Очереди к логопедам: почему дети сейчас поздно начинают говорить и как это исправить
Ребёнку уже три года, а он не говорит. К сожалению, сейчас такое встречается часто. По последней статистике, с проблемами речевого развития в Казахстане сталкивается каждый четвёртый ребёнок.
Что делать в таком случае: уповать на то, что к школе он точно заговорит, или срочно идти к логопеду? А если занятия у специалиста не помогают?
Во сколько ребёнок должен заговорить?
Логопед Любовь Сухорукова рассказала, что младенческий лепет у ребёнка должен появиться, ориентировочно, в 4-6 месяцев. К этому времени малыш начинает экспериментировать: двигать языком, щеками, открывать и закрывать губы. Потихоньку начинает совершенствоваться речевой аппарат.
Первые осмысленные слова появляются уже ближе к году. В это время ребёнок должен произносить от двух до 20 слов. Если к 15 месяцам он не выговаривает ни одного слова, следует обратиться к педиатру и поискать причины. Возможно, у малыша есть проблемы со слухом.
Психолог Татьяна Остапенко добавила, что с года до трёх у ребёнка формируется автономная речь. Это когда малыш повторяет за взрослыми слова, но значительно их искажает, поэтому кажется, что он разговаривает на своём собственном языке. Обычно такую речь понимают только близкие ребёнка.
К трём-четырём годам автономная речь должна постепенно уйти. В этом возрасте ребёнок, как правило, имеет в пассивном запасе 3000 слов. Он их понимает, но говорит не все. Активно же использует в речи примерно 1000 слов.
Фото с сайта Depositphotos.comКогда стоит забить тревогу?
Логопед Любовь Сухорукова указала на несколько примет, которые должны насторожить родителя:
- в 3-4 месяца – нет гуления и лепета;
- в 5-6 месяцев – не реагирует на звуки;
- в 8-9 месяцев – не отзывается на своё имя;
- в 12 месяцев – не произносит слова «мама»;
- в 13-18 месяцев – не показывает предметы на картинке, не понимает простых вопросов;
- в 18 месяцев – в лексиконе нет шести слов.
Дети сейчас стали позже говорить?
Логопед-дефектолог Тогжан Юсупова считает, что возраст говорения сейчас отодвинулся минимум на один год. Если раньше у детей запускалась речь в год-полтора, то сейчас в 2-2,5 года, а то и позже.
«За последние полгода ко мне на запуск речи обратились примерно 85-90 родителей, столько же стоят в очереди. Это очень много, учитывая, что мы говорим только о запуске речи. А сколько родителей не могут позволить себе услуги логопеда и ждут, пока их ребёнку исполнится пять лет и он сам заговорит», – рассказала
Тогжан Юсупова.
Почему дети сейчас поздно начинают говорить?
Психолог Татьяна Остапенко выделила несколько причин, по которым дети начинают поздно говорить.
Во-первых, возможны физиологические нарушения – слабые мышцы речевого аппарата, толстый язык, короткая уздечка или расщелины нёба.
Во-вторых, случаются патологии при беременности, которые в дальнейшем влияют на общее развитие ребёнка.
В-третьих, генетика. Если в роду все поздно начинают говорить, то есть вероятность, что и ваш ребёнок тоже поздно заговорит.
Фото Informburo.kzВ-четвёртых, эмоционально холодные мамы – те, кто считает, что если ребёнок маленький, то с ним можно не разговаривать. В таких случаях малыш остаётся один на один с собой, у него нет эмоционального общения с близким человеком, что обычно приводит к задержке речевого развития.
В-пятых, двуязычные семьи. В них дети набирают сразу два словаря, поэтому им требуется больше времени на то, чтобы запустить речь. Это нельзя считать задержкой речевого развития, но логопеды и психологи рекомендуют сначала изучить один язык, а потом добавлять второй.
Дефектолог Тогжан Юсупова называет ещё одну причину – сенсорный голод. Это неразвитость у малыша тактильной, проприоцептивной и вестибулярной системы.
В развитии речи важную роль играет мелкая моторика и ощущение собственного тела в пространстве. Дело в том, что центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрами пальцев. Тренируя пальцы, мы тем самым развиваем речь. Начинать можно с массажа рук, а затем перейти к простым упражнениям – соединять пальцы, вращать их. Можно делать это и с помощью потешек – «Сорока-ворона», «Пальчики-семья» и другие. Детям постарше стоит давать задания посложнее: застегнуть пуговицу, зашнуровать ботинки, намотать клубок, нарисовать прямые линии.
Фото с сайта Depositphotos.comКак на речь влияют мультфильмы и ролики блогеров?
Многие родители из-за занятости включают детям мультфильмы и игры на гаджетах. Кто-то надеется, что ребёнок будет учиться разговаривать, подражая любимым персонажам и подпевая им.
«Родители ошибочно считают, что раз есть звук, должно идти и развитие. Но заговорить с помощью мультфильмов не получится. Чтобы запустить речь, нужно научить ребёнка артикулировать. Он должен видеть, как работает речевой аппарат: каждое движение губ, языка, зубов. Разве в мультике это увидишь?» – пояснила Татьяна Остапенко.
Психолог отметила, что телевизор и вправду может помочь наполнить словарный запас ребёнка, но только после четырёх лет. До этого возраста родителям необходимо каждый день садиться напротив малыша и разговаривать с ним, чтобы он видел, как устроен наш речевой аппарат и подражал ему. Именно на подражании и происходит обучение.
Как научить ребёнка говорить?
Логопед Любовь Сухорукова считает, что в развитии речи играют важную роль интонация родителя, жесты, прикосновения, улыбки, контакт глаз. Это всё формирует невербальную речь, которая уже даёт толчок к развитию вербальной.
Родителю, по словам специалиста, надо уже с пелёнок контактировать с ребёнком и пытаться комментировать каждое своё движение: «Наденем футболку», «Съедим кашу» и так далее.
«Если своими силами запустить речь не получается, стоит обратиться к логопеду. Здесь для достижения результата нужна регулярность. Многие записываются, а потом часто пропускают занятия или не делают домашние задания. У нас курс – восемь занятий в месяц по два раза в неделю. Для постановки звука кому-то хватает и месяца, кто-то же должен ходить годами. Всё индивидуально», – рассказала
Любовь Сухорукова.
Можно попробовать решить проблему и самим. В интернете есть множество упражнений по артикуляционной гимнастике, логоритмике, скороговорки, потешки и простые стихи, отметила логопед.
Почему нельзя пускать на самотёк?
Современные родители поздно бьют тревогу, отмечают специалисты. Если ребёнок не говорит к трём-четырём годам, многие не беспокоятся, говоря, что к школе он точно заговорит. Но такой подход к проблеме неверен, считает Татьяна Остапенко.
«Отсутствие речи не позволяет правильно формироваться мышлению. А несформированное мышление даёт нам психическую задержку. Но родители не так часто беспокоятся об этом», – пояснила психолог.
По словам Тогжан Юсуповой, многие врачи в четыре-пять лет ставят детям задержку речевого развития, но в таком возрасте этого не может быть.
Невропатологи должны найти глубинную причину.«В четыре года ребёнок не будет выговаривать «с», «ш», «ж». В пять лет он не сможет выговорить «л», в шесть – «р», так как он не может произнести предыдущие звуки. Потом ребёнок идёт в школу, и он эти звуки не слышит – соответственно, у него проблемы в диктанте. Дальше мы получаем дислексию, диспраксию, дизартрию. То есть по цепной реакции нарушаются все участки головного мозга, которые отвечают за нашу речь», – отметила дефектолог.
Маленький словарный запас отражается и на поведении ребёнка, отметила Татьяна Остапенко. С возрастом коммуникационных мотивов для разговора с ребёнком становится больше – это не просто кушать, спать, сходить в туалет. Поэтому родители перестают понимать детей, а им это не нравится. Они начинают злиться и ругаться.
«Если ребёнка отдают в ясли, то и там дети его не понимают, ему сложно выстроить отношения со своими сверстниками. Ребёнок со слабой нервной системой замкнётся в себе, а сильный – проявит агрессию», – объяснила психолог.
Читайте также:
- Как разгрузить школьный рюкзак и сохранить здоровой спину ребёнка
- «Пока не доешь, из-за стола не выйдешь». Чем опасно пищевое насилие
- Сиреноголовые, Хаги Ваги, Киси Миси и другие хоррор-игрушки: почему детям они нравятся
когда дети начинают говорить — 25 рекомендаций на Babyblog.ru
Все родители с нетерпением ждут того момента, когда же их ребенок впервые произнесет полноценное слово «мама», ведь именно оно является первым, что якобы должен вымолвить кроха. На самом деле это стереотипы и, как показывают социологические испытания, первым словом, которое обычно произносят детки, является «папа».
Почаще говорите с малышом
Умение говорить — это наивысшее достижение человечества, а уж тем более маленького человечка, который учится выражать свои эмоции и чувства не только плачем, но и полноценными звуками, словами, предложениями. А потому особое внимание родителям стоит уделять своим словами и общению при ребенке, ведь уже начиная с 9-10 месяца, кроха начинает понимать слова взрослых. В этом возрасте, как правило, умение говорить становится еще одним компонентом полноценного мышления. А потому уже с 5-6 месяцев родители не должны пускать на самотек речевое развитие своего малыша. Конечно же, это должны быть не стандартные «улюлюканья» и тому подобное, а полноценные слова, выражения, например, о том, что окружает малыша, что происходит рядом. То есть, чем больше родители будут разговаривать со своим ребенком, тем богаче будет его словарный запас.
Ко всему прочему, когда ребенок слышит какие-то слова, подсознательно его голосовые связки напрягаются, как бы стараясь повторить произнесенное взрослыми. Кроха начинает шевелить языком и губами, а значит, речевые мышцы его уже включаются в работу. Важно не только говорить ребенку о каком-то предмете, но и показывать его, за одно помогая сенсорному развитию. В результате кроха будет подражать родителям, а уже позже сможет самостоятельно выговаривать слова.
Прочь волнения
Многих родителей интересует вопрос «Почему же некоторые детки в определенном возрасте уже вовсю разговаривают, да так, что их понимают посторонние люди, а другие просто лепечут что-то бессвязное?» Не стоит сразу винить себя, что, мол, не доглядели и что-то упустили. Однако конкретного ответа на то, во сколько дети начинают говорить, просто нет. Все малыши разные, соответственно и мышление у них может развиваться по-разному. Каждый ребенок начинает выговаривать первые слова уже тогда, когда все необходимые для этого процесса компоненты соединяться вместе, что у каждого крохи происходит в свое время.
Развитие речи по месяцам
В среднем уже в 7-8 месяцев детки впервые произносят свои первые слова «агу-агу», «ма-ма», «дя-дя» и прочие, что появляются после лепета. Несколько позже такой лепет приобретает более четкую окраску, то есть, по его словам родители уже могут понять, что же хочет их ребенок в тот мили иной момент, что ему нужно и что у него болит. На данном этапе развития очень важно не упустить момент формирования разговорной речи, то есть, в общении со своим ребенком нужно использовать различные интонации в голосе, слушать музыку, модулировать свой голос.
При правильном подходе и внимательном отношении уже в 10-12 месяцев ребенок сможет сказать 3-6 лепетных слов. Более того, он точно понимает то, что хотят от него родители, например, «возьми», «дай» или «нельзя». К году и трем месяцам у крохи в словарном запасе может прибавиться еще 5 — 6 слов, а вот к возрасту двух лет малыш четко разделяет понятия «ты», «я» и старается произносить первые словосочетания, показывать некоторые части тела на себе, когда об этом его спрашивают родители.
Когда нужно бить тревогу
В возрасте трех лет у ребенка уже заканчивается полноценное анатомическое созревания речевых областей в мозге, он овладевает основами грамматических форм языка, происходит накопление определенного лексического запаса. Именно поэтому, если к трем годам кроха всего лишь лепечет или не выговаривает звуки и слова, необходимо обратиться к логопеду за помощью в коррекционных занятиях, в том числе в занятиях по артикуляционной гимнастике.
Важные советы родителям
Родители очень часто переживают по поводу того, когда же их ребенок начнет разговаривать, пытаются торопить этот процесс. Поэтому некоторые советы помогут правильно подготовиться к процессу обучения своего ребенка:
- Меньше нервничайте, ведь эмоции родителей передаются детям и, почувствовав тревогу, малыш может замкнуться в себе;
- Всегда начинайте обучение речи с небольших и легких звуков, используйте короткие слова и предложения;
- Начинайте разговаривать со своим ребенком как можно раньше, ведь, как известно, малыши слышат голос родителей, находясь еще в утробе матери;
- Не используйте для обучения ребенка радио или телевизор, ведь ни одна детская передача и голос, звучащий из экрана, не смогут заменить общение с живым человеком, его эмоции и интонацию.
Общение и общение с ребенком в возрасте от 8 до 12 месяцев (для родителей)
Рецензировано: Мэри Л. Гэвин, доктор медицины
на испанском языке La comunicación y su hijo de 8 a 12 meses
В эти месяцы ваш ребенок может впервые сказать «мама» или «папа» и может общаться с помощью языка тела, например, махать рукой на прощание и качать головой.
Ваш ребенок еще больше обращает внимание на ваши слова и жесты и будет очень стараться копировать вас — так что следите за тем, что вы говорите!
Дети этого возраста проверяют свои вербальные навыки, готовясь к своему громкому дебюту. Из бормотания согласных, таких как «бабабаба», они начнут производить узнаваемые слоги, такие как «ма», «ба» и «да». Видя волнение своих родителей, когда они слышат «папа» или «мама», дети вскоре учатся связывать слово с его значением.
Еще до того, как младенцы скажут свое первое слово, они учатся общаться с помощью жестов, таких как поднятие рук, чтобы вы могли их взять, и прощание. Они могут делать выражения лица счастливыми, грустными, сердитыми и удивленными.
Вы будете знать, что ваш ребенок понимает, что вы говорите, когда вы спрашиваете «Где папа?» и ваш малыш смотрит в его сторону. Вы можете показать пальцем и сказать: «Иди, найди мяч!» и ваш ребенок может доползти прямо до него. Младенцы смотрят, когда вы называете их имена, и ненадолго останавливаются или прекращают то, что они делают, когда вы говорите твердое «НЕТ!»
Что мне делать?- Чаще общайтесь. Продолжайте говорить, петь и читать своему ребенку. Повторяйте звуки и произносите простые слова. Попросите ребенка указать на знакомые предметы и спросить: «Где чашка?» Или указать на мяч и спросить: «Что это?» Сделайте паузу, прежде чем дать ответ. Вскоре ваш ребенок будет показывать пальцем и говорить «ба».
- Маркируйте все. Маркировка объектов усиливает мысль о том, что у всего есть свое имя. От молока утром до плюшевого мишки вечером — называние знакомых предметов поможет вашему малышу узнать, как они называются. Превратите обучение в опыт для всего тела: коснитесь пальца ноги вашего ребенка, когда вы произносите слово «пальчик». Или укажите на свое ухо и скажите: «Мамино (или папино) ухо». Когда вы говорите, смотрите друг другу в глаза, чтобы ребенок мог видеть выражение вашего лица и движения губ.
- Пой и играй в рифмованные игры. Это способствует изучению языка. Добавляйте жесты руками и меняйте стиль и темп музыки, чтобы удерживать внимание ребенка. Младенцам нравятся стишки, которые показывают, насколько игривым может быть язык.
- Читайте большие красочные книжки с картинками, , и побуждайте ребенка перелистывать страницы. Попросите ребенка «прочитать» и «ответить» на ваши вопросы.
Если у вас есть опасения по поводу языковых навыков или слуха вашего ребенка, поговорите со своим врачом. К 12 месяцам у большинства детей:
- понять «нет» (кратковременно сделать паузу или остановиться, когда вы это говорите)
- издавать разные звуки, такие как «мама-мама» или «бабабаба»
- волна до свидания
- звоните опекунам мама и папа (или другое специальное имя)
Имейте в виду, что существует широкий диапазон того, что считается нормальным, когда речь идет о развитии речи, поэтому некоторые дети осваивают навыки раньше или позже, чем другие.
Проверил: Mary L. Gavin, MD
Дата проверки: май 2022 г.
Детский лепет: мини-мастер-класс по воспитанию детей
Узнайте, как вести детский лепет со своим малышом и почему это важно.
Детский лепет может показаться вам глупым, но не вашему ребенку! В первые 1000 дней мозг вашего ребенка развивается в темпе, который больше никогда не повторится. Детский лепет помогает дать вашему ребенку лучший старт в жизни.
Мы встретились с доктором Мариной Калашниковой, которая исследует, как младенцы изучают язык, чтобы выяснить, что такое детский лепет и почему это самый важный язык в мире.
ЮНИСЕФБыл ли этот контент полезен для вас?
Загрузка…
Baby Talk для родителей
Мы объединились с H&M Foundation, чтобы запустить Baby Talk For Parents, интерактивный курс для изучения самого важного языка в мире — Baby Talk. Проверьте свои навыки детской речи!
Зарегистрируйтесь
Стенограмма видеоролика «Детский лепет: мини-мастер-класс по воспитанию детей»
«Здравствуйте! Меня зовут доктор Марина Калашникова, и это мой мини-мастер-класс по детскому лепету для родителей.
Я исследователь и изучаю, как младенцы изучают язык.
Что такое детский лепет?
Детский лепет — это гораздо больше, чем просто забавный и милый способ поговорить с малышами. На самом деле детский лепет больше о том, как мы говорим. Когда родители или другие опекуны используют детский лепет, они используют нормальный язык. Но они делают это проще: много повторяют слова и говорят медленнее.
Мы также преувеличиваем выражение лица, когда разговариваем с ребенком. Так, например, шире открываем рот, поднимаем брови и много улыбаемся.
Итак, ребенок может не только слышать детский лепет, но и видеть его.
Почему так важен детский лепет?
Родители должны погружать своих детей в речь. Слушание детского лепета помогает детям развивать свои собственные языковые способности. Детский лепет работает как прожектор — младенцы слышат много звуков вокруг себя. Но когда они слышат детский лепет, они знают, что пора начать слушать и обращать внимание.
Это происходит по двум причинам:
Во-первых, детский лепет легче слушать. Когда младенцы очень маленькие, они не понимают значения слов. Но они слышат преувеличенный тон детского лепета и учатся на нем.
Во-вторых, дети любят слушать детский лепет. Им нравятся утрированные мелодии и положительные эмоции детского лепета. Это помогает им уделять ему больше внимания по сравнению с речью, которую мы используем со взрослыми.
Когда следует использовать детский лепет?
Когда мы видим ребенка, большинство из нас инстинктивно используют детский лепет. Но это все еще не приходит естественно для всех. Родители должны начать практиковать детский лепет с самого раннего возраста, чтобы они могли узнать, какой тип детского лепета использовать.