Арт терапия в психокоррекции: Тема 12. Арттерапия как метод психокоррекции

Содержание

Тема 12. Арттерапия как метод психокоррекции

7

Арт-терапи́я — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое.

Арттерапевтические занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческому самовыражению — с другой. В процессе творчества пациент гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. Арттерапевтические произведения способствуют прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для больных, которые не могут «выговориться», потому что выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают проговаривание переживаний.

В процессе творчества ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате пациент правильнее и реальнее оценивает свои ощущения окружающего мира. Методы арт-терапии базируются на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит скульптуру. Причем используются элементарные художественные средства, а для участия в арт-терапии не требуется предыдущего опыта в творческой деятельности. Впервые этот термин был использован Адрианом Хиллом в 1938 г. и вскоре получил широкое распространение. В настоящее время им обозначают все виды занятий искусством, которые проводятся в больницах и центрах психического здоровья. Эффективность применения искусства в контексте лечения основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне.

Психотерапевты отмечают положительное влияние арт-терапии не только на улучшение общего физического и психического состояния больных, но также и на избавление их от психосоматических нарушений. Объективность этих данных подтверждается психофизиологическими исследованиями (Лебедева, Киселева, 2001).

В процессе арт-терапии изменяется отношение человека к собственному прошлому травматическому опыту, переживаниям и болезням, а достигнутый психотерапевтический эффект выражается в упорядочивании психосоматических процессов.

Изобразительная деятельность позволяет достичь состояния психического комфорта. При этом «художник» превращается в «зрителя», дистанцируясь от проблемы, как бы наблюдая ее со стороны. Таким образом, техника «рассказа в картинках» помогает рассмотреть какую-либо проблему в динамике, воссоздать цепочку обстоятельств и поступков. Пациент осознает свое отношение к происходившему и может изменить это отношение.

Данная техника имеет особую ценность в работе с лицами, которые затрудняются дать вербальное описание событий и чувств (Гудман, 2000).

Обычно и дети и взрослые с удовольствием описывают словами то, что они нарисовали. Главная задача арт-терапевта в этой своеобразной изобразительной игре (Валкер, 2001) — помочь пациенту:

• в вербализации осознанного материала и связанных с ним переживаний;

• в осмыслении тех символических образов, которые воспринимаются им как опасные для него;

• в формировании у него новых интересов, значимых для его дальнейшего психосоциального развития.

Наряду с терапевтическим значением техника «рассказа в картинках» имеет большую диагностическую ценность. С ее помощью можно получить гораздо больше информации, чем с помощью многочисленных бесед с пациентом в*течение нескольких месяцев. Особенно важно, что приоритет в интерпретации рисунков принадлежит их автору. Иными словами, при такой диагностике психолог предоставляет инициативу пациенту и опирается на его систему значений. Нужно предложить пациенту изобразить, что изменилось в нем самом и в семье, когда он заболел. Тематические задания для серии рисунков могут быть следующими. Нарисуйте и расскажите:

• Как вы узнали о своей болезни?

• Что изменилось в вас, когда это произошло?

• Нарисуйте самые страшные представления о своей болезни.

• Нарисуйте, что будет, когда болезнь пройдет.

• Нарисуйте себя здоровым и сильным.

• Нарисуйте себя в будущем.

Исходя из особенностей рисунков, можно предположить, на чем сфокусированы реакции пациента: на чувствах или на проблеме. В первом случае в рисунках отражается страх смерти, страх боли в связи с медицинскими процедурами и т. д. Для второй группы характерно изображение различного медицинского оборудования, больничных помещений и т. д.

Арт-терапевту важно понять истинные причины переживаний пациента. С помощью соответствующих вопросов специалист должен прояснить, объективировать изображение и понять заключенный в нем смысл. Это помогает выбрать адекватную арт-терапевтическую стратегию.

Арт-терапия предоставляет участникам высокую степень свободы и самостоятельности. Поощряется спонтанный характер творческой деятельности. Участники определяются с замыслом, выбирают форму, материалы, цвета в соответствии с выбранной темой, сами контролируют последовательность действий. За участником остается право выбирать меру участия в групповой работе. Творчество, как известно, само по себе обладает целительной силой.

Анализ современных исследований по терапии искусством объясняет полезность этого метода для лечебных целей тем, что он:

1. Предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения.

2. Ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выразить с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры.

3. Дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться пациентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию. Кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений.

4. Позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения.

5.

Помогает укрепить терапевтические взаимоотношения. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств.

6. Способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка. Рисование, живопись красками и лепка приводят к необходимости организовывать формы и цвета.

7. Развивает и усиливает внимание к чувствам. Искусство возникает в результате творческого акта, который дает возможность прояснить зрительные и кинестетические ощущения и позволяет экспериментировать с ними.

8. Усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.

9. В процессе проведения группы позволяет разрешать конфликты между членами группы и помогать им в достижении гармонии.

Недостатком терапии искусством является то, что крайне личностный характер заданий может стимулировать нарциссизм и уход в себя, а не приводить к раскрытию и установлению контактов. И хотя для большинства людей искусство есть достаточно безопасный способ выражения чувств, некоторые люди очень сопротивляются самовыражению при помощи искусства.

Занятия могут быть структурированными или неструктурированными.

Для первых характерна заданность темы и/или изобразительных средств. Однако содержание творческой деятельности, форма воплощения задуманного, темп работы определяются самим участником.

На неструктурированных занятиях участники самостоятельно выбирают тему, материалы, инструменты.

На занятиях зачастую используются музыка, пение, движение, танец, драма, поэзия, сочинение историй и т. д. Такие формы, когда одновременно сочетаются различные способы творческого самовыражения, принято называть мультимедийными. В структуре каждого занятия можно выделить две основные части.

Первая — невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения — рисунок (живопись). Вторая — вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. Она предполагает вербальную интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций.

В арт-терапии сложились различные подходы к отбору и классификации тем для занятий. Обшепризнана классификация, предложенная Liebmann (1996):

• темы, связанные с освоением изобразительных материалов;

• общие темы, позволяющие исследовать широкий круг проблем и переживаний участников группы;

• темы, связанные с исследованием системы отношений, образа Я;

• темы, имеющие особую значимость при парной работе участников группы, а также темы, предназначенные для работы с семьями;

• темы для совместной изобразительной деятельности участников группы.

Эффективные арт-терапевтические формы должны соответствовать следующим требованиям:

— нацеленность на длительный эффект, что подразумевает не только их

способность вызывать изменения, но и поддерживать эти изменения

длительное время — они не должны носить слишком рациональный

характер, так как последнее препятствует развитию эмоционального

процесса;

— вселять чувство надежды — преодоление трудностей, исцеление от боли,

успешное применение терапевтических стратегий;

— предоставлять успешный опыт в процессе преодоления препятствий;

— трансформировать эмоции, используя соответствующие символы;

— пробуждать сильные и глубокие эмоции.

«АРТ-ТЕРАПИЯ, КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ».

Автор: Хавшабо Елена Ивановна

Сегодня перед всеми детскими образовательными учреждениями стоит задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся. Её успешная реализация предполагает широкое использование разнообразных методик и технологий. К категории эффективных методик можно выбрать арт-терапию.

 Использование искусства как терапевтического фактора вполне доступно для педагога. Арт-терапевтические занятия можно рассматривать как одну из инновационных форм работы с детьми.

Термин “Арт-терапия” (буквально – терапия искусством) был введен А. Хиллом еще в (1938 году) 

 «Арт-терапия» (art – искусство, arttherapy – терапия искусством) означает «лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психического состояния». [Интернет – энциклопедия «Википедия», wikipedia.dn.ua]

Одним из средств  ознакомления ребенка с искусством в целом является арт-педагогика – это объединение областей (искусства и педагогики) определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики процесса художественного развития детей. Иначе говоря, терапевтическое рисование в общепринятом понимании. Это деликатная возможность по­наблюдать за ребенком в процессе спонтанного творче­ства, приблизиться к пониманию его интересов, увидеть его внутренний мир.

В настоящее время это направление привлекает к себе все большее внимание. Причины этого кроются в “мягкости” самого процесса врачевания. Арт-терапия нравится детям, поэтому эти занятия лишены элемента принуждения, психотерапия без принуждения гораздо эффективнее.

Назначение арт-терапии, это оздоровление психики ребенка через творчество.

Средства реабилитации: сказкотерапия, куклотерапия, маскотерапия, игротерапия, цветотерапия, изотерапия (рисование, лепка из глины, пластилина, теста),  релаксация терапия.

Процесс познания ребенком окружающего мира и собственных возможностей в нем подобен сказочной дороге, полной неожиданных сюрпризов и приключений. А проводник на этой дороге чуткий и понимающий  педагог. Таким образом, арт-терапия  в дошкольных образовательных учреждениях – это не просто метод коррекции посредством художественного творчества, а это процесс от которого он получает удовольствие, а так же является одним из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми. Таким образом, изобразительная деятельность является мощным средством сближения детей. Это особенно ценно при затруднении в налаживании контактов, использование арт– терапевтических методов позволяет изменить напряженное психоэмоциональное состояние ребенка, сформировать положительную мотивацию к художественным видам деятельности , создать эмоционально — благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных, положительных эмоций, в целом благоприятно влиять на психоэмоциональное состояние ребенка.

При использовании арт-терапии предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование акварельными красками, карандашами, восковыми мелками, специальные краски для работы руками, лепка из теста, глины, поделки из бумаги, ткани, природного материала. Дети учатся корректному общению, сопереживанию, бережному взаимоотношению со сверстниками. Складываются доверительные, доброжелательные отношения с педагогом, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения. В процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций. Интересно отметить, замкнутые, стеснительные дети, с осторожностью прикасавшиеся к краскам, но, глядя на остальных, преодолевали свою неуверенность. Отметим, что от занятия к занятию взаимодействие участников становилось все активнее. Особенно это проявлялось в процессе создания парных и коллективных работ. В целом происходит личностный рост ребенка, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

 

Арт-терапия способствует гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивает коррекцию психоэмоционального состояния ребенка посредством соприкосновения с искусством.

[PDF] Арт-терапия как средство психокоррекции и коррекционно-образовательной поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья

  • title={Арт-терапия как средство психокоррекционной и коррекционно-педагогической поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья}, автор={Удодов А. Г., Семенов Д.В., Дубровинская Е.И., Феофанов В.Н., Петрова Е.А., Романова А.В., Наумова А.О.}, журнал = {Ла Пренса Медика Аргентина}, год = {2019} }
    • Удодов А.Г., Семенов Д.В., Наумова А.О.
    • Опубликовано в 2019 г.
    • Психология, медицина
    • La Prensa Medica Аргентина

    Исследование посвящено возможностям психолого-педагогической арт-терапии как одного из методов реализации поддержка инвалидов разного возраста (в первую очередь детского) в условиях инклюзивного образования. В исследовании представлены результаты апробации арт-терапевтических технологий и их коррекционного воздействия в процессе работы с детьми с интеллектуальными и эмоционально-волевыми системами. Научно обоснованная методология… 

    View via Publisher

    web.archive.org

    SHOWING 1-10 OF 57 REFERENCES

    SORT BYRelevanceMost Influenced PapersRecency

    Psychological indices of social safety of children with disabilities

    • P. Kislyakov
    • Psychology

    • 2017

    Целью данной работы является исследование психологических показателей социальной безопасности детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере детей с интеллектуальными нарушениями). В документе подчеркивается следующее…

    Современные подходы к профилактике и коррекции синдрома адвоката у спортсменов

    • Шмелева С.В., Юнусов Ф.А., Юс М.С., Сеселкин А.И., Завалишина С.Ю. предпатологический процесс, развития которого спортсмену лучше не допускать, а при его появлении необходимо быстро и правильно устранить это состояние.

      Динамика показателей опорно-двигательного аппарата дошкольников со сколиозом I-II степени на фоне лечебной физической культуры

      • Бикбулатова А.
      • Медицина

      • 2017

      В данном исследовании изучена динамика морфофункциональных особенностей опорно-двигательного аппарата детей 5-6 лет со сколиозом I-II степени на фоне регулярного лечебная физкультура отслеживается.

      Динамика активности тромбоцитов у детей 5-6 лет со сколиозом на фоне ежедневного ношения лечебно-профилактической одежды в течение полугода

      • Бикбулатова А., Андреева Е.
      • Медицина

      • 2017

      Можно считать, что ежедневное ношение разработанной лечебно-профилактической одежды в течение полугода может обеспечить снятие сколиотических явлений и снижение уровня активности тромбоцитов у детей со сколиозом.

      Влияние продолжительных и регулярных занятий в секции рукопашного боя на агрегативную активность тромбоцитов лиц первого зрелого возраста

      • Медведев И.
      • Медицина

      • 2017

      У лиц, избегавших физических нагрузок, отмечалось повышение агрегации тромбоцитов в первом зрелом возрасте, хотя они не могли предъявлять жалоб на свое здоровье, и значимость различий в определяют период агрегации тромбоцитов по сравнению с его величиной у 22-летних.

      Некоторые аспекты лечения больных с дислипидемией на фоне артериальной гипертензии

      • Скорятина И.А., Завалишина С.Ю., Макурина Он., Мал Г.с., Гамолина Ов
      • Медицина

      • 2017

      В литературе подтверждено, что эффективное снижение уровня артериального давления и устранение дислипидемии являются основой лечения и профилактики атеросклероза, и необходимо повышенное внимание к одновременному проведению гиполипидемическая и гипотензивная терапия.

      Восстановление физиологической активности тромбоцитов у новорожденных телят с железодефицитом

      • Завалишина С.
      • Медицина

      • 2017

      В результате применения комбинации ферроглюкина, полизона и крезацина у новорожденных телят с дефицитом железа удалось получить выраженное повышение антиоксидантной защиты плазмы крови, достоверное снижение в ней липидов ‘ процессы перекисного окисления при нормализации активности тромбоцитов.

      [Функциональная активность тромбоцитов у клинически здоровых пожилых людей].

      Есть основания полагать, что для лиц пожилого возраста повышенная активность тромбоцитов в сочетании с нарастанием субклинической формы заболевания, прогрессированием процессов старения во всем организме и воздействием неблагоприятных факторов внешней среды имеет важное значение в формировании условий для повышения риск проявления сердечно-сосудистых заболеваний.

      Влияние экспериментального развития артериальной гипертензии и дислипидемии на внутрисосудистскую активность тромбоцитов крыс

      • I. Skoryatina, S. Zavalishina
      • Биология

      • 2017

      . у крыс постепенно ослабляла антиоксидантную защиту плазмы крови и тромбоцитов и усиливала в них процессы ПОЛ, что усиливало в них перекисное окисление липидов.

      Исследование ранних нарушений при сосудистом гемостазе при экспериментально индуцированном метаболическом синдроме

      • I. Skoryatina, S. Zavalishina
      • Биология

      • 2017

      под экспериментальным по прогнозам. У слабого прогрессирующего прогнозирования. антиагрегационная, антикоагулянтная и фибринолитическая способности эндотелия сосудов за счет угнетения продукции простациклина, оксида азота, антитромбина III и тканевого активатора плазминогена в сосудах с одновременным увеличением массы тела крыс и развитием биохимических нарушения, характерные для метаболического синдрома.

      Королева Н.И., Воспитанник И.В., Харитонова Т.С. Роль арт-терапевтических методов в позиционировании личностной Я-концепции

      Роль арт-терапевтических методов в позиционировании Я-концепции личности
      Королева Наталья Ивановна , кандидат педагогических наук, доцент, Воспитанник Ирина Владимировна , кандидат психологических наук, Харитонова Татьяна Сергеевна , старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный экономический университет


      Реферат

      В статье раскрывается содержание понятия «Я-концепция» личности. Я-концепция представляет собой сложное образование, включающее образ Я (набор определенных качеств и характеристик) и собственное отношение к этим качествам (самоуважение). По К. Роджерсу, в структуру Я-концепции входят Я-реальное (каким человек видит себя на основе объективных характеристик своей жизнедеятельности), Я-идеальное (каким он хотел бы себя видеть) и зеркало себя (как его видят другие). Относительная согласованность этих трех компонентов позволяет человеку быть достаточно напористым. Поэтому важнейшей психолого-педагогической задачей является формирование положительной Я-концепции личности. Для этого используются приемы арт-терапии, которые мы применяли в процессе освоения студентами психологических дисциплин и получили результаты. Научная новизна исследуемой проблематики заключается в попытке проанализировать ведущие теоретические подходы к понятию «Я-концепция» и способы работы с образом-Я человека в контексте арт-терапии. Практическая значимость данного исследования прослеживается в разработке и реализации идеи арт-терапевтического обучения в студенческой группе — оно строится в соответствии с выбранными нами механизмами позитивности Я-концепции. Полученные нами данные служат материалом для дальнейших исследований в области психологии личности, а также позитивной жизни личности с помощью арт-терапии (и непосредственно юнгианского подхода арт-терапевтического подхода).
      Ключевые слова : Я-концепция, образ-Я, способы постулирования Я-концепции, арт-терапевтические методы, изотерапия, социально-психологический тренинг, направленный на формирование Я-концепции личности.


      Литература

      1. Бернс Р. (1986), Развитие Я-концепции и образование , Прогресс, Москва.
      2. Бетенский М. (2012), Что вы видите: Новые методы арт-терапии , ЭКСМО-Пресс, Москва.
      3. Бурно, Мэн (2012), Терапия творческим самовыражением , Академический проект, Москва.
      4. Копытин А.И. (2009), Основы арт-терапии , Лань, Санкт-Петербург.
      5. Королева Н.И. и Воспитанник И.В. (2012), Психология: наука и профессия: учебник , СПб.
      6. Лебедева Л.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>