Упражнения для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста: Игры и упражнения для профилактики плоскостопия в детском саду | Картотека по физкультуре (старшая группа):

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия в детском саду | Картотека по физкультуре (старшая группа):

Упражнения и игры

для профилактики плоскостопия

дошкольников.

В последнее время у детей дошкольного возраста все чаще встречается плоскостопие, а родители нередко проявляют достаточно легкомысленное отношение к этому заболеванию. Однако при кажущейся «безобидности» плоскостопие отрицательно сказывается на общем состоянии ребенка и может привести к различным тяжелым заболеваниям. Стопа—это опора, фундамент всего организма. Изменение формы стопы вызывает повышенную утомляемость и боль при ходьбе, провоцирует «встряску» костей нижнего отдела позвоночника, поэтому очень часто оно является причиной нарушений осанки. Плоскостопие может полностью нарушить амортизацию стопы, в результате вся нагрузка при ходьбе придется на голень и тазобедренный сустав, что в дальнейшем может привести к развитию артроза.

Активное формирование функции опорно-двигательного аппарата ребенка происходит до 6 лет. После этого плоскостопие вылечить намного сложнее. Именно по этой причине так важно проводить профилактику плоскостопия у дошкольников. С того момента когда ребенок начинает вставать на ножки, необходимо укреплять мышечно-связочный аппарат голени и стопы, воспитывать навык правильной ходьбы (не разводя носков), следует познакомить родителей и педагогов с методами профилактики плоскостопия, включить игры и упражнения для профилактики плоскостопия в план оздоровительной работы детского сада, объяснять родителям (памятки в группах раннего возраста, консультации и беседы, информация на стендах групп и сайте) и педагогам значение проведения работы по профилактике плоскостопия. Имейте в виду: все упражнения и игры проводятся без обуви.

Плоскостопие — заболевание, выражающееся в деформации (расплющивании, опускании) свода стопы. Возникает тогда, когда нагрузка на своды стопы оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства, своды стоп опускаются, расплющиваются — возникает плоскостопие.

Правила профилактики плоскостопия у ребенка

  1. При обучении ходьбе использовать специальную обувь (высокая пятка, застежка на голеностопе, наличие супинатора, гибкая подошва).
  2. Запрещать ходить без обуви по плоским поверхностям: ковер, пол, кафель и др.
  3. Запрещать спрыгивать с высоты более 20 см.
  4. Учить прыгать мягко на носках, работая стопой.
  5. Планомерно укреплять мышечно-связочный аппарат голени и стопы, используя специальные игры и игровые упражнения.

Задачи по профилактике плоскостопия.

  1. Развивать мышечно-связочный аппарат голени и стопы.
  2. Формировать навык правильной ходьбы и осанки.
  3. Познакомить родителей и педагогов с упражнениями, играми и правилами для профилактики плоскостопия.
  4. Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
  5. Расширять совместный двигательный опыт педагогов, родителей и детей.

Виды деятельности, в которых проводится профилактика плоскостопия.

  1. Утренняя гигиеническая гимнастика.
  2. Совместная деятельность (педагог и дети, родители и дети).
  3. Свободная двигательная деятельность.
  4. Физкультурные мероприятия.
  5. Бодрящая гимнастика.

Упражнения для профилактики плоскостопия

  •  «Ежик»

И.п. — сед на ковре или стуле, под правой стопой массажный мяч любого диаметра, спина прямая.

Этот мячик так хорош! (Катать стопой мяч вперед-назад.)

Он на ежика похож.

Буду ножки укреплять (катать мяч стопой по кругу) —

Мячик ножками катать. Выполнить то же другой ногой.

  • «Лягушата»

И.п. — сед на ковре, ноги согнуть, стопа упирается в стопу, руки на колени, спина прямая.

Жили-были лягушата (руками надавливать на колени и соединять колени вместе). Озорные, как ребята.

Они лапки разминали (упор руками сзади в пол; скользя внешней стороной стоп, разгибать и сгибать ноги). Силу лапок показали.

Могли комариков поймать (приподнять ноги, похлопать стопами):

Раз, два, три, четыре, пять!

  • «Корова»

И. п. — сидя на стуле или кровати, хват руками за край, спина прямая.

У нашей коровы ножки открыты.

Вместо сапог у коровы копыта. (По очереди ставить ноги вперед на пятки.) По лужам шагает смело всегда,

Ей не страшна дождевая вода. (Шагать носочками вперед-назад.)

  • «Переложи платок!»

И.п. — сед, ноги врозь, упор руками сзади, спина прямая.

Я платок возьму ногой (захватить платок правой стопой),

Поднесу его к другой. (Медленно перенести его к левой ноге.) Я несу платок, не сплю. Коврик я не зацеплю. Выполнить то же другой ногой.

  • «Йог»

И.п. — сед, ноги скрестно, правая нога сверху, руки на коленях, спина прямая, глаза закрыты.

Ноги скрестно мы сидели (надавливать на колени),

Но не пили и не ели. Спинки ровно мы держали (плечи назад, вытянуться вверх). И о чем-то все мечтали. Повторить упражнение, сменив ноги.

  • «Мои ножки»

И.п. — сед на стуле или кровати, руки на поясе, спина прямая.

Эта ножка танцует.  (Носочком правой ноги начертить кружок.)

Эта ножка рисует. (То же левой ногой.) Раз, два, три, четыре, пять! (Повторить правой и левой ногой.) Нарисуй кружок опять.

  • «Упрямцы»

И.п. — сед на ковре, упор сзади, согнуть ноги, соединить стопы, спина прямая. Встретились два козленка, Два упрямых ребенка. (Приподнять ноги, давить стопами друг в друга.) Бодались, бодались, Сражались, сражались… Потом они устали. Играть вместе стали. (Опустить ноги, выпрямить, отдохнуть.)

  • «Нарисуй ногами!»

И.п. — сед на стуле или кровати, упор руками о сиденье, спина прямая. Нарисуем мы ногами , как художники, руками. (Рисовать то правым, то левым носочком небольшие картинки в воздухе.) Это высший класс! Получается у нас.

  • «Гармошка»

И.п. — то же, на полу перед ногами расстелена простынка.

Соберу простынку ножкой. Словно ребрышки гармошки. (Собрать правой стопой простынку.) Разглажу быстро стопой. И соберу другой ногой. (Разгладить простынку, удерживая край. )


Игры для профилактики плоскостопия

  • «Дождь»

Вдоль стен зала (группы) на полу разложены обручи диаметром 50 см. Дети строятся в круг, размыкаются на вытянутые в стороны руки. Идут вправо, меняя виды ходьбы по указанию взрослого: на носках, пятках, внешних сторонах стоп, высоко поднимая колени, скрестно, перекатом с пятки на носок и т.д. По сигналу «Дождь!» все останавливаются и дружно произносят:

Дождь пошел, и надо нам разбегаться по домам!

Каждый игрок бежит к обручу и встает на его обод, передвигается по нему боком (правым и левым) приставными шагами.

  • «Подъемный кран

Дети садятся на ковер, упираются руками сзади в пол, переносят набивной мяч весом 500 г, захватив его ногами, то вправо, то влево и произносят: Я сейчас подъемный кран. Он на стройке великан. Груз тяжелый поднимает. Как построить домик — знает.

  • «Переправа»

Сегменты дорожки раскладывают на полу в линию на расстоянии 30-50 см. Дети по очереди, шагая с сегмента на сегмент, переходят на другую сторону группы.

  • «На водопой»

Дети ходят по ребристым дорожкам или между двумя шнурами, меняя виды ходьбы по тексту, и произносят:

Жарким днем лесной тропой (обычная ходьба)

Звери шли на водопой. За мамой-слонихой

Топал слоненок. (Ходьба широким шагом.) За мамой-лисицей

Крался лисенок. (Ходьба на носках.) За мамой ежихой

Катился ежонок. (Ходьба на пятках.) За мамой-медведицей

Шел медвежонок. (Ходьба на внешних сторонах стоп.)

  • Игра «Подъемный кран».

Дети садятся на ковер, упираются руками сзади в пол, переносят набивной мяч весом 500 г, захватив его ногами, то вправо, то влево.

  • Игра «Цапли».

Сегменты дорожки раскладывают по всей площади группы. Дети под бубен ходят между ними. По сигналу «Цапли!» все встают на сегменты на одну ногу (правую, при повторении — на левую), удерживая равновесие.

Игра «По кочкам».

Полусферы раскладывают по всей площади группы на расстоянии 30-40 см одна от другой. Дети мягко шагают с кочки на кочку на носках в одном направлении друг за другом. На две последние строчки речитатива стоят на кочке на двух ногах. После небольшого отдыха передвигаются на другую сторону группы

Игра «Космическая карусель». По углам группы (зала) кладут четыре обруча диаметром 70-100 см на расстоянии не менее 2 м от стены. Дети делятся на четыре подгруппы. Каждая встает на один из обручей (средней частью стопы), строясь таким образом в круг. Все берутся за руки. По сигналу дети начинают двигаться по обручам в правую сторону приставными шагами — карусели вращаются. На свисток все перебегают на противоположную сторону, занимая другие карусели. Команда, первая взявшаяся за руки и вставшая на обруч, получает очко.

  • «Мы походим»

Мы походим на носках,

А потом на пятках,

Мы идем, как ребятишки

И как косолапый мишка.

Для игры можно использовать дорожки.

  • «Цапли»

Сегменты дорожки раскладывают по всей площади группы. Дети под бубен ходят между ними. По сигналу «Цапли!» все встают на сегменты на одну ногу (правую, при повторении на левую), удерживая равновесие.

Цапля на одной ноге, может час стоять в реке.

  • «Топталки»

Сегменты дорожки раскладывают по кругу на расстоянии 50-70 см. Дети в носках под бубен бегут (прыгают галопом или с ноги на ногу, идут заданным способом) по кругу вправо или влево. На сигнал «Стоп!» они быстро встают на ближайший сегмент, топчутся на месте. Я бегу, бегу, бегу, Не споткнусь, не упаду! А услышу «Стоп!»— Сделаю топ-топ!

  • «Ча-ча-ча»

Дети идут в колонне по одному, чередуя обычную ходьбу и ходьбу на носках. Ча-ча-ча! (Обычная ходьба.) Печка очень горяча! (Ходьба на носках.) Чи-чи-чи! (И т.д.)Печет печка калачи! Чу-чу-чу!

Будет всем по калачу! Чо-чо-чо! Осторожно, горячо!

Для игры можно использовать дорожки.

  • «По кочкам»

Полусферы раскладывают по всей площади группы на расстоянии 30-40 см одна от другой. Дети мягко шагают с кочки на кочку на носках в одном направлении друг за другом. На две последние строчки речитатива стоят на кочке на двух ногах. После небольшого отдыха передвигаются на другую сторону группы.

Раз — шажок, два — шажок. Раз — кружок, два — кружок. Шагают носочки. С кочки на кочку. Раз, два, три, четыре, пять — Будут ножки отдыхать.

  • «Кузнечик»

Дети прыгают на носке одной ноги, на каждую строчку меняя ноги. Кузнечик прыг да скок

С травинки на цветок.

С цветка на землю вмиг.

И снова скок да прыг.

  • «Канатоходцы»

Посередине группы кладут канат. Детям предлагают представить себя канатоходцами в цирке. Они идут по канату, стараясь шагать точно по нему. По канату я иду. Ни за что не упаду!

  • «Юла»

Дети кружатся на носочках, стоя на сегменте дорожки (вправо, влево) и стараясь удержаться на нем. Вот как кружится юла: Раз, два, три — и все дела.

  • «Трясина»

Дети идут по дорожке, не разводя носков (можно выложенной шнурами, по следам).

Здесь глубокая трясина,

Вся вода покрыта тиной.

Есть лишь узкая дорожка.

Я шагаю понемножку.

Осторожненько пойду

И трясину перейду.

  • «Космическая карусель»

По углам группы (зала) кладут четыре обруча диаметром 70-100 см на расстоянии не менее 2 м от стены. Дети делятся на четыре подгруппы. Каждая встает на один из обручей (средней частью стопы), строясь, таким образом в круг. Все берутся за руки. По сигналу дети начинают двигаться по обручам в правую сторону приставными шагами — карусели вращаются. На свисток все перебегают на противоположную сторону, занимая другие карусели. Команда, первая, взявшаяся за руки и вставшая на обруч, получает очко. Выигрывает команда, получившая больше очков.

  • «Собери ногами!»

По группе раскладывают мелкие предметы (части конструктора, пробки, желуди). Детям дают коробки. Они ходят по группе, захватывают стопами предметы и собирают их в коробки.

Захвачу предмет стопой

И возьму его с собой:

Я несу, за ним слежу,

И в коробку положу.

  • «Зоопарк»

Детям предлагают отправиться в зоопарк и изобразить, как ходят различные животные. Например: утки — ходьба на пятках, жираф — поднять руки вверх (шея жирафа) и идти, вытягиваясь вверх и т.д. Для игры можно использовать дорожки.

  • «Козлята» (молдавская народная игра).

Посередине группы двумя шнурами обозначают ров. Ширина его колеблется от 10 до 50 см. На одной стороне рва — дом козлят, на другой — полянка. Козлята идут на полянку, подходят ко рву.

Если хочешь быть здоров,

Прыгай с нами через ров!

Козлята перепрыгивают ров мягко на носках в том месте, где могут и идут на полянку. Бегают, прыгают, щиплют травку. На сигнал «Домой!» они возвращаются, снова перепрыгивая ров.

  • «Сидячий футбол»

Дети парами садятся друг напротив друга, ноги сомкнуты в коленях и прижаты к животу, упор руками сзади в пол. Каждой паре дают мяч диаметром 20 см. Они ловят мяч руками, а толкают друг другу двумя ногами или одной (то правой, то левой).

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Содержание

  • Плоскостопие у детей в теории
  • Традиционные упражнения для профилактики плоскостопия
  • Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста – упражнения в игровой форме

В каждом дошкольном учреждении проводятся занятия по физической подготовке детей: развитие в них выносливости, силы, скорости, реакции. В столь юном возрасте ребенок еще только растет и крепнет, а потому ему очень важно иметь полноценный опорно-двигательный аппарат, за счет которого происходят абсолютно все движения. Большим благородным делом для педагога является профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста – упражнения по ней проводятся или группами, или индивидуально с малышами, имеющими серьезные проблемы.

Плоскостопие у детей в теории

Термин «плоскостопие» уже содержит в себе визуальную интерпретацию данного понятия. Человек, у которого наблюдается плоскостопие, имеет нарушения функций стопы, при котором опускается свод: или продольный, или поперечный.

Отсюда и различаются виды этого недуга, которые могут возникать отдельно или в комплексе. Кроме того, типы плоскостопия врачи различают по причине возникновения – от врожденного (диагностируется не раньше 5 лет) до статического.

 

Причинами плоскостопия у детей дошкольного возраста могут быть следующие:

  • Наследственность. В этом случае профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста, упражнения которой направлены на недопущение его возникновения, может оказаться недостаточной.
  • Лишний вес. Особенно актуален при продольном плоскостопии: чем больше у ребенка вес, тем выше нагрузка на стопу, и тем явнее проблема.
  • Полученные травмы. Например, перелом лодыжки или кости пятки.
  • Паралич подошвенных мышц. Чаще диагностируется как последствие полиомиелита.
  • Рахит.
  • Слабые мышцы стоп. Такая причина актуальна тогда, когда ребенок получает недостаточно нагрузки на ноги, ведет не активный образ жизни. Излишние нагрузки без отдыха тоже могут спровоцировать плоскостопие.
  • Ношение неудобной обуви.
  • Слишком рано сделанные первые шаги ребенка.

Помимо проведения упражнений для профилактики плоскостопия, в случае начинающейся проблемы у ребенка дошкольного возраста, необходимо дать ряд рекомендаций родителям. В первую очередь, это визит к специальному врачу. Второе – ношение не просто удобной обуви, а ортопедической обуви: от сандалий до зимних ботинок. В наше время во многих магазинах продаются отдельно ортопедические стельки, которыми можно снабдить любую понравившуюся пару обуви.

Важная рекомендация – естественный массаж ног. Массаж сам по себе очень полезен для ребенка, но в случае с нарушением функции стоп он крайне необходим. Можно ходить босиком по камешкам, песку, траве, палкам.

Еще один важный момент касается упражнений для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста. Упражнения выделяются традиционные и те, что носят игровой характер. Порекомендуйте родителям уделять занятиям время дома.

При желании можно купить или соорудить своими руками массажный коврик.

Традиционные упражнения для профилактики плоскостопия

Такие упражнения для профилактики подходят не только детям, но и взрослым. Многие из них максимально просты и могут быть интересны ребятам дошкольного возраста.

В положении лежа на спине:

  • Дошколята сгибают и разгибают стопы с максимально возможной амплитудой, задерживая их на несколько секунд в крайнем положении.
  • Дети «крутят» в воздухе педали велосипеда, делая особый упор на правильность выполнения движения стопами.
  • Пальчики на ногах сжимаются и разжимаются, образуя веер.
  • Стопами прямых ног обхватывается мячик и перекладывается за голову. Затем возвращается обратно.

В положении сидя на стуле:

  • С прямых стоп переходить на носочки и обратно.
  • Собирать разбросанные предметы разной величины пальцами ног.

В положении стоя:

  • Дети ходят друг за другом то на пятках, то на носочках, то на внутренней стороне стопы, то на внешней.
  • Ходьба на носках, но не стоя, а в полуприседе.
  • Ходьба по гимнастической палке. Для крох дошкольного возраста в младшей группе можно использовать обручи: стопы кладутся поперек или каждая нога по очереди катает этот обруч.

Занятия обычно проходят с использованием специального инвентаря. Ребристые дорожки, небольшие надувные мячи, канаты, обручи, простынки, полусферы.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста – упражнения в игровой форме

Игровые упражнения ради профилактики плоскостопия могут проводиться или утром во время гимнастики, или в свободное время с воспитателем, или на обычной физкультуре, или во время пробуждающей гимнастики после сна, или во время лечебной физкультуры. В результате укрепляются мышцы свода стоп, повышается их тонус.

ИграОписание
«Покажи мячик»Используются крышки пластиковых бутылок и лист картона, на котором изображены мячики. Задача ребенка: брать пальчиками ног эти крышки и класть на нарисованные мячики. Ноги чередуются.
«Растем вместе»Дети поднимаются на носки, считают до 3-х и опускаются.
«Своя фигура»Берутся крышки от пластиковых бутылок и разные геометрические фигуры из любого материала. Фигуры лежат на полу. Задача детей: брать пальчиками левой и правой ноги крышки и выкладывать фигуры перед собой, как бы «закрашивая» их. Потом можно фигурками поменяться.
«Строим башню»Берутся кубики такого размера, чтобы дети могли их удержать пальцами ног. Ребята берут по одному кубику и стараются аккуратно их складывать друг на друга, выстраивая башню.
«Собираем урожай»На полу разбрасываются пластиковые и мягкие игрушки в форме разных плодов: горох, лук, грибочки, орешки, семечки и прочее. У каждого воспитанника – свое лукошко (это могут быть обычные коробки). Далее ребятам дается команда начинать собирать урожай. Когда на полу не останется ничего, можно подсчитывать результаты и выявлять победителя (если группа уже старшая).
«Рисуем ногами»
Каждому ребенку раздается по листочку и по фломастеру. Фломастеры зажимаются между большим и указательным пальчиками, начинается творчество. Можно рисовать геометрические фигуры, бантики, солнышки, цветочки. В этом упражнении будет проходить не только профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста, упражнения которой скорее направлены на мышцы стоп, но и творческое развитие.
«Рисунки из карандашей»Детям предлагается поднимать стопами карандаши и выкладывать из них какие-то заданные рисунки или фигуры.
«Эстафета»Ребята делятся на 2 команды. Выбирается два одинаковых предмета, которые будут передаваться ногами от одного дошколенка к другому. Какая команда успеет первой передать предмет (мячик, палочка, кубик или что-то другое) от первого участника к последнему, та и победила.

Если регулярно выполнять упражнения и играть с детьми в полезные для развития мышц стоп игры, то необходимость в будущем прибегать к консультациям с врачами по поводу плоскостопия, в больше степени отпадет. Другую большую подборку игр и упражнений вы можете скачать тут.

Гиперпронация: причины, лечение и упражнения

Гиперпронация — это когда свод стопы чрезмерно опускается вниз или внутрь. Врач может назвать это «плоская стопа» или «гибкое плоскостопие». Это широко известно как плоскостопие.

То, как нога человека касается земли, может влиять на все остальное тело. Люди с гиперпронацией могут иметь более высокий риск определенных травм, чем люди с нормальной пронацией.

Плоскостопие часто встречается у детей, но обычно со временем проходит без вмешательства. Свод стопы обычно не развивается примерно до 5 лет, но это может занять и больше времени.

Различные стратегии образа жизни и лечения могут помочь справиться с гиперпронацией.

Поделиться на PinterestГиперпронация — это когда своды стопы загибаются внутрь или вниз при ходьбе, что часто называют плоскостопием.
Изображение предоставлено: FA RenLis, (2011, 26 января)

Пронация — это движение стопы из стороны в сторону, когда человек идет или бежит. Это происходит, когда вес перемещается с пятки на подушечку стопы, когда человек совершает шаг при ходьбе или беге.

Пронация также возникает в положении стоя, и в этом случае пронация означает, насколько стопа загибается внутрь по направлению к своду стопы.

Гиперпронация — это когда стопа слишком сильно загибается внутрь к своду. Напротив, при недопронации или супинации стопы выворачиваются наружу.

Гиперпронация может произойти, если дуга очень гибкая.

Поделиться на PinterestГиперпронация может быть вызвана упавшим сводом стопы, широко известным как плоскостопие.

Иногда люди рождаются с плоскостопием. Однако некоторые условия и действия могут увеличить риск развития плоскостопия или ослабления сводов стопы, что может привести к гиперпронации.

Приобретенное у взрослых плоскостопие может возникнуть, если человек:

  • имеет воспаление или повреждение сухожилия
  • имеет ожирение
  • занимается спортом с высокой ударной нагрузкой, например, баскетболом
  • имеет артрит, поражающий хрящи и связки стопы
  • имеет травму, нарушающую выравнивание суставов стопы
  • имеет заболевание нерва, из-за которого он не может чувствовать при разрушении свода стопы, например, из-за диабета

Гиперпронация также может возникать во время беременности, но обычно проходит после родов.

Большинство людей не нуждаются в лечении плоскостопия, но следующие варианты могут помочь справиться с болью и снизить вероятность травмы:

  • выбор поддерживающей обуви или обуви для контроля движений, также известной как обувь для гиперпронации
  • использование ортопедических стелек
  • лечение обезболивание с помощью нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП)
  • регулирование массы тела с помощью диеты и физических упражнений, если необходимо
  • хирургия, в некоторых случаях
  • выполнение упражнений, укрепляющих своды стопы и окружающие их мышцы

Обувь

Человек с гиперпронацией должен выбирать поддерживающую обувь, особенно для действий, связанных с повторяющимися ударами стопы, таких как бег или ходьба.

Человек должен выбирать обувь, обеспечивающую дополнительную поддержку и устойчивость, чтобы свести к минимуму воздействие каждого шага.

Особенности поддерживающей обуви для людей с гиперпронацией:

  • проверка того, что обувь имеет прочную и негибкую опору для пятки, жесткий элемент в задней части, который не дает ноге двигаться из стороны в сторону
  • выбор обуви с плотной промежуточной подошвой, поскольку она будет поддерживать свод стопы широкая опора для средней части стопы, чтобы свод стопы не сползал внутрь

Другие советы при покупке обуви:

  • попросить продавца измерить обе стопы скорее всего, будут немного опухшими
  • ношение тонких носков при покупке обуви, так как толстые носки могут привести к выбору слишком тесной обуви
  • выбор специализированного магазина для ходьбы или бега, в котором, скорее всего, есть оборудование для оценки походки который подчеркивает, какая часть стопы касается земли, когда человек идет. Это может помочь показать, нужна ли человеку обувь с определенным типом поддержки.

    Человек также может посмотреть на подошвы своей обуви, чтобы увидеть, где больше всего изнашивается. Ношение на внутреннем крае может быть признаком чрезмерной пронации.

    Ортопед или хирург-ортопед также могут порекомендовать подходящую обувь, например, обувь против пронации, которая, по мнению экспертов, может помочь уменьшить физическую усталость из-за чрезмерной пронации.

    Иногда физиотерапевт рекомендует укрепляющие упражнения для людей с гиперпронацией. Эти упражнения могут помочь поддержать своды стоп и мышцы, которые помогают поддерживать своды.

    Вот несколько упражнений, которые могут помочь:

    Растяжка пяток

    Поделиться на Pinterest

    1. Встаньте, поставив обе ноги на пол.
    2. Сделайте шаг вперед одной ногой так, чтобы она оказалась примерно на один шаг впереди другой.
    3. Держите позвоночник прямым, согните переднюю ногу и толкните ее вперед так, чтобы весь вес приходился на переднюю ногу.
    4. Почувствуйте растяжение задней ноги и ахиллова сухожилия.
    5. Удерживать 30 секунд.
    6. Смените ногу и повторите четыре раза.

    Рулоны теннисных мячей

    Поделиться на PinterestActive Body. Творческий Разум.

    1. Сядьте, поставьте обе ноги на пол.
    2. Поместите теннисный мяч или мяч для гольфа под одну ногу.
    3. Держа позвоночник прямым, катайте мяч вперед-назад под стопой в течение 2–3 минут.
    4. Переключитесь и повторите с другой ногой.

    Подъем на носки

    Поделиться на Pinterest

    1. Встаньте обеими ногами на землю
    2. Поднимите обе пятки как можно выше, задержитесь на 5 секунд, затем опустите их.
    3. Повторить 15–20 раз.
    4. В качестве альтернативы используйте лестницу или ступеньку для упражнений и дайте пяткам подняться и опуститься на уровень ступеньки.

    Подъем носков

    Поделиться на Pinterest

    1. Встаньте обеими ногами на пол.
    2. Упритесь большим пальцем правой ноги в пол и поднимите остальные пальцы правой ноги.
    3. Удерживать 5 секунд.
    4. Затем прижмите четыре меньших пальца к полу и поднимите большой палец на 5 секунд.
    5. Повторите каждое упражнение 5–10 раз.
    6. Смените и повторите с другой ногой.

    В исследовании 2015 года 58 юных спортсменов в возрасте от 9 до 12 лет участвовали в программе упражнений. У 10 участников чрезмерная пронация повлияла на их походку. Через 6 месяцев у всех участников была типичная походка, что позволяет предположить, что определенные упражнения могут улучшить походку и уменьшить гиперпронацию у детей.

    Ношение ортопедических стелек

    Ортопедические стельки — это специальные вставки, которые вставляются в обувь, обеспечивая дополнительную поддержку свода стопы и минимизируя влияние походки.

    Универсальные ортопедические стельки доступны без рецепта и могут обеспечить достаточную поддержку для предотвращения травм из-за чрезмерной пронации.

    Однако в некоторых случаях человеку с гиперпронацией могут потребоваться индивидуальные ортопедические стельки, которые ортопед может заказать на основе анализа стиля ходьбы человека.

    В исследовании 2015 года приняли участие 20 детей с гибким плоскостопием, которые носили изготовленные на заказ ортезы в течение 3 месяцев. В конце исследования тесты показали, что у них уменьшилась боль и улучшилось равновесие.

    Большинству людей не требуется лечение плоскостопия, но специалист может дать совет по ортопедии и другим стратегиям поддержания здоровья стопы.

    Человеку следует обратиться за медицинской помощью, если он:

    • испытывает постоянную боль, слабость, онемение или скованность в ногах
    • часто имеет травмы стоп или лодыжек
    • испытывает трудности с ходьбой или равновесием
    • ранее не испытывал плоскостопие
    • плоскостопие только на одной стопе

    Если у ребенка постоянная боль или к подростковому возрасту у него не развилась дуга, ему может потребоваться консультация врача. Врач может проверить основную проблему, такую ​​как напряжение в ахилловом сухожилии, или оценить более серьезное состояние, такое как ригидное плоскостопие.

    Многие люди с гиперпронацией знают, что у них плоскостопие, не посоветовавшись с врачом.

    Если человек считает, что у него может быть чрезмерная пронация, он может сначала провести самооценку, используя один из трех следующих методов:

    1. Во-первых, посмотрите на ноги, стоя. Если между ступней и полом, где должен быть свод, нет свободного пространства, вероятно, у человека гиперпронация.
    2. Во-вторых, проверьте подошвы обуви. Если большая часть износа приходится на внутреннюю кромку, может иметь место чрезмерная пронация.
    3. В-третьих, проверьте след, сделав несколько шагов босыми мокрыми ногами. Человек с нормальной пронацией заметит, что след его пятки соединен с отпечатком пальца примерно на половине ширины стопы. Человек с чрезмерной пронацией заметит, что его пяточный отпечаток связан с полной шириной стопы.

    Человек также может обратиться в специализированный магазин товаров для бега, к ортопеду или хирургу-ортопеду. В некоторых специализированных магазинах продавцы обучены проверять наличие чрезмерной пронации.

    Точный диагноз может поставить ортопед, хирург-ортопед или физиотерапевт. Человеку следует обратиться к специалисту по гиперпронации, если он испытывает боль или хроническую травму, особенно если он пытался самостоятельно решить проблему в прошлом.

    Если врач подозревает основную проблему, такую ​​как повреждение связок или сенсорную невропатию, он может порекомендовать такие тесты, как МРТ, исследование нервной проводимости или рентгенограмму.

    Другие состояния, которые могут напоминать гиперпронацию, включают:

    • выступающую жировую прослойку, которая может встречаться у детей
    • задержку жидкости, которая может привести к тому, что нижняя часть стопы касается пола
    • доброкачественная или злокачественная опухоль или новообразование воздействие на структуру под стопой

    Предотвратить гиперпронацию не всегда возможно, но люди могут уменьшить ее влияние, используя ортопедические стельки и поддерживающую обувь.

    Выполнение рекомендуемого плана упражнений может укрепить стопу и снизить риск получения травмы.

    Поддержание здорового веса также может помочь снизить риск.

    Избыточная пронация может увеличить риск развития определенных травм, так как может нарушить естественное выравнивание тела и усилить воздействие, когда стопа касается земли.

    Спортсмены с гиперпронацией, особенно бегуны, имеют более высокий риск развития травм от чрезмерной нагрузки.

    Травмы, часто встречающиеся у людей с гиперпронацией, включают:0025

  • боль в пятке
  • подошвенный фасциит
  • синдром подвздошно-большеберцовой связки, воспаление связки на внешней стороне колена
  • хроническая боль в пояснице
  • стрессовые переломы стопы или голени
  • пателлофеморальный болевой синдром

Гиперпронация — иногда называемая плоскостопием — это когда стопа человека слишком сильно наклоняется к центру при ходьбе, беге или стоянии. Многие люди рождаются с плоскостопием, но оно также может развиться со временем из-за ожирения, повреждения сухожилий и других состояний.

Врач может порекомендовать подходящую обувь и ортопедические стельки для поддержки стопы. При необходимости они могут порекомендовать варианты, помогающие облегчить боль и предотвратить травмы.

Нет, дети волшебным образом не «вырастают» из плоскостопия. Лечение является ключом к предотвращению длительной боли

Каждый день родителям во всем мире говорят, что плоскостопие их детей — это нормально, и они вырастут из этого.

Это неправда – они просто вырастают из практики своих педиатров.

Нет никаких доказательств того, что плоскостопие у детей проходит со временем.

Отсутствие вмешательства при выявлении проблемного плоскостопия является медвежьей услугой для ребенка. Исследования показывают, что они не улучшаются, а обычно ухудшаются.

В большинстве случаев плоскостопие поддается коррекции в раннем возрасте. Но если их не лечить, они препятствуют развитию ребенка, оказывают неблагоприятное давление на ноги и остальные части тела и приводят к необратимым неблагоприятным структурным изменениям.

Это может вызвать и усугубить пожизненные проблемы с осанкой.

Плоскостопие у ребенка следует лечить рано, агрессивно и в течение соответствующего периода времени, необходимого для достижения коррекции.

Ноги не распрямляются

Эксперты сходятся во мнении, что болезненное плоскостопие у взрослых обычно возникает из-за плоскостопия, существовавшего в детстве.

Дети редко жалуются на боль в стопах, потому что их кости мягкие и щадящие, а масса тела мала, что приводит к минимальной степени стресса. Однако они жалуются на боли в ногах, коленях и «растущие» боли. Некоторые также начинают избегать физических нагрузок. Многие родители говорят, что их ребенок не встанет прямо, сколько бы раз ему ни напоминали.

Повзрослев, они могут не испытывать боли до подросткового или двадцатилетнего возраста или раньше при повышенном стрессе, например, при занятиях спортом.


Читать далее: Подростковая боль часто воспринимается как «болезнь роста», но она может повлиять на их жизнь.


Утверждение, что плоскостопие у детей самопроизвольно проходит, не подтверждается никакими долгосрочными исследованиями. Напротив, есть опубликованные данные, свидетельствующие о том, что плоскостопие у детей со временем становится более плоским и в конечном итоге приводит к болезненному плоскостопию у взрослых.

Плоскостопие по сравнению с нормальной стопой. Шаттерсток

Причина, по которой многие клиницисты утверждают, что плоскостопие у детей проходит, первоначально была основана на исследовании 1957 года, в котором оценивалось соотношение ширины пятки и свода стопы у двух- и десятилетних детей. Авторы обнаружили, что ширина стопы уменьшилась на 4% по отношению к их возрасту. Они пришли к выводу, что это означает, что плоскостопие пройдет к десяти годам.

Но их данные не учитывали выравнивание костей ребенка, и результаты не имели достаточной значимости, чтобы сделать вывод о том, что плоскостопие проходит со временем. И это не было долгосрочным исследованием.

Дети с плоскостопием также имеют более низкое качество жизни и более высокий индекс массы тела (ИМТ) по сравнению со своими сверстниками.

Исследования подтверждают, что плоскостопие приводит к аномальному стрессу и компенсации движений, что приводит к дальнейшим проблемам и болям в коленях и бедрах по мере взросления детей.

Преимущества раннего вмешательства

Джастин Грейсберг, доктор медицинских наук, хирург-ортопед и заведующий отделением стопы и голеностопного сустава в Медицинском центре Колумбийского университета в Ирвинге, сказал

Наиболее важным методом лечения плоскостопия у взрослых является профилактика. Если можно определить стопу, подверженную риску, раннее вмешательство может предотвратить деформацию.

Простое случайное наблюдение плоскостопия у ребенка без вмешательства (как это делают некоторые врачи и ортопеды) является клинической ошибкой и затрудняет или делает невозможным последующее лечение.

Раннее вмешательство может предотвратить проблемы во взрослой жизни. Шаттерсток

Раннее вмешательство способствует формированию правильной формы стопы так же, как, например, установка брекетов на зубы.

Эта идея десятилетиями успешно использовалась для коррекции других проблем с осанкой стопы, таких как косолапость.

Это не означает, что необходимо лечить все виды плоскостопия, но квалифицированный врач должен немедленно выявить те из них, которые потенциально могут стать проблемой.

Периодическое наблюдение за плоскостопием у ребенка приводит к тому, что состояние развивается и гноится, что делает его невосприимчивым к последующему лечению.

Этот подход также противоречит исследованиям, показывающим, что раннее лечение является ключом к достижению успешных результатов.

Лечение может включать ортопедию, укрепляющие упражнения, балет и хирургию.


Читать далее: Что это значит, когда дети ходят на носочках


При плоскостопии у детей мы сталкиваемся со сложным набором рыхлых связок, молодых мышц и нервов, а также с незрелой и плохо выровненной скелетной системой.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>