуляции деятельности сообщества психологов; для регуляции отношений психологов с обществом; основой применения санкций при нарушении этических принципов профессиональной деятельности.
I. Этические принципы психолога
Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу.
- Принцип уважения
Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека.
Принцип уважения включает: - Уважение достоинства, прав и свобод личности
- Психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований.
- Беспристрастность Психолога не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Все действия Психолога относительно Клиента должны основываться на данных, полученных научными методами. Субъективное впечатление, которое возникает у Психолога при общении с Клиентом, а также социальное положение Клиента не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия Психолога.
- Психолог избегает деятельности, которая может привести к дискриминации Клиента по любым основаниям.
- Психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вреда здоровью и социальному положению Клиента и связанных с ним лиц.
- Конфиденциальность
- Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий.
- Результаты исследования должны быть представлены таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать Клиента, Психолога или психологическую науку.
- Психодиагностические данные студентов, полученные при их обучении, должны рассматриваться конфиденциально. Сведения о Клиентах также должны рассматриваться конфиденциально.
- Демонстрируя конкретные случаи своей работы, Психолог должен обеспечить защиту достоинства и благополучия Клиента.
- Психолог не должен отыскивать о Клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач Психолога.
- Клиент имеет право на консультацию Психолога или работу с ним без присутствия третьих лиц.
- Неконтролируемое хранение данных, полученных при исследованиях, может нанести вред Клиенту, Психологу и обществу в целом. Порядок обращения с полученными в исследованиях данными и порядок их хранения должны быть жестко регламентированы.
- Осведомленность и добровольное согласие Клиента
- Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Работа с Клиентом допускается только после того, как Клиент дал информированное согласие в ней участвовать. В случае, если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно быть принято его законными представителями.
- Психолог должен сообщать Клиенту обо всех основных шагах или лечебных действиях. В случае стационарного лечения Психолог должен информировать Клиента о возможных рисках и об альтернативных методах лечения, включая непсихологические.
- Видео- или аудиозаписи консультации или лечения Психолог может делать только после того, как получит согласие на это со стороны Клиента. Это положение распространяется и на телефонные переговоры.
Ознакомление третьих лиц с видео-, аудиозаписями консультации и телефонными переговорами Психолог может разрешить только после получения согласия на это со стороны Клиента. - Участие в психологических экспериментах и исследованиях должно быть добровольным. Клиент должен быть проинформирован в понятной для него форме о целях, особенностях исследования и возможном риске, дискомфорте или нежелательных последствиях, чтобы он мог самостоятельно принять решение о сотрудничестве с Психологом. Психолог обязан предварительно удостовериться в том, что достоинство и личность Клиента не пострадают. Психолог должен принять все необходимые предосторожности для обеспечения безопасности и благополучия Клиента и сведения к минимуму возможности непредвиденного риска.
- В тех случаях, когда предварительное исчерпывающее раскрытие информации противоречит задачам проводимого исследования, Психолог должен принять специальные меры предосторожности для обеспечения благополучия испытуемых. В тех случаях, когда это возможно, и при условии, что сообщаемая информация не нанесет вреда Клиенту, все разъяснения должны быть сделаны после окончания эксперимента.
- Самоопределение Клиента
- Психолог признает право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения, включая общее право вступать в профессиональные отношения с психологом и прекращать их.
- Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной дееспособности по возрасту, состоянию здоровья, умственному развитию, физической независимости. В случае недостаточной дееспособности человека решение о его сотрудничестве с Психологом принимает лицо, представляющее интересы этого человека по закону.
- Психолог не должен препятствовать желанию Клиента привлечь для консультации другого психолога (в тех случаях, когда к этому нет юридических противопоказаний).
- Принцип компетентности
Психолог должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и своего опыта. Психолог должен предоставлять только те услуги и использовать только те методы, которым обучался и в которых имеет опыт.
Принцип компетентности включает: - Знание профессиональной этики
- Психолог должен обладать исчерпывающими знаниями в области профессиональной этики и обязан знать положения настоящего Этического кодекса. В своей работе Психолог должен руководствоваться этическими принципами.
- Если персонал или студенты выступают в качестве экспериментаторов в проведении психодиагностических процедур, Психолог должен обеспечить, независимо от их собственной ответственности, соответствие совершаемых ими действий профессиональным требованиям.
- Психолог несет ответственность за соответствие профессионального уровня персонала, которым он руководит, требованиям выполняемой работы и настоящего Этического кодекса.
- В своих рабочих контактах с представителями других профессий Психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность помочь.
- Ограничения профессиональной компетентности
- Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте.
- Только Психолог осуществляет непосредственную (анкетирование, интервьюирование, тестирование, электрофизиологическое исследование, психотерапия, тренинг и др.) или опосредованную (биографический метод, метод наблюдения, изучение продуктов деятельности Клиента и др.) работу с Клиентом.
- Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии, доверия и удовлетворения от общения с Психологом.
- Если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения врача или согласия других лиц, представляющих интересы Клиента.
- Ограничения применяемых средств
- Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию Клиента, условиям эксперимента. Психодиагностические методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к контингенту испытуемых.
- Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Выбор методов не должен определяться научными пристрастиями Психолога, его общественными увлечениями, личными симпатиями к Клиентам определенного типа, социального положения или профессиональной деятельности.
- Психологу запрещается представлять в результатах исследования намеренно искаженные первичные данные, заведомо ложную и некорректную информацию. В случае обнаружения Психологом существенной ошибки в своем исследовании после того, как исследование было опубликовано, он должен предпринять все возможные действия по исправлению ошибки и дальнейшему опубликованию исправлений.
- Профессиональное развитие
- Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и свою осведомленность в области этики психологической работы (исследования).
- Невозможность профессиональной деятельности в определенных условиях
- Если какие-либо обстоятельства вынуждают Психолога преждевременно прекратить работу с Клиентом и это может отрицательно сказаться на состоянии Клиента, Психолог должен обеспечить продолжение работы с Клиентом.
- Психолог не должен выполнять свою профессиональную деятельность в случае, когда его способности или суждения находятся под неблагоприятным воздействием.
- Принцип ответственности
Психолог должен помнить о своих профессиональных и научных обязательствах перед своими клиентами, перед профессиональным сообществом и обществом в целом. Психолог должен стремиться избегать причинения вреда, должен нести ответственность за свои действия, а также гарантировать, насколько это возможно, что его услуги не являются злоупотреблением.
Принцип ответственности включает: - Основная ответственность
- Решение Психолога осуществить исследовательский проект или вмешательство предполагает его ответственность за возможные научные и социальные последствия, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие в исследовании или вмешательстве, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях.
- Психолог должен осознавать специфику взаимодействия с Клиентом и вытекающую из этого ответственность. Ответственность особенно велика в случае, если в качестве испытуемых или клиентов выступают лица, страдающие от медикаментозной зависимости, или лица, ограниченные в своих действиях, а также, если программа исследования или вмешательства целенаправленно ограничивает дееспособность Клиента.
- Если Психолог приходит к заключению, что его действия не приведут к улучшению состояния Клиента или представляют риск для Клиента, он должен прекратить вмешательство.
- Ненанесение вреда
- Психолог применяет только такие методики исследования или вмешательства, которые не являются опасными для здоровья, состояния Клиента, не представляют Клиента в результатах исследования в ложном, искаженном свете, и не дают сведений о тех психологических свойствах и особенностях Клиента, которые не имеют отношения к конкретным и согласованным задачам психологического исследования.
- Решение этических дилемм
- Психолог должен осознавать возможность возникновения этических дилемм и нести свою персональную ответственность за их решение. Психологи консультируются по этим вопросам со своими коллегами и другими значимыми лицами, а также информируют их о принципах, отраженных в Этическом кодексе.
- В случае, если у Психолога в связи с его работой возникли вопросы этического характера, он должен обратиться в Этический комитет Российского психологического общества за консультацией.
- Принцип честности
Психолог должен стремиться содействовать открытости науки, обучения и практики в психологии. В этой деятельности психолог должен быть честным, справедливым и уважающим своих коллег. Психологу надлежит четко представлять свои профессиональные задачи и соответствующие этим задачам функции.
Принцип честности включает: - Осознание границ личных и профессиональных возможностей
- Психолог должен осознавать ограниченность как своих возможностей, так и возможностей своей профессии. Это условие установления диалога между профессионалами различных специальностей.
- Честность
- Психолог и Клиент (или сторона, инициирующая и оплачивающая психологические услуги для Клиента) до заключения соглашения оговаривают вопросы вознаграждения и иные существенные условия работы, такие как распределение прав и обязанностей между Психологом и Клиентом (или стороной, оплачивающей психологические услуги) или процедура хранения и применения результатов исследования.
Психолог должен известить Клиента или работодателя о том, что его деятельность в первую очередь подчиняется профессиональным, а не коммерческим принципам.
При приеме на работу Психолог должен поставить своего работодателя в известность о том, что:
– в пределах своей компетенции он будет действовать независимо;
– он обязан соблюдать принцип конфиденциальности: этого требует закон;
– профессиональное руководство его работой может осуществлять только психолог;
– для него невозможно выполнение непрофессиональных требований или требований, нарушающих данный Этический кодекс.
При приеме Психолога на работу работодатель должен получить текст данного Этического кодекса. - Публичное распространение сведений об оказываемых Психологом услугах служит целям принятия потенциальными Клиентами информированного решения о вступлении в профессиональные отношения с Психологом. Подобная реклама приемлема только в том случае, если она не содержит ложных или искаженных сведений, отражает объективную информацию о предоставляемых услугах и отвечает правилам приличия.
- Психологу запрещается организовывать рекламу себе или какому-либо определенному методу вмешательства или лечения. Реклама в целях конкуренции ни при каких условиях не должна обманывать потенциальных Клиентов. Психолог не должен преувеличивать эффективность своих услуг, делать заявлений о превосходстве своих профессиональных навыков и применяемых методик, а также давать гарантии результативности оказываемых услуг.
- Психологу не разрешается предлагать скидку или вознаграждение за направление к ним нему Клиентов или заключать соглашения с третьими лицами с этой целью.
- Психолог и Клиент (или сторона, инициирующая и оплачивающая психологические услуги для Клиента) до заключения соглашения оговаривают вопросы вознаграждения и иные существенные условия работы, такие как распределение прав и обязанностей между Психологом и Клиентом (или стороной, оплачивающей психологические услуги) или процедура хранения и применения результатов исследования.
- Прямота и открытость
- Психолог должен нести ответственность за предоставляемую им информацию и избегать ее искажения в исследовательской и практической работе.
- Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.
- В случае возникновения искажения информации психолог должен проинформировать об этом участников взаимодействия и заново установить степень доверия.
- Избегание конфликта интересов
- Психолог должен осознавать проблемы, которые могут возникнуть в результате двойственных отношений. Психолог должен стараться избегать отношений, которые приводят к конфликтам интересов или эксплуатации отношений с Клиентом в личных интересах.
- Психолог не должен использовать профессиональные отношения в личных, религиозных, политических или идеологических интересах.
- Психолог должен осознавать, что конфликт интересов может возникнуть после формального прекращения отношений Психолога с Клиентом. Психолог в этом случае также несет профессиональную ответственность.
- Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими Клиентами.
- Ответственность и открытость перед профессиональным сообществом
- Результаты психологических исследований должны быть доступны для научной общественности. Возможность неверной интерпретации должна быть предупреждена корректным, полным и недвусмысленным изложением. Данные об участниках эксперимента должны быть анонимными. Дискуссии и критика в научных кругах служат развитию науки и им не следует препятствовать.
- Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их профессиональные действия.
- Психолог не должен своими действиями способствовать вытеснению коллеги из его сферы деятельности или лишению его работы.
- Если Психолог считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен указать ему на это конфиденциально.
II. Нарушение Этического кодекса психолога
- Нарушение Этического кодекса психолога включает в себя игнорирование изложенных в нем положений, неверное их толкование или намеренное нарушение. Нарушение Этического кодекса может стать предметом жалобы.
- Жалоба на нарушение Этического кодекса психолога может быть подана в Этический комитет Российского психологического общества в письменном виде любым физическим и юридическим лицом. Рассмотрение жалоб и вынесение решений по ним осуществляется в установленном порядке Этическим комитетом Российского психологического общества.
- В качестве санкций, применяемых к Психологу, нарушившему Этический кодекс, могут выступать: предупреждение от имени Российского психологического общества (общественное порицание), приостановление членства в Российском психологическом обществе, сопровождающееся широким информированием общественности и потенциальных клиентов об исключении данного специалиста из действующего реестра психологов РПО. Информация о применяемых санкциях является общедоступной и передается в профессиональные психологические ассоциации других стран.
- В случае серьезных нарушений Этического кодекса Российское психологическое общество может ходатайствовать о привлечении Психолога к суду.
Настоящий Этический кодекс психолога принят “14” февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества.
Этический кодекс в формате pdf (149.8 Кб)
Для обсуждение Этического кодекса Российского психологического общества присылать комментарии на адрес [email protected]
Вопросы и ответы о правах человека
Что такое «права человека»?
Права человека – это то, чем, согласно нормам морали, наделен каждый живущий в мире просто в силу того, что он — человек. Добиваясь реализации наших прав, мы обращаемся, как правило, к собственному правительству с позиций морали: так поступать нельзя, потому что это – вторжение в сферу моей морали и оскорбление моего личного достоинства. Никто, ни человек, ни правительство, никогда не может отобрать у нас наших прав человека.
Откуда они взялись?
Они возникли потому, что человек помимо физической, имеет также моральную и духовную сущность. Права человека нужны для того, чтобы защитить и сохранить человеческую сущность каждого, чтобы обеспечить каждому человеку достойную жизнь – жизнь, которую человек заслуживает.
Почему кто-то «должен» их уважать?
Прежде всего потому, что человеческая сущность включает и нравственную составляющую. Большинство людей, если им указать на то, что они ущемляют чье-то личное достоинство, постараются этого не делать. Как правило, люди не хотят причинять зла другим. Однако теперь помимо моральных санкций собственной или чужой совести в большинстве стран мира существуют законы, которые обязывают правительства уважать основные права своих граждан, даже если им этого, может быть, и не хочется.
Кто обладает правами человека?
Абсолютно все. Преступники, главы государств, дети, мужчины, женщины, африканцы, американцы, европейцы, беженцы, лица без гражданства, безработные, работающие, банкиры, лица, обвиняемые в совершении террористических актов, работники благотворительных учреждений, учителя, танцоры балета, астронавты…
Даже преступники и главы государств?
Абсолютно все. Преступники и главы государств — тоже люди. Сила прав человека заключается в том, что они признают всех равными с точки зрения обладания человеческим достоинства. Кто-то порой может нарушить чьи-либо права или стать угрозой для общества, и поэтому может возникнуть необходимость тем или иным образом ограничить права таких людей, чтобы защитить права других, но только в определенных пределах. Эти пределы определяются как минимум, необходимый для сохранения человеческого достоинства.
Почему некоторым группам требуются особые права человека? Означает ли это, что у них больше прав, чем у других людей?
Нет, не означает, но некоторые группы, такие как цыгане-рома в Европе, далиты и определенные касты в Индии так долго подвергались дискриминации в том или ином обществе, что потребовались специальные меры, чтобы обеспечить им равный с другими людьми стандарт прав человека. Было бы смешно полагать, что после долгих лет укоренившейся дискриминации и стереотипов, откровенной ненависти и социальных барьеров будет достаточно просто предоставить им общеприменимые права, полагая, что этого будет достаточно для соблюдения равенства.
Почему речь идет о правах людей, а не об их ответственности?
Несмотря на то, что некоторые философы и НПО выдвинули веские аргументы в пользу необходимости определить меру ответственности людей и даже представили в защиту этого довода свои «кодексы» и «декларации», сообщество правозащитников в целом хранит молчание по поводу этого спора. Причина в том, что многие правительства ставят «дарование» прав в зависимость от определенных обязанностей, налагаемых на людей правительством или правителем, отчего сама идея прав человека изначально теряет смысл. И все же, разумеется, все мы ‒ отдельные люди и группы людей ‒ должны со всей ответственностью относиться к правам других, не злоупотреблять ими, но уважать, как свои собственные права. И в этом свете статья 29 Всеобщей Декларации прав человека признает, что: «1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. 2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».
Кто следит за соблюдением прав человека?
Все мы должны за этим следить. Существуют законы, как национальные, так и международные, которые ограничивают свободу действий правительств в отношении своих граждан, но если никто им не укажет на то, что своими действиями они нарушают международные нормы, правительства могут безнаказанно продолжать нарушения. Каждый из нас, как личность, должен в повседневной жизни не только уважать права других, но и внимательно следить за действиями наших и не наших правительств. Системы защиты прав существуют для того, чтобы все мы могли ими воспользоваться.
Как я могу защитить свои права?
Постарайтесь обратить внимание других на то, что ваши права были нарушены; потребуйте их соблюдения. Дайте противоположной стороне понять: вам известно, что она не имеет права обращаться с вами подобным образом. Выделить соответствующие статьи во Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах человека или других международных документах. Если соответствующие законы есть в вашей собственной стране, сошлитесь и на них. Сообщите другим о случившемся: дайте сообщение в печать, напишите вашему депутату парламента и главе государства, проинформируйте об этом неправительственные организации, занимающиеся правами человека. Спросите у них совета. Если есть возможность, поговорите с адвокатом. Постарайтесь, чтобы правительству стало известно о ваших действиях. Дайте ему понять, что вы не собираетесь отступать. Продемонстрируйте поддержку, на которую вы можете рассчитывать. Наконец, если все остальное не помогло, вы можете обратиться в суд.
Как мне обратиться в Европейский Суд?
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод определяет процедуры рассмотрения индивидуальных жалоб. Однако принятие дел к рассмотрению регламентируется строгими требованиями. Например, до подачи дела в Европейский суд вы должны подтвердить, что ваша жалоба уже подавалась в национальные суды вашей страны (вплоть до самой высшей инстанции!). Если вы хотите попытаться, и полагаете, что ваша жалоба отвечает установленным требованиям, ее можно представить на официальном бланке, который можно получить в Секретариате. Однако вам настоятельно рекомендуется обратиться за советом к юристу или неправительственным организациям, действующим в этой области, и убедиться, действительно ли у вас есть реальный шанс на успех. Имейте в виду, что вынесению окончательного решения может предшествовать длительный и сложный процесс.
У кого мне требовать соблюдения моих прав?
Соблюдения почти всех основных прав человека, перечисленных в международных соглашениях, вы должны требовать от правительства вашей страны, или от официальных должностных лиц государства. Права человека защищают ваши интересы от посягательств государства, поэтому вы должны требовать их соблюдения от государства или от его представителей. Если вы считаете, что ваши права нарушаются, например, вашим работодателем или соседом, вы не можете напрямую ссылаться на международные законы о правах человека, за исключением тех случаев, когда правительство вашей страны было обязано принять меры, чтобы не допустить таких действий работодателей или соседей.
А лежит ли на ком-нибудь обязанность защищать мои права?
Да. Право не имеет смысла, если на кого-то не возложена соответствующая ответственность и обязанность. Моральная обязанность не посягать на ваше личное достоинство возложена на каждого человека, но правительство вашей страны, подписав международные соглашения, несет не только моральную, но и юридическую ответственность.
Права человека – это проблема только недемократических стран?
Даже сегодня в мире нет такой страны, где бы полностью были соблюдены все права человека. В одних странах нарушения могут происходить чаще, чем в других, затрагивать бóльшую или меньшую часть населения, но всякое, даже единичное нарушение представляет проблему, которая не должна возникать и которой надо заниматься. Человеку, чьи права были нарушены в стране с устоявшейся демократией, вряд ли будет легче от того, что в целом в его стране положение с соблюдением прав человека лучше, чем в других странах мира.
Добились ли мы прогресса в борьбе с нарушениями прав человека?
Большого прогресса — даже если порой он и кажется каплей в море. Вспомните об уничтожении рабства, о предоставлении женщинам права голоса, о странах, которые отменили смертную казнь, об освобождении узников совести в результате международного нажима, о крахе режима апартеида в Южной Африке, о делах, рассмотренных в Европейском суде и законах, измененных в результате этого. Задумайтесь над тем, что постепенное развитие культуры международного общения означает, что даже наиболее авторитарным режимам приходится сегодня считаться с правами человека, если они хотят быть принятыми на международной арене. Положительных результатов было достигнуто много, особенно за последние 50 лет, но гораздо больше еще предстоит сделать.
Зарождение этики и общественного порядка в обществе без государственной власти
Сохранить цитату в файл
Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV
Добавить в коллекции
- Создать новую коллекцию
- Добавить в существующую коллекцию
Назовите свою коллекцию:
Имя должно содержать менее 100 символов
Выберите коллекцию:
Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку
Добавить в мою библиографию
- Моя библиография
Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку
Ваш сохраненный поиск
Название сохраненного поиска:
Условия поиска:
Тестовые условия поиска
Электронная почта: (изменить)
Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день
Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота
Формат отчета: РезюмеРезюме (текст)АбстрактАбстракт (текст)PubMed
Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.
Отправить, даже если нет новых результатов
Необязательный текст в электронном письме:
Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием
. 1999 июнь; 23 (1): 221-9.
К Ямамото 1
принадлежность
- 1 Институт дизайна Кюсю, Фукуока, Япония.
- PMID: 10402726
К Ямамото. Колл Антропол. 1999 июнь
. 1999 июнь; 23 (1): 221-9.
Автор
К Ямамото 1
принадлежность
- 1 Институт дизайна Кюсю, Фукуока, Япония.
- PMID: 10402726
Абстрактный
Как зарождались и развивались этика и общественный порядок в обществе без государственной власти, — одна из загадок, которую человечество давно пыталось разгадать. После теории «общественного договора» Томаса Гоббса было предложено несколько теорий происхождения общественного порядка. Согласно Гоббсу, поскольку общество без государственной власти находится в состоянии, называемом войной, общественный договор между людьми является источником общественного порядка в обществе, где каждый человек против каждого человека. Руссо говорит, что когда люди достигают стадии, на которой они живут в постоянном соседстве, вводится система собственности. Затем слишком большое честолюбие и алчность человека, имеющего имущество, вынуждают его предложить создание политического института, обеспечивающего общественный порядок, который позволит ему сохранить свое имущество. Согласно Ницше, принцип равновесия, то есть око за око, зуб за зуб, является важной концепцией древнейшей теории низменности и морали, а также основой справедливости. Чувство превосходства и благородства, которое испытывает сильный человек, достаточно храбрый, чтобы отомстить, является источником антитезы «хороший» и «плохой». Жирар говорит, что священное насилие, применяемое сообществом для принесения в жертву суррогатной жертвы, устанавливает социальный порядок в обществе без государственной власти. Все вышеупомянутые теории, похоже, не смогли выяснить, что общество без государственной власти имеет свою собственную этику, стихийно развившуюся на языческой культуре. Ранее я указывал, что общество без государственной власти или общество, в котором государственная власть не может функционировать должным образом, как, например, племенное общество в северной Албании, имеет этику, основанную на древних концепциях «бога-гостя», «пищи (совместности)». » и «кровь». В настоящей статье я предлагаю новую теорию происхождения этики и социального порядка, используя модель этики Кануна.
Похожие статьи
[Происхождение информированного согласия].
Малларди В. Малларди В. Acta Otorhinolaryngol Ital. 25 октября 2005 г. (5): 312-27. Acta Otorhinolaryngol Ital. 2005. PMID: 16602332 итальянский.
Этическая структура гомеровского общества.
Ямамото К. Ямамото К. Колл Антропол. 2002 дек; 26 (2): 695-709. Колл Антропол. 2002. PMID: 12528301
Человеческая мораль и темперамент.
Каган Дж. Каган Дж. Небр Симп Мотив. 2005;51:1-32. Небр Симп Мотив. 2005. PMID: 16335737
[Приобретены диски. Корковый механизм, ответственный за возникновение и развитие социального бытия.
Йожеф К. Йожеф К. Нейропсихофармакол Хунг. 2007 г., 9 октября (3): 151–66. Нейропсихофармакол Хунг. 2007. PMID: 18399034 Обзор. Венгерский язык.
Мораль, этика и право: вводные понятия.
Хорнер Дж. Хорнер Дж. Язык выступления Семина. 2003 ноябрь; 24 (4): 263-74. doi: 10.1055/s-2004-815580. Язык выступления Семина. 2003. PMID: 14722800 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
термины MeSH
Процитируйте
Формат: ААД АПА МДА НЛМ
Отправить по номеру
Адам Фергюсон и спонтанный общественный порядок
Одно из самых заветных заблуждений, если не заблуждений, социального инженера — человека, который осмеливается пытаться переделать общество посредством сознательного и спланированного замысла — это уверенная вера в то, что он (и ему подобные) когда-нибудь сможет узнать достаточно, чтобы успешно переделать человечество и человеческие институты.
Понимание того, насколько ограничены наши индивидуальные знания и способности, чтобы намеренно пытаться сделать «лучший мир» с помощью государственного регулирования, контроля и централизованного планирования, развивалось медленно и до сих пор ускользает от слишком многих из тех, что иногда называют «интеллектуальный класс», который влияет на социальный политический дискурс в современном мире и часто, кажется, руководит им.
Он считал, что происхождение и природа человека в обществе должны быть выведены из исторических исследований, а не из абстрактных представлений о вымышленных «состояниях природы».
Тем не менее, именно призыв к людям использовать свой разум, чтобы понять скромность, с которой они должны подходить к вопросам социальной эволюции и социальных изменений, был главной отличительной чертой некоторых представителей шотландского Просвещения.
Ведущей фигурой этого шотландского движения был Адам Фергюсон (1723–1816), который в течение нескольких лет занимал кафедру моральной философии в Эдинбургском университете в Шотландии, пока не вышел на пенсию в возрасте шестидесяти двух лет. Фергюсон также сочувствовал недовольству американских колонистов против британской короны, но считал, что лондонское правительство в конечном итоге имеет право выступать против независимости Америки.
В 1778 году он был назначен британским правительством в согласительную комиссию, которой было поручено вести переговоры с американскими колонистами, чтобы положить конец военным действиям, сохраняя при этом британский суверенитет над тринадцатью американскими колониями. Он отправился со своими коллегами по комиссии в Филадельфию, но Джордж Вашингтон отказал ему в разрешении пересечь территорию, удерживаемую повстанцами, для переговоров с членами Континентального конгресса. Не сумев найти какое-либо решение конфликта, кроме признания независимости Америки и вывода всех британских войск, Фергюсон и его коллеги-члены Комиссии вернулись в Великобританию в конце 1778 года, потерпев неудачу в своей миссии. Затем Фергюсон снова занял свою кафедру в Эдинбургском университете.
Понимание социальной эволюции вместо социального строительства
Адам Фергюсон наиболее известен своей работой 1767 года, «Эссе по истории гражданского общества», а также своими «Принципами нравственных и политических наук» (1792). Эссе по истории гражданского общества содержит один из самых четких анализов социальных институтов, их возникновения и эволюции как спонтанного развития взаимодействий множества людей на протяжении многих поколений, результаты которых непредсказуемы, но часто превосходят любая попытка фактически направлять или направлять социальные процессы во времени.
Фергюсон считал, что происхождение и природа человека в обществе должны быть выведены из исторических исследований, а не из абстрактных представлений о вымышленных «состояниях природы». Ряд интеллектуальных историков утверждали, что его точкой критики по этому поводу был «Общественный договор » Жан-Жака Руссо и образ «благородного дикаря», свободного человека, вступающего в договор с другими, чтобы сформировать общество за счет части его собственных доходов. «естественная» свобода.
Нации натыкаются на учреждения, которые действительно являются результатом человеческой деятельности, а не исполнением какого-либо человеческого замысла.
Вместо этого Фергюсон настаивал на том, что человек может быть волевой, волевой и действующей личностью, но он рождается в обществе в виде семей и кланов, которые затем принимают более сложные и расширенные формы человеческих отношений и ассоциаций в течение длительного времени. Формальные институты общества, касающиеся прав и законов, возникли из этого более примитивного человеческого порядка именно для того, чтобы разграничить частную собственность и наложить ограничения на злоупотребление политической властью.
Таким образом, утверждал Фергюсон, общество было создано не для того, чтобы обеспечивать безопасность и защищенность, а вместо этого свобода и права возникли и развились из более примитивных форм племенных и коллективных ассоциаций в ответ на предполагаемую несправедливость и насильственную власть.
Результаты человеческой деятельности, но не человеческого замысла
Теперь это доходит до сути концепции общества Фергюсона как спонтанного порядка, а не запланированного создания человеческой предусмотрительности и сознательной цели, или, как он выразился в одном из самых известных пассажей в «Очерке гражданского общества»:
«Подобно ветрам, которые приходят неизвестно откуда и дуют, куда хотят, формы общества происходят от неясного и далекого происхождения; они возникают задолго до появления философии из инстинктов, а не из спекуляций человека. Толпа человечества направляется в своих учреждениях и мерах обстоятельствами, в которых они находятся; и редко сворачивают со своего пути, чтобы следовать плану какого-либо отдельного проектора.
«Каждый шаг и каждое движение множества, даже в так называемые просвещенные века, совершаются с одинаковой слепотой к будущему; и народы натыкаются на учреждения [институты], которые действительно являются результатом человеческой деятельности, но не исполнением какого-либо человеческого замысла.
«[За общинами] с большим основанием можно утверждать, что они допускают величайшие революции там, где не предполагается перемен, и что самые утонченные политики не всегда знают, куда они своими проектами ведут государство. ”
Непреднамеренная эволюция собственности и права
Основная тема анализа Фергюсона состоит в том, чтобы подчеркнуть, что большая часть того, что мы понимаем под человеческим прогрессом посредством социальной эволюции, является результатом этих кумулятивных действий множества людей, результатов которые не могут быть и никогда не были никем полностью предсказаны или поняты.
Права собственности и законный порядок их признания и защиты не стояли на первом месте, рассуждал Фергюсон, а были продуктом деятельности отдельных лиц, действующих с определенными целями, мало задумываясь или осознавая, что их индивидуальные решения и действия приведут к созданию институтов без что выполнение этих индивидуальных планов было бы менее возможным и безопасным.
Как выразился Фергюсон:
«Человечество, следуя нынешнему чувству своего ума, стремясь устранить неудобства или получить явные и смежные преимущества, достигает целей, которых даже их воображение не могло предвидеть, и идет, подобно животным, по следам своих природе, не замечая ее конца.
«Тот, кто первый сказал: «Я присвою себе это поле: я оставлю его своим наследникам», не понял, что он закладывает основы гражданских законов и политических установлений. . .
«Это самая простая форма, в которой мы можем рассматривать создание наций: и мы приписываем предшествующему замыслу то, что стало известно только из опыта, чего не могла предвидеть никакая человеческая мудрость и что без повторяющегося юмора и настроения в его возрасте никакая власть не могла позволить человеку казнить».
Кроме того, Фергюсон утверждал, что попытка одних навязать другим свои проекты социального проектирования находит сопротивление со стороны тех, чьи собственные планы отличаются от планов социального инженера. Фергюсон сказал: «Люди в целом достаточно склонны заниматься составлением проектов и планов: но тот, кто может строить планы и проекты для других, найдет противника в каждом человеке, который расположен строить планы для себя».
Специализация и торговля ведут к коммерческому заказу
Адам Фергюсон применил свою идею эмерджентного социального порядка без предварительного или преднамеренного замысла к эволюции разделения труда в обществе. Мужчины обнаруживают, что они с гораздо большей вероятностью достигают своих целей, специализируясь на том, что они делают, и объединяясь с другими для взаимной выгоды посредством торговли. Но этот процесс зарождающейся специализации и обмена как институционального устройства, посредством которого люди объединяются для достижения уровня жизни, невозможного при более самодостаточных методах производства, не был в умах или даже в воображении тех, чьи действия вызвали его.
По словам Фергюсона:
«Люди не могут добиться больших успехов в развитии искусств жизни, пока они не разделят и не поручят разным людям несколько задач, требующих особого умения и внимания. . .
«Однако наслаждение миром и возможность обменять один товар на другой постепенно превращают охотника и воина в торговца и купца. . .
«Художник находит, что чем больше он может сосредоточить свое внимание на определенной части какого-либо произведения, тем совершеннее его произведения и в большем количестве вырастают под его руками. . .
«При разделении искусств и профессий открываются источники богатства; каждый вид материала обрабатывается до величайшего совершенства, и каждый товар производится в величайшем изобилии. . .
«Нации торговцев состоят из членов, которые, помимо своей конкретной профессии, невежественны во всех человеческих делах и могут способствовать сохранению и расширению своего государства, не делая его интересы объектом внимания или внимания. . ».
Фергюсон настаивал на том, что, как бы мы сейчас ни видели и ни ценили логику и преимущества, возникшие в результате эволюции общественных институтов для защиты прав, защиты собственности, обеспечения справедливости и поддержания мира, который способствует созданию среды, которая делает свободу и возможного процветания, множество человеческих действий и взаимодействий, которые привели к этому, были совершены людьми, не задумывающимися о том, как их конкретная целенаправленная деятельность создаст сложный порядок современного общества.
Фергюсон сказал и спросил:
«Но учреждения людей [учреждения и социальные устройства] возникли в результате последовательных улучшений, которые были сделаны без всякого смысла их общего воздействия; и они доводят человеческие дела до состояния сложности, которого не могли бы предвидеть величайшие способности, которыми когда-либо была украшена человеческая природа; и даже когда целое приводится в исполнение, оно не может быть понято во всей его полноте.
«Кто мог бы предвидеть или перечислить отдельные занятия и профессии, которыми отличаются члены любого торгового государства; разнообразные приемы, которые практикуются в отдельных камерах и которые художник, внимательный к своему делу, изобрел, чтобы сократить или облегчить свою отдельную задачу?»
Общая человеческая природа и сложное социальное разнообразие
Фергюсон считал, что история и рациональное размышление о человеке и человеческом состоянии продемонстрировали наличие определенных универсальных и общих качеств и характеристик человеческой природы, которые он называл «инстинктивными склонностями». », среди которых ведущими являются самозащита и сохранение, сексуальность и общительность или потребность и стремление к общению.
Когда утонченный политик протягивает активную руку, он только умножает перерывы и поводы для жалоб.
Главным в стремлении ко всему этому, по словам Фергюсона, был человек как действующее и активное существо. «Человек не создан для отдыха, — объяснял он. «В нем каждое любезное и респектабельное качество есть действующая сила, а каждый предмет похвалы — усилие. Если его ошибки и его преступления суть движения деятельного существа, то его добродетели и его счастье также состоят в употреблении его ума» для достижения того, чего он хочет и желает.
Кроме того, человеческое счастье исходит не столько от достижения цели, сколько от акта стремления к ее достижению. Счастье, по словам Фергюсона, «проистекает больше из стремления, чем из достижения какой бы то ни было цели».
В то же время эти общие атрибуты или качества, обнаруживаемые у всех без исключения людей, также являются источником разнообразия человеческого опыта и многих социальных институтов, посредством которых люди осуществляют свои целенаправленные занятия. Это проявляется в различных формах, которые цивилизации принимают с точки зрения искусства, промышленности, игр, языка и правил ассоциации. Однако именно это разнообразие служит незапланированному продвижению человеческих целей, охватывающих длительные периоды времени.
Конфликт и торговля как влияние на характер человека
Фергюсон также утверждал, что конфликт является такой же частью человеческого опыта, как и сотрудничество. Он опасался, что по мере того, как войны станут реже, а мир преобладать, некоторые человеческие качества, такие как героизм, мужество и культурная самоидентификация среди представителей одного и того же общества, будут ослаблены. Он также задавался вопросом, не сузит ли усиленное разделение труда умы людей до небольшого коридора знаний и интересов, и что слишком многие утратят понимание и оценку более широкого социального взгляда и контекста, без которых, среди прочего, свобода может не быть защищенным от тирании.
Он часто казался опасающимся, что коммерческое общество упростит сужение взглядов и интересов. Но, как утверждал покойный Рональд Хэмови, эксперт по Адаму Фергюсону, написавший свою диссертацию о Фергюсоне и его концепции спонтанного порядка под руководством Ф. А. Хайека в Чикагском университете, Фергюсон не был фаталистом в этом отношении. Это был вопрос уравновешивающих тенденций и культурных наклонностей.
Кроме того, Хэмови подчеркнул, что наибольшие опасения Фергюсона в коммерческом обществе исходили не от развития рыночного порядка как такового, а от вмешательства и вмешательства правительства в конкурентную систему. Саид Хэмови:
«Действительно, можно с полным правом сказать, что его недоверие было сосредоточено не на самом коммерческом обществе, а на различных попытках политиков вмешаться в экономическую жизнь с целью ее улучшения. Эти попытки, какими бы благонамеренными они ни были, почти всегда заканчивались препятствием для производства богатства.
«В вопросах конкретной профессии, промышленности и торговли, — писал Фергюсон, — опытный практик является мастером. . . Когда утонченный политик протягивает активную руку, он только умножает препятствия и поводы для жалоб» 9.0005
Вклад Адама Фергюсона в . Эссе о гражданском обществе выделяется больше всего на свете глубоким пониманием и объяснением того, что да, общество не существует независимо от индивидуумов, которые его составляют в каждый момент, но его появление, эволюция, институты и их модели упорядоченной координации больше и включают в себя больше совместного участия, чем любой социальный планировщик мог бы когда-либо успешно навязать и направить в соответствии с любым предвзятым централизованным планом.