Социализация рассматривается как: Понятие социализации, ее сущность, содержание, стадии, институты, соотношение с понятием воспитание | Развитие детей дошкольного возраста

Понятие и сущность социализации

Понятие и сущность социализации.

Социализация – это включение, вхождение, встраивание человека в социальные отношения, социальный мир, усвоение им социальных ценностей, норм поведения, знаний, навыков и умений, сформированных и утвержденных в обществе.8 Понятие “социализация” используется в философии, психологии, социологии, педагогике. Впервые это понятие описано в конце 40 – начале 50х г.г. у американских психологов и социологов (А. Парк, Д. Даллард, Дж.Кольман, В. Уолтер и др.).

Понятие “социализация” часто сводится к адаптации. Так в структурно – функциональной школе социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон) социализация раскрывается на основе понятия адаптации и толкуется как процесс вхождения человека в макро – и микро – социальную среду, приспособление индивида к существующим социальным процессам, как интеграция его с обществом – т.е. данный подход акцентирует внимание на человеке как объекте.

Напротив, в рамках гуманистической психологии (А. Маслоу,. К. Роджерс, А. Оллпорт и др.) социализация рассматривается как процесс самоактуализации личности, т. е. реализации ею своих потенций и творческих способностей. Индивид мыслится здесь как целостная самостановящаяся, саморазвивающаяся система на основе самосознания и самовоспитания, как активный субъект.

Таким образом, социализация личности представляет собой сложный процесс взаимодействия индивида с социальной средой, в итоге которого формируются качества человека как полноценного субъекта социальных отношений. Социализация, следовательно, выступает как процесс и как результат усвоения социального опыта на основе общения и деятельности индивидов.

Корни (причины) социализации:

1. Биологические корни. Необходимость социализации обусловлена биологической ограниченностью человека: т.е. ряд способностей и качеств человека, без которых он неспособен существовать и реализовывать свою жизнедеятельность, — добывать пищу, одеваться, строить жилище и др.

– человек, родившись, постепенно должен перенять от других (родителей и т.д.). Дело в том, что эти витальные сложные формы поведения не запрограммированы в генах человека и не передаются по наследству. Им человек должен обучиться, усвоить опыт других. Так, в течении первого года жизни обеспечение пищей зависит целиком от взрослых, тогда, как например, дети обезьян сами добывают себе пищу уже через 3 – 6 месяцев после рождения.

2. Социокультурные причины. Необходимость социализации обусловлена также рамками культуры данного общества, которая требует формирования у человека определенных, важных именно для данного социума качеств. Так, у американцев ценится прагматизм, деловая активность, независимость, свобода и пр. Именно эти качества формируются у американцев с помощью разных институтов и многообразными средствами. Таким образом, культура определяет направленность социализации и ее методы.

Представление о социализации

27. 07.2015

Человек — существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными. С самого рождения он включен в социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. В процессе социального взаимодействия он приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности. Социализация — это и есть процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. С точки зрения психологии социализация не может, однако, рассматриваться как простое, механическое отражение личностью непосредственного испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются, по-разному переживаются различными людьми. А потому разные личности могут выносить из объективно одинаковых социальных ситуаций различный социальный опыт.

Это положение является одним из оснований, лежащих в основе прочной связи двух одновременно и противоположных, и единых процессов — социализации и индивидуализации.

Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным социальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся школы, профессиональные учебные заведения (образовательные учреждения начального профессионального образования, техникумы, вузы), детские и молодежные организации и объединения. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Социализация может носить одновременно регулируемый, целенаправленный, и нерегулируемый, стихийный, характер. Как соотносятся понятия «воспитание» и «социализация»? Воспитание, по существу, есть одна из форм социализации личности, а именно управляемый и целенаправленный процесс социализации. Однако было бы большим упрощением представлять себе дело так, будто в официальных социальных институтах (школа, например) социализация всегда имеет целенаправленный характер и не может быть по форме стихийной, а в неформальных объединениях — наоборот.

Возможность одновременного существования социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса поясним с помощью следующего примера. Конечно, на уроке в школе усваиваются важные знания, многие из которых (особенно по общественным и гуманитарным дисциплинам) имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик на уроке усваивает не только те социальные знания, которые являются целью урока, не только те социальные правила и нормы поведения, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик усваивает и тот социальный опыт, который является сопутствующим, «случайным», с точки зрения учителя или воспитателя. Это опыт не декларируемых правил и норм, а реально испытываемый или наблюдаемый опыт социального взаимодействия учителя с учениками, учеников между собой, учителей между собой. И этот опыт может быть как позитивным, так и негативным. Он может совпадать с целями процесса воспитания (и тогда он лежит в русле данного целенаправленного процесса социализации личности) или противоречить поставленным целям.

Можно выделить первичную и вторичную социализацию.

  • Принято считать, что первичная социализация представляет собой нечто гораздо большее, чем просто когнитивное обучение, и связана с формированием обобщенного образа действительности.
  • Характер же вторичной социализации определяется разделением труда и соответствующего ему социального распределения знания. Иначе говоря, вторичная социализация (П. Бергер, Т. Лукман) представляет собой приобретение специфически-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда.

Существует и несколько иное представление, в рамках которого (Б. Г. Ананьев) социализация рассматривается как процесс, протекающий в следующих двух направлениях — становление человека как личности и становление человека как субъекта деятельности. Конечным эффектом этой социализации в виде личности и в виде субъекта деятельности является образование индивидуальности.

Социализация не есть антипод индивидуализации, процесс социализации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом. Мы уже говорили, что усвоение социального опыта всегда субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному переживаются различными личностями. А потому они оставляют неодинаковый след в психике, в душе, в личности различных людей. Социальный опыт, который выносится разными людьми из объективно одинаковых социальных ситуаций может быть существенно различным. Таким образом, лежащее в основе процесса социализации усвоение социального опыта становится еще и источником индивидуализации личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает. Распространенная в психологии личности (и в науках о личности в целом) парадигма «от социального к индивидуальному», несомненно, имеет серьезные основания и глубокий смысл. Однако ее прямолинейное понимание и соответствующее развитие лишают человека субъектного начала или по крайней мере делают это начало незначимым.

Построение на такой основе подлинной психологии личности лишено всяких перспектив и попросту невозможно. Личность — это не только социальный индивид, но и активный субъект социального развития, и, что не менее важно, активный субъект саморазвития. Таким образом, чрезвычайно важно не просто говорить об усвоении социального опыта индивидом, но обязательно рассматривать личность в качестве активного субъекта социализации. Представляется, что продуктивной в этом контексте является идея о том, что индивид изначально является социальным (а не когда-то потом им становится), а потому его развитие осуществляется (или может осуществляться?) в бесконечно многообразных направлениях, а не только от общественного к индивидуальному (Брушлинский А. В., 1991). Дальнейшее становление этого подхода в психологии не предполагает, конечно, отказа от концепции развития личности в процессе социализации. В противном случае это была бы уже другая крайность. В действительности важно рассматривать личность в качестве активного субъекта социализации.

Более того, пожалуй, даже процесс социальной адаптации личности следует рассматривать как активно-развивающий, а не только как активно-приспособительный. Хотя, возможно, именно здесь уместно заметить, что любому процессу развития присуща внутренняя динамика приобретения и потерь. Ни один процесс развития, как справедливо отмечено (Paul B. Baltes, 1994), не состоит исключительно только из роста и совершенствования.

Процесс социализации не завершается по достижении человеком взрослого состояния. Социализация личности, образно говоря, относится по типу к процессам «с неопределенным концом», хотя и с определенной целью. И продолжается этот процесс непрерывно на протяжении всего онтогенеза человека. Из этого следует, что социализация не только никогда не завершается, но и «никогда не бывает полной» (Бергер П., Лукман Т., 1995). Наверное, кто-то может увидеть в этом основы для пессимизма и признаки фатальной обреченности на пути к достижению совершенства. Нам же представляется, что здесь заложено скорее больше позитивных тенденций и оптимистических начал. Ибо отмеченная незавершенность и неполнота развития могут быть проинтерпретированы как основания бесконечности и неограниченности саморазвития личности.

Ключевые слова: Социализация

Источник: Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

Материалы по теме

Социальная ситуация развития младшего школьника

Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология

Семья как институт социализации

Белинская Е.П., Социальная психология личности

Социальная зрелость личности

Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера…

Социальный институт: понятие, виды. СМИ как социальный институт

Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.

Теория социализации в обществе позднего капитализма (Ю. Хабермас)

Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С…

Социальная ситуация развития подростков

Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология

Воспитание и социализация

Григорович Л.А., Педагогика и психология

Культура как контекст правовой социализации

Гулевич О.А., Голынчик Е.О. Правосознание и правовая социализация. Аналитический обзор:…

Играть | поведение | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Социализация | Введение в социологию |

Модуль 4: Социализация

Чему вы научитесь: объяснять социализацию и описывать ее основные теории

Рисунок 1 . Социализация – это продолжающийся всю жизнь процесс, посредством которого люди усваивают ценности и нормы данного общества. Ранние вечеринки по случаю дня рождения могут помочь детям понять важность дня рождения и научить их ассоциировать сладости и подарки с днем ​​рождения. (Фото предоставлено Хорхе Ибаньесом/unsplash)

Как вы развили свое чувство идентичности и что делает вас вами ? В то время как психологи обычно сосредотачиваются на том, как разум и внутренние мыслительные процессы ведут к развитию личности, социологи сосредотачивают свое исследование на роли общества и социального взаимодействия в саморазвитии. Как окружающая среда и другие люди сформировали вас сегодня? Когда и как вы разработали концепцию правильного и неправильного?

В этом разделе вы изучите работу ученых-бихевиористов и рассмотрите, какие факторы влияют на вашу личность и осведомленность.

Результаты обучения

  • Объяснить важность социализации как для отдельных людей, так и для общества
  • Отличие природы от воспитания в социализации
  • Опишите психологические и социологические теории социализации

Важность социализации

Социализация — это продолжающийся всю жизнь процесс, посредством которого люди усваивают ценности и нормы данного общества. Социализация не то же самое, что общение . Социализация — это социальное общение с другими людьми (например, с семьей, друзьями, соседями, коллегами), тогда как социализация — это процесс, который может включать в себя общение как один элемент, но представляет собой более сложный, многогранный и формирующий набор интерактивных переживаний. Это также адаптивный опыт обучения на протяжении всей жизни, потому что общество постоянно меняется, и потому что мы можем оказаться в новых ситуациях — например, на новой работе с другими нормами и ценностями или в другой семейной роли — например, в роли родителя или опекуна. к старшему родственнику.

Как показывает история Даниэль в начале этого модуля , изучаются даже самые основные виды человеческой деятельности. Вы можете быть удивлены, узнав, что даже физические задачи, такие как сидение, стояние и ходьба, не развивались у Даниэль автоматически по мере ее взросления. А без социализации Даниэлла не узнала о материальной культуре своего общества (материальных объектах, которые использует культура): например, она не могла держать ложку, подбрасывать мяч или сидеть на стуле. Она также не изучила его нематериальную культуру, такую ​​как его убеждения, ценности и нормы. Она не понимала понятия «семья», не знала культурных ожиданий в отношении пользования туалетом и не имела чувства скромности. Самое главное, она не научилась использовать символы, составляющие язык, благодаря которым мы узнаем о том, кто мы есть, как мы вписываемся в других людей, а также о естественном и социальном мирах, в которых мы живем.

Социологи уже давно очарованы обстоятельствами, подобными ситуации Даниэль, когда ребенок получает достаточную человеческую поддержку, чтобы выжить, но практически не имеет социального взаимодействия, потому что они подчеркивают, насколько мы зависим от социального взаимодействия, чтобы предоставить информацию и навыки, которые нам нужны, чтобы быть частью общества или даже развивать «я».

Социализация имеет решающее значение как для отдельных людей, так и для обществ, в которых они живут. Как личности, социальное взаимодействие предоставляет нам средства, с помощью которых мы постепенно обретаем способность видеть себя глазами других и то, как мы узнаем, кто мы есть и как мы вписываемся в большой мир. Кроме того, чтобы успешно функционировать в обществе, мы должны изучить основы как материальной, так и нематериальной культуры, от того, как одеваться до того, что подходит для определенного случая; от того, когда мы спим, до того, на чем мы спим; и от того, что считается уместным есть на обед и даже как пользоваться плитой для его приготовления. Самое главное, мы должны выучить язык — будь то доминирующий язык или распространенный в субкультуре, вербальный или с помощью знаков — чтобы общаться и думать. Как мы видели на примере Даниэль, без социализации у нас нет общепризнанного самоощущения.

Для функционирования общества необходима социализация людей. Хотя то, как это происходит и что передается с точки зрения культурных норм и ценностей, различается, каждое общество полагается на социализацию, чтобы обеспечить свое выживание. Основной ценностью в Соединенных Штатах является демократия, поэтому дети в США могут услышать о голосовании или пойти голосовать со своими семьями еще до того, как они пойдут в школу. В школе они узнают об американской истории, гражданском праве и гражданстве. Студенты также узнают, как США не поддерживают демократические идеалы и лишают избирательных прав различные группы людей. Таким образом, помимо голосования и обучения тому, как использовать материальные объекты, такие как машины для голосования, дети также узнают о различных социальных движениях и лидерах, которые сопротивлялись существующим социальным нормам, чтобы способствовать изменениям. Изучение того, как общество не смогло соответствовать своим идеалам (и продолжает бороться в определенных областях), помогает гражданам не только понять ценности и нормы на личном уровне, но и увидеть важность ценностей и норм в обществе, а также как они могут измениться с течением времени. Помните, что социализация — это процесс на всю жизнь, поэтому в нашем примере люди будут продолжать проверять, соответствуют ли США своим демократическим идеалам на протяжении многих лет.

ПОСМОТРЕТЬ

Посмотрите это видео, чтобы узнать больше о том, что значит быть социализированным и что способствует социализации. Видео обеспечивает эффективный обзор нескольких концепций, связанных с социализацией, которые будут рассмотрены в этом модуле.

Рис. 2. Социализация учит нас ожиданиям нашего общества от ужина вне дома. Нравы и обычаи разных культур (Когда можно есть руками? Как следует хвалить повара? Кто «глава» стола?) усваиваются посредством социализации. (Фото предоставлено Ниямом Бхушаном/flickr)

Природа против воспитания

Некоторые эксперты утверждают, что то, кем мы являемся, полностью основано на генетике или нашей биологической структуре. Согласно этому убеждению, наш темперамент, интересы и таланты заложены еще до рождения. С этой точки зрения, кто мы есть, зависит от природы . Другие, в том числе большинство социологов, утверждают, что то, кем мы являемся, является результатом 90 143 воспитания 90 144 — отношений и среды, которые нас окружают.

Рисунок 3. Однояйцевые близнецы могут выглядеть одинаково, но их различия могут дать нам ключ к пониманию эффектов социализации. (Фото предоставлено Д. Фламом/flickr)

Исследователи пытаются измерить влияние природы, изучая близнецов. В некоторых исследованиях изучались однояйцевые близнецы, выросшие отдельно. Пары имели одинаковое генетическое наследование, но в некоторых случаях социализировались по-разному. Случаи такой ситуации редки, но изучение степени, в которой однояйцевые близнецы, выращенные отдельно, одинаковы или различны, может дать исследователям представление о том, как наши темпераменты, предпочтения и способности формируются нашим генетическим строением в сравнении с нашей социальной средой.

Например, в 1968 году девочки-близнецы, рожденные от психически больной матери, были отданы на усыновление, разлучены друг с другом и воспитывались в разных семьях. Приемные родители и, конечно, сами усыновленные не знали, что девочки были одной из пяти пар близнецов, ставших объектами научного исследования (Flam 2007).

В 2003 году две тридцатипятилетние женщины воссоединились. Элиз Шейн и Паула Бернстайн сидели вместе в страхе, чувствуя себя так, будто смотрят в зеркало. Они не только выглядели одинаково, но и вели себя одинаково, используя одни и те же жесты рук и выражения лица (Spratling 2007). Подобные исследования указывают на генетические корни нашего темперамента и поведения.

Копать глубже

Узнайте о знаменитых близнецах Оскаре и Джеке, которые были разлучены в младенчестве и вели совершенно разные жизни. Вы можете посетить статью «Разлученные при рождении», чтобы прочитать о пяти других наборах близнецов, которые выросли врозь и открыли друг друга в более позднем возрасте.

Хотя генетика и гормоны играют важную роль в человеческом поведении, социологию больше всего волнует влияние общества на человеческое поведение — «воспитание» в споре о природе и воспитании. Какой расы были близнецы? Из какого социального класса были их родители? Как насчет пола? Религия? Все эти факторы повлияли на жизнь близнецов не меньше, чем на их генетический состав, и их необходимо учитывать, когда мы смотрим на жизнь через призму социологии.

Жизнь Криса Лангана, самого умного человека, о котором вы никогда не слышали

Вышибала. Пожарный. Рабочий. Ковбой. Крис Ланган большую часть своей взрослой жизни просто справлялся с такой работой. У него не было высшего образования, мало ресурсов и прошлое, полное разочарований. У Криса Лангана также был IQ выше 195, что почти на 100 пунктов выше, чем у среднего человека (Brabham 2001). Так почему же Крис не стал нейрохирургом, профессором или авиационным инженером? Согласно Макольму Гладуэллу (2008) в его книге Outliers: The Story of Success , Крис не обладал набором социальных навыков, необходимых для достижения такого высокого уровня — навыков, которые не являются врожденными, а приобретаются.

Гладуэлл обратилась к недавнему исследованию, проведенному социологом Аннетт Ларо, в котором она внимательно следила за 12 семьями из различных экономических слоев и изучала их методы воспитания. Родители из малообеспеченных семей следовали стратегии «достижения естественного роста», то есть позволяли своим детям развиваться самостоятельно с большой долей независимости; однако родители из семей с более высоким доходом «активно поощряли и использовали таланты, мнения и навыки ребенка» (Gladwell 2008). Эти родители с большей вероятностью участвовали в аналитической беседе, поощряли активные расспросы об истеблишменте и способствовали развитию навыков ведения переговоров. Родители также смогли познакомить своих детей с широким кругом занятий, от спорта и музыки до ускоренных академических программ. Когда одному ребенку из среднего класса было отказано в приеме в программу для одаренных и талантливых, мать обратилась в школу с ходатайством и организовала дополнительное тестирование до тех пор, пока ее дочь не приняли. Однако родители с низким доходом с большей вероятностью беспрекословно подчинялись властям, таким как школьные советы. Их дети не были социализированы, чтобы комфортно противостоять системе и высказываться (Gladwell 2008).

Какое это имеет отношение к Крису Лангану, которого некоторые считают самым умным человеком в мире (Brabham 2001)? Крис родился в крайней нищете, путешествуя по стране с жестоким отчимом-алкоголиком. Его гений остался практически незамеченным. Получив полную стипендию в Рид-колледже, он потерял финансирование из-за того, что его мать не смогла заполнить необходимые документы. Не сумев успешно представить свои доводы администрации, Крис, получивший пятерки в предыдущем семестре, получил пятерки в стенограмме и был вынужден бросить учебу. После того, как он поступил в штат Монтана, отказ администратора изменить расписание его занятий лишил его возможности найти средства, необходимые для проезда 16 миль, чтобы посещать занятия. То, что было у Криса в гениальности, ему не хватало практического интеллекта, или того, что психолог Роберт Штернберг определяет как «знание того, что сказать кому, знать, когда сказать это, и знать, как сказать это для достижения максимального эффекта» (Sternberg et al. 2000). . Такое знание никогда не было частью его социализации.

Крис бросил учебу и начал работать на множестве рабочих профессий, параллельно преследуя свои интеллектуальные интересы. Хотя недавно он привлек внимание своей «Теоретической когнитивной моделью Вселенной», он по-прежнему устал от образовательной системы и сопротивляется ей.

Как заключил Гладуэлл: «Ему пришлось пробиваться в одиночку, и никто — ни рок-звезды, ни профессиональные спортсмены, ни миллиардеры-разработчики программного обеспечения, ни даже гении — никогда не справляются в одиночку» (2008).

Крис — белый мужчина, родившийся в Соединенных Штатах, хотя он также столкнулся со значительными экономическими и бытовыми проблемами. Как изменилась бы история, если бы нашим примером была иммигрантка с темной кожей? Социальный класс и то, что Пьер Бурдье называет «культурным капиталом», важны для управления жизненными шансами, но, возможно, не менее важны раса / этническая принадлежность, пол, экономический класс и то, воспринимается ли человек как иммигрант или гражданин по рождению.

Все социологи признают важность социализации для здорового индивидуального и общественного развития. Но как к этой теме подходят ученые, работающие в трех основных теоретических парадигмах?

Структурные функционалисты сказали бы, что социализация необходима обществу как потому, что она обучает членов успешно действовать в нем, так и потому, что она увековечивает культуру, передавая ее новым поколениям. Без социализации культура общества дестабилизировалась бы и в конечном итоге погибла бы по мере вымирания ее членов.

Теоретик конфликта может утверждать, что социализация воспроизводит неравенство от поколения к поколению, передавая разные ожидания и нормы людям с разными социальными характеристиками. Например, люди по-разному социализируются в зависимости от пола, социального класса и расы. Как и в случае с Крисом Ланганом, это создает разные (неравные) возможности.

Интеракционист, изучающий социализацию, занимается личным обменом и символической коммуникацией. Например, одевая мальчиков в синее, а девочек в розовое — это небольшой способ передать информацию о различиях гендерных ролей.

Подумай об этом

  • Почему исследования близнецов являются важным способом узнать об относительном влиянии генетики и социализации на детей? На какие вопросы о развитии человека, по вашему мнению, лучше всего могут ответить исследования близнецов? Для каких типов вопросов исследования близнецов не будут столь полезными?
  • Как вы думаете, почему такие люди, как Крис Ланган, продолжают испытывать трудности даже после того, как им помогают социальные системы? Как эта история помогает вам понять роль природы и роль воспитания?

Теории социализации

Теории социализации

Когда мы рождаемся, у нас есть генетический состав и биологические черты. Однако то, кем мы являемся как человеческие существа, — наша идентичность — развивается посредством социального взаимодействия. Многие ученые, как в области психологии, так и в области социологии, описали процесс саморазвития как предшественник понимания того, как это «я» становится социализированным.

Психологические аспекты саморазвития

Психоаналитик Зигмунд Фрейд (1856–1939) был одним из самых влиятельных современных ученых, предложивших теорию о том, как люди развивают чувство собственного достоинства. Он считал, что личность и половое развитие тесно связаны, и разделял процесс созревания на психосексуальные стадии: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. Он утверждал, что саморазвитие человека тесно связано с ранними стадиями развития, такими как грудное вскармливание, приучение к туалету и сексуальное сознание (Фрейд, 1905). Согласно Фрейду, неспособность должным образом участвовать в определенной стадии или выйти из нее приводит к эмоциональным и психологическим последствиям на протяжении всей взрослой жизни. Взрослый с оральной фиксацией может предаваться перееданию или пьянству. Анальная фиксация может привести к аккуратному фрику (отсюда и термин «анальный ретентив»), в то время как человек, застрявший на фаллической стадии, может быть неразборчивым в связях или эмоционально незрелым. Хотя нет убедительных эмпирических данных, подтверждающих теорию Фрейда, его идеи продолжают вносить свой вклад в работу ученых в различных дисциплинах.

Психолог Эрик Эриксон (1902–1994) создал теорию развития личности, частично основанную на работах Фрейда. Однако Эриксон считал, что личность продолжала меняться с течением времени и так и не была закончена. Его теория включает восемь стадий развития, начиная с рождения и заканчивая смертью. Согласно Эриксону, люди проходят эти этапы на протяжении всей своей жизни. В отличие от внимания Фрейда к психосексуальным стадиям и основным человеческим побуждениям, взгляд Эриксона на саморазвитие отдавал должное более социальным аспектам, таким как то, как мы договариваемся между нашими собственными базовыми желаниями и тем, что принимается обществом (Erikson 19). 82).

Жан Пиаже (1896–1980) был швейцарским психологом, который специализировался на развитии детей, уделяя особое внимание роли социальных взаимодействий в процессе развития. Он признавал, что развитие личности происходило в результате переговоров между миром, существующим в нашем сознании, и миром, существующим в том виде, в каком он переживается в обществе (Piaget, 1954). Все трое этих мыслителей внесли свой вклад в наше современное понимание саморазвития.

Лоуренс Колберг (1927–1987) интересовался тем, как люди учатся решать, что правильно, а что нет. Чтобы разобраться в этой теме, он разработал теория нравственного развития , включающая три уровня: доконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. Мораль обычно относится к тому, как люди узнают, что общество считает «хорошим» и «плохим», что важно для нормально функционирующего общества. На доконвенциональной стадии маленькие дети, не обладающие более высоким уровнем когнитивных способностей, познают окружающий мир только посредством органов чувств. В подростковом возрасте все больше осознают чувства других, и подростки начинают принимать их во внимание при определении того, что «хорошо» и что «плохо». На заключительном этапе, называемом постконвенциональным, люди начинают думать о морали в более сложных, абстрактных терминах, например, американцы считают, что каждый имеет право на жизнь, свободу и стремление к счастью. На этом этапе люди также осознают, что законность и мораль не всегда совпадают в равной степени (Kohlberg 19).81).

Психолог Кэрол Гиллиган (1936–) признала, что теория Кольберга может указывать на гендерную предвзятость, поскольку его исследование проводилось только на мужчинах, поэтому она решила изучить различия между тем, как мальчики и девочки развивали мораль. Исследование Гиллиган показало, что мальчики и девочки действительно по-разному понимают мораль. Мальчики, как правило, имеют точку зрения на справедливость, уделяя особое внимание правилам и законам. Девочки, с другой стороны, имеют точку зрения заботы и ответственности, и они более склонны рассматривать личную причину поведения, которое кажется аморальным. Гиллиган также признал, что теория Кольберга основывалась на предположении, что точка зрения справедливости была правильной или лучшей точкой зрения. Гиллиган, напротив, предположил, что ни одна из точек зрения не является «лучшей» и что две нормы справедливости служат разным целям. В конечном счете, она объяснила, что мальчики социализируются для рабочей среды, где правила обеспечивают бесперебойную работу, в то время как девочки социализируются для домашней среды, где гибкость обеспечивает гармонию в уходе и воспитании (Гиллиган 19).82; Гиллиган 1990).

Последствия изоляции И отсутствия социализации

Рис. 4. Детеныши макак-резусов, как и люди, нуждаются в социальных контактах для здорового развития. (Фото любезно предоставлено Полом Асманом и Джилл Ленобль/flickr)

Необходимость раннего социального контакта была продемонстрирована исследованием Гарри и Маргарет Харлоу. С 1957 по 1963 год Харлоу провели серию экспериментов, изучая, как макаки-резусы, которые ведут себя во многом как люди, страдают от изоляции в младенчестве. Они изучали обезьян, выращенных в двух типах «суррогатных» материнских обстоятельств: скульптура из сетки и проволоки или «мать» из мягкой махровой ткани. Обезьяны систематически предпочитали компанию матери-заменителя из мягкой махровой ткани (очень напоминающей макаку-резус), которая не могла их кормить, матери из сетки и проволоки, которая обеспечивала пропитание через трубку для кормления. Это продемонстрировало, что, хотя пища важна, социальный комфорт имеет большую ценность (Harlow and Harlow 19).62; Харлоу, 1971). Более поздние эксперименты по тестированию более жесткой изоляции показали, что такая депривация социальных контактов привела к серьезным проблемам в развитии и социальной жизни в более позднем возрасте, как показано на примере Даниэль, которая была представлена ​​в начале модуля.

Социологические взгляды на саморазвитие

Одним из первых авторов социологических взглядов на саморазвитие был Чарльз Кули (1864–1929). Он утверждал, что самопонимание человека частично строится на нашем восприятии того, как другие смотрят на нас, — процесс, названный «я-зазеркалье» (Cooley 19). 02), который обсуждался, когда мы впервые представили символический интеракционизм. Эта концепция занимает центральное место в социологических взглядах на саморазвитие, потому что она демонстрирует важность социального взаимодействия в развитии личности.

Позднее Джордж Герберт Мид (1863–1931) изучал самость , особую идентичность человека, которая развивается в результате социального взаимодействия. Для того, чтобы участвовать в этом процессе «я», человек должен иметь возможность смотреть на себя глазами других. Это не врожденная способность (Мид 1934). Благодаря социализации мы учимся ставить себя на место другого человека и смотреть на мир с его точки зрения. Это помогает нам осознать себя, поскольку мы смотрим на себя с точки зрения «другого». Случай Даниэль, например, иллюстрирует, что происходит, когда в раннем опыте отсутствует социальное взаимодействие. Напомним, что у Даниэллы не было способности видеть себя так, как ее видели бы другие. С точки зрения Мид, у нее не было социально информированного «я».

Как мы превращаемся из новорожденных в людей с «я»? Мид считал, что существует определенный путь развития, который проходят все люди. На подготовительном этапе дети способны только к подражанию; у них нет способности представить, как другие видят вещи. Они копируют действия людей, с которыми регулярно взаимодействуют, например своих матерей и отцов. Затем следует стадия игры, во время которой дети начинают брать на себя роль, которую мог бы сыграть другой человек. Таким образом, дети могут примерить на себя точку зрения родителей, разыгрывая «взрослое» поведение, например, играя в «наряды» и разыгрывая роль «мамочки», или разговаривая по игрушечному телефону так, как это делает их отец.

На этапе игры дети учатся рассматривать несколько ролей одновременно и то, как эти роли взаимодействуют друг с другом. Они учатся понимать взаимодействия с участием разных людей с различными целями. Например, ребенок на этом этапе, скорее всего, будет знать о различных обязанностях людей в ресторане, которые вместе создают приятный обеденный опыт (например, кто-то усаживает вас, другой принимает ваш заказ, кто-то еще готовит еду, пока еще другой убирает грязную посуду).

Наконец, дети развивают, понимают и усваивают идею обобщенного другого , общие поведенческие ожидания общества в целом. На этой стадии развития человек способен представить, как его или ее видят один или многие другие, и, таким образом, с социологической точки зрения, иметь «я» (Mead 1934; Mead 1964).

Смотреть

Узнайте больше о теории Мида о себе и о том, как развивается самоидентификация, из этого видео Академии Хана.

Психологические и социологические теории социализации

Как вы узнали, и у психологов, и у социологов есть теории о социализации и влияниях, которые делают вас вами . Однако эти две дисциплины различаются тем, что психологические теории, как правило, сосредотачиваются на внутренних процессах и разуме, тогда как социологи сосредотачиваются на внешних влияниях, взаимодействиях и обществе.

Психологические теории социализации Социологические теории социализации
Фокус — это то, как разум влияет на поведение человека Фокус — роль общества в формировании поведения
Психологи склонны заглядывать внутрь себя (психическое здоровье, эмоциональные процессы), чтобы понять поведение человека Социологи склонны смотреть вовне (социальные институты, культурные нормы, взаимодействие с другими), чтобы понять человеческое поведение
Ключевые психологические вклады Зигмунда Фрейда Ключевой социологический вклад Джорджа Герберта Мида

Подумай об этом

Представьте, что вы проводите исследование первых поцелуев.

Вирусное видео First Kiss  было рекламой одежды, в которой моделям, актерам и музыкантам платили за поцелуй с незнакомцем. Образы красивых незнакомок, целующихся под саундтрек модной музыки, укрепляют культурные идеалы о том, что означает первый поцелуй, и дают достаточный материал для социологических теорий.

Социолог, скорее всего, изучит культурные нормы свиданий, религиозные убеждения, возраст, пол, сексуальную ориентацию, исторические модели первого поцелуя и общество (включая географическое положение). Романтическая любовь не была частью какого-либо общества до 18 века. До этого брак был в первую очередь политическим и экономическим соглашением, в рамках которого любовь и желание не принимались во внимание, хотя потенциально могли развиваться как часть союза.

Недавнее исследование первого поцелуя, проведенное психологами из Университета Коннектикута, изучало отражение личности (то есть интроверта или экстраверта), внутренних и внешних мотивов, психосоциальных качеств идентичности и близости, а также дополнительных факторов, таких как религиозная принадлежность семьи. , самооценка, употребление алкоголя, академический опыт, образ тела и размер тела (Lefkowitz et. al. 2018).

Социологи и психологи иногда сотрудничали для расширения знаний, и дисциплинарные области как социальной психологии, так и биосоциологических исследований предлагают некоторые пересекающиеся точки зрения. Однако, вообще говоря, ориентация на внутренние (психология) и внешние (социология) элементы остаются фундаментальными ориентирами для каждой дисциплины. Обе дисциплины вносят ценный вклад благодаря различным подходам и дают нам широкий спектр полезных идей.

Глоссарий

обобщенное другое:

общепринятые поведенческие ожидания общества в целом

нравственное развитие:

особое чувство идентичности человека, развивающееся в результате социального взаимодействия

природа:

влияние нашей генетической структуры на себя- развитие

воспитание:

роль, которую наша социальная среда играет в саморазвитии

самость:

отчетливое чувство идентичности человека, развивающееся посредством социального взаимодействия

социализация:

процесс, в ходе которого люди приходят к пониманию социальных норм и ожиданий, принимают общественные убеждения и узнают об общественных ценностях.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>