В каком возрасте говорят дети: Возрастные нормы речевого развития детей дошкольного возраста

Содержание

почему детей с нарушениями речи становится все больше

Почему детей, которые «плохо говорят», становится больше? Как блендеры влияют на развитие речи ребёнка? Для чего специалистам приходится искать искусственную замену классикам и казакам-разбойникам? В каких случаях и в каком возрасте необходимо обращаться за помощью логопеда? Об этом и многом другом мы поговорили с Зоей Арефьевой, логопедом детского сада № 257, победителем конкурса профессионального мастерства в номинации «Лучший учитель-дефектолог».

— В логопедии есть несколько направлений. Коррекция произношения звуков, например когда ребёнок не выговаривает «р», — только верхушка айсберга. Свою деятельность начинала как раз с таких случаев. В детском саду, в который пришла после университета, работала с малышами с лёгкими нарушениями звукопроизношения.

Когда устроилась в детский сад № 257, также сначала занималась с такими ребятишками. Затем в учреждении создали речевую группу — для детей с тяжёлыми нарушениями речи, которые либо совсем не говорят, хотя понимают речь, либо не только говорят невнятно, но и не овладели языком как системой, то есть допускают ошибки при построении фраз: «Он пошла», «Листья падают из деревьев». Я была закреплена только за этой группой, проводила и индивидуальные, и групповые занятия. Каждый ребёнок посещал их не менее четырёх раз в неделю. В прошлом году мы выпустили малышей в школу. Ребята ушли от нас хорошо говорящими. Знаю, что многие родители боятся отдавать детей в такие группы. Но на самом деле это благо: экономия средств и хороший старт для ребёнка.

Недавно в саду открылась группа компенсирующей направленности — для детей с задержкой психического развития. Малыши не говорят, но не это является их основной проблемой. У них снижены когнитивные способности, причина задержки речевого развития — задержка психического развития. В группе всего пятнадцать ребят от четырёх до шести лет. За ней закреплены два воспитателя, дефектолог, психолог и я — как логопед.

— Но в конкурсе вы победили в номинации «Учитель-дефектолог»?

— Профессия «учитель-дефектолог» включает несколько направлений, в том числе логопед, сурдопедагог, тифлопедагог.

Успеть до первого класса

— По вашей практике, со временем детей с нарушениями речи становится больше?

— Да. Когда я начинала работать, в обычных группах было около 70 процентов малышей с нарушениями звукопроизношения. Сейчас таких дошколят порядка 90 процентов. Мы видим, что и в СМИ, и на эстраде становится нормой — работа сотрудников с искажённым произношением. Раньше горловое произношение звука «р» считалось дефектом, теперь это называют изюминкой.

Сегодня много детей поздно начинают говорить. Кто-то догоняет, а кто-то — нет, и потом по жизни плетётся в хвосте. Нарушения речи — серьёзная проблема. Как учиться в школе без чистой речи, без её понимания, правильного оформления высказываний? Простой пример: чтобы решить задачу, её надо прочитать и понять. К сожалению, нередко дети уходят в школу, не получая необходимой логопедической помощи. Проходят ещё год или два, прежде чем диагностируются эти проблемы. Возникают сложности в обучении. И то, что не скорректировано в начальной школе, в средней уже не изменишь. Поэтому ребёнок должен идти в первый класс с чистой, грамотной речью.

— Что является причинами такого увеличения? Генетика, образ жизни родителей?

— Причин много, и они разного характера. Генетику тоже нельзя исключать. Мой муж — реаниматолог, мы периодически беседуем на такие темы. Сегодня уровень медицины позволяет спасать новорождённых с самыми серьёзными заболеваниями. Но как эти дети развиваются потом? Вопрос. Сейчас ждём волну постковидных малышей. У беременной женщины, заболевшей коронавирусом, однозначно развивается гипоксия, от которой страдает и ребёнок.

Помимо медицинских, влияют и социальные аспекты. Пример — постоянное использование гаджетов. Дети слышат речь не родителей, а персонажей — игровых, анимационных. Да, есть развивающие мультфильмы. Но ни в одном из них дикция героев не совпадает с мимикой. Ребёнок слышит звук, но не видит, что в это время делают губы. А когда мама рассказывает сказку, он наблюдает, как артикулируется тот или иной звук.

Ещё один аспект. В прошлое ушли дворовые игры: классики, резиночка, вышибала, казаки-разбойники… Дети, которые рождались с какими-то минимальными проблемами, компенсировались во время таких игр. Сейчас нейропсихологи предлагают то, чем раньше дети занимались во дворе. Удержание равновесия на бревне и прочее. Но искусственное никогда не будет таким качественным, как натуральное.

Прибавьте к этому занятость родителей, им некогда уделять время детям. Они бегут-бегут, зарабатывают деньги… Уходит «институт бабушек». Теперь бабушки тоже либо продолжают трудиться, либо активно ведут свою пенсионерскую жизнь.

Гнев и принятие

— Как родители воспринимают информацию о том, что у ребёнка проблемы с речью и ему требуется помощь специалистов?

— По-разному. Нормально, когда речь идёт о лёгких дефектах звукопроизношения. Сейчас занятия с логопедом по их коррекции даже вошли в моду. Но когда мы видим, что за логопедическими проблемами скрываются более тяжёлые, и объясняем это родителям, некоторые воспринимают информацию в штыки. Отрицание, торг, гнев, принятие — пока семья проходит эти стадии, теряется время. Мы выстроили замечательные отношения с родителями детей, которые посещали нашу речевую группу. В доковидное время мамы и папы приходили ко мне, я показывала, чего достиг ребёнок, учила, как заниматься дома. Важно, чтобы работа не сводилась к простому повторению слов в моем кабинете. Да, здесь перед зеркалом ребёнок произносит слова правильно, но вышел за дверь — и все забыл. В речевой группе за произношением следят воспитатели. А дома? Поэтому важна работа с родителями.

В принципе, семьи, в которых дети посещают речевые группы, уже прошли этот путь принятия и готовы к сотрудничеству. Правда, иногда формируется такое представление: я отдал вам ребёнка, почините, потом заберу. Встречаю такое отношение и в частной практике, и в детском саду. Но работа должна быть совместной, иначе результата не будет.

— В каком возрасте лучше начинать занятия по коррекции речи?

— Раньше считалось, что с логопедом до трёх лет не занимаются. На самом деле, если что-то настораживает, можно прийти на консультацию и с годовалым малышом. Есть логопеды, которые работают с детьми до года, если у них уже поставлен какой-то тяжёлый диагноз и очевидно, что будут проблемы с речью. Например, ДЦП.

Вообще, к году у ребёнка должны появиться первые слова. К трём годам — развёрнутая речь. Да, она скорее и чаще всего не будет с чистым звукопроизношением, но малыш должен говорить развёрнуто, понятно не только маме, но и другим людям.

Коррекцию звукопроизношения, как правило, начинают в пять лет. Есть определённые нормы по каждому звуку. К четырём годам ребёнок должен правильно произносить свистящие, к четырём с половиной — шипящие, к пяти — «л», к шести — «р». Есть этого нет, то, скорее всего, сам звук не появится. Когда малыш произносит звук «р» искажённо — горлом, это не является нормой в любом возрасте, даже в три года. И нужна консультация логопеда.

Вряд ли самостоятельно уйдёт и такое нарушение: когда во время произношения звуков язык находится между зубами. Сейчас много таких деток. Это проблема не только логопедическая, но и ортодонтическая. Дети неправильно дышат, глотают, жуют. Из-за этого у них неправильно формируется речь.

— Почему так происходит?

— Один из виновников — блендеры. Переход на твёрдую пищу должен начинаться с появлением первых зубов. К двум годам ребёнок должен есть твёрдую пищу, а не пюреобразную. На практике же происходит так: блендером перетёр, с ложечки покормил, из бутылочки дал попить — чтобы не облился. В результате ребёнок не переходит на соматический тип глотания, у него остаётся инфантильный — который является нормой, пока ребёнок сосёт грудь или пьёт из бутылочки. Сосание не заменяется жеванием, поэтому тип не изменяется.

При соматическом глотании во время покоя язык должен упираться в бугорки за верхними зубами. При инфантильном этого не происходит, в результате челюсть формируется неправильно. Это приводит к дисфункции нижнечелюстного сустава, присоединяются головные боли, нарушается осанка… Если бы мамы знали это, выбросили бы блендеры.

— Есть ли точка невозврата — в каком возрасте занятия уже не помогут, можно и не начинать?

— Считается, что звук можно поставить в любом возрасте. Например, мой брат поставил «р» в 19 лет, когда учился на актёрском факультете. В тот момент у него появился мотив говорить правильно. Поставить звук несложно, труднее автоматизировать правильное произношение, ввести в речь. Чем больше стаж неправильного говорения, тем больше привыкаешь к такому звуку. Когда начинаешь говорить правильно, кажется, что на тебя обращают внимание. Мешает психологический комплекс. Поэтому лучше проблему со звукопроизношением решить до поступления в школу либо в первые четыре года обучения.

Если малыш совсем не говорит, вызвать речь надо пытаться максимум к восьми годам. Потом, вероятнее всего, она уже не появится или не будет нести нужную функциональную нагрузку. Ребёнок не будет использовать её для общения. Возраст шесть — семь лет — последнее время, когда можно «запустить» речь. Поэтому, чем раньше родители обратятся к специалисту, тем больше времени будет на коррекцию и социализацию. Возможно, в университет потом ребёнок не поступит, но он сможет жить полноценно: получит профессию в колледже, будет содержать себя, свою семью.

Кстати, нередко мы, логопеды, выявляем детей со снижением слуха из-за аденоидов и постоянных отитов. Причём такое незначительное снижение родители могут даже не замечать. А оно влияет на распознавание глухих и звонких звуков: «папа» и «баба» звучат для малыша одинаково. Потом такое восприятие чревато проблемами с письмом. За свою практику я выявила порядка десяти таких ребят.

Не чёрный, а ржаной

— К чему готовиться родителям ребёнка с речевыми нарушениями в начальной школе?

— Начальная школа — лакмусовая бумажка, она выявит все проблемы ребёнка. Раньше все выпускники речевых групп автоматически попадали в поле зрения школьного логопеда. Этот специалист работает уже не с устной, а с письменной речью. Сейчас для того, чтобы логопед взял ребёнка на занятия, необходимо решение комиссии, статус ОВЗ (ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. — Прим. ред.).

Сегодня на слуху понятия «дислексия», «дисграфия». Это трудности в овладении чтением, письмом. Выпускники речевой группы находятся в группе риска — они могут страдать такими расстройствами. Примеры: при письме ребёнок не дописывает последние буквы, пропускает гласные, заменяет звонкие на глухие, пишет буквы не в ту сторону… Или путает письменные «у» и «д» — это оптическая дисграфия. Вообще, видов дисграфии очень много, разобраться и помочь может только логопед.

Заключения «дислексия» и «дисграфия» логопеды выставляют только во втором полугодии второго класса. До этого времени дети только овладевают навыками чтения и письма, имеют право на ошибки.

— Если у ребёнка выявлена дислексия, нужно ли переводить его в особый класс или школу?

— Нет. Необходимо найти логопеда, который будет поддерживать ребёнка в учебном процессе. Это корректируется, но не быстро. Задача —исправить нарушения к концу начальной школы. Иногда происходят случаи, когда нарушения компенсируются самостоятельно: если ребёнок умненький, все быстро схватывает.

— Как вы считаете, детям с нарушениями речи лучше посещать специальные группы или обычные?

— Если у ребёнка только тяжёлое нарушение речи, нет другого более серьёзного заболевания, он может находиться в инклюзии среди сверстников. Но, конечно, эффективнее результат будет, когда он посещает специальную группу. Здесь с ним работают и логопед, и психолог, и воспитатели. У нас даже младший воспитатель следит за тем, как ребёнок произносит звуки. Например, у нас было принято говорить: «Дайте мне, пожалуйста, ржаного хлеба». Или пшеничного. А не чёрного и белого. При этом ребёнок должен был стараться правильно произносить все звуки.

В целом инклюзия — это замечательно. Но для неё нередко не хватает базы: и материально-технических ресурсов, и человеческих. Простой пример — в школе особенного ребёнка должен сопровождать тьютор, но так получается не всегда. Хотя идея инклюзии хороша, так в обществе воспитывается толерантность.

Это моё спасение

— Какими достижениями своей работы вы гордитесь больше всего?

— Любой логопед прежде всего гордится запуском речи. Когда к тебе приходит молчащий малыш, а на выпуске он болтает без умолку.

Сейчас я занимаюсь с ребёнком, скоро ему исполнится шесть лет. У него была эхолалия. Он не понимал речь, на вопрос отвечал повтором этого вопроса. «Как тебя зовут?» — «Как тебя зовут». Дети с таким диагнозом не понимают, что вы говорите, но такими ответами стремятся показать: я хочу общаться с тобой! Мы занимаемся уже несколько лет. Теперь он хорошо говорит, придумывает истории, осознанно общается. У этого ребёнка хорошая перспектива.

— Как вы оцениваете свой выбор профессии сегодня — спустя годы практики?

— Это замечательная специальность, моё спасение. В школе я была отличницей, не знала, куда поступать. Но не хотела быть медиком и педагогом — боялась этих профессий. Друг семьи посоветовал: иди в логопеды, четыре часа работы в день и отпуск два месяца летом. Тогда, кстати, эта специальность не была такой модной, как сегодня. И я не знала, что окажусь между двух огней — педагогикой и медициной.

— Почему вы назвали её спасением?

— На работе я забываю обо всём, что происходит в остальном мире. От ребят получаю детскую энергию, жизнерадостность, искренность. С ними невозможно проводить занятие, когда чем-то озабочен, думаешь о другом. С детьми ты постоянно открываешь что-то новое, радуешься их успехам, сопереживаешь. Ты можешь уставать после работы физически, но не душевно. Напротив, возвращаешься домой энергичный, жизнерадостный. Понимаешь, что день прожил не зря.

ДОСЬЕ

Зоя Анатольевна АРЕФЬЕВА

Учитель-логопед детского сада № 257

Образование: Красноярский государственный педагогический университет им В. П. Астафьева.

Карьера: учитель-логопед детского сада № 64, учитель-логопед центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 7, учитель-логопед детского сада № 257.

Награда: победитель муниципального конкурса профессионального мастерства в номинации «Лучший учитель-дефектолог.»

Откуда берутся дети или как разговаривать с ребенком о сексе?

#LIFE_INCAMP

Перейти к содержимому

Тема секса всплывает сейчас не просто часто, а, возможно, даже чаще, чем хотелось бы современному родителю: СМИ, новости, кино, не говоря уже о просторах интернета. Однажды она заинтересует и вашего ребенка. Предлагаем подготовиться и заранее понять: что и в каком возрасте стоит обсуждать с ребенком, чтобы тема сексуальности не стала табуированной, но и не шокировала его раньше времени?

Наша культура и воспитание во многом консервативны. Не каждый россиянин готов к открытой дискуссии о сексуальности. Если вы сейчас качаете головой и говорите, что к вам это не относится, — замечательно. Однако в большинстве семей обсуждение половой жизни было под запретом (все помнят крылатую фразу «В СССР секса не было»), а потому столь часто мы испытываем смущение и стеснение, разговаривая о сексе. Но говорить о нем важно и нужно, ведь именно родители – самый надежный и безопасный источник информации!

Стоит ли вообще поднимать тему секса?

Инициатива в этом вопросе принадлежит ребенку. Родителю достается роль ответчика. Вы либо удовлетворите интерес (и тогда ребенок вернется за следующей партией информации чуть позже), либо покажете, что вам стыдно и неуютно (и тогда ребенку придется искать источники среди сверстников и интернета).

Есть несколько основных правил, которые действуют в любом возрасте:

  1. Уточните, что хотел узнать ребенок. Очень часто бывает, что покрасневший родитель, путаясь в словах, пытается объяснить ребенку какое-то слово, а само чадо совершенно не об этом спрашивало. Помните старый анекдот: «и бьется о борт корабля. Мама, что такое «оборт»?»
  2. Говорите на понятном ребенку языке. В каждой семье свои обозначения половых органов – используйте их, когда что-то объясняете, не пытайтесь вводить сложные термины (возможно, так проще для родителей – меньше смущения – однако ребенок окончательно запутается).
  3. Продумайте, что и как вы будете говорить. Нет ничего хуже ситуации, в которой вы смущаетесь, краснеете, бледнеете и чувствуете себя не в своей тарелке. Если родителям так стыдно об этом говорить, ребенок делает вывод, что это очень неприличная тема, от обсуждения которой стоит воздержаться. Вопросы при этом никуда не уйдут, но откуда ребенок будет черпать информацию? Друзья с их собственными домыслами? Интернет с, зачастую, травматичными видеоматериалами?
  4. Не знаете, что и как сказать, – возьмите паузу. Главное, честно скажите ребенку, что вам необходимо время, чтобы сформулировать ответ на его вопрос, не отмалчивайтесь и не избегайте темы, ибо это также приведет к поискам альтернативных источников информации. Оно нам надо?
  5. Просто, коротко, информативно. Ребенок идет к родителям, чтобы получить информацию, достоверную и понятную. Не стоит устраивать ребенку лекцию, делиться личными примерами из жизни и рассказывать ему сильно больше, чем он просил. Лучше в конце спросить детку, получил ли он ответ на вопрос, все ли ему понятно, есть ли еще вопросы.
  6. Напоминайте ребенку о том, что вы с радостью с ним поговорите на интересующие его темы. Главное, делать это искренне и не слишком часто, чтобы у ребенка не возникало ощущение навязывания темы. Вдруг ему пока о «Лего» разговаривать значительно интереснее?!

Первая любовь у подростка: что делать родителям?

В каком возрасте стоит говорить о сексе?

На самом деле, как только у ребенка появляются первые вопросы, тогда и стоит начинать подобные разговоры. О чем говорить с детьми разных возрастов?

3-4 года – в этом возрасте ребенка начинают интересовать вопросы различия мальчиков и девочек, прежде всего, по внешним признакам, а уж если детка пошла в детский сад – такие вопросы точно будут заданы! Подумайте, как вам будет удобнее рассказать ребенку, что мы друг от друга отличаемся. Однако в этом возрасте – коротко и по сути, ведь интерес пока носит мимолетный характер, и затяжные вопросы будут только в том случае, если ребенок не сможет получить удовлетворяющий его ответ.

5-7 лет – объяснения, откуда берутся дети, должны носить максимально простой характер, однако рассказывать про капусту и аистов все же не стоит. Ребенка вполне удовлетворит рассказ о том, что он появился из маминого животика в результате любви мамы и папы. Помните, дорогие родители, чем проще ответ, тем он правдивее, а все подробности и нюансы давайте оставим для подростков!

8-10 лет – в этом возрасте ребенку могут быть уже интересны подробности, связанные с его рождением, появляются симпатии к противоположному полу, а кто-нибудь из одноклассников уже с умным видом рассказал «секретную» информацию про секс. Для этого возраста много книжек по сексуальному воспитанию – выберите ту, которая лично вам кажется приятной и симпатичной, и подсуньте ее ребенку с предложением прокомментировать любую заинтересовавшую его часть.

11-13 лет – в этом возрасте уже имеет смысл говорить с подростком именно о сексе, самим инициативно предлагать (!) подходить, если будут появляться вопросы. Разговоры о женственности и мужественности, естественном изменении тела и гормональных процессах важны и нужны, главное, сделать это тактично, чтобы у подростка не возникало ощущения давления в этот и так непростой период.

14-17 лет – в старшем подростковом возрасте уже возможны разговоры про предохранение, отношения между мужчиной и женщиной. Здесь будут полезны истории ваших романтических отношений, главное, чтобы они звучали не поучительными нотациями, а именно рассказами. Конечно, идеальный вариант – это настолько доверительные отношения, при которых ребенок может прийти посоветоваться, в том числе, по поводу сексуальной сферы, но для этого важно, чтобы в течение всего периода взросления у ребенка была возможность получить от родителя помощь, поддержку и совет, а не нотации.

Вредные привычки у подростка: как бороться?

Главное: помните сами и регулярно напоминайте детям, что по любому интересующему вопросу они могут к вам обратиться! Ведь именно доверие и искренность позволяют сохранять контакт с ребенком, а значит — быть в курсе его жизни и проблем!

Автор текста: Александра Чернышева

Биографическая справка:

Александра Чернышева

Александра Чернышева – психолог-консультант, закончила факультет психологии СПбГУ кафедру Кризисных и экстремальных ситуаций.

С 2007 Александра ведет индивидуальные, групповые консультации и тренинги с детьми и подростками, а также координирует работу лагеря «Архитектура будущего». К сфере ее научных и практических интересов относятся следующие темы:

  • «Уверенность в себе»,
  • «Интеллектуальная успешность»,
  • «Эффективность в общении».

Вы можете бесплатно забронировать путевку в лагерь «Архитектура будущего», где работает Александра:

0

0

0

0

0

Опубликовано Автор Елена РыженковаРубрики #родители, Воспитание и досуг, Психология и здоровье

Развитие речи у детей 2-3 лет

Словарный запас и развитие речи у детей 2-3 лет

В этом возрасте словарный запас вашего ребенка быстро расширяется – он может даже учить новые слова каждый день. В целом ваш ребенок понимает больше слов, чем может использовать.

Ваш ребенок будет использовать много существительных , например, «ребенок», «друг» или «машина». Вы услышите и другие типы слов, в том числе:

  • глаголы — например, «играть», «идти»
  • прилагательные – например, «мокрый», «больной»
  • местоимения – например, «я», «ты»
  • локационные слова – например, «в», «на».

Ваш ребенок начнет использовать такие слова, как «больше» и «большинство», а также слова, которые вызывают вопросы, такие как «кто», «что» и «где».

И ваш ребенок начнет говорить «я», «мое» и «ты». К трем годам ваш ребенок поймет разницу между «мое» и «твое».

Предложения и грамматика в языковом развитии

В рамках развития речи ваш ребенок начнет использовать предложений из двух слов примерно в 2 года . К трем годам они смогут использовать предложения из трех и более слов, например, «Мама, садись в машину» или «Я тоже пойду».

Вы начнете слышать грамматику и более структурированные предложения. Например, вместо «я иду» ваш ребенок может сказать «я иду». Вы также услышите, как ваш ребенок использует прошедшее время, например, «шел», «прыгал». И они начнут использовать формы множественного числа, такие как «кошки» или «лошади».

Ваш ребенок может не всегда правильно понимать множественное число и прошедшее время. Например, ваш ребенок может сказать «ноги» вместо «ноги» или «пошел» вместо «пошел».

Понимание и развитие речи

Развитие речи включает в себя понимание ребенком того, что ему говорят и как говорят. Ваш ребенок поймет намного больше, чем сможет сказать.

Ваш ребенок поймет одноэтапные и двухэтапные инструкции , если они касаются вещей, которые он уже знает – например, «Собери свои игрушки и сложи их в коробку». Им все еще может быть трудно следовать инструкциям о незнакомых объектах или задачах.

Ваш ребенок начнет отвечать на вопросы взрослых о том, «кто», «что» и «где», но он может еще не понимать, как отвечать на вопросы «почему» и «как».

По тону вашего голоса ваш ребенок может сказать, счастливы вы, любвеобильны или злы.

Произношение в языковом развитии

К трем годам ваш ребенок будет использовать большинство звуков речи в своих словах , но он все еще может произносить слова иначе, чем взрослые. Например, даже если ваш ребенок может произносить звуки «б» и «л», у него могут возникнуть проблемы с их сочетанием в слове «синий». Некоторые сложные звуки, такие как «з», «ш», «ф», «в», «р» и «й», вашему ребенку все еще может быть трудно произнести.

Когда вашему ребенку два года, незнакомые люди обычно могут понять примерно половину того, что говорит ваш ребенок. К тому времени, когда вашему ребенку исполнится три года, незнакомые люди обычно могут понять примерно три четверти того, что они говорят.

Развитие разговорных навыков

Ваш ребенок начнет осваивать разговорную речь по очереди и, возможно, сможет завязать с вами короткую беседу.

Ваш ребенок расскажет о том, что произошло в течение дня. С вашей помощью они могут составить простую историю — например, ваш малыш может сказать: «Я иду в магазин». Вы можете ответить: «А что ты делал в магазине?» Они ответят: «Купить хлеба». К трем годам они могут рассказать простую «выдуманную» историю, основанную на собственном опыте, но они, вероятно, упустят много деталей.

Ваш ребенок будет говорить о людях и предметах, которых нет, например, «Бабушка в магазине», «Мой мячик на дереве».

И ваш ребенок начнет говорить так же, как говорите вы или другие близкие взрослые. Вы можете даже услышать, как ваш ребенок говорит определенные вещи так же, как и вы.

В этом возрасте ваш малыш может плакать меньше, чем раньше, когда он не может что-то сделать или чувствует разочарование. Это потому, что ваш ребенок может использовать свои слова, чтобы объяснить проблему и попросить о помощи.

Игра и развитие речи

Ваш ребенок сможет играть и говорить к трем годам. Например, они могут озвучивать игрушки, с которыми играют. Они также начнут играть в группах с другими детьми, делясь игрушками и по очереди.

Вы можете услышать, как ваш ребенок играет с языком посредством рифмовки, пения и прослушивания историй. Они также разговаривают сами с собой и могут использовать очень громкий или тихий голос при разговоре.

Взросление в двуязычной или многоязычной семье не влияет на то, насколько рано или быстро дети учатся использовать язык. Иногда многоязычные или двуязычные дети какое-то время смешивают свои языки, но это прекращается, когда они понимают, что используют более одного языка.

Когда следует обратиться за помощью в развитии речи

Если вы заметили какие-либо из следующих признаков у вашего ребенка или вас беспокоит развитие речи вашего ребенка, рекомендуется посетить вашего ребенка и семейную медсестру, терапевта или педиатр.

Ваш ребенок:

  • не использует слова для общения
  • его часто трудно понять, когда он разговаривает с вами, семьей или друзьями
  • перестал использовать языковые навыки, которыми он когда-то владел.

Ваш лечащий врач может направить вас к логопеду.

Дети осваивают новые навыки с течением времени и в разном возрасте. Большинство детей развивают навыки в одном и том же порядке, и каждый новый навык, который они изучают, основывается на предыдущем. Небольшие различия в том, когда дети развивают навыки, обычно не вызывают беспокойства.

Развитие речи и языка (от 12 до 24 месяцев)

Целью этой страницы является предоставление родителям и опекунам информации и советов, которые помогут развитию речи и языка их ребенка. В брошюре объясняются нормальные этапы раннего развития речи и языка в возрасте от 12 до 24 месяцев. Цель – помочь вам понять, на каком этапе жизни находится ваш ребенок, и действия, которые вы можете выполнять, чтобы стимулировать и поощрять его дальнейшее развитие.

Мы рекомендуем вам поговорить с логопедом вашего ребенка, если у вас есть какие-либо вопросы или опасения относительно какой-либо из приложенной информации.

Существует ряд этапов, через которые проходят дети по мере развития речи и языковых навыков после первого года обучения. Указанный возраст предназначен только в качестве приблизительного ориентира.

Этап 3 (9-18 месяцев)

Понимание

В дополнение к тому, чтобы слушать первые слова, по-прежнему важно думать о том, как ваш ребенок понимает слова. Например, ребенок начинает понимать некоторые общеупотребительные слова, такие как «мама, папа, мячик, тедди, бисквит», в зависимости от того, какие слова он часто слышит. Имейте в виду, что пониманию языка также поможет слово, встречающееся в контексте. Например, ваш ребенок может проявлять больше понимания, когда язык используется наряду с частыми рутинными действиями, такими как купание.

На этом этапе очень часто ваш ребенок понимает намного больше языка, чем может сказать. По оценкам, в возрасте от одного до двух лет ребенок может понять примерно в пять раз больше слов, чем он может произнести.

Разговор

К концу первого года или началу второго ваш ребенок может начать произносить цепочки звуков, например «маба, гана», где второй согласный отличается от первого. Он или она может начать сочетать свой разговор с жестами, такими как указание на то, что он или она хочет, качание головой в знак «нет» или махание рукой «пока-пока».

Он или она может начать пробовать такие слова, как «мама, папа». Вокализации вашего ребенка на этом этапе могут больше походить на настоящий разговор, поскольку звуки более мелодичны и ритмичны и продолжаются дольше. Ваш ребенок также начнет использовать свой голос, чтобы привлечь внимание или предъявить требование.

Возраст, в котором ребенок начинает произносить свои первые слова, сильно различается. Как правило, как только ваш ребенок произносит одно или два слова со значением, он или она может начать использовать эти слова постоянно. Например, изначально собака или любое другое четвероногое животное всегда может быть «гав!».

Этап 4 (начиная с 12 месяцев)

Понимание

Вскоре ваш ребенок сможет понимать ряд отдельных слов и некоторые простые вопросы, сопровождаемые жестами, например, «где папа?», и следовать коротким инструкциям, состоящим из одного шага, например, «принеси мне своего мишку».

Он или она также разовьет понимание своих повседневных дел и начнет предвосхищать обычные повседневные действия, когда он или она увидит определенные предметы и услышит знакомые слова. Например, время ужина можно узнать по словам «ужин» или «еда, вкуснятина», а также, возможно, по виду ложки, тарелки или бутылки. Ваш ребенок также начнет ассоциировать названия предметов с самим предметом и может принести вам знакомый предмет, например, обувь, из другой комнаты, когда вас об этом попросят.

На этом этапе вашему ребенку будет интересно слушать, как вы называете части тела, например, глаза или живот, и он начнет указывать на них, когда их называют. Он или она, вероятно, будет учить несколько новых слов каждую неделю. Вашему ребенку понравится подпрыгивать, смеяться, пинать, бросать, дергать, отталкивать и показывать пальцем, чтобы сообщить о своих потребностях. Теперь он или она сможет поддерживать интерес к книге или картинкам в течение двух или более минут, если ему поможет взрослый.

Говоря

Теперь у вашего ребенка может быть в среднем три четких слова; например, «мама», «папа» и обычно какое-нибудь знакомое название объекта, например, «машина» или «напиток». Будет полезно, если вы будете повторять слова обратно своему ребенку, чтобы дать четкую модель и форму этим первым словам. Он или она будет использовать лепет и сочетание слов. Вместе с использованием интонации все это помогает передать смысл.

Ваш ребенок также начнет более регулярно повторять знакомые слова. Дети любят копировать! Он или она будет много смеяться и кричать, много шуметь и хрюкать. Ему или ей понравится издавать звуки знакомых животных и предметов.

Этап 5 (начиная с 18 месяцев)

Понимание

Поскольку понимание вашего ребенка продолжает быстро развиваться, он или она сможет следовать инструкциям, содержащим два ключевых слова, например, «дай мне ложку и ключ». Он или она также сможет понять некоторые слова-действия, такие как «садись», «иди сюда».

Ваш ребенок будет указывать и жестикулировать, чтобы привлечь ваше внимание к событию или показать, что он хочет. Он или она также начнет указывать на части тела, например, на глаза, нос, волосы, живот, когда его об этом попросят.

Он или она, вероятно, сможет распознавать и идентифицировать наиболее распространенные предметы и изображения обычных предметов, когда они названы. Он или она сможет понимать некоторые сложные предложения и, кажется, понимает значение более длинных предложений.

Разговор

Начиная с 5-го уровня, ваш ребенок сможет очень четко говорить «нет» и «мое»!! Теперь он или она будет использовать примерно от 10 до 20 слов, включая имена людей. Он или она начнет произносить два слова вместе, например, «все ушли» и «папа, пока». Звуки и слова будут скопированы более точно.

Не беспокойтесь, если на этом этапе слова вашего ребенка непонятны. Ваш ребенок теперь будет знать и произносить названия нескольких предметов. Он или она продолжит болтать, но с более значимыми словами.

Он или она может напевать и петь простые мелодии. Ему или ей понравятся детские стишки и особенно «стишки-действия», например, «Колеса в автобусе»; Голова плечи колени и пальцы ног. В возрасте около двух лет ваш ребенок, вероятно, создаст основной словарный запас примерно из одной-двух сотен слов и научится соединять два слова вместе. Важно помнить, что дети на этом этапе часто нечетко произносят слова, и это совершенно нормально. Если это не проходит, вам следует сообщить об этом врачу вашего ребенка или логопеду.

Второй год: что ты умеешь

Прослушивание звуков

Продолжайте знакомить ребенка с новыми звуками и всегда говорите и показывайте ему или ей, что издает звук, например, «это звонит дверной звонок». Познакомьте ребенка с символическими звуками, то есть звуками со значением, например, «о-о», когда вы что-то уронили, и звуками животных, такими как «мяу», когда он или она видит настоящую кошку или ее изображение.

По очереди

Поиграйте в игру «отдавай и получай», пока ребенок начинает понимать твои просьбы и следовать инструкциям, например, «дай мне машину». Играйте в игры, в которых можно по очереди, например, катать друг другу мяч.

Изучение новых слов

Помогите своему ребенку выучить описательные слова , сказав: «Разве твое мороженое не холодное?». . .» или «Хочешь еще спагетти?» Используйте новый опыт, чтобы познакомить ребенка с новыми словами, например, посещение детской площадки (цветы, песок, качели). Сейчас самое время ввести такие слова, как «вверх», «вниз», например, «Вы спускаетесь с горки!»

Научиться классифицировать слова, которые сочетаются друг с другом

Во время игры, например, назовите и покажите ребенку знакомые ему игрушки, например, машинку, мяч, плюшевого, и произнесите слово «игрушки». Еще одна хорошая возможность – время приема пищи, когда вы можете познакомить ребенка с категорией «еда».

Дайте вашему ребенку как можно больше возможностей использовать слова, которые он выучил. Например, держите его или ее любимую игрушку вне досягаемости, но там, где он или она может ее видеть, и поощряйте его или ее «попросить» плюшевого мишку, прежде чем вы принесете его. Отвечайте и вознаграждайте усилия вашего ребенка говорить, даже если его или ее речь неясна или если он или она произносит слово неправильно.

Если ваш ребенок смотрит на свою тарелку и говорит «гетти», вы можете сказать: «Хотите еще спагетти?». Дети второго года часто не говорят слова четко. Однако постоянная проблема может потребовать вмешательства логопеда.

Играть

Дайте ребенку вещи, которые он может ощупать и посмотреть, например, детское зеркальце или мягкие мягкие игрушки, а также предметы, которые можно держать, трясти и стучать, например колокольчики и кубики.

Поощряйте его или ее следить за игрушками глазами — например, пускать пузыри/воздушные шары перед ним или использовать пальчиковые куклы. Вы также можете поиграть с ребенком в игры, в которые нужно прятаться: пусть кусок ткани или платок упадет вам на голову или накроет игрушку и предложите ребенку снять ее. Поиграйте с ребенком в «притворные» игры, например, приготовьте воображаемые чашки чая. Вы также можете развлекаться, кормя плюшевых мишек или кукол и укладывая их спать.

Глядя на книги

Продолжайте поощрять ребенка смотреть на книги. Когда вы просматриваете книгу, назовите и укажите на знакомое изображение предмета в книге, а затем попросите ребенка указать на него или сказать «где мишка?»

Детские стишки и песенки

Слушайте детские стишки или песенки со своим ребенком или смотрите вместе с ним его любимые видео. Вы также можете спеть ему или ей любимые детские песенки вашего ребенка. Выполняйте действия, когда поете слова, например: «Колеса автобуса крутятся и крутятся».

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>