Большое значение для развития зрительного внимания имеют игры: «большое значение для развития зрительного внимания имеют игры» 1) с перемещением предметов в пространстве; 2) с запоминанием местонахождение игрушек; 3) с обоснованием функции игрушки; 4) с классификацией игрушек. — Знания.site

Содержание

Развитие внимания и запоминания | Студент-Сервис

Внимание и запоминание являются одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение детьми доступного для них объема знаний, умений. Поэтому наряду с развитием эмоционального контакта ребенка со взрослыми необходимо с самого начала обучения проводить занятия (игры и упражнения), способствующие формированию внимания и запоминания.

Большое значение для развития зрительного внимания имеют игры с перемещением предметов в пространстве. Перемещение должно производиться медленно, так, чтобы дети могли проследить за движением. Здесь можно использовать кукольный театр, показать детям, как мышка прячется от кошки, собака ищет мальчика и т.п. Вечером можно использовать «теневой театр». Когда дети научатся следить за передвижением, которое происходит у них на глазах, можно перейти к перемещению предметов, скрытых от глаз ребенка. Проводится игра «Ку-ку»: кукла появляется сначала над ширмой, потом справа от нее, снова над ширмой, снова справа от нее, проделывая за экраном один и тот же путь. Дети, наблюдая за ней должны ожидать ее появления то наверху, то справа. Однако это не всегда происходит у детей с нарушениями интеллекта. Они не могут представить себе путь куклы за экраном, поэтому переводят взгляд с одного места на другое только после того, как появится игрушка. Чтобы побудить детей к прослеживанию, на втором-третьем занятии нужно попросить детей показать, где появится кукла сейчас. После того как дети покажут, кукла появляется и подтверждает (или опровергает) их предположение. Затем педагог показывает детям, как движется кукла за экраном. Для этого дети заходят за экран. Потом они возвращаются на свои места, и игра повторяется.

Зрительное внимание активизируется и в играх, где дети должны запоминать местонахождение игрушек.

Постепенно, на втором году обучения увеличивается количество предметов, с которыми действует ребенок. В занятия включаются игры с запоминанием места, где спрятан предмет. Сначала на ограниченном пространстве, а затем в пределах групповой комнаты. Дети с нарушениями интеллекта плохо ориентируются в пространстве помещения — видят обычно те предметы, которые находятся на уровне глаз, случайно попадают в их поле зрения, но совсем не умеют искать, осматривать помещение. Поэтому вначале педагог или воспитатель прячет большую, яркую игрушку вместе с детьми. Он обходит с ними комнату и говорит: «Вот подоконник, сюда класть не надо; вот дверь, около двери стоит шкаф, он высокий, а вот буфет, кладем сюда». Таким образом, он побуждает детей осматривать все пространство комнаты. Вначале предметы кладутся на уровне глаз детей, со временем — ниже или выше. Сначала предметы прячутся на глазах у детей, а затем, когда они этого не видят (отворачиваются или закрывают глаза).

К концу второго года обучения у детей должно быть уже сформировано произвольное внимание. Но работа над его развитием и совершенствованием не прекращается, она лишь меняет свои формы и сливается с другими видами занятий и упражнений.

Развитие внимания теснейшим образом переплетается в занятиях с развитием запоминания, формированием произвольной памяти. Когда умственно отсталый ребенок приходит в дошкольное учреждение, произвольное запоминание оказывается у него несформированным — он не может сознательно, по своей воле запоминать предложенный ему программный материал. Это не значит, что ребенок ничего не запоминает, — он непроизвольно запоминает то, что случайно произвело на него впечатление. Произвольное запоминание нужно у него формировать. Для этого с детьми проводятся дидактические игры, в которых задачи на запоминание постепенно усложняются. На первом году обучения предлагаются игры «Найди свою игрушку», «Что изменилось», «Чего не хватает». В игре «Найди свою игрушку» детям раздают разные игрушки — кукол, машины, мишек, заек и т.п. У всех детей при этом игрушки должны быть разные. Когда дети немного поиграют с игрушками, игрушки собирают в коробку, а им предлагают пройтись по группе. После «прогулки» каждый ребенок должен найти свою игрушку среди других. В дальнейшем эту игру можно усложнить — раздать детям игрушки одного назначения, но разные по величине или по цвету (например, машины разной величины, кукол в платьях разного цвета).

Другое направление в развитии запоминания — запоминание местонахождения предметов, сначала на ограниченном пространстве, а затем в пределах групповой комнаты. Примером игры на запоминание местонахождения предмета на ограниченном пространстве может служить игра «Шкафчик», где в шкафчик, склеенный из маленьких коробков, на глазах у ребенка прячется маленькая игрушка или предмет (пуговица, мозаика, бусинка). Потом «шкафчик» закрывается ширмой на 10 секунд. Когда ширма убирается, ребенок должен вспомнить, в какой именно «ящичек» спрятали игрушку. Сначала в «шкафчике» должно быть 3, а затем 5—7 «ящичков». В дальнейшем количество «ящичков» и время закрывания их за ширмой увеличивается.

Запоминание местоположения предметов в более широком пространстве начинается с уже описанной нами игры, во время которой педагог прячет игрушку в комнате на глазах у детей. В дальнейшем игры такого рода усложняются. Например, проводится игра «Запомни и найди свою игрушку». Педагог раздает детям игрушки, просит каждого рассмотреть и назвать свою игрушку. Затем дети прячут свои игрушки в разных местах групповой комнаты. По сигналу барабана дети «гуляют» по группе. Через некоторое время педагог предлагает им найти и принести свои игрушки. Каждый ребенок находит игрушку, приносит ее педагогу и снова называет. В случае затруднений педагог помогает детям спрятать игрушку, а затем и найти ее, напоминает, как она называется.

Позднее, когда дети овладеют выбором по образцу, это будет способствовать развитию произвольного запоминания. Например, игра «Лото с отсрочкой»: перед ребенком кладут 2 картинки — машину и мячик. У педагога тоже две картинки, точно такие же, как у ребенка. Педагог просит ребенка посмотреть на картинки, а затем закрывает лежащие перед ним картинки листом картона. Свои картинки он переворачивает тыльной стороной вверх. Одну из них он показывает ребенку, затем снова переворачивает и отсчитывает 10 секунд, а затем снимает картон с картинок, лежащих перед ребенком, и просит показать картинку, которую он предъявлял. Свою картинку он переворачивает лишь после ответа ребенка и сравнивает их. Ошибка должна быть выделена не словами, а путем сравнения изображений. Только после этого результат закрепляется в слове: «Верно, я показала машину» или «Неверно, я показала машину, а ты взял мячик. Надо взять машину».

В дальнейшем игра «Лото с отсрочкой» усложняется в нескольких направлениях: во-первых, увеличивается количество картинок (до 12 к концу обучения в детском саду), во-вторых, вместо предметных картинок используются цветные карточки, геометрические формы и т.п., в-третьих, увеличивается время отсрочки (до 20 секунд). Другой вариант игры «Лото с отсрочкой» проводится с использованием речи. Вместо того чтобы показать ребенку соответствующую картинку-образец, взрослый ее называет, а затем отсчитывает время. Например, перед ребенком лежат изображения мишки, куклы, тарелки, ложки, мальчика, девочки. Педагог закрывает его карточку картоном и говорит: «Мальчик», отсчитывает 10 секунд, снимает картон и просит показать нужную картинку. Эта же игра проводится с изображением разных действий, которые педагог сначала называет изолированно («Бежит», «Прыгает», «Спит»), а потом во фразе («Мальчик бежит», «Девочка бежит», «Девочка спит» и т. п.). Этот вид игры на запоминание проводится начиная с третьего года обучения.

К концу обучения в детском саду дети должны владеть произвольным запоминанием.

45 игр и игровых упражнений на уроках русского языка для развития и коррекции внимания обучающихся 2-го класса с ЗПР

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внимание занимает особое место среди психических явлений, выступая неотъемлемой частью познания, чувств и воли. Оно играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности, позволяя сконцентрировать и направить сознание школьника в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте – предмете, явлении, события, образе, мысли и т.д.

У младших школьников 8-9 лет с задержкой психического развития (ЗПР) внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется по-разному. У одних детей в начале выполнения задания наблюдается максимальная для них сосредоточенность, которая неуклонно снижается по мере продолжения деятельности, и ученик начинает делать ошибки или совсем перестает выполнять задание. У других наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода выполнения заданных действий, а затем постепенно снижается. Есть дети, у которых наблюдаются периодические колебания внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им у детей выше указанной категории ограничены.

Вариативность отклонений в развитии младших школьников с ЗПР имеет широкий диапазон: дети одного возраста находятся на разных ступенях развития речи, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности, у них в разной степени сформированы пространственно-временные представления, они обладают различным запасом знаний об окружающем мире.

Перечисленные дефициты в развитии успешно компенсируются при направленной и систематической работе на учебном материале под руководством и при помощи взрослого.

Большое значение для коррекции и развития произвольного внимания в младшем школьном возрасте для обучающихся с ЗПР имеет игра, на которую учитель должен опираться как на ведущую деятельность ребёнка с ЗПР, однако насыщать игру дидактическими правилами так, чтобы у ребёнка возникала необходимость умственного напряжения. В свою очередь дидактические игры имеют задачу, правила, действия и требуют сосредоточенности. Чтобы развивать у обучающихся определённые качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, нами были разработаны игровые упражнения на основе программного содержания по русскому языку для обучающихся с ЗПР второго класса.

При разработке игр и игровых упражнений нами были использованы методические рекомендации по развитию внимания А.А.Осиповой, Л.Н.Блиновой, по организации помощи слабоуспевающему ученику Н.П.Локаловой, по обучению русскому языку младших школьников с задержкой психического развития С.Г.Шевченко.

Для удобного использования в работе игры и игровые упражнения были нами распределены по изучаемым содержательным линиям предметной области «Русский язык»: «Система языка» (фонетика и графика, морфемика, морфология, синтаксис), «Орфография и пунктуация» и «Развитие речи».

Разработанный комплекс игр и игровых упражнений направлен на обеспечение своевременной психолого-педагогической помощи детям с задержкой психического развития и предназначен для развития внимания и повышения качества освоения содержания учебного материала на уроках русского языка и коррекционно-развивающих занятиях обучающихся с задержкой психического развития 8-9 лет.

Практическая значимость: материалы данной работы можно использовать учителям начальной школы, психологам, дефектологам для работы с детьми младшего школьного возраста по развитию у них свойств внимания и повышения качества обучения по русскому языку.

Игры для изучения раздела «Фонетика и графика»

1. Игра «Разведчик»

Цель: развитие концентрации, переключаемости, распределения внимания, повторение гласных и согласных букв.

Ребёнку предлагается таблица с 10 рядами по 10 букв в каждом с буквами с предложением вычеркнуть все гласные буквы за 3 минуты.

Варианты игры:

  1. вычеркнуть только согласные буквы;
  2. вычеркнуть буквы, которые показывают только глухие или звонкие согласные звуки;
  3. вычеркнуть гласные буквы, которые показывают мягкость или твёрдость согласного звука;
  4. вычеркнуть согласные буквы, которые показывают только мягкие или твёрдые согласные звуки.

Усложнение игры. Подчеркивать гласные, которые показывают мягкость согласного звука, вычеркивать гласные, которые показывают твёрдость согласного звука.

Рекомендации. Игру следует проводить регулярно, добиваясь всё более точного поиска нужных букв и снижению их пропусков. Результаты вносить в тетрадь индивидуальных достижений ученика, чтобы он мог видеть прогресс своей работы. (Возможно использование различных знаков, наклеек, символов и т.д.)

2. Игра «Беспорядок в алфавите»

Цель: развитие объёма, устойчивости внимания, повторение названий и порядок букв алфавита.

Оборудование: 4 таблицы по 6 рядов, в каждом ряду 6 клеточек, где в каждой клетке в случайном порядке разбросаны буквы от А до Я, секундомер и указка.

Инструкция: необходимо как можно быстрее найти и показать указкой все буквы по порядку.

Рекомендации. Работу можно начинать с одной-двумя таблицами, постепенно увеличивая количество таблиц, доводя работу с 4-мя таблицами сразу.

Варианты игры:

  1. найти все гласные или согласные буквы, идущие в алфавите по порядку;
  2. найти все буквы звонких или глухих согласных, следующих в алфавитном порядке.

Усложнение игры. Найти все буквы от Я до А.

3. Игра «Счёт наоборот»

Цель: развитие устойчивости, распределения и переключения внимания, повторение порядка букв алфавита.

Оборудование: таблица с 11 рядами по 6 клеток с буквами алфавита и цифрами от 1 до 33, написанными вразброс, указка и секундомер.

Инструкция. Перед учеником вертикально на столе устанавливается двухцветная таблица, дается указка и сообщается инструкция: «На таблице 33 буквы от А до Я и 33 числа от 1 до 33. Нужно показывать и называть буквы в алфавитном порядке, а числа в убывающем порядке от 33 до 1. Необходимо вести счет попеременно: сначала называть букву, потом цифру, пока счёт не будет окончен.

4. Игра «Загадка»

Цель: развитие устойчивости, распределения и переключения внимания, повторение деления слов на слоги.

Инструкция. Прочитай загадку по слогам в порядке возрастания цифр. Напиши отгадку.

(Правильный ответ. Этот конь не ест овса, вместо ног два колеса. Сядь верхом и мчись на нём, только лучше правь рулём. (Велосипед)

Рекомендации. Можно зашифровывать любую загадку аналогичным способом.

5. Игра «Секретное письмо»

Цель: развитие устойчивости, распределения и переключения внимания, повторение правил написания предложения.

Инструкция. Расшифруй русскую народную пословицу. Каждой букве соответствует определённый знак.

(Правильный ответ. Нет скуки, когда заняты руки.)

6. Игра «Если буква заблудилась»

Цель: развитие сенсорного (слухового внимания), устойчивости внимания, наблюдательности, различение замены букв и значения слов.

Инструкция. Ученику предлагается прочитать стихотворение, узнать, какой звук заблудился и исправить ошибку.

7. Игра «Наборщик»

Цель: развитие сенсорного (зрительного внимания), концентрации, умения составлять слова по заданной инструкции.

Оборудование: слоговая таблица, в которой указаны все варианты слогов с согласными и гласными буквами.

Инструкция. Педагог ведёт указкой по таблице, показывая последовательность прочтения слогов, ученик следит глазами за движением указки и, молча, прочитывает слово. По просьбе педагога: «Назови слово» ученик называет получившееся слово.

Усложнение игры. Показывать можно целое предложение из слогов для прочтения ученику.

8. Игра «Запрещённый звук»

Цель: развитие сенсорного (слухового внимания), концентрации внимания, умения вычленять звуки в словах.

Инструкция. Педагог называет разные слова, ученик слушает внимательно, но как только в слове прозвучит определённый звук, например [б], ученику необходимо хлопнуть в ладоши. Например, столб, повар, бублик, планка, банка, обруч, папка, бабка, плинтус, блин, план, банан и др.

9. Игра «Найди слово»

Цель: развитие произвольного внимания, концентрации, устойчивости внимания, умения работать по инструкции.

Инструкция. Ученику необходимо выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые написаны до черты.

10. Игра «Читай по правилу»

Цель: развитие концентрации, распределения, произвольности внимания, умения сохранять инструкцию, повторение гласных и согласных звуков и букв.

Оборудование: текст для младшего школьного возраста.

Инструкция. Читай текст, называя вслух только те слова, которые начинаются с определённой буквы (например, с любой гласной либо согласной, либо с буквой глухого или звонкого согласного звука, либо с буквы парного согласного звука по звонкости-глухости и т.д).

Вариант игры: предложить прочитать текст, пропуская каждое второе слово.

11. Игра «Шифровка»

Цель: развитие произвольности внимания, памяти, закрепление знаний алфавита.

Инструкция. Расшифруй пословицу с помощью знаний порядка следования букв в алфавите. Запиши её. Если ученик будет испытывать затруднения, то ему необходимо предложить таблицу с алфавитом.

(Правильный ответ. Вежливость не купишь на базаре.)

Вариант игры: предложить ученику самому зашифровать любые слова.

12. Игра «Грамматическая математика»

Цель: развитие наблюдательности, произвольного внимания, концентрации, умения составлять слова по инструкции.

Инструкция. Запиши слова, используя математические знаки.

13. Игра «Расшифруй имя героя»

Цель: развитие объёма, концентрации, произвольности внимания, повторение правил правописания собственных имён существительных.

Инструкция. Выпиши из каждой строчки только те буквы, которые не повторяются.

(Правильный ответ. Гадкий утёнок)

Рекомендации: так можно зашифровать имя любого героя или целое предложение (послание от героя).

14. Игра «Словарное слово»

Цель: развитие объёма внимания, концентрации, закрепление правил правописания словарных слов.

Инструкция. Подчеркни каждую седьмую букву, считая слева направо, переходя из одного ряда в другой. Из подчеркнутых букв составь слово. Запиши его. Составь с данным словарным словом предложение.

(Правильный ответ.

Слово арбуз.)

15. Игра «Собери слова»

Цель: развить концентрацию, произвольность внимания, мышление, память, расширить словарный запас, развитие навыков самоконтроля при написании словарных слов.

Оборудование: карточка с зашифрованными словарными словами.

Инструкция. Вариант 1. Выпиши по очереди сначала только зелёные буквы, затем синие и черные. Собери из букв каждого цвета слова. Из получившихся слов составь предложение. Поставь в словах ударение.

Вариант 2. Найди и запиши слово в соответствии с планом.

(Правильные ответы: 1 рис. — заяц, берёза, собака; 2 рис. — месяц)

16. Игра «Найди слово»

Цель: развить концентрацию, произвольность внимания, мышление, расширить словарный запас.

Инструкция. Найди и закрась в каждой строчке слова-названия животных.

17. Игра «Скороговорка»

Цель: развитие оптико-пространственной ориентации, концентрации и произвольности внимания, правильного произношения.

Инструкция: следуя за стрелкой, прочитай скороговорку о животном, выучи её и произнеси чётко три раза.

(Правильный ответ. Шесть мышат в камыше шуршат.)

См. продолжение статьи

Игры развивают одни навыки и мешают другим

© 2021 Гвен Дьюар, доктор философии, все права защищены

Какая связь между видеоиграми и вниманием? Вызывают ли видеоигры проблемы с вниманием? Или они помогают детям сосредоточиться? Кажется, что оба верны.

Некоторые «экшн» видеоигры могут улучшить различные навыки визуального внимания и могут даже помочь детям с нарушениями чтения. Но есть и обратная сторона. Экшн-игры также могут препятствовать «упреждающему контролю», виду внимания, которое должно быть терпеливым, осторожным и устойчивым.

Вот подробности.

Распаковка концепции внимания

Что мы имеем в виду, когда говорим, что кто-то «обращает внимание»? Что мы имеем в виду, когда говорим, что у кого-то «хорошие навыки зрительного внимания»?

Внимание — это сосредоточение ваших умственных ресурсов на чем-то и избегание отвлекающих факторов. Но это довольно расплывчатое описание, не так ли? Если мы раскроем понятие внимания, мы обнаружим, что оно включает в себя ряд различных способностей.

Например, представьте, что вы спасатель, стоите на вышке и смотрите на многолюдный берег. Вы видите много людей в воде, но ваша работа — следить и за другими вещами. И вот вы видите его — спинной плавник акулы.

Он исчезает менее чем за секунду, но вы смогли заметить его и отметить его местонахождение. Если я попрошу вас указать место, где появился этот спинной плавник, вы будете достаточно точны.

Это один из видов навыка внимания — способность быстро замечать и находить выбранные объекты, которые ненадолго появляются в поле вашего зрения. Вот еще парочка:

Вы посещаете оживленный парк развлечений с несколькими детьми. Внезапно они бросаются прочь, каждый ребенок движется в другом направлении. Их сложно отличить в толпе, но удержать на виду удается. Психологи называют это «Отслеживание нескольких объектов».

Вы снова на пляже, спасатель просматривает воду в поисках акул и пловцов, попавших в беду. Но вы также должны следить за землей, потому что любители пляжного отдыха иногда совершают опасные или незаконные действия. При необходимости вы можете быстро переключить свое внимание с одного объекта на другой. Этот навык связан с тем, что психологи называют «переключением внимания» или «переключением задач».

Какое отношение эти способности имеют к видеоиграм?

Все три связаны с визуальным вниманием, а видеоигры являются визуальным средством. Но ясно, что это еще не все. Во многих видеоиграх это важные навыки для достижения успеха.

  • Игроки должны следить за полем зрения, переполненным отвлекающими факторами, и быстро находить специальные цели, когда они внезапно появляются.
  • Игроки должны пытаться отслеживать несколько объектов одновременно.
  • Игроки должны уметь быстро переключать внимание — переключать внимание с одной срочной задачи на другую.

Это особенно актуально для видеоигр-стрелялок — экшн-игр, цель которых состоит в том, чтобы игрок побеждал врагов с помощью дальнобойного оружия.

Так что, возможно, это не должно нас удивлять: люди, которые играют в видеоигры-стрелялки, как правило, обладают превосходными навыками внимания, связанными с полем зрения, отслеживанием нескольких объектов и переключением задач.

Задокументировано у взрослых (например, Bavelier and Greene 2019; Bediou et al. 2018; Qiu et al. 2018; Wu and Spence, 2013). Это было зарегистрировано и у детей.

Например, еще в 2010 году Мэтью Дай и Дафна Бавелье набрали 114 школьников в возрасте от 7 до 17 лет.

Примерно треть этих детей ранее играла в видеоигры-стрелялки. Остальным двум третям этого опыта не хватало. И это имело значение.

Дети, которые раньше играли в видеоигры-стрелялки, лучше замечали и находили объекты в поле зрения. Они также продемонстрировали улучшенную способность обращать внимание на несколько объектов одновременно.

Конечно, это просто корреляции. На основании таких исследований мы не можем сделать вывод, что видеоигры улучшают зрительное внимание.

Но исследователи также проводили контролируемые эксперименты.

Они набрали добровольцев без игрового опыта, а затем случайным образом поручили им играть в видеоигры «стрелялки» или «не стрелялки». Результаты?

Согласно различным исследованиям, люди, которым было поручено играть в динамичные видеоигры-стрелялки, улучшили свои результаты в задачах с полем зрения.

Они также улучшили свою способность отслеживать несколько объектов и быстро переключать внимание между задачами (Bediou et al 2018; Bavelier and Green 2019; West et al 2020; Ведечкина и Боргонови 2021).

Таким образом, исследователи сходятся во мнении, что мы можем улучшить определенные навыки визуального внимания, играя в видеоигры (Bediou et al 2018).

Могут ли видеоигры стимулировать внимание таким образом, чтобы это приносило пользу детям в учебе?

Интересная возможность заключается в том, что игры могут помочь детям улучшить свои навыки чтения.

В частности, исследования показывают, что дети с дислексией могут научиться читать быстрее.

Если это звучит надуманно, учтите, что люди с дислексией, как правило, с трудом переключают внимание с визуальных раздражителей на слуховые. Это делает стандартный подход к чтению — увидеть букву и представить звук, который она издает — очень сложным.

Как мы уже отмечали, видеоигры в жанре экшн, по-видимому, улучшают навыки переключения внимания или задач у игроков. Так что, возможно, игры могут принести пользу детям с дислексией (Harrar et al, 2014).

Где улики?

Многое из этого принадлежит Сандро Франческини и его коллегам. Они использовали имеющиеся в продаже, соответствующие возрасту экшн-игры (мини-игры из названия с рейтингом E, «Raving Rabbids от Rayman»), чтобы выяснить, могут ли экшн-игры улучшить скорость чтения у детей с дислексией.

В одном исследовании приняли участие 20 итальянских детей (10 лет) с дислексией. Они проверили внимание детей и способности к чтению, а затем попросили детей играть в видеоигры на ежедневных занятиях в течение двух недель.

Половине детей случайным образом поручили играть только в «боевые» игры — игры, включающие механику «стрелялки» (например, стрельба морковным соком по мультяшным кроликам) и множество непредсказуемых, быстро движущихся объектов в поле зрения игрока. .

Другая половина была случайным образом назначена играть только в игры, в которых не было этих функций.

После обучения видеоиграм исследователи повторно проверили навыки внимания и способности детей к чтению.

Были ли изменения? Да. И это были дети, которые играли action  видеоигры, показавшие наибольшие улучшения.

Мало того, что они лучше справлялись с тестами на внимание. Они также улучшили скорость чтения — без потери понимания прочитанного.

На самом деле их успехи в чтении превышали количество спонтанных улучшений в развитии, которые дети обычно достигают в течение года (Franceschini et al 2013).

Это было одно небольшое исследование, так что мы не должны делать поспешных выводов. На самом деле, когда исследователи из другой лаборатории провели аналогичный эксперимент на польскоязычных детях, им не удалось воспроизвести эффект (Łuniewska et al 2018).

Однако в последующих исследованиях Франческини и его коллеги сообщили о большем количестве таких успехов как у итальяноязычных, так и у англоязычных детей (Franceschini et al 2017; Franceschini and Bertoni 2019; Bertoni et al 2021).

Эти эксперименты подсказывают, почему некоторые дети не получают пользы от видеоигр в жанре экшн: исследования показывают, что крайне важно, чтобы дети развивали навыки видеоигр.

В двух исследованиях только дети, которым исполнилось 9 0025, владеющие видеоиграми, показали улучшение чтения (Franceschini and Bertoni 2019; Bertoni et al 2021).

Кроме того, есть признаки того, что возраст ребенка имеет значение. Если вы начнете играть в видеоигры в более раннем возрасте, у вас будет больше шансов развить улучшенные навыки переключения задач.

В исследовании 134 студентов университетов, проживающих в Сингапуре, исследователи сравнили три группы:

  • студентов, которые начали играть в видеоигры в возрасте до 12 лет
  • учеников, которые начали играть в видеоигры после 12 лет; и
  • студентов, которые никогда не играли в видеоигры.

Все три группы происходили из одинакового социально-экономического положения. Они набрали одинаковые баллы в тесте на когнитивные способности. А как насчет переключения задач?

Исследователи проверили способность участников переключаться между задачами и обнаружили, что группа «раннего старта» обладала лучшими способностями к переключению задач — лучше, чем как у «поздних» видеоигр, так и у людей, которые никогда не играли в видеоигры. совсем.

Напротив, группа «поздний старт» не продемонстрировала никаких преимуществ перед неигровыми игроками. Их навыки переключения задач существенно не отличались (Hartono et al 2016).

Итак, есть убедительные доказательства того, что видеоигры в жанре экшн могут улучшить определенные навыки внимания.

Кроме того, вполне возможно, что видеоигры в жанре экшн могут помочь детям с дислексией, но это исследование неоднозначно, и подробности еще не выяснены.

Как насчет недостатка? Есть ли доказательства того, что видеоигры могут вызывать проблемы с вниманием?

Лабораторные исследования показывают, что видеоигры в жанре экшн могут ухудшить внимание, которое является осторожным и устойчивым.

До сих пор мы говорили о нескольких аспектах внимания — обнаружении объектов в поле зрения, отслеживании нескольких объектов и переключении задач. Но есть и другие способы измерения внимания.

Представьте себе, например, эти сценарии.

  1. Вы едете по дороге, когда перед вами выбегает олень. Вы немедленно реагируете и избегаете столкновения.
  2. Вы едете по похожей дороге, но на этот раз вас предупреждают. Вы видите знак, предупреждающий вас о том, что пересечение животных является обычным явлением. В результате вы становитесь более бдительными, и когда в поле зрения внезапно появляется олень, вы реагируете даже быстрее, чем обычно.

В обоих случаях вы обращаете внимание. Но в первом примере вы не привлекаете ресурсы особого внимания до тех пор, пока 90 025 после 90 026 не появится животное. Психологи называют это «реактивным контролем».

Напротив, во втором примере вы «включили» ресурсы особого внимания  в   ожидание  что-то произойдет. Вы получаете информацию о том, чего ожидать, и используете эту информацию, чтобы активно направлять свои будущие ответы.

Это то, что психологи называют «упреждающим когнитивным контролем», и это особенно актуально для нашего повседневного определения «хороших навыков внимания». Вы читаете подсказки и используете их, чтобы стать более осторожными. Вы внимательно следите за конкретными событиями, даже если в данный момент ничего особенно интересного не происходит.

Так как же игра в экшн-видеоигры влияет на «упреждающий когнитивный контроль»? По-видимому, он имеет отрицательный  эффект.

Чтобы понять, что я имею в виду, рассмотрим недавний эксперимент, проведенный Робертом Уэстом и его коллегами на студентах колледжа, живущих в Айове.

Команда Уэста набрала 77 студентов, ни один из которых не увлекался видеоиграми. (Чтобы принять участие в этом исследовании, вы не могли иметь привычку играть в видеоигры более 5 часов в неделю.)

Исследователи начали с измерения базовых навыков внимания учащихся. Учащиеся выполняли задание «Поле зрения». Они также прошли тесты, которые измеряли их реактивный и проактивный контроль.

Затем наступил этап лечения. Каждый студент был случайным образом распределен в одну из четырех разных групп:

  • Группа видеоигр, в которой студенты играли в динамичный шутер от первого лица под названием «Нереальный турнир»;
  • Группа видеоигр по стратегии в реальном времени, в которой учащиеся играли в игру («Faster Than Light»), в которой отсутствует быстрый темп и механика шутера от первого лица, как в «Unreal Tournament»;
  • Группа видеоигр-симуляторов, в которой учащиеся играли в неактивную видеоигру «The Sims»; и
  • Контрольная группа без игр, в которой учащиеся не играли в видеоигры.

Студенты, распределенные по группам видеоигр (экшены, стратегии или симуляторы), приняли участие в 10 игровых сессиях в течение следующих нескольких недель, набрав в общей сложности около 9 часов игрового времени.

Студенты, приписанные к неигровой группе, жили своей обычной жизнью, без запланированных игровых сессий.

Когда фаза лечения была завершена, исследователи повторно протестировали студентов. Что случилось?

Ни в одной из игровых групп не было улучшений в реактивном управлении. Но по другим показателям выделялись дети, которые играли в экшн-игры.

В соответствии с предыдущими исследованиями, геймеры добились самых больших улучшений в задаче с полем зрения.

Но они также были единственной группой, в которой наблюдалось снижение упреждающего когнитивного контроля. Девять часов активных игр, по-видимому, ухудшили их навыки проактивного управления (West et al 2020).

Есть ли другие исследования, подтверждающие это?

Да. Например, еще в 2010 году Кира Бейли и ее коллеги сравнили поведение и активность мозга двух разных групп молодых людей:

  • группы, имевшей привычку играть в видеоигры более 40 часов в неделю, и
  • . группа, которая играла в видеоигры менее 2 часов в неделю.

Экспериментальных манипуляций в данном случае не было. Команда Бейли просто хотела узнать, коррелируют ли ранее существовавшие привычки людей в видеоиграх с различиями во внимании.

Итак, они попросили молодых людей выполнить задания, включающие как реактивный контроль, так и проактивный контроль. В то же время они измеряли активность мозга мужчин, записывая ERP мозга или потенциалы, связанные с событиями.

Что они нашли? Обе группы одинаково справились с задачами, требующими реактивного контроля. Их мозговая активность тоже выглядела одинаково.

Но когда дело дошло до упреждающего контроля, была явная разница.

Игроки с «большим объемом» (40+ часов в неделю) уступали игрокам с «низким объемом», и их мозговая активность демонстрировала меньше признаков концентрации внимания во время коротких интервалов «выжидания» в тестах (Bailey et al. и др., 2010 г.).

Значит, геймеры больше рискуют получить проблемы с терпеливым,

устойчивым вниманием? Какое внимание важно в классе?

Возможно.

В лабораторных тестах устойчивого внимания подростки, играющие в видеоигры, как правило, хуже успевают (Trisolini et al 2018; Petillit et al 2020). Они хорошо справлялись с мгновенным реактивным управлением — избегали столкновения, когда олень выбегал на дорогу. Они не очень хорошо справлялись с задачами, требующими постоянной бдительности.

Более того, есть свидетельства того, что время, проведенное за видеоиграми, связано с проблемами внимания в школе.

Эдвард Свинг и его коллеги отслеживали более 1300 американских детей в течение примерно 13 месяцев (Swing et al 2010).

Они попросили детей 3-5 классов следить за тем, сколько времени они проводят за видеоиграми. Эти подсчеты сверялись с отчетами их родителей.

Исследователи также попросили учителей оценить навыки внимания каждого ребенка в 4 разных временных точках в течение 13-месячного исследования.

Когда команда Свинга проанализировала результаты, они обнаружили слабую, но статистически значимую связь между видеоиграми и проблемами внимания, о которых сообщали учителя. И эта закономерность соответствовала идее о том, что видеоигры вызывают проблемы с вниманием.

Почему? Потому что дети, которые больше играли в начале исследования, в конце испытывали повышенные проблемы с концентрацией внимания. Это было верно даже после учета предыдущих проблем со вниманием учащихся. Учителя говорят, что со временем детям стало хуже.

Что на вынос?

Вывод: внимание — это не что-то одно. Это набор способностей, и можно быть лучше в одних из этих способностей и хуже в других.

Когда я пишу это в 2021 году, у нас есть довольно убедительные доказательства — экспериментальные доказательства — того, что вы можете улучшить определенные навыки визуального внимания, играя в видеоигры.

Как я уже отмечал в другом месте, также оказывается, что обучение видеоиграм может помочь вам развить определенные пространственные навыки.

И все это имеет смысл.

Эти игры вознаграждают игроков, которые могут быстро обнаружить движение в своем поле зрения; кто может отслеживать несколько быстро движущихся объектов; которые могут быстро переключать внимание между различными задачами.

Играя в эти игры, вы тренируетесь, и люди учатся на практике. Если мы попросим обучаемых выполнять задачи, аналогичные тем, которые они освоили в видеоигре, они, скорее всего, смогут перенести свои навыки в неигровой контекст.

Но, конечно, не каждый аспект жизни похож на экшн-игру. Есть очень важные навыки внимания, которые имеют мало общего с отслеживанием быстро движущихся объектов. Вместо этого они зависят от способности оставаться сосредоточенными в периоды относительной тишины или спокойствия. И это, возможно, именно то, где видеоигры в жанре экшн могут помешать нашей работе.

Насколько серьезно видеоигры влияют на внимание? Это важный вопрос, и я не думаю, что у нас достаточно информации, чтобы ответить на него.

В исследовании, проведенном Эдвардом Свингом, корреляция между видеоиграми и проблемами с вниманием была довольно скромной. Но в этом исследовании исследователи не углублялись — они не выясняли, в какие видеоигры на самом деле играют дети. Таким образом, анализ объединяет широкий спектр игр — в том числе образовательные игры, стратегические игры, игры-симуляторы — которые могли иметь очень разные эффекты.

Эксперимент группы Роберта Уэста более целенаправленный, но он не говорит нам, как вызванные игрой недостатки в упреждающем контроле могут повлиять на успеваемость ребенка в классе.

Так что нам действительно нужно больше исследований, чтобы разобраться в этом. Между тем, мы можем придерживаться уравновешенного, тонкого подхода к экшн-видеоиграм.

Не будет преувеличением сказать, что экшн-игры могут улучшить навыки визуального внимания, и эти навыки имеют ценность в реальном мире.

Но это не означает, что видеоигры в жанре экшн имеют только положительный эффект или что экшн-игры являются хорошей терапией для повышения устойчивости внимания в классе. Как и у большинства вещей в жизни, у экшн-игр есть обратная сторона. Мы должны осознавать, что есть как издержки, так и выгоды.

Подробнее о влиянии видеоигр

Интересуетесь влиянием видеоигр на пространственные навыки? См. мою статью о благотворном влиянии видеоигр на зрительное мышление.

Кроме того, ознакомьтесь со следующими статьями Parenting Science:

  • Жестокие видеоигры: каковы последствия?
  • Социальные эффекты видеоигр: игры, способствующие полезности
  • Дополнение к видеоиграм: научно обоснованное руководство

Ссылки: Видеоигры и внимание

Бейли К., Уэст Р. и Андерсон К.А. 2010. Отрицательная связь между опытом видеоигр и проактивным когнитивным контролем. Психофизиология. 47(1):34-42.

Бедью Б., Адамс Д.М., Майер Р.Э., Типтон Э., Грин К.С., Бавелье Д. 2018. Метаанализ воздействия видеоигр на восприятие, внимание и когнитивные способности. Психологический бык. 144(1):77-110.

Бертони С. , Франческини С., Пуччо Дж., Манкарелла М., Гори С., Факоэтти А. 2021. Видеоигры в жанре экшн улучшают контроль внимания и фонологическое декодирование у детей с дислексией развития. наук о мозге. 11(2):171.

Дейл Г., Джоссел А., Бавелье Д. и Грин К.С. Новый взгляд на когнитивную нейробиологию видеоигр. Энн Н.Ю. Академия наук. 1464(1):192-203.

Dye MWG, Green CS и Bavelier D. 2009. Развитие навыков внимания у игроков в видеоигры. Нейропсихология, 47, 1780-1789.

Франческини С. и Бертони С. 2019. Улучшение способностей к видеоиграм увеличивает скорость фонологического декодирования и фонологическую кратковременную память у детей с дислексией развития. Нейропсихология. 130:100-106.

Франческини С., Гори С., Руффино М., Виола С., Молтени М. и Факоэтти А. 2013. Видеоигры в жанре экшн помогают детям с дислексией читать лучше. Текущая биология.

Франческини С., Тревизан П., Ронкони Л., Бертони С., Кольмар С., Дабл К., Факоэтти А., Гори С. 2017. Видеоигры в жанре экшн улучшают способности к чтению и переключение внимания с визуального на слуховое у англоязычных детей с дислексией. Научный отчет 7 (1): 5863.

Харрар В., Таммам Дж., Перес-Беллидо А., Питт А., Стейн Дж., Спенс С. Мультисенсорная интеграция и внимание при дислексии развития. Карр Биол. 2014 11 фев. pii: S0960-9822(14)00062-1.

Hartanto A, Toh WX, Yang H. 2016. Возраст имеет значение: влияние возраста начала игры в видеоигры на способность переключаться между задачами. Atten Percept Psychophys. 78(4):1125-36.

Петилли М.А., Ринальди Л., Трисолини Д.К., Гирелли Л., Веккио Л.П., Дайни Р. 2020. Насколько сложно подросткам удерживать внимание? Дифференциальные эффекты видеоигр и спорта. Q J Exp Psychol (Хоув). 73(6):968-982.

Steenbergen L, Sellaro R, Stock AK, Beste C, Colzato LS. 2015. Видеоигры в жанре экшн и когнитивный контроль: игра в шутеры от первого лица связана с улучшенным каскадированием действий, но не с торможением. ПЛОС Один. 10(12):e0144364.

Swing EL, Gentile DA, Anderson CA и Walsh DA. 2010. Воздействие телевидения и видеоигр и развитие проблем с вниманием. Педиатрия. 126(2):214-21.

Trisolini DC, Petilli MA, Daini R. 2018. Связаны ли видеоигры с устойчивым вниманием подростков? Q J Exp Psychol (Хоув). 71(5):1033-1039.

Уэст Р., Свинг Э.Л., Андерсон К.А., Прот С. 2020. Контрастные эффекты экшн-видеоигры на визуально-пространственную обработку и упреждающий когнитивный контроль. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 17(14):5160.

Содержание раздела «Видеоигры и внимание» последнее изменение 6/2021

Части этого текста взяты из более ранней статьи того же автора.

заглавное изображение маленького ребенка и отца от Душана Петковича / Shutterstock

изображение акулы от ap-images / istock

изображение переполненного парка развлечений от luvemakphoto / istock

изображение пляжа от luvemak / istock

изображение двух мальчики, играющие в видеоигры, вырезаны из фотографии monkeybusinessimages / istock

иллюстрация ЭЭГ и ERP, вырезанная из изображения, сделанного VectorMine / istock. Обучение в игре: видеоигры в образовании

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Green, C. Shawn,

‘The Perceptual and Cognitive Effects of Action Video Game Experience’

,

in Fran C. Blumberg (ed.)

, 900 Gaming by Playing:

в образовании

(

New York,

2014;

online edn,

Oxford Academic

, 24 Mar. 2015

), https://doi.org/10.1093/acprof:osobl/9780199896646. 003.0003,

по состоянию на 5 февраля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicОбучение в игре: видеоигры в образованииПсихология развитияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicОбучение в игре: видеоигры в образованииПсихология развитияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В этой главе рассматривается влияние видеоигр на зрение, внимание и когнитивные способности детей. Сначала в нем дается обзор видеоигр в жанре экшн, а затем мы переходим к обсуждению доказательств того, как такие игры влияют на пространственные и временные характеристики/разрешение зрения и внимания, способность внимания и распределение ресурсов внимания, а также на исполнительные функции игроков. Затем рассматриваются нейронные механизмы, которые могут лежать в основе улучшенных навыков внимания, наблюдаемых у игроков в видеоигры. В нем также исследуется влияние опыта видеоигры на экзогенное внимание, а также точка зрения, которая связывает перцептивные и когнитивные эффекты опыта видеоигры с увеличением скорости интеграции перцептивной информации. Глава завершается изложением уроков видеоигр в жанре экшн для образовательных игр как инструментов обучения в классе.

Ключевые слова: видеоигры, дети, детское зрение, внимание ребенка, когнитивные способности ребенка, способность к вниманию, исполнительные функции, экзогенное внимание, развивающие игры, обучение в классе

Тема

Психология развития

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>