Вопросы государственного и муниципального управления
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
«ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. PUBLIC ADMINISTRATION ISSUES»
— научный журнал, издаваемый в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ),
выходит четыре раза в год на русском языке. C 2014 г. издается специальный выпуск журнала на английском языке.
По показателю импакт-фактора журнал «Вопросы государственного и муниципального управления» входит в число ведущих российских периодических изданий, включен в ведущие международные базы данных Scopus, RePEc, EBSCO, а также Russian Science Citation Index (RSCI) на платформе Web of Science. Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Минобрнауки России для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по направлениям: экономика, социология, право.
Цель журнала – создание профессиональной площадки для обсуждения комплексной проблематики государственного и муниципального управления.
Редакционная политика исходит из необходимости обеспечить достаточно четкую фокусировку на специфическом предмете
(чтобы избежать дублирования тематики других изданий) и вместе с тем — уделять внимание взаимосвязям проблематики
государственного и муниципального управления со смежной проблематикой: экономической, правовой, политологической, менеджериальной и т.д.,
а также с вопросами взаимодействия государства и гражданского общества. При этом акцент — на выработке и принятии административных решений.
В редакционный совет журнала входят ведущие ученые и эксперты международного и
Читательская аудитория журнала — исследователи, эксперты, практики государственного и муниципального управления,
а также широкий круг читателей, интересующихся проблемами государственного и муниципального управления в России и за рубежом.
На страницах журнала ученым и государственным деятелям предоставляется возможность активного обмена идеями,
информацией и мнениями по актуальным проблемам государственного управления, таким как:
· реформирование и развитие государственной службы,
· разработка и проведение в жизнь административной реформы,
· совершенствование деятельности органов местной власти,
· модернизация бюджетной сферы и государственного сектора в целом.
Тематика журнала:
— Современная теория государственного управления.
— Теоретические основы экономической и социальной политики.
— Факторы и оценки эффективности государственного и муниципального управления.
— Инновации в системе государственного и муниципального управления.
— Планирование и прогнозирование в системе государственного и муниципального управления.
— Кадры государственной и муниципальной службы. Управление персоналом в государственных
и муниципальных органах и организациях государственного и муниципального секторов.
— Финансовые, материально-технические и информационные ресурсы государства и муниципалитетов.
— Государственные и муниципальные услуги.
— Особенности функционирования организаций государственного и муниципального секторов.
— Государственно-частное партнерство.
— Взаимодействие государства и муниципалитетов с общественностью.
Обеспечение открытости государственных органов. Общественный контроль.
— Партнерство государства и муниципалитетов с негосударственными некоммерческими организациями.
Экономические и управленческие проблемы развития «третьего сектора».
— Развитие образовательных программ по тематике государственного и муниципального управления.
Журнал публикуется в открытом доступе в Интернете. DOI: 10.17323/1999-5431
Вопросы и ответы государственного экзамена по специальности Государственное и муниципальное управление
Билеты и вопросы
- формат doc, docx
- размер 479.53 КБ
- добавлен 02 мая 2011 г.
РГСУ, 2011 год, Москва.
Вопросы государственного экзамена по специальности «Государственное
и муниципальное управление»
Сущность и содержание теории управления
Эволюция управленческой мысли
Цели и функции управления
Планирование как функция управления
Управленческие коммуникации
Лидерство, власть и влияние в организации
Основы управления человеческими ресурсами
Требования, предъявляемые к руководителям. Оценка труда
руководителя
Стиль руководства. Выбор стиля руководства
Предмет и основные понятия социологии управления
Русское централизованное государство
Государственное управление в России в период абсолютизма
Государственное управление в Российской империи в конце XIX века – начале XX века
Государственное управление в РСФСР и СССР
Новейшая история государственного управления в России
Сущность, признаки и природа государства
Основные понятия в системе государственного управления
Государственная власть и государственное управление
Статус и полномочия Президента Российской Федерации
Система органов исполнительной власти Российской Федерации
Социальное государство. Управление социальной сферой
Государственное регулирование экономики
Субъект Федерации: особенности государственного устройства и
органы государственного управления
Формирование современной государственной политики и ее реализация
Взаимодействие государственного управления и муниципального управления
Государственная кадровая политика
Административная реформа в Российской Федерации
Законодательная власть в системе государственного управления
Судебная власть в системе государственного управления
Прохождение государственной службы
Муниципальная служба: задачи, функции, принципы, порядок и
условия прохождения.
Понятие местного самоуправления. Основные теории местного самоуправления.
Конституционно-правовые основы местного самоуправления
Состав органов местного самоуправления: структура, функции
Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
Финансово-экономическое обеспечение местного самоуправления
Формы осуществления местного самоуправления
Территориальные основы местного самоуправления
Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования
Организация как система. Организация и управления
Законы организации
Социально-экономические и политические процессы: сущность, классификация, особенности исследования
Методы исследования социально-экономических и политических процессов
Социологические исследования социально-экономических и политических процессов
Методы прогнозирования и их роль в социальном управлении
Социальное проектирование и его роль в управленческой деятельности
Инновационные и инвестиционные проекты как основные виды проектной деятельности
Сущность управленческого консультирования
Процесс консультирования
Методы и модели принятия управленческого решения
Территория и границы Российской Федерации как фактор развития российского государства
Влияние природных условий и природных ресурсов на территориальную
организацию общества
Особенности территориальной организации населения России
Закономерности территориальной организации производства
Урбанизация и особенности расселения населения
Инновационный процесс
Типы инноваций
Регулирование инновационной деятельности
Область применения PR. Маркетинг, реклама и PR. Социальная реклама
Городская инфраструктура: понятие, основные элементы. Зонирование территории города
Социальная инфраструктура муниципального образования: понятие и сущность
Социальная инфраструктура муниципального образования как многоотраслевой комплекс
Транспортная инфраструктура муниципальных образований
Жилищная инфраструктура муниципальных образований
Понятие земельных ресурсов и собственность на землю. Категории земель
Концепция национальной безопасности
Управление национальной безопасностью в Российской Федерации
Антитеррористическая безопасность Российской Федерации
Конфликт в организации. Процесс конфликта в организации. Разрешение конфликта в организации.
Государственный бюджет: доходы и расходы. Проблема дефицита государственного бюджета. Государственный долг.
Налоги: сущность, виды, функции. Фискальная политика государства.
Государственно-муниципальные финансы как элемент финансово-кредитной системы.
Смотрите также
Билеты и вопросы
- формат doc, pdf
- размер 28.86 МБ
- добавлен 13 марта 2011 г.
Вопросы и ответы для государственного междисциплинарного экзамена студентов 5-го курса специальности 180200 — «Электрические и электронные аппараты». Уральский федеральный университет-УПИ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. 2011 год.
Билеты и вопросы
- формат htm, doc
- размер 154.05 КБ
- добавлен 12 ноября 2010 г.
Предмет, объект и содержание науки управления. Взаимосвязь науки управления с другими науками. Основные законы, закономерности и принципы государственного и муниципального управления Функции государственного и муниципального управления Методы государственного и муниципального управления Государственное управление и местное самоуправление: проблемы взаимодействия, Нормативные модели систем государственного и муниципального управления Основные напр…
Билеты и вопросы
- формат doc
- размер 1.4 МБ
- добавлен 29 января 2010 г.
Вопросы к экзамену с ответами. Государственное управление: понятие, сущность и признаки. Исполнительная власть и ее место в системе властей; соотношение исполнительной власти и государственного управления. Функции государственного управления. Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти. Организационно-правовые формы исполнительной власти в России. Соотношение компетенции РФ и ее субъектов в области организации государственного управлен…
- формат doc, docx
- размер 12.54 МБ
- добавлен 24 марта 2010 г.
Ответы на билеты государственного экзамена по специальности управление персоналом (мотивация, основы управления персоналом, конфликтология, делопроизводство и т. д. )
Шпаргалка
- формат doc
- размер 6.14 КБ
- добавлен 31 июля 2011 г.
Ответы к ГОСам по ремонту и надежности машин и оборудования. Представлены ответы на вопросы по «ремонту и надежности» для студентов специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» В состав файла входят 60 ответов на вопросы предлагаемых для Государственного экзамена 2011 года.
Шпаргалка
- формат doc
- размер 9.31 КБ
- добавлен 31 июля 2011 г.
Ответы к ГОСам по технической эксплуатации автомобилей. Представлены ответы на вопросы по «технической эксплуатации автомобилей» для студентов специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» Всего порядка 140 ответов по всему курсу «технической эксплуатации автомобилей» для Государственного экзамена 2011
Контрольная работа
- формат doc
- размер 13.3 КБ
- добавлен 26 июля 2011 г.
Все задачи для Государственного экзамена по специальности ТЭА. Кафедра «Техническая эксплуатация транспорта». Документ содержит 60 задач различной направленности, предназначенные для Государственного экзамена по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» (190601.65).
pottee
- формат doc
- размер 1.82 МБ
- добавлен 08 апреля 2010 г.
Билеты Государственного Междисциплинарного Аттестационного Экзамена для студентов, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии» 2010 НОУ » ГЭИТИ».96 Вопросов. Темы: Экономика предприятия, Менеджмент, Инвестиции, Анализ и диагностика Финансово-хозяйственной деятельности предприятия, Антикризисное управление, Бизнес-планирование.
pottee
- формат doc
- размер 181. 94 КБ
- добавлен 05 января 2010 г.
Содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине «Правовые основы Российского государства» для специальности «Государственное и муниципальное управление (в социальной сфере)» Содержит ответы по конституционному праву, гражданскому праву, административному праву, трудовому праву.
Стандарт
- формат pdf
- размер 463.53 КБ
- добавлен 03 января 2012 г.
ПОЛОЖЕНИЕ об организации и проведении государственного экзамена по специальности, направлению специальности и специализации в учреждении образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» Настоящее положение разработано коллективом авторов Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании. Рассмотрены основные положения, организ…
Четыре основные проблемы, с которыми столкнутся государственные и местные органы власти в 2022 году
По мере того, как мы начинаем двигаться к постпандемическому состоянию, нам необходимо подготовиться к основным проблемам, с которыми государственные и местные органы власти столкнутся в 2022 году. Генеральный директор Avenu Пол Коланджело тратит много времени работает с государственными лидерами по всей стране и хорошо понимает стоящие перед ним проблемы.
Узнайте больше о выводах, которые Пол получил и которыми поделился из недавнего интервью.
С какими общими проблемами сегодня сталкиваются правительства штатов и местные органы власти?
1. Человеческий капитал
Поиск людей с необходимым набором навыков для замены стареющей рабочей силы является одной из самых больших проблем в нашей отрасли. Во многих случаях государственные и местные органы власти имеют больше рабочих мест, чем соискателей. Растет число сотрудников, которые уходят на пенсию или приближаются к ней, и население бэби-бумеров намного больше, чем молодое поколение, пришедшее на смену ему.
Жизнеспособные стратегии для государственного сектора включают в себя конкуренцию с частным сектором за таланты и рассмотрение возможности выхода за пределы своей местной географии. Замена сотрудников, обладающих важными институциональными знаниями, требует поиска людей с нужным набором навыков и способностями к обучению, а не с постоянным опытом. Конечно, это означает предоставление строгой программы, которая тщательно обучает, обучает и вооружает их для достижения успеха в своей роли.
Обе стратегии требуют подготовки к гибридной или удаленной рабочей силе. COVID-19заставили людей приспособиться к удаленной работе, но по мере того, как мы переходим в постпандемическое состояние, большая часть рабочей силы предпочла гибридную модель работы. Пандемия привела к удаленной работе, и руководители понимают, что она никуда не денется. Хотя пандемия навязала удаленную или гибридную экономику, это все равно должно было случиться с технологиями, обеспечивающими эту возможность.
Хорошая новость заключается в том, что многочисленные исследования показывают, что удаленные работники более продуктивны. Согласно опросу, проведенному Airstriker, исследователи обнаружили, что в среднем удаленные сотрудники «работали на 1,4 дня больше в месяц или на 16,8 дней больше в год, чем люди, работавшие в офисе. Исследование показало, что работа на дому не только приносит пользу сотрудникам, избавляя их от ежедневных поездок на работу, но и повышает производительность и ведет к более здоровому образу жизни».
2. Цифровая трансформация
Большая часть правительства по-прежнему отягощена бумагой и устаревшими процессами, которые неэффективны для их сотрудников и не удобны для граждан. Частично проблема, связанная с пандемией коронавируса, заключалась в ее влиянии на рабочий процесс. Правила социального дистанцирования и проблемы со здоровьем закрыли государственные учреждения и прервали повседневную работу. Почти в одночасье правительствам пришлось адаптироваться к удаленной рабочей силе, нуждающейся в цифровом доступе к документам, базам данных и жизненно важным ИТ-инфраструктурам.
Вот почему построение устойчивого к кризисам цифрового правительства имеет большое значение. Во-первых, у государственных органов должна быть цифровая стратегия. Те, у кого был стратегический план по переходу, внедрению или расширению цифровых операций, могли эффективно адаптироваться к вызовам COVID-19
Цифровые рабочие процессы и хранение документов в электронном виде экономят время сотрудников на доступе к тому, что им нужно для выполнения их работы, и позволяют правительству сотрудникам отслеживать ход выполнения проекта, автоматически уведомлять нужных людей о достижении контрольной точки и создавать напоминания, чтобы задачи не останавливались из-за недопонимания между отделами. Цифровые формы, заполняемые населением и сотрудниками, автоматически заполняют базы данных информацией, что снижает потребность в ручном вводе данных.
Цифровая трансформация также позволяет организациям лучше обслуживать своих клиентов, предоставляя им круглосуточный доступ к информации и формам, которые они могут заполнять, когда и где им удобно. Граждане привыкли к интуитивным и эффективным услугам, которые они получают от частного сектора и ожидают от своего правительства.
3. Альтернативные источники доходов
Правительства несут ответственность за предоставление жизненно важных услуг своим избирателям и должным образом распоряжаются налогами, которые они вводят в законодательном порядке, и им приходится искать альтернативные источники доходов. Часто за счет соблюдения требований и аудита, а также за счет более эффективных программ управления налогами/лицензиями они могут получить дополнительный доход, просто собирая недоплаченные налоги. По всей стране местные органы власти обнаружили, что автоматизация может обеспечить столь необходимое повышение эффективности и даже открыть скрытые доходы. Это связано с тем, что автоматизация может превратить дорогостоящие, трудоемкие и чреватые ошибками задачи ручного труда, такие как ввод данных и бумажная документация, в быстрые и эффективные автоматические процессы
В современном мире существует программное обеспечение для интеллектуального анализа данных и технология веб-краулера, которые помогают выполнять анализ разрыва между текущими доходами в конкретной налоговой базе и общими доходами, причитающимися на целевом рынке. Автоматизированные программы управления налогами и лицензиями облегчают предприятиям уплату налогов и снижают вероятность человеческой ошибки при определении размера задолженности. Программы соблюдения и аудита также могут выявить налогоплательщиков, которые ошибочно недоплачивают, а также выявить компании, которые могут вообще не платить или могут платить не в той юрисдикции. Конечно, бизнес-лицензии и краткосрочная аренда — очень популярные области, на которых многие правительства концентрируют свои усилия, но чиновникам важно мыслить нестандартно и рассматривать все виды местных налогов, которые взимаются.
4. Повышение вовлеченности граждан
В 2020 году правительствам было жизненно важно сосредоточиться на основных услугах, в которых нуждаются граждане. Теперь, когда мы приближаемся к завершению пандемии, важно расширить способы и частоту нашего взаимодействия с гражданами. Технологии и социальные сети — отличные способы связи с гражданами и продвижения общественных программ и мероприятий.
Что вы видите на горизонте, к чему правительства штата и местные органы власти должны быть готовы или чем они должны быть взволнованы?
Распространение программ-вымогателей угрожающими темпами, и кибербезопасность является критической темой, которую необходимо решать во всех организациях. Важно не только обезопасить и защитить свои данные и инфраструктуру, но также необходимо иметь готовый план аварийного восстановления, если что-то случится. Если ждать постфактум, будет поздно.
Пандемия преподала всем много уроков о том, как оценивать деловые операции, управлять балансом между работой и личной жизнью и как подготовиться к неожиданным бедствиям. я думаю Переосмысление рабочей силы — это не только то, к чему стремятся правительства, но и то, в чем мы найдем большую пользу, поскольку задействуем более широкий спектр талантов.
Поиск способов связи с избирателями и повышения вовлеченности граждан в более широком смысле – это то, что мы должны принять, и то, как развиваются технологии, безусловно, облегчает удовлетворение ожиданий современных граждан.
Ну и конечно. проходит цифровую трансформацию . Это поможет правительствам выполнять свою миссию и предоставлять услуги более эффективно, прозрачно и экономично. Это беспроигрышный вариант для правительства и людей, которым оно служит.
Наше исследование выявило пять основных проблем, из-за которых местные органы власти не спят по ночам
Граждане ищут должности в органах местного самоуправления по разным причинам. Это возможность работать вместе с другими членами сообщества, помогая сформировать их видение того, каким должно быть сообщество. Это возможность более активно участвовать в жизни сообщества, которое они любят.
Вскоре после успешной избирательной кампании новоизбранные государственные чиновники начинают ощущать тяжесть своей ответственности, поскольку беспокойство о положении дел в обществе переходит в беспокойство, которое часто не дает им спать по ночам. В iCompass мы сделали несколько предположений о том, какие проблемы вызывают крайнюю тревогу у государственных служащих. Наш опрос показал, что мы были правы по всем пунктам, включая пятерку наиболее тревожных вопросов для муниципалитетов.
Из-за каких проблем местные органы власти не спят по ночам?
Мы разработали несколько вопросов о проблемах, которые, как мы подозревали, больше всего волнуют местных органов власти:
- Повышение вовлеченности граждан
- Законодательные/нормативные изменения
- Отношения Совета и персонала
- Управление растущими ожиданиями граждан
- Прозрачное и открытое правительство
- Управление активами
- Вопросы общественного планирования
- Стратегическое планирование/видение совета
- Операционная неэффективность
- Рост сообщества
- Лицензирование марихуаны
- Управление краткосрочной арендой
- Трудовые отношения
- Бюджет
- Вербовка и удержание
В дополнение к нашему списку мы также задали открытый вопрос, чтобы узнать, не пропустили ли мы какие-либо проблемы. Местные чиновники сказали нам, что их также беспокоят социальные проблемы, такие как злоупотребление наркотиками, бедность и психическое здоровье. Опрос также выявил множество других вопросов, включая инфраструктуру, межгосударственные отношения и транспорт.
Пять вещей, которые не дают спать по ночам местным властям
Наше исследование выявило некоторые интересные результаты. Пятерка наиболее тревожных вопросов для местных органов власти расположилась довольно близко друг к другу. Разница между ответами №1 и №5 составила всего около 3%.
#1 Рост сообществаНаш опрос показал, что самым важным вопросом для сообществ является рост сообщества. Работа над ростом и расширением сообществ важна по целому ряду причин. Организация и планирование в сообществах создает возможности для занятости и стимулирования экономики. В свою очередь, рациональное планирование также снижает уровень бедности и страданий в общинах. Рост сообщества включает в себя цели сообщества для своего общества, экономики, культуры и окружающей среды. Все эти вопросы помогают гражданам вести полноценный и здоровый образ жизни. Около 43% чиновников местных органов власти не спят по ночам, думая о том, как расширить свои сообщества.
#2 Стратегическое планирование/Видение СоветаВ дополнение к постановке целей роль муниципальных советов заключается в определении наилучших шагов для их достижения. Стратегическое планирование предоставляет дорожную карту того, какие шаги необходимо предпринять сообществу и когда они должны их предпринять для развития сообщества. Ответственное планирование создает системный процесс, предвосхищающий и планирующий будущее при управлении временными ограничениями и бюджетом. Выполнение видения совета также помогает сбалансировать требования всех групп населения в сообществе. Около 42% респондентов нашего опроса заявили, что они беспокоятся о том, соответствует ли их стратегическое планирование цели достижения желаемого будущего для их сообщества.
#3 БюджетХотя бюджет не был проблемой номер один, как можно было бы ожидать, он был близок к главной проблеме примерно для 42% местных чиновников, принявших участие в нашем опросе. Бюджет связан с широким взглядом на цели сообщества и направлен на получение наилучшей ценности, основанной на результатах. Хорошо управляемые бюджеты обеспечивают государственным служащим удовлетворение от того, что они вносят непосредственный вклад в общее здоровье и благополучие общества.
Планирование бюджета не дает чиновникам спать по ночам чаще, чем следовало бы, из-за проблемы баланса краткосрочных и долгосрочных перспектив и обеспечения открытости и прозрачности для общественности в отношении того, как совет работает для достижения своих целей.
#4 Вопросы общественного планированияМуниципальные советы тратят много времени на планирование и обсуждение вопросов, касающихся инфраструктуры сообщества. Около 41% государственных служащих серьезно обеспокоены такими вопросами общественного планирования, как транспорт, парковка, высокая стоимость домовладения по отношению к среднему доходу и способы максимального использования технологий для повышения эффективности.
#5 Повышение вовлеченности гражданПовышение вовлеченности граждан было еще одной главной заботой государственных служащих, хотя она занимала очень близкое место среди других вопросов. Общественный вклад является важной частью демократического процесса принятия решений и часто влияет на общественные решения, влияющие на будущее сообщества. Общественность предлагает новые идеи и обменивается информацией, что создает взаимную ответственность и подотчетность для совета директоров и общественности. Около 40% государственных служащих указали, что они беспокоятся больше, чем должны, о том, как увеличить участие граждан в процессе принятия решений.
Программные решения для государственных органов решают проблемы, от которых страдают чиновники местных органов власти
iCompass решает пять основных проблем, из-за которых государственные чиновники не могут спать по ночам, с помощью технологических решений для организации совещаний и повышения эффективности работы правительства. Решения iCompass избавляют от беспокойства управляющих сообществ любого размера благодаря программным решениям, разработанным с учетом потребностей местных органов власти.
Менеджер совещаний централизует информацию из повестки дня, протоколов и других записей, делая ее доступной в режиме реального времени. Эта платформа предоставляет необходимую информацию, которая позволяет муниципальным советам сосредоточиться на ключевых проблемах в своих сообществах, чтобы поддержать их видение и стратегические планы.
Наши клиенты сообщают об измеримой и часто существенной отдаче от своих инвестиций в наши решения по управлению. Продукты iCompass обычно оказывают положительное влияние на бюджет, поскольку они помогают снизить эксплуатационные расходы и сэкономить время и материалы.
Решения, разработанные iCompass, обеспечивают платформу для привлечения внимания общественности и стимулируют более глубокое понимание и обратную связь от сотрудников и общественности по вопросам планирования сообщества, которые их больше всего волнуют.