2 содержание процесса социализации: Фазы и содержание процесса социализации

Содержание процесса социализации

1.01.2012

Социализация –  это процесс включения личности в систему общественных связей и отношений, овладение и принятие общественно приемлемых форм поведения, норм, ценностей, в результате чего личность становится полноправным членом общества.


Подразумевается, что в процессе социализации происходит превращение изначально асоциального субъекта в социальную личность. Благодаря социализации люди учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация идет повсеместно и непрерывно в процессе своего физического и психологического развития. Особенно значимым по своим результатам и последствиям являются первые 15–25 лет.

Параметры социализации:
1) содержание процесса социализации:

  • усвоение социальных норм, умений, стереотипов;
  • формирование социальных установок и убеждений;
  • вхождение индивида в социальную среду;
  • приобщение индивида к системе социальных связей;
  • самоактуализация «Я» личности;
  • усвоение индивидом социальных влияний;
  • социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами;

2) широта социализации, т. е. количество сфер, в которых смогла приспособиться личность. Основными сферами социализации, для которых характерно расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром, являются:

  • сфера деятельности;
  • общения;
  • самосознания;

3) источники социализации:

  • передача культуры через социальные институты;
  • взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;
  • первичный опыт, который связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;

4) факторы социализации:

  • материальные, психологически значимые факторы социальной среды, которые сопровождают человека всю жизнь (политические, экономические, жилищные, финансовые, бытовые и прочие факторы) и обусловленные преобладающими в среде общения человека особенностями. Эти факторы всегда своеобразны для каждого индивида;
  • социально-психологические факторы социальной среды – это психологические особенности людей, постоянно окружающих человека в жизни (члены семьи, друзья, одноклассники и т. д.). Однако, иногда случайные непродолжительные контакты с людьми оказывают на индивида более сильное влияние, чем постоянные контакты. Особенно сильные социально-психологические влияния человек испытывает при получении образования, ориентированного на помощь ему в социализации;
  • фактор собственной социальной активности человека.

5)

механизмы социализации:

  • имитация, подражание;
  • идентификация;
  • руководство и др.

6) институты социализации (политические, экономические, воспитательные институты, семья, детские дошкольные учреждения, школа, трудовой коллектив, неформальные группы, партии).

Основные социально-психологические условия социализации:
а) свобода выбора в сочетании с ответственностью за последствия выбора социализации;
б) доступно-напряженный психологический путь социализации, ведущий не только к свободе общения и поведения, но и к повышению статуса в результате образования;
в) осознанности выбора путей и способов самосоциализации;
г) помощь в осуществлении выбора пути социализации в подростковом и юношеском возрасте;
д) раннее включение личности в социально активную деятельность и получение социального опыта;
е) благоприятная социальная среда в основных институтах социализации личности, таких как семья, школа, ВУЗ, трудовой, досуговый коллектив;

ж) динамичность жизни в группах, в которых происходит социализация личности.

Ключевые слова: Социализация

Источник: Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

Материалы по теме

Социализация юношества

Обозов Н.Н., Возрастная психология

Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация

Столяренко Л.Д., Основы психологии

Функции социальных институтов

Фролов С.С., Основы социологии

Социализация: смысл термина и назначение

Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных…

Социологическая теория Эмиля Дюркгейма

Юрьева Л.Н., История. Культура. Психические и поведенческие расстройства

Социальная ситуация развития подростка

Кагермазова Л. Ц., Возрастная психология

Процесс социализации личности

Тертель А.Л., Психология. Курс лекций

Психологические аспекты социализации личности

Основы психологии и педагогики: учеб.-метод. пособие для студентов 2 курса всех факультетов…

Основное содержание процесса социализации Личности

Социализация Личности – процесс развития Личности, становление образа «Я». Социализация есть только в человеческом обществе, развитие Личности происходит в социализации.

Социализация – освоение социального опыта, смыслов, культуры, значений.

1. Социологический подход к трактовке социализации. Усвоение социального опыта – ролей, установок. Социальная среда влияет на человека, но здесь нет обратного влияния.

2. Психологический подход. Социализация понимается как двухстороннее усвоение человеком социального опыта, и воспроизводство человеком этого опыта в своей активной Деятельности.

Социализация происходит в 3 основных сферах:

1. Деятельность. Овладение человеком разными видами Деятельности (на каждом этапе онтогенеза есть ведущая Деятельность, прохождение каждого этапа ведет к развитию).

2. Общение. Освоение человеком разных видов общения.

3. Самосознание. Леонтьев. 2 этапа рождения Личности: 2 – 3 года – выделяет ребенка как отдельное существо; подростковый возраст – меняется мировоззрение. Становление в человеке образа его Я. Его развитие в ходе социализации – это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона Деятельности и общения. Его развитие немыслимо вне Деятельности.

Общей характеристикой всех этих сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

Овладение разными видами Деятельности, разными видами общения и формирование самосознания является итогом социализации, является идентичность Личности.

Идентичность (Эриксон) – это тождественность Личности самой себе, формирование стабильного образа «Я», которым человек адекватно и стабильно пользуется в жизненных ситуациях.

Если образ сформировался, то человек зрел.

Противоположностью является спутанная идентичность. Человек плохо представляет, что для него возможно, а что нет, нет понимания своего ресурса.

Три основные стадии:

  1. Дотрудовая. Охватывает весь период жизни человека до начала трудовой Деятельности:
    • ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу;
    • стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения.
  2. Трудовая. Охватывает период зрелости человека. Это весь период трудовой Деятельности человека.
  3. Послетрудовая. Представляет собой сложный вопрос. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах.

Процесс социализации идет через институты социализации и агенты.

Институты социализации – это та социальная группа, которая передает человеку часть социального опыта. Семья, детские дошкольные учреждения, школа, вуз, трудовой коллектив.

Все они обеспечивают человеку условия для освоения опыта (это их задачи).

У каждого института имеются специфические функции:

1. Семья:

  • формирование базовых установок;
  • обеспечение психологической поддержки, принятие ребенка, где формируется базовое доверие к миру.

2. Школа:

  • дает объективную оценку;
  • систематизация знаний, научные знания;
  • обеспечение развития самостоятельности и гражданской позиции.

Агенты социализации – конкретные люди, отвечающие за социализацию (родители, учителя и т.д.).

Значение процесса социализации для интеграции ребенка в общество

Автор

Перечислено:

Зарегистрирован:

    Abstract

    Социализация представляет собой интерактивный процесс общения, который включает в себя как индивидуальное развитие, так и личностные влияния, а именно личное восприятие и интерпретацию всех социальных сообщений, а также динамику и содержание социальных влияний. Таким образом, социализация представляет собой сложный процесс, в основе которого лежит теория социального научения, научение в котором является основополагающим механизмом усвоения социального опыта. Сохраняя известную автономию, человек и общество образуют неразрывное единство, а общество порождается отношениями между его членами. Термин социализация выражается в литературе через социальное обучение, культуру и т. д. Все эти термины имеют значение процесса, посредством которого маленький ребенок очеловечивается, приобретая человеческое поведение. Для того чтобы процесс социализации доказал свою эффективность, он должен развивать у личности способность к самовоспитанию, управлять собой, различать добро и зло, уметь выбирать между отрицательно оцениваемыми обществом нравственными установками. и те, которые допускают адекватное социальное сожительство.

    Предлагаемое цитирование

  • Мария Пескару, 2018 г. « Важность процесса социализации для интеграции ребенка в общество », Статьи RUS, Revista Universitara de Sociologie, vol. 0(2), страницы 18-26, декабрь.
  • Обработчик: RePEc:aar:jurnal:v:n:y:2018:i:2:a:2

    как

    HTMLHTML с абстракциейпростой текстпростой текст с абстракциейBibTeXRIS (EndNote, RefMan, ProCite)ReDIFJSON

    Скачать полный текст от издателя

    URL-адрес файла: http://www. sociologiecraiova.ro/revista/wp-content/uploads/2018/12/02.-MARIA-PESCARU-THE-IMPORTANCE-OF-THE-SOCIALIZATION-PROCESS-FOR-THE- ИНТЕГРАЦИЯ-РЕБЕНКА-В-ОБЩЕСТВО-PP.-18-26.pdf
    Ограничение на скачивание: no
    —>

    Подробнее об этом товаре

    Ключевые слова

    социализация; интеграция; образование; навыки общения; социальное обучение.;
    Все эти ключевые слова.

    Статистика

    Доступ и загрузка статистики

    Исправления

    Все материалы на этом сайте предоставлены соответствующими издателями и авторами. Вы можете помочь исправить ошибки и упущения. При запросе исправления укажите дескриптор этого элемента: RePEc:aar:jurnal:v:n:y:2018:i:2:a:2 . См. общую информацию о том, как исправить материал в RePEc.

    По техническим вопросам, касающимся этого элемента, или для исправления его авторов, названия, реферата, библиографической информации или информации для загрузки, обращайтесь: . Общие контактные данные провайдера: http://www. sociologiecraiova.ro/revista/ .

    Если вы создали этот элемент и еще не зарегистрированы в RePEc, мы рекомендуем вам сделать это здесь. Это позволяет связать ваш профиль с этим элементом. Это также позволяет вам принимать потенциальные ссылки на этот элемент, в отношении которых мы не уверены.

    У нас нет библиографических ссылок на этот элемент. Вы можете помочь добавить их, используя эту форму .

    Если вы знаете об отсутствующих элементах, ссылающихся на этот, вы можете помочь нам создать эти ссылки, добавив соответствующие ссылки таким же образом, как указано выше, для каждого ссылающегося элемента. Если вы являетесь зарегистрированным автором этого элемента, вы также можете проверить вкладку «Цитаты» в своем профиле RePEc Author Service, так как некоторые цитаты могут ожидать подтверждения.

    По техническим вопросам, касающимся этого элемента или для исправления его авторов, названия, аннотации, библиографической информации или информации для загрузки, обращайтесь: Влад Овидиу Чоакэ (адрес электронной почты доступен ниже).

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>