Что нужно врачу для работы: описание, плюсы, минусы, где получить

Я окончила СПбГПМУ и разочаровалась в профессии врача

Это история из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Выбор профессии и вуза

Слово за слово

не хочет быть доктором

Профиль автора

Я живу в Санкт-Петербурге, здесь и училась. В школе мне нравились естественные науки, поэтому я рассматривала два направления для поступления — биологическое и медицинское.

Выбрала профессию врача: казалось, что школьнику с моими интересами дорога лежит либо в науку, например на биофак, либо в медицину. Но смущало, что научная работа в России оплачивается весьма скудно, поэтому остановилась на втором. Решающим фактором стало наивное предположение, что я буду получать моральное удовлетворение от социально значимой работы и альтруизма.

Из всех направлений выбрала педиатрию, так как казалось, что с детьми работать приятнее, чем со взрослыми. Впоследствии я поняла, что заблуждалась, ведь основной диалог приходится вести с родителями, а они бывают очень тревожными.

После настало время определиться с вузом. Я выбирала между педиатрическим факультетом Первого меда — ПСПбГМУ и Педиатрическим университетом — СПбГПМУ. В качестве запасного варианта оставила биофак СПбГУ.

Выбор пал на СПбГПМУ. У него было много преимуществ: обширная база медицинских учреждений, клиническая больница и современный перинатальный центр на территории университета, а также большое количество преподавателей, работающих с детьми. Не думаю, что где-то в России так много думают о маленьких пациентах. Проходные баллы в педиатрический были чуть ниже, чем в Первый мед, — тоже дополнительный плюс.

Поступление

Поступала в середине 2010-х годов. Сдавала ЕГЭ по биологии, химии и русскому языку. Биологию сдала на 87, русский — на 84, профильную математику — на 72 балла. Еще мне повезло стать призером олимпиады СПбГУ по биологии — она гарантировала 100 баллов по предмету. Кроме того, я получила, кажется, пять баллов за индивидуальные достижения: у меня было несколько грамот за школьные конкурсы и общественные активности.

Некоторые олимпиады дают 100 баллов по предмету, но иногда достижение нужно подтвердить — например, сдать профильный ЕГЭ минимумна 75 баллов

Мой примерный суммарный балл оказался 270 при проходном 260. Я поступила на бюджет и была полна надежд.

Учеба

Учеба отняла у меня минимум шесть лет жизни. Она занимала все мое время — и это не преувеличение. Если проанализировать расписание, первые три года были самыми тяжелыми. Пары начинались в 09:00 и заканчивались в 17:00 — и так с понедельника по субботу. Увиливать от занятий, опросов, коллоквиумов, юлить на экзаменах не получалось. Все пропуски семинаров и лекций обязательно нужно было отрабатывать. Поэтому я не могла совмещать учебу и личную жизнь.

В течение первых трех курсов мы изучали фундаментальные дисциплины: нормальную анатомию, гистологию, нормальную физиологию, биохимию, фармакологию, микробиологию, топографическую, а потом и патологическую анатомию, патологическую физиологию, общую хирургию, основы взрослой и детской пропедевтики. Их изучали сначала в варианте нормы, потом — патологии. Объем домашних заданий порой казался неподъемным. Обычное явление — когда задавали на следующий день выучить 100 страниц темы.

Записи на доске с семинара по биохимии

В книгах по медицине почти нет воды, там всегда написана конкретная информация, которую студент должен знать в полном объеме перед занятием по теме, так что от нас требовали детальных знаний по каждому предмету.

Пожалуй, больше всего материала за день приходилось усваивать на цикле факультетской терапии. Мы учились по книгам А. Н. Окорокова о внутренней медицине: преподаватель задавал читать одну книгу по теме занятия, после чего проводил опрос по содержанию. А в собрании 14 работ, каждая по 250—300 страниц. Стоит отметить, что 90% образования студента-медика — самообразование.

/learning-lifehacks-advice/

«Лучшее, что случилось с моей памятью»: 6 приемов для эффективной учебы

Для запоминания я делала краткие конспекты учебников и перечитывала их утром по пути на учебу. Еще рисовала схемы и не тратила много времени на красивое оформление, даже если очень хотелось. Искала методички других вузов — бывало, материал там излагался более емко.

С четвертого курса расписание будущего медика включает клинические дисциплины, которые идут циклами, то есть студенты занимаются одним предметом на одной клинической базе от одной до четырех недель. Казалось бы, свободы должно стать больше, но нет: в это же время начинается сестринская работа, за которую можно получить дополнительные баллы при поступлении в ординатуру, — и она тоже отнимает время.

Клиническая база — хорошо оборудованная клиника, часто расположенная при университете

После третьего курса будущий врач имеет право сдать экзамен на сестринский сертификат, который действует до конца учебы. Я не стала его получать, но это несложно: необходимо записаться на экзамен, дождаться очереди — она длится несколько месяцев — и сдать тест.

В итоге больше половины студентов работают сменами в больницах, некоторые устраиваются медсестрами или медбратьями в поликлинику, если есть соответствующая вакансия. Работу легче совмещать с учебой, но приходить на пары после 24-часовой смены смогут не все: многим просто не позволяет здоровье. А каждое пропущенное занятие надо отрабатывать.

Поначалу я тоже планировала подрабатывать медсестрой, обхаживала отделения физиологии новорожденных и педиатрические отделения различного профиля в разных больницах, но места не нашлось. У меня не было энергии, чтобы кроме учебы еще и работать посуточно, не было и особой нужды, поэтому пересиливать себя не пришлось.

Пара по микробиологии — проверяем чувствительность микроорганизма к антибиотикам

На курсах с четвертого по шестой учеба интереснее: студенты хотя бы изредка видят пациентов. Пойдете вы к ним или нет, зависит исключительно от преподавателя: будут ли они у него и готов ли он их показывать. С детьми мы взаимодействовали редко — видимо, родителям не нравилось, что на их детях обучают молодых специалистов.

Кроме того, на занятии стандартно присутствуют две группы студентов — это больше 20 человек, — и родители не хотели показывать своих детей такому количеству посторонних. Так что в лучшем случае мы делились на пары и осматривали пациентов с согласия их родственников. Поэтому теория преобладает.

Количество материала, которое теперь необходимо было выучить к занятиям, не уменьшилось. Но учить по 100—300 страниц стало уже легче, так как фундаментальные дисциплины были хорошо усвоены на первых курсах.

/notes-programs/

«Удалось связать разные области знаний»: 10 способов вести конспекты и заметки

В то же время в расписании сохранялись непрофильные предметы, которые я считаю абсолютно бесполезными. Мы, медики, учили историю, философию, медицину катастроф — это одна из вариаций ОБЖ. Иностранный язык преподавался на крайне низком уровне.

Пара по топографической анатомии — тренируемся накладывать швы на манекенах

В вузе иногда проводились спортивные мероприятия, был свой театральный кружок — правда, он был доступен только тем, кто жил в одном из общежитий университета, а оно далеко от центра. Дорога туда долгая и тяжелая, так что в театральном кружке я не занималась. Еще можно было поехать на международную стажировку, один нюанс: все они проходили за счет студента и стоили от 1000 до 2000 $.

На протяжении всей учебы я получала стипендию, сумма зависела от результатов сессии. Если все экзамены сданы на «отлично», выплачивали 4000 Р в месяц, за «хорошо» и «отлично» давали 3500 Р, за «хорошо» — 3000 Р.

/grant-presidenta/

Я получаю стипендию 20 тысяч в месяц по гранту президента

Еще можно было получить ежемесячную социальную стипендию, которая по размеру была примерно равна обычной, и единовременную материальную помощь из фонда соцподдержки учащихся раз в квартал — ее размер варьировался от 6000 до 8000 Р. Я получала социальную стипендию с первого по третий курс. Выплата полагалась детям из малоимущих семей, и на следующих курсах я уже не подпадала под эту категорию.

Сомнения в выборе профессии и ментальные проблемы

Серьезные сомнения появились зимой на втором курсе. В моем вузе это первая сложная сессия, на которой сдают три крайне обширных фундаментальных экзамена: нормальную анатомию, гистологию и биохимию.

Перед сдачей последнего предмета, анатомии, у меня случилась ужасная истерика. Психика не выдержала высокого уровня напряжения и стресса. Несмотря на то что я неплохо знала материал, я чувствовала себя очень глупой, неспособной сдать такой сложный экзамен. Тогда я впервые задумалась о том, что медицина была ошибочным выбором, так как сама профессия сопряжена с высоким уровнем личной ответственности.

Начались ментальные проблемы: в конце учебного года я ехала на занятия утром и читала материал, как вдруг почувствовала ком в горле, который не проходил. После занятий я побежала к врачу, так как решила, что это непременно опухоль и я скоро умру. Она меня осмотрела и лишь спросила, в порядке ли я. После ее слов я плакала час.

/how-to-beat-depression/

Я потратила на борьбу с депрессией 73 000 Р и смогла от нее избавиться

Я столкнулась с недугом всех студентов-медиков, он называется «болезнь третьего курса» — это когда примеряешь на себя симптомы заболеваний, о которых узнаешь во время обучения. С началом клинических дисциплин все проходит, но переживать такое неприятно.

Сомнения в выборе профессии я тогда проигнорировала.

Проигнорировала я их и на экваторе — в середине третьего курса, когда мы сдавали очередную сложную сессию. Меня больше не увлекали предметы, которые мы тогда изучали, — нравилось только рисовать на патологической анатомии и рассматривать препараты под хорошим микроскопом.

Микроскопические препараты с патологической анатомии

Альтернатив не было. Я столько сил потратила на то, чтобы поступить в медицинский, что мысль об отчислении вызывала у меня сильное чувство вины, с которым я не могла тогда справиться. Все время было занято учебой, и домой я приходила только делать домашние задания и спать. Времени на увлечения не было. В такой бесконечной круговерти обучения остановиться и прислушаться к себе, чтобы понять, что меня еще интересует, было сложно. Сил на это уже не оставалось.

В полной мере мои ментальные проблемы расцвели на пятом курсе. За плечами был год клинических дисциплин и работы с реальными пациентами, но удовлетворения от обучения все не было. Я стала пропускать занятия, вставать утром было невыносимо. Чувствовала себя ничтожной, бесполезной, не было ни к чему интереса.

/inner-critic/

Я жалкий неудачник: кто такой внутренний критик

Обратилась к психотерапевту, она предложила попробовать антидепрессанты, но я отказалась, так как мне сложно было признать наличие болезни. Через какое-то время стало еще хуже, я пережила первую паническую атаку, которая длилась несколько часов. После согласилась начать медикаментозное лечение — оно продлилось полгода, еще я раз в месяц посещала психотерапевта. Тогда врач поставил мне диагноз «смешанное тревожно-депрессивное расстройство» — его часто ставят пациентам в России. Я с этим диагнозом не согласна.

Сейчас планирую ходить на сеансы когнитивно-поведенческой терапии, чтобы научиться справляться с тревогой, и больше слушаю себя, не засматриваясь на окружающих.

/productive-year-off/

«Получил самый ценный ресурс — время»: 3 истории об академическом отпуске

Недостатки учебы

За шесть лет я обнаружила огромное количество недостатков моего вуза. Первый — преподаватели не были открыты новым знаниям в их сфере. Считаю, что в вузе давали в основном теоретические знания, не особо ориентированные на практику. А медицина — наука, в которой быстро появляется новая информация, но в руки студентов она попадает только при личном желании лектора и знании английского на соответствующем уровне.

Большинство книг, по которым мы учились, были старыми, а на гистологии среди пособий был атлас 1961 года. Преподаватели, особенно пожилые, работают по методичкам, изданным кафедрами очень давно, или опираются исключительно на клинические рекомендации Минздрава.

Если во время ответа на занятии студент рассказывал о том, что прочитал в недавнем зарубежном исследовании, ответ не засчитывали, так как преподаватель ожидал услышать совсем другое. К сожалению, российская медицина чрезвычайно консервативна и с большим трудом принимает новые методы диагностики и лечения, что уж говорить о медицинском образовании.

Второй минус — преподавательский состав. За время учебы мне показалось, что в вузе работает много психологически нестабильных преподавателей. Это не значит, что они плохие врачи, — наоборот, заслуженные, уважаемые профессионалы. Но со студентами они могли делать все что угодно: унижать, оскорблять, выгонять из аудитории, не приходить на отработки, отменять занятия, доводить до слез и брать взятки. Все потому, что студент находится в безвыходном положении и должен подчиняться преподавателю, в противном случае его ждут проблемы на экзаменах или даже отчисление.

Были и проявления сексизма. Однажды именитый детский хирург Санкт-Петербурга доказывал нам, 150 студенткам — а в моем университете 90% девушек, — что женщина не должна и не может быть хирургом. Что ее задача — рожать и воспитывать детей, а за хирургическим столом имеет право работать только мужчина. Для женщины это слишком сложно. Нам приходилось его выслушивать, потому что возразить лектору или встать и уйти мы не могли.

Разумеется, не все преподаватели ведут себя так. 60% преподавательского состава — адекватные люди, любящие свой предмет и уважающие студентов, но оставшиеся 40% периодически применяют психологическое насилие к студентам. Третий недостаток моего вуза — во время учебы сильно страдает ментальное здоровье студентов. На мой взгляд, даже самая прочная психика может сломаться при такой умственной нагрузке в сочетании с пренебрежительным отношением преподавателей.

Четвертый серьезный минус — плохое состояние здания университета и общежитий. Корпуса кафедр старые, построены в 1925 году, ремонта давно в них не было, а нормальных санузлов всего два на весь большой университет. У вуза четыре общежития, и душевые в них были без дверей, находились в подвалах — комментарии здесь излишни. Плюс везде жильцы находили тараканов.

При этом выделю и плюсы. Во-первых, некоторые клинические базы уникальные в своем роде. Во-вторых, мне встречались преподаватели-врачи, искренне заботившиеся о здоровье детей.

Дальнейший путь

По окончании университета мы получили диплом с отметкой «врач-терапевт» или «врач-педиатр», с которым можно стать только участковым врачом. Но перед тем как начать работу, нужно пройти аккредитацию — на мой взгляд, это бесполезная форма подтверждения знаний молодых специалистов, результаты которой не соответствуют действительности.

Считаю, что труд участкового врача очень тяжелый и умственно, и физически, а без опыта еще тяжелее. Конечно, немногие студенты мечтают о такой работе — в основном все хотят быть нейрохирургами, эндокринологами, гинекологами, онкологами и психиатрами. Но к шестому курсу их планы кардинально меняются, и сейчас я расскажу почему.

В 2016—2018 годах Министерство здравоохранения отменило интернатуру для медиков-выпускников. Интернатура — практический год, когда студенты работали в отделении с наставниками. Таким образом, они одновременно и учились, и практиковались.

Примеры аккредитационных тестов — примеры есть в приложении «МедикТест», на сайте Центра аккредитации специалистов Сеченовского университета или в андроид-приложении этого института. Источник: «МедикТест»

После прохождения интернатуры можно было идти работать на участок, так как специалист был готов и теоретически, и практически. Но Минздрав решил, что для работы участковым врачом выпускникам необходимо сдать только аккредитацию, а для поступления в ординатуру по узкой специализации необходим новый учет индивидуальных достижений студентов.

В этой системе преимущество у студентов, которые проработали на участке от девяти месяцев. За это дают от 100 до 150 баллов, за остальные достижения вроде работы медсестрами или медбратьями, волонтерства, научных публикаций или красного диплома суммарно не получится набрать и 100 баллов. Таким образом, поступление на бюджет сначала нужно отработать.

Правила приема в ординатуру в СПбГПМУ — на странице 14 есть таблица с баллами за индивидуальные достижения

Выпускникам тех лет пришлось в стрессовой ситуации менять планы и искать решение. Платная ординатура в 2022 году стоит от 300 000 Р в год — считаю, сумма немаленькая.

Отмена интернатуры, введение первичной аккредитации сразу после выпуска, значительное уменьшение количества бюджетных мест в ординатуру и постоянная смена системы учета индивидуальных достижений — вот причины, по которым выпускники от безысходности выбирают идти «на участки». Зарплата там немного выше, чем у врачей других специализаций в поликлинике, — в среднем 70 000 Р в большом городе за полный день с учетом ковидных надбавок. Сейчас этих надбавок нет, получается, что сумма меньше. На мой взгляд, цель этих нововведений — пополнить штат участковых врачей в поликлиниках.

На шестом курсе после лечения депрессии и психотерапии удалось признаться себе, что с клинической медициной мне не по пути. Я не желала работать по специальности в стационаре на полторы ставки и получать маленькую зарплату — примерно 40 000 Р.

Но без пройденной ординатуры работать в стационаре в принципе нельзя. А идти на участок было страшно: часть моей учебы прошла в дистанционном формате из-за ковида. В больницы нас в это время, разумеется, не пускали, так как мы могли быть дополнительным источником инфекции для детей, поэтому полноценной практики не получилось.

Стать врачом на дистанционке невозможно.

После выпуска я устроилась в страховую компанию и проводила согласование медицинских услуг по программам ДМС. Это единственное место, куда меня тогда взяли. Зарплата в страховой на позиции врача-координатора составляет от 40 000 до 60 000 Р, в среднем 45 000 Р. Работа была неприятной и стрессовой — это комбинация колцентра и медицины. Через несколько месяцев я уволилась из-за неуважительного отношения клиентов.

Сейчас я прохожу курсы подготовки репетиторов, чтобы готовить старшеклассников к ЕГЭ по биологии. Планирую начать с этого учебного года. Больше не ищу работу в найме, так как с медицинским образованием и без практического опыта строить карьеру бесполезно. Пока планирую развиваться как самозанятая.

Хочу больше времени уделять хобби: во мне проснулась давно забытая любовь к искусству. Я снова начала читать книги, которые мне нравятся, подумываю изучать новый язык, когда появится стабильный доход. Потихоньку возвращаю забытый на время учебы вкус к жизни.

/list/hobbies-for-brain/

6 хобби, которые помогут чувствовать себя лучше

Советы будущим студентам

Во-первых, не стоит выбирать медицинский вуз, если вам просто нравятся биология и химия. Чтобы понять, хотите вы стать врачом или нет, представьте себя на месте участкового педиатра. Работа врача — это большое количество бумажек, и многих студентов здесь ждет разочарование.

Во-вторых, уже во время учебы в медицинском необходимо прислушиваться к своим ощущениям и не игнорировать их. Если чувствуете, что это не ваше, у остальных студентов все получается лучше, а вам тяжело, если надеетесь, что дальше будет интереснее и нужно лишь немного потерпеть, это не так. Я бы даже сказала, что уже на первом курсе становится понятно, подходит медицина студенту или нет.

Есть люди, которые осознают ошибку и через неделю после начала учебы и забирают документы. Нет ничего плохого, чтобы признаться себе, что медицина вам не подходит. Вместе с тем это очень тяжело, так как на поступление потрачено очень много сил и денег. Нужна смелость.

В медицинском вузе можно выжить, если изначально обладать устойчивой самооценкой, крепкой психикой и отличным физическим здоровьем. Скажу очевидную вещь, но нужно спать столько, сколько необходимо, чтобы чувствовать себя выспавшимся, и обязательно отдыхать хотя бы в воскресенье.

При появлении проблем лучше сразу обратиться к специалисту — психологу, психотерапевту или психиатру, сейчас много способов бесплатно получить психологическую помощь. Встречи с друзьями, разговоры с родными, хобби — найдите то, что вас поддерживает, и пользуйтесь поддержкой в полной мере.

Университеты.Читатели рассказывают о вузах, в которых учились

Рассказать свою историю

Мир профессий: как врачу выбрать коммерческую клинику?

карьерное консультирование

Кадр из сериала «Клиника» (Scrubs), 2001-2010

Подпишитесь, чтобы получать новые статьи, интересные новости и скидки ↓

Многие годы для врача самым оптимальным местом работы были государственные клиники. Считалось, что это дает стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Но так ли это на самом деле?

Ольга Кочергина

HRD сети медицинских центров Medok, карьерный консультант. Более 7 лет опыта работы в стартапах, большой опыт в построении HR-процессов в стартапах с нуля.

Последние годы коммерческая медицина развивается быстрыми шагами и на рынке появляются новые игроки.

На моем опыте подбора врачей акушеров-гинекологов и врачей ультразвуковой диагностики могу сказать, что с учетом нашей реформы здравоохранения — коммерческие клиники медленно, но верно перетягивают одеяло на себя в качестве работодателя.

При подборе врачей для нашей сети клиник мы обращаем внимание на наличие опыта работы в государственных клиниках, женских консультациях.

Почему он важен?

Это хорошая школа для врача с точки зрения опыта и профессионализма. Если доктор начинает делать скрининговые УЗИ по беременности — как вы думаете, где ему легче будет «насмотреться» и получить профессиональный навык? Конечно, в государственной клинике, где большой поток пациентов.

На что стоит обратить внимание врачу при выборе работодателя в коммерческой клинике

Белая заработная плата

Я знаю врачей, которые в погоне за повышенными доходом готовы на «серую» схему. Но в 80% случаев они сталкиваются с обманом и попадают в неприятную ситуацию, когда их зарплатой начинают манипулировать.

Совет: выбирайте «белые» компании. Так вы будете думать о здоровье пациентов, а не о том, заплатят ли вам за работу в конце месяца.

Сетевая компания или нет

В сетевых медицинских компаниях чаще заботятся о стандартах оказания медицинской помощи.

В нашей сети есть отдельный медицинский департамент, который включает в себя врачей-экспертов. Они проверяют карты и проводят обучения с врачами по медицинским стандартам.

Это позволяет обезопасить врача, когда есть «вторые» глаза и в при сложном случае можно быстро организовать консилиум врачей.

Совет: наличие стандартов и принципов работы должны указать вам на серьезность и профессионализм руководства этой компании.

Входные испытания при приеме на работу

Я много раз слышала от врачей, что они пошли к нам работать из-за многоступенчатой системы подбора. Ранее они приходили в клиники, где им предлагали рабочее место сразу после того, как они покажут свои дипломы. Это может показаться плюсом, но поверьте — такое отношение транслирует ценности компании по работе персоналом, которых просто нет.

Мы просим врачей пройти тестирование на базовые знания, далее они проходят собеседование с HR-менеджером и с главным врачом клиники.

После этого мы приглашаем врача в клинику для знакомства с руководителем клиники и своим потенциальным «рабочим местом» вживую.

Для нас ценно, чтобы выбор врача был осознанным. Тогда наша с ним любовь крепкая и долгосрочная.

Совет: обращайте внимание на то, как проходят входные испытания и процесс приема на работу. Это часть корпоративной культуры компании.

Возможность проводить желаемые обследования и манипуляции в данной клинике

У нас врачи проводят только амбулаторный гинекологический прием и малые операции. В клинике нет стационара и операционных. Если у врача это — потребность № 1, он либо совмещает работу у нас и в стационаре, или ищет работу именно по этому профилю.

Совет: заранее формируйте свои требования к работодателю и функционалу, а таже степень их критичности. Это поможет избежать ошибок и сэкономит ваше время.

Принципы и ценности компании

Мы все понимаем, что коммерческая медицина имеет финансовые планы. Деньги — важная часть бизнеса. Врач хочет достойную оплату своего труда, а клинике нужно хорошее оборудования.

В коммерческих клиниках врачи получают премии и бонусы от той финансовой выручки, которую они приносят.

При этом принцип работы с пациентами разный. Можно лечить заболевания, которые не нуждаются в лечении и отправлять пациента по всем нужным и ненужным врачам. Можно использовать подход полноты лечения и профилактики здоровья, который мы активно практикуем в сети наших клиник.

Именно за счет такого принципа можно и нужно повышать средний чек приема, потому что от полноты обследования зачастую зависит будущее пациента. От того, как врач объяснит необходимость сдавать те или иные анализы, также зависит исход лечения или планирование здоровой беременности.

Есть стереотип, что платная медицина это всегда «развод» на деньги. Но это происходит из-за того, что пациент просто не понимает, за что платит. Зачем это назначил врач, какие результаты он получит в итоге? Мы обучаем врачей коммуникации врачебного приема, чтобы доктор мог донести полную информацию до пациента и все остались здоровыми и довольными.

Совет: уточняйте на собеседовании, как оценивается результат работы врача, какие критерии прохождения испытательного срока и какие финансовые планы и инструменты их достижения существуют.

Оплата и условия труда

Работа врача — сложная и очень ответственная. Наши врачи спасли не один десяток жизней пациенток и их будущих детей.

Врач долго учится, потом работает в ординатуре — и все это время материальная стороны вопроса оставляет желать лучшего.

Важно понять, какой уровень дохода вас будет устраивать и есть ли возможность на него выйти. Обязательно просите оффер с описанием условий до выхода на работу, чтобы была возможность задать вопросы еще до оформления и избежать неприятных сюрпризов.

Также важна прозрачность. Для этого мы практикуем для врачей отчет по их заработной плате, который высылаем два раза в месяц,

Это удобно для понимания, видно из чего складывается доход, на какую сумму вы можете рассчитывать в конце месяца.

Совет: если у вас есть сумма / диапазон, который вы хотите зарабатывать , то можно спросить на собеседовании, при каких условиях возможен данный доход.

Ну и, конечно, выбирайте сердцем, так как на работе мы проводим 80% рабочего времени и его нужно проводить в хорошей атмосфере.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.

Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:

понедельник, 26 июля

Кто такой HR-бизнес-партнер и зачем он нужен

Какую пользу они приносят компании и как стать успешным HRBP

воскресенье, 18 июля

Как найти ментора и зачем он вам нужен

Рассказали, как найти ментора, установить контакт и достичь с ним вашей цели

воскресенье, 21 февраля

Автоматизация HR-процессов на примере «Бургер Кинга»

Как автоматизировать HR-аналитику в быстрорастущей компании

пятница, 19 февраля

9 способов оптимизации затрат на персонал

Рассказываем, как уменьшить затраты на персонал с минимальными рисками для компании

пятница, 13 ноября

Словарь терминов для C&B-специалиста

Основные понятия из сферы C&B: «грейды», «бенчмарк», «перцентиль» и другие

Пятница, 6 декабря

Стратегические роли и компетенции современного HR

Разбор компетенций по модели Дейва Ульриха от Натальи Красновой

вторник, 13 августа

Как HR-специалистам оставаться востребованными

О кризисе в отрасли, вызовах времени, роли личного бренда и востребованных навыках.

четверг, 27 декабря

Как составить индивидуальный план развития сотрудника

Цели, выгоды, риски, инструменты ИПР и пример

понедельник, 20 мая

Как пересматривать зарплаты сотрудников

Какие существуют способы пересмотра зарплат и какой способ можно назвать универсальным.

среда, 8 мая

Мир профессий: какие soft skills нужны менеджеру по продажам

Какие качества делают менеджера по продажам отличным специалистом.

понедельник, 29 апреля

Как руководить подчиненными старше вас

Что делать, если подчиненные не видят в вас серьезного руководителя.

пятница, 19 апреля

Состояние «потока» в работе: как в него войти

Что нужно делать, чтобы работать в «потоке»

среда, 17 апреля

Мир профессий: юристы для бизнеса

Эксперт рассказывает про 3 ключевых направления: консалтинг, инхаус и аналитика.

среда, 10 апреля

Как устраиваются на работу в России и Германии

С чем сталкиваются соискатели при поиске работы в Германии и России.

понедельник, 8 апреля

«Главная задача HR — поддерживать устойчивое развитие бизнеса»: интервью с Оксаной Лындиной

HR-эксперт в области мотивации Оксана Лындина рассказала про свой карьерный путь и любовь к автоматизации.

понедельник, 1 апреля

«Компании не думают о сотрудниках как о своих клиентах»: интервью с Мариной Климовой

C&B-эксперт Марина Климова рассказала про трудности в работе, профессиональном выгорании и необходимых компетенциях для C&B.

четверг, 21 марта

6 возможностей профессионального развития в декрете

От социальных сетей до волонтерства.

вторник, 19 марта

Как проводить оценку персонала — 3 эффективные методики

Ассессмент-центр, 360 градусов и управление по целям.

четверг, 28 февраля

Почему так важно оценивать soft skills у кандидатов

и как по ним определить надежного сотрудника.

вторник, 26 февраля

Как подобрать сотрудников для стартапа

Какими скиллами должен обладать кандидат, чтобы двигать бизнес вперед.

пятница, 14 июня

Мотивация линейного персонала на примере работы с сотрудниками розницы

Как мотивировать сотрудников на достижение целей и KPI компании, если у них нет доступа к компьютеру или персонального рабочего места.

четверг, 21 февраля

Собеседование с руководителем: как его провести

И не пожалеть о выборе.

четверг, 14 февраля

Как я оставила финансы и пришла в HR

Личный кейс Ольги Гопповой, HRD сети медицинских центров Medok.

четверг, 7 февраля

Чек-лист: как написать резюме с нуля

Поэтапная инструкция по составлению резюме.

вторник, 25 декабря

Ошибки в резюме, которые ненавидят все эйчары

И тем не менее, многие все еще делают их.

четверг, 20 декабря

Угадай фильм по описанию: новогодняя викторина для эйчаров

Веселая викторина для тех, кто интересуется карьерой и кино.

вторник, 18 декабря

Почему HR не должен быть психологом: 5 заблуждений о роли менеджера по персоналу

Чем вредят мифы о работе HR-менеджера и почему надо перестать в них верить.

четверг, 13 декабря

5 ошибок, которые нужно избегать на собеседовании

Как избежать распространенных ошибок на собеседовании и получить заветный оффер.

пятница, 7 декабря

5 вещей, которые нужно сделать после увольнения (а не жалеть себя)

Как перестать жалеть себя и найти новую работу: пять непростых, но действенных советов

вторник, 9 октября

Как подобрать эффективную команду для стартапа

По каким критерия подбирать кандидатов, чтобы повысить шансы молодого бизнеса на успех.

понедельник, 20 августа

Самый редкий эйчар: как стать хорошим специалистом по C&B

Рассказываем, какие шаги необходимы для того, чтобы стать востребованным специалистом по компенсациям и льготам

понедельник, 23 июля

Кем стать в IT: обзор возможностей

Кто такие архитекторы, тестировщики, программисты и чем они занимаются на самом деле

пятница, 10 февраля

Собеседование по скайпу на 100%

9 советов, как пройти собеседование по скайпу

Показать ещё. ..

Error get alias

Какая медицинская подготовка мне нужна для работы в кабинете врача?

Когда люди думают о работе в сфере медицины, они часто думают о врачах и медсестрах. Однако, кроме этих двух, есть много других профессий и вариантов карьеры. Ниже мы рассмотрим несколько различных вариантов медицинской карьеры и тип обучения или обучения, который вам нужен для каждого из них. Ознакомьтесь с информацией ниже, если вы хотите работать в кабинете врача или в медицинской сфере.

Медицинская информация и технологии быстро развиваются. Люди часто находят новые способы лечения и помощи пациентам с различными медицинскими проблемами и проблемами со здоровьем. Это означает, что область медицины растет, и это может стать отличным местом для будущей карьеры. Вам не обязательно быть медсестрой или врачом, чтобы работать в медицинской сфере. Ознакомьтесь с некоторыми другими вариантами работы в области медицины ниже.

  • Помощник врача . Помощник врача или помощник врача — это человек, который может выполнять многие обязанности врача, но для этой должности не требуется докторская степень. Помощник врача может выполнять такие задачи, как выполнение процедур и назначение лекарств. Однако, чтобы стать помощником врача, вам все равно необходимо пройти программу магистратуры, что может занять много времени. Чтобы стать помощником врача, вам необходимо пройти четырехлетнюю степень бакалавра и двухлетнюю программу магистратуры.
  • Медсестра — Медсестры нужны в кабинетах врачей и больницах. Конкретные должностные обязанности медсестры могут зависеть от конкретных условий, в которых они работают, но медсестры много работают, чтобы помочь врачам лечить пациентов и помочь пациентам достичь оптимального здоровья. Есть несколько разных способов стать медсестрой. Вы можете получить диплом по программе сестринского дела, вы можете получить степень бакалавра в области сестринского дела или получить степень младшего специалиста в области сестринского дела.
    Вы также должны сдать экзамен на получение лицензии Национального совета для медсестер, чтобы иметь возможность работать медсестрой.
  • Медицинский переводчик — Когда вы думаете о работе в области медицины, это, вероятно, не первая профессия, которая приходит на ум, но работа медицинским переводчиком может быть очень важной. Медицинские переводчики более востребованы в областях с большим разнообразием. Эти переводчики могут помочь, если пациенты очень плохо говорят по-английски. Это важная работа, потому что языковой барьер — это не то, что вам нужно, когда вы говорите о здоровье и благополучии пациента. Важно, чтобы пациент мог объяснить свои симптомы и проблемы, чтобы врач мог правильно их лечить. Медицинский переводчик должен владеть разными языками, а также иметь хорошие навыки межличностного общения. Также здорово иметь базовые знания в области медицины и медицинского обслуживания, чтобы вы могли правильно объяснять вещи пациентам.
  • Помощник врача . Помощник врача — еще один вариант карьеры для тех, кто хочет работать в кабинете врача или в больнице. Этот тип должности требует, чтобы кто-то имел базовые знания в области медицинского обслуживания, а также отличные административные навыки. Это связано с тем, что фельдшер поможет с планированием приемов пациентов и оформлением страховки, а также с измерением основных показателей жизнедеятельности пациента и оказанием базовой медицинской помощи. Конкретные должностные обязанности фельдшера будут зависеть от конкретного места, на которое ассистент будет работать. Тем не менее, важно, чтобы фельдшер имел базовые знания о медицинских процедурах и уходе за пациентами. Человек может получить эти знания и навыки через школу фельдшеров или программу обучения фельдшеров. Это обучение обычно может быть завершено менее чем за год.

Это были несколько примеров карьеры, связанной с медициной. Если вы работаете на любой из этих должностей, вы можете работать в кабинете врача или в больнице. Однако все эти профессии требуют определенной подготовки. Конкретная подготовка зависит от конкретной работы и требований к должности. Чтобы получить работу вроде фельдшера, вы можете пройти программу обучения, которая длится девять месяцев. Эта программа поможет вам быстро обучиться, чтобы вскоре вы могли быть готовы к работе.

Школа медсестер и технологий FVI предлагает программу обучения помощников врачей, которую вы можете посетить. Эта программа научит вас процедурам медицинского кабинета, клиническим процедурам, уходу за пациентами, медицинским осмотрам и многому другому. Вы даже можете пройти стажировку в качестве помощника врача во время этой программы, чтобы получить реальный опыт. Нажмите здесь, чтобы узнать больше о программе медицинского помощника в FVI.

Для получения дополнительной информации о количестве выпускников, средней задолженности студентов, завершивших программу, и другой важной информации посетите наш веб-сайт:
https://fvi.edu/consumer-information/

 

Почему так много молодых врачей работают в такие ужасные часы

Бизнес

Ни водители грузовиков, ни банкиры не стали бы мириться с системой, подобной той, которая влияет на расписания.

Райан Парк

Джим Янг / Reuters

Сохраненные истории

Путь к тому, чтобы стать врачом, известен своей трудностью. После предмедицинского обучения и четырех лет обучения в медицинской школе новоиспеченные доктора медицины должны провести от трех до семи лет (в зависимости от выбранной ими специальности) обучения в качестве «резидентов» в установленной учебной больнице. Медицинские ординатуры представляют собой институциональное ученичество, и поэтому они построены так, чтобы служить двойным, часто противоречащим друг другу, целям: обучению следующего поколения профессии и удовлетворению потребностей больницы в рабочей силе.

Как справиться с этим противоречием между «образованием и службой» — вечный вопрос обучения в ординатуре, по словам Дженис Орловски, главного санитарного врача Ассоциации американских медицинских колледжей (AAMC). Орловски говорит, что количество прислуги, которую жители должны выполнять, известной в профессии как «грязная работа», «чрезвычайно» уменьшилось с тех пор, как она была резидентом в 1980-х годах. Но она признает, что даже «учреждения, которые занимаются образованием… постоянно борются с этим», пытаясь оставаться на правильной стороне границы между обучением и использованием резидентов.

Несмотря на улучшения, достигнутые благодаря добросовестным усилиям AAMC и других организаций, физические и эмоциональные требования к жителям остаются беспрецедентными в современной американской экономике. Некоторые из этих давлений присущи самой природе профессии: большинство людей не могут себе представить, чтобы в течение рабочего дня умственная отсталость или ошибка в суждениях лишала другого слуха, функционирования мозга или даже жизни. Но те, кто занимается медициной, должны с трудом сглотнуть, выплакаться и вернуться на следующее утро к своей 6-часовой смене.

Другие требования объяснить сложнее. Ожидается, что жители Америки будут проводить в больнице до 80 часов в неделю и работать в одну смену, которая обычно длится до 28 часов, при этом такие рабочие дни требуются в среднем около четырех раз в месяц. (Некоторые лицензированные врачи продолжают работать по аналогичному графику даже после окончания ординатуры, но, что важно, только потому, что они так решили. Подавляющее большинство врачей после завершения обучения работают менее 60 часов в неделю.) В целом, резиденты обычно работают больше, чем в два раза больше часов в год, чем их сверстники в других профессиях белых воротничков, таких как адвокаты в корпоративных юридических фирмах — изнурительный график, который потенциально подвергает риску как лиц, осуществляющих уход, так и пациентов. В Европе, напротив, резиденты имеют максимальную продолжительность рабочей недели 48 часов без видимого ущерба для ухода за пациентами или образовательной составляющей проживания.

Одна из причин, по которой медицинское образование так востребовано в Соединенных Штатах, заключается в том, что больницы контролируют рынок труда для резидентов, распределяя места на основе централизованной системы подбора персонала, а не на обычном конкурентном рынке. Хотя такие сговоры, как правило, запрещены национальным антимонопольным законодательством, рынки труда, контролируемые работодателями, не являются чем-то необычным. Точно так же, как предприимчивый предприниматель не может сформировать независимую бейсбольную команду и бросить вызов янки за место на Востоке Алабамы, начинающий врач не имеет законного права или возможности договариваться об условиях своего вступления в медицинскую профессию. Вместо этого единственный путь к тому, чтобы стать полностью лицензированным врачом в Соединенных Штатах, — это согласиться на то, что известно как «матч».

Сам по себе матч выглядит честным. Он в основном учитывает заявленные предпочтения студентов-медиков и управляется настолько эффективным математическим алгоритмом, что его разработчики получили Нобелевскую премию по экономике. Более того, первоначальная цель системы заключалась в том, чтобы улучшить переговорные позиции студентов-медиков по программам ординатуры. «Матч был создан в 1952 году, чтобы устранить давление, которое оказывалось на студентов-медиков, чтобы они принимали предложения раньше и раньше во время учебы в медицинской школе, и, как правило, до того, как студенты знали, какие другие предложения могут быть доступны», — объясняет Мона Сигнер, президент и генеральный директор. Национальной программы сопоставления резидентов (NRMP), которая управляет сопоставлением. Таким образом, Сигнер отвергает мнение о том, что матч наносит вред жителям. Вместо этого, по ее словам, это «создает порядок из хаоса» на благо как учреждений, так и жителей, которых они нанимают. (Далее она отмечает, что сама NRMP «не занимает никакой позиции в отношении заработной платы и пособий, получаемых резидентами во время обучения».)

Но создание порядка из хаоса свободного рынка труда также способствует отраслевым нормам наказания за часы работы и низкой заработной платы, ограничивая конкуренцию среди работодателей, что может привести к повышению заработной платы и условий труда. По этой причине в 2002 году группа жителей подала иск, назвав этот матч незаконным «договором… или сговором, ограничивающим торговлю или коммерцию» в нарушение федерального антимонопольного законодательства. Если оставить в стороне юридические тонкости, с этой общей характеристикой матча трудно поспорить. Если бы, скажем, работники фаст-фуда или аналитики фондового рынка попали под действие аналогичного соглашения, большинство сочло бы это явным оскорблением свободы предпринимательства и прав работников. Конгресс не согласился, в частности, при лоббировании со стороны AAMC. После того, как федеральный окружной суд первоначально постановил, что матч может быть незаконным ограничением торговли, Конгресс немедленно принял закон, освобождающий программы медицинского обучения от антимонопольной ответственности.

Несмотря на то, что администраторы программы резидентуры, без сомнения, серьезно относятся к своим образовательным обязательствам, резиденты также являются дешевым источником квалифицированной рабочей силы, которая может заполнить пробелы в покрытии. Им платят фиксированную, скромную заработную плату, которая в почасовом выражении соответствует той, что выплачивается уборщицам в больницах, и даже, в абсолютном выражении, составляет около половины того, что обычно зарабатывают практикующие медсестры, при этом работая более чем в два раза больше. часов.* После поправки на инфляцию заработная плата жителей практически не изменилась за последние 40 лет.

Тем не менее, доказательства неоднозначны относительно того, является ли матч причиной снижения зарплат жителей. Как отмечает Синьер из NRMP, при рейтинге программ большинство студентов-медиков в основном заботятся о престиже и качестве обучения, а не о деньгах. Одно исследование, проведенное в 2015 году, например, показало, что даже без сопоставления жители по-прежнему будут зарабатывать гораздо меньше своей реальной рыночной стоимости, которая, по оценкам, примерно вдвое превышает их нынешний заработок, потому что они, по сути, соглашаются на сокращение заработной платы за высокие доходы. — качественное медицинское образование и престижное размещение в ординатуре. Аналогичные предпочтения наблюдаются и на других рынках труда в отношении профессиональной подготовки — например, клерков, работающих при судьях, — на которых долгосрочные карьерные выгоды перевешивают любые временные потери заработка. Соответственно, неясно, обязательно ли свободный рынок приведет к повышению заработной платы резидентов.

Другое дело условия труда. Жители работают исключительно много часов и подвергаются непревзойденным физическим и психологическим нагрузкам. А раньше было хуже. В 2003 году Совет по аккредитации последипломного медицинского образования (ACGME), руководящий орган программ медицинского обучения, ввел ограничения «рабочего времени», которые, среди прочего, ограничили среднее количество больничных часов в неделю до 80 (что означает одну неделю). может быть 100 часов, если следующий 60) и ограниченные одиночные смены до 30 часов. В 2011 году ACGME установила дополнительные ограничения, которые, среди прочего, сократили максимальную продолжительность смены до 16 часов для первокурсников (также известных как стажеры) и до 28 часов для более опытных жителей. Эти реформы, по-видимому, существенно ослабили экстремальный характер медицинского образования. Раньше жители обычно проводили в больнице 100 или даже 120 часов в неделю (и да, в неделе всего 168 часов), а одна смена растягивалась до 48 часов и более. Если оставить в стороне ворчание старой гвардии, большинство представителей профессии согласились с тем, что эта система оскорбительна, устарела и нуждается в замене.

Но если внимательно посмотреть на последствия новых правил, неясно, насколько на самом деле изменилась трудовая жизнь жителей. Средняя 80-часовая рабочая неделя и регулярные 28-часовые смены по-прежнему жестоки по любым меркам. На самом деле, данные о том, действительно ли реформа режима рабочего времени как-то повлияла на сокращение количества часов, фактически отработанных жителями, неоднозначны. Как сообщил мне представитель ACGME, исследование, спонсируемое ACGME, показывает, что реформы 2003 г. привели к значительному сокращению среднего количества часов, отработанных жителями — например, к сокращению средней продолжительности рабочей недели для акушеров-гинекологов первого года обучения с 9.от 0,5 часов до 78 часов. Однако другие опросы показали, что реформы 2003 г. не привели к изменению общей продолжительности работы или сна, а реформы 2011 г. фактически сделали жителей менее удовлетворенными своим графиком работы.

Как ограничения рабочего времени могут не привести к уменьшению объема работы? По сути, ограничения рабочего времени никак не повлияли на снижение общей рабочей нагрузки жителей, а это означает, что реформы просто требуют, чтобы жители выполняли тот же объем работы за меньшее время. Или, как выразился представитель ACGME, «требования ACGME… излагают [минимальные] обязанности местных учреждений» перед жителями, но в конечном итоге «оплата, льготы и условия труда резидентов являются обязанностью местного учреждения». (Кроме того, следует отметить, что ACGME не участвует в разработке или реализации матча.)

Эта проблема «сжатия работы» возникла независимо от реформ ACGME, поскольку медицинский персонал, как правило, не поспевает за ростом нагрузки на национальную систему здравоохранения. Например, количество пациентов, госпитализированных в учебные больницы, выросло на 46 процентов с 1990 по 2010 год, в то время как количество мест в ординатуре увеличилось только на 13 процентов. Соответственно, как отмечают врачи и исследователи Лара Гойтейн и Кеннет Людмерер, «к тому времени, когда были введены ограничения ACGME, жители уже делали гораздо больше, за меньшее время и для большего количества и более больных пациентов, чем предыдущие поколения» врачей.

Поэтому неудивительно, что при нарушении часто соблюдаются ограничения рабочего времени. Ожидается, что жители регулярно будут (и часто работают) работать сверх отведенных им смен, причем до 83 процентов из них говорят, что они либо не могут, либо не хотят полностью соблюдать правила. Несоблюдение требований настолько широко распространено, что медицинские эксперты открыто беспокоятся о том, что ограничения рабочего времени могут «способствовать развитию культуры нечестности» среди врачей, учитывая, что подавляющее большинство опрошенных жителей признают, что они ложно занижают свои часы в своих программах и ACGME.

Менее очевидным является то, что почасовые ограничения касаются только времени, проведенного физически в больнице или клинике, то есть они не учитывают многие обязанности, которые жители теперь часто должны выполнять в свободное время. Эти задачи, которые могут занимать до нескольких часов в день и более, включают ведение записей о посещениях пациентов, регистрацию отчетов о смерти пациентов и других нежелательных явлениях, проведение независимых исследований для помощи в диагностике и лечении, подготовку к посещениям пациентов и незнакомым клиническим ротациям. , соблюдение обязательств по обучению и академическим исследованиям, а также удаленная помощь в решении конкретных проблем пациентов, возникающих после смены. В сочетании с технологическими достижениями, которые облегчили работу из дома, кажется, что новые правила просто перенесли большую часть работы резидента из больницы в жилую комнату.

Если отраслевое саморегулирование до сих пор оказалось не совсем успешным в сдерживании чрезмерного медицинского образования, могут ли помочь профсоюзы? Постановление Национального совета по трудовым отношениям от 1999 года определило, что в соответствии с федеральным законом жители являются «служащими», а не студентами, и поэтому могут объединяться в профсоюзы. Тем не менее, членство в профсоюзах среди жителей остается низким и колеблется между 10 и 15 процентами с момента принятия постановления 1999 года. И хотя некоторым профсоюзам-резидентам удалось добиться небольших заметных улучшений в оплате труда, льготах и ​​условиях труда, структурные барьеры не позволяют им оказать серьезное влияние на реформу: ограничения этого контролируемого рынка труда. Единственный способ стать полноценным врачом — отложить жалобы, подписать контракт и двигаться дальше. Мало стимулов вкладывать время, деньги и энергию в организацию, когда конец близок.

Кроме того, кажется немыслимым, чтобы жильцы приостановили работу, чтобы вызвать проблему. Большинство врачей занимаются медициной по правильной причине — помогать людям. Господствующий дух хорошо проиллюстрирован мне во время сильной снежной бури на Восточном побережье прошлой зимой. В то время как торговля, правительство и образование остановились, некоторые пациенты педиатрической программы моей жены послушно надели ботинки и тащились по двухфутовому снегу, полные решимости отслужить свою смену, в то время как другие прибыли в больницу накануне вечером. метель с подушками и зубными щетками, готовыми переждать бурю. Это не та группа, которая может поставить под угрозу уход за пациентами в трудовом споре.

Остается действовать правительством. В ответ на бесчисленные исследования, подтверждающие, что лишение сна разрушает практически все аспекты работоспособности людей, включая суждение, двигательные навыки и базовое мышление, федеральное правительство установило подробные правила, ограничивающие рабочее время специалистов, на которых возложена ответственность за общественную безопасность. таких как пилоты и операторы атомных станций. Ограничения рабочего времени были в значительной степени попыткой предотвратить федеральное регулирование такого рода для медицинских резидентов. Не случайно ACGME объявила об ограничениях всего через несколько месяцев после того, как в Конгресс был внесен закон о введении строгих федеральных ограничений на часы работы жителей, которые должны соблюдаться Министерством здравоохранения и социальных служб США. Учитывая ограниченное влияние реформы рабочего времени на сдерживание чрезмерного медицинского обучения, возможно, государственный надзор уместен. Регулирование не обязательно должно быть на федеральном уровне. В 1984, после громкой смерти 18-летнего студента колледжа в отделении неотложной помощи на Манхэттене, укомплектованном переутомленными жителями, штат Нью-Йорк ввел первые в стране обязательные ограничения рабочего времени. И даже после реформ 2003 года несколько штатов, включая Пенсильванию, Массачусетс и Нью-Джерси, рассмотрели, хотя и не ввели в действие, более строгие правила.

Медицина считается самой престижной профессией в Америке, однако строгость медицинского образования остается неоправданно чрезмерной. Американская общественность подавляющим большинством поддерживает ограничения рабочего времени жителей. Недавний опрос, проведенный независимой фирмой по изучению общественного мнения, показал, что почти 90% американцев считают, что смена жителей должна длиться 16 часов или меньше, а более 80% опрошенных заявили, что они запросили бы нового врача, если бы знали, что их врач находится в конце 24-часовой смены.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>