Упражнения для малышей: Гимнастика для малышей до года

Содержание

Гимнастика и упражнения для малышей до года | Статьи

Движение — этооснова физического развития ребенка, особенно в первый год жизни. В этот период разум и тело малышавыступают как единое целое: ребеноквыстраивает ассоциативные связи, получает и совершенствует свои навыки через моторику, мимику, хватание предметов, прикосновения и изменение положения своего тела в пространстве. Родители могут поддержать своего малышав этот важный период и подготовить его опорно-двигательный аппарат к основополагающим навыкам ползания, сидения и ходьбы.

Ниже мы подробнее изучим, как гимнастикавлияет на физическое развитие малютки, какие упражненияпомогут малышукачественно освоить навыки ходьбы и координации, а также разберем самые частые ошибки при выполнении детскойзарядки.

Влияние гимнастикина физическое развитие ребенка

Упражнения, включенные в детскуюгимнастику, многосторонне влияют на организм ребенка:

  • стимулируют мышечную ткань потреблять больше кислорода и глюкозы, улучшают ее способность к сокращению и расслаблению;
  • улучшают вентиляцию легких;
  • стимулируют формирование костной ткани под влиянием активной работы мышц;
  • активизируют процессы пищеварения;
  • развивают координацию движений и ощущение собственного тела в пространстве1.

Кроме того, гимнастикапозволяет предупредить детскийтравматизм: регулярные упражненияразвивают вестибулярный аппарат и укрепляют суставы, что дает телу малышавозможность адекватно реагировать в травмоопасной ситуации2.

Важно: перед началом выполнения детскойгимнастикинужно обязательно проконсультироваться с врачом-педиатром. В случае отсутствия противопоказаний можно приступать к занятиям.

Когда начинать упражнениядля малышей

С 1-го по 3-й месяцжизни лучшим вкладом в развитие крохи будет детскиймассаж либо рефлекторная гимнастика. Начиная с 3-месячноговозраста можно постепенно вводить полноценные гимнастическиеупражнения— как активные, так и пассивные.

При выборе комплекса упражненийважно ориентироваться на возрастные потребности ребенкав двигательных навыках:

Ниже мы рассмотрим комплексы упражненийдля детей разных возрастных групп.

Рефлекторная гимнастикадля детей в 13 месяца

Для занятийс самыми маленькими подходят упражнения, базирующиеся на врожденных рефлексах.

  • Лежа на животе

Положите грудничкана живот, его ручки должны находиться под грудной клеткой. В ответ ребенокначнет поднимать голову, задействуя мышцы шеи, плечевого пояса и спины.

  • Рефлекторные упражнениядля стоп

Проведите по наружному краю стопы, начиная от пятки и продвигаясь наверх. В ответ кроха веерообразно разведет пальцы. После этого возьмите стопу малышаи начните нажимать на нее у основания пальцев — малютка начнет сгибать стопу.

  • Сгибание позвоночника

Грудничоклежит на правом боку. Придерживая его одной рукой, второй начните осторожно проводить снизу вверх по околопозвоночным линиям — в ответ малышизогнется в сторону «раздражителя».

Рефлекторная гимнастика эффективнее в совокупности с детскиммассажем.

Комплекс упражненийдля детей в 34 месяца

Задачей детскойзарядкидля этой возрастной группы является развитие мышечного корсета, мышц плечевого и тазового пояса.

  • «Обнимания»

Положение: лежа на спине. Положите свои большие пальцы в ладони малыша, остальными пальцами ухватите его ручки. Начните разводить руки в стороны, а потом сводить — ребенокбудто обнимает себя. Повторите движения 7 раз с разной скоростью. В 6-месячномвозрасте комплекс выполняется с кольцами.

  • Переворачивания со спины на живот

Ребеноклежит на спине. Одной рукой аккуратно придерживайте ноги малютки. Второй рукой возьмитесь за левую ручку малыша. Начните поворачивать ноги малышатак, чтобы его тазовый пояс развернулся в эту же сторону — это спровоцирует рефлекторный поворот головы и плечевого пояса. Аккуратно завершите упражнение, поддерживая кроху за ручку. Повторите на другой стороне.

  • «Плавание в воздухе»

Ребеноклежит на животике, ноги повернуты к вам. Для выполнения упражнениянужно зафиксировать ноги в области голеностопного сустава. Начните приподнимать ноги, подведите другую руку под животик малышаи приподнимите его над столом — грудничокподнимет плечи, голову и разогнет позвоночник. Этот комплекс прекрасно подготавливает малышак этапу ползания3.

Упражненияв возрасте 46 месяцев

В этой возрастной группе малютки длительно лежат на животе, самостоятельно переворачиваются и начинают сидеть с поддержкой взрослого. Задача комплекса детскойгимнастикидля данного возраста — подготовить тело крохи к этапу ползания.

  • Скольжение по столу

Малышлежит на спине, ножки согнуты в коленях, а ступни находятся в упоре на твердую поверхность. Обхватите стопы малышаи начните попеременно переставлять его ноги так, чтобы стопы проскальзывали по поверхности стола. Целью гимнастикиявляется подготовка мышц ног к опорной реакции.

  • «Полеты на животе»

Ребеноклежит на животе, головой от вас. Подведите ладони под животик малыша, большими пальцами обхватите его бока. Далее аккуратно начните приподнимать малютку — его тело образует дугу, открытую наверх: голова приподнята, спина и ягодицы в напряжении. Данное упражнениезадействует мышцы спины, шеи и нижнего пояса.

  • «Шаги в воздухе»

Положите ребенкана спину и возьмите его за стопы так, чтобы они чувствовали опору. Начните попеременно сгибать и разгибать ножки в коленных и тазобедренных суставах. Этот комплекс подготовит малышак ползанию.

  • «Полеты на спине»

Кроха лежит на спине. Заведите свои ладони ему под спину и поясницу, большими пальцами обхватите бока. Начните поднимать малютку — в ответ на это его голова наклонится вперед, мышцы передней брюшной стенки сократятся. Если у ребенкасниженный мышечный тонус и он начинает запрокидывать голову, то упражнениепротивопоказано.

Какую зарядкуделать малышамв возрасте 610 месяцев

При выборе гимнастическихкомплексов ориентируйтесь на то, чтобы они развивали навыки сидения и вставания. Добавляем новые упражнения.

  • Сидение с фиксацией колен

Вложите кольцо в левую ручку ребенкаи начните отводить ее до прямого угла, при этом придерживая колени малыша. Затем попросите его сесть — ребенокбудет садиться с упором на правую руку. В конце упражнения— возвращение в исходное положение. Выполнить три раза.

  • Подъем туловища с прямыми руками

Расположите ребенкана животе, выведите его руки вперед до полного разгибания локтевых суставов и дайте ему ухватиться за ваши пальцы. Ручки малышадолжны быть возле его ушей — из-за этого он начнет поднимать голову наверх. Упражнениеразвивает мышцы кора, шеи и плечевого пояса.

  • «Лягушка»

Расположите ребенкана животе. Сведите стопы ребенкаи зафиксируйте их своими руками. Начните производить сгибание и разгибание ног в коленях (движения напоминают лягушку). После нескольких манипуляций дайте малышу самостоятельно оттолкнуться от ваших рук. Можно стимулировать движение игрушкой, расположенной перед крохой.

Какие упражнениявключить в зарядкудля детей с 9 месяцевдо года

В этом возрасте нужно сделать упор на развитие координации движений.

  • Наклоны вперед

Ребенокстоит на твердой поверхности, спиной ко взрослому. Одной рукой держите его за коленки, второй придерживайте малютку спереди и положите на стол любимую игрушку малыша, чтобы ему захотелось ее взять. Следите за тем, чтобы ребенокнаклонялся за игрушкой, не приседая. Повторите 4 раза.

  • Приседы

Перед выполнением упражнениянужно убедиться, что ребенокуверенно стоит без опоры и может самостоятельно присаживаться на корточки.

Расположите ребенкастоя, лицом к себе. Дайте ему взяться за ваши руки и попросите присесть, а затем снова встать. В последующем вы можете использовать инвентарь: обручи, палочки, колечки.

Упражнения для развития навыков хождения

Во время выполнения детскойгимнастикипомните о задачах, которые решаются посредством специальных упражнений:

  • Научить малышамеханике правильной ходьбы: линия опоры проходит через пяточный бугор и второй палец ноги. Внутренний край стопы приподнят. Этого можно достичь с помощью упражнения, где постепенно уменьшают ширину дорожки, по которой ходит ребенок.
  • Научить чувству баланса, равновесия — для этого можно использовать перешагивания через препятствия, ходьбу по бревну, фитбол.
  • Проводить профилактику плоскостопия — ходить босиком по траве, земле, камушкам, включать в комплекс упражненийперекатывания стопами мяча, хождение по канату на полу.
  • Тренировать координацию движений — тут помогут упражненияс переступанием, перепрыгиванием, перебрасыванием предметов.

Как избежать ошибок во время выполнения упражненийдля малышей

Для того, чтобы получить максимальную пользу от детскойгимнастикии не навредить ребенку, важно придерживаться нескольких правил:

  1. Не занимайтесь с малышомнатощак или сразу после еды.
  2. Зарядку лучше проводить в утреннее время.
  3. Обеспечьте доступ свежего воздуха в комнату. Летом занятиялучше проводить на открытом воздухе.
  4. Упражнениядолжны приносить удовольствие, поэтому, если ребенокплачет или капризничает, лучше отложить занятиеи разобраться в том, что ему не нравится в зарядке.
  5. Следите за тем, чтобы нагрузка для всех мышечных групп была равномерная.
  6. Чередуйте выполнение упражненийи отдых.
  7. Избегайте упражнений, требующих виса на вытянутых руках, — это провоцирует повышенную нагрузку на мышцы и суставы плечевого пояса.
  8. Не давайте детям раннего возраста прыгать с высоты на твердую поверхность — их позвоночник и стопы еще не адаптированы к этому.
  9. Не рекомендуются упражнения, включающие вис вниз головой или резкие наклоны головы, во избежание сотрясений, травмирования шеи1.

Таким образом, детскаягимнастикапозволяет подготовить костно-мышечную систему ребенкак естественным этапам взросления. Также она положительно влияет на интеллектуальное развитие малышаи дает возможность родителям установить и укрепить доверительные отношения со своим ребенком.

Главными принципами при выполнении упражненийдолжны быть безопасность, регулярность выполнения и соответствие упражненийвозрастным потребностям ребенка.

В этом случае занятиябудут приносить удовольствие как малышу, так и родителям.

Список литературы:

  1. Голубева Л. Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких. Пособие для родителей и воспитателей. https://cpkmed.ru/materials/El_Biblio/AktualDoc/massazh/5.pdf
  2. Романчук А.П., Беседа В.В. Массажная гимнастика как одна из форм физического воспитания детей раннего возраста. https://cyberleninka.ru/article/n/massazhnaya-gimnastika-kak-odna-iz-form-fizicheskogo-vospitaniya-detey-rannego-vozrasta
  3. Тихомирова И. Гимнастика для мамы и малыша 0 до 3 лет. с.14.

Комплекс упражнений для детей от 2 недель до 3 месяцев

В задачу этого комплекса входит, прежде всего, подготовка ребенка к движению, снятие повышенного тонуса мышц-сгибателей рук и ног, а также активное развитие шейного отдела позвоночника, укрепление мышц верхнегрудного отдела позвоночного столба и плечевого пояса. Для расслабления мышц в комплексе активно используются: массаж — поглаживания сгибательных поверхностей рук и ног, различные растяжки и суставная гимнастика.

 

Упражнения в положении лежа на спине

Поглаживание рук. Захватываем кисть ребенка в свою руку (большой палец обязательно вкладывается в ладошку малыша). Подушечками пальцев другой руки проводим легкие медленные поглаживающие движения от кисти к плечу по внутренней и наружной стороне руки. Выполняется 2-3 цикла на каждой поверхности (рис. 1).

Упражнение расслабляет мышцы руки, нормализует тонус, позволяет успокоить малыша перед дальнейшими занятиями.

Потягивание рук приподниманием. Берем ребенка за обе кисти (ребенок охватывает ваши большие пальцы), аккуратно и невысоко (на несколько сантиметров) приподнимаем его от поверхности стола. Если хватка ребенка ослабляется или он смотрит на вас озабоченно, необходимо сразу опустить его. Выполняют примерно 7-8 движений за одну минуту (рис. 2).

Упражнение растягивает мышцы и суставы рук, способствует укреплению мышц плечевого пояса и шейного отдела позвоночника, а также ускоряет развитие шейного изгиба позвоночного столба.

Массаж живота. Круговое поглаживание проводят от нижнего правого угла передней брюшной стенки, направляя движения по часовой стрелке. Пальцы рук располагают в исходной позиции, после чего делают широкие круговые движения по животу вокруг пупка, практически не нажимая на живот. Повторяется 4-5 раз (рис. 3).

Перекрестное поглаживание начинают из положения, стоя лицом к ребенку у его ног. Исходное положение рук — правая ладонь на верхней части левой половины живота малыша, левая рука лежит тыльной стороной в нижней части правой половины живота. Одновременно поглаживаются правая и левая половины живота — ладонь идет вниз, а тыл кисти — вверх. Нужно сделать 4-5 повторений (рис. 4).

Поглаживание боковых поверхностей начинается от поясничной области и проводится по двум направлениям: к грудине и к лобковой области. Подушечки пальцев аккуратно укладываются на боковые поверхности; живота, затем ими проводится поглаживание. Пальцы соединяются на уровне конца грудины, затем над пупком, потом — в области лобка. Таких туров (по 3 движения) необходимо сделать 3-4 (рис. 5).

Все поглаживания живота направлены на усиление работы мышц, способствуют подготовке мышц живота к последующим процессам сидения и стояния, эффективны как успокаивающий прием и нередко применяются (даже вне гимнастического комплекса) при вздутии живота, запорах и болезненном отхождении газов (круговое поглаживание).

Напряжение мышц живота сгибанием. Расположите свои большие пальцы под мышками у малыша, аккуратно поддерживая его шею и голову остальными пальцами. Стопы ребенка уприте в свой живот. Аккуратно приподнимайте свои руки до вертикального положения (в качестве неподвижной точки опоры используйте локти) и медленно опустите ребенка на спину. Повторите упражнения 4-5 раз, не давая малышу устать и отвлечься. При выполнении упражнения следите за тем, чтобы ребенок по мере сил напрягал мышцы живота (рис.  6).

Упражнение подготавливает ребенка к позе сидения, активно развивает мышцы живота и грудной клетки, укрепляет разгибатели спины, положительно воздействует на тазобедренные суставы и мышцы ягодиц.

Массаж груди. Поглаживания грудной клетки выполняются движениями подушечек пальцев вверх по грудине и затем, в верхней части, по нижнему краю ключиц в стороны к подмышечным ямкам. Необходимо проделать 5-6 движений. Боковые поверхности поглаживайте подушечками пальцев в направлении от грудины вниз и в стороны по ходу ребер (4-6 движений). В раннем возрасте поглаживание проводится двумя пальцами, по мере увеличения размеров ребенка подключается большее количество пальцев (рис. 7).

Упражнение стимулирует развитие грудных и межреберных мышц, укрепляет грудную клетку и способствует более глубокому и правильному дыханию.

Усиление вдоха (сжимание грудной клетки). После массажа обхватите грудную клетку ладонями и быстрыми, легкими движениями нажмите на грудную клетку, направляя усилия кверху и к грудине. Надо сделать 3-4 движения. Это движение рефлекторно вызывает более глубокий вдох и способствует устранению застоя в легких, а также усилению вентиляции (рис. 8).

Массаж стоп. Удерживая одной рукой голень ребенка, положите указательный и средний пальцы второй руки на тыльную поверхность стопы, большим пальцем проводите массаж стопы, который заключается в интенсивном поглаживании внутреннего и внешнего краев, пятки и области выше пальчиков (выполняется 4-5 проходов) (рис. 9).

Упражнение способствует укреплению мышц стопы, оказывает хороший эффект в качестве профилактики плоскостопия.

Рефлекторные движения стоп (сгибание и разгибание). Рефлекторные движения используются в массаже и гимнастике детей раннего возраста очень широко, вплоть до угасания соответствующих врожденных рефлексов. Это активные движения, которые очень хорошо и быстро развивают определенные группы мышц.
Обхватите голень ребенка одной рукой, пальцем другой руки быстро и резко нажмите на стопу малыша в области основания пальцев. Это приводит к сгибанию стопы (поджатию пальцев). После этого быстро и резко, с нажимом, проведите по наружному краю стопы от мизинца к пятке. В ответ на ваше раздражение ребенок рефлекторно разогнет стопу. Проделайте два этих упражнения 4-6 раз (рис. 10, 11).

Упражнение, в активном режиме развивает мышцы споты и голени, препятствует развитию плоскостопия и деформаций стопы в более позднем возрасте.

Приглашаем вас на занятия для мам и пап!

Упражнения, лежа на животе

Выкладывание на живот. Как и предыдущее, это упражнение основано на рефлекторных движениях защитно-оборонительного характера. В раннем возрасте ребенок при выкладывании на живот (да и вообще при изменении положения тела) старается уравновесить себя и поэтому отклоняет голову в сторону, противоположную положению туловища. Упражнение выполняется очень просто: выкладываете малыша на живот и оставляете в таком положении в течение нескольких секунд. При этом обратите внимание, что бедра ребенка должны быть разведены, а руки необходимо опереть на предплечья (рис.  12).

Упражнение развивает шейный и грудной отдел позвоночника, укрепляет мышцы спины, способствует правильному и своевременному развитию шейного отдела позвоночного столба. Как и массаж живота, это упражнение может выполняться помимо гимнастических комплексов. Его можно делать перед каждым кормлением.

Массаж спины. Поглаживание спины проводится тылом кисти одной или обеих рук в направлении от ягодиц к голове вдоль позвоночного столба. Ребенок лежит на животе, тыльная сторона кисти устанавливается на крестцовую область и проводится движение по направлению к голове. Возврат в исходное положение руки идет ладонной поверхностью. Прием поглаживания тыльной поверхностью довольно грубый, поэтому обязательно контролируйте силу воздействия, чтобы не доставлять неудовольствия малышу. Повторить движение можно 7-8 раз (рис. 13).

Упражнение стимулирует мышцы позвоночного столба, особенно положительно действует на разгибатели спины и подготавливает спину к дальнейшим упражнениям.

Рефлекторное разгибание позвоночника. Упражнение основано на врожденном кожно-спинном рефлексе. Для его выполнения необходимо положить ребенка на бок. Одной рукой придерживайте малыша за ноги, а двумя пальцами другой с небольшим нажимом проведите вдоль позвоночника снизу вверх, от крестца к шее. Ребенок тут же разогнет спину. Переверните малыша на другой бок и проделайте то же самое. Количество повторений необходимо начинать по 2 с каждой стороны и постепенно увеличить до 6-8 (рис. 14).

Упражнение активно развивает мышцы спины, особенно разгибатели, способствует формированию правильной осанки, укрепляет связочный аппарат позвоночника. Его можно выполнять несколько раз в день, помимо гимнастического комплекса, во время смены белья и других гигиенических процедур.

Массаж ягодиц с точечным воздействием. Массаж ягодиц проводится в положении лежа на животе. Подушечки ваших пальцев (в более позднем возрасте — полностью ладони) расположите у внутреннего края подъягодичной складки. Начинайте круговые поглаживания вверх и в стороны, незначительно нажимая на кожные покровы малыша (рис. 15). Сделайте несколько круговых движений (5-6), после чего мягко и аккуратно, расположив ладони на ягодицах, проведите 2-3 надавливания на них в направлении снизу вверх. Точечное воздействие выполняется легким нажатием подушечками больших пальцев (10-12 раз) чуть ниже центра ягодиц. При точечном воздействии внимательно наблюдайте за настроением малыша, так как грубое выполнение приема может вызывать отрицательную реакцию.

Поглаживание ягодиц укрепляет мышцы, способствует снижению повышенного тонуса, подготавливает ребенка к позе сидения. Точечное воздействие улучшает проводимость в нервах нижней конечности, тонизирует мышцы, связочный аппарат, стимулирует кровообращение.

Массаж ног. Массаж ног в этом возрасте заключается в поглаживании. Одной рукой обхватите стопу ребенка, подушечками пальцев или ладонью другой руки проводите поглаживания в направлении от стопы к ягодице, основной упор делая на заднюю (сгибательную) и боковую поверхности ножки. Необходимо сделать 7-8 движений на каждой ноге. При желании можно проводить поглаживание, обхватив ножку кольцом из большого и указательного пальцев (рис. 16).

Упражнение снижает тонус сгибателей, усиливает кровообращение в кожных покровах и подкожной клетчатке, стимулирует двигательную активность и чувствительность нижних конечностей.

Рефлекторное ползание. Положите ребенка на живот, колени разведите в стороны, а стопы соедините. Аккуратно не касаясь стопы, обхватите голени малыша, после чего большими пальцами прикоснитесь к подошвам. Ребенок в ответ на ваши действия разогнет ноги и, оттолкнувшись, продвинется вперед. Не забывайте, что ваши руки должны быть зафиксированы на столе, иначе движения вперед у малыша не будет. Нужно сделать 2-3 движения, их количество постепенно надо увеличивать до 7-8 (рис. 17, 18).

Упражнение активно укрепляет и развивает мышцы ног и поясницы, готовит ребенка к ползанию, развивает вестибулярный аппарат.

«Переступание». Возьмите малыша под мышки и поднимите над столом так, чтобы его стопы касались поверхности. Каждое прикосновение стопами к столу будет вызывать рефлекторную реакцию шага. Если слегка наклонять ребенка по направлению кпереди, то он «пойдет». При выполнении упражнения старайтесь не сдавливать его грудную клетку, держите ребенка на весу и обеспечьте полное соприкосновение стопы с поверхностью стола. Упражнение можно выполнять как по направлению к вам, так и от вас. Проводить его можно до появления признаков недовольства или усталости у малыша (рис. 19).

Упражнение развивает вестибулярный аппарат, вытягивает связки позвоночника и околопозвоночные мышцы, мягко растягивает мышцы ног и снижает их тонус, а также приучает ребенка сохранять вертикальное положение.

Перекаты на спине. Положите ребенка на спину, согните руки и ноги, удерживая их на уровне живота одной рукой. Малыш окажется в своей любимой позе — «позе эмбриона». Вторая рука должна поддерживать шею и голову. Аккуратно и нежно, придерживая руки и ноги, покачивайте ребенка из стороны в сторону, вперед-назад, по кругу. Выполните по 2-3 движения в каждую сторону (рис. 20).

Это упражнение развивает связочный аппарат спины, положительно действует на вестибулярный аппарат, укрепляет мышцы-разгибатели, способствует правильному формированию грудного изгиба позвоночника.

Встряхивание рук. После активных занятий необходимо несколько расслабить ребенка и успокоить его нервную систему. Для этого используется встряхивание. Положите малыша на спину, обхватите его кисти (ваши большие пальцы должны быть в его ладошке), вытяните руки в стороны и слегка встряхните их. Если ребенок сопротивляется этому действию (что возможно при высоком тонусе сгибателей), то перед проведением упражнения нужно повторить поглаживание рук, чтобы снять напряжение (рис. 21).

Это основной комплекс, применяемый в возрасте до 2,5 месяцев. Начав занятия, вы можете со временем внести в комплекс собственные упражнения и движения, которые нравятся ребенку и вам. Постарайтесь не выполнять комплекс однобоко — этим нередко грешат родители: если у ребенка что-то из упражнений не получается сейчас, нельзя отказываться от этого упражнения совсем. Вернитесь к нему через одну-две недели. Больший упор делайте на те упражнения, которые вызывают у ребенка яркие положительные эмоции (их можно делать с большим количеством повторений), но при этом не забывайте, что вы должны выполнить все упражнения.

 

Cуставная гимнастика

Кроме массажно-гимнастического комплекса в возрасте от 1,5 месяцев хорошее влияние на развитие ребенка, его двигательных возможностей и интеллекта оказывает суставная гимнастика — ряд пассивных изолированных движений в суставах, выполняемых с помощью взрослых.

Эту гимнастику надо проводить очень осторожно, мягко и аккуратно, чтобы не повредить нежные связки и не растянуть мышцы. Не торопитесь с введением новых движений, не делайте гимнастику раньше основного комплекса. Это необходимо для того, чтобы мышцы и связочный аппарат суставов были разогреты для предотвращения травм. Мелкие суставы — кисть, стопу — можно начинать разрабатывать с 1,5-2 месяцев, более крупные суставы (особенно плечевой и тазобедренный) разрабатываются в более позднем возрасте.

Внимание! Проводить суставную гимнастику можно только после консультации с врачом и при отсутствии врожденных заболеваний опорно-двигательного аппарата или соединительной ткани. Во время болезни (если нет прямых противопоказаний) гимнастика, как и массажно-гимнастический комплекс, проводится в щадящем режиме.

В возрасте от 2 недель до 2,5 месяцев суставная гимнастика подразумевает, прежде всего, разработку и легкое растягивание мышечных групп сгибательных поверхностей, а также выведение объема движений в суставах к максимальной физиологической норме. Сильные растяжения и движения с усилием на границе физиологической нормы в этом возрасте категорически противопоказаны!

Суставная гимнастика занимает небольшое время, при этом разрабатываются 4 группы суставов на каждой руке или ноте: суставы кисти и стопы, лучезапястные или голеностопные суставы, локтевой и коленный суставы, плечевой и тазобедренный суставы.

Гимнастика начинается с мелких суставов кисти. Положите распрямленную ладошку ребенка на свою ладонь и, аккуратно надавливая на кончики пальчиков, доведите движение в суставах до границы свободного. Затем сделайте упор на основание ладони ребенка и так же аккуратно, без особенных усилий доведите объем движения до предела. Таким образом, разрабатывается и укрепляется лучезапястный сустав. Все время следите за реакцией ребенка. Малейшие признаки недовольства и тем более боли на лице требуют немедленного прекращения гимнастики.

Гимнастика в лучезапястном суставе продолжается: одной рукой фиксируется предплечье ребенка, вторая рука берет кисть (так, как мы здороваемся за руку) и выполняет легкие аккуратные покачивания из стороны в сторону (по три раза в каждую сторону), затем три четыре вращательных движения по оси сустава и легкое, не резкое (и не рывком) потягивание.

Переходим на локтевой сустав. Фиксируется нижняя часть плеча одной рукой, после чего вторая рука помогает выполнять движения па разгибание (3-4), сгибание (3-4), легкое вращение (3-4 оборота) и аккуратное потягивание.

Непосредственно гимнастика плечевого сустава вводится в более позднем возрасте, а начиная с двух недель в комплекс развития суставов включают заведение рук за голову (вверх) в положении лежа на спине. Возьмите лежащего на спине ребенка за руки и заведите его руки вверх. Ребенок рефлекторно выпрямит ноги, включив в работу мышцы-разгибатели. Сделайте это движение 3-4 раза. Начиная с одного месяца можно прибавить незначительное растяжение рук в самом верхнем положении. После выполнения гимнастики на руках сделайте встряхивание рук. Гимнастика для суставов рук выполняется в положении ребенка лежа на спине.

После проведения этой гимнастики выкладываем ребенка на живот и приступаем к гимнастике суставов ног.

Гимнастика суставов стопы проводится очень нежно и аккуратно, так как стопа в раннем грудном возрасте включает множество самых различных рефлексов, которые могут помешать проведению занятий. Все рефлексы вызываются резкими и жесткими прикосновениями в стопе, поэтому ваши движения и захваты должны быть мягкими и медленными.

Разгибание пальцев стопы — нелегкое дело. Пальчики очень маленькие и чувствительные, поэтому поработать с каждым пальцем подчас бывает нелегко, и разгибание пальцев проводят одновременно. Для этого ребро ладони или мизинца одной руки помещают в складку между подушечками пальцев и стопой, другая рука в это время поддерживает стопу за ее тыльную часть. Первая рука, медленно соскальзывая по пальчикам, проводит их одновременное разгибание. Движение повторяется до 5 раз.

Гимнастика для мелких суставов стопы. Одна рука ребром ладони устанавливается вдоль стопы по середине, другая легко и медленно нажимает на тыл стопы, как бы загибая ее внешние края. Движение повторяется 3-5 раз.

Гимнастика для голеностопного и коленного суставов проводится аналогично гимнастике для лучезапястного и локтевого суставов. После проведения суставной гимнастики необходимо сделать встряхивание ножек.

Полностью статья представлена в пособии
«Моя мама – мой первый учитель»
Серия «В помощь родителям»

Посетите курсы и вебинары «Школы для пап и мам»

Расписание

Веселые упражнения в помещении для младенцев и малышей (1-5 лет)

дня, когда ты застрял внутри с малышом, тебе начинает казаться, что время остановилось. Маленькие дети, возможно, больше, чем кто-либо другой, склонны излучать избыточную энергию, когда у них нет для нее выхода, и это действительно некрасиво. Да, пора заставить их двигаться, чтобы они могли выпустить все наружу.

По данным Американской академии педиатрии (AAP), физическая активность помогает предотвратить ожирение, болезни сердца и диабет, улучшает сон, укрепляет кости и мышцы, снимает стресс, повышает самооценку, улучшает общее самочувствие и более. Итак, в каком возрасте мы должны начинать обучать детей важности физической активности?

AAP рекомендует, чтобы младенцы получали не менее 30 минут «время на животе» и другие интерактивные игры в течение дня. SHAPE America, Общество преподавателей физкультуры и здоровья, предлагает рекомендации, начиная с рождения. Другими словами, когда дело доходит до физических упражнений, начинать никогда не рано.

Обеспечьте развлечение и здоровье младенцев, малышей и дошкольников, даже когда вам нужно быть дома, с помощью этих советов и веселых упражнений в помещении для самых маленьких.

Знать рекомендации по физической активности для детей

SHAPE America предоставляет следующие рекомендации по физической активности для детей от рождения до 5 лет, а также их родителей или опекунов.

Младенцы (от рождения до 12 месяцев)

  • Взаимодействуйте с младенцами в повседневной физической активности, посвященной изучению движения и окружающей среды.
  • Поместите младенцев в условия, которые поощряют и стимулируют движения и активные игры на короткие промежутки времени несколько раз в день.
  • Предлагайте физическую активность, которая способствует развитию двигательных навыков.
  • Поместите младенцев в среду, которая соответствует или превосходит рекомендуемые стандарты безопасности для выполнения упражнений с крупными мышцами.
  • Развивайте двигательные навыки, предоставляя возможности для структурированной и неструктурированной физической активности.

Малыши (в возрасте от 12 до 36 месяцев)

  • Помогите малышам заниматься структурированной физической активностью не менее 30 минут в день.
  • Обеспечьте малышам время и пространство, чтобы они могли заниматься неструктурированной физической активностью не менее 60 минут и до нескольких часов в день.
  • Избегайте сидячего образа жизни более 60 минут за раз, за ​​исключением сна.
  • Предоставьте малышам широкие возможности для развития двигательных навыков, которые послужат строительными блоками для будущей моторики и физической активности.
  • Обеспечьте доступ к внутренним и внешним зонам, которые соответствуют или превышают рекомендуемые стандарты безопасности для выполнения упражнений с большими мышцами.
  • Развивайте двигательные навыки, предоставляя возможности для структурированной и неструктурированной физической активности и двигательного опыта.

Дошкольники  (от 3 до 5 лет)

  • Помогите дошкольникам ежедневно уделять не менее 60 минут структурированной физической активности.
  • Предоставьте дошкольникам время и пространство для неструктурированной физической активности от 60 минут до нескольких часов в день.
  • Избегайте сидячего образа жизни более 60 минут за раз, за ​​исключением сна.
  • Поощряйте дошкольников развивать навыки основных моторных навыков, которые послужат строительными блоками для будущей моторики и физической активности.
  • Обеспечьте доступ к закрытым и открытым площадкам, которые соответствуют или превышают рекомендуемые стандарты безопасности для выполнения упражнений с большими мышцами.
  • Развивайте двигательные навыки, предоставляя возможности для структурированной и неструктурированной физической активности.

Попробуйте эти веселые упражнения в помещении для самых маленьких

«В этой возрастной группе я люблю делать движения под музыку», — говорит Лен Сондерс, автор бестселлеров, мотивационный спикер и физиолог. «Дети этого возраста положительно реагируют на музыку».

Сондерс ежегодно организует национальные фитнес-инициативы, такие как Project ACES , в рамках которых каждый май одновременно занимаются спортом миллионы детей.

По словам Сондерс, чтобы по-настоящему настроить ребенка на движение, родители должны включить знакомые песни, например «Chicken Dance» или «Hokey Pokey». «Эти песни могут быть старыми для вас, но новыми для детей», — добавляет он.

«Еще одна идея для этой возрастной группы — предложить им составить фигуры из букв алфавита», — говорит Сондерс. «Например, если они пишут букву «Т», они встают прямо, вытянув руку прямо».

Для детей организованный спорт или даже формальные упражнения не так важны. Сондерс объясняет, что цель — дать им свободное время для игры.

«Позволить детям просто ползать по дому, для младших, или бегать по игровой площадке — все работает, пока они двигаются», — говорит он.

Если вы хотите, чтобы дети занимались уборкой, подумайте о таком занятии, как игра с бросанием носков. Вот как:

  • Используя корзину или коробку для белья и несколько пар носков, пусть ваш ребенок встанет и бросит пару носков в корзину; это развивает навыки движения и метания, силу и координацию.
  • Чтобы добавить движения, когда вы закончите, проведите с детьми один или два победных круга по комнате, чтобы повысить их частоту сердечных сокращений.

Изучение физических и умственных навыков, которые они развивают
  • Общая моторика:
    • Они начинают развивать базовые навыки крупной моторики, такие как зрительно-моторная координация и равновесие.
  • Обучение и понимание:
    • Они развивают осведомленность о количестве, исследуя материалы и помещая носки в контейнеры разных размеров.
    • Они могут начать подражать словам и счету, используя некоторые имена или числа.
    • Они также начинают понимать свое тело по отношению к объектам и пространству вокруг них (также известное как «осознание тела»).
  • Физическое развитие:
    • Они начинают лучше контролировать движения рук, выполняя такие действия, как метание по мишеням.

Нравится то, что вы читаете?

Присоединяйтесь к Care БЕСПЛАТНО

Электронная почта

Требуется электронная почта.

Нажмите «Далее», чтобы создать учетную запись и получать советы, рекомендации и популярные истории.

Уже зарегистрирован

Введенный вами адрес электронной почты уже зарегистрирован. Хотите войти?

Войти

Почти готово!

Присоединяйтесь к программе Care БЕСПЛАТНО

Создайте бесплатную учетную запись, чтобы получить доступ к нашей общенациональной сети проверенных специалистов по уходу.

Имя

Требуется имя.

Фамилия

Требуется фамилия.

Почтовый индекс Требуется почтовый индекс

.

К сожалению, в настоящее время ваш запрос не может быть обработан. Нажмите здесь, чтобы повторить попытку.

Нажимая «Присоединиться сейчас», вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и Политикой конфиденциальности.

Добро пожаловать в Care!

Вы находитесь на пути к тому, чтобы найти кого-то, кого полюбит ваша семья.

Начните прямо сейчас

5 упражнений для вашего малыша

У всех нас есть большие намерения заниматься спортом, но трудно найти время! Иногда лучше всего привлечь детей к тренировкам. Вот пять упражнений, которые вы можете делать с малышом. Они заставят вашего малыша смеяться, а вы вспотеете и покажете ему, какими веселыми могут быть упражнения.

1.

Дощатый тоннель

Встаньте в планку на коленях или пальцах ног, положив руки прямо под плечи. Удерживая это положение, попросите малыша проползти под вами через туннель, который создает ваше тело.

2. Отжимания вверх/вниз

Из того же положения планки на коленях или носках выполните отжимание, пока вы поете эту маленькую песенку на мелодию «Фермер в долине». Ваш малыш узнает, что такое верх и низ, и может даже попробовать свои собственные «отжимания».

Когда вы встаете (держите верхнюю часть отжимания)

Когда вы опускаетесь вниз (опускаетесь в нижнюю часть отжимания)

И когда вы только на полпути (держитесь наполовину)

Вы не встаете (нажмите, чтобы начать отжимание)

Или вниз (снизу к низу отжиманий)

 

Присоединяйтесь к нашему сообществу

 

3. Приседания в/из прыжков

Начните с ног вместе (внутрь) и опуститесь в присед, затем прыгните ногами в широкий присед (наружу) и повторите. Делая это, произносите слова «внутрь» и «наружу» и поощряйте малыша также двигать ногами внутрь и наружу.

4. Медленный/быстрый бег

Поставьте ноги на ширине плеч, двигайте стопами и руками во время бега на месте. Затем чередуйте скорость между медленной и быстрой, произнося слова одновременно. Если ваш малыш чем-то похож на моего, он расхохотается, когда вы пойдете быстро.

5. Хруст от щекотки

Лягте на спину, согните колени и поставьте ступни на пол. Пусть ваш малыш сядет к вам на живот. Начните с простых скручиваний, и каждый раз, когда вы скручиваетесь, щекочите животик малыша.

Итак, вот пять простых упражнений, которые вы можете выполнять вместе с малышом! Вот простой способ их комбинировать: включите музыку и установите таймер на 1-минутные интервалы, выполняйте каждое упражнение по 1 минуте, повторите всю серию 3 раза за 15-минутную тренировку.

Теперь, учитывая, что вы тренируетесь с малышом, ваша тренировка, скорее всего, пойдет не по плану. Смена подгузников, таяние или перекус могут прерваться, но не расстраивайтесь, просто вернитесь к тому месту, где вы остановились, когда перерыв закончится.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>