Что такое процесс социализации: Социализация | это… Что такое Социализация?

Социализация | это… Что такое Социализация?

Социализация

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе[1]

Содержание

  • 1 Теория
    • 1.1 Первичная социализация
    • 1.2 Вторичная социализация
    • 1.3 Досрочная социализация
    • 1.4 Ресоциализация
    • 1.5 Организационная социализация
    • 1.6 Групповая социализация
    • 1.7 Гендерная социализация
  • 2 Социальные институты
  • 3 См. также
  • 4 Литература
  • 5 Примечания

Теория

Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н.Д. Никандрову и С.Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает “правила игры”, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения».[2] Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Первичная социализация

Семья

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.

[3][нет в источнике]

Вторичная социализация

Школа

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Досрочная социализация

Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

Ресоциализация

Основная статья: Ресоциализация

Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого.[4] Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека. [5]

Организационная социализация

Работа

Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимые для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и узнают об особенностях работы своих коллег.

[6]

Групповая социализация

Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Гендерная социализация

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками и девочки учатся быть девочками. [7]

Социальные институты

Главными социальными институтами являются:

  • Семья
  • Группа сверстников
  • Религия
  • СМИ
  • Правовая система

См. также

  • Десоциализация
  • Ресоциализация
  • Политическая социализация

Литература

  • Социализация личности.
  • Гавров С.Н.,Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. — 2008. — № 5. — С. 21-29.
  • Гуляихин В.Н.,Галкин А.П.,Васильева Е.Н. Молодежные и детские объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования // СоцИс. — 2012. — № 6. — С. 127-132.
  • Ильясов Ф. Н.  Формирование структуры удовлетворённости трудом в процессе социализации индивида // Удовлетворённость трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением. — Ашхабад: Ылым (Наука), 1988. — С. 28—35.
  • Богданова В. В. Траектории социализации современного студенчества. Феномены сообразной и неадаптивной социализации. № 3 — Социология. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» (2009). Архивировано из первоисточника 24 мая 2012.
  • Ковалева А. И. Социализация. № 1. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» (2004). Архивировано из первоисточника 24 мая 2012.
  • Социально-психологические проблемы исследования личности

Примечания

  1. Социализация — БСЭ — Яндекс. Словари
  2. Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности. Вестник УРАО, 2008. № 5. С.21.
  3. Социализация первичная // Энциклопедический словарь «Слово о человеке».
  4. http://www.mosgu.ru/nauchnaya/ZPU/2005_4/Perinskaja/index.pdf
  5. Ресоциализация // Энциклопедия социологии.
  6. Kammeyer-Mueller, J. D. & Wanberg, C. R. (2003). Unwrapping the organizational entry process: Disentangling antecedents and their pathways to adjustment. Journal of Applied Psychology, 88(5), 779—794..
  7. Гусева Ю. Е. Глава 6. Гендерная социализация // Гендерная психология.

4.Процесс социализации личности.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Термин `социализация` соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность — процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для психоанализа.

Понимание процесса усвоения социальных норм, умений стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин `социализация` применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие `социализация` не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

Личность как объект общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов – социализации и идентификации. Социализация – это процесс усвоения индивидуумом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования, социальных норм и ценностей, необходимого для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность учитывать в социальной жизни. В процессе социализации личности принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д. Для успешной социализации, по Д.Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, сто от них ждет целая группа людей.

      Важной в социологии личности является проблема социализации. Приоритет введения в научный оборот понятия «социализация» принадлежит Э.Дюркгейму. Данный термин он применил для обозначения различия предмета «науки о воспитании» (специфической теории дюркгеймовской социологии) от предмета собственно педагогической науки.

Проблематикой социализации личности специально занимались М.Вебер, П. Тиллих, М. Шелер, Т. Литт и др.       В литературе термин «социализация» трактуется, как:

      — «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит»;

     . — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта»;       — «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе»;

      Социализацией называется процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых сформируются социально значимые черты личности. До настоящего времени ни в социологии, ни в социальной психологии не установилось единство взглядов на содержание процесса социализации, но при любом понимании данного процесса очевидно, что общество наделяет личность определенным набором социальных качеств, а личность усваивает элементы культуры, социальные нормы и ценности и преобразует социальный опыт в собственные установки, ценностные ориентации, убеждения.

      В западной социологии социализация личности рассматривается преимущественно как объект внешнего воздействия к социальному обучению, а нормативно-ценностная система выступает как автономная по отношению к личности и др. Так, у Дж.Смелзера в социализации действуют три фактора: ожидание, изменение поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. По его мнению, личность проходит три стадии:

     1) стадию подражания и кооперирования детьми поведения взрослых;      2) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;      3) стадия групповых игр, когда дети учатся понимать ожидания целой группы людей.       В социализации выделяют две фазы — социальную адаптацию и интериоризацию. Первая фаза означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым Функциям, социальным нормам, к социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Вторая фаза — интериоризация — это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.

      Механизм приобретения, изменения и утраты индивидом тех или иных социальных качеств неразрывно связан с функционированием различных социальных институтов, организующих совместную деятельность людей. Социализация индивидов выступает как неотъемлемый результат их существования. К социальным институтам относятся прежде всего семья, школа и трудовой коллектив. Среди них особое место занимает трудовой коллектив. Обычно выделяют несколько моментов, связанных с этим. Во-первых, трудовой коллектив наделяет своего члена наиболее значимыми социальными свойствами, отражающими его место в системе общественного разделения труда. Во-вторых, приобретение многих политических и культурно-бытовых свойств человека зависит от его места в сфере производства. В-третьих, именно трудовой коллектив, в той или иной форме оценивающий способности и иные качества своего члена, наделяет его левыми социальными свойствами.

      Роль трудового коллектива в социализации индивида общепризнанна, но необходимо учитывать и те, что личность — объект и субъект социального взаимодействия. Характер перевода социальных норм, ценностей во внутренний мир человека обусловлен структурой каждой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом.

      Следует подчеркнуть, что в отечественной социологической науке долгое время преобладала точка зрения, согласно которой критерием социализированности человека является готовность человека к трудовой деятельности. Поэтому было принято выделять дотрудовую, трудовую и послетрудовую периоды социализации. Но при такой периодизации не в полной мере учитывались особенности социализации в детском возрасте и своеобразие ресоциализации взрослых.

      Проблема индивидуальности в процессе социализации в разных концепциях рассматривается по-разному. В теориях, в которых социализация понимается преимущественно как процесс приобретения личностью типичных, повторяющихся черт, основное внимание уделяется пассивно-адаптационным механизмам формирования личности типа подражания, имитации, идентификации. Наоборот, когда под социализацией представляется процесс становления личности как целостного субъекта социальной жизни, как результат активно-преобразующей деятельности, акцент смещается на анализ взаимодействия высших социальных факторов и внутренних особенностей личности, ее ориентаций, жизненного опыта, интересов.       Можно рассмотреть процесс социализации, выделяя детство, юность, зрелость и старость. Определенный интерес представляет позиция по разграничению процесса социализации на «первичную» и «вторичную».       Социальный институт социализации составляют социальные группы и организации. В данном случае можно определить роль и значение семьи, дошкольных учреждений, школы, других учебных организаций, средств массовой коммуникации, формальных и неформальных организаций, трудовых коллективов в становлении и формировании личности. Однако не следует забывать, что внешняя среда, а точнее функции, социальные роли, выполняемые индивидам и в социальных институтах, обуславливают важнейшие черты и свойства личности.      

Процессы социализации — 2022

Индивидуумы социализируются в свое сообщество посредством пяти основных процессов. К ним относятся:

  1. Образование (прямое обучение)
  2. Ученичество
  3. Случайное обучение
  4. Обучение на моделях
  5. Ролевое обучение

Образование: Это также известно как прямое обучение. Это сознательный способ обучения. Это может быть формальное или неформальное образование. Это может происходить в четырех стенах классной комнаты или за ее пределами.

Ученичество: Это неформальное образование. Здесь человек обучается под руководством мастера-тренера практическим путем. Например. столярное дело, парикмахерское дело, кузнечное дело, пошив одежды. И т. д.

Случайное Обучение: Здесь ребенок бессознательно учится у своих родителей, возрастной группы или своего ближайшего окружения.

Учимся у Модель: Дети часто копируют поведение своих родителей или старших братьев и сестер, некоторые даже пытаются вести себя как их любимый художник или обожаемый человек либо в одежде, либо в манерах.

Роль Обучение:  Человек усваивает новую роль в сообществе благодаря предоставленной ему информации. Они усваивают некоторые из этих ролей посредством индоктринации, индукции и имитации.

Оценка:

       1.   Перечислите пять процессов социализации. 2. Объясните три процесса социализации0003

выходные Назначение:

Цели Вопросы:

  1. Социализация может быть определен как _________
  2. Процесс изучения культуры сообщества
  3. Процесс работы на ферме
  4. . Религиозная группа
  5. . Процесс посещения общественных мероприятий
  6. Два типа социализации: ________ и __________
  7. человеческий и нечеловеческий
  8. большой и малый
  9. первичный и вторичный
  10. Высшее и профессиональное образование
  11. Одно из значений социализации ____________
  12. просто общение в обществе
  13. способствует мирному сосуществованию и социальному взаимодействию между людьми
  14. посещение вечеринок и танцев
  15. ничего из вышеперечисленного.
  16. Это процесс социализации кроме.
  17. образование и ученичество
  18. случайное обучение
  19. индивидуализм
  20. ролевое моделирование или ролевое обучение

Вопросы по теории:

  1. Перечислите пять процессов социализации.
  2. Назовите типы социализации и кратко дайте им определение.

Присоединяйтесь к дискуссионному форуму и выполняйте задание : Найдите вопросы в конце каждого урока. Щелкните здесь, чтобы обсудить свои ответы на форуме

Объявление: Получите БЕСПЛАТНУЮ Библию : Обрести истинный покой. Нажмите здесь, чтобы узнать, как получить БЕСПЛАТНУЮ Библию.

По вопросам размещения рекламы/партнерства пишите [email protected]

Загрузите наше бесплатное мобильное приложение для Android : Сохраняйте свои данные при использовании нашего бесплатного приложения. Нажмите на картинку, чтобы скачать. Нет подписки.

Мы заинтересованы в продвижении БЕСПЛАТНОГО обучения. Расскажите своим друзьям о Stoplearn.com. Нажмите кнопку «Поделиться» ниже!

Определение, цель, процесс – StudiousGuy

Социализация: определение, цель, процесс – StudiousGuy

Главная

Человеческие ресурсы (HR)

Социализация: определение, цель, процесс

Отдел кадров (HR)

Предыдущая статья Следующая статья

Социализация

Это относится к процессу знакомства новых сотрудников с новой средой организации. Это снижает беспокойство новых сотрудников и позволяет им приспособиться к другим существующим сотрудникам в компании.

Цель социализации может различаться от фирмы к фирме. Однако существуют определенные фундаментальные цели, которые обсуждаются ниже.

  • Ситуация с трудоустройством : Основной целью каждой организации будет как можно скорее сделать новых сотрудников трудолюбивыми. Таким образом, подробная информация о работе предоставляется на самом начальном этапе.
  • Правила и политика : Персонал должен хорошо понимать ограничения и политику организации для обеспечения бесперебойной и непрерывной работы. Поэтому все работы в компании должны выполняться в соответствии с этими правилами и политиками.
  • Компенсации и льготы: Хотя эта информация становится ясной в процессе найма, ее анализ требуется в процессе социализации. Сотрудники будут заинтересованы в том, чтобы узнать о вознаграждениях, предлагаемых компанией.
  • Корпоративная культура: Организационная культура влияет на весь характер работы любой компании. Это включает в себя все, от того, как они одеваются, до того, как они ведут себя с другими сотрудниками. Следовательно, во время социализации следует давать представление о культуре.
  • Работа в команде: Во время социализации подчеркивается важность работы в качестве лидера для повышения ценности организации. Эта способность к лидерству оценивается на начальных этапах отбора и обучения.
  • Как справиться с изменениями : Справиться с изменениями — большая проблема для сотрудников на всех уровнях организации. Сотрудники должны иметь возможность управлять изменениями или справляться с ними, чтобы выжить на своих должностях. Социализация помогает им подготовиться к изменениям, постоянно развивая и тренируя свои навыки.

Процесс социализации

Процесс социализации можно разделить на три этапа:

  1. Этап до прибытия : На этом этапе признается, что у каждого отдельного сотрудника есть набор ценностей и надежда. Например, на некоторых работах, таких как управленческие, сотруднику может потребоваться значительная степень социализации в процессе обучения. В процессе отбора большинство организаций информируют своих потенциальных кандидатов о процессе социализации. Процесс отбора также помогает организации определить подходящего человека для соответствующей работы. Успех здесь зависит главным образом от степени прогнозирования, сделанного командой отбора.
  2. Этап встречи : здесь сотрудники сталкиваются с реальными условиями работы организации. Например, ожидания от работы, коллег, непосредственных начальников и бизнеса в целом. Здесь, если ожидания подтверждаются, чтобы быть более или менее правильными, этот этап подтверждает сотрудников восприятий, сформированных в прошлом. Если в действительности все обстоит иначе, социализация помогает сотрудникам понять, как их заменить. Но социализация не может полностью устранить различия в ожиданиях.
  3. Этап метаморфозы : Новые сотрудники на этом этапе будут разрабатывать решения для решения любых проблем. Поэтому эту стадию называют стадией метаморфозы. На этом этапе новые сотрудники освоятся со своей работой и членами команды. Новые сотрудники будут чувствовать, что их приняли начальство и коллеги. Мало того, они к настоящему времени поняли бы организационную систему в целом. Они также будут знать, что от них ожидается, как их оценивают и насколько они продуктивны для достижения целей организации.

∗ В общение с новыми сотрудниками вовлечено много людей. Давайте поймем, кто они:

→ Отдел управления персоналом : Он проводит ознакомительные программы для новых сотрудников, чтобы познакомить их с новой средой. Этот отдел играет жизненно важную роль в программах адаптации новых сотрудников; он также участвует в этих программах, чтобы обеспечить наличие надлежащего механизма. До прибытия новых сотрудников отдел управления персоналом должен убедиться, что для них установлен надлежащий распорядок дня.

→ Менеджеры или супервайзеры : Непосредственные руководители также будут участвовать в общении с новыми сотрудниками, информируя их о культуре работы, политиках и процедурах. В средних и малых организациях новые сотрудники могут подчиняться непосредственно руководителям, которые, в свою очередь, знакомят их с другими сотрудниками. Эти сотрудники проведут их через другие отделы и сделают их удобными для команд.

→ Организационная культура: В большинстве случаев организационная культура сама по себе социализирует новых сотрудников в своей уникальной среде.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>