Клиническая динамика ювенильного ревматоидного артрита у детей | #03/11
Динамика клинико-лабораторных проявлений ювенильного ревматоидного артрита (ЮРА) — одна из широко обсуждаемых проблем ревматологии, актуальность которой определяют два основных аспекта — особенности течения заболевания у детей с различными вариантами дебюта и эффективность различных подходов базисной терапии.
Результаты ретроспективных исследований ЮРА отражают дискуссионные мнения авторов о возрастной эволюции болезни — число больных с непрерывным прогрессированием заболевания варьирует от 33% до 75%, некоторые исследователи считают, что только 10–20% пациентов имеют серьезные нарушения трудоспособности и у большинства детей заболевание имеет благоприятное течение [1–4]. В то же время в литературе представлена и негативная динамика течения ЮРА — развитие грубого функционального дефицита в 30% случаев и инвалидности — у 51,5% больных с различными вариантами дебюта [5, 6].
Клинический полиморфизм течения различных вариантов ЮРА позволил даже высказать предположение о нозологической гетерогенности различных форм болезни.
Длительное наблюдение больных установило, что важнейшим фактором, определяющим тяжесть состояния, выраженность костной деструкции и прогрессирование суставного синдрома, является активность заболевания [6, 8]. Тем не менее, динамика ведущих клинических проявлений с учетом активности у детей с ЮРА до сих пор не рассматривалась. Кроме того, если для определения функциональной способности пациентов в последнее время в практику ревматолога входят стандартизованные опросники, то унифицированный способ количественной оценки активности заболевания у детей пока не принят.
С целью исследования особенностей клинической динамики ЮРА в зависимости от активности заболевания и определения диагностической ценности количественного критерия активности DAS4 проведено трехлетнее наблюдение с ретроспективной оценкой дебюта у 94 пациентов.
Диагноз ЮРА устанавливался при наличии артрита у ребенка моложе 16 лет, сохранявшегося более 12 недель, с симметричным поражением суставов конечностей, вовлечением мелких суставов кистей, а также при развитии картины системного артрита — лихорадки, артралгий (артрита) и макулопапулезной сыпи.
Критериями включения были наличие ЮРА и согласие пациента (его родителей) принять участие в исследовании. Критерии исключения, соответственно, составили: хронические артриты, не соответствующие диагностическим признакам ЮРА, отказ пациента или его семьи от участия в исследовании.
Все больные были разделены на три группы в соответствии с общепринятыми признаками активности ЮРА. Первая степень активности заболевания установлена у больных с поражением не более 4 суставов, минимальными значениями СОЭ — до 20 мм/час, нормальным уровнем С-реактивного белка (СРБ) и IgG; вторая степень документирована при интермиттирующем течении артрита и значениях СОЭ не более 40 мм/час, погранично повышенных СРБ, IgG; третья степень регистрировалась при наличии системных проявлений артрита, большого количества припухших и болезненных суставов, длительности утренней скованности более часа и высокой иммунологической и гуморальной активности — высокие значения СРБ, IgG и/или положительный РФ, СОЭ > 40 мм/час.
Количественный показатель активности заболевания DAS4 определялся по формуле:
DAS4 (4 параметра) = 0,53938 × sqrt (СИР) + 0,06465 × (ЧПС44) + 0,33 × ln (СОЭ) + 0,224, где
СИР — суставной индекс Ричи, определяющий число болезненных суставов и степень болезненности;
ЧПС — число припухших суставов;
СОЭ — скорость оседания эритроцитов.
Оценка диагностической значимости DAS4 проводилось с помощью расчета чувствительности и специфичности показателя по формулам:
Se (чувствительность) = а/(а + с)
Sp (специфичность) = d/(b + d), где а — число истинно положительных результатов; b — число ложно положительных результатов; с — число ложно отрицательных результатов; d — число истинно отрицательных результатов.
Течение ЮРА определялось по динамике показателя активности заболевания (DAS4), суставного синдрома (по числу и характеру поражения суставов), формированию функциональной недостаточности (по данным модифицированного опросника CHAQ — the Childhood Health Assessment Questionnaire). Клиника дебюта оценивалась в первые 3–6 месяцев болезни, динамика ЮРА определялась в период от начала 3 го года (условно по окончании этапа «раннего» артрита) до 10 лет стажа болезни (медиана равна 4 годам 1 месяцу, 25-й и 75-й центили — соответственно 2 годам 10 месяцам и 6 годам 8 месяцам).
Статистическая обработка данных проводилась с помощью программы Statistica 8.0. Оценка достоверности различий между показателями дебюта и характеристиками течения ЮРА в группах осуществлялась с помощью критерия Вилкоксона.
Дебют болезни был документирован в период с 1999 по 2009 гг., следовательно, стаж болезни детей в период формирования групп составил от 2 до 10 лет.
В группе больных с минимальной степенью активности (5 мальчиков, 15 девочек, средний возраст дебюта Ме — 10 лет, 25-й и 75-й центили — 7,5 и 13 лет) анализ клинических симптомов дебюта выявил, что у всех пациентов отмечался олигоартрит, причем у мальчиков отмечались изолированные гонартриты, у девочек синовит ограничивался поражением 1–3 суставов — как правило, одного или обоих коленных, голеностопных, лучезапястных в сочетании с одним пястно- (плюснефаланговым) или межфаланговым суставом (рис.
).В данной группе базисная терапия применялась только у 60% больных и назначалась относительно поздно — через 6–8 месяцев с момента начала болезни, была представлена приемом метотрексата в дозе 7,5–12,5 мг/м2 в неделю, в одном случае метотрексат вводился парентерально (внутримышечно, в дозе 25 мг/м2), так как отмечался выраженный персистирующий синовит коленного сустава при отсутствии гуморальных признаков активности. У остальных детей отмечалась относительно низкая комплаентность по отношению к базисной терапии ввиду нетяжелого течения артрита и преимущественное применение симптоматической терапии — периодический прием пероральных нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП) и применение препаратов местного действия.
В динамике у больных с минимальной активностью (средний возраст Ме 13 лет, 25-й и 75-й центили 10,5 и 16,3 года) в трех случаях (15%) отмечалась стойкая клинико-лабораторная ремиссия, остальные продолжали наблюдаться с прежними проявлениями интермиттирующего синовита одного-трех суставов при минимальной гуморальной и иммунологической активности болезни. Рентгенологические изменения в виде остеопороза эпифизов вовлеченных суставов отмечались в 15% случаев.
У пациентов с 2-й степенью активности (39 больных, 8 мальчиков и 31 девочка, средний возраст дебюта Ме — 9 лет, 25-й, 75-й центили — 4 и 16 лет соответственно) в начале заболевания преобладал олигоартрит — то есть поражение преимущественно крупных и мелких суставов верхних и/или нижних конечностей, у мальчиков — с симптомами энтезитов и в последующем сакроилеита у 4 человек, что позволило поставить диагноз «анкилозирующий спондилоартрит». У двух девочек с невысокой активностью (5% группы) в первые полгода помимо коленных и голеностопных были вовлечены мелкие суставы кистей, стоп, шейного отдела позвоночника, что позволило трактовать диагноз как полиартрит.
Базисная терапия в данной группе назначалась сразу после постановки диагноза, монотерапию метотрексатом в дозе 10–15 мг/м2 в неделю в сочетании с симптоматическим лечением НПВП получали 20 детей, то есть 51% пациентов; у семи детей (18%) с распространившимся артритом и ростом активности болезни проводились повторные курсы плазмафереза в комбинации с пульс-терапией метилпреднизолоном с целью снижения активности заболевания. Остальные 19 больных (49%), в том числе все дети с распространившимся артритом (43%), получали комбинированную базисную терапию метотрексатом и Сандиммуном Неоралом или сульфасалазином в средних терапевтических дозах.
Спустя в среднем 4 года от начала болезни (Ме возраста — 13,5 лет, 25-й и 75-й центили соответственно — 8 и 17 лет) у 57% детей сохранялся олигоартритический вариант ЮРА в виде персистирующего артрита 1–3 суставов. У 43% пациентов заболевание приняло черты полиартрита, то есть расценивалось как распространившийся артрит, у 5 больных (12,8%) артрит сопровождался формированием увеитов и у одной девочки — иридоциклита с развитием слепоты. Деструктивные изменения в костной и хрящевой ткани выявлены у 11 человек (28%).
У больных с 3-й степенью активности (35 детей, из них 9 мальчиков, 26 девочек, средний возраст дебюта — Ме 5 лет, 25-й и 75-й центили 3,25 и 10 лет соответственно) у 7 больных (21%) в начале болезни отмечался олигоартрит, у 15 детей (42%) — полиартрит и у 13 человек (37%) — системный дебют ЮРА (из них у двоих детей клиника соответствовала синдрому Стилла, у 11 — субсепсису Висслера–Фанкони).
Пациенты данной группы представляли наибольшую сложность в достижении эффективности терапии и прошли этапы монотерапии метотрексатом 12,5–25 мг/нед, или Циклофосфаном (двое детей), или Лейкераном (один пациент). Все больные с системным вариантом ЮРА и дети с полиартритом получали пульс-терапию метилпреднизолоном (до 50 мг/кг) и метотрексатом (30 мг/м2). Неэффективность базисной монотерапии, непрерывное прогрессирование болезни послужили поводом для применения комбинированного лечения метотрексатом и сульфасалазином (или метотрексатом до 25–30 мг/м2 в неделю внутримышечно и Сандиммуном Неоралом 4–5 мг/кг/сутки, у одного ребенка применялся лефлуномид), что соответсвует клиническим рекомендациями экспертов ассоциации ревматологов [8–10].
Отсутствие эффекта на данном этапе терапии при агрессивном течении болезни стало показанием к назначению в качестве базиса препаратов из группы биологических агентов, соответствующих наиболее современным принципам лечения детей с ЮРА [8, 9].
В период позднего артрита (Ме возраста — 10 лет, 25-й и 75-й квартили — 8 и 14,5 лет) у 9 детей (26%) произошла трансформация системного дебюта в полиартритический вариант ЮРА, все больные были девочки с началом болезни до 5 лет, у всех сформировалась «ревматоидная» кисть, поражение шейного отдела позвоночника и тазобедренных суставов. Вовлечение в процесс крупных суставов — плечевых и тазобедренных — отмечено у 7 детей (20% больных), тотальное поражение суставов — у троих человек (8,6%). Признаки рецидивирующего системного процесса сохранялись только у 4 детей (11%), в подавляющем большинстве случаев (89% больных из группы с 3-й степенью активности) развился полиартритический вариант болезни с формированием мышечной атрофии и контрактур смешанного (болевого и фиброзного) происхождения. У 40% больных отмечались выраженные деструктивные изменения, у 14% пациентов сформировались классические рентгенологические изменения IV стадии — подвывихи мелких суставов, анкилозы, ульнарная девиация пальцев кистей и выраженная потеря костной массы.
В целом анализ динамики клинических проявлений артрита установил, что в динамике общее число больных с полиартритическим вариантом ЮРА составило 50% из 94 больных. Полученные нами данные отличаются от литературных по причине того, что анализировалась сплошная выборка пациентов специализированного отделения, то есть большинство пациентов с 1-й степенью активности и благоприятным течением ЮРА наблюдались амбулаторно и не попадали в стационар [9].
Оценка активности ревматоидного процесса с помощью индекса DAS4 проводилась с учетом клинических рекомендаций Е. Л. Насонова: 1 я степень активности оценивалась при значениях DAS4 < 2,4 единицы, 2 я степень активности характеризовалась значениями в пределах 2,4 < DAS4 < 3,7 единицы, соответственно 3-я степень — при DAS4 > 3,7 единицы.
Установлено, что средние значения DAS4 в группах примерно соответствовали установленным границам (табл. 1).
У детей с 1-й степенью активности параллельно благоприятному течению болезни отмечалась тенденция к снижению активности. В группе больных со 2-й степенью активности выявлено существенное увеличение показателя DAS4 за счет 43% пациентов с увеличением иммунологической, гуморальной активности и распространившимся артритом. У детей с 3-й степенью активности средняя величина DAS4 в дебюте была несколько ниже уровня, соответствующего высокой степени активности. Расчет показателя DAS4 в динамике даже в отсутствие достоверных различий с первоначальным значением установил более высокий уровень активности.
Для определения эффективности количественного показателя активности заболевания проведен расчет чувствительности и специфичности DAS4. Расчет показателя чувствительности для DAS4 в дебюте выявил низкий уровень показателя, равный 53% при уровне специфичности 78%. При рассмотрении причин низкой чувствительности DAS4, рассчитанного для дебюта заболевания, было выявлено, что включение больных с системным вариантом, в большинстве случаев не имеющих стойкого поражения суставов, обеспечило низкие значения суставного индекса Ричи и, соответственно, снижение чувствительности DAS4.
Данная особенность отразилась на показателях чувствительности и специфичности DAS4, рассчитанных для показателей в динамике. Они составили соответственно 69% и 84%, что связано с уменьшением числа детей с системным вариантом артрита, выросшим количеством больных с высокой активностью и значительным увеличением числа вовлеченных суставов.
Внутригрупповой анализ показателей DAS4 установил, что в группе больных с минимальной активностью параметры существенно не изменялись или имели тенденцию к снижению у большинства детей (табл. 2). У пациентов с 2-й степенью активности в 43% случаев выявлено значительное увеличение DAS4, в 57% случаев — некоторое снижение или отсутствие изменений параметра.
У пациентов с 3-й степенью активности в 44% случаев отмечалось значительное увеличение DAS4 параллельно с увеличением активности (Ме СОЭ от 46 до 50 мм/час, Ме СРБ — от 3,8 мг/дл до 9,4 мг/дл, р = 0,011) и количества больных с полиартритом. В 56% случаев значения DAS4 существенно не изменялись или имели тенденцию к незначительному снижению, это снизило уровень достоверности различий между величинами показателя, полученными при анализе активности в дебюте и в динамике.
Так как важнейшей характеристикой течения заболевания является функциональная способность больных, у детей с различной степенью активности в среднем на 4–5 году болезни было проведено анкетирование с помощью адаптированного к детскому возрасту опросника CHAQ.
Установлено, что по мере нарастания уровня активности процесса отмечалось ухудшение функциональных возможностей больных, в большей степени — связанные с активной деятельностью и физическим напряжением (табл. 3). В меньшей степени была нарушена способность больных к самообслуживанию и адаптация к повседневным видам деятельности.
Наиболее выраженные функциональные изменения установлены в группе детей с 3-й степенью активности. Следует отметить, что, судя по ответам родителей, болевой синдром отмечался во всех группах — даже у пациентов с относительно благоприятным течением ЮРА и был достоверно более выраженным у больных с активностью болезни 3-й степени. В данной группе отмечалась максимально выраженная родительская тревога по поводу негладкого течения заболевания и социальных ограничений детей. Полученные нами результаты в основной части сопоставимы с данными литературы [10, 11].
Величина индекса функциональной недостаточности значимо нарастала в соответствии с тяжестью клинических проявлений и активностью воспалительного процесса, достигая максимальных изменений в 3-й группе.
Таким образом, активность ЮРА в значительной мере определяет характер течения заболевания: при 1-й степени активности в динамике отмечена клинико-лабораторная ремиссия у 5% и у остальных 95% — благоприятное течение болезни, при 2 й степени у 43% выявлено распространение артрита и у 12,8% — поражение глаз, что потребовало в 49% применения комбинированной базисной терапии и у 18% детей — ургентной терапии индукции ремиссии. Постоянное прогрессирование ревматоидного процесса у детей с 3-й степенью активности потребовало применения ургентных методов у 66% детей, комбинации базисных препаратов у 57% пациентов и у 5% — использования с целью базисной терапии биологических агентов.
Количественная оценка активности с помощью индекса DAS4 является наиболее оправданной у детей с суставными вариантами ЮРА, так как включение больных с системным вариантом заболевания искажает данный показатель за счет отсутствия у пациентов стойкого синовита и поражения значительного количества суставов (то есть снижения индекса Ричи). Максимальные значения чувствительности и специфичности DAS4 у детей выявлены при оценке показателей, характеризующих динамику болезни. Поэтому данный показатель целесообразно использовать, как рекомендовано в классических источниках, для оценки эффективности терапии.
Нарушения функциональных способностей формировались в соответствии со степенью активности ревматоидного процесса и были наиболее выражены в отношении активной физической деятельности. Заслуживают внимания некоторая переоценка болевого синдрома у больных с 1 й степенью активности, а также влияние высокой степени активности болезни детей на родительско-детские отношения в семье, связанные с ограничением не только физических, но и возможностей социальной адаптации больных.
Литература
- Andersson Gare B., Fasth A. The natural history of juvenile chronic arthritis: a population based cohort study. I. Onset and disease process // J. Rheumatol. 1995, v. 22, p. 295–307.
- Ravelli A. Toward an understanding of the long–term outcome of juvenile idiopathic arthritis // Clin. Exp. Rheumat. 2004, v. 22, p. 271–275.
- Foster H. E., Marshall N., Myers A. et al. Outcome in adults with juvenile idiopathic arthritis: a quality of life study // Arthr. Rheum. 2003, v. 48 (3), p. 767–775.
- Calabro J. J., Marchesano J. M., Parrino G. R. JRA: Long–term management and prognosis //J. Musculo. Med. 1999, v. 6, p. 17–32.
- Fantini F., Gerloni V., Gattinara M. et al. Remission in juvenile chronic arthritis: a cohort study of 683 consecutive cases with a mean 10 year followup // J. Rheumatol. 2003, v. 30 (3), p. 579–584.
- Салугина С. О. Ювенильный артрит — клинические варианты, течение и исходы при длительном наблюдении. Автореф. дисс. М., 2009. 44 с.
- Oen K., Malleson P. N., Cabral D. A. et al. Early predictors of longterm outcome in patients with JRA: subset-specific correlations // J. Rheumatol. 2003, v. 30, p. 585–593.
- Алексеева Е. И., Литвицкий П. Ф. Ювенильный ревматоидный артрит. Рук-во для врачей, преподавателей, научных сотрудников. М., ВЕДИ. 2007. 359 с.
- Клинические рекомендации: Ревматология. Под ред. Е. Л. Насонова. М.: ГЭОТАР-Медиa, 2007.
- Никишина И. П., Родионовская С. Р. Метотрексат в терапии ювенильного артрита. Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во ГУ Института ревматологии РАМН, 2006. 32 с.
- Малиевский В. А. Качество жизни детей с ювенильным ревматоидным артритом.
Е. Ю. Емельянчик*, доктор медицинских наук, профессор
А. Б. Салмина*, доктор медицинских наук, профессор
А. К. Михайлова*
Е. П. Кириллова*, кандидат медицинских наук, доцент
Л. Н. Анциферова**
Е. А. Аникина**
*Красноярский ГМУ им. В. Ф. Войно-Ясенецкого,
**КГБУЗ Красноярская краевая детская больница, Красноярск
Контактная информация об авторах для переписки: lenacor@mail. ru
Ювенильный ревматоидный артрит у детей.
Ювенильный ревматоидный артрит (ЮРА) — хроническая болезнь суставов, которая поражает детей до 16 лет, сопровождается болью в суставах, отеками и может привести к дальнейшей их деформации и нарушению работы внутренних органов. По наблюдению педиатров, чаще от ЮРА страдают девочки.
Если своевременно поставить диагноз и начать лечить ребенка без промедления, можно добиться продолжительной ремиссии и хороших результатов.
В противном случае недуг прогрессирует, приводит к осложнению работы сердца, легких, печени, кишечника. Возможен летальный исход.
Причины
Однозначная причина заболевания до сих пор не названа.
К развитию выраженных клинических проявлений может привести:
- острая вирусная инфекция, которую пациент перенес ранее;
- генетическая предрасположенность;
- приобретенный или врожденный сбой в работе иммунной системы;
- чрезмерное облучение солнечной радиацией;
- общее переохлаждение.
Симптомы, схожие с ЮРА, могут вызывать и следующие заболевания:
- васкулит, саркоидоз, псориатический артрит;
- остеомиелит, ревматизм, болезнь Лайма;
- воспаления кишечника.
Симптоматика
Недуг начинает развиваться с крупных суставов конечностей: тазобедренных, коленных, голеностопных, лучезапястных, локтевых суставов.
По утрам ребенок ощущает в них скованность, которая может продолжаться до одного часа. Возникает отечность суставов.
Среди других симптомов:
- боль в спине;
- ограничение подвижности;
- хромота;
- грыжевые выпячивания.
К общим симптомам относится увеличение лимфоузлов, высокая температура до 40 градусов, которая может сопровождаться сыпью,
Методы лечения ЮРА на Мертвом море
Лечение на Мертвом море приводит к стойкой ремиссии. Медикаментозные методы лечения дают хорошие результаты в сочетании с немедикаментозной терапией.
Пребывание на уникальном курорте с его неповторимым климатом и целительными природными ресурсами, помогает закрепить лечение и является залогом отсутствия рецидивов и стойкой ремиссии.
Курортологическая клиника Dead Sea Clinic расположилась на побережье Мертвого моря, что очень удобно для пациентов. Можно наслаждаться морскими и солнечными ваннами, вдыхать целебный воздух, богатый кислородом и все это дозировано, под наблюдением профессиональных врачей. Лечебный курс терапии является приоритетным на курорте Мертвое море.
Здесь в индивидуальном порядке назначают такие процедуры, как:
- электрофорез грязями;
- магнитотерапия, общая и по суставам;
- массажи;
- грязелечение, общее и локальное;
- парафиновые обертывания суставов;
- ультразвуковое воздействие на пораженные суставы.
Все эти меры в комплексе значительно снизят риск развития осложнений и помогут ребенку справиться с этим тяжелым заболеванием.
Диагностика, лечение и необходимые действия
Национальные институты здравоохранения
Свяжитесь с нами Получить обновления электронной почты
Поиск по сайту
Основы Подробное чтение
- Обзор, симптомы и причины
- Диагностика, лечение и необходимые шаги
- Больше информации
ДИАГНОСТИКА, ЛЕЧЕНИЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ШАГИ
Диагностика ювенильного идиопатического артрита (ЮИА)
Не существует единого теста, который врачи могут использовать для диагностики ЮИА. Тем не менее, они могут заподозрить заболевание у ребенка, если он или она моложе 16 лет и у него есть необъяснимая боль в суставах, скованность или отек, которые длятся не менее 6 недель. Врачи обычно диагностируют ЮИА, исключая другие состояния, имеющие сходные признаки.
Процедура, которую используют врачи, включает следующее.
История болезни и медицинский осмотрВо время осмотра врач обычно:
- Спрашивает о симптомах вашего ребенка и о том, когда они начались. Они также могут захотеть узнать о семейной истории болезни вашего ребенка, потому что аутоиммунные заболевания, такие как ЮИА, могут передаваться по наследству.
- Проверяет суставы и кожу вашего ребенка.
- Следит за движениями вашего ребенка на наличие признаков проблем при ходьбе, залезании на стол для осмотра, движениях шеи, подъеме или смыкании рук.
- Светит небольшим светом в глаза ребенку, чтобы выявить проблемы с глазами, связанные с увеитом (воспаление средней части глаза), например глаукому или катаракту.
- Проверяет лимфатические узлы и брюшную полость на наличие признаков отека или чувствительности.
Врач может назначить анализы крови на:
- Скорость оседания эритроцитов (СОЭ или «скорость СЭД») и С-реактивный белок (СРБ). Эти анализы крови являются показателями воспаления или так называемыми воспалительными маркерами. Они часто высоки у детей с системным ЮИА, а также могут быть повышены у детей с другими формами ЮИА. Но они не являются специфическими для ЮИА, а также могут быть повышены по другой причине, такой как инфекция. В случаях, когда маркеры воспаления повышены из-за ЮИА, врачи могут использовать эти тесты для контроля эффективности лечения.
- Аутоантитела. Антитела — это молекулы, вырабатываемые иммунной системой, например, в ответ на инфекции. Аутоантитела — это антитела, нацеленные на собственные клетки и ткани. Аутоантитела, которые могут быть обнаружены у детей с ЮИА, включают:
- Антинуклеарные антитела (АНА). Аутоантитела, направленные против веществ в клеточном ядре, ANA обнаруживаются у многих детей с ЮИА, но дети без ЮИА также могут иметь положительный результат. Те, у кого положительный результат теста на ANA, подвергаются более высокому риску развития воспаления глаз и должны чаще наблюдаться у окулиста.
- Ревматоидный фактор (РФ) и антитела к циклическому цитруллинированному пептиду (ЦЦП). Эти аутоантитела редко обнаруживаются у детей с ЮИА. Когда они присутствуют, они обычно соответствуют диагнозу полиартикулярного ЮИА с положительным ревматоидным фактором.
- HLA-B27. Этот ген является фактором риска ЮИА, связанного с энтезитом. Однако у некоторых детей с ЮИА, связанным с энтезитом, тест на HLA-B27 отрицательный, и не у всех детей с положительным тестом есть или когда-либо разовьется заболевание.
- Другие лабораторные тесты. Врачи могут также заказать набор основных тестов, включая тесты функции печени и почек, а также общий анализ крови (CBC). Общий анализ крови может определить, есть ли у вашего ребенка анемия (низкий уровень эритроцитов), которая может возникнуть у людей с системным ЮИА или другими хроническими воспалительными заболеваниями.
Врач может назначить следующее:
- Рентгеновское исследование, при котором используется небольшое количество радиации для оценки структуры костей. Они часто являются первым типом визуализации, которую назначает врач, потому что они помогают исключить другие причины боли в суставах, такие как перелом, инфекция или опухоль. По мере прогрессирования ЮИА рентген может показать, есть ли повреждение сустава.
- Ультразвук, , основанный на высокочастотных звуковых волнах и являющийся неинвазивным способом визуализации суставов без использования радиации. В отличие от рентгена, они могут обнаруживать жидкость и воспаление, которые обычно возникают до того, как на рентгенограмме можно будет увидеть какое-либо повреждение.
- Магнитно-резонансная томография (МРТ), — высокочувствительный инструмент для визуализации суставов. МРТ использует большие магниты для создания подробных трехмерных изображений суставов, включая воспаление, хрящ и кость.
Диагностический процесс определит, есть ли у вашего ребенка ювенильный артрит, и если да, определите его тип. Он также предоставит информацию, которая поможет врачам лучше всего лечить болезнь.
Лечение ювенильного идиопатического артрита (ЮИА)
Целями лечения являются:
- Контроль воспаления.
- Уменьшить боль и скованность.
- Предотвращает повреждение суставов и органов.
- Сохранение и улучшение функции суставов.
- Способствует физическому и психосоциальному росту и развитию.
- Достижение ремиссии (незначительная активность или отсутствие симптомов заболевания).
- Разрешить полное вовлечение в обычную деятельность (например, учебу, работу, спорт, общественную жизнь, семейную жизнь).
Большинству детей с ЮИА для достижения этих целей необходимо сочетание лекарств и здорового образа жизни, включая сбалансированное питание и физические упражнения. Конкретный план лечения будет зависеть от возраста ребенка, типа ЮИА и других факторов, таких как тяжесть заболевания. Как правило, врачи начинают агрессивно лечить заболевание на ранних стадиях, снижая дозу лекарств после достижения ремиссии.
ЛекарстваТипы лекарств, которые могут быть прописаны вашему ребенку, включают:
- Противовоспалительные и обезболивающие препараты. Эти могут помочь уменьшить боль и отек при воспалении. Их часто прописывает врач, но некоторые из них также доступны без рецепта.
- Противоревматические препараты, модифицирующие заболевание (БМАРП). Эти пероральные препараты подавляют иммунную систему на широком уровне, помогая предотвратить прогрессирование заболевания и предохраняя суставы от необратимого повреждения. В зависимости от препарата их можно принимать внутрь или вводить в виде инъекций под кожу. DMARD иногда комбинируют с модификаторами биологического ответа.
- Модификаторы биологического ответа. Блокируя специфические иммунные сигналы, вызывающие воспаление, модификаторы биологического ответа помогают предотвратить прогрессирование ЮИА, добиться ремиссии и защитить от необратимого повреждения. В зависимости от препарата их можно вводить в виде инъекций под кожу или внутривенно. Эти препараты иногда комбинируют с пероральными БПВП. Если врачи назначают препараты этого класса, они обычно являются ингибиторами ФНО-альфа, ИЛ-1 или ИЛ-6, молекул, которые, как известно, способствуют воспалению при ЮИА.
- Кортикостероиды. При введении в пораженный сустав эти сильные препараты для борьбы с воспалением обычно приносят быстрое облегчение, хотя и не всегда длительное. В определенных ситуациях их назначают перорально или внутривенно, особенно при системном ЮИА и иногда для облегчения тяжелых симптомов других типов ЮИА. Поскольку это сильнодействующие препараты со многими возможными побочными эффектами, врачи обычно назначают минимальную дозу стероидов и снижают дозу как можно быстрее.
Физиотерапия может быть важной частью лечения ЮИА. Врач может порекомендовать физиотерапию, чтобы помочь:
- Облегчить боль.
- Улучшение и поддержание диапазона движений в пораженных суставах.
- Укрепить мышцы.
- Предотвращает травмы при занятиях спортом или другими физическими нагрузками.
Физиотерапевт также может обучить вашего ребенка методам обезболивания и разработать программу домашних упражнений.
Плановый мониторинг и постоянный уходРегулярный медицинский уход важен, потому что ваш врач может:
- Контролировать эффективность лечения.
- При необходимости отрегулируйте лечение. Если лекарство не работает должным образом или если есть побочные эффекты, врач может попробовать другую дозировку, другое лекарство или комбинацию лекарств. Если лечение работает очень хорошо и болезнь хорошо контролируется, врач может обсудить варианты снижения дозы или прекращения приема лекарств.
Кто лечит ювенильный идиопатический артрит (ЮИА)?
Лечение ювенильного идиопатического артрита обычно требует командного подхода, в котором участвуют несколько различных медицинских работников.
ЮИА в основном лечат:
- Детские ревматологи, которые специализируются на лечении артрита и других заболеваний у детей, поражающих суставы, кости, мышцы и иммунную систему.
Другими членами медицинской бригады вашего ребенка могут быть:
- Специалисты в области психического здоровья, которые могут помочь детям справиться с трудностями дома и в школе, которые могут быть вызваны их состоянием здоровья.
- Эрготерапевты, обучающие способам защиты суставов, минимизации боли, выполнению повседневных дел и экономии энергии.
- Врачи-офтальмологи, занимающиеся диагностикой и лечением заболеваний глаз.
- Ортопеды, специализирующиеся на лечении и хирургии заболеваний или травм костей и суставов.
- Педиатры, оказывающие плановую медицинскую помощь детям.
- Физиотерапевты, помогающие улучшить работу суставов.
- Медсестры-ревматологи, которые могут служить основным контактным лицом в кабинете вашего врача по поводу назначений, анализов, лекарств и инструкций.
- Социальные работники, которые могут помочь вашему ребенку и вашей семье справиться с изменениями образа жизни, вызванными артритом. Социальный работник может помочь вам найти ресурсы и может служить связующим звеном со школой вашего ребенка, работая со школьным персоналом для решения любых проблем.
Жизнь с ювенильным идиопатическим артритом (ЮИА)
ЮИА поражает всю семью; все члены семьи должны справиться с особыми проблемами болезни. Наличие ЮИА может усложнить участие вашего ребенка в социальных и внешкольных мероприятиях и затруднить школьные занятия. Тем не менее, важно относиться к ребенку как можно более нормально.
Определенные занятия могут помочь улучшить способность детей действовать самостоятельно и сохранять позитивный настрой. К ним относятся:
- Управление медицинским обслуживанием. Убедитесь, что ваш ребенок получает надлежащую медицинскую помощь и что вы и ваш ребенок следуете инструкциям врача. Узнайте как можно больше о болезни и ее лечении. Доступны многие варианты лечения, и поскольку ЮИА индивидуален для каждого ребенка, то, что работает для одного, может не работать для другого. Если лекарства, которые прописывает врач, не облегчают симптомы или вызывают неприятные побочные эффекты, вы и ваш ребенок должны обсудить с врачом другие варианты лечения. Может быть полезно вести ежедневный учет симптомов вашего ребенка и побочных эффектов лекарств. Подготовка к визитам к врачу может помочь уменьшить связанное с ними беспокойство.
- Сбалансируйте отдых и физические упражнения. Ваш ребенок должен больше отдыхать, когда активен ЮИА, и больше двигаться, когда он активен. Отдых помогает уменьшить активное воспаление суставов, боль и усталость. В общем, более короткие перерывы на отдых время от времени полезнее, чем долгое время, проведенное в постели. В бессимптомные периоды многие врачи рекомендуют заниматься командными видами спорта и другими видами физической активности, которые помогают поддерживать сильные мышцы, подвижность и гибкость суставов, а также обеспечивают социальное взаимодействие с другими детьми. Плавание особенно полезно, потому что оно задействует много мышц и суставов, не нагружая суставы. Упражнения также могут помочь:
- Улучшение сна.
- Уменьшить боль.
- Сохраняйте позитивный настрой.
- Поддерживайте здоровый вес.
Прежде чем приступить к программе упражнений, поговорите с лечащим врачом вашего ребенка.
- Уход за суставами. Холодные компрессы могут помочь уменьшить отек и онемение болезненных суставов, в то время как тепловые процедуры, такие как горячий душ или грелки, лучше всего подходят для тугоподвижных суставов и мышц. Ношение шины (куска твердого материала, обычно завернутого в ткань) на короткое время вокруг болезненного сустава может уменьшить боль и отек. Прежде чем использовать шину, поговорите с врачом вашего ребенка, физиотерапевтом или эрготерапевтом.
- Сотрудничайте со школой вашего ребенка. Помогите школе, в которой учится ваш ребенок, разработать подходящий план урока и расскажите учителю и одноклассникам вашего ребенка о ЮИА. Некоторые дети с тяжелыми формами заболевания могут подолгу отсутствовать в школе и нуждаются в том, чтобы учитель присылал задания домой. Некоторые незначительные изменения, такие как наличие дополнительного набора книг или выход из класса на несколько минут раньше, чтобы попасть на следующий урок вовремя, могут быть полезными. При должном внимании большинство детей нормально успевают в школе.
- Поощряйте здоровое питание. Нет никаких доказательств того, что специальная диета помогает лечить ЮИА, но здоровая, сбалансированная диета важна для поддержания общего состояния здоровья.
- Помогите ребенку справиться со стрессом. Молодые люди с хроническими заболеваниями, такими как ЮИА, подвержены большему риску возникновения проблем с эмоциональным или психическим здоровьем, таких как тревога или депрессия. Наличие сильной сети поддержки друзей и семьи может помочь молодому человеку в трудные времена. Способы справиться со стрессом могут включать:
- Выполнение упражнений на расслабление, отвлечение или визуализацию.
- Быть физически активным.
- Обращение за квалифицированной помощью к специалисту в области психического здоровья.
- Присоединение к группе поддержки для детей с ЮИА.
Присоединиться к клиническому испытанию
Найти клиническое исследование
Дополнительная информация
Посмотреть/загрузить/заказать публикации
Французские дети не бросают еду — ISADD WA
«ФРАНЦУЗСКИЕ ДЕТИ НЕ БРОСАЮТ ЕДУ»
Памела Друкерман
Black Swan 2013
Хорошее название, и оно привлекло мое внимание в аэропорту, поэтому я купил его и нашел его очень актуальным. Ее пишет американская журналистка Памела Друкерман, которая вышла замуж за англичанина и в итоге стала жить в Париже. Здесь она вскоре обнаружила основные культурные различия, начиная с поведения младенцев. Начнем с того, что все французские младенцы, казалось, спали всю ночь к 3 месяцам или около того. Когда ее собственная дочь продолжала нуждаться в ночных кормлениях, как и дети ее американских друзей, она использовала свои журналистские расследования, чтобы раскрыть тайну.
Французские матери не берут ребенка на руки и не кормят сразу, как только он проснется или зашевелится. Они не позволяют младенцам безутешно плакать, но и не мешают младенцам, которые могут проснуться после цикла быстрого сна, начать извиваться, зевать, потягиваться или немного скулить, а затем снова засыпать. Если родитель делает паузу и наблюдает за ребенком, но не поднимает его, у ребенка есть шанс научиться «самоуспокаиваться» и, таким образом, присоединиться к двум естественным циклам сна, таким образом, больше отдыхая и готовясь к более обильному кормлению. однажды проснувшись. Некоторые младенцы не справляются с этим самостоятельно, поэтому используется контролируемый плач. Безусловно, более крепкий сон означает и более счастливую семейную атмосферу. Автор посещает французского педиатра Элен де Леерснайдер, которая объясняет науку, стоящую за «паузой», которая, если ее применять последовательно, научит младенцев засыпать.
Французская философия воспитания детей, возможно, началась с Русо, но в 1960–1980-х годах на нее сильно повлияла Франсуаза Дальто, психоаналитик/педиатр, которая стала очень популярной благодаря книгам, телешоу, а затем и DVD-дискам, в которых говорилось, что дети разумны. и знать язык с самого начала, и это нужно уважать. «Она разговаривает с детьми, как с людьми», — был один комментарий. Это привело к различным стратегиям управления детьми во Франции. В то же время доктор Спок в США прописывал наилучший способ ухода за младенцами до мельчайших деталей, чтобы гарантировать, что они настолько здоровы, насколько это возможно, и все их физические потребности удовлетворены, а их растущая самооценка и чувство безопасности не раздавленный. Но он также придумал фразу «ужасные двойки» и представил англоговорящим родителям другой набор ожиданий.
Во Франции предполагалось, что если дети разумны, их можно научить – даже тому, как есть в ресторане. Любую необычную реакцию ребенка нужно понимать, так как это рациональная коммуникация (я чувствую здесь функциональный анализ). «Люди разговаривают с другими людьми — некоторые большие, другие маленькие, но все они общаются». Общение включает в себя информирование детей о правилах и границах, которыми мы все руководствуемся. Если это делается последовательно и твердо, обучение подчинению на уровне способностей ребенка может быть достигнуто без необходимости неуважительного ворчания или проявления гнева.
Культура питания также отличалась. Там, где англоязычный мир приучает младенцев к крахмалистой пище, французы начинают с овощей и фруктов и ожидают, что дети будут есть ту же пищу, что и их родители, как только они смогут ее проглотить. Старый британский обычай бутербродов с джемом в детской, в то время как родители обедают из нескольких блюд в 8 часов внизу, может быть, ушел в прошлое, но сколько детей в настоящее время в конечном итоге живут на бутербродах с веджимайтом после отказа от других вариантов. Во Франции еда — это социальный ритуал, в котором участвуют все. Это включает в себя сидение за столом, общение и отдых, и этому учат детей с самого начала, когда они присоединяются к взрослым. Здесь нет перекусов или «выпаса», оставляя больше места для хорошего аппетита. Что же касается столь распространенного здесь отказа от овощей, то во Франции его просто нет. Также нет принуждения к еде, пока дети попробовали еду, и нет никакой альтернативы. В то же время овощи готовятся различными способами для улучшения вкуса.
Я был ошеломлен, прочитав, что в государственных яслях для малышей к еде относятся серьезно, и диетологи и повара планируют ее на несколько месяцев вперед. Дети получают обед из четырех блюд, которым может гордиться любой ресторан. Акцент при планировании меню был сделан на разнообразие с аналогичными блюдами, которые не будут представлены на следующей неделе. Также учитывалось разнообразие визуального и текстурного представления, а также вкус.
Процитирую меню на одну пятницу: «салат из шинкованной краснокочанной капусты и Фромаж Блан. Белая рыба (хек) с укропным соусом и апельсиновым картофелем по-английски. Сырное блюдо представляет собой мягкий сыр, похожий на бри, а десерт представляет собой запеченное органическое яблоко. Каждое блюдо нарезается или протирается в зависимости от возраста ребенка». Я не буду подробно рассказывать о том, что было запланировано на специальное рождественское угощение, но оно было аппетитным. Не зря во французских ресторанах нет детского меню!
Так что же произошло в англоязычном мире? Мы создаем у детей ожидания, что у них будут проблемы, а затем мы беспокоимся, когда они оправдывают наши ожидания, будь то «отвратительные» овощи ужасной пары или невыполнение домашних обязанностей и домашних заданий.