Детские психические заболевания симптомы: Нарушение психики у детей — симптомы, признаки, лечение

Содержание

Психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)

©  Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»:

Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах детского возраста.

Речь пойдет о допубертатном возрасте, то есть примерно до 10 – 12 лет, во время которого ребёнок проходит несколько этапов своего психофизического развития. Это очень важный возраст с точки зрения становления его психических функций, его личности, характера. В этом возрасте тоже есть свои наиболее значимые периоды. Они отличаются особой уязвимостью психики ребенка к внешним социальным, иногда патогенным факторам. Эти периоды особой уязвимости называются возрастные кризы.

В детском возрасте возрастные кризы хорошо известны врачам-психиатрам, психологам, педагогам — это возраст 3 года и 7 лет.

Формирование первых коммуникативных связей

В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель»,  требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы.

Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками.  Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности.

Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков.

Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно,  и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль.

Невротические расстройства детского возраста

В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем. В этом возрасте внезапно может появиться энурез – недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей. Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло.

У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов. И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада. Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство  – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами.

Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом.

У детей очень развито психосоматическое реагирование. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов. Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях.

Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов.

Проблемы школьной дезадаптации

Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним.

В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие.

Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил.

Ранние психические заболевания.

Умственная отсталость

Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста.

Первое заболевание называется умственная отсталость. К сожалению, встречается достаточно часто. Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни. Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала.

Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже. Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости.

Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения.

В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения,  насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям.

Расстройства аутистического спектра

Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер.

Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций.

Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками.

Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок,  известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы.

Атипичный детский аутизм

Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм. Про  атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни. Например, у него появляются какие-то галлюцинации,  или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает»  – это так называемый синдром кататонии.

Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы  оказываются в конечном итоге обратимыми.

Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа. В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением. На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста.

Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении

Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом.

С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми.

Благоприятный прогноз лечения

Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра.

Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи.  В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы.

Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний.

Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.


НЕРВНЫЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ: ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ

Необычное поведение ребенка мы привыкли списывать на капризы, плохое воспитание или переходный возраст. Но все может быть не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Так могут маскироваться симптомы нервного расстройства ребенка. 

Специалисты программы «Сиротству – нет!» Фонда Рината Ахметова предлагают всем родителям, усыновителям, опекунам, приемным родителям принять во внимание советы психолога Татьяны Маркиной, которые помогут распознать психологическую травму у ребенка и рекомендации, как с ней работать.

Здоровье ребенка – естественный предмет тревоги родителей часто уже с периода беременности. Кашель, сопли, температура, больной живот, сыпь – и мы бежим к врачу, ищем информацию в интернете, покупаем лекарства. Но есть и неочевидные симптомы нездоровья, на которые мы привыкли закрывать глаза, считая, что ребенок перерастет, «это все неправильное воспитание» или просто у него такой характер. 

Ребенок не смотрит в глаза, не разговаривает, часто впадает в истерики, все время плачет или грустит, не играет с другими детьми, агрессивен по малейшему поводу, гипервозбудим, плохо удерживает внимание, игнорирует правила поведения, пуглив, чересчур пассивен, имеет тики, навязчивые движения, заикание, энурез, частые кошмары.  

Симптомы нервного расстройства у ребенка 

В подростковом возрасте это могут быть постоянно плохое настроение или апатия, резкие перепады настроения, нарушения пищевого поведения (обжорство, отказ от еды, странные предпочтения продуктов), намеренное причинение себе ран (порезов, ожогов), жестокость и опасное поведение, ухудшение школьной успеваемости из-за забывчивости, невозможности сосредоточиться, регулярное употребление алкоголя и психоактивных средств.  

Также характерны повышенная импульсивность и низкий самоконтроль, повышенная утомляемость в течение долгого периода, ненависть к себе и своему телу, идеи о том, что окружающие враждебны и агрессивны, суицидальные настроения или попытки, причудливые убеждения, галлюцинации (видения, звуки, ощущения). 

Могут случаться приступы паники, страхи и сильная тревога, мучительные головные боли, бессонница, психосоматические проявления (язва, нарушение артериального давления, бронхиальная астма, нейродермиты). 

Список симптомов психических и нервных расстройств, конечно, шире. Необходимо обращать внимание на все необычные, странные и настораживающие моменты в поведении ребенка, учитывая их стойкость и длительность проявления. 

Помните: то, что нормально для одного возраста, может быть указанием на проблему в другом. Например, отсутствие речи или бедный словарный запас не характерны для детей старше 4–5 лет. 

Бурные истерики и слезы – способ 2-3-летнего ребенка испытать родителей на прочность и узнать границы допустимого, но неадекватное поведение для школьника.  

Боязнь чужих людей, потерять маму, темноты, смерти, стихийных бедствий естественны согласно возрастным нормам, вплоть до младшего подросткового возраста. Позднее фобии могут указывать на неблагополучие психической жизни.  

Убедитесь, что вы сами не требуете от ребенка быть взрослее, чем он есть на самом деле. Психическое здоровье детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей. 

Внимательно наблюдайте, как ведет себя ребенок в разных ситуациях и разной обстановке, какой он дома, и как играет с детьми на площадке, в детском саду, есть ли проблемы в школе и с друзьями. 

Если воспитатели, преподаватели, другие родители жалуются вам на поведение вашего ребенка, не принимайте близко к сердцу, но уточняйте, что именно их беспокоит, как часто это происходит, каковы детали и обстоятельства. 

Не думайте, что вас хотят унизить или обвинить в чем-то – сопоставляйте информацию и делайте самостоятельные выводы. Возможно, взгляд со стороны окажется необходимой подсказкой, и вы сможете вовремя помочь своему ребенку: посетить психолога, психотерапевта, психиатра, невролога. Нервно-психические расстройства у детей поддаются лечению, главное – не запускать ситуацию. 

Стигматизация психических проблем и расстройств в нашем обществе все еще распространена. Это причиняет дополнительную боль людям, которые ими страдают, и их родственникам. Стыд, страх, растерянность и тревога мешают обратиться за помощью, а время идет и проблемы усугубляются. 

По статистике в США, где психиатрическая и психологическая помощь поставлена значительно лучше, чем в Украине, в среднем 8-10 лет проходит между появлением первых симптомов и обращением за помощью. Тогда как около 20% детей имеют те или иные психические расстройства. Половина из них их, действительно, перерастают, адаптируются, компенсируются. 

Причины нервного расстройства у детей 

Психические расстройства часто имеют генетическую, органическую основу, но это не приговор. С помощью воспитания в благоприятной среде их можно избежать или существенно уменьшить проявления. 

К сожалению, верно и обратное: насилие, травматический опыт, в том числе сексуальный, эмоциональная и педагогическая запущенность, травля, неблагополучное или криминальное семейное окружение очень сильно вредят развитию детей, причиняя им незаживающие психологические раны.  

Отношение родителей к ребенку с самого рождения и до 3 лет, то как проходила беременность и первые месяцы после родов, эмоциональное состояние матери в этот период закладывают основы психического здоровья ребенка.  

Самый чувствительный период: от рождения до 1-1,5 лет, когда формируется личность малыша, его дальнейшая способность адекватно воспринимать окружающий мир и гибко адаптироваться к нему. 

Серьезные болезни матери и ребенка, ее физическое отсутствие, сильные эмоциональные переживания и стрессы, так же как и заброшенность малыша, минимальные телесные и эмоциональные контакты с ним (кормить и менять памперс недостаточно для нормального развития) – факторы риска появления нарушений. 

Что же делать, если вам кажется будто ребенок странно себя ведет? То же самое, что и при температуре: искать специалиста и обращаться за помощью. В зависимости от симптомов помочь может либо врач-невролог, психиатр, либо психолог или психотерапевт. 

Лечение нервного расстройства у детей 

Доктор пропишет лекарства и процедуры, психолог и психотерапевт с помощью специальных занятий, упражнений, разговоров научит ребенка общаться, контролировать свое поведение, выражать себя социально приемлемыми способами, поможет разрешить внутренний конфликт, избавиться от страхов и других негативных переживаний. Иногда может понадобиться логопед или коррекционный педагог. 

Далеко не все проблемы требуют вмешательства врачей. Иногда ребенок болезненно реагирует на внезапные для него изменения в семье: развод родителей, конфликты между ними, рождение братика или сестрички, смерть кого-то из близких родственников, появление у родителей новых партнеров, переезд, начало посещения садика или школы. 

Часто источником проблем является система отношений, сложившаяся в семье, между матерью и отцом, стиль воспитания. 

Будьте готовы, что консультация психолога может понадобиться и вам самим. Причем бывает достаточно работы именно со взрослыми, чтобы ребенок успокоился и его нежелательные проявления сошли на нет. Возьмите ответственность на себя. «Сделайте с ним что-нибудь. Я больше не могу», – это не позиция взрослого человека. 

Сохранение психического здоровья детей: необходимые навыки 

• Эмпатия – способность считывать и понимать чувства, эмоции и состояние другого человека без того, чтобы сливаться с ним, воображая двоих единым целым.  

• Умение выражать словами свои чувства, потребности, желания. 

• Умение слышать и понимать другого, вести диалог. 

• Способность устанавливать и поддерживать психологические границы личности. 

• Склонность видеть источник управления своей жизнью в самом себе без впадения в вину или всемогущество. 

Читайте литературу, посещайте лекции и семинары по воспитанию детей, занимайтесь собственным развитием как личности. Применяйте эти знания в общении с ребенком. Не стесняйтесь обращаться за помощью и консультациями. 

Потому что основная задача родителей – любить ребенка, принимать его несовершенства (так же, как свои), защищать его интересы, создавать благоприятные условия для развития его собственной индивидуальности, не подменяя ее вашими мечтами и амбициями об идеальном ребенке. И тогда ваше маленькое солнышко вырастет здоровым и счастливым, умеющим любить и заботиться. 

Поделиться советом:

Какие психические заболевания передаются по наследству — Атлант, медицинский центр

Передаются ли психические заболевания по наследству? Этот вопрос волнует многих родителей. Ведь очень страшно «наградить» своего ребенка расстройством психики.

Как передаются психические болезни

То, что психические заболевания могут передаваться по наследству, замечено было давно. Сегодня генетики подтверждают: действительно, расстройства психики с большей вероятностью могут появиться у ребенка в семье, где родственник страдал от подобного недуга. И причиной этому являются нарушения в строении генов.

Существует такое понятие, как коэффициент наследственного риска. Чем выше этот коэффициент, тем выше вероятность, что ребенок унаследует болезнь родственников.

В прямой зависимости поломок в генах находятся только некоторые психические болезни, например хорея Гентингтона, коэффициент наследственного риска которой составляет 5000. Для сравнения, у такого психического заболевания, как шизофрения, он равен 9.

Как влияет степень родства на наследственные болезни?

Риск развития психического заболевания зависит от степени родства с больным членом семьи и от количества больных родственников.

Наибольшая вероятность передачи заболевания у однояйцевых близнецов, далее идет родство 1-й степени (родители, дети, братья, сестры). У родственников 2-й степени родства риск существенно снижается

Так, при шизофрении, имеющейся у матери и отца, вероятность ее возникновения у детей составляет 46%, если болен один родитель – около 13%, больны дедушка или бабушка – 5%.

Какие психические заболевания передаются по наследству чаще всего

1. Нарушения психического развития детей

  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) проявляется импульсивностью, трудностью с концентрацией внимания, повышенной двигательной активностью. Часто это расстройство совмещается с депрессивными состояниями, нарушениями поведения.
  • Дислексия – неспособность читать, сопоставлять то, что написано, с речью в некоторых случаях имеет наследственный характер.
  • Аутизм – это тяжелое психическое расстройство, выражающееся в нарушении социальной адаптации. Ребенок-аутист замкнут, он не хочет общаться с внешним миром, существует в своем личном пространстве. Он не выносит никаких перемен, у него есть собственные ритуалы, которые он строго соблюдает. Он постоянно повторяет стереотипные движения (раскачивания, подпрыгивания) или одни и те же фразы.

Обычно диагноз «аутизм» ставят в первые три года жизни ребенка.

Считается, что роль наследственности в возникновении этого заболевания велика.

2. Шизофрения

Это психическое заболевание, для которого характерны нарушения в мышлении, восприятии мира, неадекватное поведение и ненормальная реакция на раздражители. Заболевание может сопровождаться возбуждением, бредом, галлюцинациями. Больные подвержены депрессиям и склонны к суициду.

Как правило, начало болезни приходится на возраст от 20–22 до 30 лет.

Наследственность играет существенную роль в возникновении этого заболевания, но не меньшее значение приобретают и другие факторы: осложнения при вынашивании, трудные роды у матери, инфекции, тяжелые психоэмоциональные ситуации и даже рождение зимой.

3. Аффективное биполярное расстройство

Иначе это психическое заболевание называют маниакально-депрессивным психозом. Протекает оно с чередованием фаз: депрессии и возбуждения, иногда с агрессией. Между этими фазами возможны промежутки просветления.

4. Болезнь Альцгеймера

Это заболевание развивается после 65 лет и выражается сначала в забывчивости, трудности с концентрацией внимания. Затем возникают спутанность сознания, потеря ориентации в пространстве. Появляются раздражительность, немотивированная агрессия, нарушается речь. Развивается слабоумие.

Достаточно редко болезнь начинается раньше, и здесь существенную играет роль наследственный фактор – патологический ген.

Другие психические заболевания, передающиеся по наследству:

  • эпилепсия;
  • психопатии;
  • алкогольная зависимость;
  • деменция;
  • синдром Дауна;
  • хорея Гентингтона;
  • синдром «кошачьего крика»;
  • синдром Клайнфельтера.

Все эти психические заболевания могут передаваться по наследству. В то же время они могут появиться в семье, где подобными расстройствами никто не страдал. Правда, риск заболевания в этом случае меньше, но он существует. Так, заболеть шизофренией в совершенно «здоровой» семье можно с вероятностью 1%.

Если есть риск

Многие люди боятся передать детям наследственные болезни (даже если ими страдали дальние родственники), особенно психические расстройства, и поэтому предпочитают отказаться от рождения ребенка. Правилен ли подобный подход?

Наследственное заболевание совершенно не означает, что у ребенка оно обязательно появится. Да, такой риск есть, но он имеется и у детей из «наследственно благополучных» семей. Более того, вероятность передачи наследственной болезни может быть очень низка. Все зависит от того, какое именно генетическое заболевание существует в семейном анамнезе, у кого из родственников наблюдалась патология, насколько тяжелым было отклонение и многих других факторов.

Понять, насколько велик риск, можно после прохождения медико-генетической экспертизы. Поэтому при сомнениях и опасениях «плохой наследственности» самым правильным будет обращение к специалисту-генетику.

Проблемы с поведением или поведением у детей

Дети иногда спорят, проявляют агрессию, злятся или ведут себя вызывающе в присутствии взрослых. Поведенческое расстройство может быть диагностировано, когда эти деструктивные формы поведения необычны для возраста ребенка в данный момент, сохраняются с течением времени или являются серьезными. Поскольку расстройства подрывного поведения связаны с отыгрыванием и проявлением нежелательного поведения по отношению к другим, их иногда называют экстернализирующими расстройствами .

Оппозиционно-вызывающее расстройство

Когда дети настойчиво ведут себя так, что это вызывает серьезные проблемы дома, в школе или со сверстниками, им может быть поставлен диагноз оппозиционно-вызывающего расстройства (ОВР). ODD обычно начинается в возрасте до 8 лет, но не позднее, чем примерно к 12 годам. Дети с ОВР более склонны вести себя оппозиционно или вызывающе в присутствии людей, которых они хорошо знают, например, членов семьи, постоянного воспитателя или учителя. Дети с ОВР демонстрируют такое поведение чаще, чем другие дети их возраста.

Примеры странного поведения включают

  • Частый гнев или выход из себя
  • Часто спорит со взрослыми или отказывается выполнять правила или просьбы взрослых
  • Часто обиженный или злобный
  • Намеренное раздражение других или раздражение другими
  • Часто обвиняет других людей в собственных ошибках или плохом поведении

Подробнее о ODExternal icon

Расстройство поведения

Расстройство поведения (CD) диагностируется, когда дети проявляют постоянную агрессию по отношению к другим и серьезные нарушения правил и социальных норм дома, в школе и со сверстниками. Эти нарушения правил могут быть связаны с нарушением закона и привести к аресту. Дети с CD чаще получают травмы и могут испытывать трудности в общении со сверстниками.

Примеры CD-поведения включают

  • Нарушение серьезных правил, например, побег, ночное отсутствие, когда этого не делают, или пропуск школы
  • Агрессия, причиняющая вред, например, запугивание, драка или жестокое обращение с животными
  • Преднамеренная ложь, кража или повреждение чужого имущества

Узнайте больше о значке CDexternal

Узнайте о рекомендациях по диагностике и лечению ODDexternal icon и CDexternal icon

Лечение деструктивных расстройств поведения

Раннее начало лечения имеет важное значение. Лечение наиболее эффективно, если оно соответствует потребностям конкретного ребенка и семьи. Первым шагом к лечению является беседа с врачом. Для постановки правильного диагноза может потребоваться всесторонняя оценка специалистом в области психического здоровья. Некоторые из признаков проблем с поведением, например, несоблюдение правил в школе, могут быть связаны с проблемами обучения, которые могут потребовать дополнительного вмешательства. Для детей младшего возраста наиболее убедительным методом лечения является обучение родителей поведенческой терапии, где терапевт помогает родителям узнать эффективные способы укрепления отношений между родителями и детьми и реагирования на поведение ребенка. Для детей школьного возраста и подростков часто используемым эффективным методом лечения является сочетание обучения и терапии, включающее ребенка, семью и школу.

Получить помощь в поиске лечения

Вот инструменты для поиска поставщика медицинских услуг, знакомых с вариантами лечения:

  • Психолог Locatorexternal icon, служба организации практики Американской психологической ассоциации (APA).
  • Детский и подростковый психиатр Finderexternal icon, исследовательский инструмент Американской академии детской и подростковой психиатрии (AACAP).
  • Найдите когнитивно-поведенческую терапию на внешней иконке, поисковый инструмент Ассоциации поведенческой и когнитивной терапии.
  • Если вам нужна помощь в поиске лечебных учреждений, посетите сайт MentalHealth. govвнешняя иконка.

Лечение симптомов: сохранение здоровья

Быть здоровым важно для всех детей и может быть особенно важно для детей с проблемами поведения или поведения. В дополнение к поведенческой терапии и лекарствам, соблюдение определенных правил здорового образа жизни может уменьшить трудные и разрушительные действия, которые может испытывать ваш ребенок. Вот несколько здоровых привычек, которые могут помочь:

  • Регулярная физическая активность, включая аэробные и энергичные упражнения
  • Соблюдение здоровой диеты, основанной на фруктах, овощах, цельнозерновых продуктах, бобовых (например, фасоль, горох и чечевица), постных источниках белка, а также орехах и семенах
  • Получение рекомендуемого количества сна каждую ночь в зависимости от возраста
  • Укрепление отношений с членами семьи

Профилактика деструктивных расстройств поведения

Точно неизвестно, почему у некоторых детей развиваются деструктивные расстройства поведения. Многие факторы могут играть роль, включая биологические и социальные факторы. Известно, что дети подвергаются большему риску, когда они подвергаются другим видам насилия и преступного поведения, когда они подвергаются жестокому обращению или жестокому или непоследовательному воспитанию, или когда их родители имеют психические расстройства, такие как расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, депрессия, или синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ). Качество ухода за детьми младшего возраста также может повлиять на развитие у ребенка проблем с поведением.

Хотя эти факторы, по-видимому, повышают риск деструктивных расстройств поведения, существуют способы уменьшить вероятность их возникновения у детей. Узнайте о подходах общественного здравоохранения к предотвращению этих рисков:

  • Стратегии позитивного воспитания детей младшего возраста
  • Положительные советы для родителей
  • Профилактика жестокого обращения с детьми
  • Предотвращение насилия среди молодежи
  • Внешний значок предотвращения травли
  • Психическое здоровье взрослых
  • Поиск высококачественного ухода за детьмивнешняя иконка

Тревога и депрессия у детей

Узнайте о рекомендациях по когнитивно-поведенческой терапии в школах для уменьшения симптомов депрессии и тревогиexternal icon.

У многих детей есть страхи и беспокойства, они могут время от времени чувствовать грусть и безнадежность. Сильные страхи могут появляться в разное время развития. Например, малыши часто очень огорчаются, находясь вдали от родителей, даже если они в безопасности и о них заботятся. Хотя страхи и беспокойства типичны для детей, стойкие или крайние формы страха и печали могут быть связаны с тревогой или депрессией. Поскольку симптомы в первую очередь связаны с мыслями и чувствами, их иногда называют интернализующие расстройства .

Тревога

Если ребенок не перерастает страхи и беспокойства, типичные для маленьких детей, или когда страхов и беспокойств так много, что они мешают школе, дому или игровой деятельности, у ребенка может быть диагностирована тревожное расстройство. Примеры различных типов тревожных расстройств включают

  • Сильный страх вдали от родителей (разлука)
  • Чрезвычайный страх перед определенными вещами или ситуациями, такими как собаки, насекомые или обращение к врачу (фобии)
  • Очень боится школы и других мест, где есть люди (социальная тревожность)
  • Очень беспокоится о будущем и о том, что случится что-то плохое (общая тревога)
  • Повторяющиеся эпизоды внезапного, неожиданного, сильного страха, сопровождающиеся такими симптомами, как учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, головокружение, дрожь или потливость (паническое расстройство)

Беспокойство может проявляться в виде страха или беспокойства, но также может сделать детей раздражительными и злыми. Симптомы тревоги могут также включать проблемы со сном, а также физические симптомы, такие как усталость, головные боли или боли в животе. Некоторые тревожные дети держат свои беспокойства при себе, и поэтому симптомы могут быть упущены.

Сопутствующие состояния включают обсессивно-компульсивное расстройство и посттравматическое стрессовое расстройство.

Узнайте больше о тревоге у детейexternal icon

Депрессия

Время от времени грустить или чувствовать безнадежность — часть жизни каждого ребенка. Однако некоторые дети чувствуют грусть или отсутствие интереса к вещам, которые раньше им нравились, или чувствуют себя беспомощными или безнадежными в ситуациях, которые они могут изменить. Когда дети чувствуют постоянную грусть и безнадежность, у них может быть диагностирована депрессия.

Целевая группа профилактических служб США: узнайте о рекомендациях по обследованию детей и подростков на депрессиювнешний значок

Примеры поведения, часто наблюдаемого у детей с депрессией, включают

  • Постоянную грусть, безнадежность или раздражительность
  • Нежелание делать или получать удовольствие от забавных вещей
  • Выявление изменений в привычках питания – есть намного больше или намного меньше, чем обычно
  • Отображение изменений в режимах сна — сон намного больше или намного меньше, чем обычно
  • Изменения в энергии – усталость и вялость или напряжение и беспокойство большую часть времени
  • Трудно сосредоточиться
  • Чувство бесполезности, бесполезности или вины
  • Демонстрация членовредительства и саморазрушительного поведения

Крайняя депрессия может привести ребенка к мысли о самоубийстве или плану самоубийства. Для молодежи в возрасте 10-24 лет самоубийство является одной из основных причин смерти. Читайте о предотвращении суицида среди молодежи. внешняя иконка

Некоторые дети могут не говорить о своих беспомощных и безнадежных мыслях и не выглядеть грустными. Депрессия также может привести к тому, что ребенок создаст проблемы или будет вести себя немотивированно, в результате чего другие не заметят, что ребенок находится в депрессии, или ошибочно назовут ребенка смутьяном или ленивым.

Узнайте больше о депрессии у детейexternal icon

Лечение тревоги и депрессии

Узнайте о рекомендациях по диагностике и лечению тревогиexternal icon и депрессииexternal icon

Узнайте о предупреждении FDA в отношении использования антидепрессантов у молодых людейexternal icon

Первый шаг к лечению — это поговорить с поставщиком медицинских услуг, например с лечащим врачом вашего ребенка, или со специалистом по психическому здоровью, о проведении обследования. Американская академия детской и подростковой психиатрии (AACAP) рекомендует медицинским работникам регулярно проверять детей на наличие проблем с поведением и психическим здоровьем. pdf icon[217 КБ, 13 страниц]external icon Некоторые признаки и симптомы тревоги или депрессии у детей могут быть вызваны другими состояниями, например травмой. Конкретные симптомы, такие как трудности с концентрацией внимания, могут быть признаком синдрома дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ). Важно пройти тщательную оценку, чтобы получить наилучший диагноз и лечение. Консультация с врачом может помочь определить, должны ли лекарства быть частью лечения. Специалист в области психического здоровья может разработать план терапии, который лучше всего подходит для ребенка и семьи. Поведенческая терапия включает детскую терапию, семейную терапию или их комбинацию. Школа также может быть включена в план лечения. Для очень маленьких детей вовлечение родителей в лечение имеет ключевое значение. Когнитивно-поведенческая терапия — это одна из форм терапии, которая используется для лечения тревоги или депрессии, особенно у детей старшего возраста. Это помогает ребенку изменить негативные мысли на более позитивные, эффективные способы мышления, ведущие к более эффективному поведению. Поведенческая терапия тревоги может включать в себя помощь детям справиться с симптомами тревоги и справиться с ними, постепенно раскрывая их страхи, чтобы помочь им понять, что плохих вещей не происходит.

Лечение также может включать в себя различные способы помочь ребенку чувствовать себя менее напряженным и быть более здоровым, такие как питательная пища, физическая активность, достаточный сон, предсказуемый распорядок дня и социальная поддержка.

Получить помощь в поиске лечения

Вот инструменты для поиска поставщика медицинских услуг, знакомого с вариантами лечения:

  • Психолог Locatorexternal icon, служба организации практики Американской психологической ассоциации (APA).
  • Детский и подростковый психиатр Finderexternal icon, исследовательский инструмент Американской академии детской и подростковой психиатрии (AACAP).
  • Найдите когнитивно-поведенческую терапию на внешней иконке, поисковый инструмент Ассоциации поведенческой и когнитивной терапии.
  • Если вам нужна помощь в поиске лечебных учреждений, посетите сайт MentalHealth.govвнешняя иконка.

Лечение симптомов: сохранение здоровья

Быть здоровым важно для всех детей и может быть особенно важно для детей, страдающих депрессией или тревогой. В дополнение к правильному лечению, здоровый образ жизни может сыграть роль в управлении симптомами депрессии или тревоги. Вот несколько здоровых привычек, которые могут помочь:

  • План здорового питания, основанный на фруктах, овощах, цельнозерновых продуктах, бобовых (например, фасоль, горох и чечевица), постных источниках белка, орехах и семенах
  • Участие в физической активности не менее 60 минут каждый день
  • Получение рекомендуемого количества сна каждую ночь в зависимости от возраста
  • Практика осознанности или техники релаксации

Профилактика тревоги и депрессии

Точно неизвестно, почему у некоторых детей развивается тревога или депрессия. Многие факторы могут играть роль, включая биологию и темперамент. Но также известно, что у некоторых детей больше шансов на развитие тревоги или депрессии, когда они переживают травму или стресс, когда с ними жестоко обращаются, когда другие дети запугивают или отвергают их, или когда их собственные родители испытывают тревогу или депрессию.

Хотя эти факторы, по-видимому, повышают риск тревоги или депрессии, существуют способы уменьшить вероятность их возникновения у детей. Узнайте о подходах общественного здравоохранения к предотвращению этих рисков:

  • Предотвращение самоубийств
  • Предотвращение запугивания внешний значоквнешний значок
  • Профилактика жестокого обращения с детьми
  • Предотвращение насилия среди молодежи
  • Депрессия после рождения
  • Уход за детьми в случае стихийного бедствия
  • Психическое здоровье подростков и школьников

Шизофрения, тревога, расстройства поведения и др.

Автор: WebMD Editorial Contributors

В этой статье

  • Какие психические заболевания наиболее распространены у детей?
  • Каковы симптомы психического заболевания у детей?
  • Что вызывает психическое заболевание?
  • Как диагностируются психические заболевания у детей?
  • Как лечат психические заболевания у детей?
  • Каковы перспективы для детей с психическими заболеваниями?
  • Какие исследования психических заболеваний у детей проводятся?
  • Можно ли предотвратить психические заболевания у детей?

По данным Главного хирурга США, около 20% американских детей страдают от поддающихся диагностике психических заболеваний в течение определенного года. Кроме того, почти 5 миллионов американских детей и подростков страдают от серьезного психического заболевания (которое значительно мешает их повседневной жизни).

Какие психические заболевания наиболее распространены у детей?

Дети могут страдать следующими психическими заболеваниями:

  • Тревога расстройства: Дети с тревожными расстройствами реагируют на определенные вещи или ситуации со страхом и страхом, а также с физическими признаками тревоги (нервозности), такими как быстрая сердцебиение и потливость.
  • Деструктивные расстройства поведения: Дети с этими расстройствами склонны игнорировать правила и часто ведут себя агрессивно в организованной среде, например в школе.
  • Расстройства пищевого поведения: Расстройства пищевого поведения связаны с сильными эмоциями и установками, а также с необычным поведением, связанным с весом и/или пищей.
  • Нарушения элиминации: Эти расстройства влияют на поведение, связанное с элиминацией отходов организма (кал и моча).
  • Аффективные (аффективные) расстройства: Эти расстройства, включая депрессию, сопровождаются постоянным чувством грусти и/или быстро меняющимся настроением.
  • Шизофрения: Это серьезное заболевание, связанное с искаженным восприятием и мышлением.
  • Тиковые расстройства: Эти расстройства заставляют человека совершать повторяющиеся, внезапные, непроизвольные и часто бессмысленные движения и звуки, называемые тиками.
  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) : Дети с этим расстройством гиперактивны, им трудно контролировать свои импульсы и концентрировать внимание. СДВГ является наиболее часто диагностируемым психическим расстройством у детей.

Некоторые из этих заболеваний, такие как тревожные расстройства, расстройства пищевого поведения, расстройства настроения и шизофрения, могут встречаться как у взрослых, так и у детей. Другие, такие как расстройства поведения и развития, расстройства выделения, расстройства обучения и общения, начинаются только в детстве, хотя могут продолжаться и во взрослом возрасте. В редких случаях тиковые расстройства могут развиваться у взрослых. Нет ничего необычного в том, что у ребенка более одного расстройства.

Каковы симптомы психического заболевания у детей?

Симптомы у детей различаются в зависимости от типа психического заболевания, но некоторые из общих симптомов включают:

  • Изменения в успеваемости, такие как плохие оценки, несмотря на хорошие усилия
  • Злоупотребление наркотиками и/или алкоголем
  • Неспособность справляться с повседневными проблемами и занятиями
  • Изменения в привычках сна и/или питания
  • Чрезмерные жалобы на физические недомогания
  • Игнорирование авторитетов, прогулы в школе, воровство или порча имущества
  • Интенсивный страх набрать вес
  • Длительное негативное настроение, часто сопровождающееся плохим аппетитом и мыслями о смерти
  • Частые вспышки гнева
  • Потеря интереса к друзьям и деятельность, которой они обычно наслаждаются
  • Значительное увеличение времени, проводимого в одиночестве
  • Чрезмерное беспокойство или тревога
  • Гиперактивность
  • Постоянные кошмары или ночные страхи
  • Постоянное непослушание или агрессивное поведение
  • Частые приступы гнева
  • Слышание голосов или видение вещей, которых нет (галлюцинации)

Что вызывает психическое заболевание?

Точная причина большинства психических заболеваний неизвестна, но исследования показывают, что может быть задействовано сочетание факторов, включая наследственность, биологию, психологическую травму и стресс окружающей среды.

  • Наследственность (генетика): Психическое заболевание обычно передается по наследству, что означает вероятность развития психического расстройства может передаваться от родителей к детям.
  • Биология: Некоторые психические расстройства связаны с особыми химическими веществами в мозгу, называемыми нейротрансмиттерами. Нейротрансмиттеры помогают нервным клеткам мозга общаться друг с другом. Если эти химические вещества не сбалансированы или не работают должным образом, сообщения могут не проходить через мозг должным образом, что приводит к появлению симптомов. Кроме того, дефекты или повреждения определенных областей мозга также связаны с некоторыми психическими заболеваниями.
  • Психологическая травма: Некоторые психические заболевания могут быть вызваны психологической травмой, такой как
    • серьезное эмоциональное, физическое или сексуальное насилие
    • важная потеря в раннем возрасте, например потеря родителя и физическое
  • Экологический стресс: Стрессовые или травматические события могут спровоцировать психическое заболевание у человека с предрасположенностью к психическому расстройству.

Как диагностируются психические заболевания у детей?

Как и у взрослых, психические заболевания у детей диагностируются на основании признаков и симптомов, указывающих на конкретное расстройство. Тем не менее, этот процесс может быть особенно сложным с детьми. Многие виды поведения, которые рассматриваются как симптомы психических расстройств, такие как застенчивость, тревога (нервозность), странные привычки в еде и вспышки гнева, могут возникать как нормальная часть развития ребенка. Поведение становится симптомом, когда оно происходит очень часто, длится долго, происходит в необычном возрасте или вызывает значительное нарушение способности ребенка и/или семьи функционировать.

Если симптомы присутствуют, врач начнет обследование, собрав полную историю болезни и осмотр. Хотя лабораторных тестов для конкретной диагностики психических расстройств не существует, врач может использовать различные тесты, такие как рентген и анализы крови, чтобы исключить соматическое заболевание или побочные эффекты лекарств как причину симптомов.

Если соматического заболевания не обнаружено, ребенка могут направить к детскому и подростковому психиатру или психологу, специалистам в области психического здоровья, специально обученным для диагностики и лечения психических заболеваний у детей и подростков. Психиатры и психологи используют специально разработанные инструменты для проведения интервью и оценки, чтобы выявить у ребенка психическое расстройство. Врач основывает свой диагноз на отчетах о симптомах ребенка и наблюдениях за отношением и поведением ребенка. Врачу часто приходится полагаться на отчеты родителей ребенка, учителей и других взрослых, потому что дети часто не могут объяснить свои проблемы или понять свои симптомы.

Как лечат психические заболевания у детей?

Психические заболевания, как и многие медицинские расстройства, требуют постоянного лечения. Хотя в лечении взрослых с психическими расстройствами достигнут значительный прогресс, лечение детей изучено не так хорошо. Эксперты все еще изучают, какие методы лечения лучше всего подходят для каких состояний у детей. На данный момент многие варианты лечения, используемые для детей, в том числе многие лекарства, такие же, как и для лечения взрослых. Наиболее распространенные варианты лечения включают:

  • Лекарства: Многие психические заболевания можно эффективно лечить с помощью лекарств в сочетании с терапией. Препараты, часто используемые для лечения психических расстройств у детей, включают антидепрессанты, успокаивающие препараты, стимуляторы, препараты, стабилизирующие настроение, и нейролептики.
  • Психотерапия: Психотерапия (разновидность консультирования) направлена ​​на эмоциональную реакцию на психическое заболевание. Это процесс, в котором обученные специалисты в области психического здоровья помогают людям справиться с их болезнью, часто рассказывая о стратегиях для понимания и преодоления их симптомов, мыслей и поведения. Типы психотерапии, часто используемые с детьми, включают поддерживающую, когнитивно-поведенческую, межличностную, групповую и семейную терапию.
  • Творческая терапия: Некоторые виды терапии, такие как арт-терапия или игровая терапия, могут быть полезны, особенно для маленьких детей, у которых могут возникнуть проблемы с выражением своих мыслей и чувств.

Каковы перспективы для детей с психическими заболеваниями?

При правильном и раннем лечении многие дети могут полностью выздороветь от своего психического заболевания или успешно контролировать свои симптомы. В то время как некоторые дети становятся взрослыми с инвалидностью из-за хронического или тяжелого расстройства, многие люди, страдающие психическим заболеванием, могут жить полной и продуктивной жизнью.

Очень важно обратиться за лечением для вашего ребенка, если у него проявляются какие-либо симптомы психического заболевания. Без лечения многие психические расстройства могут продолжаться и во взрослом возрасте и приводить к проблемам во всех сферах взрослой жизни человека. Люди с нелеченными психическими расстройствами подвержены высокому риску многих проблем, включая злоупотребление алкоголем или наркотиками, а также насильственное или саморазрушающее поведение и даже самоубийство.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>