Современное состояние окружающей среды в россии и в мире: Современное состояние окружающей среды в мире и в России

Современное состояние окружающей среды России

Похожие презентации:

Разрушение озонового слоя

Антропогенные факторы

Африка. Животный и растительный мир

Создание национального парка в Танзании

Экология нефти

Гигиена воды

Концепция устойчивого развития. Урок экологии

Разберем мусор – спасем Подмосковье

Классификация природных ресурсов

Экологический мониторинг

1. Современное состояние окружающей среды России

Исторический обзор
Понятие о биосфере
Экологически неблагополучные регионы России

2. Природопользование —

Природопользование совокупность всех форм
эксплуатации природных
ресурсов

3. Окружающая среда —

окружающий человека
природный и созданный им
материальный мир

4. Окружающая среда

Природная
Техногенная

5. Федеральные законы

“Об особо охраняемых природных территориях”,
“Об экологической экспертизе”,
“О радиационной безопасности населения”,
“О геодезии и картографии”,
«О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами”,
“О гидрометеорологической службе”,
“Об отходах производства и потребления”,
“О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”
“Об охране атмосферного воздуха”

6.

Причины экологических проблем России:• радикальные рыночные реформы
• череда экономических кризисов
• инерция развития

7. Экологическая безопасность. Проблемы

• ликвидация химического оружия
• уровень износа основных фондов промышленных
предприятий
• питьевая вода
• радиационное загрязнение
• законодательное закрепление

8. Экологическая доктрина РФ

Первый раздел: определение, правовые основы
решения Конференции ООН по окружающей среде и развитию
(Рио-де-Жанейро, 1992),
основные положения государственной стратегии Российской
Федерации по охране окружающей среды и обеспечению
устойчивого развития (Указ Президента Российской Федерации
от 4 февраля 1994г. № 236),
основные установки, содержащиеся в Концепции перехода
Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ
Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440)

9. Экологическая доктрина РФ

Второй раздел: стратегические цели, задачи и принципы
1. сохранение природных систем,
2. поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих
функций для устойчивого развития общества,
3. повышения качества жизни,
4. улучшения здоровья населения и демографической
ситуации,
5. обеспечения экологической безопасности страны

10. Экологическая доктрина РФ

Третий раздел: называет основные направления
государственной политики в области экологии
1.
2.
3.
Сфера снижения загрязнения окружающей среды и
ресурсоснабжения
Сфера обеспечения устойчивого природопользования
Сфера сохранения и восстановления природной среды

11. Экологическая доктрина РФ

Четвертый раздел: приоритетные направления
деятельности по обеспечению экологической
безопасности РФ
1. терроризм,
2. генетически измененные организмы

12. Экологическая доктрина РФ

Пятый раздел: пути и средства организации государственной
политики в области экологии
• Необходимость государственного регулирования охраны окружающей
среды.
• Осуществление контроля за сохранением природной среды и
экологической безопасности.
• Создание эффективного правового механизма, регулирующего
сохранение окружающей среды.
• Создание экономического, финансового механизмов для
природоохранной деятельности.
• Особенно важным пунктом является необходимость международного
сотрудничества в данной сфере.

13. Экологический кризис —

Экологический кризис состояние нарушения устойчивости
глобальной экосистемы, в результате
которого происходят быстрые изменения
характеристик окружающей среды и, в
первую очередь, концентрации биогенов

14. Биосфера (от греческого “bios” — жизнь и “сфера”) —

Биосфера (от греческого “bios” — жизнь и
“сфера”) глобальная экосистема; вся область
распространения живого на планете

15. По Вернадскому — общепланетарная оболочка существования жизни

Владимир Иванович
Вернадский
1863-1945
1926г

16. Биосфера

• гидросфера – до глубины 11 км
• атмосфера – до озонового экрана 20 км
• литосфера — до глубины нефтяных месторождений 3 км
14 элементов слагают живую и неживую материю:
кислород, водород, углерод, азот, кальций, фосфор, кремний,
калий, сера, магний, железо, натрий, хлор, алюминий

17.

Кризисы:• Присваивающего хозяйства
Преодоление: переход к коллективной охоте
• Перепромысел крупных животных
Преодоление: переход к производящему хозяйству -> животноводство и
земледелие
• Опустынивание
Преодоление: нет.
• Научно-техническая революция
Преодоление: совершенствование технологий поиска, добычи,
транспортировки, переработки традиционных природных ресурсов,
использование новых ресурсов и изготовление синтетических материалов

34. Инновационный проект:

1. «Экогород»
2. «Экосад»(парк)
3. «Экодом»
4. «Плавающий» город
5. «Плавающий» дом
6. «Самодостаточный центр жизнеобеспечения»
7. «Здания из вторсырья»
8. «Зеленое» строительство (энергосбережение)»
9. «Дом-кондиционер»
10.«Ферма-оазис»
11.«Дом живущий сам»

English     Русский Правила

2022 год: природа в аварийном режиме

По мере приближения нового года мир продолжает сталкиваться с рядом знакомых проблем: продолжающейся пандемией КОВИД-19 и лесными пожарами, затяжным кризисом из-за изменения климата, утраты биоразнообразия и нарастающего загрязнения. И все же 2022 год может стать историческим для окружающей среды: запланировано проведение международных мероприятий и конференций, которые, как мы надеемся, активизируют международное сотрудничество и общие действия.

Кроме того, в следующем году мы отметим два золотых юбилея. В 1972 году на исторической Конференции ООН по окружающей человека среде в Стокгольме мир надел на себя экологическую мантию. На этом совещании вопросы охраны окружающей среды были включены в список приоритетных задач правительств, гражданского общества, деловых кругов и руководящих органов с учетом неразрывной связи между планетой, благосостоянием человека и экономическим ростом. Сейчас, пятьдесят лет спустя, в Стокгольме в июне 2022 года в честь 50-летия пройдет мероприятие, которое отметит это событие, вспомнив о полувековой глобальной экологической деятельности и обратив взгляд в будущее.

Результатом стокгольмской конференции стало создание Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) – органа Организации Объединенных Наций, которому поручено следить за состоянием окружающей среды, информировать политические круги о ходе научных исследований и активизировать международную деятельность. С тех пор на протяжении 50 лет ЮНЕП использовала свои возможности, проводя совещания и тщательные научные исследования с целью координации мировых усилий для решения экологических проблем. В честь 50-й годовщины ЮНЕП в этом году запланировано множество мероприятий.

В 2022 году ЮНЕП приступит к осуществлению новой среднесрочной стратегии, включающей семь взаимосвязанных рабочих программ по таким вопросам, как борьба с изменением климата, химические вещества и загрязнение окружающей среды, природоохранная деятельность, научная политика, управление природопользованием, финансы, экономические и цифровые преобразования. Стратегия была согласована на пятой сессии Ассамблеи ООН по окружающей среде в 2021 году. Данная сессия (ЮНЕА 5.2) возобновит свою работу в феврале 2022 года. Обсуждаемая тема – «Усиление природоохранных мероприятий для достижения целей в области устойчивого развития» – подчеркивает ведущую роль природы в нашей жизни и в устойчивом социальном, экономическом и экологическом развитии.

Фото: ЮНЕП | Рекламный щит по случаю Всемирного дня окружающей среды в 2021 году на Таймс сквере, Нью-Йорк

Июнь будет напряженным месяцем в экологическом календаре. 5 июня мир объединится, чтобы отметить Всемирный день окружающей среды. Начиная с 1974 года это день ежегодно отмечается под руководством ЮНЕП, превратившись в огромную всемирную платформу для экологической пропаганды, в рамках которой миллионы людей защищают планету. В этом году мероприятие пройдет в Швеции под девизом «Только одна Земля» и с акцентом на устойчивое существование в гармонии с природой. 

Несмотря на то, что хронология экологических достижений служит доказательством важности многосторонних действий для достижения результатов, наука остается неопровержимой истиной. Неустойчивые модели потребления и производства подпитывают тройной планетарный кризис изменения климата, утраты природы и биоразнообразия, загрязнения и отходов. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш предупредил, что тройной планетарный кризис – это угроза номер один для существования человечества.

В 2022 году несколько общемировых мероприятий и документов направлены на поощрение диалога и оказание влияния на политические решения в целях преодоления тройного кризиса. К их числу относятся всемирная стратегия сохранения биоразнообразия после 2020 года, которая будет принята в мае этого года на 15-ой конференции сторон (КС 15) и которая может предотвратить исчезновение более миллиона видов, а также Конференция ООН по вопросам мирового океана в июле, цель которой защита одной из самых важных экосистем планеты. С подробным списком соответствующих мероприятий вы можете ознакомиться на веб-сайте ООН.

В прошлом году генеральный секретарь ООН напомнил миру, что «…мы находимся на перепутье, и нам предстоит сделать соответствующий выбор. Это может стать как разрушением, так и прорывом».

Специалисты выражают надежду, что 2022 год станет годом прорывов в области окружающей среды.

Как война в России влияет на глобальную экологическую повестку

Падение ВВП России, уменьшение ее доли в мировой экономике и депопуляция могут сократить выбросы парниковых газов в России, но вряд ли их можно рассматривать как подлинную декарбонизацию.

Влияние российского вторжения на Украину на климат и биоразнообразие не было частью официальной повестки дня двух недавних крупных конференций ООН по окружающей среде: конференции по изменению климата COP27 в ноябре и конференции по биоразнообразию COP15 в декабре. Однако в кулуарах и на параллельных платформах широко освещались последствия войны для климата, энергетики, продовольствия и биоразнообразия. Эти дискуссии показали, что война в Украине не только не затмила глобальную экологическую повестку, но и создала новые проблемы на энергетическом рынке и заставила по-новому взглянуть на переход к возобновляемым источникам энергии.

В последующие месяцы после вторжения казалось, что вопросы климата отходят на второй план, а финансирование программ по сокращению выбросов (прежде всего в развивающихся странах) будет сокращаться, отчасти в результате резкого увеличения расходов на Западные страны на вооружении. Возникла угроза замедления декарбонизации.

Однако недавние саммиты показали, что подобные опасения во многом преувеличены. Все чаще говорят о взаимосвязи между войной в Украине, изменением климата, вопросами энергетической и продовольственной безопасности, разрушением экосистем и сокращением биоразнообразия.

Уже можно определить некоторые последствия войны для климатической повестки дня. Во-первых, глобальные энергетические рынки трансформируются: многие страны сменили поставщиков нефти и газа, спешно строят инфраструктуру для сжиженного природного газа, перезапускают угольные электростанции, рассматривают возможность продления срока службы атомных электростанций (или строят новые), инвестируют в новых проектах по сжиганию ископаемого топлива.

При этом средне- и долгосрочные тенденции остаются неизменными: значение и доля возобновляемых источников энергии продолжают расти. Инвестиции в этот сектор растут, как и его роль в обеспечении энергетической безопасности, а технологии становятся дешевле и эффективнее.

Во-вторых, война меняет глобальные рынки продуктов питания и удобрений. Целый ряд стран планирует расширить производство зерна и закупку сырья для производства удобрений, что представляет угрозу для экосистем и биоразнообразия.

В-третьих, сокращение поставок металлов из Украины, наряду с частичными санкциями и ограничением поставок из России, трансформируют мировую металлургию. Некоторые из изменений влияют на добычу металлов, необходимых для глобальной декарбонизации и энергетического перехода, включая сталь, алюминий, литий, никель, медь и редкоземельные металлы.

Меняются и многие другие сферы, связанные с вопросами климата и биоразнообразия. В условиях, например, борьбы российских лесопромышленников с санкциями, уходом из страны международных сертификационных структур и переориентацией экспорта (прежде всего в Китай) это увеличило нагрузку на леса в других регионах мира. Наконец, не следует забывать, что боевые действия имеют прямое влияние на экосистемы самой Украины.

Санкции и торговые барьеры поставили под сомнение климатическую политику России. Уже наметилась тенденция к де-экологизации законодательства, а также к отмене или ослаблению разного рода экологических норм, требований и проверок.

С другой стороны, российские власти продолжают принимать законы, связанные с регулированием климата и выбросов углерода, и начинаются новые проекты, такие как эксперимент на дальневосточном острове Сахалин по достижению углеродно-нейтрального состояния к концу 2025 года. Компании придерживаются своих целей по сокращению выбросов и мер ESG (экологических, социальных и управленческих). Мероприятия, посвященные климату, декарбонизации и устойчивому развитию, по-прежнему проводятся регулярно, хотя международный фокус сместился на опыт Азии, Ближнего Востока и других стран БРИКС.

На климатической конференции ООН COP27 в Египте высказался (прежде всего на панельной обсуждения) вместе с представителями Глобального Юга. Используя риторику о неоколониализме и построении многополярного мира, российские власти пытаются привлечь на свою сторону незападные страны, в том числе за счет использования технологического сотрудничества по «зеленым» вопросам.

Получается парадоксальная ситуация, при которой, с одной стороны, в России все больше акцентируется антизападная риторика и необходимость создания «суверенной зеленой повестки». С другой стороны, на COP27 и COP15 Россия говорила о невозможности исключения отдельных стран из глобального климатического диалога, а также призывала к снятию санкций и торговых ограничений на низкоуглеродные технологии и товары, необходимые для энергетического перехода.

Власти России продолжают говорить о значении экосистем крупнейшей страны мира в решении вопросов климата и биоразнообразия. Такой упор на экосистемы (в том числе, например, на посадку леса) давно характерен для России и неизменно вызывает критику со стороны международных экспертов-экологов, обвиняющих Москву в нежелании сокращать выбросы парниковых газов в других отраслях или развивать возобновляемую энергетику.

Стоит отметить, что на COP27 российские представители выступили против включения в итоговое соглашение конференции статей о сокращении использования ископаемого топлива или увеличении доли возобновляемой энергии, заявив, что позиция Москвы проистекает из поддержки развивающихся стран. Точно так же Россия продолжает настаивать на принципе «технологической нейтральности»: каждая страна может сама решать, как она будет сокращать выбросы. С точки зрения Москвы, это в первую очередь повлечет за собой развитие атомной и газовой энергетики, а также поглощение выбросов лесами.

Саммиты ООН демонстрируют, что Россия по-прежнему заинтересована в зеленой дипломатии, над чем она работает с 2014 года. После аннексии Крыма и последовавших за этим санкций представители страны стали гораздо активнее заниматься зелеными аспектами международного сотрудничества, видя в них возможность продолжить диалог и получить доступ к технологиям и финансированию.

Теперь же проблемы России с доступом к зеленым технологиям и международному финансированию будут только нарастать. Москве не стоит особо надеяться на новых партнеров: они больше заинтересованы в получении российских природных ресурсов со скидкой, чем в высокотехнологичном сотрудничестве по «зеленому» развитию.

Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН прогнозирует, что к 2050 году потенциал России по сокращению выбросов парниковых газов сократится почти вдвое, в основном из-за технологических ограничений. Однако это не обязательно помешает России достичь углеродной нейтральности к 2060 году. Это может произойти и без особых усилий со стороны государства, просто в результате экономического спада, который автоматически сократит выбросы парниковых газов.

Падение ВВП, уменьшение доли России в мировой экономике и депопуляция могут сократить выбросы парниковых газов в России. В значительной степени мы увидим повторение событий 19-го века.90-х годов, когда выбросы в России сократились более чем на 30 процентов — превысив обязательства страны по Киотскому протоколу — из-за резкого спада промышленного производства после экономических последствий распада Советского Союза. Но вряд ли это можно считать подлинной декарбонизацией.

Автор:

  • Ангелина Давыдова

Карнеги не занимает институциональную позицию по вопросам государственной политики; взгляды, представленные здесь, принадлежат автору (авторам) и не обязательно отражают взгляды Карнеги, его сотрудников или его попечителей.

Российская Федерация | Отслеживание климатических действий

Выберите обновление для просмотра 9 ноя 2022 7 фев 202229 окт 202115 сен 202122 сен 2020 2 дек 201919 сен 201917 июн 2019 3 дек 201830 апр 2018 6 ноя 2017 3 ноя 201630 ноя 2015 6 дек 201420 ноя 201323 00 июн 2013125 00 июн 2013125

Общий рейтинг
Критически недостаточно

Политика и действия
против смоделированных внутренних путей

Крайне недостаточно
< 4°C Мир

Целевой показатель НЦД
в сравнении с смоделированными внутренними путями

Крайне недостаточно
< 4°C Мир

Целевой показатель NDC
по справедливой доле

Критически недостаточно
4°C+ мир
Климатическое финансирование
Критически недостаточно
Нулевая цель

год

2060

Полнота оценивается как

Бедный
Землепользование и лесное хозяйство

исторически считался

Раковина
  • Краткое содержание
  • Цели
  • Политика и действия
  • Чистые нулевые цели
  • Предположения
  • Источники

Обзор

Незаконное вторжение России в Украину в феврале 2022 года высветило необходимость сокращения спроса на ископаемые виды топлива (ископаемый газ, нефть и уголь) в качестве правильного ответа как на климатический, так и на энергетический кризисы. Полные последствия энергетического кризиса ощущаются во всем мире, и степень их воздействия неясна.

Усилия России по борьбе с изменением климата остаются очень низкими. Его несколько соответствующих политик не амбициозны или имеют неясное ожидаемое влияние на выбросы. Существующая политика России свидетельствует об отсутствии реальных обязательств по ограничению выбросов. По оценкам CAT, Россия может легко достичь своей обновленной цели NDC с ноября 2020 года с принятой политикой и, следовательно, должна представить более сильную цель на 2030 год.

В сентябре 2022 г. российское правительство предоставило более подробную информацию о своей цели по нулевым чистым выбросам парниковых газов к 2060 г. Правительство предполагает, что к 2050 г. леса будут поглощать в два раза больше углерода, чем сегодня, а это означает, что все остальные выбросы на самом деле не обязательно достигать нуля, а нужно всего лишь сократить вдвое, чтобы достичь общего нулевого целевого показателя.

Никакая информация не подтверждает такое огромное увеличение поглощения углерода. Похоже, что в нем также не учитываются последствия огромных лесных пожаров в его сибирских лесах в последние годы.

В 2021 году Россия приняла закон, направленный на ограничение выбросов парниковых газов, лишив его всех мер, которые могли бы привести к существенному сокращению выбросов. Энергетическая стратегия до 2035 г., принятая в 2021 г., направлена ​​почти исключительно на содействие добыче, потреблению и экспорту ископаемого топлива в остальной мир. Такое сильное внимание к увеличению зависимости от доходов от ископаемого топлива создает значительный экономический риск в будущем, совместимом с температурным пределом Парижского соглашения в 1,5°C.

Отсутствие какого-либо существенного вклада России в достижение целей международного финансирования борьбы с изменением климата, а также крайне недостаточная внутренняя цель и климатическая политика приводят к тому, что КПП присваивает России общий рейтинг «Критически недостаточный».

КПП оценивает климатические цели, политику и финансы России как «критически недостаточные». Рейтинг «Критически недостаточный» указывает на то, что политика и обязательства России в области климата отражают минимальные действия или их полное отсутствие и совсем не соответствуют температурному пределу Парижского соглашения в 1,5°C.

России не удалось повысить свои амбиции, когда она представила обновленную версию NDC в ноябре 2020 года. Мы оцениваем обновленную цель NDC как «крайне недостаточную» по сравнению с смоделированными внутренними путями и «критически недостаточную» по сравнению с справедливой долей выбросов. Он также не обеспечивает адекватного финансирования борьбы с изменением климата, которое мы оцениваем как «критически недостаточное». Слабая цель будет легко достигнута в рамках существующих политик и действий, которые мы оцениваем как «крайне недостаточные».

России необходимо установить более амбициозную цель по сокращению выбросов, принять и внедрить дополнительную политику и предоставить дополнительное финансирование для повышения рейтинга CAT.

Усилия России по борьбе с изменением климата недостаточны. В соответствии с текущей политикой ожидается, что выбросы в масштабах всей экономики России будут продолжать расти до 2030 года, когда они должны быстро снижаться, особенно для такого крупного источника выбросов. КПП оценивает текущую политику России как «крайне недостаточную» по сравнению с смоделированными внутренними путями. Оценка «Крайне недостаточно» указывает на то, что политика и действия России совсем не согласуются с ограничением потепления 1,5 °C. Если бы все страны следовали подходу России, потепление могло бы составить от 3°C до 4°C.

В июне 2021 года Россия приняла сильно смягченный законопроект о климате, который, в отличие от первоначальной версии закона, не обеспечивает соблюдения квот на выбросы и не налагает штрафы на крупных источников выбросов парниковых газов. Вместо этого он просто требует от компаний сообщать о своих выбросах, начиная с 2024 года. В секторе возобновляемых источников энергии в России сохраняется значительная неопределенность, и нет никаких целей, помимо очень скромного целевого показателя производства электроэнергии из возобновляемых источников в 4,5% (исключая гидроэнергетику) к 2024 году, которые он не сможет достичь. . В транспортном секторе Россия предприняла шаги по стимулированию производства и закупки электромобилей, а также по снижению выбросов от транспорта.

Полный анализ политик и действий можно найти здесь .

Мы оцениваем поставленную перед Россией задачу NDC 2030 по сокращению выбросов на 30% по сравнению с уровнями 1990 года к 2030 году как «крайне недостаточную» по сравнению с смоделированными путями внутренних выбросов. Оценка «крайне недостаточно» указывает на то, что внутренняя цель России на 2030 год совсем не соответствует ограничению потепления 1,5 °C. Если бы все страны следовали подходу России, потепление могло бы составить от 3°C до 4°C.

Оценка CAT общего справедливого вклада России учитывает ее цель по сокращению выбросов и ее климатическое финансирование.

Мы оцениваем поставленную Россией цель NDC к 2030 году по сокращению выбросов на 30% по сравнению с уровнями 1990 года как «критически недостаточную» по сравнению с ее справедливой долей выбросов. Рейтинг «Критически недостаточный» указывает на то, что цель России по сравнению с ее справедливой долей в 2030 году отражает минимальные действия или их полное отсутствие и совсем не соответствует ограничению потепления 1,5 °C. Цель России не соответствует ни одной интерпретации справедливого подхода к соблюдению температурного предела Парижского соглашения в 1,5°C. Если бы все страны следовали подходу России, потепление превысило бы 4°C.

Взносы России в международные государственные финансы оцениваются как «Критически недостаточные». Россия не вносила сколько-нибудь существенного вклада в международное климатическое финансирование с момента принятия Парижского соглашения. Для повышения рейтинга России необходимо срочно увеличить финансовые взносы и прекратить финансирование ископаемого топлива за рубежом.

Российского климатического финансирования недостаточно для улучшения рейтинга справедливой доли, и КПП оценивает общий справедливый вклад России как «критически недостаточный».

Российский сектор землепользования, изменений в землепользовании и лесного хозяйства (ЗИЗЛХ) является крупным поглотителем выбросов с середины 1990-х годов, достигнув максимального значения -720 Мт CO 2 e в 2010 г. (36% от общего объема выбросов ПГ, не связанных с ЗИЗЛХ) . С тех пор этот показатель снизился до -569 млн т CO 90 212 2 90 213 e в 2020 году, последнем году данных инвентаризации, и, как ожидается, продолжит снижаться до 246 M т CO 90 212 2 90 213 e в 2030 году в соответствии с текущей политикой. В недавнем заявлении Министерства окружающей среды говорится о намерении России включить неуправляемые «резервные» леса наряду с управляемыми лесами в учет чистых выбросов лесного хозяйства.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>